Настоятели ставропигиальных монастырей о ищущих пострижения в монашество представляют на рассмотрение Московской Святейшего Синода Конторы. (Указ. 14 Марта 1804 г.) Московской Святейшего Синода Конторе предоставлено право разрешать по ведомству ее обоего пола пострижение послушников в монашество, на основании существующих узаконений, не испрашивая каждый раз разрешения Святейшего Синода, и доносить об этом во известие по окончании каждого года. (Указ. 31 Августа 1832 г. п. д. ср. Указ. 24 Сент. 1787 г.) В отношении к ставропигиальным монастырям, Контора наблюдает за поведением в них монашествующих и принимает меры к устранению открывающихся нестроений и беспорядков. (П. 14 Инстр. 29 Апреля1763 г.) Московская Святейшего Синода Контора наблюдает за правильным ведением хозяйства в Ставропигиальных монастырях, сохранением их имущества, ризницы и т. п. (Указ. 17 Июля 1788 г. П. С. 3. 16688. Указ. 7 Апреля1775 г.) Настоятели Ставропигиальных монастырей, без ведома Московской Святейшего Синода Конторы, от монастырей своих далее 20 верст, да и то на короткое время, отнюдь никуда самовольно отлучаться не должны. (Указ. 9 Сент. 1774 г. П. С. 3. 14187.) Контора имеет наблюдение за приходящими в Москву из разных епархий лицами монашествующего и белого духовенства, дабы эти лица беспутно не волочились. (П. 14 Инстр. 29 Сент. 1763 г. п. 8 Инстр. 14 Декабря 1744 г.) В отношении к делам и случаям, которые не предусмотрены в данных инструкциях, Контора обязана руководствоваться правилами Св. Отец и законами гражданскими. (П. 16 Инстр. 14 Декабря 1744 г.) Расписание доходов арендной певческой суммы в Москве и произведенных из нее расходов составляется Московскою Святейшего Синода Конторою, по форме смет духовно-учебных заведений, и представляется на утверждение Святейшего Синода не позже 15 Ноября. (Опред. Св. Синода 21 Мая – 5 Июня 1873 года.) Московской Синодальной Конторе предоставлено право расходования на производство починок и поправок, без разрешения Святейшего Синода, из состоящих в ведении Конторы источников до 2000 р. (Указ. 30 Марта 1867 г. по Выс. пов.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В состав М. п. вошел Печатный двор (1701), на балансе приказа находилось московское Заиконоспасское уч-ще, приказ выделял средства на организацию школ в епархиях. Штат приказа по сравнению с XVII в. не претерпел серьезных изменений. Во главе М. п. стояли судьи: гр. И. А. Мусин-Пушкин (1701-1715), кн. П. И. Прозоровский (1715-1720), В. С. Ершов (1721-1723), К. Л. Чичерин (1723-1725). Под началом судьи работали попеременно 4 дьяка, в приказе было до 17 повытий с общим числом подьячих ок. 100 чел. С 1715 г. штат М. п. был укомплектован 2 секретарями, 2 дьяками, 13 канцеляристами, 87 подканцеляристами и копиистами. Первоначально М. п. был подчинен царю, а в 1711 г. вошел в сферу надзора вновь созданного Сената. С 20-х гг. XVIII в. наблюдается последовательное сокращение полномочий М. п. Указом от 17 авг. 1720 г. М. п. был закрыт. 14 февр. 1721 г. имп. указом была создана Духовная коллегия (Синод), к-рой было «повелено: патриаршие, архиерейские и монастырские вотчины, которые ведомы были в Монастырском Приказе, сборами и правлением ведать в одном Духовном Синоде». По ходатайству Синода М. п. вскоре был восстановлен в составе синодального управления, значительная часть финансовых функций М. п. была передана коллегиям - Штатс-конторе и Камер-конторе. В 1720 г. суд над духовенством, церковнослужителями и населением церковных вотчин из компетенции М. п. был передан во вновь созданную Юстиц-коллегию, а на местах - в губернские и земские канцелярии. В 1721 г. из-за большого количества жалоб суд над духовенством был передан Синоду, а над монастырскими крестьянами - М. п. Наконец, указ Синода от 4 сент. 1722 г. оставил в компетенции М. п. лишь суд по гражданским вопросам над крестьянами, проживавшими в епархиальных и монастырских вотчинах, а земли бывш. Патриаршего дома были вновь переведены в ведение Патриаршего Дворцового приказа (2 ПСЗ. Т. 4. 4081). 14 янв. 1725 г. указом Сената М. п. был переименован в Синодального правительства камер-контору, президентом к-рой стал «того же приказу судья Кирил Чичерин» (Там же. Т. 7. 4632. С. 401). Полномочия камер-конторы уже в 1726 г. были переданы в ведение Коллегии экономии.

