поиск:   разделы   рассылка Андрей Виноградов Свидетели Христа " Если христианин исповедует Христа и за это погибает, то тем самым он свидетельствует о своем родстве со Христом " Источник:  Нескучный сад В чем смысл мученичества? Всегда ли мученичество должно быть добровольным? Почему не признаны мучениками, убитые, но не отрекшиеся Христа: в Чечне – священник Петр Сухоносов, в Кабардино-Балкарии – священник Игорь Розин, оптинские насельники – о. Василий, иноки Трофим и Ферапонт, солдат Евгений Родионов, замученный в чеченском плену? Многие верующие почитают их как мучеников. Отвечает Андрей ВИНОГРАДОВ, старший научный сотрудник Центра истории восточно-христианской культуры ИВИ РАН. Аргументация кровью – За что Церковь почитает мучеников?Мученик – это человек, который ценой своей жизни засвидетельствовал веру во Христа. Слово " мученик " в русском языке связано со словом " мучение " , но по-гречески мученик – это " μρτυ " , т.е. " свидетель " . Не совсем понятно, почему " мартюс " стали переводить на славянский как " мученик " , если идея мучений как раз здесь вторична. Отчасти это можно объяснить тем, что славян в подвиге мученичества больше всего поражали сами страдания, которые могли претерпеть мученики. В то время как для греков, которые с феноменом мученичества познакомились на тысячелетие раньше, когда вера во Христа только распространялась, центральной была тема свидетельства мучеников о Христе. Как участвует свидетель в суде – приходит и говорит правду. А за правду о Христе в те времена казнили. Жизнь – это самое драгоценное, что есть у человека, и он как бы должен решить: меняет он ее на вечную жизнь или не меняет. В этом смысле смерть – это такой знак, порог, который нельзя перейти " просто так " . Да, в жизни мы делаем выбор – свидетельствовать о Христе или не свидетельствовать, но выбор перед лицом смерти – окончательный. Если христианин исповедует Христа и за это погибает, то тем самым он свидетельствует о своем родстве со Христом, уподобляется Ему. Доказывает, что стал человеком, который презрел плоть и кровь, презрел внешнего человека, и стал человеком внутренним, отказался от временной жизни – не потому, что она ему надоела или была какой-то безрадостной, – а потому, что вечная жизнь для него действительно желаннее, дороже.

http://religare.ru/2_93923.html

Февраль 1. Св. мученик Трифон Дух Божий в юноше Святый муч. Трифон в юном возрасте врачевал болезни и изгонял бесов. Римский царь Гордиан, из дочери которого мученик Трифон изгнал беса, – пожелал своими очами увидеть изгнанного беса. Муч. Трифон действительно вызвал беса, и все увидели его в виде черного пса с огненными очами. Явление беса видимое Св. муч. Трифон спросил беса: «кто тебя послал в отроковицу?» Бес отвечал: «отец, начальник всякой злобы, сидящий во аде». Мученик Трифон: «Кто тебе дал власть такую»? Бес: «мы не имеем власти над теми, которые знают Бога и веруют в единородного Сына Божия; только по попущению Божию наносим им легкие искушения. А над теми имеем полную власть, которые не веруют в Бога, ходят в похотях своих и угодное нам творят. Угодные же нам дела суть: идолопоклонничество, хула, прелюбодеяние, зависть, убийство, гордость и проч. Эти опутываются грехами, как сетями; они друзья наши, и одна их с нами участь ждет». Молящиеся мученику Трифону будут услышаны Св. мученик Трифон пред кончиною молился: «Боже! прими в мире душу мою; всех же, иже мене, раба Твоего, воспоминати будут, услыши с высоты святыни Твоея и призри на них от святаго жилища Твоего, подая им изобильные и нетленные дарования, яко един еси благ и щедрый податель во веки веков». Лествица возводящая на небо Мученица Перепетуя видела в видении золотую лествицу, доходящую до небес, по сторонам которой наткано множество острого оружия – мечей, ножей, бритв, копий, крюков, гвоздей, удиц, при подножии же лествицы лежал большой змий, препятствующий восходить по ней. 4. Преп. Николай исповедник Прелюбодеяние, смертью наказанное Варда влюбился в жену сына своего – царя Михаила – и грех был наказан смертью обоих. Падение и скорое восстание Инок Николай, смущенный помыслом, вошел в город и впал в любодеяние, – потом хотел броситься в реку; но, одумавшись, целый год молился Богу в уединении; пред светлым праздником приготовил лампаду, помолился, чтоб Господь Сам возжег оную во извещение прощения греха, – и только за третьим молитвенным подвигом Господь обрадовал его чудом. 