Наталья Соколова Год 2000 был для семьи Соколовых мостом в Вечность. В феврале, в день своего Ангела погиб в автокатастрофе младший сын Натальи Николаевны, глава большого семейства, ревностный пастырь и любвеобильный прекрасный человек, приведший к Богу тысячи душ – отец Феодор. Наш владыка проводил брата в последний путь, и, меньше чем через год ушел сам – не пережил разлуку. Я хорошо помню 20 октября 2000 года – была ранняя, метельная зима. На улице царил холод, с крыш угрожающе свисали совершенно январские сугробы. Поздно вечером мы с о. Андреем прибежали в кафедральный собор, где встал гроб с телом владыки Сергия. Муж облачился, присоединился к духовенству. В этот момент в клубах морозного пара в храм вошли родные почившего епископа. Я стала невольной свидетельницей встречи матери и сына. Наталья Николаевна подошла ко гробу, откинула покровец с дорогого лица… И перекрестила его с невероятной улыбкой, как если бы она благословила своего мальчика в путь – маленького, первоклассника, с огромным ранцем, стоящего на пороге перед выходом в школу первого сентября. Она провела рукой по щеке, поцеловала лоб. Простите, что я пишу об этом так подробно… В этот момент все, стоящие рядом ощутили без преувеличение что смерть отступила, скрылась, здесь больше не было холодного тела. Вера матери и ее благодарность Богу – за все, победила всеобщую нашу глухую скорбь. Владыка словно стоял рядом, придерживая под руку свою удивительную маму, которая еще находила в себе силы утешать безутешных – нас. Надо сказать, что первое знакомство с матушкой Натальей у нас состоялось гораздо раньше. В 1998 году родилась на свет Лиза – старший ребенок. Владыка Сергий, узнав об этом, на службе подозвал супруга и подарил книгу своей мамы «Под кровом Всевышнего» с надписью – «В благословение на воспитание дочери Елизаветы». Эту книгу зачитали до дыр все поколения женщин нашей семьи. Моя бабушка благодаря этому автобиографическому труду воцерковилась и стала молиться. А я все время мечтала написать письмо автору – с благодарностью и любовью. Но духу узнать у владыки адрес его мамы не хватило. Так, мы впервые встретились с ней у владыкиного гроба… И, конечно же, это было не то место, где я бы отважилась к ней подойти. Тем не менее, чуть позже у нас завязалась переписка: ко мне в храме обратилась одна наша прихожанка и передала прямо в руки ксерокопии писем Натальи Николаевны новосибирцам. Одно письмо начиналось словами: «После кончины моего сына вы все мне родными стали…» |
Бабка Феодорита по матери также была весьма религиозна и глубоко верила в силу святой молитвы 15 . Не смотря на это, влияние общей пышности и щегольства Антиохийской аристократии проникало и за стены этого благочестивого дома и довольно сильно отражалось на образе жизни обитателей его. По крайней мере, мать весьма заботилась о своем костюме и с излишеством пользовалась всеми средствами тогдашней косметики, почему называется иногда элегантною и светскою женщиной 16 . Феодорит передает нам характеристичный факт, имевший место на двадцать третьем году жизни его матери, следовательно, лет через шесть после замужества. Раз ее постигла сильная глазная болезнь. Употреблено было все, что могла доставить современная медицина, но успеха не было. Тогда страждущая, по совету одной знакомой, решилась прибегнуть к святому Петру, жившему вблизи от Антиохии. Отправляясь к подвижнику, «она, – по словам Феодорита, – имела на себе серьги и ожерелье и прочее, все из золота, и различные одежды, сотканные из шелковых нитей. Она была в цветущем возрасте и красовалась юностью, а совершенства в добродетели еще не стяжала». Благочестивый муж не оставил без внимания этой страсти к щегольству. Указав на то, как нелепо было бы, если бы какой-нибудь невежда, дилетант в искусстве, стал поправлять картину первоклассного мастера, подвижник продолжал: «верьте, что Творец всяческих, Содетель и Художник нашего естества, оскорбляется тем, что вы словно обвиняете неизреченную Его мудрость в несовершенстве; иначе не покрывали бы себя красною или черною или белою краскою». Внушение святаго Петра не осталось без влияния, – и мать Феодорита вместе с излечением глаза получила и более высокое понятие о задаче и смысле жизни. «Возвратившись домой, она смыла лекарство, сбросила с себя всякое лишнее убранство и с той поры начала жить по правилам, какие внушал врач (т. е. св. Петр), не одеваясь в разноцветные одежды и не украшаясь золотом... Она искала исцеления телу, а стяжала и здравие души» 17 . Теперь мать Феодорита стала более сообразоваться с законами христианской религии и даже проводила «подвижническую жизнь», а ее нередкие сношения с Антиохийскими аскетами поддерживали в ней стремление к возвышенным идеалам 18 . |
