Макария Тригониса,- была напечатана в Венеции в 1772 г. Лаврские монахи печатали свои книги в греч. типографиях Венеции, Вены и Бухареста. Чернильница прп. Никодима Святогорца. Кон. XVIII в. (мон-рь Ватопед) Чернильница прп. Никодима Святогорца. Кон. XVIII в. (мон-рь Ватопед) В 1754 г. начался многолетний спор между колливадами и их противниками, в основном монахами из скита св. Анны. Одним из наиболее серьезных оппонентов колливадов выступил архим. Феодорит († 1823), постриженик скита св. Анны, бывший нек-рое время Эсфигменским игуменом, а затем живший в В. Л. В 1799 г. в Лейпциге было издано его толкование на Апокалипсис, а в 1800 г. при издании «Пидалиона» прп. Никодима Святогорца он прибавил к нему собственные комментарии. С ним полемизировали преподобные Никодим Святогорец и Афанасий Паросский . В нач. XIX в. положение афонских обителей в целом улучшилось. Сбор пожертвований увеличился, долги выплачивались, росло число скитов. Все мон-ри, в особенности В. Л., Ватопед и Иверский, постепенно вступили в период процветания благодаря значительным доходам, получаемым от своих владений. В сер. XIX в. доход В. Л. от румын. и молдав. подворий составлял 25 тыс. пиастров ежегодно ( Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. 3/2. С. 304). Согласно переписи 1808 г., в В. Л. проживало 211, а в скитах и келлиях - 142 монаха ( Μαμαλκης. Σ. 325). В 1803 г. на средства мон. Матфея был подведен водопровод в гостиницу, располагавшуюся близ параклиса свт. Николая. В 1806 г. в вост. крыле монастырского комплекса игум. Нафанаилом были построены новые келлии, а в 1810 г. проигум. Макарием Критянином и старцем Анфимом Капернисиотом заново отстроены паперть и часть литийного притвора соборного храма ( Порфирий (Успенский), еп. История Афона. Ч. 3/2. С. 314-316; Σμυρνκης. Σ. 383). В наводнение 1820 г. были разрушены мосты в В. Л., а также Агиасма (источник) прп. Афанасия Афонского. Изображение Великой Лавры в росписи экзонартекса кафоликона. 1852 г. Изображение Великой Лавры в росписи экзонартекса кафоликона.

http://pravenc.ru/text/150059.html

Большинство афонских мон-рей возводят начало своей истории к первым векам христианства. Имп. Константин Великий († 337), по преданию, переселил на Пелопоннес прежних обитателей А.- цаконов и основал храм в честь Успения Божией Матери в Карее, а также Ватопедский и Кастамонитский (Констамонитский) мон-ри. Название Каракальской обители дало повод считать ее основателем имп. Каракаллу (III в.). Строительницей мон-рей Эсфигмен и Ксиропотам считалась имп. св. Пульхерия . Мон-рь Кастамонит. Фотография П. И. Севастьянова. XIX в. Мон-рь Кастамонит. Фотография П. И. Севастьянова. XIX в. Цикл преданий связан с Ватопедским мон-рем. Согласно традиции, после того как он был построен при имп. Константине, мон-рь был разорен Юлианом Отступником . Его возобновили с большой роскошью императоры Феодосий I Великий и его сын Аркадий в память о случившемся там чуде, к-рое пересказывает Иоанн Комнин. Во время бури юный Аркадий был унесен с палубы корабля в открытое море, но когда сопровождавшие его причалили к афонскому берегу, они обнаружили в зарослях кустарника (βτος) мирно спящего царственного отрока (παιδον), откуда и произошло название Ватопед. Согласно др. версии, приводимой Стефаном Святогорцем, чудесно спасся не сын, а племянник Феодосия I, «отрок Вато» (Там же. С. 46-48, 52-53, 141-143, 146-147). Порфирий, критически разбирая эти сказания, обращает внимание на то, что о древности Ватопедского собора могут свидетельствовать сохранившиеся 4 колонны из порфирового гранита, а также священный колодец в алтаре. Тот же Иоанн Комнин приводит рассказ о посещении Ватопеда дочерью Феодосия I Галлой Плацидией († 450). Прибыв на А., она собиралась совершить поклонение в храме, но у входа в собор была остановлена гласом свыше: «Стой, не иди далее, да не пострадаешь зло». Императрица в слезах взмолилась о прощении ей греха дерзновения и построила придел во имя вмч. Димитрия (Там же. С. 65-66, 151-152). «Внутренний вид мон-ря Ватопеда на Афонской горе». Худож. Н. Ефимов. Акварель 1835 г. (ГМИИ)

