Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ Господь Вседержитель. Аверс солида. 685-695 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж) Господь Вседержитель. Аверс солида. 685-695 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж) [греч. Κριος παντοκρτωρ], одно из именований Бога в Свящ. Писании (см. ст. Господь Саваоф ), встречающееся в ВЗ: «Господи Вседержителю, Боже Израиля!» (Вар 3. 1), «Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель» (3 Мак 6. 2), «…во власти Господа Вседержителя врата смерти» (Пс 67. 21) - и в НЗ: «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор 6. 18). В Откровении Иоанна Богослова тексты: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (1. 8), «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (4. 8) - указывают на Христа Второго пришествия. Господь Вседержитель. Икона. 1262 - 1263 гг. (Национальный музей, Охрид) Господь Вседержитель. Икона. 1262 - 1263 гг. (Национальный музей, Охрид) Употребление именования «Вседержитель» в отношении Иисуса Христа известно по памятникам визант., балканского, древнерус. искусства. Наиболее распространенный вариант иконографии - это поясное изображение Спасителя, благословляющего правой рукой и держащего Евангелие в левой. Встречаются и др. изображения Христа, сопровождающиеся именованием «Вседержитель»: ростовые (напр., фреска в ц. св. Бессребреников в Кастории, XII в.), на престоле (икона, после 1356, Архиепископский дворец, Никосия (Кипр); икона, 1603, СНХГ). Отличия могут касаться изображения Евангелия (открытое или закрытое), иногда вместо Евангелия Христос держит свиток (икона, 1262-1263, Национальный музей, Охрид, Македония; икона, XIII в., мон-рь Ватопед на Афоне), возможны различия в написании благословляющей десницы (у груди или отведена в сторону, жест обращен вовне или к себе) и перстосложения. Формирование поясного типа образа Г.

http://pravenc.ru/text/Господь ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Братья Стефан и Лазарь Мусичи. Роспись храма мон-ря Павлица. 1387 г. (Нова-Павлица), жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в сел. Павлица, над р. Ибар, в 10 км от г. Рашка (Сербия). Основан между 1381 и 1386 гг. Стефаном и Лазарем Мусичами, сыновьями челника Мусы и сестры сербского мч. кн. Лазаря Драганы, о чем свидетельствует надпись на ктиторской композиции на зап. стене храма. Здесь Драгана приняла монашество с именем Феодосия и организовала жен. обитель. Впосл. на помин ее души Стефан и Лазарь вместе с митр. Топлицким Иоанном (по мнению еп. Шумадийского Саввы (Вуковича), он мог быть братом Мусичей, см.: Српски jepapcu. С. 240) пожертвовали мон-рю кипарисовое распятие в серебряном окладе, к-рое ныне хранится в афонском мон-ре Ватопед. Также Мусичи возвели конак и трапезную и снабдили обитель всем необходимым. Судя по урезанным фигурам святителей на фресках на этой стене, мон. Феодосия, возможно похоронена в юж. певнице. Погибшие в битве на Косовом поле (1389) Стефан и Лазарь Мусичи были похоронены в храме возле зап. стены, под ктиторской фреской. В февр. 1392 г. в П. «опочило» тело блгв. кн. Лазаря при его перенесении в мон-рь Раваница . Во время завоевания сел. Брвеник турками, в 1455/56 г., обитель была разрушена, но уже в 1464 г. усилиями митр. Рашского Иоанникия восстановлена с разрешения Михаила Анджеловича, брата Махмуд-паши Анджеловича, румелийского беклербека. Тогда была возведена внешняя припрата, о чем сообщает надпись на ктиторской композиции, расположенной на ее юж. стене ( 1983; Он же. 1993). После 1548 г. почти в течение 2 столетий в источниках нет сведений о П., что может свидетельствовать о ее запустении. В XVIII в. П. являлась метохом монастыря Студеница. С 1712 г. здесь жил и в 1719 г. был похоронен бывш. еп. Великоварадский и Эгерский Ефрем (Банянин) . В XIX в. монастырская церковь действовала как приходская, над ее входом был надстроен массивный звонник. В XX в. П. была муж. мон-рем. В 1910 г. В. Петкович раскрыл фрески с изображениями братьев Мусич. В 1955 г. фрески храма были очищены. В 1982 г. проведена реконструкция храма. В 2003 г. П. стала жен. подворьем монастыря Градац , с 2010 г. является самостоятельной обителью во главе с игум. Екатериной (Ковинич).

