И по такой оценке достоинство Леонтьева – чрезмерно, удивительно. Прошел великий муж по Руси – и лег в могилу. Ни звука при нем о нем; карканьем ворон он встречен, и провожен. И лег и умер в отчаянии, с талантами необыкновенными», такими словами заканчивает другой писатель (В. В. Розанов ) свое предисловие к изданным им письмам Леонтьева... Вл. С. Соловьев ставил Леонтьева «много выше Каткова, И, С. Аксакова». Н. Н. Страхов, С. А. Рачинский, так легко нашедшие свою дорогу в жизни, преклонялись пред необыкновенными талантами Леонтьева и, ненавидя его, боялись... Так говорит В. В. Розанов . Однако он не совсем точен. О Леонтьеве нам известно до 80-ти более или менее обстоятельных статей, о которых мы будем говорить ниже. И ни один отзыв, включая сюда поверхностные статьи некоторых газет, ни один, говорю, отзыв не мог отрицать удивительной умственной и художественной силы Леонтьева: так ярко и для плохо зрячих блестел этот русский самородок!.. И при всем том неузнанный, непонятый, в духовном одиночестве сошел он в могилу. Перечитывая удивительные письма Леонтьева, его предсмертные «заметки» на двух объемистых тетрадях по поводу различных статей, как-то невольно проникаешься его мыслью и глубоким убеждением в том, что над ним тяготел особый рок, «fatum», как он любил выражаться, «Десница», «Провидение». Первоклассный мастер в области литературы, художественный талант которого так высоко ставил И. С. Тургенев, не говоря о других, – философ, социолог, эстетик, до поразительности напоминающий собою Ницше не только по мыслям, но даже и по отдельным афоризмам, по справедливому слову В. В. Розанова plus Nitzsche, que Niemzsche même, – на почве своей историко-социальной теории едва ли не самый сильный и опасный критик славянофильства золотой его поры, что впрочем не мешало его самого отводить за одну скобку с Кириевским и Аксаковым, – религиозный мыслитель, как никто из светских людей вникавший в сущность православия с его жизненным выражением – монашеством (Леонтьев во вторую половину своей жизни сам был тайным монахом), – наконец, церковный публицист, за много лет, вопреки общему мнению, включая сюда Каткова, предусматривавший в точности исход современных ему балканских событий (особенно в отношении греко-болгарской церковной распри), – Константин Леонтьев систематически замалчивался всеми – и врагами, и друзьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

— Если сделать грубое обобщение на основе обращений к психологу, то получится следующий вывод: они менее послушные, менее удобные. Они знают, чего хотят, и добиваются желаемого. Или чего не хотят, и яростно протестуют. Их бывает невозможно заставить. Они более смело проявляют свои эмоции. Бабушки сетуют: «Мои дети себе такого не позволяли!» — Какой период в жизни ребенка является самым сложным для родителей? Есть ли универсальный совет, как общаться в это время с детьми? — В каждом периоде есть свои сложности: с подростком, выпускником не менее тревожно, чем с грудничком или первоклассником. Понятно, что есть относительно легкие периоды — те, которые не связаны с личностными кризисами и переменами в жизни. А самое важное, как это ни банально, — любовь и уважение. Именно в таком дуэте. Любовь без уважения тоже бывает травматична. Когда отсутствует уважение потребностей, желаний и эмоций другого, пусть даже маленького человека. Получается что-то вроде насилия во имя любви: «Мама тебя любит, мама лучше знает, что тебе надо». — Как все же проявляется любовь и уважение к детям? — Так же, как и ко взрослому. Когда мы уважаем взрослого, мы прислушиваемся к его мнению, мы считаемся с его выбором. Когда мы любим, мы заботимся. Самостоятельность ребенка не исключает заботу. Самостоятельность — это «могу сделать сам», но это не значит, что он всегда делает сам. Если ребенок научился варить кашу, это не значит, что теперь он всегда будет варить ее для себя. Здесь так же, как со взрослым: муж может налить сам себе чай, но ему приятно, когда это делает жена, проявляя таким образом заботу. — А что с наказаниями? Можно ли с их помощью чего-то добиться, чему-то научить? Как применять и какие? — Чего-то добиться можно — и даже чему-то научить. Но не всегда педагогическая идея, вложенная в наказание, совпадает с реальным результатом. Например, воспитатель в детском саду наказывает того, кто в тихий час скачет по кроватям. Ставит в угол в надежде, что ребенок перестанет так поступать. А ребенок делает вывод, что это классно и надо будет повторить опыт, потому что тогда можно не спать, а стоять в углу и оттуда корчить рожи, смешить других детей, которые только делают вид, что спят, чтобы не быть наказанными. При этом воспитатель может думать, что он учит послушанию, а по факту он учит врать и притворяться.

