Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КСИЛУРГУ [греч. Ξυλουργο, т. е. Древоделя], одна из малых обителей на Афоне между мон-рями Ватопед и Пантократор , освящена во имя Пресв. Богородицы. К. впервые упоминается в источниках в 1030 г., когда ее игум. Феодул приобрел обитель Халкеос (Actes de Saint-Pantéléèmôn/Éd. P. Lemerle, G. Dagron, S. irkovi. P., 1982. N 1). Национальная принадлежность насельников К. в документе не уточняется. Монастырем Росов или Русов (τν Ρωσν, τν Ρουσν) К. стала именоваться в XII в. (акты 1142 и 1169 гг.- Actes du Pantocrator/Éd. V. Kravari. P., 1991. N 3; Actes de Saint-Pantéléèmôn. N 8). Поэтому нельзя с точностью утверждать, что подписавший акт 1016 г. Герасим, игум. мон-ря Роса (το Ρς), возглавлял именно обитель К. (Actes de Lavra/Éd. P. Lemerle e. a. P., 1970. Pt. 1. N 19). Игумен К. Феодул упоминается также в связи с получением в дар от Григория, игум. мон-ря Дометия, места для пристани (Actes de Saint-Pantéléèmôn. N 4). Преемником Феодула стал его племянник Иоанникий. Насельники мон-ря Дометия разорили пристань К., и игум. Иоанникий с братией жаловался на них имп. Константину IX Мономаху (Ibidem). В 1071 г. К. вел тяжбу со Скорпиевым мон-рем из-за пограничного участка земли, решение по к-рой вынесли прот и совет игуменов (Ibid. N 6). Вопрос о времени появления рус. иноков в К. остается спорным. Рус. присутствие зафиксировано в описи движимого имущества обители 1142 г. (Ibid. N 7). В ней в т. ч. упоминаются 49 рус. богослужебных книг, рус. облачения и церковная утварь. Из акта 1169 г. следует, что в К. к тому времени сменилось по меньшей мере одно поколение рус. насельников: «В ней мы постриглись, и много потрудились, и издержались над ее охранением и устроением, и в ней скончались родители и сродники наши, которые содержали нас и давали нам средства жить» (Ibid. N 8). По этому акту в 1169 г. рус. монашеской общине К. был передан пришедший в упадок мон-рь Фессалоникийца (или Солунянина), освященный во имя вмч. Пантелеимона (Ibidem). С этого момента К. стала подчиненным ему монастырем (παραμοναστριον), а затем - скитом Русского великомученика Пантелеимона монастыря , за которым закрепилось название Богородица или Мариинский (см. подробнее в ст. Русский великомученика Пантелеимона монастырь ). К. А. Максимович Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ АФОНСКИЙ (ок. 925 или 930 - ок. 1000), основатель Великой лавры на Афоне, прп. (пам. 5 июля и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/text/2462153.html

В XVIII в. мн. строительные и реставрационные работы были произведены по инициативе 2 одноименных ватопедских скевофилаксов: Филофея с о-ва Парос (перестройка башни св. Онуфрия, гостиницы (1708) и др.) и Филофея из Мудании в М. Азии (сооружение грандиозной трапезной (1785), фонтана с питьевой водой, параклиса ап. Андрея (1788)). На средства Патриархов Киприана К-польского (1708-1710) и Герасима II Александрийского (1689-1710), ушедших на покой и поселившихся в В., был отремонтирован монастырский комплекс и построены новые здания. В «Проскинитарии» Иоанна Комнина (1701) говорится, что «Ватопед в своих башнях держит великия и дивныя пушки» ( Порфирий (Успенский), еп. Ч. 3/2. С. 301-302). В 1766 г. К-польским Патриархом Серафимом II , жившим на покое на Афоне, на месте келлии св. Антония была основана келлия Серай с ц. ап. Андрея (впосл. Андреевский скит). В 1788-1798 гг. в северо-зап. углу мон-ря построен и расписан параклис во имя ап. Андрея (на средства Герасима, митр. Драмы, прежде ватопедского инока), а в 1794 г.- параклис в честь Пояса Пресв. Богородицы (Феофилом Созополитом). В сер. XVIII в. ватопедский скит св. Димитрия стал одним из центров движения колливадов (см. ст. Димитрия великомученика скит ). В 1756 г. в нем поселился Дионисий из Сьятисты, немного позднее там нашел прибежище мон. Иерофей и его ученики. Составленный в В. в 1759 г. устав этого скита косвенно свидетельствует, что В. благосклонно относился к проживанию там гонимых колливадов ( Χρυσοχοδης. Σ. 66). XIX - нач. ХХ в. С нач. XIX в. число братии снова увеличилось: по переписи 1808 г., в В. проживало 234 монаха ( Αλξανδρος Λαυριτης. 1963. Σ. 260; idem. 1966. Τ. 1. Σ. 25), а незадолго до восстания 1821 г., согласно болг. хронике, составленной монахами Никифором и Иерофеем,- 400 монахов в В. и 60 - в скиту св. Димитрия ( Krastanov. P. 96-97). В нач. XIX в. В. переживал период процветания благодаря значительным доходам, получаемым от своих владений. В 1808 г. приобретен небольшой мон-рь св. Георгия в Вулгаро на о-ве Тасос, а в 1815 г.- храм св. Андрея в Арте ( Παπγγελος. Σ. 88).

