Так, постриженик серб. Хиландарского мон-ря прп. Никодим Тисманский основал на валашской земле ок. 1372 г. мон-рь Водица, а при покровительстве Раду I (1377-1383) - мон-рь Тисмана, где устроил жизнь иноков по уставу Св. Горы. В XV в. количество афонских мон-рей, к-рым оказывали покровительство валашские правители, значительно увеличилось. В 1433 г. правитель Александр Алдя (1431-1436) принял при своем дворе в Тырговиште игум. Моисея и даровал по его просьбе мон-рю Зограф 3 тыс. аспр. Братия мон-ря Филофея получила в 1457 г. от господаря Влада Цепеша (1456-1462) пожертвование в сумме 4 тыс. аспр. Одним из видных благотворителей афонских мон-рей в XV в. был господарь Влад Монах (1481-1495). В 1487 г. он даровал Свято-Пантелеимонову мон-рю 6 тыс. аспр, скиту св. Илии, основанному румын. монахом Косьмой,- 1 тыс. аспр. Он же повелел в марте 1490 г. выдать мон-рю Дохиар сумму в 3 тыс. аспр. Влад Монах был также благотворителем мон-ря Хиландар, о чем свидетельствует сохранившаяся грамота 1494 г. Хиландарский мон-рь получил 5 тыс. аспр в нояб. 1493 г. и от его сына, господаря Раду Великого (1495-1508). Последний даровал также Кутлумушскому мон-рю доходы от 2 валашских сел. Валашский господарь Нягое Басараб. Роспись в пронаосе церкви мон-ря Куртя-де-Арджеш. XVI в. Валашский господарь Нягое Басараб. Роспись в пронаосе церкви мон-ря Куртя-де-Арджеш. XVI в. В XVI в. господарь Нягое Басараб (1512-1521) пожаловал неск. сел и большие денежные суммы (10 тыс. аспр) Кутлумушскому мон-рю, благодаря к-рым были возведены новый храм свт. Николая, келлии, трапезная, больница и гостиница для паломников. Было выделено 700 аспр на содержание больницы и 500 аспр на дорожные расходы иноков, собиравших пожертвования на мон-рь. Был перестроен и украшен храм Вел. Лавры. В мон-ре Ватопед был построен храм, где была положена святыня Пояс Пресв. Богородицы. Тесные связи поддерживались с мон-рем св. Дионисия. Здесь был погребен митр. Унгро-Влахийский св. Нифонт (бывш. краткое время К-польским Патриархом под именем Нифонт II), во имя святого господарь возвел в мон-ре церковь.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Десница свт. Иоанна Златоуста (мон-рь Филофей на Афоне) Десница свт. Иоанна Златоуста (мон-рь Филофей на Афоне) Афонскими монахами для успокоения паломников была сложена легенда, что в Москву вместо главы И. З. была послана глава свт. Андрея Критского. Однако еще в 1709 г. в перечне ватопедских святынь значилась глава свт. Андрея Критского и не упоминалась глава И. З. ( Ипполит (Вишенский), иером. Пелгримация, или Путешественник... во Святый град Иерусалим. М., 1877. С. 111). Версия о замене нашла отражение в печатных проскинитариях монастыря Ватопед. Однако в откровенных разговорах ватопедцы отрицали напечатанное ( Григорович-Барский В. Г. Второе посещение Св. Афонской горы. СПб., 1887. С. 199-200). Вопрос о святынях остается открытым. В настоящее время в Ватопеде выставлена для поклонения глава, почитаемая как глава И. З. (с нетленным левом ухом). Глава же, привезенная Алексею Михайловичу, была возвращена РПЦ в 1988 г. музеями Московского Кремля и передана в Богоявленский (Елоховский) собор, а затем - в храм Христа Спасителя. В февр. 2010 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эту главу возили для поклонения в Знаменский Синодальный собор в Нью-Йорке. По кипр. преданию, часть главы И. З. хранится в мон-ре Пресв. Богородицы Троодитиссы . В др. греч. мон-рях также хранятся части мощей И. З.: кисть десницы - в Филофея мон-ре , др. часть десницы - в Большом Метеорском монастыре , 2 части левой руки - в Великой Лавре (плечо - дар императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII), еще одна часть левой руки - в мон-ре Варлаама (Метеоры), 2 небольшие частицы руки - в монастыре св. Таксиархов на о-ве Серифос, персты - в мон-рях Дохиар , Успения Пресв. Богородицы на о-ве Идра и вмч. Георгия близ Эдипсоса на о-ве Эвбея. Колено находится в мон-ре Варлаама (Метеоры), большая часть голени и еще 4 частицы - в монастыре Пантократор , палец ноги - в мон-ре Вознесения Господня в Гераки (Ераки) близ Амальяды. Небольшие частицы мощей имеются в храме Гроба Господня в Иерусалиме, в Богословской школе на о-ве Халки в Мраморном м., на Кипре - в Киккском мон-ре , мон-ре Хрисорройятисса и в архиепископской резиденции в Никосии, на Афоне - в Иверском мон-ре , Ксенофонта монастыре , Ксиропотаме , Григория преподобного мон-ре , Ставрониките, Павла святого мон-ре , Дионисия преподобного мон-ре , Русском вмч. Пантелеимона мон-ре , Кастамоните , румын. скиту св. Иоанна Предтечи, скитах Новая Фиваида, Ксилургу (Пресв. Богородицы) и ап. Андрея Первозванного. Частицы мощей И. З. хранятся во мн. местах в Центр. Греции: в каталоге О. Мейнардуса указаны 25 мон-рей и 6 храмов (церквей и соборов), в т. ч.- мон-ри Прусу , Дусику , св. Стефана (Метеоры), Иоанна Богослова мон-рь на Патмосе .