5. Св. мученица Агафия

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Двадцать второй день. Св. мученик Василиск. (Доказательства той истины, что смерть телесная служит для нас только переходом к бессмертию). I. Св. муч. Василиск, память коего ныне, был племянник св. Феодора Тирона; он пострадал вместе с Евтропием и Клеоником (пам. их 3-го марта), но принял смерть от меча после них в царств. Максимилиана, в 308 г. Мучения, которым он был подвергнут, сопровождались поразительнейшими чудесами, о чем свидетельствует очевидец их, св. муч. Евсигний (пам. его 5-го авг.). Этот мученик Василиск, как свидетельствуют многие историки, после смерти своей явился св. Иоанну Златоустом у. Это было в г. Команах, где пострадал св. Василиск, где была сооружена церковь во имя его и лежали его мощи и где на пути к месту изгнания скончался св. Иоанн Златоуст . Здесь, перед кончиной его, св. муч. Василиск явился великому святителю и сказал: «не унывай, брате Иоанне, завтра будем вместе». II. Явление из загробного мира св. муч. Василиска напоминает нам, братия, о бессмертии нашей души, о будущей жизни, о том, что смерть телесная служит для нас только переходом к бессмертию. Вера наша в ту истину, что по смерти телесной мы не обратимся в ничтожество, а будем жить новою, вечною жизнию, что гроб бывает для нас не иным чем, как только лествицею от земли или возводящею на небо или низводящею во ад, – для нас весьма необходима и спасительна. Без веры в истину бессмертия нашей души и будущей загробной жизни нашей мы в своей земной жизни и деятельности легко могли бы сравниться с скотами бессмысленными, у коих предмет и конец деятельности, верх наслаждения – одно удовлетворение чувственности, даже легко могли бы превратиться в зверей, безжалостно терзающих друг друга, для насыщения своего не щадящих жизни подобных себе существ, – могли бы дойти до забвения всех добродетелей и обязанностей. Но столь необходимая и спасительная вера в истину бессмертия нашей души и будущей загробной жизни у всех ли тверда и крепка? Есть маловеры, которые, хотя не отвергают загробной жизни, но судят о ней только предположительно, с нерешительностию. «Может быть, – говорят они, что по смерти и оживем; статься может, что и будет воздаяние каждому по делам за пределами гроба, будем мы или блаженствовать или мучиться в продолжение целой вечности; о будущем нельзя сказать ничего определеннаго, будущее закрыто для нас». Посему, бр., для укрепления сомневающихся в сей истине и вообще для назидания нашего теперь, в день св. муч. Василиска, своим явлением из загробного мира свидетельствующего о бытии сей жизни, благовременно нам при свете слова Божия и здравого разума уяснить себе истину, что смерть телесная не есть прекращение нашего бытия, уничтожение нашего существа, а начало новой, нескончаемой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мая 13 (26) Священномученики Василий (Соколов), Христофор (Надеждин) и Александр (Заозерский), преподобномученик Макарий (Телегин) и мученик Сергий (Тихомиров) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Весной 1922 года началось новое гонение на Православную Церковь , которое по замыслу безбожных властей ради устрашения духовенства и паствы должно было окончиться казнями. Поводом должно было послужить