http://pravenc.ru/text/77102.html

Афон получал поддержку и от католич. правителей. В 1456 г. Арагонский кор. Альфонс V подписал документ, в к-ром просил содействовать монахам-святогорцам, путешествующим в его владениях для сбора пожертвований, и назначил клаузулу в 10 тыс. флоринов, нарушившим это распоряжение ( Regel. 1898. N 16). В 1512 г. Монферратский маркиз Вильгельм IX, внук прп. Ангелины (Бранкович), побуждал христиан оказать помощь мон-рю. Хотя на Ферраро-Флорентийском Соборе 1438-1445 гг., где в 1439 г. была принята уния, ватопедский иером. Дорофей и игум. Великой Лавры Моисей подписали буллу папы Евгения IV, большинство афонских мон-рей не признали унию. Монахи Великой Лавры и В. также вскоре отвергли определения Ферраро-Флорентийского Собора и отказались признавать примат Римского папы ( Hofmann. P. 150-151; Порфирий (Успенский), еп. Ч. 3/2. С. 180-182). Сведений о составе владений В. в этот период сохранилось недостаточно. Мон. Максим (в миру Мануил Хрисафис) передал В. мон-рь во имя Живоносного Источника близ Мелника (1485), Неофит, митр. Зихнийский,- мон-рь св. Параскевы (Агиа-Параскева ту Куманици), находившийся в его епархии (1558) и т. д. В 1547 г. в Фессалонике ватопедские монахи приобрели за 5 тыс. аспр строения, где разместили комплекс мастерских, стоимость к-рых в 1558 г. была оценена 1 тыс. золотых флоринов ( Χρυσοχοδης. Σ. 57-58). Церковь в честь Благовещения Пресв. Богородицы на подворье в Ормилии. 1844 г. Церковь в честь Благовещения Пресв. Богородицы на подворье в Ормилии. 1844 г. В. страдал от набегов пиратов (1436, 1571, 1586 и др.) и от частых землетрясений (1456, ок. 1500, 1511, 1552, 1560, 1572, 1582, 1585). Нередко те или иные монастырские подворья конфисковывались за долги османскими властями (напр., незадолго до 1519). Султан Селим II (1566-1574) конфисковал все владения афонских мон-рей с предоставлением права их выкупа монахами ( С. 49-52). Согласно вакуф-наме 1569 г., у В. остались владения в местностях Просфорион, Амулиани, Провлака, Ормилия, Исворос, Сидирокавсия, Агиос-Фокас, Ункапан, в селах Пантолеон и Агиос-Мамас, в Фессалонике, Серрах, Заверникии (окрестности Зихны) и в Мудросе на Лемносе ( Χρυσοχοδης. Σ. 61-62). Однако в вакуф-наме перечислены не все владения В. (напр., не указаны мон-рь Спилиотисса в Мелнике и др.).