http://pravenc.ru/text/149927.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Дискос со звездицей. 2-я пол. XIV в. (мон-рь Ватопед, Афон) [греч. δσκος - диск, блюдо], в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии. Представляет собой выполненное из металла, стекла, дерева или камня блюдо, на к-рое полагается евхаристический Хлеб. Употребление Д. скорее всего восходит к раннехрист. временам. Блюда с Хлебом присутствуют, напр., на символических изображениях Евхаристии среди фресок рим. катакомб III-IV вв. Древнейшие Д. найдены в кладах IV-VI вв. (см.: Mango. 1986). Д. упоминается в сир. «Завещании Господа нашего Иисуса Христа» (V в.) (Test. Dom. 2. 0). В визант. текстах Д. помимо слова δσκος (см., напр.: Evagr. Schol. Hist. eccl. 6. 21; Ioan. Mosch. Prat. spirit. 25) может обозначаться как δισκριον (см., напр.: Chron. Pasch. Anno 624//PG. 92. Col. 1001), а вместе с евхаристическим потиром - как δισκοποτριον (этот термин встречается, напр., в нек-рых редакциях древнейшего текста житийной традиции свт. Николая Мирликийского - Деяния о стратилатах (гл. 16), а также в Житии прп. Феодора Сикеота (гл. 42), в Житии прп. Нила Младшего и др.) (см.: Du Cange. Glossarium graecitatis. T. 1. Col. 315-316). На Д. в визант. традиции ставится т. н. звездица , поддерживающая возлагаемый на Д. во время Божественной литургии покровец (δισκοκλυμμα). Дискос. 1644 г. Мастер Петр Иоанн (Бачковский мон-рь, Болгария) Дискос. 1644 г. Мастер Петр Иоанн (Бачковский мон-рь, Болгария) В правосл. богослужении Д. используется только за Божественной литургией; единственный пример иного использования Д.- чин освящения храма, когда на Д. полагаются частицы св. мощей, к-рые будут помещаться в освящаемый престол. Использование Д. в любых нелитургических целях запрещено 10-м прав. К-польского Двукратного Собора 861 г. Согласно древней церковной традиции, Д. считается священным, т. к. участвует в совершении Божественной литургии и непосредственно касается Тела Христова (поэтому в совр. практике брать в руки Д. могут только священнослужители).

http://pravenc.ru/text/178542.html

и мц. Ксению (пам. 18 янв.) - святая в монашеском облачении изображена под 24 янв.; она держит в руке крест, как на миниатюрах из Минология XIII в. (Paris. gr. 1561. Fol. 98), из Минология на год с циклами двунадесятых праздников и Житием вмч. Димитрия Солунского 1322-1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 26), а также в монументальных циклах - в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318), Македония, в ц. Успения мон-ря Трескавец близ Прилепа (ок. 1340), Македония, в нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1348). В схиме, мантии, с крестом в правой руке и со свитком в левой К. представлена в рост в греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 97), др. оплечное изображение К. в той же рукописи помещено в медальоне (Л. 59). В поствизант. живописи К. традиционно изображалась в схиме, как, напр., на фресках 1721 г. собора мон-ря Ватопед на Афоне. В монашеском облачении и с платом на голове, повязанным на манер вост. тюрбана, с крестом в левой руке она изображена в ряду св. жен на фресках румын. мон-ря Хумор, расписанного в 1535 г. мастером Фомой из Сучавы. На Руси имя святой было популярно в княжеских семьях. В честь К. была названа блгв. кнг. Ксения Тверская († 1312), жена 1-го тверского кн. Ярослава Ярославича, мать св. блгв. кн. Михаила Тверского. В рус. искусстве XVI в. активно развивалась иконография К. В 1551 г. в Троице-Сергиев мон-рь кнг. Киликией Ушатой была вложена икона «Прп. Ксения, с житием» - единственный известный пример житийной иконографии этой святой (СПГИАХМЗ). В среднике преподобная изображена в рост в монашеских одеждах, на голове куколь, в правой, отведенной в сторону руке держит крест, в левой - свиток с текстом: «Любя и Бога, и ангельское на земли житие живет постяся…» Житие проиллюстрировано 16 клеймами с сюжетами: рождение; приход сватов к отцу К.; К. сговаривается с 2 служанками о побеге из дома; К. раздает имущество нищим; бегство из родительского дома; путешествие по морю; прибытие на о-в Кос; встреча со старцем; прибытие К.

