Наталья Соколова Год 2000 был для семьи Соколовых мостом в Вечность. В феврале, в день своего Ангела погиб в автокатастрофе младший сын Натальи Николаевны, глава большого семейства, ревностный пастырь  и любвеобильный прекрасный человек, приведший к Богу тысячи душ  – отец Феодор. Наш владыка проводил брата в последний путь, и, меньше чем через год ушел сам – не пережил разлуку. Я хорошо помню 20 октября 2000 года – была ранняя, метельная зима. На улице царил холод, с крыш угрожающе свисали совершенно  январские сугробы.  Поздно вечером  мы с о. Андреем прибежали в кафедральный собор, где встал гроб с телом владыки Сергия.  Муж облачился, присоединился к духовенству. В этот момент в клубах морозного пара в храм вошли родные почившего епископа. Я стала невольной свидетельницей  встречи матери и сына. Наталья Николаевна подошла ко гробу, откинула покровец с дорогого лица…  И перекрестила его  с невероятной  улыбкой, как если бы она благословила своего мальчика в путь – маленького, первоклассника, с огромным ранцем, стоящего на пороге перед выходом в школу первого сентября. Она провела рукой по щеке, поцеловала лоб. Простите, что я пишу об этом так подробно…  В этот момент все, стоящие рядом ощутили без преувеличение что смерть отступила, скрылась, здесь больше не было холодного тела. Вера матери и ее благодарность Богу – за все, победила всеобщую нашу глухую скорбь. Владыка словно стоял рядом, придерживая под руку свою удивительную маму, которая еще находила в себе силы утешать  безутешных – нас. Надо сказать, что первое знакомство с матушкой Натальей у нас состоялось гораздо раньше. В 1998 году родилась на свет Лиза – старший ребенок. Владыка Сергий, узнав об этом, на службе подозвал  супруга и подарил книгу своей мамы «Под кровом Всевышнего» с надписью – «В благословение на воспитание дочери Елизаветы». Эту книгу зачитали до дыр все поколения женщин нашей семьи. Моя бабушка благодаря этому автобиографическому труду воцерковилась и стала молиться.  А я все время мечтала написать письмо автору – с благодарностью и любовью. Но духу узнать у владыки адрес его мамы не хватило. Так, мы впервые встретились с ней у владыкиного гроба…  И, конечно же, это было не то место, где я бы отважилась к ней подойти. Тем не менее, чуть позже у нас завязалась переписка: ко мне в храме обратилась одна наша прихожанка и передала прямо в руки ксерокопии писем Натальи Николаевны новосибирцам. Одно письмо начиналось словами: «После  кончины моего сына вы все мне родными стали…»

http://pravmir.ru/pamyati-natali-nikolae...

Бабка Феодорита по матери также была весьма религиозна и глубоко верила в силу святой молитвы 15 . Не смотря на это, влияние общей пыш­ности и щегольства Антиохийской аристократии проникало и за стены этого благочестивого дома и довольно сильно отражалось на образе жизни обита­телей его. По крайней мере, мать весьма заботилась о своем костюме и с излишеством пользовалась всеми средствами тогдашней косметики, по­чему называется иногда элегантною и светскою женщиной 16 . Феодорит передает нам характеристичный факт, имевший место на двадцать треть­ем году жизни его матери, следовательно, лет через шесть после заму­жества. Раз ее постигла сильная глазная болезнь. Употреблено было все, что могла доставить современная медицина, но успеха не было. Тогда страждущая, по совету одной знакомой, решилась прибегнуть к святому Петру, жившему вблизи от Антиохии. Отправляясь к подвижнику, «она, – по словам Феодорита, – имела на себе серьги и ожерелье и прочее, все из золота, и различные одежды, сотканные из шелковых нитей. Она была в цветущем возрасте и красовалась юностью, а совершенства в добродетели еще не стяжала». Благочестивый муж не оставил без вни­мания этой страсти к щегольству. Указав на то, как нелепо было бы, если бы какой-нибудь невежда, дилетант в искусстве, стал поправлять картину первоклассного мастера, подвижник продолжал: «верьте, что Тво­рец всяческих, Содетель и Художник нашего естества, оскорбляется тем, что вы словно обвиняете неизреченную Его мудрость в несовершенстве; иначе не покрывали бы себя красною или черною или белою краскою». Внушение святаго Петра не осталось без влияния, – и мать Феодорита вме­сте с излечением глаза получила и более высокое понятие о задаче и смысле жизни. «Возвратившись домой, она смыла лекарство, сбросила с себя всякое лишнее убранство и с той поры начала жить по правилам, какие внушал врач (т. е. св. Петр), не одеваясь в разноцветные одежды и не украшаясь золотом... Она искала исцеления телу, а стяжала и здравие души» 17 . Теперь мать Феодорита стала более сообразоваться с законами христианской религии и даже проводила «подвижническую жизнь», а ее нередкие сношения с Антиохийскими аскетами поддерживали в ней стремление к возвышенным идеалам 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