http://pravenc.ru/text/541598.html

Икона Божией Матери «Парамифия». XIV в., с поновлениями XVI — нач. XVII в., XVIII–XIX вв. (мон-рь Ватопед на Афоне) Икона Божией Матери «Парамифия». XIV в., с поновлениями XVI — нач. XVII в., XVIII–XIX вв. (мон-рь Ватопед на Афоне) Серебряный позолоченный оклад, изготовленный в Яссах (Молдавия) в 1859 г. по заказу архимандрита мон-ря Ватопед Дионисия (в надписи в нижнем картуше ризы сообщаются, кроме сведений о заказе, имена 20 вкладчиков), повторяет композицию и детали изображения на иконе. Он полностью закрывает образ, кроме ликов (в т. ч. кисти рук, ступни Богомладенца), нимбы и одеяния украшены чеканными растительными орнаментами; на полях в овальных клеймах помещены полуфигуры пророков с атрибутами. Икона Божией Матери «Парамифия» в окладе (1859 г). (мон-рь Ватопед на Афоне) Икона Божией Матери «Парамифия» в окладе (1859 г). (мон-рь Ватопед на Афоне) Н. П. Кондаков рассматривал икону как произведение XV или нач. XVI в. с поздними переделками «греко-итальянского происхождения», которое написано «так же, как все письмо соборных фресок Ватопеда» ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 3. С. 167). По мнению Н. П. Лихачёва, источником иконографии являлись средневек. зап. образцы, такие как роспись апсиды (ок. 1200) капеллы вмц. Екатерины в крипте собора Нотр-Дам в Монморийоне (деп. Вьенна, Франция; см.: Лихачёв. 1911. С. 213, 217. Рис. 458). Совр. исследователи выявили ряд образцов аналогичной иконографии, созданных до прославления образа, преимущественно на Кипре, Крите, в Сербии и др. странах визант. мира. Цигаридас и Пападимитриу в качестве раннего примера назвали фреску на предалтарном сев. столбе в ц. Св. Софии в Охриде (Македония, между 1037 и 1056; сохр. нижняя часть композиции, ноги Младенца обнажены и перекрещены; реконструкцию П. Мильковича-Пепека см.: Miljkovi -Pepek P. La fresque de la Vierge avec le Christ du pilier situé au nord de l " iconostase de Sainte Sophie à Ochrid//Akten des XI Internationalen Byzantinistenkongresses: München, 1958. Münch., 1960. S. 388-391). А. Папагеоргиу считал, что этот иконографический тип возник в К-поле ( Παπαγεωργου. 1999. Σ. 333-335). Смысл иконографии, переданный в жесте лобзания руки Спасителя, связывают с Его голгофской жертвой, с целованием после снятия с креста при оплакивании, с пророчеством Симеона Богоприимца (Лк 2. 34-35).

