II. Педагоги и воспитатели Александр Константинович Смирнов А. П. Смирнов. О моем дяде Александр Константинович Смирнов был младшим братом моего отца, Петра Константиновича, и моим крестным отцом. Семья Смирновых родом из Владимира, где мой дед Константин Петрович обосновался еще в 30-х годах прошлого столетия. До этого Смирновы жили в Суздале, там мой прадед имел свое дело, достаточно обеспечивавшее семью. Мой дед состоял в Московском университете, который должен был покинуть из-за студенческих волнений. Вернувшись во Владимир, он работал в разных городских учреждениях, причем ввиду неуживчивого характера часто менял места службы. Семья обнищала, что отразилось на младшем поколении: оба брата, отец и дядя, должны были с раннего возраста зарабатывать на жизнь семьи (состоявшей, кроме них, из отца, матери Анны Васильевны, урожденной Косткиной, и сестры Ольги) пением в церковных хорах. Петр был на шесть лет старше Александра и успел закончить уездное училище; Саша, родившийся в 1869 году, совсем ребенком попал в певчие. Он полюбил пение и пристрастился слушать архиерейский хор в Рождественском монастыре. Он всегда стоял около правого клироса и обратил на себя внимание другого постоянного посетителя монастыря – Андрея Николаевича Шишкова, будущего управляющего Синодальным хором и училищем, который в ту пору заведовал во Владимире акцизным ведомством. Шишков каждый раз одарял конфетами малолетних певчих с клироса и однажды стал расспрашивать Сашу о его жизни. Тот сказал, что хочет петь в архиерейском хоре. Вскоре он с помощью Шишкова и попал туда. Владимирским архиерейским хором руководил известный регент Ставровский 305 . Пение помогло Саше поступить в духовное училище, что принесло большую радость его родителям, особенно матери. Духовное училище имело интернат, и посещать родительский дом можно было только по праздничным дням. Дальнейшая дорога Александра вела в духовную семинарию. Там дядя подружился с одним из семинаристов постарше, который предложил ему вступить в кружок для изучения запрещенной литературы. Тут у Александра родилось решение посвятить себя не духовному поприщу, а светскому – ехать в Москву и поступать на филологическое отделение Московского университета. К сожалению, этой мечте не суждено было осуществиться: Александр рассчитывал жить у старшего брата Петра, но тот к данному времени уже был отягощен семьей – детей было много (большинство умерло в младенчестве), и все жили на одно жалованье отца, а также на приданое моей матери Екатерины Ивановны, урожденной Шантаровой. Отец служил тогда в Синодальной типографии, а потом в Синодальной конторе в Кремле. Жалованье его было пятьдесят рублей, из них двадцать он платил за очень скромную квартиру в Кудринском переулке, в деревянном двухэтажном домике на четыре семьи. Поневоле пришлось моим родителям отказать Александру.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вступление. Московский период (1821–1867 годы) проповеднической деятельности митрополита Филарета (Дроздова) В 1821 году, когда святитель Филарет был еще архиепископом Ярославским, вследствие кончины митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Михаила (Десницкого) , последовавшей 24 марта сего года, естественно возникли слухи о предстоящих переменах в Российской иерархии, причем в числе кандидатов на одну из имевших открыться вакансий называли и Филарета. Об этих слухах между прочим в частном письме известил Филарета товарищ его по Троицкой лаврской семинарии, а теперь подчиненный ему ректор Ярославской духовной семинарии и настоятель Толгского монастыря архимандрит Гавриил (Розанов). На письмо Гавриила Филарет от 22 апреля означенного года отвечал между прочим следующее: «Не искушайте меня никакими предсказаниями. Долго ли между бурь? Надобно спешить к пристани» 1 . В последних словах этого ответа как бы сказалось некоторое предчувствие имевшего скоро последовать перемещения святителя Ярославского на кафедру его родины – Москвы, где и обрел он