…Едва смолк хор, на амвон вышел Филарет. — В мире отходишь ты, знаменитый муж, но можем ли мы продолжить тебя в мире? Когда един от великих столпов, украшающих Престол и поддерживающих народные сословия, сокрушается пред нами, наше око и сердце невольно с ним упадают. Ты отходишь в старости добрей, и, может быть, ты находил ее слишком долгою, поспешая к жизни нестареющей; но коль краткою теперь оная кажется тем, которые покоились под твоею сению, возрастали под твоими сединами, жили твоею жизнию! Отходя к вечности, ты ничего не теряешь во времени, поелику дела твои в след тебе идут; но все тебя знающие теряют в тебе тем более, чем долее ты принадлежал их сердцу… Голос звучал звонко и взволнованно. Чуть потрескивая, горели восковые свечи в подсвечнике и руках присутствующих. Женщины утирали глаза под черными куплями, да и некоторые из мужчин доставали носовые платки. То был век людей не только сентиментальных, но и искренних. Подобно некогда прогремевшие оде Державина на смерть князя Мещерского, надгробное слово Филарета сделано его широко знаменитым. Текст был дважды напечатан отдельными выпусками, а в следующем 1812 году опубликован в первой книжке самого модного журнала «Вестник Европы», что означало уже всероссийскую славу и признание. 27 марта 1812 года архимандрит Филарет был определен настоятелем первоклассного Юрьевского монастыря. Отношения с владыкой Феофилактом оставались прохладными. Сергий Платонов, уезжая на костромскую епархию, утешал Филарета: — Уверяю тебя, ты сбудешь этого Бриэна! — Где мне сбить? Хотя бы меня самого не заслали куда подальше. — Нет. Ты непременно его сбудешь. Я видел во сне: он выедет в среду. Внешне отношения их были ровны. Проезжая через Коломну владыка Феофилакт предложил протоиерею Михаилу Дроздову перевести своего младшего сына в санкт- петербургскую семинарию. Филарет его благодарил, но переводу брата решительно воспротивился, находя самым благоприятным образ жизни и воспитания в троицкой семинарии. Пока же рязанский архиепископ блистал в дворянских гостиных и столичных соборах, где любил служить. О проповедях его говорили разное. Дроздов полагал, что владыка слишком старается привлечь публику, рассуждая о картинах светских живописцев и политических вопросах, а то делая намеки на современное положение России. Об одной проповеди Феофилакта ему поспешили рассказать несколько доброжелателей. В ней владыка изобразил человека престарелого, обремененного службою, из-за спины которого управляет делами молодой человек. Намек на митрополита Амвросия и архимандрита Филарета был более чем очевиден.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/2/

Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ «Муж говорит, мы справимся, у нас есть сын», — родители двойняшек пережили смерть дочери и сражаются за сына Подробнее Материалы по теме Путин подписал указ об оказании гуманитарной помощи Донецкой и Луганской областям Украины 16 ноября, 2021 В РПЦ опровергли информацию о принесении мощей Спиридона Тримифунтского в Россию 27 августа, 2021 Воронежскую школу оцепили и эвакуировали детей из-за «валентинки», оставленной второклассником 15 февраля, 2024 Почти 80% россиян не собираются праздновать День всех влюбленных 13 февраля, 2024 «День дружбы и товарищества»: в России предлагают заменить День святого Валентина 3 февраля, 2024 Влюбленные из ПНИ и последнее танго бабушки. 5 историй любви 8 июля, 2023 Изменения в Уставе УПЦ не коснутся Донецкой и Крымской епархий 28 мая, 2022 Вези еду и смотри. Дневник волонтера, который вернулся из Мариуполя 15 апреля, 2022 Один день с беженцами из Донецка 23 марта, 2022 Путин подписал указ об оказании гуманитарной помощи Донецкой и Луганской областям Украины 16 ноября, 2021 В РПЦ опровергли информацию о принесении мощей Спиридона Тримифунтского в Россию 27 августа, 2021 Воронежскую школу оцепили и эвакуировали детей из-за «валентинки», оставленной второклассником 15 февраля, 2024 Почти 80% россиян не собираются праздновать День всех влюбленных 13 февраля, 2024 Поделитесь, это важно 780 Подпишитесь на Правмир Перейти в  Дзен Google Новости Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Нужна помощь Первоклассник Леша внезапно заговорил басом, оказалось — опухоль Помочь фонду Помогите «Правмиру» Лучшие материалы статья 15 опасностей дачи: как уберечь ребенка Ксения Кнорре Дмитриева нужна помощь «Шанс на чудо у вас есть! Оболочка спинного мозга не повреждена», — сказали врачи Помочь Нужно 232 500 статья Три вещи, которые убивают мотивацию детей.