http://pravenc.ru/text/2581723.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ПАНТАНАССА» [Греч. Παντνασσα, «Всецарица»], один из эпитетов Божией Матери, употребляющийся с IV в. и вошедший в название ряда Ее икон, посвящение храмов и мон-рей. В научной историографии - наименование одного из иконографических типов образа Богоматери в искусстве визант. традиции. Эпитет «Пантанасса» впервые встречается в трудах свт. Василия Великого († 379), позже - свт. Германа Константинопольского († до 754). Икона Божией Матери «Пантанасса» («Всецарица».) XVII в. (кафоликон мон-ря Ватопед на Афоне) Икона Божией Матери «Пантанасса» («Всецарица».) XVII в. (кафоликон мон-ря Ватопед на Афоне) В средневизант. период на о-ве Св. Гликерии (совр. Инджир-Адасы, Турция) в Мраморном м. существовал мон-рь Богородицы П.- τς Παντανσσης γας Θεοτκου ( Janin. Grands centres. 1975. P. 56-57). В 1142 г. он был заново освящен; возможно, в связи с этим в 1136-1155 гг. для мон-ря была изготовлена иллюстрированная рукопись Слов Григория Назианзина, заказанная игуменом к-польского мон-ря Пантократора Иосифом Агиогликеритом (ныне в мон-ре вмц. Екатерины на Синае - Sinait. gr. 339). XII веком датируется свинцовая подвесная печать братии этого мон-ря (Dumb. Oaks. Seals 3. N 63.1). В кон. XII в. вдовствующей имп. Марией Антиохийской был основан, а при имп. Исааке II (1185-1195) достроен мон-рь Богородицы П. в К-поле ( Janin. Églises et monastères. 1953. P. 225). В XIV-XV вв. его посещали мн. паломники: т. н. Армянский Аноним, Стефан Новгородец (ок. 1350), дьяк Зосима (1419-1422), т. н. Русский Аноним (1424-1434), к-рые оставили описания обители и ее святынь ( Majeska. 1984. P. 377-379). Известна базилика Богородицы П. в Афинах (постройка VII-X вв.), с XIII по XVII в. бывшая монастырской, а после 1690 г. ставшая приходской церковью. Древнейший сохранившийся мон-рь, посвященный Богородице П., расположен в Мистре (1428), в нем находится одна из наиболее известных икон «П.» (XIX в.), другая, почитаемая чудотворной (XVII в.),- в кафоликоне мон-ря Ватопед на Афоне, старец Иосиф Исихаст (1897-1959) принес ее из Нового Скита.