«Я приношу свою наибольшую благодарность Богу за моего дорогого друга и самую драгоценную помощницу, мою жену Кэтрин. Без нее я не уверен, что мог бы когда-нибудь назвать себя просто человеком, не говоря уже об отце или священнослужителе. Она, действительно, как добродетельная жена из книги Притчей, чья ценность дороже рубинов, «уверено в ней сердце мужа ее»: та женщина, одежда которой – честь и сила, которая открывает уста с мудростью, и в ее речи является закон доброты. «Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их» (Прит. 31)». Не каждый муж, проживший более 10 лет в браке, посвятит жене такие слова. Такое свидетельство собой Христа в этой благодарности, возможно, важнее талантливейших, первоклассных богословских исследований и статей… Через несколько дней после гибели супруга Кэти нашла в себе силы сделать небольшую заметку в Facebook: «Вчера утром я работала за компьютером в кабинете мужа, когда вдруг услышала топот ножек, направляющихся ко мне. Мой четырехлетний ребенок забежал в комнату, огляделся, а затем посмотрел на меня радостно и с надеждой: «Возможно, сегодня воскреснет из мертвых папа». Я ответила, насколько была способна спустя всего пару дней после аварии: «Нет, не сегодня, но это произойдет. Нам может казаться, что для этого потребуется много времени, но он будет». Малыш улыбнулся бесстрашно и побежал из комнаты. Я вдруг осознала, что каждое утро он ищет воскресения своего отца. История воскресения Христа настолько реальна для него, он видит его как нечто, что может произойти в любой день и, вероятно, в первой половине дня. Я полагаю, мы могли бы улыбнуться такой незрелости, но мне кажется, эта детская позиция – лучшая позиция из всех возможных. Может быть, это то, что имел в виду Христос, когда говорил, что мы должны «быть как дети»». Вечная память отцу Мэтью Бейкеру. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pamyati-ognennogo-otts...

1881). 34 Препод. Кирилл скончался «в лето 6935 месяца июня в 9 день; всех лет жития его было 90». (Пахомиево житие, рукоп. Кирил. библиот. л. 533 с обор.) Следовательно, он родился около 1337 года. 37 Монастырь Кирилов по сказанию истории не один раз подвергался пожару. Он еще горел и при игумене Матфее. Средства на ремонт монастыря братия получила тогда от царя Иоана IV, который пожертвовал 1 июля 1557 (7065) года «1000 четей ржи» для того, коли монастырь горел (рук. Кирил. библ. л. 4 об.; Кормовая книга Кирил. монастыря, см. записки отд. русск. и славянской археол. т.1,1851 г., стр. 87, августа 25) и от Суздальского владыки Афанасия, который в 1557–8 (7066) году прислал на монастырское строение после пожара 50 рублей (рук. Кирил. библ. л. 60 об.). 38 Второй Успенский храм (вернее третий) Кириллова монастыря построен был в 1496 г. мастером Прохором Ростовским, а в 1521 году написан чудотворный образ Пресвятой Богородицы, честного Ее Успения. Писал его муж благочестивый, Богобоязливый, Алексей Псковитянин, по прозванию «Малый». В древностях же Кириллова монастыря, на основании описи 1621 г., образ назван письма Рублева (известного тогдашнего художника), стр. 11, 12,37 (примеч. 86) 39 Так как в то время Белозерский край принадлежал к Ростовской епархии, то благословение на освящение церкви, вероятно, было получено от Ростовского архиепископа Григория (1395–1416 г.). Удельный Белозерский князь Андрей Дмитриевич, младший из живых сын Донского, снабдил церковь в изобилии иконами, книгами и другою церковною утварью. (См. летопись Кирил.-Белоз. монаст. 1893 г. стр. 10). 41 Описание Успенского собора в его первобытном стиле главным образом заимствовано нами из книги, сост. г.Никольским, «О Кирилло-Белозерском монастыре ». С. П. Б. 1897 года. 42 См. «Русская Фиваида», С. П. Б. 1894 г. В расходной книге Кириллова монастыря за 1612 г. записано: «что с иконы Успения, письма Рублева, сняты яхонты и жемчуг на икону Преподобного, писанную учеником его Дионисием Глушицким. И эта икона св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