http://pravenc.ru/text/149927.html

Мон-рь получал богатые вклады от болгар: на деньги хаджи Вылчо из Банско были построены в 1758 г. вост. 4-этажное крыло комплекса и в 1764 г. 2-я ц. Пресв. Богородицы, на средства жителей Банско - часовня в честь Преображения Господня в башне под колокольней. Еще в 1746 г. З. купил у мон-ря Эсфигмен владение Ваница (Йованица). При ктиторстве хаджи Васила из Ловеча в 1768 г. была построена часть вост. корпуса мон-ря с часовней св. Иоанна Предтечи и расписана часовня в честь Успения Пресв. Богородицы, а на средства проигумена в 1777 г. построена кладбищенская церковь-костница в честь Благовещения Пресв. Богородицы. В кон. XVIII в. было заменено внутреннее деревянное убранство кафоликона. В 1794 г. были сделаны позолоченные кивоты для чудотворных Аравийской («рабом Божием Калчо из с. Калофер») и Фануилской («рабом Божием Стамой хаджи Димо») икон. В 1797 г. З. пострадал от землетрясения, поэтому в кон. XVIII - нач. XIX в. было осуществлено масштабное строительство, о к-ром свидетельствуют послание-призыв зографского эпитропа Евфимия к православным Османской империи о сборе средств на выплату долгов, связанных с возведением собора вмч. Георгия (документ без даты, болгаро-греч. надпись над входом в собор сообщает, что строительство было завершено в 1801); послание 1803 г. зографского эпитропа Лаврентия о сборе средств на роспись и украшение нового собора; послание того же года зографских эпитропов Лаврентия и Антима православным Молдавии с теми же просьбами. Считается, что к кон. 1803 г. мон-рь вернул «строительные» долги. Во время Греческого национально-освободительного восстания 1821-1829 гг. обители нанес ущерб расквартированный в ней военный пост арнаутов (албанцев мусульман). После их ухода за мон-рем числились большие долги, за к-рые он мог быть передан главному кредитору, мон-рю Ватопед, и тем самым утратить самостоятельность и статус болг. мон-ря. Но благодаря ходатайству в Москве зографских посланников архим. Анатолия из с. Лазарополе (близ Дебара) и хаджи Викентия (Виктора) из с. Беляковец (близ Тырнова) в юрисдикцию З. вернули Киприановский мон-рь в Бессарабии, из доходов которого было выплачено 400 тыс. р. в качестве возмещения за понесенные убытки. После выплаты долгов в 1849-1850 гг. был восстановлен общежительный статус мон-ря, утраченный во 2-й пол. XVIII в. Упомянутый архим. Анатолий вместе с болг. просветителем В. Н. Априловым намеревался открыть в З. болгарские уч-ще и типографию. Несмотря на то что для типографии в 1850 г. построили здание близ монастыря и закупили шрифты, она так и не открылась.

http://pravenc.ru/text/199949.html

Максима Грека и отказом отпустить его на родину. В 1507 г. с просьбой о милостыне афонским мон-рям к вел. князю приходили архидиак. Пахомий из Русского вмч. Пантелеимона мон-ря и мон. Иаков, в ответ В. И. направил Пантелеимонову мон-рю 5 сороков соболей, 5 тыс. белок и серебряную чару, а проту и остальным мон-рям - 160 золотых. В янв. 1509 г. монахи Пантелеимонова мон-ря Василий, Симеон и Иаков принесли в Москву ответные грамоты. Прот Паисий извещал о получении «милостыни», называл В. И. «кормителем и ктитором» и желал ему победы «над иноплеменными языки». Игум. Пантелеимонова мон-ря Савва также благодарил за «милостыню», упоминал о пожалованиях Иоанна III, называл мон-рь «вашей ктиторией». В ответ на новую просьбу о вспоможении В. И. выдал 27 июля 1509 г. 2 грамоты и отправил проту Паисию 5 сороков соболей и 5 тыс. белок на все 18 мон-рей Афона и такое же количество Пантелеимонову мон-рю, игумену к-рого Савве также были выданы 2 грамоты; святогорским монахам было также предоставлено право свободного сбора милостыни в России. Почти одновременно с афонскими иноками, в 1509 г., в Москву приходили посланцы от серб. деспота Иоанна и Белградского митр. Феофана - старцы Анастасий и Иоанникий (ранее они приходили к Иоанну III от митр. Григория), с ними прибыли также монахи из Кучайны, из Преображенского мон-ря. В ответ В. И. отправил грамоты и милостыню на Афон и в Сербию. Белградскому митр. Феофану были посланы 3 сорока соболей, 3 тыс. белок, серебряный ктиторский ковш, или чаша, а также новая грамота на проезд серб. иноков в Россию. В кон. 1514-1515 гг. в Москву приходили монахи лавры св. Афанасия, Ватопеда, отпущенные из России с богатыми дарами. Они покинули Москву в марте 1515 г. вместе с рус. послами В. А. Коробовым, ехавшим к тур. султану, В. Копылом-Спячим и И. Варавиным, отправившимися на Св. Гору. В. И. послал на Афон по завещанию своих родителей милостыню в 1000 р. и столько же от себя (для всех мон-рей), а в лавру св. Афанасия и в Ватопед - серебряные чары, камчатые ризы и пелены к иконам св.