изъятие церковных ценностей, а те, кто менее всего имел отношение к сопротивлению изъятию, должны быть расстреляны, ибо ничто не действует так устрашающе, как казнь невиновных, каковыми и были обвиняемые – священномученики Василий, Христофор, Александр, преподобномученик Макарий и мученик Сергий. Промыслом Божиим более всего сведений сохранилось о священномученике Василии. Священномученик Василий родился в 1868 году в селе Старая Слобода Александровского уезда Владимирской губернии в семье диакона Александра Соколова. Он окончил Спасо-Вифанскую Духовную семинарию и с 1 октября 1888 года по 4 декабря 1890 года был учителем церковноприходской Закубежской школы Александровского уезда. 16 декабря 1890 года он был рукоположен в сан священника к Христорождественской церкви села Пустого Переяславльского уезда Владимирской губернии. Во все время служения в селе – с 1891 по 1906 год – отец Василий был заведующим и законоучителем церковноприходской школы. Далее расскажем о жизни отца Василия его собственными словами 10 . «Хорошо жилось батюшке отцу Василию, священнику села Пустого Владимирской епархии, так хорошо жилось, что лучше и быть не надо. Первое дело, благословил его Господь счастливым супружеством. Второе же дело, благословил Бог отца Василия служебными успехами и материальным достатком. Немного послужил во иереях отец Василий в своем маленьком приходе, но многого достиг он. Довольные прихожане говорили: «И нет-то лучше нашего батюшки; что проповеди скажет, что порядки ведет, да по всему! " Храм Божий при неусыпных заботах священника содержался всегда в подобающем благолепии и беспрерывно поновлялся и благоукрашался.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мученик Иоанн-Мавия – православный «халиф» Икона Собора святых Антиохийской Церкви. В 3-м ряду 3-й слева - свт. Феодор Едесский В «Житии святого Феодора Едесского», жившего в IX веке, есть рассказ о том, как святитель обратил в христианство арабского мусульманского правителя, который позднее принял мученическую кончину от рук своих бывших единоверцев. Этот правитель был прославлен Православной Церковью в лике святых как мученик Иоанн-Мавия. Сопоставление с современными житию арабскими историческими источниками проливает больше света на эту историю, которую можно признать одной из наиболее смелых миссионерских попыток византийцев среди арабов. Большинство современных исследователей согласны в том, что «Житие святого Феодора Едесского» написано на греческом языке в IX веке Василием Эмесским, который был племянником и учеником святителя Феодора . Греческая рукописная традиция называет автора епископом Эмессы, а в арабских рукописях его определяют епископом Манбиджским (древний Иераполь). О жизни Василия из других источников ничего не известно, сам он несколько раз говорит о себе как об участнике или свидетеле описываемых им в «Житии» событий. «Житие» составлено на Востоке, на территории, которая была прежде византийской, но ко времени написания входила в арабский халифат. Греческие рукописи «Жития» восходят к началу XI века (текст, опубликованный Васильевским в 1886 году, взят из рукописи 1023 года). Большинство современных исследователей согласны с тем, что Феодор, подвизавшийся в лавре святого Саввы, а позднее епископ Едесский, – историческое лицо. И ряд хронологических признаков в «Житии» позволяют достаточно надежно соотнести его жизнь с некоторыми датами и событиями истории IX века . Согласно Лопареву, хронологию которого поддерживает и Васильев, святитель Феодор был рожден приблизительно в 793 году, крестился в 795 году, начал обучение в 798 году, потерял отца в 811 году, мать – в 812 году. В 813 году он принял постриг в лавре святого Саввы, где подвизался до 836 года, когда его рукоположили во епископа Едессы. Поездки в Багдад и Константинополь он совершил между 850 и 856 годами, умер в 869 году.