«Я приношу свою наибольшую благодарность Богу за моего дорогого друга и самую драгоценную помощницу, мою жену Кэтрин. Без нее я не уверен, что мог бы когда-нибудь назвать себя просто человеком, не говоря уже об отце или священнослужителе. Она, действительно, как добродетельная жена из книги Притчей, чья ценность дороже рубинов, «уверено в ней сердце мужа ее»: та женщина, одежда которой – честь и сила, которая открывает уста с мудростью, и в ее речи является закон доброты. «Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их» (Прит. 31)». Не каждый муж, проживший более 10 лет в браке, посвятит жене такие слова. Такое свидетельство собой Христа в этой благодарности, возможно, важнее талантливейших, первоклассных богословских исследований и статей… Через несколько дней после гибели супруга Кэти нашла в себе силы сделать небольшую заметку в Facebook: «Вчера утром я работала за компьютером в кабинете мужа, когда вдруг услышала топот ножек, направляющихся ко мне. Мой четырехлетний ребенок забежал в комнату, огляделся, а затем посмотрел на меня радостно и с надеждой: «Возможно, сегодня воскреснет из мертвых папа». Я ответила, насколько была способна спустя всего пару дней после аварии: «Нет, не сегодня, но это произойдет. Нам может казаться, что для этого потребуется много времени, но он будет». Малыш улыбнулся бесстрашно и побежал из комнаты. Я вдруг осознала, что каждое утро он ищет воскресения своего отца. История воскресения Христа настолько реальна для него, он видит его как нечто, что может произойти в любой день и, вероятно, в первой половине дня. Я полагаю, мы могли бы улыбнуться такой незрелости, но мне кажется, эта детская позиция – лучшая позиция из всех возможных. Может быть, это то, что имел в виду Христос, когда говорил, что мы должны «быть как дети»». Вечная память отцу Мэтью Бейкеру. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. |
1881). 34 Препод. Кирилл скончался «в лето 6935 месяца июня в 9 день; всех лет жития его было 90». (Пахомиево житие, рукоп. Кирил. библиот. л. 533 с обор.) Следовательно, он родился около 1337 года. 37 Монастырь Кирилов по сказанию истории не один раз подвергался пожару. Он еще горел и при игумене Матфее. Средства на ремонт монастыря братия получила тогда от царя Иоана IV, который пожертвовал 1 июля 1557 (7065) года «1000 четей ржи» для того, коли монастырь горел (рук. Кирил. библ. л. 4 об.; Кормовая книга Кирил. монастыря, см. записки отд. русск. и славянской археол. т.1,1851 г., стр. 87, августа 25) и от Суздальского владыки Афанасия, который в 1557–8 (7066) году прислал на монастырское строение после пожара 50 рублей (рук. Кирил. библ. л. 60 об.). 38 Второй Успенский храм (вернее третий) Кириллова монастыря построен был в 1496 г. мастером Прохором Ростовским, а в 1521 году написан чудотворный образ Пресвятой Богородицы, честного Ее Успения. Писал его муж благочестивый, Богобоязливый, Алексей Псковитянин, по прозванию «Малый». В древностях же Кириллова монастыря, на основании описи 1621 г., образ назван письма Рублева (известного тогдашнего художника), стр. 11, 12,37 (примеч. 86) 39 Так как в то время Белозерский край принадлежал к Ростовской епархии, то благословение на освящение церкви, вероятно, было получено от Ростовского архиепископа Григория (1395–1416 г.). Удельный Белозерский князь Андрей Дмитриевич, младший из живых сын Донского, снабдил церковь в изобилии иконами, книгами и другою церковною утварью. (См. летопись Кирил.-Белоз. монаст. 1893 г. стр. 10). 41 Описание Успенского собора в его первобытном стиле главным образом заимствовано нами из книги, сост. г.Никольским, «О Кирилло-Белозерском монастыре ». С. П. Б. 1897 года. 42 См. «Русская Фиваида», С. П. Б. 1894 г. В расходной книге Кириллова монастыря за 1612 г. записано: «что с иконы Успения, письма Рублева, сняты яхонты и жемчуг на икону Преподобного, писанную учеником его Дионисием Глушицким. И эта икона св. |