http://pravenc.ru/text/2564104.html

С упразднением Правительствующего Сената в Москве, естественно, должно было последовать и закрытие Св. Синода в Москве. 20 июля 1734 г. Св. Синод в С.-Петербурге рассудил: „ныне в Москве обретается из числа Правительствующего Сената членов один член, который и присутствует для отправления дел в оставшейся там от Правительствующего Сената конторе, которой повелено быть по Ее Императорского Величества указу”. Из Правительствующего Сената из С.-Петербурга пишут таким образом: в Москву, в сенатскую контору, сенатору со товарищи – ведение. А из числа Св. Правительствующего Синода членов же в Москве у отправления до синодального правительства касающихся дел обретается один же член, преосвященный Иоаким – архиепископ Ростовский и Ярославский, а кроме его преосвященства иного никого из Синодальных членов с его преосвященством при отправлении дел не имеется. А из Святейшего Правительствующего Синода в С.-Петербурге, где большая часть синодальных членов, письменная корреспонденция имеется в Москву и пишется тако: Св. Правительствующему Синоду в Москву, а не по вышеписанному как из Правительствующего Сената из Петербурга в Москву в сенатскую контору письменная корреспонденция имеется, примеру. Понеже Св. Прав. Синод с Правительствующим Сенатом по указам уравнение имеет, того ради надлежит из Св. Прав. Синода в С.-Петербурге в Москву ко оному синодальному члену письменную корреспонденцию иметь по примеру сенатскому. На основании изложенных рассуждений Св. Синод постановил: „отныне в Москве Св. Синоду полным Св. Синода титлом, ни письменно, ни словесно, ни в чем не именоваться и не писаться, а писать таковым образом: Св. Прав. Синод оставленному в Москве синодальному члену преосвященному Иоакиму, архиепископу Ростовскому и Ярославскому с заседающими – ведение. И тамошнюю канцелярию писать – Московской синодального правления канцелярией. А в Св. Правит. Синод писать тако: Св. Правит. Синоду оставшегося в Москве синодального члена с заседающими – ведение. А в Правит. Сенат, ежели случай возымеется, и в сенатскую контору писать таким же образом, как и в Св. Правит. Синод, а в прочие места, куда надлежит, посылать указы и писать по обыкновенному Ее Императорского Величества титлу следующее: „из Московской синодального правления канцелярии”. К сему Св. Синод присовокупил: „а в надлежащих до синодального правления делах оному синодальному члену с заседающими поступать по сообщенным из Св. Прав. Синода в С.-Петербурге марта 7 числа 1732 г. пунктам неотложно”. 203 Настоящим распоряжением Св. Синод с одной стороны восстановил свое единство, а с другой возобновил упраздненное учреждение „Московскую синодального правления канцелярию”.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Получив из Сената, с приложением изложенного манифеста, ведение, в котором, между прочим, предлагалось имеющиеся в Коллегии Экономии и ее Конторе дела внести в Сенатский архив, а оставшуюся казну в Штатс-Контору на уплату чинам бывшей Коллегии Экономии жалованья, Синод не нашел возможным исполнить и это постановление Сената и приказал сообщить ему, что 1) в Сенатский архив следует отослать только те дела, которые возникли только в бытность самой Коллегии Экономии и ее Конторы, а возникшие в Канцелярии С. Э. Правления и только продолжавшиеся передать в Св. Синод для необходимых справок. 2) Равно и казну в Штатс-Контору отсылать не надлежит, т.к. при вступлении Коллегии Экономии в нее вступила многотысячная остаточная сумма из Канцелярии С. Э. Правления, а вовсе не собрана Коллегией Экономии, «до чего той Коллегии и Конторе еще и время не достигало», разве только что из этой суммы на свое и на прочих, имевшихся в ведомстве их приставников содержание доныне в расход не малое число произошло. Кроме того, и В. указом велено все имущество вернуть в духовное ведомство «и присвоить себе Е. И. В. нимало не соизволяет». Таким образом, Св. Синод настаивал, чтобы все имущество и деньги были возвращены в ведение Св. Синода в Московскую Синодальную, а не Штатс-Контору, также и отобранную казну по городам из домов архиерейских и монастырей в губернские, провинциальные и воеводские канцелярии обратно в архиерейские дома и монастыри на их содержание, а паче церквей