http://pravoslavie.ru/4361.html

Пежма. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Пежма. Богоявления Господня церковь Богоявленская Пежемская - приходская в Никифоровской волости Вельского уезда. Престолы Богоявления Господня, Святой Троицы, свт. Николая Мирликийского и вмч. Георгия Победоносца. Часовни в деревнях Веретья, Ивановская, Климишинская, Мокрая Дубрава, Притыкинская, Путичная, Федьковская, Шелюбинская, Яковлевская. Летопись Пежемской Богоявленской церкви, Вельскаго уезда, Вологодской епархии. I. Приходския церкви При Пежемском Богоявленском приходе, отстоящем от Губернского города Вологды в 415 в., от города Вельска в 22 верстах, к югозападу вверх по течению реки Пежмы, на левом берегу находятся в настоящее время два храма, а в прежнее время было три. Один главный каменный храм во имя Богоявления Господня. Другие два деревянные: первый во имя Святых мученик Флора и Лавра, другой – Святого Священномученика Власия Епископа Севастийскаго и этот последний храм сгорел в 1883 году сентября 12 дня. Кроме указанных еще был приписный храм во имя Вознесения Господня в деревне Савинской, в 10 верстах от погоста, сгоревший во время пожара этой деревни в 1910 году. Каменный храм во имя Богоявления Господня построен в 1806 году, по благословению Феофилакта Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. Деревянные храмы: 1., во имя Святых мученик Флора и Лавра храм построен новый на место ветхаго в 1754 году, по благословению Варсонофия Архиепископа Архангелогородскаго и Холмогорскаго, а храм Священномученика Власия, Епископа Севастийскаго – в 1707 году по благословению Сильвестра Архиепископа Холмогорскаго и Важскаго. Все эти храмы, как прежде, так и до настоящаго времени были приводимы в устройство старанием и усердием самих прихожан. По какому случаю и когда они получили первоначальное существование не известно, только приход по всем существующим в архиве древним бумагам более именовался Фроловским и самый древний. Рукописное евангелие, хранящееся в церкви и приложенное неизвестным Василием Московским Свезенцом в дом Страстотерпцев Фролу и Лавру и Великомученику Георгию в 1585 году октября 30, приводит к мысли, что храм этот относится к началу второй половины 16 столетия. Это евангелие, по распоряжению Епархиальнаго начальства, отослано в Вологодское древлехранилище. С течением времени все означенные храмы подвергались от ветхости перестройкам снаружи и внутри и несчастным случаям от бурь и пожаров. В грамоте Архиепископа Сильвестра в 1706 году июля 4 дня, вследствие просимости прихожан церковь во имя Св. Священномученика Власия Епископа Севастийского, пришедшую в совершенную ветхость повелевается сломать и на место ее поставить новую. Тут же делается разрешение поправить церкви – Богоявления Господня и Св. мученик Флора и Лавра.

http://sobory.ru/article/?object=09184

Разделы портала «Азбука веры» Равноапостольный Кирилл, учитель Словенский Рюрик (862 – 879), в Новгороде Равноапостольный Мефодий, учитель Словенский Олег (879 – 912), в Киеве Равноапостольная вел. кн. российская Ольга Святослав Игоревич (946 – 972) Первомученик Феодор варяг, Киевский Св. Владимир I Святославович (980 – 1015) Первомученик Иоанн варяг, Киевский, сын св. Феодора варяга Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси Равноапостольный блгв, вел. кн. Киевский Владимир-Василий Мученик блгв. кн. Борис-Роман Ростовский Святополк I Ярополкович (1015 – 1019) Мученик блгв. кн. Глеб-Давид Муромский Мученик Георгий Угрин, брат прп. Ефрема Новоторжского Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский Ярослав I Владимирович (1019 – 1054) Святитель Иоаким Корсунянин, епископ Новгородский Преподобномученик Моисей Угрин, Печерский, в Ближних пещерах Ок. 1043 Блгв. кн. Анна Новгородская Блгв. кн. Ирина Киевская