4. Игумен Трифон, из пострижеников той же обители, муж разумный, опытный в делах духовных и житейских. Его заботами и стараниями устроена в обители вместо деревянной первая, – величественной архитектуры, с шатровидным четырехугольным куполом о пяти главах, – соборная церковь в честь Успения Богоматери. А вслед за тем сооружена была и вторая каменная, так называемая теплая трапезная церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы. Как тот, так и другой храм украсился благолепными иконами и настенною историческою живописью. Воздвигнута каменная же колокольня и распространен самый монастырь. Игумен Трифон пользовался большим расположением со стороны великого князя Василя Васильевича Темного и удельного князя Ивана Андреевича Можайского и других знаменитых вельмож того времени. И щедротами их обогащалась обитель Кириллова. Он настоятельствовал с 1435 по 1447 год, и почил о Господе в глубокой старости. 5. Игумен Кассиан иастоятельствовал с 1448 по 1469 год. Этот игумен был образованный по тогдашнему времени, это свидетельствуется тем, что он дважды направлялся великим князем Василием Васильевичем Темным и митрополитом Ионою в Константинополь к патриарху Геннадию для решения вопроса «о церковном исправлении». Это посольство доставило на будущее время Московским митрополитам право не ходить в Константинополь для поставления, а ставится дома своими епископами. И русская митрополия с того времени стала считаться первою митрополию в восточной церкви, а Московский митрополит занял место по Иерусалимском патриархе. Таким успехом доволен был князь, почтил игумена Кассиана и дал довольные требования монастырю. Впоследствии, в 1458 году, тот же игумен с Троицким игуменом Вассианом ходили в Литву с грамотами митрополита Ионы, увещевавшего не принимать поставленного в Риме митрополитом Киевским Григория. Но это посольство не имело успеха. Юго-западная половина русской митрополии окончательно отделилась от северо-восточной. Игумен Кассиан пожил много лет в Кириллове, был свидетелем жития Кирилла Чудотворца. В глубокой старости удалился на покой на место своего пострижения – Спасо-Каменный монастырь, находящейся на Кубенском озере, Вологодской губернии, и там скончался 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Кирилл, сказав ученику своему Христофору: «после моего отшествия, многие из вас пойдут вслед за мною», что и сбылось потом. По прошествии девятимесячного управления обителью и сам игумен Иннокентий мирно почил о Господе и погребен в ограде сего монастыря. Место его заступил священно инок Христофор, тоже любимый ученик препод. Кирилла. После шестилетнего настоятельства преставился смиренный Христофор, в добром исповедании своего звания. Вслед затем поставлен был игуменом Трифон из пострижеников той же обители, муж рассудительный, опытный в делах духовных и мирских. При сем игумен монастырь Кирилло-Белозерский начал благо украшаться постройками церквей и прочими необходимыми зданиями, отчего постепенно расширялась самая внутренняя площадь монастыря. III. Построение второй деревянной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы При поступлении своем в настоятеля, игумен Трифон, прежде всего, заботился о переустройстве первой обветшалой деревянной церкви, которая в 1397 году сооружена была здесь трудами и попечением самого препод. Кирилла в честь Пречистой Богородицы Ее дивного успения, и в которой сам преподобный ежедневно совершал Божественные службы, за коими горячо молился он с сонмом своих иноков о спасении всей земли Русской 35 . Теперь эта церковь , простоявшая около ста лет, при умножении братства казалась уже «мала и ветха». Потому заботливый игумен Трифон вынужден был ее разобрать. А вместо нее, в 1496 г. он соорудил вторую деревянную церковь новую и в тоже наименование Пречистой, украсив храм благолепными св. иконами. Тогда же он построил деревянную трапезу «велику и красну». Вот как отзывался о второй деревянной церкви святогорский иеромонах Пахомий Логофет, видевший ее в 1461 или 1462 г. (вероятно, построение этой второй церкви было раньше означенного года) в своих восторженных воспоминаниях. «Помощью Божию, писал он, и церковь прекрасна воздвижена бысть, во славу и хваление истинные Матери Бога нашего честного Ее Успения. По сих же иконами и иными красотами, иже церквам подобным, украшена бысть и есть да иже и до сего дне.