http://pravenc.ru/text/2462115.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Курской и Рыльской епархии), в с. Большегнеушеве Рыльского р-на Курской обл. Основан решением Свящ. Синода РПЦ от 28 дек. 1998 г. при приходском храме в честь Казанской иконы Божией Матери. Общий вид Казанского мон-ря в Большегнеушеве. Фотография. 2011 г. Общий вид Казанского мон-ря в Большегнеушеве. Фотография. 2011 г. В 1834 г. в с. Гнеушеве (после 1917 Большегнеушево) была возведена деревянная ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. В 30-х гг. XX в. храм был разрушен, на его месте построена деревянная сельская школа. В нач. 90-х гг. XX в. началось возрождение прихода с. Большегнеушева. В 1998 г. здание школы было переоборудовано под храм и обложено кирпичом. Ок. 2000 г. по благословению настоятеля рыльского во имя свт. Николая Чудотворца мужского монастыря архим. Ипполита (Халина; † 2002) в одном из домов Большегнеушева поселились 3 мирянки, ставшие первыми насельницами обители. К нач. 2012 г. на территории К. м. находились храм в честь Казанской иконы Божией Матери с правым приделом во имя свт. Николая Чудотворца, левым - во имя прп. Иоанна Рильского, 2-этажный келейный корпус (2005-2010), трапезная, пекарня, склад, баня и жилой дом. Мон-рь окружает кирпичная ограда (2010). Среди святынь обители - икона Божией Матери «Отрада и Утешение», написанная на Афоне и переданная обители в 2010 г. в дар от монастыря Ватопед . В окрестностях К. м. имеется 2 источника: в честь иконы Рождества Пресв. Богородицы (освящен 21 сент. 1997) и в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен 21 июля 2009) с купелью. К маю 2012 г. в монастыре проживали настоятельница мон. Ипполита (Ильина) и ок. 20 насельниц. Арх.: ЦНЦ. Лит.: Определения Свящ. Синода от 28.12. 1998 г.//ЖМП. 1999. 1. С. 14; То же, от 7.05.2003 г.//Там же. 2003. 5. С. 13; Рус. мон-ри. Новомосковск; М., 2006. С. 241-243; Из истории храмов Курской епархии: Обоянский и Суджанский р-ны. Курск, 2008. С. 144; Савочкин В. Н. Самый добрый батюшка на земле: Кн. об архим. Ипполите. М., 2010. Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1319836.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАТОПЕДСКИЕ МУЧЕНИКИ Сщмч. Евфимий Ватопедский. Роспись нартекса кафоликона. 1819 г. Сщмч. Евфимий Ватопедский. Роспись нартекса кафоликона. 1819 г. († 1276) (пам. греч. 4 янв.), пострадали от сторонников Лионской унии (1274). Во время посещения Афона имп. Михаил VIII Палеолог и К-польский Патриарх Иоанн XI Векк столкнулись с оппозицией ряда мон-рей, не признавших их прозап. политику (Протат, Ватопед, Иверский и Зографский). Игум. Ватопедского мон-ря Евфимий и его ученики мужественно противостояли униатам, за что были преданы мученической смерти: Евфимий был скован цепями и утоплен в море близ Каламици, а 12 ватопедских иноков были повешены в местности Фурковуни. В слав. письменной традиции известие о В. м. (упомянутых в общей форме - «игумен со некоею братиею») содержится в Повести о Ксиропотамском мон-ре, созданной в конце правления имп. Андроника II (не ранее 1320 г.- см.: Турилов. С. 137-139). она включает пространный рассказ о бесчинствах «латиномудрствующих» на Афоне (в т. ч. в Ватопеде) в 1276 г. Эта повесть, согласно заголовку принесенная в 1545 г. с Афона в Супрасльский мон-рь, получила широкое распространение первоначально в западнорус., а затем в старообрядческой рукописной традиции. Ист.: BHG, N 2333, 2333b; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 27-28; Γεδεν Μ. Ι. Ο ρδβλθυοτεΑθως. Κωνσταντινοπολις, 1885. Σ. 139-146; Ματθαος. ΜΣ. Τ. 1. Σ. 94-95; Афонский патерик. М., 1897, 2002р. Ч. 1. С. 25; Ч. 2. С. 242; Вишенский И. Сочинения/Подгот. текста, статья и коммент. И. П. Еремина. М.; Л., 1955. С. 332-335 (прил. 2). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 5; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 762; Τ. 5. Σ. 1040; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 145; Турилов А. А. Малоизвестный источник по истории идеи «Третьего Рима» у юж. славян (Повесть о Ксиропотамском мон-ре)//Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. М., 1995. С. 137-139; Μαρτζλος Γ. Ο λδβλθυοτεΑγιοι τς Μονς//Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου. λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος, 1996. Τ. 1. Σ. 100-101. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149933.html