Блгв. кн. Владимир Ярославич Новгородский Преподобный Ефрем Новоторжский Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси Ок. 1053 Святитель Лука, епископ Новгородский Изяслав I Ярославич (1054 – 1073) Преподобный Варлаам, игумен Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Иларион схимник, Печерский, в Дальних пещерах Преподобный Иеремия прозорливый, Печерский, в Ближних пещерах Преподобный Дамиан пресвитер, целебник, Печерский, в Ближних пещерах Святитель Леонтий, епископ Ростовский Преподобный Антоний Печерский, первоначальник монашеского жития на Руси, в Ближних пещерах Преподобный Аврамий Ростовский, архимандрит Ок. 1073 – 1077 Святослав Ярославич (1073 – 1075) Преподобный Аркадий Новоторжский, Вяземский Ок. 1077 Изяслав Ярославич (1076 – 1078) Преподобный Матфей прозорливый, Печерский, в Ближних пещерах Всеволод Ярославич (1078 – 1093) Блгв. кн. Ярополк (Петр) Владимиро-Волынский Преподобный Иоанн Печерский, в Ближних пещерах До 1088 Преподобный Никон, игумен Печерский, в Ближних пещерах Святитель Иоанн, митрополит Киевский Преподобный Симон варяг, Печерский

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Января 26 (8 (февраля) Мученик Иоанн (Попов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Мученик Иоанн родился 17 января 1867 года в городе Вязьме Смоленской губернии в семье священника Воскресенской церкви города Вязьмы Василия Михайловича Попова и его супруги Веры Ивановны. 19 января он был крещен в СпасоПреображенской церкви города Вязьмы своим дедом, протоиереем Михаилом Поповым. В 1888 году Иван Васильевич окончил Смоленскую Духовную семинарию, в 1892-ом – Московскую Духовную академию и был оставлен на год для приготовления на вакантную преподавательскую должность. В 1893 году он был назначен временно исполняющим должность доцента по кафедре патристики. Первую пробную лекцию он прочел о Тертуллиане 65 . В 1897 году Иван Васильевич защитил магистерскую диссертацию «Естественный нравственный закон. (Психологические основы нравственности)», в которой разбиралось происхождение и обоснование нравственности как с философской, так и с богословской точек зрения, и был утвержден в должности доцента академии. В 1898 году Иван Васильевич был назначен экстраординарным профессором по кафедре патристики. В 1899 году он опубликовал библиографические заметки на богословские статьи, появившиеся в это время за рубежом, под названием «Библиография. Новости иностранной литературы по патрологии», а в 1901 году в «Богословском вестнике» поместил статью «Обзор русских журналов. Древнецерковная жизнь и ее деятельность в текущей духовной журналистике», где им были проанализированы практически все вышедшие в то время работы на эту тему. В 1901–1902 годах Иван Васильевич был направлен за границу для прослушивания лекций по богословию в Берлине и Мюнхене, откуда он писал своему давнишнему другу доценту Духовной академии Сергею Ивановичу Смирнову : «Целый месяц уже слушаю лекции в университете и участвую в практических занятиях по разным предметам. Все профессора произносят здесь свои лекции без тетрадки… Говорили они, очевидно, без предварительного заучивания, потому что при многочисленности лекций у них не могло бы хватить на это времени, и чувствуют себя на кафедре совершенно свободно. Что касается содержания лекций, то мне особенно нравится их сжатость: нет никаких отступлений и излишних подробностей…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf 7.02 Служба священномученику Василию (Зеленцову), епископу Прилукскому Творим бдение, идеже храм Василия, или аще изволит настоятель. На малей вечерни: На Г осподи, воззвах: стихиры, глас 3. Подобен: в елия мученик твоих. Велия мученика Твоего, Христе, сила:/в нечисто бо место ввержен быв,/испрашивает всем очищения,/верно совершающим память его. Велия крепость