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Вскоре соорудил Серапион и другую церковь – Благовещения Богоматери, по благословению митрополита Новгородского Александра и по его прошению, митрополит Исидор учредил в 1608 г. игуменство в новой обители, назначив настоятелем Авраамия. Три года спустя преставился к вечной жизни блаженный Серапион (27 июня 1611 г.) после 46-летних подвигов в пустыни Кожеезерской, в которой собралось под сенью его до 40 человек иноков. Между ними особенно прославились святостью жизни Леонид – основатель Усть-Недумской пустыни – и преподобный Никодим – отшельник Хозь-Югский. 4 Жизнь преподобного Серапиона говорит нам: «Мы погреблись со Христом крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях» ( Рим.6:4,12 ). Тропарь и Кондак общие. Сведения о преподобном отце нашем, игумене Антонии Соловецком 8, 69, 55 Память его празднуется месяца апреля в 17-й день и месяца августа в 9-й день † 1613 Предшественник преподобного Иринарха Соловецкого, возведен на игуменство в 1604 г. † 1612 г., погребен в часовне преподобного Иринарха (История Российской иерархии, II. 435. Ратшин, стр. 4). 8 Дополнительные сведениям Андроник (Трубачёв) , игумен. Антоний Соловецкий// 55 С. 606–607. Досифей, архимандрит. Топографическое и историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря// 69 Москва. 1834 г. С. 90–114. О преподобном Антонии известно, что он был иноком Соловецкого монастыря. Для братии он был образцом подвижника: «Бяше муж зело трезвен и великий терпеливец в подвизех иноческих, в молитвах и постех небесною помощию укрепляем, ко утешению и укреплению иноков и всех православных». За труды и иноческие подвит Антоний был посвящен во игумена Соловецкого монастыря в 1605 г. Настоятельствовать ему довелось в Смутное время. 55 Слава о Соловецком монастыре далеко в старину простиралась в Шведских пределах, и могущество его известно было самим королям. Близкое соседство и частые войны, на которых храбрые Соловецкие стрельцы и поморские крестьяне одерживали знатные победы, заставили шведов уважать обитель Соловецкую.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Журнал - 3 (95) март 2011 Неправильный учитель или плохой первоклассник? 1 сентября, праздничная линейка, знакомство со школой… Это все сегодняшние родители первоклассников уже пережили. Впереди — масса волнений новой школьной жизни. Один из наиболее важных вопросов — взаимоотношения ученика и учителя. Как быть в ситуации, когда у первоклассника не складываются отношения с учителем? Стоит ли переводить ребенка в другой класс? Людмила Петрановская, психолог, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, дала свои рекомендации нашим читателям. 29.08.2022 Заповеди блаженства. В чем их смысл и отличие от ветхозаветных заповедей Сегодня слово «блаженство» для многих означает высшую степень наслаждения. Предполагает ли Евангелие именно такое понимание этого слова или вкладывает в него какие-то иные смыслы? 20.07.2018 Заповеди блаженства. Истории тех, кто их исполнил Слабого, больного святителя вновь погнали по бездорожью. Большую часть пути он шел пешком. Неподалеку от селения Команы Иоанн свалился с ног — силы ему изменили. Его занесли в ближайший храм и положили в одном из строений. На следующий день он умер. Последние его слова были: «Слава Богу за всё». 13.07.2018 5 писем о покаянии Почему мы ждем поста? Какие открытия делаем в себе через покаяние? Как встречаемся с Богом в самые трудные моменты жизни и находим прощение даже самых тяжелых грехов — несколько опытов покаяния в письмах разных людей. 05.08.2020 Анна Белла Изабелла В своих стихах она давала людям понять, что возможен другой взгляд на окружающий нас мир и что вообще существует иной порядок вещей, она давала надежду, что этот другой порядок обязательно придет». Для меня она была таинственной Прекрасной Дамой, несмотря на то, что дома о ней говорили просто и называли Бэлкой 29.11.2014 Я крестилась совсем недавно. Муж мой, к сожалению, человек неверующий, хотя к Церкви относится доброжелательно. Но когда в пост я готовлю постную пищу, он обижается и говорит, что ему нужно есть мясо, потому что у него тяжелая физическая работа. Как тут поступить правильно? Пожарить мужу котлеты в пост мне не трудно, но ведь тогда получается, что я и сама грешу, и мужу потакаю в его грехе.