http://azbyka.ru/deti/12293-2

По статистическим данным, в 1901 г. в пределах Г. Э. насчитывалось 1 278 500 чел. правосл. населения и 50 тыс. сектантов (молокан - 32 тыс., духоборов - 7 тыс., прыгунов - 6 тыс., субботников - 4 тыс., баптистов - 2 тыс., жидовствующих - 2 тыс. и т. д.); действующих церквей - 2455, приходов - 1527 в составе 101 благочиния. Мон-рей - 28 муж. и 7 жен., где подвизались 615 монахов, 118 монахинь, 573 послушника и 163 послушницы. В Грузинской епархии 16 мон-рей: Ахтальский (Ахтала) (муж.); Бетанийский (Бетаниа) Рождества Пресв. Богородицы (муж.); Бодбийский (Бодбе) св. Нины (жен., общежительный); Вардзийский (Вардзиа) Успения Пресв. Богородицы (муж., общежительный); Давидгареджийский (Давидгареджи) (муж., общежительный); Зарзмский (Зарзма) (муж.); Иоанно-Зедазенский (Зедазени) (муж.); Иоанно-Крестительская (Натлисмцемели) пуст. (муж.); Кватахевский (Кватахеви) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Марткопский (Марткопи) прп. Антония (муж.- под управлением экзарха); мцхетский Самтаврский (Самтавро) св. Нины (жен.); Сафарский (Сафара, Сапара) св. Саввы (муж., общежительный); тифлисский Преображения Господня (муж., первоклассный); Хирсский (Хирса) св. Стефана Первомученика (муж.); Шиомгвимский (Шиомгвиме) (муж.); Шуамтинский (Ахали-Шуамта) Рождества Пресв. Богородицы (муж., общежительный). В Сухумской епархии 3 мон-ря: Василиско-Златоустовский (жен., общежительный); Драндский (Дранда) (муж., общежительный, возобновлен в 1885); Новоафонский ап. Симона Кананита (муж., общежительный). В Имеретинской епархии 7 мон-рей: Гаенатский (Гелати) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Джручский (Джручи) вмч. Георгия (муж.); Кацхский (Кацхи) Вознесения Господня (муж.); Мгвимский (Мгвимеви) Спасский (жен.); Моцаметский (Моцамета) святых мучеников Давида и Константина Аргветских (муж.); Намарневский Иоанна Крестителя (муж.); Челишский (Челиши) Успения Пресв. Богородицы (муж.). В Гурийско-Мингрельской епархии 8 мон-рей: Джихетская (Джихети) община (жен.); Джуматский (Джумати) св. Архангелов (муж.); Иоанно-Крестительская пуст. (муж.); Мартвильский (Мартвили) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Нахаребовский (Нахареби) Благовещения Пресв. Богородицы (муж.); Теклатский (Теклати) Рождества Пресв. Богородицы (жен., общежительный); Хопский (Хопи) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Шемокмедский (Шемокмеди) Спасский (муж.). Духовенство Г. Э. составляли 62 протоиерея, 1647 иереев, 231 диакон и 1805 псаломщиков ( Рункевич. 1903. Стб. 736-750).