4. Игумен Трифон, из пострижеников той же обители, муж разумный, опытный в делах духовных и житейских. Его заботами и стараниями устроена в обители вместо деревянной первая, – величественной архитектуры, с шатровидным четырехугольным куполом о пяти главах, – соборная церковь в честь Успения Богоматери. А вслед за тем сооружена была и вторая каменная, так называемая теплая трапезная церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы. Как тот, так и другой храм украсился благолепными иконами и настенною историческою живописью. Воздвигнута каменная же колокольня и распространен самый монастырь. Игумен Трифон пользовался большим расположением со стороны великого князя Василя Васильевича Темного и удельного князя Ивана Андреевича Можайского и других знаменитых вельмож того времени. И щедротами их обогащалась обитель Кириллова. Он настоятельствовал с 1435 по 1447 год, и почил о Господе в глубокой старости. 5. Игумен Кассиан иастоятельствовал с 1448 по 1469 год. Этот игумен был образованный по тогдашнему времени, это свидетельствуется тем, что он дважды направлялся великим князем Василием Васильевичем Темным и митрополитом Ионою в Константинополь к патриарху Геннадию для решения вопроса «о церковном исправлении». Это посольство доставило на будущее время Московским митрополитам право не ходить в Константинополь для поставления, а ставится дома своими епископами. И русская митрополия с того времени стала считаться первою митрополию в восточной церкви, а Московский митрополит занял место по Иерусалимском патриархе. Таким успехом доволен был князь, почтил игумена Кассиана и дал довольные требования монастырю. Впоследствии, в 1458 году, тот же игумен с Троицким игуменом Вассианом ходили в Литву с грамотами митрополита Ионы, увещевавшего не принимать поставленного в Риме митрополитом Киевским Григория. Но это посольство не имело успеха. Юго-западная половина русской митрополии окончательно отделилась от северо-восточной. Игумен Кассиан пожил много лет в Кириллове, был свидетелем жития Кирилла Чудотворца. В глубокой старости удалился на покой на место своего пострижения – Спасо-Каменный монастырь, находящейся на Кубенском озере, Вологодской губернии, и там скончался 141 . |
Кирилл, сказав ученику своему Христофору: «после моего отшествия, многие из вас пойдут вслед за мною», что и сбылось потом. По прошествии девятимесячного управления обителью и сам игумен Иннокентий мирно почил о Господе и погребен в ограде сего монастыря. Место его заступил священно инок Христофор, тоже любимый ученик препод. Кирилла. После шестилетнего настоятельства преставился смиренный Христофор, в добром исповедании своего звания. Вслед затем поставлен был игуменом Трифон из пострижеников той же обители, муж рассудительный, опытный в делах духовных и мирских. При сем игумен монастырь Кирилло-Белозерский начал благо украшаться постройками церквей и прочими необходимыми зданиями, отчего постепенно расширялась самая внутренняя площадь монастыря. III. Построение второй деревянной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы При поступлении своем в настоятеля, игумен Трифон, прежде всего, заботился о переустройстве первой обветшалой деревянной церкви, которая в 1397 году сооружена была здесь трудами и попечением самого препод. Кирилла в честь Пречистой Богородицы Ее дивного успения, и в которой сам преподобный ежедневно совершал Божественные службы, за коими горячо молился он с сонмом своих иноков о спасении всей земли Русской 35 . Теперь эта церковь , простоявшая около ста лет, при умножении братства казалась уже «мала и ветха». Потому заботливый игумен Трифон вынужден был ее разобрать. А вместо нее, в 1496 г. он соорудил вторую деревянную церковь новую и в тоже наименование Пречистой, украсив храм благолепными св. иконами. Тогда же он построил деревянную трапезу «велику и красну». Вот как отзывался о второй деревянной церкви святогорский иеромонах Пахомий Логофет, видевший ее в 1461 или 1462 г. (вероятно, построение этой второй церкви было раньше означенного года) в своих восторженных воспоминаниях. «Помощью Божию, писал он, и церковь прекрасна воздвижена бысть, во славу и хваление истинные Матери Бога нашего честного Ее Успения. По сих же иконами и иными красотами, иже церквам подобным, украшена бысть и есть да иже и до сего дне. |