святых нужными потребами и на довольствие по указу 12 августа 1762 г. инвалидов жалованьем, о чем, как оказывалось, Синод и просил уже Сенат ведением от 14 августа 514 . B. Последние приготовления к секуляризации Вместе с тем, в дополнение и вслед за указом 12 августа, 16 августа Екатерина дала особый указ Синоду о том, что «бывшая под ведением Св. Синода Канцелярия Экономии для сборов надлежащих синодальных из заопределенных вотчин доходов, для должнаго тех соблюдения, и для прочих во оной бывших дел производств, неотменно продолжаться потребна до того времени, пока для штатов духовного чина, комиссия, надлежащее производство и исполнение учинит. Того ради повелеваем во оной Канцелярии Экономии, как прежде с духовными и светские персоны присутствовали, и ныне присутствовать в должности советника мануфактур-советнику Ивану Киселеву, в должности прокурора, Главного Комиссариата прокурору Алексею Дубенскому, которым и при прежних своих местах быть 515 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

При конторе состоит прокурор. Под начальством последнего находится канцелярия. Круг ведомства конторы таков: 1) наблюдение за богослужением во вне-епархиальных соборах, Успенском, Благовещенском и других, 2) заведывание ставропигиальными монастырями (кроме Соловецкого), 3) заведывание некоторыми имуществами, сохранившимися от патриаршей кафедры, Синодальной библиотекой, ризницей и типографией, 4) распоряжение об освящении мира, рассылка его по России. С течением времени Контора стала подчиняться наибольшему ведению своего первенствующего члена – Московского митрополита: все отправления ее совершаются под его непосредственным влиянием на основании правил, изданных Синодом. Если бы Контора прекратила свое существование, то все отправления ее могли бы исполняться Московским митрополитом. 8) Грузино-имеретинская синодальная Контора состоит из первоприсутствующего экзарха Грузии, 3-х архимандритов и одного протопресвитера. Контора учреждена в 1814 году как центральное учреждение Кавказских епархий. С присоединением Кавказского края необходимо было реформировать существовавшее там церковное управление, необходимо было такое учреждение, которое бы содействовало скорейшему и более полному слиянию вновь приобретенных епархий со всей церковью. Для этой цели и была учреждена эта контора; в состав ее входят: экзарх Грузии, архиепископ Карталинский, назначаемый всегда из лиц русского происхождения; ему принадлежит доля власти поместной церкви (патриарха или синода); самое название экзарха соответствует католическому делегату, т. е. уполномоченному. Епархий в закавказском крае восемь: одна в ведении экзарха, а другие – епархиальных архиереев, при некоторых есть викарии, но нет консисторий; вместо них существуют канцелярии, в которых производятся дела под руководством самих архиереев. При конторе состоит прокурор и канцелярия. Предметы ведения конторы составляют: 1) общее управление православными епархиями Закавказского края и посредничество между ними и Синодом, 2) заведывание церковными имуществами православной церкви в Закавказском крае, 3) власть по отношению к управлению хозяйственной части и суда, которая по отношению к другим епархиям усвоена Св. Синоду, в частности: а)контора разрешает поступление в монахи, б) окончательно разрешает дела расторжения брака, в) разрешает сосланным вступать в новый брак, г) окончательно присуждает к лишению священного сана, д) разрешает постройку новых храмов и образование новых приходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Того ради приказали : от Правительствующего Сената вторично требовать, дабы соблаговолено было определить Штатс-Конторе на все определённые в городах ружные дачи генеральные ассигнации в губернии, и провинции, и в города, разослать по которым бы тем ружникам определённые дачи без всякого продолжения и напрасных волокит, производились на наличное тех ружников число ежегодно, а по исполнении того когда, где и сколько произведено будет, из тех губерний, провинций и городов велеть в Штатс-Контору рапортовать, и для того требуемую городовым ружникам, кроме Москвы и той провинции городов, ведомость, списав, за закрепою секретарскою отослать из Святейшего Синода во оную Штатс-Контору при указе; что