Мученики Маккавеевские Протоиерей Александр Туберовский был уроженцем села Маккавеево Касимовского уезда Рязанской губернии. Удивительно, что из этого села Маккавеево происходят семь новомучеников – столько же, сколько и ветхозаветных мучеников Маккавейских. Это священноисповедник Александр Орлов, соловецкий узник, духовник святой блаженной Матроны Анемнясевской, священномученик Михаил Дмитрев , мученик Владимир Правдолюбов, священномученик Анатолий Правдолюбов, священноисповедник Сергий Правдолюбов , священномученик Николай Правдолюбов и священномученик Александр Туберовский … Отец Александра Туберовского , иерей Михаил, служил в сельском Покровском храме вторым священником. Как и большинство поповичей на Рязанщине, Александр окончил Касимовское Духовное училище (1896), а потом Рязанскую Духовную Семинарию (1902). В ходе обучения он обнаружил способности к богословским наукам. Был вольнослушателем, потом профессорским стипендиатом в Московской Духовной Академии. Потом стал преподавать. Четыре года (1907–11) преподавал богословские дисциплины в Калужской Духовной Семинарии, а в 1911-и был переведен в МДА, где стал доцентом по кафедре догматического богословия. Опыт идеологии догмата 11 октября 1917 года в стенах МДА состоялась защита диссертации Александра Михайловича «Воскресение Христово. Опыт Православно-мистической идеологии догмата». Значение диссертации по-разному оценивается богословами, однако роль ее в истории русской церковной науки трудно переоценить. Фактически это была первая работа, написанная богословом новейшего времени, посвященная главному догмату Православной Церкви. Согласно Туберовскому, Воскресение Христово – это принципиально новое, аналогичное творению и Боговоплощению откровение Бога, «смысл которого – во всецелом духовно-телесном обожении». В результате Воскресения, писал Туберовский, «последний враг – смерть будет упразднен, Бог будет все во всем ( 1Кор 15, 28 ), то есть наполнит Собой все сущее не статически, так как Он пребывает во всем и без того, а динамически – силой, или, по смыслу нового Откровения – славой»…

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Забытый русский подвижник на Афоне: Преподобномученик Пахомий Афонский Забытый русский подвижник на Афоне: Преподобномученик Пахомий Афонский Казнь святого мученикаНа острове Патмос и Святой Горе Афон 21 мая/3 июня, а также в день празднования Собора всех Афонских Преподобных традиционно чтится память святого преподобномученика Пахомия Афонского (Русского) — уроженца Украины, в юности попавшего в плен к татарам и проданного в рабство туркам. Пробыв в рабстве около 20 лет, он, дабы остаться верным Христовой православной вере, тайно сбежал на Святую Гору Афон, где принял иноческий постриг с именем Пахомий и подвизался 12 лет в монастыре Святого Павла и 6 лет Кавсокаливском скиту под духовным руководством святогорских старцев Иосифа и Акакия. По прошествии 18 лет, по благословению старцев, он вернулся в Малую Азию, в город Усаки, где перед турками открыто исповедал себя христианином. За это был заточен в тюрьму. На суде святой мученик вновь исповедал себя христианином и категорически отказался принять ислам, за что был казнен в день Вознесения Господня, 7 мая 1730 года. Как и святой казак Иоанн Русский (также уроженец Украины, родом с Полтавщины), святой преподобномученик Пахомий Афонский глубоко чтится православным церковным народом Греции, однако совершенно забыт на родине. С целью возобновления памяти об этом выдающемся афонском подвижнике и святом мученике предлагаем читателям портала «Русский Афон» жизнеописание преподобномученика Пахомия Афонского (Русского), бесстрашно принявшего мученический венец за исповедание веры Христовой и прославившего свое земное отечество далеко за его пределами, в турецкой неволе.   Святой преподобномученик Пахомий (в миру Прокопий) был родом из Малороссии (Украины). Родился во второй половине XVI в. в семье благочестивых родителей. В молодости похитили его татары, часто совершавшие в то время набеги на Украину, и продали в рабство одному турку, по ремеслу кожевеннику, который и увез его с собой в свою отчизну, в так называемое местечко Усаки, находящееся в области Филадельфийской (в Анатолии, азиатской части Турции).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2126