http://pravenc.ru/text/2578838.html

Согласно Уставу, Св. Гора состоит из 20 Свящ. Царских Патриарших ставропигиальных мон-рей (α ν Αγ ρδβλθυοτεΟρει Ιερα Βασιλικα Πατριαρχικα κα Σταυροπηγιακα Μονα), располагающихся по издревле установившемуся обычаю в следующем иерархическом порядке: 1) Вел. Лавра (Μεγστη Λαρα) во имя прп. Афанасия Афонского, 2) Ватопед (Βατοπεδου) в честь Благовещения Пресв. Богородицы, 3) Иверский мон-рь (Ивирский, Ивирон, Ιβρων) в честь Успения Богородицы, 4) Хиландар (Хиландарь, Хилендар, Χελανδαρου) в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, 5) Дионисия прп. мон-рь (Дионисиат, Διονυσου) в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, 6) Кутлумуш (Κουτλουμουσου) в честь Преображения Господня, 7) Пантократор (Пандократор, Παντοκρτορος) в честь Преображения Господня, 8) Ксиропотам (Ξηροποτμου) во имя Сорока мучеников Севастийских, 9) Зограф (Ζωγρφου) во имя вмч. Георгия Победоносца, 10) Дохиар (Δοχειαρου) во имя св. Архангелов, 11) Каракал (Καρακλλου) во имя апостолов Петра и Павла, 12) Филофея мон-рь (Филофей, Θιλοθου) в честь Благовещения Пресв. Богородицы, 13) Симонопетра (Симопетра, Σμωνος Πτρας) в честь Рождества Христова, 14) Павла св. мон-рь (Αγου Παλου) в честь Сретения Господня, 15) Ставроникита (Σταυρονικτα) во имя св. Николая Чудотворца, 16) Ксенофонта прп. мон-рь (Ксенофонт, Ξενοφντος) во имя вмч. Георгия Победоносца, 17) Григория прп. мон-рь (Григориат, Γρηγορου) во имя св. Николая Чудотворца, 18) Эсфигмен (Есфигменский, Εσφιγμνου) в честь Вознесения Христова, 19) Русский вмч. Пантелеимона мон-рь (Русик, Свято-Пантелеимонов, Ρωσικν), 20) Кастамонит (Констамонит, Κωνσταμοντου) во имя св. первомч. Стефана. Только эти 20 мон-рей имеют права собственности на А. Все проч. зависимые монашеские учреждения (Iερ Εξαρτματα) - скиты, келлии, каливы, исихастирии, кафизмы - с их территориями и пристройками являются неотчуждаемой собственностью к.-л. из перечисленных обителей. Изменять количество мон-рей и их отношение к зависимым учреждениям не разрешается. Превращение скитов в мон-ри, или келлий в скиты, или калив в келлии категорически запрещается (ст. 1-3, 126-141). Ни одно из священных жилищ на А. не может отклониться от главного своего предназначения и преобразоваться в мирское (ст. 4). Все мон-ри Св. Горы находятся под духовной юрисдикцией К-польского Патриархата, и в них «не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского [К-польского] Патриарха» (ст. 5). Все живущие на Св. Горе монахи, какой бы они ни были национальности, «считаются приобретшими греческое гражданство» (ст. 6).

http://pravenc.ru/text/77102.html

Прп. Давид Солунский. Роспись кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне. 1546 г. Прп. Давид Солунский. Роспись кафоликона мон-ря прп. Дионисия на Афоне. 1546 г. Последование Д. С. 26 июня, помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает тропарь 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа Εν σο πτερ κριβς (        ); кондак 1-го гласа на подобен «Лик ангельский»       с икосом; канон 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа, творение Иосифа, акростих: Υμν μκαρ σου τν βον θεοις λγοις. Ιωσφ (            .  ), ирмос: Ιππον κα ναβτην (      ), нач.: Υμνοις τν φωτοφρον, κα θεαν μνμην σου (            ); стихиры; седален и светилен. В рукописях встречается иной канон Д. С., 4-го гласа, акростих: Δαυδ γεραρω τν βον τν φωσφρον. Ιωσφ (Давида почитаю светоносную жизнь. Иосифовы), ирмос: Ανοξω τ στμα μο (      ), нач.: Δυνμει το Πνεματος τ σθενς μου ωννμενος (Силой Духа безвольное мое укрепляя) (Ταμεον. Σ. 227). А . А . Лукашевич Иконография Д. С., как правило, изображается в коричневой рясе, седовласым, с длинной бородой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (XVIII в.) о нем сказано: «Старец с длинными волосами и с бородою до ступней». Одно из ранних сохранившихся изображений Д. С.- найденный в Фессалонике в 1944 г. рельеф с ростовым изображением святого в позе оранта, с небольшой бородой (XIII в., Визант. музей в Фессалонике). Преподобные Симеон Столпник и Давид Солунский. Икона. Сер. XV в. (мон-рь Ватопед) Преподобные Симеон Столпник и Давид Солунский. Икона. Сер. XV в. (мон-рь Ватопед) В палеологовскую эпоху появился особый иконографический тип - полуфигура или фигура Д. с раскрытыми перед грудью руками, в кроне миндального дерева. Вероятно, на эту иконографию повлияли изображения столпников. Самый ранний пример «древесного» изображения представлен в росписи сев.-зап. части парекклисиона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (1316-1321): полуфигура Д. С. в светлой рясе с синим параманом помещена, словно в чашу, в крону дерева. В «древесных» изображениях борода святого намного короче, чем в традиц. варианте иконографии. Аналогичные полуфигурные изображения представлены на иконе «Святые Симеон Столпник и Давид Солунский» (сер. XV в., мон-рь Ватопед), в ц. Панагии Кумбелидики в Касторье в слое живописи XVI в. (с поздней ошибочной надписью: «Св. Онуфрий»). Фигура Д. С. в кроне дерева изображена в ряде памятников XIV-XVI вв.: в нартексе ц. прор. Илии в Фессалонике (1360-1370), в старом кафоликоне мон-ря Преображения Господня в Метеорах (1484), на иконе критской школы «Святые Давид Солунский и царь Давид» (XVI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Совр. изображение (1981) той же иконографии выполнено над мощами святого в храме св. Феодоры в Фессалонике.