http://pravenc.ru/text/2578604.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛИЯ Голия [румын. Golia], муж. мон-рь в Ясской архиепископии (Митрополия Молдовы и Буковины) Румынской Православной Церкви. Расположен в г. Яссы. Монашеская жизнь возрождена в 1991 г. Соборный храм обители освящен в честь Вознесения Господня. Об основании мон-ря не существует точных данных. Во время проведения земляных работ на территории обители была раскопана надгробная плита 1515 г. Позже было обнаружено новое свидетельство, частично проясняющее историю основания Г.,- надпись 1564 г. на слав. и греч. языках на 4-конечном резном деревянном кресте в серебряной позолоченной оправе, из к-рой следует, что «сей крест создали и оправили Максим Бунар ворник и его жена Анфимия, и пожертвовали на свое поминовение церкви в городе Яссы, где есть храм Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, в год 7072». Существование этого вклада говорит о том, что в сер. XVI в. храм был уже построен. Ктиторами Г. принято считать вел. логофета Иона Голию и его супругу Анну. Об этом говорится в надписи 1575 г. на пергаменной рукописи Четвероевангелия в серебряном позолоченном окладе. Из этой записи, а также благодаря др. свидетельствам следует, что каменная Вознесенская ц. находилась на окраине Ясс, а логофет Голия с супругой пожертвовали этой церкви дорогие книги. Подтверждением того, что семейство Голия стало ктитором мон-ря, являются 2 грамоты, от 20 янв. и 30 марта 1606 г., из к-рых следует, что Анна Голия и ее сын Михаил преклоняют свою церковь афонскому мон-рю Ватопед. В этом же году при храме был образован мон-рь. Настоятелями Г. были преимущественно греки. В 1650 г. молдав. господарь Василие Лупу приступил к перестройке храма и привлек к этому делу итал. мастеров, но не успел завершить начатое. К 1653 г., когда Василие оставил трон и покинул страну, работы были в основном закончены, что следует из первого описания храма, сделанного диак. Павлом Алеппским, посетившим Молдавское княжество. Строительство завершил сын господаря Штефэницэ (1659-1661).

http://pravenc.ru/text/165267.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иеросхим. Виссарион (Толмачев). Фотография. Сер. XIX в. (Толмачёв Василий Максимович; 1808, г. Венёв Тульской губ.- 26.04.1862, Афон), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне (см. Андрея апостола скит ). Род. в купеческой семье. Рано потерял отца и вынужден был работать приказчиком в Москве, где познакомился с Василием Вавиловым, своим будущим сподвижником иеросхим. Варсонофием Афонским. Имел 2 младших братьев Ивана и Александра, Иван впосл. стал ктитором основанной В. обители. Первым духовником В. был архим. Кирилл из афонского Иверского мон-ря, проживавший на Никольском подворье в Москве. От него В. впервые услышал об афонских подвижниках. В 17 лет вместе с Василием Вавиловым В. тайно покинул родительский дом и ушел в Белобережскую брянскую муж. пустынь , в то время возглавляемую игум. Моисеем. Через 4 года оба были пострижены в рясофор. Старец Серапион, в послушании у к-рого находились духовные братья, убедил игум. Моисея благословить отправить их на Афон. 3 июня 1829 г. В. и Варсонофий прибыли в Иверский мон-рь, где встретили своего духовника архим. Кирилла, с помощью к-рого поселились в Никольской келье на территории этой обители. Позже они перешли в Преображенскую келью того же мон-ря, где и прожили до 1836 г. Главным средством для пропитания и расширения кельи была красильня, к-рую устроили иноки, хорошо освоившие это ремесло в миру. Белобережские старцы неск. лет подвизались под рук. старца-болгарина Харалампия, прожившего на Афоне 72 года († 1841) и имевшего власть над бесами. Он никого не брал в ученики, сделав исключение для рус. иноков. В 1834 г. иеросхим. Арсений Афонский постриг