Паломничество православных трезвенников Санкт-Петербурга в Кронштадт ноября 2009 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, православные трезвенники Санкт-Петербурга по окончании литургии отправились в паломничество к святыням Кронштадта. 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери , православные трезвенники Санкт-Петербурга по окончании литургии отправились в паломничество к святыням Кронштадта. В паломничестве приняли участие более 50 человек во главе с руководителем петербургских Школ трезвения Владимиром Анатольевичем Цыганковым. В первую очередь православные трезвенники помолились в Кронштадте у музея-квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского, находящегося в доме на пересечении улиц Посадской (Михайловской) и Андреевской, где батюшка Иоанн прожил более полувека. Далее паломники отправились к главной святыне русского флота - Морского собора святителя Николая Чудотворца . Он расположен в самом центре исторической части города, та территории бывшей Кронштадстской крепости. Якорная площадь, на которой находится собор, является главной в Кронштадте. Величественный Морской собор построен подобно храму Софийскому собору в Константинополе. В него вмещалось до 5000 прихожан. Здесь особенно легко могли вспомниться слова " Повести временных лет " о константинопольской Святой Софии: " …не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом… " .   В строительстве и освящении Морского собора принимали участие лично святой царь-мученик Николай Александрович, видные деятели Российского флота: выдающийся флотоводец адмирал С.О. Макаров, адмиралы В.П. Верховский, А.К. Сидеснер, М.Г. Веселаго, вице-адмиралы князь П.П. Ухтомский, А.А. Бирилев, К.П. Никонов, морской министр И.К. Григорович и многие другие. Закладку храма совершал св. праведный Иоанн Кронштадтский. Богослужения в Морском соборе совершались до 1927 года, после чего собор был закрыт. Сегодня входящий в храм не увидит прежней роскоши и величия.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=197...