http://pravenc.ru/text/168201.html

сост. Александр Ратшин Минской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ТРОИЦКИЙ, муж. 1 класса, в уездном городе Слуцке; находится под управлением архиепископа Минского и Гродненского, который здесь имеет титул Священноархимандрита. В сем монастыре соб. церковь Живоначальной Троицы, где почивают мощи св. младенца Гавриила, перенесенные сюда 9 мая 1775 года из Заблудовского-Успенского монастыря. Когда основана эта обитель, неизвестно. БОГОЯВЛЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в уездном городе Пинске; состоит под управлением архимандрита. О времени основания этого монастыря, сведений нет. Здесь соб. церковь Рождества Богородицы, с приделом Богоявления Господня, древней Готической архитектуры. – Тут находилась явленная икона Пресвятой Богородицы, называемая Купятицкою, которая по завладении обителью униатами перенесена, в половине XVII века, в Киево-Софийский собор. ВОСКРЕСЕНСКИЙ-ДИСНЕНСКИЙ, муж. заштатный, в уездном городе Дисне. Существует с 1633 года. Здесь две церкви: 1) Соб. Воскресения Христова, с двумя приделами; 2) Введения Божией Матери. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, муж. заштатный, в уездном городе Друе. Здесь Соб. церковь Благовещения Богородицы. Эта обитель весьма древняя, что доказывается архитектурою зданий; время основания ее неизвестно. ГРОЗОВСКИЙ-БОГОСЛОВСКИЙ, муж. заштатный, в местечке Грозове; находится под управлением архимандрита, который вместе с тем и ректор Минской Семинарии. Обитель эта основана в 1600 году. Здесь соб. церковь Иоанна Богослова. Когда основана эта обитель, сведений нет. ДЬЯТЛОВСКИЙ, или ДЬЯТЛОВИЦКИЙ, муж. заштатный, в селении Дьятловичах; состоит под управлением архимандрита. Существует с 1622 года. Здесь соб. церковь Преображения Господня. СПАСО-ИЛЬИНСКИЙ, женский, 2 класса, в уездном городе Слуцке. Время основания его неизвестно. Здесь соб. церковь Входа во Иерусалим, с приделами Илии Пророка и Иоанна Богослова. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, муж. бывший первоклассным, существовавший некогда в губернском городе Минске. Когда он был основан, неизвестно. По уничтожении, иноки из него переведены в Богоявленский Пинский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

18 июня 1744 г. Синод подал имп. Елизавете Петровне доклад о выделении из Московской епархии 4 новых: Владимирской, Переславской, Тамбовской и Костромской. 16 июля 1744 г. императрица подписала указ об образовании новых епархий. 31 марта 1745 г. в С.-Петербурге состоялась хиротония первого Костромского архиерея архим. Симона (Тодорского) . Во вновь образованной епархии насчитывалось 786 церквей, 27 муж. и 8 жен. мон-рей. Офиц. резиденцией правящих архиереев стал Ипатиевский мон-рь, вплоть до своего закрытия в 1919 г. являвшийся духовно-адм. центром епархии. Троицкий собор монастыря получил статус кафедрального. Ипатиевский мон-рь. Фотография. 1867 г. Ипатиевский мон-рь. Фотография. 1867 г. По инициативе еп. Сильвестра (Кулябки) в окт. 1747 г. состоялось открытие Костромской ДС, разместившейся в Ипатиевском монастыре. В кон. XVIII - нач. XIX в. в Костромской епархии оформилась сеть духовно-учебных заведений: Макарьевское ДУ (1791), Галичское ДУ (1803), Костромское ДУ (1814), Солигаличское ДУ (1815), Кинешемское ДУ (возникло в 1791 при Тихоновом Лухском в честь Воздвижения Креста Господня мужском монастыре , в 1847 переведено в Кинешму). В 1764 г. в ходе секуляризации в епархии были упразднены 6 монастырей и 10 пустыней, обращенных в приходские церкви (напр., Спасо-Запрудненский мон-рь, Пахомиево-Нерехтский Сыпанов во имя Св. Троицы мон-рь, Авраамиева Ризоположенская Великая пуст., Авраамиева Верхняя пуст. в честь Собора Пресв. Богородицы, Благовещенский Ферапонтов мон-рь, Никольский Кажиров мон-рь, Воскресенский и Рождественский мон-ри в Солигаличе, Варнавина пуст. и др.). Вид Богоявленского мон-ря в 1838 г. Рисунок. Художники Г. Г. и Н. Г. Чернецовы Вид Богоявленского мон-ря в 1838 г. Рисунок. Художники Г. Г. и Н. Г. Чернецовы В окт. 1834 г. Кострому посетил имп. Николай I Павлович. По его распоряжению определением Синода от 31 марта 1835 г. архиерейская кафедра из Ипатиевского монастыря была перенесена в центр Костромы - в Успенский собор бывш. Костромского кремля, к-рый состоял из 2 храмов: летнего Успенского (XVI в.) и зимнего Богоявленского (1776-1790). Тем же определением Ипатиевский монастырь был возведен в ранг первоклассного. В 30-50-х гг. XIX в. по проекту К. А. Тона в нем были проведены реставрационные работы. В 1854 г. в ранг первоклассного был возведен и Макариево-Унженский во имя Св. Троицы мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕСНИНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Первоклассный мон-рь РПЦ, находился в c. Лесна Константиновского у. Седлецкой губ. (ныне Лесьна-Подляска Люблинского воеводства, Польша). Л. м. первоначально относился к Холмско-Варшавской епархии РПЦ, с 1905 г.- к Холмской епархии. После 1917 г.- в юрисдикции РПЦЗ. В 2007 г. Л. м. перешел в юрисдикцию неканонической т. н. Русской истинно православной Церкви . История Л. м. в России Леснинский Богородицкий мон-рь. Фотография. 1909 г. Леснинский Богородицкий мон-рь. Фотография. 1909 г. 25 апр. 1884 г. состоялось определение Синода РПЦ об учреждении женской общины в с. Лесна. Община получила леснинский костел закрытого мон-ря паулинов, к-рый в 1875 г., после воссоединения униатов Холмской Руси, был передан православным, перестроен и освящен в 1881 г. По приглашению архиеп. Холмского и Варшавского Леонтия (Лебединского) 19 окт. 1885 г. из Москвы в Лесну прибыли первые насельницы - Е. Б. Ефимовская с 5 сестрами. Прежде чем принять предложение архиеп. Леонтия, она посетила оптинского старца прп. Амвросия (Гренкова), чтобы получить его благословение. Леснинская обитель начала свою миссию в Юж. Подляшье, в местности, населенной униатами и католиками. Первоначально община не имела ни земельных угодий, ни достаточных денежных средств, а насельницы жили в хлебном амбаре. Большую помощь в деле устройства обители оказывали Синод и российское правительство. Община стала быстро возрастать, и 26 авг. 1889 г. она была преобразована в первоклассный монастырь; граф. Ефимовскую, принявшую монастырский постриг с именем Екатерина, возвели в сан игумении Л. м. В 1899 г. обитель посетил св. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев) и преподал благословение инокиням. При Л. м. были созданы различные школы: 2-летняя церковная (с 4 классами), жен. педагогическая, муж. сельскохозяйственная. Общее количество учащихся доходило до 1000. Насельницами был организован приют на 300 сирот, основана больница с амбулаторией и аптекой. Был заложен ботанический фармакологический сад, построена паровая мельница, осушены болота и на их месте создана система прудов для занятий рыбоводством. При обители было основано скотоводческое хозяйство, начато разведение шелковичных червей, построены кирпичный завод, пекарня, свечной завод. В Лесну провели ветку железной дороги.