твоего, Василие, дерзновения:/пред судом представ безбожных,/низложил еси тех хуления,/верою Троическою подвигся о благочестии. Велия вера твоя, и славно благочестие;/темже святому житию твоему страдание срастворив, священнейше,/предстал еси Святей Троице,/моляся за еже спасти град твой и вся люди. Велий еси ты, Василие, мученик,/и благочестив иерарх,/и ходатай непостыден/всем верою поющим тя. Слава, глас 6. Самогласен: Чудна во иерарсех,/и светла в мученицех,/воспеваем тя, Василие,/любовию зовуще:/радуйся, града нашего украшение,/радуйся, веры укрепление,/радуйся, любве Христовы сосуде,/радуйся, пастырю добрый,/радуйся, отче треблаженнейший,/не престай моляся о всех нас. На стиховне: Стихиры, глас 8. Самогласны: Христовы словеса/благоразумно уяснив,/и тыя исполняя прилежно,/положил еси, Василие,/душу твою за други твоя. Стих: П раведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Безчисленных чудес/и изцелений чающе,/собираемся вси ныне/у иконы святаго,/и приемлем токи благодати. Стих: Н асаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут. Вся, яже на земли,/во уметы вменив,/возжелал еси, отче, небеснаго,/еже улучив,/молишися непрестанно о нас. Слава, глас тойже. Приидите, восприимем свет,/истекающь от иконы священномученика Василия,/и, просветившеся сиянием Божественным,/узрим величествие Господа,/во святых Своих дивнаго. Тропарь, глас 1 Святое житие твое/украсив венцем мучения,/возшел еси, радуяся,/к небесным обителем./И ныне, предстоя Святей Троице,/священномучениче Василие,/моли за град Твой,/и вся люди, совершающия память Твою. На велицей вечерни: На Г осподи, воззвах: Стихиры, глас 6. Подобен: А нгельския предыдите

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Г.В. Маркелов Указатель изображений Атласа Александр Невский 1–5 Александр Ошевенский 6 Александр Свирский 7–14, 17, 18 Александр Свирский и избранные святые 15 Алексий митрополит 22–25 Алексий митрополит, Антоний Римлянин, Екатерина великомученица 26 Алексий митрополит и Симеон преподобный 21 Амфилохий и Дионисий Глушицкие 27 Андрей Смоленский Переяславский 19 Андроник Московский (предположи­тельно) 28 Анна Кашинская 20, 29, 30 Антоний Дымский, Ксения преподобная, Артемий мученик 31 Антоний Дымский с монастырем 32, 33 Антоний и Исаия Сийские (предположительно) 43 Антоний Печерский 41 Антоний Римлянин с монастырем 34, 35 Антоний Сийский 36–40, 42 Артемий Веркольский 44, 46 Артемий Веркольский, Антипа мученик и Власий священномученик 49 Артемий Веркольский и Симеон Столпник 45 Артемий Веркольский и Успение святой Анны 47 Артемий Веркольский с монастырем 48 Белозерские чудотворцы: Мартиниан, Кирилл, Кирилл Новоезерский, Ферапонт (предположительно) 50 Богоматерь – Боголюбская и Иосиф Волоцкий 52 ---- и князь Андрей Боголюбский 51 -- – с предстоящим в молении на­родом 57 -- – с предстоящими Леонтием Ростовским и (предположительно) Андреем Боголюбским 152 -- – с предстоящими митрополитами Петром, Алексием, Ионой и Филиппом Московскими 54 –Никитская с предстоящими Ники­той Новгородским и неизвестными святыми 181 –  Петровская с изображением мит­рополитов Петра, Ионы и Алек­сия 211 –  Печерская с предстоящими Анто­нием и Феодосием Печерскими 212, 213 –  с избранными русскими святыми 53, 55, 56 Борис, князь 58 Борис и Глеб 60–69 Борис, Владимир и Глеб 70, 71 Варлаам Хутынский 72, 73 Василий Блаженный 75, 76, 128 Василий Блаженный и Максим Юродивый 74 Василий Блаженный (предположительно), Прокопий Устюжский и неизвестный святой 77 Василий и Константин Ярославские 78 Владимир и Агриппина Ржевские 81, 82 Владимир Равноапостольный 79, 80 Всеволод-Гавриил Псковский 83, 84, 86 Всеволод-Гавриил   Псковский и Антипа священномученик 85 Геннадий Костромской Любимоградский и Макарий Калязинский 87

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010