Кон. XV — нач. XVI в. (НГОМЗ) Прав. Иосиф Аримафейский испрашивает тело Иисуса Христа у Пилата. Икона-таблетка. Кон. XV — нач. XVI в. (НГОМЗ) Облик И. А. не имеет устойчивых иконографических черт, в визант. искусстве И. А. обычно изображался седовласым старцем. Как отмечал Н. В. Покровский, на миниатюрах из нек-рых визант. Евангелий И. А. схож с ап. Петром ( Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М., 2001р. С. 477. Примеч. 2). В визант. и древнерус. искусстве И. А.- действующее лицо в композициях Страстного цикла: «Снятие с креста», «Испрошение тела Иисуса Христа у Пилата», «Оплакивание», «Перенесение тела Иисуса Христа» и «Положение во гроб». В сцене «Снятие с креста» И. А. обычно бывает представлен стоящим на прислоненной к кресту лестнице, поддерживающим тело Спасителя. Так, на створке диптиха «Распятие. Снятие с креста» (сер. X в., Музей А. Кестнера в Ганновере) длиннобородый И. А. изображен справа от креста, держащим вместе с Богоматерью тело Иисуса Христа. На эпистилии (2-я пол. XII в., мон-рь Ватопед на Афоне) в сцене «Снятие с креста» И. А. показан старцем с густыми волосами и с небольшой бородой в синем хитоне и светло-коричневом гиматии, справа от креста. На резной пластине из слоновой кости «Снятие с креста» (2-я пол. X в., Дамбартон-Окс) он - старец с залысиной, снимает, бережно поддерживая, тело Христа. На стеатитовой иконе «Распятие. Положение во гроб» (XII в., ГЭ) у И. А. маленькая бородка, в XIII в. над этой фигурой на латыни было надписано его имя. На фреске в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези 1164 г. И. А. облачен в синий хитон и желтый гиматий, показан стоящим на лестнице, обхватив тело Спасителя. На иконе «Снятие с креста» (1360-1370, мон-рь Ватопед на Афоне) И. А. изображен в синем хитоне с золотым клавом и в коричневом гиматии, короткая борода разделена на волнистые пряди; он стоит на лестнице, поддерживая тело Иисуса Христа. В сцене «Перенесение тела Иисуса Христа в гробницу» И. А., как правило, изображается старцем, поддерживающим ноги Спасителя (фреска в ц.