http://pravmir.ru/doneckij-xram-poluchil...

Несмотря на всю любовь к нашим детям, подход к вопросам наследования или передачи каких-то активов будет предельно рациональным, он будет даже более рационален, чем наше собственное отношение к бизнесу. Мы в первую очередь не хотим навредить ребенку. Ведь передача ему активов, упаси боже, денег, рискует испортить жизнь. Это дикая нагрузка и ответственность. Нет ничего кошмарнее, чем молодой человек, за которым гоняются всякие жулики, не теряя надежды, причем небезосновательной, лишить его состояния. Поэтому, скорее всего, отцы предпочтут передать свои активы в какие-то долгосрочные благотворительные фонды или застраховать в виде долгосрочных инвестиций в компании, которыми управляют профессиональные менеджеры, прежде всего публичные компании, имеющие понятную процедуру назначения управляющих. Пока я, конечно, не собираюсь отходить от дел, но рано или поздно это случится, и я предпочел бы, чтобы мое состояние работало в большей степени на какие-то русские институты, которые удастся создать, частично они уже созданы. Есть личное наследство. Это семейные ценности, семейные реликвии. Если же мы говорим про компании, про большие бизнесы, то я не отношу их к семейным реликвиям, я считаю, что они в равной степени принадлежат той среде и пространству, той территории, где все это было заработано. Я убежден, что лучшим вложением являются просветительские гуманитарные институции, фонды, трасты, работающие для страны, постепенно, медленно меняющие ее. То, что я делаю в рамках своего общественного, филантропического увлечения — я имею в виду «Стрелку», — это как раз гуманистическая деятельность. Бог в деталях. Широкий тротуар — это гуманизм: по нему женщина может идти с коляской, а справа может идти муж, слева — ребенок-первоклассник. И они гуляют, не вжимаясь в стены, чтобы их не обрызгала машина, а комфортно, шеренгой. Какой-нибудь торговец, у которого мелкая лавчонка, видит широкий тротуар и говорит жене: «Маша, вытаскивай два стола, давай капкейками их кормить». Так складывается новая цивилизация. Я гуманист в прежнем понимании этого слова, я за счастье при жизни. Пока личность и счастье человеческое не являются высшей ценностью, нам не добиться результата.

http://pravmir.ru/ottsyi-i-deti-kolonka-...