же во оной ружной ведомости против положения в монастырях монахов и монахинь, а при церквах священно и церковнослужителей числом налицо ныне меньше есть, а Правительствующий Сенат определил ругу производить на наличных, в чём и Святейшего Синода согласен, и то число разуметь должно не о таковых только, кои ныне в ружной ведомости показаны налицо, но и о тех, которые отныне в показанное во оной ведомости указное по руге число к церквам священно и церковнослужителей на упалые места, а в монастыри монахи и монахини вновь пострижением (понеже всемилостивейшими Его Императорского Величества указами ныне в монашество пострижение позволено) укомплектуются, коим потому ж со вступлением их ругу производить в Москве и Московской провинции от Коллегии Экономии, а в городах от губерний и провинций неотложно долженствует, а удержанное и неассигнованное на 739 и 740 годы от Штатс-Конторы ружникам жалованье повелено б было беспрепятственно откуда возможно произвесть в непродолжительном времени, понеже бедные ружники в том виною не состоят, а Штатс-Конторе долговых денег вместо произведённых в дачу ружникам требовать от Коллегии Экономии, и что учинено будет, Святейшему Синоду сообщено б было известие, и о том Правительствующему Сенату сообщить ведение, а о прочем в вышеобъявленном сенатском ведении показанном для ведома в Московскую синодального правления Канцелярию послать ведение, а в Коллегию Экономии о том, також и о присылке требуемых по прежде посланным из Святейшего Синода и из Правительствующего Сената указам ко окончанию ружного штата ведомостей указ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1788 году Московская Синодальная контора обратилась в Святейший Синод с рапортом от 19 февраля следующего содержания: «Сего февраля 9 дня Святейшего Правительствующего Синода конторе синодальный член Преосвященный Платон, митрополит Московский, письменно предлагал, что в Троице-Сергиевой Лавре отправляются почивающему там преподобному отцу Сергию, Радонежскому чудотворцу, во дни святых его памятей моления по напечатанным службам в Минеи, так как и при гробе цельбоносных его мощей исправляются акафисты, но по книжицам письменным, а напечатанных не имеется, а как де он, Преосвященный, прилагаемые при сем два акафиста рассмотрев и исправив и не нашедши в них ничего сомнительного, желает, чтобы оные церковной печатью в прославление Божие и угодника и во удовольствие усердных христиан были напечатаны, того ради да благоволит Св. Синода контора Московской Синодальной типографии предписать тех акафистов книжиц напечатать церковной печатью». Далее указывается потребное количество экземпляров (1200), из которых нужно «половину напечатать со службой празднуемой ему, чудотворцу, сентября в 25-й день, включив оные акафисты с молитвами в каноне по 6-й песни, а другую половину одних акафистов с молитвами без службы». При этом ставится условием, «чтоб при печатании последний лист для корректуры приносим был к нему, Преосвященному». По справке в конторе Святейшего Синода оказалось: «Разосланными из Святейшего Синода во все епархии и монастыри прошлого 1787 года сентября 25 указами велено: ежели кто из духовных чинов пожелает сочинения свои или переводы напечатать, то бы преосвященные архиереи и ставропигиальных монастырей архимандриты, как собственные свои, так и подчиненных своих сочинений рассматривая, оные представляли прежде на апробацию к изданию их в печать в духовных типографиях Святейшему Синоду или в контору оного, а без того как сами собой, так и посредством других для издания в печать никуда ни под каким видом не отдавали; когда же кому и какую именно книгу от конторы Святейшего Синода дозволено будет издать в печать, о том ей в то же время рапортовать, и по указу Ее Императорского Величества Святейшего Правительствующего Синода конторой определено: оные приложенные при предложении и исправленные синодальным членом Преосвященным Платоном, митрополитом Московским, и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом 83 преподобному Сергию Радонежскому, чудотворцу, два акафиста отослать (и отосланы) в Московскую типографскую контору при указе, и велено прописанное в предложении его Преосвященства число акафистов с службами и без оных церковной печатью напечатать».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