http://pravenc.ru/text/673659.html

С., к-рого заключили в подземелье терм. Находясь в заточении, Д. С. крестным знамением умертвил скорпиона. Затем ему явился ангел, возложил венец на голову и призвал готовиться к мученическому подвигу. Вмч. Димитрий благославляет мч. Нестора. Реликварий-энколпион вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Вмч. Димитрий благославляет мч. Нестора. Реликварий-энколпион вмч. Димитрия. 2-я пол. XII в. (мон-рь Ватопед на Афоне) Сцены из Жития вмч. Димитрия: борьба мч. Нестора с Лием, казнь мч. Нестора, казнь и погребение вмч. Димитрия. Миниатюра из Минология Димитрия Палеолога. Между 1322 и 1340 гг. (Bodl. gr. th. F. 1 Fol. 55) Сцены из Жития вмч. Димитрия: борьба мч. Нестора с Лием, казнь мч. Нестора, казнь и погребение вмч. Димитрия. Миниатюра из Минология Димитрия Палеолога. Между 1322 и 1340 гг. (Bodl. gr. th. F. 1 Fol. 55) Нестор, друг и последователь Д. С., вызвался сразиться с любимцем императора, единоборцем Лием, о к-ром автор говорит, что он происходил из племени вандалов и победил многих в Риме, Сирмии (совр. Сремска-Митровица, Сербия) и Фессалонике. Юноша пришел к Д. С. в темницу просить молитвенной помощи во время битвы с гладиатором. Тот предсказал ученику победу и мученическую смерть. Сотворив крестное знамение и призвав имя Христово, Нестор вступил в поединок с Лием и убил противника. Когда Максимиан спросил Нестора, какое колдовство тот использовал, чтобы победить Лия, тот ответил, что гладиатор убит ангелом, посланным «Богом Димитрия». После этого Нестор был отведен в зап. часть города и обезглавлен у Золотых ворот. Узнав, что Д. С. помог победить Нестору, имп. Максимиан приказал предать его такой же смерти, какой погиб Лий: святой был убит ударами копья в темнице. Слуга Д. С. по имени Лупп собрал капли крови великомученика в орарь и омочил в ней его перстень. От этих предметов начали происходить исцеления, и, когда молва о них разнеслась по городу, император повелел казнить Луппа. Тело Д. С. было погребено христианами из страха перед императором на том месте, где он был убит.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Вмч. Димитрий. Икона. Ок. 1300 г. (мон-рь Ватопед на Афоне) Вмч. Димитрий. Икона. Ок. 1300 г. (мон-рь Ватопед на Афоне) Великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский. Створки царских врат. 2-я пол. XV в. (музей при ц. Богородицы Евангелистрии, о-в Тинос, Греция) Великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский. Створки царских врат. 2-я пол. XV в. (музей при ц. Богородицы Евангелистрии, о-в Тинос, Греция) По афонской редакции Студийского устава, сохранившейся в груз. переводе в Георгия Мтацминдели Типиконе X-XI вв. ( Кекелидзе. Литургические груз. рукописи. С. 237-238), 26 окт. также совершается память Д. С. и землетрясения, но последование - только Д. С. На утрене кафизмы заменяются особыми антифонами, утренние прокимен (из Пс 67) и Евангелие (то же, что и в Мессинском Типиконе) - Д. С. Утреня оканчивается по праздничному чину, с пением славословия в кафедральной редакции. На литургии служба та же, что и по Типикону Великой ц., кроме прокимна (здесь - из Пс 115). Согласно одной из ранних редакций Иерусалимского устава , зафиксированной в рукописи XII-XIII вв. Sinait. gr. 1094 ( Lossky. Typicon. P. 179-180), в день памяти Д. С. 26 окт. совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» и тропаря святого. Соединяются последования святого и Октоиха. В службу включено неск. песнопений в память землетрясения, но они не составляют полноценного последования. Праздничных элементов (входа на вечерне, полиелея, утреннего Евангелия) в службе нет, утреня заканчивается по будничному чину с пением стихир на стиховне из Октоиха. На литургии прокимен и Апостол те же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, аллилуиарий со стихом из Пс 33, Евангелие приведено только землетрясения (эта же традиция отражена в ряде рукописей богослужебного Евангелия, где на 26 окт. назначается только чтение землетрясения: греч. Евангелие XI в. ГИМ. Син. греч. 225; Архангельское Евангелие 1092 г. и др.), причастен - Д. С. (Пс 111. 6b). Тот же устав службы изложен, напр., в старопечатном славянском Часослове 1491 г., изданном в Кракове.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