Согласно правосл. традиции, глава И. З. была подарена визант. имп. Иоанном VI Кантакузином (1341-1354) афонскому мон-рю Ватопед . Эта святыня пользовалась большим почитанием на правосл. Востоке. В 1560 г. ватопедские монахи привезли в Молдавию для поклонения реликвии, в т. ч. челюсть И. З., которую господарь Александр Лэпушняну поместил в основанный им мон-рь Слатина ( N sturel P. S. Dix contributions roumano-athonites (XIVe-XVIe siècles). 8: D " un achat de reliques à Vatopédi par le Prince Alexandre Lpuneanu de Moldavie//Buletinul Biblitecii Române. N. S. Freiburg i. Br., 1985. Vol. 12. P. 37-38). В 1649 г. от посланной ватопедцами в Молдавию главы И. З. получила исцеление жена господаря Василия Лупу Екатерина (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1652 г. Д. 37. Л. 33-34). Прибывший в 1652 г. в Москву ватопедский архим. Дамаскин сообщил о случившемся в монастыре пожаре и о необходимости изыскать значительную сумму денег (2 тыс. р.) на обновление росписей собора. Он сообщил о готовности монастырских властей прислать на время в Москву для поклонения древние ватопедские святыни - крест равноап. имп. Константина I Великого и главу И. З. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1652 г. Д. 37. Л. 17, 33-35). От имени царя Алексея Михайловича в Ватопед была отправлена грамота, в к-рой игум. Феодосию и братии предлагалось «нашие царского величества милости и жалованья к себе поискати, тот честный животворящий Крест Господень... и главу святаго Иоанна Златоустаго для поклонения прислати к нам, великому государю, к нашему царскому величеству, с тем же с архимандритом Дамаскиным или с ыным верным человеком, кому в том верите» (Там же. Л. 36-38). Дамаскин вернулся в Россию с ватопедскими реликвиями, оказавшись вместе с келарем Даниилом и сопровождавшими его греками-купцами в Брянске 17 мая 1655 г., как об этом свидетельствует отписка воеводы кн. Трубецкого (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1655 г. Д. 15. Л. 5-18; о приезде Дамаскина: Ченцова В. Г. Царские сабли, саадак и пастырский посох: К истории вещей из Музеев Моск. Кремля, привезенных с Христианского Востока в сер. XVII в.//Каптеревские чт.: Сб. ст. М., 2009. Вып. 7. С. 234-236). После торжественной встречи святыни ватопедский архимандрит и др. путешественники были отправлены с большой охраной до Рославля, а оттуда - в Смоленск, по царскому указу, в сопровождении архиеп. Тверского Лаврентия. В Смоленск же был отправлен указ, чтобы Лаврентия Тверского, а с ним вместе и всех греков после молебна в соборной церкви препроводить к царю «в поход». 7 июня 1655 г. Дамаскин был торжественно принят в царском шатре близ Шклова, а святыни, переданные царю, были позже отправлены в Москву к патриарху Никону. О почитании привезенной главы И. З. в рус. столице свидетельствует Павел Алеппский: главу И. З. в серебряном позолоченном ковчеге торжественно нес один из архимандритов во время встречи царя, возвращавшегося после взятия Смоленска в Москву ( Павел Алеппский. Путешествие. С. 475).