Около 20-ти лет продолжался такой образ жизни Евдокии Родионовны, пока наконец домашние ее и муж не убедились, что все старания их не приведут к желаемой цели водворить ее хозяйкой в семье. Они стали наконец привыкать к этой мысли; да и дети уже подросли настолько, что сами могли хозяйничать в доме. Вследствие всего этого сродники ее не стали так тщательно разыскивать ее в ее побегах и силою привлекать домой. Заметив это, Евдокия стала чаще и смелее появляться в селениях, где находились добрые люди, подававшие ей кусок хлеба, а иногда и ночлег, которым, впрочем, она пользовалась только в зимнее холодное время, а летом редко расставалась со своим любимым лесом, куда она, где бы ни находилась днем, всегда возвращалась к ночи. Многим поселянам, коим случалось бывать по какому-либо делу в лесу ночью, приводилось видеть ее там бродящей с палкой в руке. У кого, бывало, останется на ночь в лесу лошадь или корова и он, отыскивая ее, случайно встретит Евдокию и спросит – не видала ли она искомую, то она всегда точно укажет направление, где действительно находилась потерявшаяся. Впрочем, она это делала всегда как бы юродствуя, сурово, как будто негодуя, что ее беспокоят; «а ну тебя», скажет, и махнет рукой именно по тому направлению, куда следует идти искать; или скажет: «почем я знаю? я не пастух, лес велик, – ищите» и укажет рукой по надлежащему направлению. При появлении ее в деревнях, ее окружали ребятишки, всегда в изобилии толкущиеся на улице; они со смехом и с криком: «дура, дура» скакали около нее, дразнили; которые посмелее, дергали ее за лохмотья одежды, иные даже бросали в нее камушки; а она, делая вид, что обороняется от них палкой, неизменной своей спутницей, махала ею в воздухе, приговаривая: «вот я вас ужо, вот я вам задам» и т. под. Ребятишкам было это забавно, и потеха эта шла нередко по всей деревне из одного конца до другого, пока кто-либо добрый человек не разгонит ребятишек, строго прикрикнув на них, или кто не пригласит «дурочку», или – как ее обычно называли – «Родимую» (от ее прозвища «Родионовна»), поесть хлеба-соли.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