себе «тихую пристань» после долгих лет скитальчества по местам, чуждым Московской епархии, на которую готовил его в святители духовный отец и первый рукоположитель его, митрополит Московский Платон (Левшин) , и в которой вообще было для него так много дорогого. Несмотря на интриги, с помощью которых завистники Филарета усиливались устроить перевод его в отдаленную от столиц Грузию на место Феофилакта (Русанова) 2 , давний покровитель Филарета, министр духовных дел и народного просвещения, князь А. Н. Голицын, устроил перевод Московского митрополита Серафима (Глаголевского) на место покойного Михаила в Петербург, а Филарета – на место Серафима в Москву 3 . В 64 Московских Ведомостей за 1821 год (от 10 августа) читаем: «На поднесенном от Святейшего Правительствующего Синода докладе, в котором представлены были кандидаты на открывшуюся в Московской епархии архиерейскую вакансию, с присутствованием, кто из них Высочайше утвержден будет, в тамошней синодальной конторе и с получением положенного по штату оной жалования, собственного Его Императорского Величества рукою в 3-й день июля 1821 года написано тако: быть Московским архиепископом и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом преосвященному Филарету Ярославскому. Александр». С тех пор и по день блаженной кончины своей, последовавшей 19 ноября 1867 года, святитель Филарет, до 1826 года в сане архиепископа, а с 1826 года в сане митрополита, твердо держал кормило правления церковного, как бы зная только одну эту пристань, к ней поспешая и в ней находя успокоение от бурь и треволнений жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Том I Том II Том III IV Том V Том VI Том VII Часть 1861 года и годы 1862, 1863, 1864, 1865–1878, 1878–1884 и 1885 Содержание 1861 год Я в Петербурге 1862 год 1863 год Случайности в январе Случайности в марте Мое размышление Случайности в июне 1864 год 1865–1878 гг. Наречение и посвящение в епископа чигиринского, викария киевской митрополии, и приезд в Киев 1. Письменные поздравления меня с саном архиерейским 2. Моя переписка с обер-прокурорами и св. синодом 3. Мои письма к разным лицам и их письма ко мне 4. Мое священнослужение в храме Божием 5. Мое содействие митрополиту в управлении киевской епархией. 6. Моя заботливость о благо-устроении вверенного моему управлению Киево-Михайловского монастыря 7. Мое старание об открытии и преуспеянии киево-миссионерского комитета 8. Моя деятельность в славянском благотворительном обществе и мои лепты Киево-Владимирскому братству и киевскому обществу для помощи бедным Воззвание к духовенству Киевской епархии (через благочинных) Приглашение киевского отдела славянского благотворительного комитета. Мои лепты Киево-Владимирскому братству Мои лепты Высочайше утвержденному киевскому обществу для помощи бедным 9. Царская награда мне. Мое несбывшееся желание успокоиться от всех дел служебных 10. Случайности в моей жизни и мои заметки о погоде в Киеве 1878–1884 гг. I. О синодальной конторе (Существовала в 1739 году) II. О Новоспасском монастыре III. О случайностях в моей жизни московской 1. Неудобный подарок мне. 2. Приятное мне эхо из Одессы и Киева. 3. Какие давние знакомые мои обоего пола посещали меня в Новоспасском монастыре и кто из ученых занимался в библиотеке моей. 4. Почет мне от разных обществ, духовных академий и университетов. 5. Мои ошибки с синодальным обер-прокурором и с с.-петербургским митрополитом. 6. Мои неудачи и одно счастье. 7. Мои печали и скорби 8. Мои болезни. 