В. продолжал пользоваться особым вниманием визант. аристократии. Вел. стратопедиарх Георгий Астрас пожаловал мон-рю поля в местности Мудрос на Лемносе (1359), вел. стратопедиарх Димитрий Цамблак - поместье на р. Галликос (1362), бывш. протостратор Манассия Тарханиот - небольшой мон-рь в Фессалонике, вел. доместик Алексий Ласкарис Метохит - земельный участок около Агиос-Мамас (1369), иером. Нифонт - ц. св. Иоанна Богослова с землей и виноградником на Лемносе (1373), иером. Игнатий Хортацис - недвижимое имущество в окрестностях храма вмч. Димитрия в Фессалонике (1375) ( Pavlikianov. P. 131-151). В сер. XIV в. прилегающие к Афону области Македонии перешли под власть сербов. Стефан IV Душан хрисовулами 1346 и 1348 гг. освободил от налогов все владения В., подтвердил прежние имения мон-ря и подарил этой обители с. Агиос-Мамас близ Каламарии и земли, принадлежавшие прежде семье Музаки ( Regel. 1898. Р. 22-24; С. 67-70). Др. серб. правители (кесарь Воихна, деспот Иоанн Углеша, деспот Константин Драгаш) также пожаловали мон-рю новые владения. Напр., Иоанн Углеша передал В. подворье во имя св. Феодоров (совр. Порто-Лагос) и рыбные ловли в оз. Пору (Вистонида) (1369, 1371) ( Laskaris. 1935. N 3-4; С. 128). Ок. 1370 г. им воздвигнут параклис во имя св. Бессребреников в В. (на месте часовни, построенной св. Саввой Сербским) и монастырская больница ( С. 175). Апостолы Петр и Павел. Икона. 1417 г. Вклад деспота Фессалоники Андроника Палеолога Апостолы Петр и Павел. Икона. 1417 г. Вклад деспота Фессалоники Андроника Палеолога В 1394 г. племянник Стефана Душана, царь Фессалии Иоанн Урош (в мон. Иоасаф), сделал в В. пятикратный взнос для поступающих в к.-л. из афонских мон-рей (δελφτον). В 1417 г. серб. деспот Стефан Лазаревич назначил мон-рю ежегодное жалованье в 60 литр серебра из рудников Ново-Брдо и предоставил ватопедским монахам для проживания с. Копривница ( Laskaris. 1935. N 5-6). О наличии во 2-й пол. XIV в. монахов слав. происхождения среди ватопедской братии свидетельствуют слав. подписи на ряде документов: Феодосий Ватопедский (1366); «последний в иноках» Феофан Ватопедский (1370) ( Παυλικινωφ. Σ. 8-9). В отличие от Великой Лавры, где активно протекала переводческая деятельность, о славянах-книгописцах в В. сохранились единичные сведения (Лествица. ГИМ. Усп. 18 бум., 1423-1424). Во время паломничества по св. местам (1419-1423) на Афоне побывал Зосима, диак. Троице-Сергиевой лавры.

http://pravenc.ru/text/149927.html

е. Алтарница или Ктиторская) названа так по месту ее нахождения на синфроне (горнее седалище) в виме (алтаре) соборного храма. По преданию, во время нападения на мон-рь арабов в Х в. один из монахов по имени Савва спрятал икону вместе с Крестом имп. Константина в колодце, к-рый находился под помостом алтаря, и оставил рядом горящую свечу. Инок был схвачен и продан в рабство на Крит. В В. он смог вернуться только через 70 лет. Он поведал игумену мон-ря Николаю о месте, где была спрятана икона. Плита алтарного помоста была поднята, и святыни обретены в колодце невредимыми, а оставленная иноком свеча горящей. С тех пор в память обретения иконы ватопедские монахи каждый понедельник за вечерней служат молебен иконе Божией Матери, а во вторник - торжественную литургию. Празднование ей совершается 21 янв. По др. преданиям, эта икона была обнаружена на месте спасения отрока - в купине (терновом кусте). «Повесть о Ватопедском мон-ре», содержащая сказание об иконе, стала известна на Руси не позднее 2-й пол. XV в. (т. к. вошла в состав одного из сборников книгописца Евфросина (РНБ. Кир.-Белоз. Собр. 22/1099) и получила широкое распространение в неск. редакциях ( Буланин. С. 227-229). Икона Божией Матери Парамифия. XIV в. Икона Божией Матери Парамифия. XIV в. Икона Божией Матери Парамифия (Παραμυθα, согласно слав. традиции переводится как «Отрада или Утешение», дословно означает увещание). Икона датируется XIV в., находится в параклисе, названном в ее честь. Прежде она висела в экзонартексе. Однажды игумен, передавая ключи привратнику, услышал от иконы голос, предупреждавший, чтобы иноки не отворяли ворота, а поднялись бы на стены и отразили нападение пиратов. Предупреждение прозвучало во 2-й раз. Когда игумен повернулся к иконе, он увидел, что Младенец простер руку, чтобы заградить уста Богоматери, но она, удерживая его руку, в 3-й раз повторила предупреждение. Монахи поднялись на стены мон-ря и отразили нападение морских разбойников, к-рые уже окружили мон-рь. После этого чуда изображение на иконе изменилось: лик Божией Матери повернут вправо и она отклоняет от своих уст руку Младенца.