В. и Варсонофия в схиму по афонской традиции. Вскоре по указанию Арсения иноки перешли в более обширную келью Св. Троицы при мон-ре Ставроникита . По настоянию старцев Арсения и Харалампия в апр. 1836 г. В. был рукоположен во иерея еп. Христодулом. В это время братия Ильинского скита изгнала нового игумена, известного подвижника иером. Павла, ставшего впосл. первым духовником рус. братства в Пантелеимоновом мон-ре. Игуменом скита и духовником рус. иноков стал иеросхим. Арсений, с к-рым перешли в скит В. и Варсонофий. Продолжавшиеся нестроения укрепили В. и Варсонофия в намерении создать новую рус. общежительную обитель. Этой обителью стал скит ап. Андрея, основанный в 1841 г. на месте заброшенной кельи Серай, принадлежащей мон-рю Ватопед . На эту келью В. и Варсонофию указал афонский блж. Яни со словами: «Вот Серай, скит руссов и москов». Однако окончательное формирование скита затянулось на неск. лет. Огромную поддержку новой рус. обители оказал камергер имп. двора А. Н. Муравьёв . Поставление В. во игумена состоялось 22 окт. 1849 г. Весной 1850 г. В. привез из К-поля подтверждение того, что Серай официально считается скитом. Посильную помощь оказывал скиту брат В., московский купец И. М. Толмачёв.

http://pravenc.ru/text/158790.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ НОВЫЙ [румын. Iosif cel Nou; серб. Jocuф Нови] (Фуско Иаков; ок. 1568, Дубровник, Далмация - 15.09.1656, мон-рь Партош, Трансильвания), свт. (пам. румын., серб. 15 сент.), митр. Темишварский (Влашкоземский) Печской Патриархии. Род. в правосл. валашской (в серб. источниках - сербской) семье Йована и Екатерины Фуско. В 12 лет, после смерти отца, был отправлен матерью на учебу в Охрид. В 15 лет поступил в один из охридских монастырей, через 5 лет ушел в афонский монастырь Пантократор, где принял монашество. Вел подвижнический образ жизни, стяжал дар исцеления. Был рукоположен во иерея и назначен настоятелем монастыря св. Стефана в Адрианополе (ныне Эдирне, Турция). После возвращения на Афон был избран настоятелем монастыря Кутлумуш. Затем удалился в пустынное место близ монастыря Ватопед. Согласно сербским источникам, в 1643 г. по ходатайству патриарха Печского Паисия (Яневаца) И. Н. был хиротонисан во епископа и поставлен на Темишварскую кафедру (см. ст. Темишварская епархия Сербской Православной Церкви ), за что 24 нояб. 1643 г. заплатил 3,6 тыс. акчи османским властям в качестве налога (пешкеша). Однако уже 5 дек. 1643 г. 5 тыс. акчи за берат на управление этой епархией заплатил мон. Феодор, поставленный также патриархом Паисием. И. Н. не уступил кафедру новому ставленнику, но через год был смещен митр. Севастианом, уплатившим 2 окт. 1644 г. пешкеш в размере 5 тыс. акчи. Впосл., И. Н. еще неск. раз возглавлял Темишварскую кафедру: краткое время с 7 сент. 1645 г., в 1648 г., возможно после смерти Севастиана, и с июля 1650 г. по ходатайству патриарха Гавриила I (Раича) ( Р. Српска Црква средином XVII в.//ГСАН: Од. ист. наука. Београд, 1980. Бр. 2. С. 155-156). Однако в румын. лит-ре годом хиротонии И. Н. считается 1650-й. В 1653 г. удалился на покой в монастырь Партош, который был важным духовным центром со школой для подготовки священников. В 1652 г. И. Н. упоминается в записи в прологе, вложенном в монастырь Войловица ( Записи. 1. Бр. 1489), а в б-ке мон-ря сохранились неск. книг, в т. ч. Чиновник архиерейского служения 1529 г., к-рые принадлежали И. Н. ( Зеремски И. Манастир Партош. Сремски Карловци, 1930). Скончался в праздник Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Партош, где был похоронен под алтарем построенной им церкви. Вскоре началось паломничество к его могиле, и в 1686 г. совет Темишварской митрополии провозгласил его святителем. В 1782 г. свящ. Стефан Богослович написал икону И. Н. и подарил ее мон-рю Партош.