http://pravenc.ru/text/168586.html

Вмч. Георгий Победоносец. Икона. XI в. (мон-рь Ватопед) Каждое зависимое монастырское учреждение (скит, келлия, исихастирий, кафизма) имеет свой распорядок, утвержденный главенствующим (кириархальным) мон-рем. Подвизающиеся в них отшельники считаются членами братии главенствующего мон-ря, к-рый уступает им во владение их жилище путем оформления т. н. долгового соглашения (μλογον), составленного на определенных условиях. Лицо, на имя к-рого составляется соглашение, именуется старцем. Келлиоты подчиняются старцу как настоятелю. Все старцы должны безотлагательно сообщать о послушниках, принятых ими в ученики, и указывать точные сведения в своих Монахологии и Книге послушников. Обе эти книги ежегодно проверяются главенствующим мон-рем. В соглашении указываются имена братий, составляющих синодию старца. Изменение их строго запрещено. При постриге монаха или послушника необходимо разрешение господствующего мон-ря; только с его согласия вносится новое имя в соглашение, признающее насельника членом синодии, имеющим право на законное наследование. Келлии уступаются главенствующим мон-рем по определенной цене в преемственное владение 3 лицам. Каливы в скитах приобретаются после получения покупателем индивидуального разрешения на покупку от собора скита, с согласия главенствующего мон-ря, через оформление долгового соглашения. При продаже келлии и каливы предпочтение всегда отдается главенствующему мон-рю (ст. 140, 148). По смерти старца келлии или каливы главенствующий мон-рь в соглашении «поставляет на место старца первое лицо его синодии, а на место первого - второе, вписывая и третье лицо, имеющее постриг с разрешения мон-ря». Запрещается наличие в одной келлии или каливе более 6 чел. (ст. 159, 162). Отсутствующие без разрешения главенствующего мон-ря более 6 месяцев вычеркиваются из соглашения (ст. 131-132). Внутренняя жизнь скитов следует внутреннему распорядку, утвержденному главенствующим мон-рем, и не может противоречить действующему Уставу (ст. 144). «Подвизающиеся в скитах монахи обязаны регулярно исполнять свои религиозные обязанности и, ничего не опуская, молиться на бдениях в храмах Господних» (ст. 145). Каждый скит управляется дикеем (скитоначальником), советниками (эпитропами) и соборными старцами; дикей избирается сроком на 1 год из числа старцев-каливитов, «отличающихся добродетелями и способностями, признанными главенствующим мон-рем»; половина из 2-4 членов совета выбирается одновременно с дикеем, др. половина назначается главенствующим мон-рем. Каждый скит имеет свою печать, содержащую его название и название главенствующего мон-ря, к-рая состоит из неск. частей, хранящихся у членов совета (ст. 149-154).