Вскоре соорудил Серапион и другую церковь – Благовещения Богоматери, по благословению митрополита Новгородского Александра и по его прошению, митрополит Исидор учредил в 1608 г. игуменство в новой обители, назначив настоятелем Авраамия. Три года спустя преставился к вечной жизни блаженный Серапион (27 июня 1611 г.) после 46-летних подвигов в пустыни Кожеезерской, в которой собралось под сенью его до 40 человек иноков. Между ними особенно прославились святостью жизни Леонид – основатель Усть-Недумской пустыни – и преподобный Никодим – отшельник Хозь-Югский. 4 Жизнь преподобного Серапиона говорит нам: «Мы погреблись со Христом крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях» ( Рим.6:4,12 ). Тропарь и Кондак общие. Сведения о преподобном отце нашем, игумене Антонии Соловецком 8, 69, 55 Память его празднуется месяца апреля в 17-й день и месяца августа в 9-й день † 1613 Предшественник преподобного Иринарха Соловецкого, возведен на игуменство в 1604 г. † 1612 г., погребен в часовне преподобного Иринарха (История Российской иерархии, II. 435. Ратшин, стр. 4). 8 Дополнительные сведениям Андроник (Трубачёв) , игумен. Антоний Соловецкий// 55 С. 606–607. Досифей, архимандрит. Топографическое и историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря// 69 Москва. 1834 г. С. 90–114. О преподобном Антонии известно, что он был иноком Соловецкого монастыря. Для братии он был образцом подвижника: «Бяше муж зело трезвен и великий терпеливец в подвизех иноческих, в молитвах и постех небесною помощию укрепляем, ко утешению и укреплению иноков и всех православных». За труды и иноческие подвит Антоний был посвящен во игумена Соловецкого монастыря в 1605 г. Настоятельствовать ему довелось в Смутное время. 55 Слава о Соловецком монастыре далеко в старину простиралась в Шведских пределах, и могущество его известно было самим королям. Близкое соседство и частые войны, на которых храбрые Соловецкие стрельцы и поморские крестьяне одерживали знатные победы, заставили шведов уважать обитель Соловецкую. |
Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Журнал - 3 (95) март 2011 Неправильный учитель или плохой первоклассник? 1 сентября, праздничная линейка, знакомство со школой… Это все сегодняшние родители первоклассников уже пережили. Впереди — масса волнений новой школьной жизни. Один из наиболее важных вопросов — взаимоотношения ученика и учителя. Как быть в ситуации, когда у первоклассника не складываются отношения с учителем? Стоит ли переводить ребенка в другой класс? Людмила Петрановская, психолог, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, дала свои рекомендации нашим читателям. 29.08.2022 Заповеди блаженства. В чем их смысл и отличие от ветхозаветных заповедей Сегодня слово «блаженство» для многих означает высшую степень наслаждения. Предполагает ли Евангелие именно такое понимание этого слова или вкладывает в него какие-то иные смыслы? 20.07.2018 Заповеди блаженства. Истории тех, кто их исполнил Слабого, больного святителя вновь погнали по бездорожью. Большую часть пути он шел пешком. Неподалеку от селения Команы Иоанн свалился с ног — силы ему изменили. Его занесли в ближайший храм и положили в одном из строений. На следующий день он умер. Последние его слова были: «Слава Богу за всё». 13.07.2018 5 писем о покаянии Почему мы ждем поста? Какие открытия делаем в себе через покаяние? Как встречаемся с Богом в самые трудные моменты жизни и находим прощение даже самых тяжелых грехов — несколько опытов покаяния в письмах разных людей. 05.08.2020 Анна Белла Изабелла В своих стихах она давала людям понять, что возможен другой взгляд на окружающий нас мир и что вообще существует иной порядок вещей, она давала надежду, что этот другой порядок обязательно придет». Для меня она была таинственной Прекрасной Дамой, несмотря на то, что дома о ней говорили просто и называли Бэлкой 29.11.2014 Я крестилась совсем недавно. Муж мой, к сожалению, человек неверующий, хотя к Церкви относится доброжелательно. Но когда в пост я готовлю постную пищу, он обижается и говорит, что ему нужно есть мясо, потому что у него тяжелая физическая работа. Как тут поступить правильно? Пожарить мужу котлеты в пост мне не трудно, но ведь тогда получается, что я и сама грешу, и мужу потакаю в его грехе. |