(...) Требовал от церковной власти принятия строгих мер против – «имябожников», которые якобы сильно распространяют в России свою ересь и сеют церковную смуту, и лишить их церковного общения в случае непринесения ими установленного было Св. Синодом покаяния и отречения от их, мнимой, ереси» 1859 . «Что же касается до того утверждения Зеленцова, будто и оправдание нас на Московском суде, и разрешение причащения и священнослужения, без требования от нас установленного было отречения, обязаны давлению Императора на церковную власть и сделаны митрополитом Макарием в угоду б. Императору, то мы полагаем, что такое утверждение г. Зеленцова не только противно истине, ибо в решении Синодальной Конторы ясно указано, на основании чего именно она считает нас достойными пребывать в церковном общении, а именно на основании нашего непререкаемого утверждения, что мы чужды приписываемого нам обожествления самого имени, коим именуется Бог, по внешней стороне этого имени и в отвлечении от Бога, а с другой стороны, это обвинение г. Зеленцовым митр. Макария в том, что он в угоду Императору допустил заведомых якобы еретиков к священнослужению, без требования от них отречения от ереси, являлось бы обвинением, которое ложилось всею своею тяжестью не на одного митр. Макария, но и на весь тогдашний Синод, коего члены, как, например, митр. Сергий и многие другие со св. Патриархом во главе, и ныне заседают в нём» 1860 . 8–21 октября – Постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода Российской Церкви: «...По рассмотрении дела, ввиду того, что 1) постановление Московской Синодальной Конторы от 7 мая 1914 г., почитаемое иеросхимонахом Антонием оправдательным для самого учения имябожников, в действительности является лишь постановлением о принятии в общение некоторых, поименованных в сем постановлении афонских иноков, причастных к имябожническому учению, привлечённых к суду Московской Синодальной Конторы и изъявивших подчинение Св. Церкви, по надлежащем испытании верования их, с прекращением о них судебного дела и разрешения священнослужения тем из них, кои находились в священном сане, 2) что таковое именно постановление Московской Синодальной Конторы по указанному делу было утверждено Св. Синодом по определению от 10–24 мая 1914 г. за с поручением при этом Синодальной Конторе и Преосвященному Модесту приводить увещаемых иноков к сознанию, что учение имябожников, прописанное в сочинениях иеросхимонаха Антония (Булатовича) и его последователей, осуждено Святейшим Патриархом и Синодом Константинопольской Церкви и Св. Синодом Церкви Российской, и что, оказывая снисхождение к немощам заблуждающихся, Святейший Синод не изменяет прежнего суждения о самом заблуждении, и что

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

—657— пографией. Во всяком случае идея особого центрального учреждения, с учеными, цензурными и издательскими задачами, не была осуществлена до начала царствования Екатерины II. Тем менее было возможности создать что-либо подобное в наступившее царствование, с общим ослаблением цензурного надзора и с полной его децентрализацией. С дозволением учреждать явочным порядком частные типографии, цензура печатаемого в них была предоставлена местным управам благочиния. Именно они обязаны были отдаваемые в печать книги „свидетельствовать и, ежели что в них явится противное законам Божиим и гражданским или же клонящееся к явным соблазнам, запрещать 1258 . Недоверие к подобным судьям заставляло Синод неоднократно испрашивать именные указы, подтверждавшие старый порядок рассмотрения „богословских писем“, равно как и привилегии синодальных типографий. Однако, и Синод следуя за временем, должен был раздроблять духовно-цензурный надзор и ослаблять его интенсивность. Цензурные полномочия были официально предоставлены еще синодальной конторе, московскому и петербургскому митрополитам, а фактически духовным особам из академий, или избранным „ученым и просвещенным архимандритам“, единоличные подписи которых можно, например видеть на многих изданиях Новикова 1259 . Реакция последнего десятилетия екатерининского царствования обратила, особенное внимание на должное охранение „книг церковных, или к