http://pravenc.ru/text/149927.html

Постройки, в т. ч. храм, кельи, трапезная, отремонтированы, устроена колокольня, возведена ограда (2005). 22 авг. 1999 г. состоялось освящение Благовещенской ц. 15 дек. 2012 г. случился пожар, причинивший значительный ущерб братскому корпусу. По завершении восстановительных работ в жилом корпусе устраивается домовая церковь. 10 нояб. 2011 г. Л. м. посетила делегация из афонского монастыря Ватопед во главе с архим. Ефремом (Куцу), которая передала в дар список иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», выполненный ватопедскими монахами. 19 апр. 2013 г. в обитель был доставлен точный список иконы Божией Матери «Всецарица», созданный также иноками Ватопедского мон-ря. 21 сент. того же года в Л. м. был привезен точный список иконы Божией Матери «Геронтисса». Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 440. Д. 989; Оп. 442. Д. 1084; Ф. 824. Оп. 2. Д. 113, 114, 117, 163; НИА Беларуси. Ф. 1532. Д. 1-2. 1801-1839 гг. Ист.: АВАК. 1889. Т. 16. 59. С. 99; 94. С. 130; 238. С. 563-566; 240. С. 568; 253-254. С. 591; 257. С. 592-593; 281. С. 627-633. Лит.: Зеленский И. Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба: Минская губ. СПб., 1864. Т. 15. Ч. 1. С. 563; Николай (Долматов), архим. Ист.-стат. описание Минской епархии. СПб., 1864. С. 154-157; Зверинский. 1890. Т. 1. 41. С. 86; Богдановский К. Мон-ри Минской епархии с древнейших времен//Минские ЕВ. 1895. 1; Памятная книжка Минской епархии, 1901 г. Минск, 1901. С. 21-22; Товаров А. В. Ист.-стат. справочная книжка Минской епархии. Минск, 1903; Денисов. 1908. 430. С. 376; Квитницкая Е. Д. Мон-ри XVIII в. с безбашенными храмами в Белоруссии//Архит. наследство. М., 1985. Вып. 33. С. 94-103; Збор ricmopыi i культуры Бeлapyci: Mihckaя вобл. Mihck, 1987. Кн. 1-2; Свод памятников истории и культуры Белоруссии. Минск, 1993; Габрусь Т. В. Мураваныя харалы: Сакральная apximэkmypa белорус. Барока. Mihck, 2001; Kyлarih А. М. храмы на Бeлapyci: Энцыкл. дabeдhik. Mihck, 2001. С. 118-119; Яpaшэbiч А. А. манастыр Дабравешчання//Pэлiriя i царква на Бeлapyci: Энцыкл. дabeдhik/Гал. рэд. Г. П. Mihck, 2001. С. 184; Фонды Нац. ист. архива Беларуси: Справ./Сост.: Г. Е. Акулович, А. Ф. Александрова, О. В. Бобкова и др. Минск, 2006. С. 196, 253; Слюнькова И. Н. Храмы и мон-ри Беларуси XIX в. в составе Российской империи. М., 2010; Благовещенский Ляденский муж. мон-рь. Ляды; Минск, 2014; Борун Е. Н. Правосл. мон-ри на территории Беларуси (1839-1917): Структура и социально-культурная деятельность//Вестн. Полоцкого гос. ун-та. 2015. Сер. А. 1. С. 55, 56-63.