9. Мои поездки в монастыри и посещения ученых обществ. IV. Зарницы моей души V. Мои записки о московской погоде и еще кое-что 1885 год     Настоящим восьмым томом заканчивается Книга Бытия Моего епископа Порфирия Успенского , которая, согласно его завещанию, должна была начаться с 1841 года и продолжаться по 1885 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 26. Старец Варсонофий в Маньчжурии. Епископ Трифон (Туркестанов) в скиту Оптиной пустыни В Летописи скита под 9 апреля 1904 года значится: «Сегодня отбыли из скита иеромонахи скитские отцы Адриан [Акильев] 409 и Варсонофий [Плиханков], назначенные высшею церковною властию на место военных действий на Дальнем Востоке для духовного утешения и напутствования раненых воинов» 410 . В Московском Богоявленском монастыре, где остановился отец Варсонофий, епископ Трифон, который знал его и беседовал с ним во время приездов в Оптину, благословил его в дальний путь иконой великомученика и целителя Пантелеимона. В Синодальной конторе калужские иеромонахи (их было всего пятеро из разных обителей) получили деньги на проезд и каждому вручен был ящик с церковной утварью, облачениями и прочим: походная церковь . Из Харбина отец Варсонофий писал владыке Вениамину, епископу Калужскому: «В пути нигде не останавливались, следуя таким образом безостановочно с 13 апреля по 2 мая – 19 суток. Только пришлось переждать несколько часов при переправе чрез озеро Байкал – на пароходах... Почти одновременно следовал с нами воинский поезд с сибирскими казаками. Нам сказали, что за ними следуют оренбургские и уральские казаки в числе восьми полков и двух конно-артиллерийских батарей (две дивизии). Донесся слух о первом нашем сражении на реке Ялу. 28 апреля прибыли в Маньчжурию. На границе станция, и называется также Маньчжурия. Здесь также встретили задержку, совершалась пересадка. В первый раз мы увидели китайцев. Это все – рабочие. С русскими китайцы живут мирно, и русские им нравятся. От станции Маньчжурия дорога, на всем протяжении ее до города Харбина, 85 верст, уже охраняется войсками, – разъезжают конные солдаты и казаки. Незадолго до нас изловили японцев, которые хотели взорвать туннель железной дороги у Хингана, во время хода поезда в 40 вагонов с войсками. Бог спас – взрыв последовал после прохождения поезда. Всех их судили военным судом и повесили в Ляояне. На станции Маньчжурия обрадовала нас весточка об удачном нападении на японцев генерала Ренненкампфа с двумя полками казаков, причем японцы понесли страшные потери. Утешил нас вид русских церквей на станциях сибирской железной дороги. Кругом пустыня. Но вот – церковь и вокруг нее группируется несколько, десятка два-три, домиков. Это Русь Святая в маленьком виде. И светло и отрадно становится на душе. В Харбине с вокзала мы все проехали в здание Красного Креста, где нас приютили и оказали радушный прием. Русский Харбин расширяется, и его можно сравнить с любым небольшим уездным городом. Есть в нем три церкви деревянные, служба совершается ежедневно» 411 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

оклад Св. Синода о назначении Ректора и профессора Богословских наук Московской духовной Академии и Настоятеля Ставропигиального Воскресенского «Новый Иерусалим» именуемого монастыря, Архимандрита Филарета Епископом Калужским и Боровским был Высочайше утверждён в 6 число Апреля 1819 года, что приходилось тогда в самый первый день Св. Пасхи 298 . Об этом определении дан был указ Св. Синода тогдашнему Митрополиту Московскому Серафиму, от 21 Апреля за 299 . В этом Указе подробно прописано Митрополиту, – где и кому с ним совершить наречение и хиротонисание Филарета в Епископы, – именно наречение в Московской Синодальной Конторе, а посвящение – в большом Успенском Соборе. Священнодействующими при наречении и хиротонисании были назначены – сам Высокопреосвящ. Митрополит Серафим и находившиеся тогда в Москве, преосвященные – Викарий Московский Лаврентий, Епископ Дмитровский, Грузинский Митрополит Иона и Архиепископы Пафнутий и Досифей 300 . При Указе приложены были два печатных экземпляра «Чина присяги архиерейской». На одном из них предписано было подписаться по листам вверху всем Святителям, рукополагавшим Филарета в Епископы, а на другом подписаться по листам же, но внизу, самому Филарету. Самая эта подпись была прописана во всей полноте на особом, приложенном к Указу, листе и состояла в следующих словах: «Аз, первоклассного Ставропигиального