1646.  ..матушка Варсонофия… — Монахиня Варсонофия (в миру Мария Никитична Крымова; 1800–1866) — воспитанница графини А. А. Орловой Чесменской, благочинная и казначея СПб. Воскресенского первоклассного общежительного женского монастыря. Умерла 1 февраля 1866 г. 1647.  …постараться тщательным поминовением усопшей вознаградить упущение, сделанное при ее кончине… — М. Варсонофия не смогла исполнить своего желания — причаститься перед смертью. С. И. Снессорева подробно описывает кончину м. Варсонофии в книге: Игумения Феофания (Готовцева). СПб.: тип. И. И. Глазунова, 1868. С. 163–168. 1648.  …родилась в 1816 году… — В документах более позднего времени София Ивановна называет 1815 год. См., например: ИРЛИ. Ф. 540. Оп. 2. Л. 3. (Прошение С. И. Снессоревой в Постоянную комиссию для пособия нуждающимся ученым, литераторам и публицистам. 22 ноября 1895 г.) 1649.  …Иван Николаевич и Елисавета Ивановна Руновские… — Отец Софии Ивановны, происходящий из обер-офицерских детей, получил личное дворянство, служа на Кавказе. Внесен в 3-ю часть Дворянской родословной книги Воронежской губернии. В 1826 г. произведен в коллежские асессоры. Мать (по-видимому, сирота) была «крестной дочерью генерал-майора и кавалера Ивана Козмича Краснова». См.: РГИА. Ф. 1343. Оп. 28. (Дело о дворянстве рода Руновских) Л. 6, 9, 11. 1650.  …вышла замуж… — Муж Софии Ивановны — Аполлон Васильевич Снессорев — коллежский секретарь, служил письмоводителем Воронежского комитета о земских повинностях. Венчание состоялось 17 апреля 1836 г. — РГИА. Ф. 1343. Оп. 29. (Дело о дворянском происхождении рода Снесаревых). Л. 46 (об.), 51. 1651.  …немедленно уехала… — 4 мая 1836 г., через две недели после венчания, А. В. Снессорев был уволен от должности письмоводителя Воронежского комитета о земских повинностях, по прошению. — Там же. Л. 46 (об.) 1652.  …в Энциклопедическом словаре Плюшара. — См. сноску 1, с. 490. София Ивановна с мужем писали для этого издания статьи на букву «Г», которые помещены в 13–15 томах, изданных в 1838 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Но мы не видим, скажете, Царицы Небесной. Нам бы утешительнее было, если бы Она, Благодатная, благоволила видимо являться среди нас, выслушивать молитвы каждого, утешать плачущих, врачевать болящих, ободрять унывающих. и т. п. Потерпите немного, христолюбивые слушатели. Бог даст увидим Её, как желаете и скоро; ибо вся жизнь наша, как сон, минет, – увидим, если будем того достойны, в другом лучшем мире, когда смерть освободит бессмертный дух наш от оков бренной и грубой плоти, препятствующей ему прозревать глубоко в мир духовный, – увидим там, где она пребывает ныне в Боголепной славе Сына Своего, Царя неба и земли, – там, куда мы день ото дня, против воли нашей, все более и более приближаемся, – увидим за гробом. В настоящее же время мы не можем видеть Богоматерь во всем Ея величии, потому что живём не в таком мире в каком Она обитает. В нашем мире все грубо и тленно, а там, где Она соцарствует Своему Божественному Сыну, все духовно, чисто, нетленно, прекрасно. Каким же образом явление Богоматери во свете, блистающем паче лучей солнца, в теле духовном, нетленном, преславном, вынесет наша грубая, дебелая, немощная, бренная плоть? Как могут взирать на Пречистую наши нечистые очи? Некоторые избранники Божии, правда, удостаивались и в этой жизни, видеть Славнейшую Серафимов, Пречистую Богородицу, но как? С благоговейным ужасом, проникавшим все существо их, так что и их, очищенных и приготовленных к такому чрезвычайному явлению, всегдашнею молитвою, бдением и постом, нужно было Владычице мира предварять в явлении Своем, словом утешения. Так явившись Преподобному Сергию, Она укрепляла дух его материнским словом успокоения: «не ужасайся избраннике Мой»! Что если бы Она – превысшая небес, в эту самую минуту, как мы, с детским дерзновением, прибегаем к Ней, в чудотворных Ея иконах, явилась нам во всей Своей небесной славе и величии? О, в каком ужасе и трепете все мы – немощные и обремененные грехами – поверглись долу, не дерзая и очей возвести к Ней! Ученик Преподобного Сергия, Михей, был святой муж, однакож от светозарного явления Царицы Небесной поник взором и закрыл лице свое. Нам ли грешным открыто взирать здес на Ея божественную славу, когда и видимое солнце смежает немощныя наши очи... Обремененные грехами, полные нечистых помышлений, тайных порочных движений сердца, что мы почувствовали бы при видимом, славном явлении Ея? Нашу мысль, наши уста, язык сердца – все оковал бы в нас страх тогда, и не было бы места, как теперь, тихим детским молитвам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Н.