http://pravenc.ru/text/673693.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ПАНТАНАССА» [Греч. Παντνασσα, «Всецарица»], один из эпитетов Божией Матери, употребляющийся с IV в. и вошедший в название ряда Ее икон, посвящение храмов и мон-рей. В научной историографии - наименование одного из иконографических типов образа Богоматери в искусстве визант. традиции. Эпитет «Пантанасса» впервые встречается в трудах свт. Василия Великого († 379), позже - свт. Германа Константинопольского († до 754). Икона Божией Матери «Пантанасса» («Всецарица».) XVII в. (кафоликон мон-ря Ватопед на Афоне) Икона Божией Матери «Пантанасса» («Всецарица».) XVII в. (кафоликон мон-ря Ватопед на Афоне) В средневизант. период на о-ве Св. Гликерии (совр. Инджир-Адасы, Турция) в Мраморном м. существовал мон-рь Богородицы П.- τς Παντανσσης γας Θεοτκου ( Janin. Grands centres. 1975. P. 56-57). В 1142 г. он был заново освящен; возможно, в связи с этим в 1136-1155 гг. для мон-ря была изготовлена иллюстрированная рукопись Слов Григория Назианзина, заказанная игуменом к-польского мон-ря Пантократора Иосифом Агиогликеритом (ныне в мон-ре вмц. Екатерины на Синае - Sinait. gr. 339). XII веком датируется свинцовая подвесная печать братии этого мон-ря (Dumb. Oaks. Seals 3. N 63.1). В кон. XII в. вдовствующей имп. Марией Антиохийской был основан, а при имп. Исааке II (1185-1195) достроен мон-рь Богородицы П. в К-поле ( Janin. Églises et monastères. 1953. P. 225). В XIV-XV вв. его посещали мн. паломники: т. н. Армянский Аноним, Стефан Новгородец (ок. 1350), дьяк Зосима (1419-1422), т. н. Русский Аноним (1424-1434), к-рые оставили описания обители и ее святынь ( Majeska. 1984. P. 377-379). Известна базилика Богородицы П. в Афинах (постройка VII-X вв.), с XIII по XVII в. бывшая монастырской, а после 1690 г. ставшая приходской церковью. Древнейший сохранившийся мон-рь, посвященный Богородице П., расположен в Мистре (1428), в нем находится одна из наиболее известных икон «П.» (XIX в.), другая, почитаемая чудотворной (XVII в.),- в кафоликоне мон-ря Ватопед на Афоне, старец Иосиф Исихаст (1897-1959) принес ее из Нового Скита.

http://pravenc.ru/text/2578838.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ ПАПУЛАКИС [Иоаким Итакиец, Ватопедский; греч. Ιωακεμ Παπουλκης, Ιθακσιος ( ξ Ιθκης), Βατοπαιδηνς] (1786, с. Каливия, о-в Итака - 2.03. 1868, Итаки (Вати), там же), прп. (пам. греч. 2 марта, 10(23) мая). Род. в благочестивой христ. семье, получил в крещении имя Иоанн. Его отец, Ангелос Патрикиос, капитан корабля, овдовев, вступил во 2-й брак. Мачеха невзлюбила Иоанна и настраивала против него отца. Юноша был вынужден поступить юнгой на чужой корабль. Однажды, когда его судно причалило к п-ову Халкидики близ Афона, юнга, воспользовавшись отлучкой капитана Г. Хадзиса, отправился в мон-рь Ватопед . Посещение мон-ря произвело столь сильное впечатление на Иоанна, что он стал просить игумена принять его в число братии, и тот согласился взять его послушником. Капитан, разыскав Иоанна, хотел забрать его из мон-ря, т. к. нес за него ответственность перед его отцом. Иоанну и игумену с трудом удалось уговорить капитана оставить юношу в Ватопеде. Прп. Иоаким Папулакис. Икона. ХХ в. (мон-рь Пресв. Богородицы Макриррахис в Пиерии) Прп. Иоаким Папулакис. Икона. ХХ в. (мон-рь Пресв. Богородицы Макриррахис в Пиерии) Иоанн, принявший постриг с именем Иоаким, впосл. был назначен экономом и занимал эту должность до начала Греческой национально-освободительной революции (1821-1829), когда отправился на Пелопоннес, в Эпир и Центр. Грецию для поддержки повстанцев. Известно, что в 1822 г. И. П. находился в числе приближенных Григория (Дендриноса), еп. Евдокиадского (активного участника восстания, сотрудничавшего с Т. Негрисом, А. Маврокордатосом и Г. Кундуриотисом), а в 1825 г.- среди соратников архим. Григория Папафлессаса. В эти годы по молитве И. П. жители окрестностей Калавриты на Пелопоннесе были избавлены от нашествия саранчи. В 1826 г. И. П. вместе с иереем Иоанном Макрисом приобрел небольшой корабль, чтобы снабжать продовольствием повстанцев и перевозить женщин и детей с зап. берега Пелопоннеса на Ионические о-ва, принадлежавшие англичанам.