Скачать epub pdf Издавна любимым чтением православных были Жития святых – книги о многообразии святости. Казалось бы, один и тот же Святой Дух вдохновлял и наставлял святых, но Он по-разному вел их к Богу. Святость – одна, пути же восхождения к ней всегда индивидуальны. Верующие любят и чтят всех святых, но у каждого народа и каждого человека есть избирательное отношение к наиболее близким им по духу. Так, русские верующие особенно любят и чтят среди других святых святого мученика Трифона. Почему юноша-фригиец, живший в первой половине III века, один из многих тогдашних христианских мучеников, вызывает чувство особой близости у русских до наших дней? Обычно Житие показывает путь восхождения к святости: или аскетически-монашеский, или связанный с неожиданным обращением (переломный), как у мучеников Анатолия и Протолеона, пострадавших вместе с великомучеником Георгием, и некоторых других мучеников, или путь государственного деятеля, правление которого все пронизано идеей служения Богу и ближним, как у святого Александра Невского и других святых русских князей. В Житии же святого мученика Трифона мы видим редкую черту: он еще ребенком получает дар чудотворения – просто по милости Божией, без каких-либо особых усилий. Видимо, так чиста была душа этого фригийского мальчика, что он уже от младенчества был предызбран для Царства Небесного. Он происходил из простой семьи, образования не получил, пас гусей – крестьянский сын с. Кампсады (близ г. Апамеи, в Малой Азии), – но почила на нем Божественная мудрость и исцеляющая сила, и он стал безмездным врачом и помощником всем в освоении этой мудрости. Среди многих повествованиях об исцелениях, совершенных святым Трифоном, Житие его обращает особое внимание на следующее. Римский император Гордиан (238–244 гг.) повелел разыскать Трифона, который помог бы его душевнобольной дочери. Ибо «обитавший в девице нечистый дух сам, по повелению Божию, провещал: Никто не может изгнать меня отсюда, кроме отрока Трифона» (Жития святых, февраль.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Скачать epub pdf О святителе Геннадии Константинопольском Предисловие Во святых отец наш Геннадий жил во времена императора Льва Великого (прозванного также «Макеллой» 311 ). Вначале он был пресвитером Константинопольской церкви 312 , а затем в 458 г. 313 , после смерти Анатолия, присутствовавшего на IV Вселенском соборе, был возведен на Константинопольский престол. Назначив экономом церковного имущества Маркиана, обратившегося в православие из ереси кафаров, он повелел, чтобы через него клирики каждого храма получали свою часть из приносимого во все церкви, а не забирала бы все себе Великая церковь , как то было в обычае прежде. Этот треблаженный муж не рукополагал никого, кто не знал наизусть Псалтири 314 . Он был чудотворцем, потому что своей молитвой исцелил иссохшую руку того живописца, который изобразил Господа нашего Иисуса Христа в виде Зевса 315 (т. е. с густыми и длинными волосами на голове и такой же бородой). А св. Елевферию он написал такую жалобу на одного его 316 клирика: «Святой мученик Божий Елевферий, твой воин живет беспутно. Или исправь его, или пресеки его жизнь». И, о ужас! Клирик тотчас же умер. Другой раз, войдя ночью в алтарь для молитвы, св. Геннадий увидел бесовское явление. Святой запретил демону, а тот в ответ прокричал, что, пока святой жив, он будет вести себя тихо, но после того, как Геннадий умрет, он потрясет Церковь . Устрашенный этим, святой воззвал к Богу, а спустя немного времени почил о Господе, в 471 г. 317 . Кроме прочих составленных им сочинений, св. Геннадий в 459 г. вместе с Собором 73 епископов 318 319 написал и настоящее каноническое послание против симонитов. Это послание косвенно подтверждается правилом VII Всел. 1, а прямо – правилом VI Всел. 2 и благодаря такому подтверждению получает некоторым образом силу правил Вселенских соборов. Послание находится в «Пандектах» (т. 2), в толковании Вальсамона (с. 1085) и в книге под названием «Греко-римское право» (с. 187). Во святых отца нашего Геннадия, патриарха Константинопольского и его Собора. Каноническое окружное послание ко всем преподобнейшим митрополитам и к папе Римскому 320

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

поиск:   разделы   рассылка Дмитрий Бабич Евангельский ключ советской литературы Несколько лет назад я услышал от верующего человека фразу, буквально бросившую меня в другой мир. " А зачем давать детям читать классическую русскую литературу? – задал мне огорошивший меня вопрос симпатичный человек лет сорока. – Там столько гадостей " . К атакам на русскую литературу я к тому времени привык. Но прежде они исходили, как правило, из либерально-западнического лагеря. То Ирина Ясина в " Московских новостях " задастся вопросом, почему в нашей школьной программе еще есть Максим Горький и повесть Достоевского " Бедные люди " (судя по ее тексту на знаменитой тогда странице трех авторов, ей это произведение показалось повествованием о материальных недостачах с левым уклоном, а не историей двух одиноких сердец); то вот Анатолий Чубайс пройдется по тому же Достоевскому за " постановку ложных альтернатив " (вопроса " брать или не брать? " перед Чубайсом, очевидно, никогда не стояло). Но тут было, очевидно, что-то совсем другое. Моего православного собеседника не надо было убеждать, что не хлебом единым жив человек. Надо было показать кровную связь литературы с христианством и ее отталкивание от греха. Но как это было сделать? Если с девятнадцатым веком все обстояло неплохо, то вот двадцатый у нас считается – и несправедливо! – почти сплошь веком одного лишь " великого эксперимента " . Но давайте не будем поднимать запыленные анкеты и перечитывать казенные речи. Давайте посмотрим тексты. И не будем впадать в то, что американские " новые критики " называли ересью парафразы: цитаты из русской литературы советского периода, пусть и немного длинные, говорят сами за себя. Вот перед нами " Сын полка " Валентина Катаева: история мальчика по имени Ваня Солнцев, потерявшего при немецкой оккупации всю свою семью, примкнувшего к части нашедших его советских разведчиков. После новых боев и страданий маленький мученик отправляется в суворовское училище, где жизнь регулируется играющими то зарю, то отбой трубными звуками, а над мраморной лестницей его внимание привлекает большой портрет Суворова. Ваня спит в общей спальне с другими воспитанниками, и вдруг Катаев переходит на другой, совсем не советский язык:

http://religare.ru/2_102457.html

Святых мученик Прова, Тараха и Андроника и преподобнаго отца нашего Космы святоградца и творца канонов, епископа Маиумскаго На Господи, воззвах: стихиры мучеников, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: В лице сокрушаемь, и по выи ураняемь,/и жезлием раздробляемь,/руками же изжигаемь, и главу, мучениче,/и рожны 15 прободаемь люте,/ушима и устнама обрезуемь,/и оцтом напаяемь,/и зверем повергаемь, и мечем усекаемь мучениче,/веселился еси, Тарахе. Терпел еси биемь, и рожны прободаемь,/и лыстом 16 отрезаемым, очию лишаемь,/и зверем, всеблаженне, в снедь даваемь,/и огню приближаяйся, и мечем главоусекаемь,/мучеников удобрение, и Церкве утверждение,/страдальче Прове славный, Ангелом равночестне. Огнем сожигаемь,/и воловыми жилами биемь,/струги стружемь,/по лыстом кроимь,/и Богословный урезаемь язык,/и зубы, мучениче, сурово, Андрониче, искореняемь,/со зверьми же сплетаяся,/и скончаваемь мечи,/подвиг совершил еси, и венец приял еси. Ины стихиры преподобнаго, глас 4. Подобен: Яко добля: Яко мудрости тя питателя,/и чистоты кормителя,/сокровище знания, иерарше Космо,/Богословника известнейшаго, учителя Божественна,/верным просветителя/похваляем, блаженне,/моляще тобою Владыку,/от тли и бед и всякаго вреда/всем нам избавитися. Воздержанием пожил еси,/бдением же и постом,/целомудрием и смирением, славне,/разумом всячески обогатился еси,/нижних и привременных,/и Вышними светлыми:/и ясно возгремел еси недоуменное,/страшное же и великое, блаженне,/всех Царя строения таинство. Смиренномудр и кроток,/тих же и доброглаголив, уветлив и незлобив,/целомудрен и праведен,/препрост и цел, преподобне Космо,/ты быв иерарх от Бога священноявлен еси,/и упасл еси на злаце вод спасительных/стадо твое, Богомудре,/тем тя ныне ублажаем. Слава, глас 4. Анатолия: Воинствоваше Христу,/яже на земли красная остависте,/и крест на рамена вземше,/мук ради многоплетенных Тому последовали есте/и пред цари и мучители многими не отвергостеся Его/Ангели венцы победными главы ваша увязоша,/дерзновеннии душею светло/в Чертог великий внидосте,/Прове, славо мучеников,/Тарахе, демонов губителю,/и, Андрониче, победо верных,/дерзновение имуще ко Спасу всех,/молитеся о душах наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор всех святых в Оптиной пустыни просиявших (11 октября) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) БОРИС Антонович Козлов (1886 – 1937), мученик (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Собор всех святых в Оптиной пустыни просиявших) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ЕВТИХИЙ (Диденко Емельян Иванович; 1870 – 1937), мон., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОАННИКИЙ (Дмитриев Иван Алексеевич; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе преподобных Оптинских старцев) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИСААКИЙ (Бобраков Иван Николаевич; 1865 - 1938), прмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Оптинских старцев), архим.