монастыря Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, Архимандрит Филарет, ныне наречённый Епископ Калужский и Боровский, сие здесь написанное и подписанное моей рукой, приемлю и вручаю пред святым Евангелием братиям моим, преосвященным Митрополитам, Архиепископам и Епископам и всему освящённому собору в граде Москве в большом Успенском соборе, лета Господня 1819, Июня 1 дня». Наконец в этом же Указе было предписано взыскать за эти два печатных экз. «чина и присяги архиерейской» (по 9 полулистов в каждом экз.) с хиротонисованного 4р. 50к. ассигнациями, а на проезд его в епархию и домашнее там обзаведение, сообразно существовавшему тогда обыкновению, назначена к выдаче тысяча рублей ассигнациями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Отдел X. Устройство церквей. Св. иконы. Церковное благочиние 308. О том, чтобы при составлении проектов на построение православных церквей преимущественно и по возможности сохраняем был вкус древнего Византийского зодчества. Высочайше повелено сообщить главным начальствам, под ведомством коих могут быть составляемы проекты на построение православных церквей, чтобы при составлении таковых проектов преимущественно и по возможности сохраняем был вкус древнего Византийского зодчества. При чем Государю Императору благоугодно было отозваться, что для сего могут с пользою принимаемы быть в соображение чертежи, составленные на построение православных церквей архитектором Тоном (чертежи, составленные архитектором Тоном на построение православных церквей, разосланы к Преосвященным епархиальным Архиереям при указах Святейшего Синода от 22-го декабря 1839 года). Апреля 25 дня 1841 года. 309. О том, чтобы прожит на постройте и переделки церквей в Москве, предварительно исполнения, представляемы были на Высочайшее усмотрение Его Императорского Величества. Государь Император, обращая особенное внимание на благолепное строение церквей первопрестольного града Москвы и желая, дабы стиль древнего Византийского зодчества не нарушался при новых переделках и пристройках, Высочайше повелеть соизволил, чтобы отныне, как при созидании в Москве новых церквей, так и при обновлении ныне существующих, при сооружении в них новых приделов и во всех важнейших внешних и внутренних переделках, от коих, смотря по различному устройству, зависит или вящщее украшение, или же нарушение древнего вида церквей, проекты всем таковым постройкам и переделкам были, всякий раз, установленным порядком, представляемы на Высочайшее Его Императорского Величества усмотрение. О сей Высочайшей воле он, г. Обер-Прокурор, предлагает Святейшему Синоду к должному исполнению. Приказали: объявив об изъясненном Высочайшем Его Императорского Величества повелении Московской Святейшего Синода конторе и Синодальному Члену, Преосвященному Митрополиту Московскому Филарету, указами предписать, дабы они в случаях построения в Московской столице по ведомствам их новых церквей и обновления существующих, а также сооружения в них новых приделов и всяких важнейших, как внешних, так и внутренних переделок, от коих, смотря по различному устройству, зависит или вящщее украшение или нарушение древнего вида церквей, проекты всем таковым постройкам и переделкам, по окончании местного делопроизводства и по рассмотрении, где следует, – вносили предварительно с заключениями своими в Святейший Синод для представления, всякий раз, на Высочайшее Его Императорского Величества усмотрение. Для сведения же о том дать знать и всему духовному ведомству печатными указами. По Высочайшему повелению. Февраля 22 дня 1841 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1840 1 января. Резолюция на консисторском определении по делу о противозаконных поступках священнослужителей: «В то самое время, как священнику запрещалось держать молодую женку и за держание ее в доме судят его, он не стыдится вновь делать то, за что судится, и выставлять то пред благочинным письменно, как будто позволительное. Из сего видно, что и запрещение в священнослужении не может быть вменено священнику в наказание, ибо он и под конец времени сего запрещения не оказал себя лучшим, но дерзновенно продолжал поступать против правил церковных . Священника удалить от места и, без разрешения в священнослужении, определить на полгода в причетническую должность в другом уезде» (Резолюции. Т. 4. С. 96–99. 