http://pravenc.ru/text/150787.html

Монастырская печать с изображением Благовещения Пресв. Богородицы. 1600 г. Монастырская печать с изображением Благовещения Пресв. Богородицы. 1600 г. Считается, что мон-рь изначально являлся киновией (по преданию, сам прп. Афанасий Афонский дал ему общежительное правило). В кон. Х в. был сооружен собор, посвященный Благовещению Пресв. Богородицы, и часовня на кладбище (на ее основе впосл. был построен параклис во имя св. Апостолов). Актовые материалы того времени фиксируют быстрый рост В. и расширение его земельных владений. Документы 998, 1001 и 1010 гг. свидетельствуют, что В. наряду с Великой Лаврой и Иверским мон-рем был способен ассимилировать малые монашеские учреждения, напр. владения мон-ря Филадельфа (Actes de Xéropotamou. N 2; Actes de Vatopédi. T. 1. N 2-3). В нач. XI в. прот передал В. подворье в местности Просфорион, а в 1018 г.- земли к юго-востоку от него, граничащие с владениями афонского мон-ря Зигу (Actes de Vatopédi. T. 1. N 4). Из документа, датируемого ок. 1040 г., следует, что ватопедский игумен занимал 3-е место после игуменов Великой Лавры и Иверского мон-ря (Actes d " Esphigménou. 1973. N 3). В Типиконе Константина IX Мономаха 1045 г. было закреплено высокое место В. в иерархии афонских мон-рей (в этом документе он указан 2-м, сразу после Великой Лавры и перед Ивироном) (Actes du Prôtaton. N 8). Фактически статус 2-го по значению мон-ря был достигнут В. только в XIV в. По свидетельству источников, в сер. XI в. мон-рь уже был «многолюдным»; его быстрый рост, по мнению Н. Икономидиса, был связан с богатством Адрианополя и его аристократии. Предполагают, что число ватопедских монахов приблизительно составляло 100 чел., но насельников в В. было меньше, чем в Великой Лавре (где насчитывалось 700 чел.), т. к. Типикон Константина IX Мономаха 1045 г. позволял В. иметь только одну пару волов, в то время как Лавра обладала 4 парами волов. В XI в. в В. разворачивается активное строительство: были возведены притвор (лити) (сер. XI в.), сев. и юж. приделы кафоликона, освященные во имя вмч. Димитрия и свт. Николая (кон. XI в.).

http://pravenc.ru/text/149927.html

господарем Стефаном III Великим (1457-1504), пожертвовавшим на это немалые средства ( Βαρλαμ (Αϒϒελκος). 1921. Σ. 47). Новое опустошение последовало в 1513 г. Помощь обители снова оказали правители дунайских княжеств. В актах 1513, 1575, 1626, 1627, 1628, 1671 и 1679 гг. идет речь о споре между Г. м. и Эсфигменом относительно владений, принадлежащих их подворьям на п-ове Халкидики ( Ζας, Καδς. 1998. Σ. 20). В 1513 г. игум. Никифора, видимо, сменил Спиридон, к-рый, согласно акту Протата за указанный год, приобрел для Г. м. келлию мч. Трифона в Карее для устроения в ней конака (представительства мон-ря). В том же документе сообщается, что Спиридон восстановил обитель на средства молдав. господарей, сделав ее лучше прежней. В документе 1530 г. он же упоминается в качестве строителя внешней стены, т. е. совр. «среднего крыла», включающего колокольню. С 1574 г. до наст. времени Г. м. занимает 17-е место в иерархии афонских мон-рей. Число насельников Г. м. в кон. XV - 2-й трети XVIII в. существенно колебалось. По подсчетам исследователей, выполненным на основании свидетельств паломников и монастырских посольств, в 1489 г. в мон-ре было 270 чел., в 1530/31 г.- 39, в 1561 г.- 70, в 1569 г.- 42, в 1634/35 г.- 127, в 1661 г.- 50, в 1677 г.- 60, в 1709 г.- 50, в 1765 г.- 40 чел.; в 1582/83 г. мон-рь, возможно, находился в запустении ( 2000. С. 99). В посл. четв. XVII в. Г. м. относился к числу беднейших афонских обителей. В 1678 г. его доля в синдоксии (общеафонских сборах на выплаты османским властям) равнялась 25 грошам, т. е. составляла не более 1/4 суммы, выплачивавшейся каждым из таких мон-рей, как Великая Лавра, Ватопед и Хиландар (Там же. С. 77). Мон-рь прп. Григория. 1744 г. Рис. В. Г. Григоровича-Барского После пожара, в 1762-1783 гг., мон-рь восстанавливал игум. Иоаким Скевофилакс из Акарнании, к-рый получил прозвище Макригенис (Длиннобородый) после происшедшего с ним чудесного знамения. Когда иноки из Г. м. пришли к нему в окрестности Малого скита св. Анны, куда он удалился для особого подвига, и попросили позаботиться о восстановлении обители, он сказал, что, когда у него вырастет борода, тогда произойдет и возрождение Г.