http://pravenc.ru/text/2463595.html

Каждый видит в слове «семья» что-то свое. Для меня семья – вся моя жизнь. Вот моя мама тщетно старается научить меня правильно писать письменную букву Х, «вредные» половинки никак не хотят соединяться. А вот нарядная, душистая новогодняя елка, и мы с сестренками устраиваем под ней уютный «домик». Папа тоже тут, рассказывает нам витиеватую волшебную сказку. А вот принесенное дедушкой пасхальное яичко, алое с резным золотым крестом. И снова мама, плачущая над моей разбитой первой любовью. Воспоминания, воспоминания… На сердце становится тепло и немного грустно, слезинки просятся на волю. И я тихо молюсь за упокой своих родителей. Теперь и я – мама. Со старшим сыном пишу доклады о шелкоткачестве в Китае, с дочкой-первоклассницей пишу все ту же букву Х, а самому маленькому читаю вечную «Курочку Рябу» и «Муху-Цокотуху». Рождение семьи – какое это удивительное таинство! Хорошо помню день своей свадьбы: мне – 21 год, мужу – 23. Молодые и самоуверенные. Муж берет меня на руки и несет на 9-й этаж. Радость и ликование! Женина мама робко отзывает его в сторонку и вместе с отцом благословляет на семейную жизнь иконой Николая Чудотворца. А я неверующая, некрещеная, отношусь к этому как к народному обычаю, не понимая, что именно в этот момент Господь простирает Свою руку над нашей зарождающейся семьей. Спустя 12 лет мы повенчаемся. Оказалось, день нашей свадьбы (2 марта) и день венчания (25 мая) – это дни прославления Церковью одного и того же святого – священномученика Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси. «Чудны дела твоя, Господи!». На семнадцатую годовщину мы с мужем, не сговариваясь, пишем друг другу: «Благодарю Бога, что мы вместе». Так вот что значит «едина плоть»! Самой большой трагедией в нашей семье было отсутствие детей. В течение долгих 6 лет мы бесконечно лечились и ждали, ждали, ждали…Муж, имея веру с то самое горчичное зерно, взывал к Небу. И вот робкая, затаившаяся радость – кажется, сбылось. Поверить в беременность мы с мужем смогли, только когда наш малыш стал аккуратно толкать мамин животик. Но как много боли и скорби ждало нас впереди. Вот он, мой долгожданный сыночек, лежит в реанимации и не хочет самостоятельно дышать. Помню страх и чувство оцепенения, и снова молитва мужа. Сыночек выжил, но началась отчаянная борьба за его здоровье. В 1,5 года нас направили на операцию. И здесь началась моя трудная и долгая дорога к Богу. Молитвы не было, но появилось чувство обиды по отношению к Тому, Кого «нет». А муж по совету очень близкой нашей подруги брал сына и нес на Причастие. Извечный вопрос: «За что?» – терзал мою душу. И только сейчас я понимаю: спрашивать надо не «за что?», а «для чего?». Тогда все становится предельно ясно и просто. Димке было 2 года, мы лежали в очередной больнице, сердце рвалось отчаянием. Среди хаоса мыслей зазвучала одна, настойчиво и громко: «Я хочу верить! Люди не могут мне помочь». И наш Милосердный Господь, зная человеческую немощь, принял и это дерзкое требование.