9250). Письмо архиепископу Аркадию (Федорову): «Преосвященный Евлампий сказывал, что некоторые из новых ваших единоверцев и благословения от архиерея не принимают. Немного же тут единства. Господь да поможет вам усовершить оное терпением, разумом и любовию» (ДЧ. 1877. Ч. 3. 11. С. 529). 2 января. Резолюция на представлении правления Московской духовной академии дела об утраченных книгах: «Не могу согласиться, чтобы нескольких книг не взыскивать за остатком других экземпляров, ибо такое решение подало бы повод к расхищению книг, находящихся в библиотеке в числе нескольких экземпляров. И неужели может какой-нибудь суд решить, чтобы похитившего один рубль из десяти не подвергать ответственности, потому что еще осталось девять неукраденных?» (Резолюции. Т. 4. С. 171–172. 9393). 3 января. Замечание на проект определения Святейшего Синода о неправильно-полученных некоторых церковных доходах умершим Сигнахским митрополитом Иоанном 48 : «Если некоторые доходы, не бывшие прежде в виду, но оказавшиеся по времени, почерпнуты из источников церковной собственности, то оные по праву следуют в массу церковных доходов, и потому взыскание за них должно быть произведено неопустительно. А что касается до ручных доходов, то синодальной конторе надлежит, по местным сведениям, определить их источник и назначение и, судя по тому, решить, подлежат ли и сии взысканию» (Мнения. 1908. С. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАНЦЕЛЯРИЯ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА исполнительный орган Святейшего Синода РПЦ, образованный при учреждении Синода в 1721 г. За 2 недели до открытия заседаний Духовной коллегии (первоначальное название Синода, предусмотренное «Духовным регламентом» ) Правительствующий Сенат во исполнение именного Высочайшего указа направил московскому вице-губернатору И. Л. Воейкову указ о незамедлительной высылке в С.-Петербург дьяков, подьячих и канцелярских служителей из бывш. приказов патриарших , духовного и казенного. Но вице-губернатор не выполнил этого поручения в срок, ко дню открытия Духовной коллегии, потому что митр. Сарский и Подонский Игнатий (Смола) , управлявший Патриаршей областью , не отпустил затребованных канцеляристов, сославшись на их занятость по службе. Синоду, первое заседание к-рого состоялось 14 февр. 1721 г., понадобилось проявить настойчивость, чтобы перевести канцеляристов из Москвы, и то не в том количестве, к-рое ранее было намечено Сенатом. Часть канцелярских служителей была переведена в С.-Петербург из Ярославля, Ростова, Суздаля, Углича и др. городов. По первоначальному проекту при Синоде предполагалось иметь 2 секретарей и 33 подьячих. К сент. 1721 г. Синод располагал уже 6 канцеляристами, 8 подканцеляристами и 13 копиистами. Затем число служащих увеличивалось: по штатам 1722 г. полагалось иметь 15 канцеляристов и столько же подканцеляристов и 45 копиистов. Штаты 1724 г. включали уже 15 канцеляристов, 26 подканцеляристов и 59 копиистов. Часть из них находилась в Москве и числилась в Московской синодальной конторе. На этом завершилось формирование штатов К. С. С. Затем они в течение длительного времени оставались практически неизменными. Канцеляристы и подканцеляристы были переведены на службу в Синод в основном из числа бывш. подьячих архиерейских домов и гос. присутственных мест, копиисты набраны из подьячих, а также из писцов церковных и гос. учреждений, из лиц, не окончивших полного курса Славяно-латинской академии и семинарий, имевших разное сословное происхождение. В основном это были дети подьячих и духовных лиц, но среди них также встречались дети дворян, боярских детей, однодворцев, крестьян и посадских.