http://pravenc.ru/rubrics/128879.html

Скачать epub pdf Память святого Геннадия, патриарха Константинопольского Память 31 августа Святой Геннадий воспринял престол константинопольского патриаршества после святого Анатолия 5398 в царствование императора Льва Великого 5399 . О богоугодной жизни его свидетельствуется в книге, называемой «Лимонарь»; в сей книге преподобные отцы Софроний и Иоанн повествуют так. «Пришли мы, – говорят они, – в киновию 5400 , называвшуюся Салама, отстоявшую от Александрии на девять поприщ, и нашли там двух старцев, бывших прежде пресвитерами церкви Константинопольской. Сии пресвитеры поведали нам о блаженном Геннадии, патриархе Константинопольском , что он был весьма кроток, соблюдал чистоту телесную и отличался воздержанием. Говорили о нем и то, что многие причиняли ему великие неприятности из-за одного клирика, весьма много согрешавшего, по имени Харисима. Сей клирик служил при храме святого мученика Елевферия, и о нем говорили, что он не только проводит жизнь в лености, нерадении и нечистоте греховной, но ходит на разбой и занимается волшебством. Призвав сего клирика, патриарх начал увещевать его, отечески исправляя его духом кротости, но видя, что он оставался неисправимым, повелел слегка наказать его. Когда же тот продолжал быть неисправимым и наказание не действовало на него, патриарх послал одного из слуг своих в храм мученика, при коем находился Харисим, умолять мученика, чтобы он сам исправил бы или отсек от Церкви преданного грехам клирика своего храма. Посланный, придя в храм, стал пред алтарем и, простерши руку ко гробу мученика, сказал: – Святой мученик Елевферий! Патриарх Геннадий возвещает тебе через меня, грешного, что клирик Харисим, служащий в твоем храме, совершает многие беззакония и творит соблазны; посему ты или исправь его, или отсеки его от Церкви. После сего, на другое утро, Харисим был найден мертвым. Отсюда можно видеть сколь угоден был Богу и святым Его блаженный Геннадий, ибо слово его, обращенное к святому мученику через посланного, было в скором же времени услышано и исполнено на деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Воспоминания протоиерея Владимира Правдолюбова. Часть 1: Семья Протоиерей Владимир Правдолюбов Эта беседа с протоиереем Владимиром Правдолюбовым, сыном священноисповедника Сергия и внуком священномученика Анатолия Правдолюбовых, почетным настоятелем храма святителя Николая в г. Касимове Рязанской области, записывалась на сороковой день по кончине митрополита Симона (Новикова), в доме отца Владимира и в самом Никольском храме, где в 1950-е годы служил приходским священником почивший около года назад архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . Уходят предстатели пред престолом Божиим, чье служение пришлось на ХХ век – самое скорбное и противоречивое время в истории Русской Церкви, по духовным плодам и последствиям своим сравнимое с целой эпохой. О подвижниках минувшего века, которые своей жизнью учат нас мужеству, терпению и любви, о современной жизни древнего города Рязанской Мещеры, давшего нашей многострадальной земле многих святых молитвенников пред Господом, повествуют воспоминания отца Владимира Правдолюбова. Священнический род наш, Правдолюбовых, – древний: мы по линии отцовской не знаем мужчин-предков не-священников, за исключением одного псаломщика – это наш родоначальник чтец Симеон. Его сын Авдий – священник, закончил жизнь иеромонахом Антонием. Его сын, внук чтеца Симеона, Анатолий Авдеевич, – священномученик . Его старшие дети: Владимир Анатольевичмученик , Сергей Анатольевич – исповедник , Николай Анатольевич – священномученик . Брат жены отца Анатолия – протоиерей Михаил Дмитрев – тоже расстрелян в 37-м, прославлен как священномученик. Эпоха репрессий и последующая канонизация дала нашему семейству много прославленных святых. Сщмч. Анатолий Правдолюбов А как много священников из других родов – тоже священномученики, тоже исповедники, – но не прославлены! Ведь канонизацией Церковь не возводит во святые, а свидетельствует о святости. И свидетельствует именно о тех, о ком есть воля Божия, чтобы они помогали живущим здесь, на земле. А остальные – они в той же радости, даже большей, может быть, но мы о них ничего не знаем.

http://pravoslavie.ru/4729.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010