Св. Писанию вере, либо толкованию закона и святости относящихся“ 1260 . Никому не было дозволено издавать их помимо синодальных типографий, изданные же ранее предписывалось отбирать при посредстве местных духовных и гражданских властей. Но самые курьезы, которыми сопровождалось применение этих мер 1261 , ясно показывали, что, при существовании частных типографий, нужно было более точное определение того, что —658— именно понималось под терминами: книги касательные закона, относящаяся к вере, святости и т. д. Радикальная попытка „разрешения“ этого вопроса (вместе со многими другими) была сделана лишь за месяц до кончины императрицы, когда её именным указом 1796 г. были уничтожены почти все частные типографии и учреждены смешанные цензурные комитеты. В каждом из них на ряду с двумя светскими цензорами должна была находиться и уполномоченная Синодом духовная особа. Очень возможно, что такое слияние с светским духовно-цензурного надзора исчерпало бы все содержание последнего, если бы не одно ограничение, еще раньше сделанное Синодом. В 1787 году он издал по своему ведомству следующее пред писание: „ежели кто из духовных чинов пожелает свои сочинения и переводы напечатать, то епархиальные преосвященные и настоятели монастырей как собственные свои, так и подчиненных им лиц сочинения, по рассмотрении оных, представляли бы прежде на апробацию к изданию их в печать в духовных типографиях Св. Синоду или Московской оного конторе, а без того как сами собою, так и посредством других для издания в печать никогда ни под каким видом не отдавали“ 1262 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

47. Письмо Преосвященного Филарета о полученной им книге для сбора пожертвований в пользу Антиохийской Патриархии 37 22 Ноября 1843 г. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! Вследствие отношения Вашего Сиятельства от 16 сего ноября за 8629, с учиненной в консистории справки, имею честь уведомить Вас, Милостивый Государь, что указ Св. Синода от 7 августа за 10430, при коем препровождена ко мне для Преосвященного Митрополита Иллиопольского, Неофита, книга для сбора приношений в пользу Антиохийской церкви, получен мною сего ноября 3 дня, и сдан в консисторию с следующею резолюциею: 1) «Книгу препроводить чрез благочинного монастырей с начатыми и вписанными приношениями. 2) По содержанию 3 и 4 пунктов указа Святейшего Синода отнестись к Преосвященному Иллиопольскому. 8) Консистории о том, что с Высочайшего соизволения дана от Св. Синода Преосвященному Неофиту, Митрополиту Иллиопольскому, книга на два года для сбора приношений в пользу Антиохийского Патриаршего Престола, чрез благочинных монастырей объявить монастырям и пригласить ко внесению подаяний. 4) О том же чрез благочинных церквей объявить соборному и приходскому духовенству; при чем предоставить ему сделать сие известным и прихожанам. 5) В отношении к монастырям и ставропигиальным предложить тоже Синодальной Конторе. 6) От меня уведомить о сем: исправляющего должность Московского Гражданского Губернатора и Градского Главу. 7) Как указ Св. Синода от 7 августа получен мною 3 сего ноября: то члену консистории Адриановскому протоиерею Дмитрию Невскому с первым секретарем консистории произвести о сем исследование, и представить». По 1 и 2 пунктам резолюции исполнено того же 3 числа. Сверх того Преосвященному Неофиту поставлены на вид к надлежащему с его стороны исполнению 3, 4 и 5 пункты определения Св. Синода 11 февраля/13 марта 1842 г. По 3 и 4 пунктам посланы указы из консистории к благочинным монастырей, соборов и церквей и в Духовные правления 8 ноября. По 5 пункту предложение Московской конторе Св. Синода дано от меня 8-ж ноября: а по 6-му отношения к гг. исправляющим должности Московского Военного Генерал-Губернатора и Гражданского Губернатора и Московскому Градскому Голове подписаны и отправлены 9 ноября; 7-й пункт резолюции моей объявлен к исполнению члену консистории и секретарю. С совершенным потением и таковою же преданностью Вашего Сиятельства покорнейший слуга Филарет М. Московский 22 ноября 1843 г. Дело Канц. Об. Прок. 30535. Читать далее Источник: Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. – М.: Синод. тип., 1905. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010