И. Полетаев Глава II. История Псковской Иерархии История княжества Псковского, ч. I-IV, Киев, 1831 г. Процесс ее составления и печатания. П. П. Румянцев, Б. Г. Анастасевич и другие. – Летопись древнего Славяно-Русского княжеского города Изборска, Спб., 1825 г. – Анализ «Истории» псковокой иерархии. – Описание монастырей Иоанно-Богословского Крыпецкого и Рождество-Богородицкого Светогорского с прибавлением списка преосвященных архиереев псковских, Дерпт, 1821 г. – Описание Псковско-Печерского первоклассного монастыря, Дерпт, 1821 г. 217 – Описание Иоанно-Предтечева псковского монастыря, Дерпт, 1821 г. – Описание Святогорского Успенского монастыря, Дерпт, 1821 г. Научное значение «Истории» псковской иерархии. «В исследованиях древней Российской истории и отличной пользы от того ожидаю, что толь знаменитый ученостию муж ныне псковскою епархиею управляет. Вероятно, что богатое под спудом там хранится сокровище и предопределено, может быть, было судьбами к обработанию тому, кто более других к сему способен... Питаю надежду, что мы пребыванию вашему во Пскове наконец обязаны будем появлением ученой летописи сего для истории нашей любопытного края.» С такими, полными веры в ученые силы своего преосвящ. друга, словами гр. H. П. Румянцев обратился к Евгению в мартовском (24 ч.) и октябрьском (21 ч.) письмах 1817 и 1818 г., спустя уже много времени по приезде последнего на псковскую архиепископию (Переписка, стр. 5, 13 и 14). Но любознательный Евгений давно уже шел на встречу этому ожиданию и этой розовой надежде ученого канцлера. «С самого приезда моего во Псков, сообщал он Румянцеву 9 апр. 1817 г. в ответ на первое его письмо, я занялся собиранием монастырских грамот и других известий, сверх собранных уже из печатных летописей и надписей и изданных» в 4-х частях (в шести?) с 1790 по 1794 г. (1795?) Н. Ильинским, под названием: «Историческое описание т. Пскова и его древних пригородов». 218 Но доселе не отыскал я еще ни одной грамоты старее времен царя Ивана Васильевича и отца его Василья Ивановича, да и сии грамоты касаются только до вотчин монастырских и неподсудности мирским властям.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Анзурат везла в суд все: аттестат об окончании школы, благодарственные грамоты, диплом о среднем специальном образовании. Она так мечтала, что ее младшенький станет первоклассным токарем. Но в суде, конечно, слушать не стали: пять тысяч штрафа и депортация на пять лет. – Того, кто языком не владеет, хай не выслушивает, – в речи Анзурат неожиданно появляется совсем диалектное, южнорусское, даже украинское «хай», – а мой сын прекрасно владеет, пусть послушала бы его. Он у меня голубоглазый, на русского похож. До такой степени красивый мальчик! До такой степени порядочный! Зачем ломать ему судьбу? Как и многие в такой ситуации, младший сын Анзурат не купил билет в Узбекистан. Тогда его поймали во второй раз. Скрутили у метро, доставили в спецприемник миграционного центра в Сахарове, потом был суд, еще пять тысяч рублей штрафа, билет за счет государства и депортация из аэропорта Внуково уже под конвоем. – Как вы любите слово «вон», – плачет Анзурат, вспоминая непреклонность судьи. – А во время войны моя мама принимала семью лейтенанта из Ленинграда. Она им постель уступила, а сама спала со своими детьми на глиняном полу. А вы ломаете судьбу мальчика. Он такой хороший! Гражданство Тех, у кого есть гражданство, Анзурат вне зависимости от национальности называет русскими. Сама она с надеждой стать «русской» распрощалась давно. Теперь пришла старость, ей бы дождаться, когда муж достроит дом в Узбекистане, сын женится, чтобы уже другая занималась хозяйством в съемной московской квартире. Тогда Анзурат поедет домой, будет много читать Коран, перетирать в порошок лечебные травы и возиться с внуком, которого ни разу не видела, потому что летала на родину четыре года назад, на свадьбу дочери. Но было время, когда Анзурат голыми руками пыталась пробить стену из бюрократии и коррупции, за которой, как ей казалось, лежат заветные четыре паспорта. – Надо было делать вид на жительство и тогда через три года подавать на гражданство. Для этого кто-нибудь из «русских» должен был нас временно зарегистрировать. В 2010 году я нашла такую семью, но они просили 30 тысяч рублей за человека. У мужа зарплата 18 тысяч, у старшего сына 15, младший учится в колледже. Откуда бы я взяла такие деньги? – как будто сама с собой договариваясь, говорит Анзурат.