http://pravenc.ru/text/468941.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Дискос со звездицей. 2-я пол. XIV в. (мон-рь Ватопед, Афон) [греч. δσκος - диск, блюдо], в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии. Представляет собой выполненное из металла, стекла, дерева или камня блюдо, на к-рое полагается евхаристический Хлеб. Употребление Д. скорее всего восходит к раннехрист. временам. Блюда с Хлебом присутствуют, напр., на символических изображениях Евхаристии среди фресок рим. катакомб III-IV вв. Древнейшие Д. найдены в кладах IV-VI вв. (см.: Mango. 1986). Д. упоминается в сир. «Завещании Господа нашего Иисуса Христа» (V в.) (Test. Dom. 2. 0). В визант. текстах Д. помимо слова δσκος (см., напр.: Evagr. Schol. Hist. eccl. 6. 21; Ioan. Mosch. Prat. spirit. 25) может обозначаться как δισκριον (см., напр.: Chron. Pasch. Anno 624//PG. 92. Col. 1001), а вместе с евхаристическим потиром - как δισκοποτριον (этот термин встречается, напр., в нек-рых редакциях древнейшего текста житийной традиции свт. Николая Мирликийского - Деяния о стратилатах (гл. 16), а также в Житии прп. Феодора Сикеота (гл. 42), в Житии прп. Нила Младшего и др.) (см.: Du Cange. Glossarium graecitatis. T. 1. Col. 315-316). На Д. в визант. традиции ставится т. н. звездица , поддерживающая возлагаемый на Д. во время Божественной литургии покровец (δισκοκλυμμα). Дискос. 1644 г. Мастер Петр Иоанн (Бачковский мон-рь, Болгария) Дискос. 1644 г. Мастер Петр Иоанн (Бачковский мон-рь, Болгария) В правосл. богослужении Д. используется только за Божественной литургией; единственный пример иного использования Д.- чин освящения храма, когда на Д. полагаются частицы св. мощей, к-рые будут помещаться в освящаемый престол. Использование Д. в любых нелитургических целях запрещено 10-м прав. К-польского Двукратного Собора 861 г. Согласно древней церковной традиции, Д. считается священным, т. к. участвует в совершении Божественной литургии и непосредственно касается Тела Христова (поэтому в совр. практике брать в руки Д. могут только священнослужители).