http://pravenc.ru/text/1470301.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОБЩЕСТВО ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ В РОССИИ действовало в Российской империи в 1863-1915 гг. Основной его целью было «облегчить народу получение Св. Писания по возможно дешевой цене» (Годовой отчет, 2-й//ЦВ. 1871. С. 10). Работа О. д. р. С. П. в Р. началась с частного кружка (без офиц. названия) из 8 чел., принадлежавших к разным христ. конфессиям, к-рые собрались 8 апр. 1863 г. на квартире приват-доцента по кафедре всеобщей истории С.-Петербургского ун-та Н. А. Астафьева . В кружок вошли чиновник Мин-ва народного просвещения П. И. Белецкий, преподаватель теории музыки в С.-Петербургской консерватории (впосл. директор) Н. И. Заремба, чиновник Мин-ва гос. имуществ Ф. Г. Неандер, англичанин И. М. Нобс, литограф И. С. Диле, голл. органист К. К. ван Арк и датчанин О. Б. Форхгамер. Поводом к собранию стал выход в 1862 г. 1-го синодального издания НЗ на рус. языке, а также его распространение Форхгамером в С.-Петербурге и окрестностях. Кружок поставил своей целью сбор пожертвований на расширение деятельности Форхгамера, оставившего службу в купеческой конторе и ставшего 1-м книгоношей кружка. Для разноски книг было решено «брать не «наемников», но только людей истинно благочестивых и работающих не из корысти, но из усердия к делу» ( Астафьев. 1895. С. 31). Собрания «библейского кружка» проходили ежемесячно в 1-ю среду, формальных протоколов не вели, но Астафьев отмечал такие сведения, как день заседаний, состав присутствующих и текст постановления; обширные выдержки из этой летописи он привел в кн. «Общество для распространения...» (Там же. С. 4). В 1865 г. кружок получил «значительное развитие», почти каждый из 8 членов привлек одного или неск. человек, постепенно его состав возрос до 30 чел. На собраниях нередко присутствовали гости, в т. ч. историк С. Д. Ахшарумов, армянский пастор А. Амирханянц, буд. основатель движения евангельских христиан М. М. Корф (с 1869 действительный член об-ва), автор «Русской грамматики для русских», член Комитета грамотности ген.-майор В. А. Половцев и др.

http://pravenc.ru/text/2578097.html

В Июле 1848 года Преосвященный Агапит 44 подал в Св. Синод прошение, в котором писал, что в прошлом 1841 году утруждал он Св. Синод просьбою об увольнении его от управления Томскою епархиею и помещении на покой в одну из пустынь – Оптину Калужской или Саровскую Тамбовской епархии. Но Св. Синоду благоугодно было, по увольнении его от управления Томскою епархиею, определить к должности члена Московской Синодальной конторы, а проживать в Воскресенском – Новый Иерусалим – монастыре. Повинуясь воле предержащей власти, пишет Преосвященный, он не смел утруждать Св. Синод новою просьбою об увольнении от сего назначения, а при открывшейся вакансии настоятеля Воскресенского монастыря – объявил желание принять на себя управление этим монастырем. Не быв прежде в Московской епархии, Преосвященный не имел надлежащего сведения о состоянии сей обители, кроме общего понятия о Ставропигиальных монастырях и славной по своей единственной особенности в целой России. Когда же он вступил в управление обителью, то увидел, что состояние ее требует неусыпных забот и крепких сил; с сим вместе почувствовал он, что такие заботы ни мало несоответственны изнуренным силам его. Также представилось для него новым и то обстоятельство, что Воскресенский монастырь состоит вместе с прочими Ставропигиальными монастырями в зависимости от благочинного; а так как в указе Св. Синода сказано: «управлять на общем основании», то и действия благочинного Донского архимандрита Феофана продолжаются. «Паче же всех обстоятельств, пишет Преосвященный Агапит, заставляющих меня утруждать просьбою Св. Синод об увольнении, то совершенно непредвиденное, которое при слабом телосложении угрожает опасностью моему здоровью. По заведенному в монастыре порядку, с самой ранней весны, служение начинается в большом храме, по подобию Иерусалимского устроенном, не смотря на то, что в это время бывает и холод и сырость в большей степени, чем посреди зимы. Тем более это ощутительно, что вдруг делается переход из малой теплой церкви в большую холодную». В виду вышеизложенного, Преосвященный Агапит просит Св. Синод уволить его, как от управления монастырем, так и от должности члена Московской Синодальной конторы. Кроме сего официального прошения, Преосвященный писал еще частное письмо Обер-Прокурору, прося его о том же. Бумаги эти были препровождены на заключение Преосвященному Филарету, который дал следующее мнение:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010