http://pravmir.ru/a-teper-ya-rasskazhu-v...

Одна моя знакомая пожаловалась, что дочку третируют в школе. Причина — отсутствие знаков достатка, старенький мобильник, немодная одежда. При том, что девочка — отличница, в перспективе — золотая медаль, одноклассники игнорируют ее: высмеивают, не зовут на дни рождения, обращаются, только если нужно списать домашнее задание. Знакомая одна растит троих детей, бывший муж алименты не платит. В тот единственный раз, когда она не смогла вовремя заплатить попечительский взнос, к ней домой нагрянула комиссия во главе с социальным педагогом. После этого дочка отказалась обедать в школьной столовой, где ее кормили бесплатно как малообеспеченную. Настоящей трагедией для ребенка грозила обернуться поездка всем классом в Санкт-Петербург. Поехать — значит, изъять из скудного семейного бюджета огромную сумму. Не поехать — вызвать новую волну насмешек одноклассников. Как-то выкрутились, помогли добрые люди, поездка состоялась, но мама поняла, насколько стыдится ее дочка своей бедности. И у них состоялся очень нелегкий разговор. Мама, выросшая в среде, где людей ценили по уму, убеждала дочь, что деньги — не главное, что Ломоносов пришел в Москву в лаптях… Однако с удивлением обнаружила, что девочка ее убеждений не разделяет и примером Ломоносова нисколько не утешена. Когда-нибудь такой разговор предстоит каждому родителю, чей доход позволяет разве что накормить и одеть своего ребенка, отдав его на обучение в самую обычную районную школу. У меня еще есть время, чтобы подготовиться к этому разговору: мой сын — первоклассник. В этом возрасте еще нет зависти к чужому «прикиду», плееру или телефону — по крайней мере, насколько я могу судить по собственному ребенку. Пока они не делят друг друга на «богатых» и «нищих», но тревожные нотки уже проскальзывают. Однажды я услышала, как девочка из параллельного класса отчитывала другую строгим учительским голосом: — Если не поедешь с нами в театр, будешь учиться в другом классе! Школьные поездки в театр — дело добровольно-принудительное. На культурное развитие в сентябре была «сдадена» в родительский комитет тысяча рублей. За год наших детей один раз свозили в кукольный театр на «Кошкин дом» (спектакль для малышей 3–4 лет). Еще несколько раз в школу приезжали с лекциями сотрудники планетария. Но даже если у тебя нет лишней тысячи или ты не одобряешь такую культурную программу, не сдать деньги — значит, подвергнуть себя и ребенка мучительной обструкции.

http://pravoslavie.ru/53900.html

В 1 классе надо быть внутри процесса плотно в сентябре-октябре, дальше в режиме «где-то недалеко». Первый класс даётся человеку, чтобы научиться учиться. Причём, и тому, которому 7 лет, и тому, который уже 7 лет выполняет функции родителя. В 1 классе важно понять схему. А дальше, вплоть до окончания института, «сама-сама-сама» Исключением являются и те случаи, когда ребёнок (речь о начальной школе) оказывается в новых условиях. Например, смена школы. Мой младший сын перешёл в новую школу в середине этого учебного года, и да, мы делали уроки вместе. Точнее будет сказать, не делали уроки, а выполняли оформление домашних заданий . Потому, что все эти требования про куда сколько клеточек — линеечек отступить и как задачу оформить, надо было усвоить. Только, пожалуйста, не надо сейчас впадать в уныние. Я такая умная не сразу стала. Старшему сыну досталась мать, которая выписывала вместе с ним все прописи, и привозила в школу забытые тетради — учебники. Дочери досталась мать, которая орала над прописями, про то, что вот твой брат мог часами сидеть, а ты как курица лапой. Младшему сыну досталась мать, которая когда-то давно удачно вышла замуж и могла, спустя 15 лет, перевести стрелки на отца первоклассника ( в итоге, муж несколько раз сидел рядом с младшим сыном, выводя буквы «И» и «Ы»). Про привезти что-то в школу речи уже не шло по определению, потому что я сама училась и работала. В средней школе я могла себе позволить поговорить с детьми о литературе , а на все остальные их вопросы у меня были (и есть) заготовки про то, куда можно пойти. Я по своей природе замечательный организатор и поэтому мне не составляет труда быстро сообразить, кто на какой вопрос может ответить моим детям. Например, долгое время, а точнее всё время до этого учебного года, все вопросы по русскому языку и литературе закрывала моя мама. Всё, что связано с математикой-химией-физикой — отец детей. Есть у нашей семьи друг, который блестяще знает историю. Есть знатоки английского. Когда этой весной дочери пришлось писать сочинение, и пришло осознание того, что бабули нет, а старший брат в армии и помочь не может, она быстро вспомнила про мою подругу — известного в узких кругах филолога. А мой младший сын знает, что другая подруга, которая к нам приезжает в гости, преподаёт английский, и что ей можно задать любые вопросы.

http://pravmir.ru/starshemy-privozila-pr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010