Прошло более ста лет. Настоятелем обители был назначен архимандрит Кирилл (впоследствии архиепископ Ростовский). Будучи человеком мудрым и в духовных, и в мирских делах, архимандрит Кирилл особенно заботился о том, чтобы не было нарушено ничего из правил общежития и обычаев обители. Ему пришла на сердце благая мысль: построить новый храм больше прежнего, к тому времени обветшавшего. Когда приступили к строительству, рабочие, копая ров, обнаружили гроб, обложенный тремя камнями и покрытый досками. Это были те самые три камня, которые преподобный Евфимий собственноручно обтесал и устроил из них место для своего гроба у северных дверей алтаря Преображенского храма. Узнав об обретении гроба, архимандрит Кирилл повелел ударить в било. Вся братия собралась ко гробу преподобного Евфимия и возрадовалась великой радостью. Взяв некоторых из братии, архимандрит Кирилл отправился к епископу Ростовскому Симеону и рассказал ему о свершившемся. Выслушав рассказ, епископ Симеон прославил Бога и сказал: «Господи! Утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцам» ( Мф.11:25 ). Затем он собрал все духовенство, пришел в обитель и поклонился гробу преподобного Евфимия, благодаря Бога, прославляющего преподобных Своих. Когда открыли гроб, увидели, что лицо преподобного светло; не только тело преподобного не истлело, но даже и одежд его не коснулось тление. Поклонившись святым мощам угодника Божия, при пении надгробных псалмов и песнопений гроб преподобного Евфимия извлекли из могилы и поставили в храме Преображения Господня. Обретение святых мощей преподобного Евфимия совершилось 4 июля 1507 года. Литература: 1 .Сахаров Л. Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря. 3-е изд. М., 1905. Святых царственных страстотерпец: Императора Николая, Императрицы Александры, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии, от безбожныя власти избиенных НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 2. |
6 дек. 1730 г. В. был принят «на неисходное жительство» в Кириллов Белозерский мон-рь. 8 июня 1733 г. через своего племянника Стефана Вонатовича просил о назначении ему жалованья и о разрешении жить в его келье племяннику. 20 июня того же года Синод удовлетворил обе просьбы, назначив содержание В. «против 3 монахов». В апр. 1737 г. Синод разрешил выдавать В. по 20 р. в год из сумм, полученных от продажи отобранного у него имущества. По указу, изданному в окт. 1740 г., В. был восстановлен в сане; после смерти имп. Анны, 18 нояб. 1740 г., состоялся доклад Синода об отпущении В. вины и поселении его в Москве «для отправления архиерейской службы». 22 дек. 1740 г. доклад был утвержден императрицей, и 9 февр. 1741 г. в присутствии Синода на В. была возложена панагия. В марте 1741 г. С.-Петербургское духовное правление возвратило ему часть конфискованных денег и вещей. В. от жизни в Москве отказался. 12 авг. 1741 г. его местом пребывания был назначен тихвинский Успенский мон-рь, где он провел последние годы жизни и 8 янв. 1751 г . принял схиму. Ист.: ОДДС. Т. 1. 1868. 356, 402, 754; Т. 2. Ч. 1. 1879. 46, 69, 215, 597, 738; Ч. 2. 1878. 807, 817, 942, 1281; Т. 3. 1878. 69, 166, 167, 170, 193, 605; Т. 4. 1880. 6, 162, 446, 476, 510, 515; Т. 5. 1897. 55, 200, 230, 277; Т. 6. 1883. 4, 63, 98, 168, 191, 211, 236; Т. 7. 1885. 5, 73, 104, 171, 193; Т. 8. 1891. 298, 316, 388, 618, 627; Т. 9. 1913. 15, 17, 53, 134, 328, 335, 436, 573; Т. 10. 1901. 60, 76, 273; Т. 11. 1903. 6, 49, 54, 101, 286, 467; Т. 14. 1910. 184, 350; Т. 21. 1913. 47, 118, 352; Т. 22. 1914. 123, 857; Описание архива Александро-Невской лавры за время царствования имп. Петра Великого. СПб., 1911. Т. 2. Стб. 792, 794-795. Лит.: Бантыш-Каменский Д. Варлаам Ванатович//Словарь достопамятных людей рус. земли. М., 1836. Т. 1. С. 242-244; Крыжановский Е. Феофан Прокопович и Варлаам Ванатович//ТКДА. 1861. Март. С. 267-315; Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. СПб., 1868; Савлучинский П. Рус. духовная лит-ра 1-й пол. XVIII в. и её отношение к современности (1700-1762 гг.)//ТКДА. 1878. Май. С. 308; Иконников В. С. Арсений (Мацеевич)//РС. 1879. Апр. С. 748; Май. С. 4-5; Лесков Н. С. Великопостный указ Петра Великого//ИВ. 1882. Апр. С. 233; Бередников И. Ист.-стат. описание первоклассного Тихвинского Богородицкого Большого муж. мон-ря. Новгород, 1905. С. 149-203; Рыбаловский А. Варлаам Вонатович, архиеп. Киевский, Галицкий и Малыя России//ТКДА. 1908. 5. С. 93-128; 7. С. 436-456; 8. С. 551-578; 9. С. 69-87; 10. С. 207-272; 11. С. 312-343; Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра (1713-1913). СПб., 1913. С. 184-185. |
| |