http://pravenc.ru/text/77102.html

Относительно числа насельников сохранились разноречивые сведения: в 1677 г. Иосиф Георгиринис, митр. Самоса, упоминает о 300 монахах, а англ. путешественник Дж. Кавел в том же году - о 350 ( С. 99). В первые десятилетия XVII в. в В. поселился приехавший с Запада ученый иеродиак. Симеон (Синесиос) Эланикос, владелец б-ки рукописных и печатных книг, писатель и переписчик рукописей. В 1664 г. ватопедским иеродиак. Акакием была составлена краткая повесть об этом мон-ре. В. в 1619 г. трапезундским митрополитом был подарен небольшой мон-рь (монидрион) св. Григория Нисского в Трапезунде, в 1626 г. Белградским митр. Серафимом - монидрион в Белграде, в 1635 г. К-польским Патриархом Кириллом II Контарисом - мон-рь Успения Пресв. Богородицы (Панагия ту Мавру-Молу) близ К-поля (переданный через 2 года Кириллом I Лукарисом Иверскому мон-рю), с 1654 г.- ряд имений в Мудании ( Χρυσοχοδης. Σ. 64; Παπγγελος. Σ. 88). Однако экономическое положение не всегда было стабильным из-за проблем, создаваемых тур. властями. В 1610 г. В. почти на столетие утратил келлии в обл. Стумбос на Св. Горе по причине задолженности 81 тыс. аспр сидирокавсийскому аге. В 1615 г. мон-рь потерпел убыток в 10 тыс. аспр из-за вмешательства османского высокопоставленного чиновника. В 1651 г. из-за долга в 1260 грошей В. утратил половину подворья в Кодзиносе на Лемносе. В 1694 г. по неизвестной причине мон-рь находился в столь трудном положении, что Великое святогорское собрание решило простить ему долг в 400 грошей ( Χρυσοχοδης. Σ. 65). Кафоликон мон-ря Пречиста в Галаце. Румыния. 1646 г. Кафоликон мон-ря Пречиста в Галаце. Румыния. 1646 г. Кафоликон мон-ря Голия в Яссах. Румыния Особую роль с XVII в. в экономике В. играют его придунайские подворья, предоставленные молдав. правителями и вельможами. Первое большое подворье, переданное В.,- мон-рь Голия в Яссах, пожертвованный Анной, вдовой вел. логофета Иоанна Голия. Этот вклад был заверен в 1606 г. Молдавским митр. Феодосием Барбовским и господарем Иеремией Могилой. Затем В. были подарены мон-ри св. Николая и Панагии в Орашул-де-Флоч (ранее 1628 и ранее 1630), вмч. Димитрия в Галаце (40-е гг. XVII в., господарем Василием Лупу), Пречиста в Галаце (1646, купцом Феодором), Бэрбой в Яссах (1669, семейством Стурдза), Мира (1689, господарем Константином Кантемиром) и скит Грэждени близ Бырлада (1689) ( Μαρινσκου. P. 89-95; P lt nea. P. 212-213).

http://pravenc.ru/text/149927.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАТОПЕД [греч. Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου, Βατοπεδου; Βατοπαδιον, Βατοπδιον], во имя Благовещения Пресв. Богородицы общежительный муж. мон-рь; расположен на берегу небольшой бухты, находящейся примерно посередине сев.-вост. побережья п-ова Афон (Айон-Орос). Игумен - архим. Ефрем (с 1990). Общее число братии - 141 чел. (116 монахов и 25 послушников). В мон-ре проживают 74 монаха и 13 послушников, в келлиях, приписанных к В.,- 42 монаха и 12 послушников. Общий вид мон-ря с зап. стороны Общий вид мон-ря с зап. стороны Мон-рь управляется игуменом, избираемым пожизненно на общем собрании братии. Законодательную власть имеет герондия (духовный собор, совет старцев мон-ря). Исполнительную власть игумен осуществляет совместно с комиссией (эпитропией) из 2 избираемых на год членов-эпитропов. В. принадлежат 2 скита (вмч. Димитрия и ап. Андрея) и 27 келлий. В наст. время заселены скит ап. Андрея (11 монахов и 14 послушников) и 18 келлий. Из них 8 келлий находится в Колицу: св. Бессребреников, прав. Анны, вмч. Георгия, св. Иоанна Предтечи, св. Архангелов, первомч. Стефана, Сретения Господня, Всех святых (из них 4 последних не имеют насельников); 5 - в Карее (из них заселены келлии Вознесения Господня, свт. Николая и св. Харалампия); 2 - в Гифтадике или Эгиптадике (свт. Николая и пустующая прор. Илии). В. имеет 2 метоха (подворья): в Порто-Лагос (действующий) и на о-ве Самос. На территории В. находится 29 параклисов (придел или отдельный малый храм с функциями придела): 21 - внутри и 8 - вне стен мон-ря. Исторический очерк Основание монастыря Предполагают, что на месте, где располагается мон-рь, находился небольшой античный г. Дион ( Herod. Hist. VII 22) или Харадрион. По преданию, первая церковь в В. была основана имп. Константином I Великим , разрушена при имп. Юлиане Отступнике и возобновлена в кон. IV в. имп. Феодосием I Великим в память о чудесном спасении от кораблекрушения его сына, буд. имп. Аркадия . Волны вынесли отрока на афонский берег, где его нашли невредимым под большим терновым кустом (Проскинитарий Иоанна Комнина, 1701). По др. версиям, это чудо произошло с неким Ватом, к-рого прп. Максим Грек называет испан. правителем и братом имп. Феодосия (Послание Максима Грека Василию III, 1518-1519), а Стефан Святогорец считает отрока племянником Феодосия Великого («Рай мысленный», 1512-1520). Поэтому мон-рь был назван Βατοπαδιον (от слов βτος - купина, терновый куст и παιδον - отрок, дитя). Однако в большинстве древнейших источников название мон-ря пишется как Βατοπδιον, что, по мнению исследователей, означает «терновая равнина» (πεδον - равнина). Византийский период