http://pravenc.ru/text/178542.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРЕЯ АПОСТОЛА СКИТ [Сераион; греч. Ανδρου ποστλου σκτη, Σεργιον], на г. Афон, в 500 м к северо-западу от Кареи (Протата). До XV в. здесь находился Ксистский мон-рь, принадлежавший Ватопедскому мон-рю . Еп. Порфирий (Успенский) сообщает, что с давних времен на этом месте была келья с ц. во имя прп. Антония Великого, называемая Руэн-ду (албан.- пастырь), к-рую построил предположительно монах-пастух из Албании и к-рая принадлежала к числу наемных келий Карейской лавры. Во 2-й пол. XVII в. келья была перестроена для вышедшего на покой в 1652 г. К-польского Патриарха свт. Афанасия III (Пателлария) . После его смерти в течение 107 лет келью занимали снимавшие ее у протата монахи. В 1766 г. К-польский Патриарх Серафим II , будучи на покое, приобрел келью и окружавший ее участок земли. По его просьбе мон. Пахомием, зодчим-хиосцем, там был заложен храм в виде башни с нижней ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и верхней - во имя ап. Андрея Первозванного, впосл. переосвященной греками во имя прп. Антония Великого, также был построен 4-этажный корпус, получивший название Серай (тур.- дворец). В нижнем ярусе корпуса размещались кладовые, в 1-м - хозяйственные службы, во 2-м - кельи и трапезная, в верхнем - Патриаршие покои и обширная б-ка. Патриарх Серафим прожил в обители 2 года, состоя в духовном общении с прп. Паисием Величковским , основателем скита Илии пророка. После смерти Патриарха старший архидиакон, его ученик, заведовавший хозяйством Серая, переселился в Ватопедский мон-рь, к-рому передал Серайскую келью. После греч. восстания 1821 г. Ватопед не смог более поддерживать Серай, и келья, переходившая из рук в руки, пришла в запустение. Ап. Андрей Первозванный и прп. Антоний Великий с видом скита ап. Андрея на Афоне. Литография К. Белера. 1869 г. (ЦАК МДА) Ап. Андрей Первозванный и прп. Антоний Великий с видом скита ап. Андрея на Афоне. Литография К. Белера. 1869 г. (ЦАК МДА) Основание А. а. с.

http://pravenc.ru/text/115350.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕОТОЧИВАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Елеоточивая икона Божией Матери. XIV в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Елеоточивая икона Божией Матери. XIV в. (мон-рь Ватопед на Афоне) (Элеовритисса) [греч. Παναϒα Ελαιοβρτιςςα], чудотворный образ в мон-ре Ватопед на Св. Горе Афон. Название иконы связано с чудом, известным по монастырскому преданию. В XV в., в бытность дохиаром (келарем) мон-ря прп. Геннадия , в обители оскудели запасы масла. Желая сохранить его остатки для церковных нужд, дохиар перестал давать масло братии. Но игумен, твердо уповая на помощь Пресв. Богородицы, велел прп. Геннадию дать масло в пищу братии из последнего сосуда. Дохиар исполнил волю игумена. В один из дней, вновь придя в дохиарную (кладовую) за маслом, прп. Геннадий ожидал увидеть сосуд опустошенным, но обнаружил, что масло переливалось через край и текло из дверей наружу. Богоматерь за чудесное утешение прославили перед Ее иконой, находившейся в дохиарной. Там же Е. и. пребывает и в настоящее время; от иконы исходит благоухание. Е. и. называют также «Келарница» (οχειριςςα). Икона имеет небольшие размеры (28×22 см), датируется XIV в. Иконография относится к типу Одигитрии, где Младенец Христос представлен на левой руке Пресв. Богородицы. Празднование иконе приходится на один день с памятью прп. Геннадия - 17 нояб. Лит.: Вышний Покров над Афоном. М., 1902. С. 76-78; Поселянин Е. Богоматерь. Коломна, 1993р. С. 718; Μαντζαρδης Γ. Θαυματουρϒς εκνες κα ϒα λεψανα//Ιερ Μεϒστη Μον Βατοπαιδου. Παρδοση, στορα, τχνη. Αϒιον Ορος, 1996. Τ. 1. Σ. 124. Fig. 84; Θεοφλακτος (Μαρινκης), ρχιμ. Θαυματουρϒς εκνες τς Παναϒας στ Αϒιον Ορος. Θεσσαλονκη, 2001. Σ. 83-85. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: ГУБИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Губинская Икона Божией Матери, чудотворный образ, почитаемый с XIX в. старообрядцами Русской православной старообрядческой церкви ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы - обретение, 13 окт.- перенесение в Москву в 1648, в нек-рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.)

http://pravenc.ru/text/189775.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010