http://pravenc.ru/text/2561098.html

Точная сумма налогов, выплачиваемых В. османским властям в XV в., остается неизвестной. В 1-й пол. XVI в. афонские мон-ри в общей сложности платили ежегодно 25-27 тыс. аспр, из них значительная сумма приходилась на В. как на один из крупнейших мон-рей ( Lowry. P. 128-129). В 1550 г. сумма в 30 тыс. аспр, к-рую афонские обители должны были уплатить туркам, была распределена т. о., что на В. пришлось 3600 аспр, т. е. 12% (4 тыс. аспр должна была заплатить Великая Лавра, 3600 - Хиландар, остальные мон-ри - значительно меньше (Три древних сказания. С. 280). Монахи просили, чтобы с метохов брали не десятину, а аккордный налог (maktu). Иногда это удавалось при помощи высокопоставленных сановников Османской империи. Так, в 1508 г. при посредничестве валашского господаря Радула мон-рь был обложен аккордным налогом в 697 аспр за подворье близ Фессалоники ( Salakides. Р. 71-74, 83-84). Монастырские доходы в основном состояли из сумм, пожертвованных христ. правителями, и от использования земельных владений и участков в городах, а также от рыбных ловлей и соляных разработок. Параклис в честь Пояса Пресв. Богородицы Параклис в честь Пояса Пресв. Богородицы Строительная деятельность этого периода была незначительной и сводилась гл. обр. к благодеяниям дунайских правителей. В 1492-1495 гг. на средства валашских господарей был сооружен параклис во имя Иоанна Предтечи, а в 1496 г. молдав. господарем Стефаном III Великим - арсанас (пристань с укреплениями). Благодаря щедрой поддержке валашского господаря Нягое Басараба (1512-1521) был покрыт свинцом кафоликон, восстановлена башня Богородицы (Панагии) и параклис в честь Пояса Пресв. Богородицы, построены хозяйственные помещения (винный погреб, амбар, кухня, пекарня, баня и др.) ( N sturel. P. 89-93, 99-100). Ежегодная денежная помощь в размере 9 тыс. аспр, предоставляемая В. Нягое Басарабом, была увеличена до 10 тыс. аспр господарем Владом Винтилэ (1532-1535) ( N s turel. P. 94). В 1552 г. ватопедские иноки Софроний и Неофит получили от Молдавского княжества 200 золотых флоринов и серебряную утварь, а в 1560 г. молдав. господарь Александр Лэпушняну (1552-1561; 1564-1568) передал В. приобретенное им в Фессалонике здание караван-сарая ( N s turel. P. 100-101). Его супруга Роксана пожаловала мон-рю неск. сел. В знак благодарности ватопедские насельники подарили им одну из святынь мон-ря - честную главу ап. Иоанна Богослова.

http://pravenc.ru/text/149927.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНДРЕЯ АПОСТОЛА СКИТ [Сераион; греч. Ανδρου ποστλου σκτη, Σεργιον], на г. Афон, в 500 м к северо-западу от Кареи (Протата). До XV в. здесь находился Ксистский мон-рь, принадлежавший Ватопедскому мон-рю . Еп. Порфирий (Успенский) сообщает, что с давних времен на этом месте была келья с ц. во имя прп. Антония Великого, называемая Руэн-ду (албан.- пастырь), к-рую построил предположительно монах-пастух из Албании и к-рая принадлежала к числу наемных келий Карейской лавры. Во 2-й пол. XVII в. келья была перестроена для вышедшего на покой в 1652 г. К-польского Патриарха свт. Афанасия III (Пателлария) . После его смерти в течение 107 лет келью занимали снимавшие ее у протата монахи. В 1766 г. К-польский Патриарх Серафим II , будучи на покое, приобрел келью и окружавший ее участок земли. По его просьбе мон. Пахомием, зодчим-хиосцем, там был заложен храм в виде башни с нижней ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и верхней - во имя ап. Андрея Первозванного, впосл. переосвященной греками во имя прп. Антония Великого, также был построен 4-этажный корпус, получивший название Серай (тур.- дворец). В нижнем ярусе корпуса размещались кладовые, в 1-м - хозяйственные службы, во 2-м - кельи и трапезная, в верхнем - Патриаршие покои и обширная б-ка. Патриарх Серафим прожил в обители 2 года, состоя в духовном общении с прп. Паисием Величковским , основателем скита Илии пророка. После смерти Патриарха старший архидиакон, его ученик, заведовавший хозяйством Серая, переселился в Ватопедский мон-рь, к-рому передал Серайскую келью. После греч. восстания 1821 г. Ватопед не смог более поддерживать Серай, и келья, переходившая из рук в руки, пришла в запустение. Ап. Андрей Первозванный и прп. Антоний Великий с видом скита ап. Андрея на Афоне. Литография К. Белера. 1869 г. (ЦАК МДА) Ап. Андрей Первозванный и прп. Антоний Великий с видом скита ап. Андрея на Афоне. Литография К. Белера. 1869 г. (ЦАК МДА) Основание А. а. с.