http://pravenc.ru/text/168091.html

Яшмовый потир Мануила Кантакузина. XIV в. Яшмовый потир Мануила Кантакузина. XIV в. Плащаница. 1354 г. Дар визант. имп. Иоанна VI Кантакузина Мон-рю также покровительствовала семья Кантакузинов. Феодора, мать имп. Иоанна VI Кантакузина, передала В. между 1337 и 1341 гг. обширные и богатые владения в г. Серры (подворье св. Димитрия), в окрестностях Зихны, на о-ве Лемнос и др. ( Mavrommatis. 1987. P. 5-7, 74-92). Сам Иоанн VI Кантакузин, намеревавшийся принять монашеский постриг в В., посетил мон-рь незадолго до 1341 г. Он подарил обители ряд замечательных иллюминированных рукописей, плащаницу, а его сын, деспот Мореи Мануил Кантакузин (1330-1380),- яшмовый потир. После победы в гражданской войне 1341-1347 гг. Иоанн VI Кантакузин подчинил В. к-польский мон-рь в честь Богородицы Психосострии с его владениями. Особый статус мон-ря привел к тому, что В. постепенно оттеснил Иверский мон-рь и занял 2-е место в иерархии афонских обителей. Первая попытка относится к 1322 г., но окончательно это положение было утверждено в 1362 г. (Actes de Chilandar. 1911. N 77; Actes de Kastamonitou. N 5). В В. в разное время жили деятели движения исихазма: прп. Герман Марулис († 1336), Григорий Палама (подвизавшийся в 1317-1320 гг. под рук. старца Никодима в келлии вблизи В.), прп. Савва Новый, Христа ради юродивый († ок. 1349), Филофей Коккин, буд. Патриарх К-польский (в 30-х гг. XIV в.). В. был в числе мон-рей, подписавших составленный Григорием Паламой (ок. 1339) т. н. Святогорский Томос - изложение исихастского учения. Ватопедский игум. Григорий Кардамис (2-я пол. XIV в.) известен как писатель, сохранились 5 его посланий. Ватопедский проигум. Феофан (2-я пол. XIV в., впосл. митрополит Перифеориона) написал житие афонского подвижника прп. Максима Кавсокаливита († ок. 1365) (BHG, N 1237). В 1409 г. в В. принял иноческий постриг и 10 лет подвизался прп. Макарий Макрис († 1431), писатель (агиограф и антилат. полемист), впосл. игумен к-польского мон-ря Пантократор, протосинкелл К-польского Патриарха, участник делегаций в Рим.