http://pravenc.ru/text/149927.html

обителей. К-польский Патриарх утвердил это решение. В XVIII в. наблюдается ослабление взаимных связей Валахии и мон-рей А. Наряду с уже существовавшими преклоненными мон-рями Св. Горе теперь посвящались небольшие и бедные мон-ри. Благочестивые миряне также продолжали оказывать помощь афонским мон-рям. В нек-рых валашских мон-рях влияние монашеского делания А. продолжало сохраняться. Это были скиты Дэлхэуци и Пояна-Мэрулуй (Вранча), Трэйстени и Кырнул (Бузэу). В этих скитах проходил монашеское послушание прп. Паисий (Величковский), и именно из Валахии подвижник отправился на А., где в 1750 г. был пострижен в мантию прибывшим на Св. Гору иером. Василием, настоятелем скита Пояна-Мэрулуй. Во 2-й пол. XVIII в. правители-фанариоты продолжали жертвовать ежегодно крупные суммы на мон-ри Вел. Лавра, Ивирон, Хиландар, Ксиропотам, Филофей, Ксенофонт, Григория, Русик. Молдавское княжество и А. Сведения о финансовой поддержке афонских обителей правителями Молдавии сохранились с нач. XV в. Господарь Александр Добрый (1400-1432) взял на себя обязательство выделять на нужды Зографского мон-ря 500 аспр ежегодно (КМЕ. Т. 1. С. 731). Во 2-й пол. XV - нач. XVI в. большую помощь А. оказывал господарь Стефан III Великий (1457-1504). В 1466 г. он передал Зографу 100 золотых на обновление обители и строительство больницы, в 1471 г. последовал новый дар в 500 аспр. В 1495 г. на средства Стефана была построена трапезная мон-ря, а в 1501-1502 гг. перестроен весь монастырский комплекс, расписан кафоликон. Кроме того, в 1492 и 1502 гг. Стефаном были вложены в Зограф пергаменные Евангелия с миниатюрами, написанные по его заказу (ГИМ. Муз. 3641; Вена. Нац. б-ка. Слав. 7), в 1500 г.- подвесная пелена к храмовой иконе вмч. Георгия, вышитая его дочерьми. Господарем был также послан в этот мон-рь мон. Виссарион с послушанием переписывать древние рукописи. Пожертвования шли на обустройство и др. мон-рей А. 5 тыс. аспр были дарованы в 1493 г. мон-рю Констамонит. В 1496 г. в мон-ре Ватопед трудами настоятеля Кирилла была сооружена небольшая пристань, одно из строений к-рой украсил герб Молдавского княжества. В мон-ре Св. Павла в 1500 г. на денежный вклад был проложен водопровод для монастырских нужд, в 1501 г. построена крещальня; имена дарителей внесли в помянник. Разрушенный морскими разбойниками мон-рь прп. Григория получил от Стефана Великого 24 тыс. аспр и ок. 1500 г. был восстановлен «от основания». В нижней части башни сохранилась надпись на церковнослав. языке: «Я, благоверный господин Стефан Воевода, возвел ее в 1502 г.». В мон-ре хранится икона Богородицы, подаренная Марией Мангупской, супругой господаря. В Карее были куплены старые кельи с ц. св. Трифона для поселения там неск. насельников мон-ря прп. Григория. Позднее сын Стефана Богдан III (1504-1517) выстроил здесь церковь. Он же в 1517 г. финансировал постройку пирга у монастырской пристани (арсаны).

http://pravenc.ru/text/77102.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010