http://pravoslavie.ru/37449.html

Следующим шагом на пути ликвидации церковной автономии Киева стала секуляризация церковных имений в Малороссии, осуществленная при митр. Самуиле (Миславском) (назначен на Киевскую кафедру в 1783, так же как и его предшественник, стал членом Синода и получил право ношения белого клобука). 10 апр. 1786 г. высочайшим указом предписывалось ввести в малороссийских епархиях духовные штаты, церковные владения с жителями передать в Ведомство казенных палат. В основном указе о секуляризации названы суммы, к-рые казна выделяла на содержание епископских кафедр, духовных школ и монастырей. Киевский митрополит получил содержание наравне с Московским архиепископом. Киевский митрополит становился архимандритом Киево-Печерской лавры. Митрополичий дом должен был перейти гос-ву, там планировалось создать губернскую школу и перевести туда часть Киево-Могилянской академии. Др. часть академии должна была переместиться в Киево-Печерскую лавру, а на территории упраздненного Братского монастыря предполагалось создать госпиталь. На содержание Киево-Печерской лавры планировалось выделять столько же средств, как и на содержание Троице-Сергиевой лавры. Кафедральная церковь киевского Софийского мон-ря стала кафедральным собором со штатом белого духовенства наравне с московским Архангельским собором. Киевские муж. мон-ри Пустынно-Николаевский, Златоверхий Михайловский и жен. киевский Флоровский признаны первоклассными. Второклассными стали муж. обители: греческий Екатерининский, Мгарский Преображенский под Лубнами, переяславский Вознесенский и жен. киевский Богословский. К 3-му классу были причислены муж. мон-ри: киевский Выдубицкий, козелецкий Георгиевский, и женские: козелецкий Богоявленский и золотоношский Благовещенский. Ставропигиальный Межигорский монастырь со штатом 1-го класса планировалось перевести в Таврическую обл. Не вошедшие в штат мон-ри и пустыни должны были быть обращены в приходские церкви с открытием при них, где возможно, народных уч-щ и богаделен. Оставшихся за штатами монахов и монахинь предписывалось разослать по др. епархиям, белое духовенство, оказавшееся вне штата, должно было ожидать вакансий. До размещения всего духовенства приказывалось не рукополагать новых иереев и не постригать в монашество. Киевская консистория была переименована в дикастерию, изменялись ее кадровый состав и принципы функционирования.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Архиеп. Платон скончался 15 июня 1754 г., более 3 лет М. е. управлял архиеп. Сарский и Подонский Иларион (Григорович) . Новый глава М. е., бывш. митр. Киевский Тимофей (Щербацкий) , прибыл в Москву 23 янв. 1758 г. До 1764 г. он титуловался Московским и Севским, с 1764 г.- Московским и Калужским. По указу имп. Екатерины II от 26 февр. 1764 г. о секуляризации церковных земель и введении штатов епархий и монастырей М. е. стала (наряду с Новгородской и С.-Петербургской епархиями) первоклассной, с обязательным назначением викарных архиереев. Архиерейскому дому М. е. выделялось 7,5 тыс. р. и отдельно 1,5 тыс. р. на Архангельский собор. В Москве особые штаты также получили Успенский и Благовещенский соборы. Успенский собор утратил древние привилегии, сохранив одну - право «зачинать колокольный благовест». Из мон-рей М. е. один сохранил внеклассный статус лавры (Троице-Сергиева лавра), один стал кафедральным (Чудов мон-рь), к 1-му классу было отнесено 6 мон-рей: 4 мужских (Донской, Симонов, Новоиерусалимский, Саввин Сторожевский) и 2 женских - Вознесенский и Новодевичий. Ко 2-му классу были причислены муж. мон-ри - коломенский Старо-Голутвин в честь Богоявления , московский Богоявленский, Высокопетровский, московский Заиконоспасский, Иосифов Волоколамский, Ферапонтов Лужецкий, московский Греческий Николаевский, Андроников, московские жен. мон-ри - Зачатьевский, московский в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи , Богородице-Рождественский. Большое количество монастырей М. е. стали третьеклассными (дмитровский во имя святых Бориса и Глеба, серпуховской Владычный, серпуховской Высоцкий, московский Данилов, московский во имя свт. Иоанна Златоуста, московский Знаменский, Николо-Угрешский муж. мон-ри, коломенский Брусенский в честь Успения Божией Матери , Георгия Победоносца великомученика московский женский , московский в честь Воздвижения Креста Господня , московский во имя вмч. Никиты и др.). Маловотчинные мон-ри и те, которые не имели крестьян, оставлены за штатами. Императрица распорядилась определить в подмосковные обители нищенствующих и бродячих монахов. Штаты соборов и церквей также были разделены на классы.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