http://pravenc.ru/text/149927.html

Хрисовул имп. Андроника II. 1301 г. Хрисовул имп. Андроника II. 1301 г. Пирг подворья Просфорион в Урануполи. 1344 г. Трудные времена закончились с приходом к власти Андроника II (1282-1328), к-рый оказывал В. особое покровительство. Не позднее 1287 г. В. получил статус «императорского мон-ря» (Ιερ Βασιλικ Μον - Actes de Kutlumus. 1945. N 3). В хрисовуле 1301 г., данном Андроником II В., подтверждаются земельные владения мон-ря: подворье во имя Пресв. Богородицы в Фессалонике, участки земли в области г. Серры и р. Стримон (Заверникия, Семалто, Водица, Хотоливос, подворье св. Бессребреников), а также на п-ове Халкидики: с. Кримота, местность Рафалион, подворья св. Феодоров в Кассандре, вмч. Георгия в с. Агиос-Мамас, мон-рь Пресв. Богородицы Спилиотиссы в местности Сидирокавсия, участок на о-ве Амулиани, подворья в Провлаке (Еладиава) и Просфорион с виноградниками и оливковыми рощами, местность Кали-Аммос и др. (Actes de Vatopédi. T. 1. N 31). Этот василевс был одним из заказчиков росписи монастырского собора; он подарил мон-рю нек-рые реликвии и иллюминированные рукописи. В нач. XIV в. В. серьезно пострадал от пиратских набегов и от нападения каталанцев ( Regel. 1898. N 2). Мон-рь потерял большую часть своих владений, т. к. гос-во нуждалось в средствах для ведения военных действий. На протяжении XIV в. для защиты от нападений с моря сооружались укрепления в ватопедских подворьях Ормилия (пирг, 1330), Просфорион (пирг, 1344), Агиос-Мамас (пирг, 1329; крепость в 1357/58). В дальнейшем мон-рь продолжал увеличивать свои земельные владения. Сохранились известия о хозяйственной деятельности В.: претензии на земли соседних мон-рей Верриоту и Эсфигмена (1312, 1315-1316), приобретение нового участка в Ормилии (до 1307) и подворья вмч. Георгия в Каламици (1305), аренда полей близ Ксанти, принадлежавших Феодоре Комнине Синахирине (1308), дарение вельможи Феодора Сарантина богатого мон-ря Иоанна Предтечи Петры в Веррии (1324-1325) (Actes de Vatopédi. T. 1. N 38, 45-47, 62; Regel. 1898. N 2; Actes de Saint-Pantéléèmôn. 1982. Appendice II; Actes d " Esphigménou. 1973. N 11-13; Actes de Docheiariou. N 10) и др. В 1336 г. император освободил от налога монастырский корабль ( Regel. 1898. N 7).

http://pravenc.ru/text/149927.html

2000. P. 373-387; Lidov A. Miracle-Working Icons of the Mother of God//Ibid. P. 50-53; он же (Лидов А. М.). Пространственные иконы: Чудотворное действо с Одигитрией К-польской// Он же. Иеротопия: Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М., 2009. С. 37-67; Mother of God: Representation of the Virgin in Byzantine Art/Ed. M. Vassilaki. Mil., 2000. Cat. 54. P. 388-389; Nicol D. M. Venezia e Bisanzio. Mil., 2001. P. 206; Pentcheva B. V. Icons and Power: The Mother of God in Byzantium. Univ. Park, 2006. P. 109-143; Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев…»: Тема почитания икон в средневек. Руси. М., 2007. С. 106-134; Akropolites G. The History/Introd., transl., comment. R. Macrides. Oxf., 2007. P. 380-388; Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси: XI - нач. XVI в. М., 2012. Прил. 2. С. 466-468; Византийские древности: Произведения искусства IV-XV в. в собр. Музеев Моск. Кремля. М., 2013; Плюханова М. Б. «Кипение света»: Рус. Одигитрии в литург. поэзии и в истории. СПб., 2016. Л. А. Щенникова Прочие чтимые иконы «О.». Икона «О.» в монастыре Ксенофонта на Афоне (Празд. 21 янв.). Согласно монастырскому преданию, внесенному в рус. лит. своды о чудотворных иконах Пресв. Богородицы С. И. Снессоревой и Е. Н. Поселянина (Погожева), эта икона с незапамятных времен пребывала в мон-ре Ватопед. Она находилась в кафоликоне при колонне левого (сев.) клироса, откуда в 1730 г. чудесным образом исчезла; нашли ее в монастыре Ксенофонта, от которого до Ватопедской обители 3 часа пути. После возвращения и повторного исчезновения святыни, она была оставлена в мон-ре Ксенофонта. Там икона была поставлена в кафоликоне на том же месте, что и в мон-ре Ватопед, откуда к ней нек-рое время присылали елей и свечи. Посетивший мон-рь Ксенофонта в 1726 и 1746 гг. В. И. Григорович-Барский отмечал его крайнее оскудение и запустение из-за крупного долгового обязательства «жидам в Солуне» ( Григорович-Барский. 2004. С. 292). Он не называет подобной иконы среди святынь мон-ря; возможно, в монастырском предании было зафиксировано участие в восстановлении мон-ря Ксенофонта во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2578199.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010