http://pravenc.ru/text/541598.html

(триморф, греч. τρμορφος, τριμρφιον, τριπρσωπος παρστασις). Арбавильский триптих. X в. (Лувр, Париж) Арбавильский триптих. X в. (Лувр, Париж) В послеиконоборческий период становится типичной сокращенная иконографическая схема, включающая всего 3 фигуры - Христа, Богоматери и св. Иоанна Предтечи. В центре изображается Христос, стоящий (икона «Деисус со святыми на полях», XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) или восседающий на престоле, с закрытым Евангелием, к-рое Он придерживает левой рукой, правой - благословляет (эпистилии темплонов с 12 праздниками, XII в., там же). Слева (по правую руку Христа) - Богоматерь с молитвенно сложенными руками, справа - с тем же молитвенным жестом св. Иоанн Предтеча. Такие изображения известны в монументальной живописи (мозаика кафоликона мон-ря Ватопед, кон. X - нач. XI в.), в прикладном искусстве (Арбавильский триптих, слоновая кость, X в., Лувр, Париж,; ставротека из Сайднайского мон-ря , перегородчатая эмаль, XI в., ГЭ). Деисус. Икона. Нач. XIII в. (ГТГ) Деисус. Икона. Нач. XIII в. (ГТГ) Наряду с изображениями в рост встречаются поясные Д.-триморфы (в юго-зап. вестибюле собора Св. Софии в К-поле, 60-е гг. XIII в.). Идейное содержание деисусной композиции, ее соответствие евхаристическим молитвам обусловило включение Д.-триморфа в роспись центрального алтаря: в люнетах над окнами центральной апсиды кафоликона мон-ря Осиос Лукас (20-е гг. XI в.) помещен поясной Д.; в росписи алтаря собора Св. Софии в Киеве (1037) над центральной апсидой находятся медальоны с поясными образами Христа, Богоматери и св. Иоанна Предтечи. Д.-триморф включался в состав визант. эпистилиев темплонов в качестве средника праздничного ряда. В Грузии и Каппадокии Д.-триморф часто является главной композицией алтаря и помещается в конхе центральной апсиды (Дирекли-килисе, Каппадокия, X в.,- рядом с Христом в апсиде изображены поклоняющиеся ангелы); так же украшена центральная апсида Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря (40-е гг. XII в.). В Византии Д.-триморф как главная композиция в конхе апсиды встречается в росписи погребальных капелл: в крипте монастыря Осиос Лукас; в мавзолее серб. иерархов в ц. св. Апостолов (Спаса) в Пече (1260); в парекклисионе ц. Богородицы Паммакаристос в К-поле (1311-1320). Иконы Д.-триморфа создавались на Балканах в поздне- и поствизант. периоды. Спаситель, как правило, изображается с раскрытым Евангелием, фигуры Богоматери и св. Иоанна Предтечи помещаются на 2-м плане, за престолом (икона «Деисус со святыми на полях», кон. XIV - нач. XV в., ГТГ; икона из Бачковского мон-ря, 1495, Нац. художественная галерея, София), иногда в сильно уменьшенном размере (икона изографа Николы, 1703, Нац. художественная галерея, София). На Руси иконы Д.-триморфа встречаются реже (напр., икона Д. (оглавный), нач. XIII в., ГТГ; псковская икона «Деисус с Параскевой и Анастасией», XV в., НГОМЗ).