В 1947 г. над собором вновь были воздвигнуты кресты. В 1-й пол. 50-х гг. XX в. был осуществлен капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная сумма (500 тыс. р.). В 50-х гг. XX в. из закрытого минского храма вмц. Екатерины в Свято-Духовский собор была перенесена Минская икона Божией Матери . В 1953 г. с сев. стороны собора был устроен придел во имя вмц. Варвары, в к-ром поместили ковчег с частицей мощей этой святой. В 1968 г. в юж. части собора был устроен придел в честь Казанской иконы Божией Матери. У сев. стены храма установлена рака с мощами св. Софии, кнг. Слуцкой, а в крипте собора освящен придел во имя равноапостольных Мефодия и Кирилла. Капитальные ремонты проводились в кон. 70-х - нач. 80-х гг. XX в., когда настоятелем собора был прот. Михаил Булгаков († 1995), и в 1996 и 2000 гг., при настоятеле прот. Геннадии Дзичковском. Во время последнего ремонта произведена реконструкция Варваринского придела, алтарь которого перенесен на новое место, а также был обновлен иконостас. К нач. 2017 г. бывш. монастырский Свято-Духовский храм является кафедральным собором г. Минска, а монастырский корпус - соборным домом, где проходят церковные мероприятия. Арх.: РГИА в СПб. Ф. 797. Оп. 72. 74 [Сведения о мон-рях, общинах и пустынях Минской епархии за 1901 г.]. Ист.: Путешествие стольника П. А. Толстого/Предисл.: Д. А. Толстой//РА. 1888. 2. С. 161-204; То же. М., 1992. Лит.: Николай (Трусковский), архим. Ист.-стат. описание Минской епархии. СПб., 1864; Александр (Добрынин), еп. Речь при открытии правосл. мон-ря в г. Минске//Минские ЕВ. 1870. Ч. неофиц. 1. С. 1-7; Игнатьев Р. Археологическое обозрение церквей г. Минска: Свято-Духов 1-кл. муж. мон-рь//Там же. 1877. 22. С. 457-461; 24. С. 517-524; 1878. 3. С. 62-66; Николай, иером. Заметка на ст. «Археологическое обозрение церквей г. Минска: Свято-Духов первоклассный мужской мон-рь»//Там же. 1877. 24. С. 524-527; он же. Ист.-стат. описание минского Свято-Духова муж. однокл. мон-ря//Там же. 1879.

http://pravenc.ru/text/2563290.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010