http://foma.ru/journal/3-95-mart-2011

Прошло более ста лет. Настоятелем обители был назначен архимандрит Кирилл (впоследствии архиепископ Ростовский). Будучи человеком мудрым и в духовных, и в мирских делах, архимандрит Кирилл особенно заботился о том, чтобы не было нарушено ничего из правил общежития и обычаев обители. Ему пришла на сердце благая мысль: построить новый храм больше прежнего, к тому времени обветшавшего. Когда приступили к строительству, рабочие, копая ров, обнаружили гроб, обложенный тремя камнями и покрытый досками. Это были те самые три камня, которые преподобный Евфимий собственноручно обтесал и устроил из них место для своего гроба у северных дверей алтаря Преображенского храма. Узнав об обретении гроба, архимандрит Кирилл повелел ударить в било. Вся братия собралась ко гробу преподобного Евфимия и возрадовалась великой радостью. Взяв некоторых из братии, архимандрит Кирилл отправился к епископу Ростовскому Симеону и рассказал ему о свершившемся. Выслушав рассказ, епископ Симеон прославил Бога и сказал: «Господи! Утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцам» ( Мф.11:25 ). Затем он собрал все духовенство, пришел в обитель и поклонился гробу преподобного Евфимия, благодаря Бога, прославляющего преподобных Своих. Когда открыли гроб, увидели, что лицо преподобного светло; не только тело преподобного не истлело, но даже и одежд его не коснулось тление. Поклонившись святым мощам угодника Божия, при пении надгробных псалмов и песнопений гроб преподобного Евфимия извлекли из могилы и поставили в храме Преображения Господня. Обретение святых мощей преподобного Евфимия совершилось 4 июля 1507 года. Литература: 1 .Сахаров Л. Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря. 3-е изд. М., 1905. Святых царственных страстотерпец: Императора Николая, Императрицы Александры, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, от безбожныя власти избиенных НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

6 дек. 1730 г. В. был принят «на неисходное жительство» в Кириллов Белозерский мон-рь. 8 июня 1733 г. через своего племянника Стефана Вонатовича просил о назначении ему жалованья и о разрешении жить в его келье племяннику. 20 июня того же года Синод удовлетворил обе просьбы, назначив содержание В. «против 3 монахов». В апр. 1737 г. Синод разрешил выдавать В. по 20 р. в год из сумм, полученных от продажи отобранного у него имущества. По указу, изданному в окт. 1740 г., В. был восстановлен в сане; после смерти имп. Анны, 18 нояб. 1740 г., состоялся доклад Синода об отпущении В. вины и поселении его в Москве «для отправления архиерейской службы». 22 дек. 1740 г. доклад был утвержден императрицей, и 9 февр. 1741 г. в присутствии Синода на В. была возложена панагия. В марте 1741 г. С.-Петербургское духовное правление возвратило ему часть конфискованных денег и вещей. В. от жизни в Москве отказался. 12 авг. 1741 г. его местом пребывания был назначен тихвинский Успенский мон-рь, где он провел последние годы жизни и 8 янв. 1751 г . принял схиму. Ист.: ОДДС. Т. 1. 1868. 356, 402, 754; Т. 2. Ч. 1. 1879. 46, 69, 215, 597, 738; Ч. 2. 1878. 807, 817, 942, 1281; Т. 3. 1878. 69, 166, 167, 170, 193, 605; Т. 4. 1880. 6, 162, 446, 476, 510, 515; Т. 5. 1897. 55, 200, 230, 277; Т. 6. 1883. 4, 63, 98, 168, 191, 211, 236; Т. 7. 1885. 5, 73, 104, 171, 193; Т. 8. 1891. 298, 316, 388, 618, 627; Т. 9. 1913. 15, 17, 53, 134, 328, 335, 436, 573; Т. 10. 1901. 60, 76, 273; Т. 11. 1903. 6, 49, 54, 101, 286, 467; Т. 14. 1910. 184, 350; Т. 21. 1913. 47, 118, 352; Т. 22. 1914. 123, 857; Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования имп. Петра Великого. СПб., 1911. Т. 2. Стб. 792, 794-795. Лит.: Бантыш-Каменский Д. Варлаам Ванатович//Словарь достопамятных людей рус. земли. М., 1836. Т. 1. С. 242-244; Крыжановский Е. Феофан Прокопович и Варлаам Ванатович//ТКДА. 1861. Март. С. 267-315; Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868; Савлучинский П. Рус. духовная лит-ра 1-й пол. XVIII в. и её отношение к современности (1700-1762 гг.)//ТКДА. 1878. Май. С. 308; Иконников В. С. Арсений (Мацеевич)//РС. 1879. Апр. С. 748; Май. С. 4-5; Лесков Н. С. Великопостный указ Петра Великого//ИВ. 1882. Апр. С. 233; Бередников И. Ист.-стат. описание первоклассного Тихвинского Богородицкого Большого муж. мон-ря. Новгород, 1905. С. 149-203; Рыбаловский А. Варлаам Вонатович, архиеп. Киевский, Галицкий и Малыя России//ТКДА. 1908. 5. С. 93-128; 7. С. 436-456; 8. С. 551-578; 9. С. 69-87; 10. С. 207-272; 11. С. 312-343; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра (1713-1913). СПб., 1913. С. 184-185.

http://pravenc.ru/text/154179.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010