http://pravenc.ru/text/171595.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иеросхим. Виссарион (Толмачев). Фотография. Сер. XIX в. (Толмачёв Василий Максимович; 1808, г. Венёв Тульской губ.- 26.04.1862, Афон), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне (см. Андрея апостола скит ). Род. в купеческой семье. Рано потерял отца и вынужден был работать приказчиком в Москве, где познакомился с Василием Вавиловым, своим будущим сподвижником иеросхим. Варсонофием Афонским. Имел 2 младших братьев Ивана и Александра, Иван впосл. стал ктитором основанной В. обители. Первым духовником В. был архим. Кирилл из афонского Иверского мон-ря, проживавший на Никольском подворье в Москве. От него В. впервые услышал об афонских подвижниках. В 17 лет вместе с Василием Вавиловым В. тайно покинул родительский дом и ушел в Белобережскую брянскую муж. пустынь , в то время возглавляемую игум. Моисеем. Через 4 года оба были пострижены в рясофор. Старец Серапион, в послушании у к-рого находились духовные братья, убедил игум. Моисея благословить отправить их на Афон. 3 июня 1829 г. В. и Варсонофий прибыли в Иверский мон-рь, где встретили своего духовника архим. Кирилла, с помощью к-рого поселились в Никольской келье на территории этой обители. Позже они перешли в Преображенскую келью того же мон-ря, где и прожили до 1836 г. Главным средством для пропитания и расширения кельи была красильня, к-рую устроили иноки, хорошо освоившие это ремесло в миру. Белобережские старцы неск. лет подвизались под рук. старца-болгарина Харалампия, прожившего на Афоне 72 года († 1841) и имевшего власть над бесами. Он никого не брал в ученики, сделав исключение для рус. иноков. В 1834 г. иеросхим. Арсений Афонский постриг В. и Варсонофия в схиму по афонской традиции. Вскоре по указанию Арсения иноки перешли в более обширную келью Св. Троицы при мон-ре Ставроникита . По настоянию старцев Арсения и Харалампия в апр. 1836 г. В. был рукоположен во иерея еп. Христодулом. В это время братия Ильинского скита изгнала нового игумена, известного подвижника иером. Павла, ставшего впосл. первым духовником рус. братства в Пантелеимоновом мон-ре. Игуменом скита и духовником рус. иноков стал иеросхим. Арсений, с к-рым перешли в скит В. и Варсонофий. Продолжавшиеся нестроения укрепили В. и Варсонофия в намерении создать новую рус. общежительную обитель. Этой обителью стал скит ап. Андрея, основанный в 1841 г. на месте заброшенной кельи Серай, принадлежащей мон-рю Ватопед . На эту келью В. и Варсонофию указал афонский блж. Яни со словами: «Вот Серай, скит руссов и москов». Однако окончательное формирование скита затянулось на неск. лет. Огромную поддержку новой рус. обители оказал камергер имп. двора А. Н. Муравьёв . Поставление В. во игумена состоялось 22 окт. 1849 г. Весной 1850 г. В. привез из К-поля подтверждение того, что Серай официально считается скитом. Посильную помощь оказывал скиту брат В., московский купец И. М. Толмачёв.

http://pravenc.ru/text/158790.html

н. крест Константина Великого (XV в., с позднейшими переделками, серебряный, украшен смальтой) и др. Реликварий с частицей Честного Животворящего Креста Господня. Ок. 1380 г. Реликварий с частицей Честного Животворящего Креста Господня. Ок. 1380 г. Фрагменты фресок происхождение к-рых неизвестно, составляют отдельное хранение в ризнице: 1-2. Целование апостолов Петра и Павла; голова ап. Марка (?) (кон. XII в., возможно, принадлежали древней росписи кафоликона или средневек. росписи трапезной); 3. Богоматерь Гликофилуса на престоле, с архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам (ок. 1300). В ризнице, кафоликоне и параклисах В. находится значительное количество др. изделий прикладного искусства средневек. и позднейшего времени: церковная утварь, мощевики, иконы в драгоценных окладах (древнейший оклад иконы Божией Матери Виматариссы датируется кон. XII в.), шитье, изделия из металла и дерева (напр., 2 аналоя, вклад деспота Андроника Палеолога; хрустальный мощевик с золоченым серебром раннего XV в., т . н. реликварий кн. Лазаря; крест-мощевик серб. дворян, братьев Стефана и Лазаря Мусичей (ок. 1380)) и мн. др. Лит.: Θεοχρη Μ. Χρυσοκντητα μφια//Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου. Παρδοση, στορα, τχνη. λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος, 1996. T. 2. Σ. 420-456; Λοβρδου-Τσιγαρδα Κ. Βυζαντιν μικροτεχνα//Ibid. T. 2. Σ. 458-499; Μπαλλιν Α. Μεταβυζαντιν κα λλη μικροτεχνα//Ibid. T. 2. Σ. 500-533; Νικοννος Ν. Τ ξυλγλυπτα//Ibid. T. 2. Σ. 536-546. Б. Тодич Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос) ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно-просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон-рей Афона ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь, расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон ЕГОРОВ Егор Егорович (1862 - 1917), купец 2-й гильдии, деятель московской Преображенской общины старообрядцев-федосеевцев, собиратель древнерус. икон, рукописных и старопечатных книг, предметов богослужебной утвари ЗОГРАФ болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца, находится в юго-зап. части п-ова Афон ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МОНАСТЫРЬ НА ПАТМОСЕ имп., патриарший, ставропигиальный, муж., общежительный, находится в юрисдикции К-польского Патриархата АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/149927.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010