http://pravenc.ru/text/115350.html

В. был местом монашеских подвигов прмч. Феофана († 1559), принявшего в молодости ислам, но после раскаявшегося и много лет подвизавшегося в постах и молитвах. Затем он отправился в К-поль и публично исповедал Христа на том месте, где прежде отрекся от Него. Стойко перенеся все пытки, он принял мученическую кончину ( Μαρτζλος. Σ. 110). В сер. XV в. в мон-ре работал слав. монах-переводчик Антоний [серб. Ahmohuje] . О его деятельности известно из рукописи 1473 г. (Рыльский мон-рь. 22), содержащей Слова свт. Иоанна Златоуста, переведенные Владиславом Грамматиком, к-рый называет в числе оригиналов серб. перевод, выполненный в В. мон. Антонием для архидиак. Студеницкой митрополии Никиты ( Παυλικινωφ. Σ. 9). В В. жил знаменитый переводчик богослужебных книг на слав. язык иером. Савва, к-рого предполагали отправить в Россию для правки книг. В 1518 г. по просьбе вел. кн. Василия III в Москву прибыл прп. Максим Грек, до этого ок. 10 лет подвизавшийся в В. Он сыграл значительную роль в культурной жизни России XVI в. и оставил после себя огромное лит. наследие. XVII в. По мнению ряда исследователей, с кон. XVI в. фактически начинается новый период в истории В., характеризующийся дальнейшим экономическим развитием и ростом влияния мон-ря ( Χρυσοχοδης. Σ. 62). В значительной степени это связано с увеличением земельных владений В. Если учесть, что в XVII в. во мн. афонских мон-рях наблюдались экономический спад и запустение (Ксенофонт, Русик, Кастамонит и др.), то на этом фоне положение В. и нек-рых др. обителей (Иверский и Хиландарский мон-ри, Дионисиат) можно назвать процветающим. Несмотря на попытки Патриархов Иеремии II К-польского и Сильвестра Александрийского (1574/75), в В. и в большинстве афонских обителей в XVII в. утверждается идиоритмия. На протяжении XVII в. главным адм. лицом мон-ря являлся дикей. Постепенно существенные полномочия оказались сосредоточены в руках скевофилакса, к-рый к концу столетия кроме хранения сокровищ и реликвий приобрел широкие адм. функции. Титул игумена давался на короткий срок и не сопровождался реальной властью ( Χρυσοχοδης. Σ. 65).

http://pravenc.ru/text/149927.html

Особое внимание Н. Б. уделял афонским мон-рям. Это объясняют тем, что он находился под влиянием свт. Нифонта II: так, в свое время был единственным из румын. бояр, кто, несмотря на угрозы Раду IV предать смертной казни любого вступившего в контакт с впавшим в немилость иерархом, все же посещал и поддерживал его ( Gavriil Protul. 1944. Р. 91-93). Первый акт, принятый Н. Б. в качестве господаря,- документ пожертвований (20 февр. 1512), касавшийся расширения владений афонского мон-ря Кутлумуш (назван в источнике Большой лаврой Валахии, являлся ктиторией господаря Владислава I Влайку), к-рому были дарованы 8 сел, освобожденных от всех даней, кроме налога, взимаемого в пользу государства (DRH. B. ara Româneasc. 1972. Vol. 2. Р. 198-200). Также он даровал Кутлумушу годовую субсидию в размере 10 тыс. аспров, к которой добавил 700 аспров на содержание больницы и 500 - на дорожные растраты для тех, кто приезжали в Валахию за деньгами. Н. Б. полностью перестроил кафоликон Великой Лавры , пожертвовал много предметов утвари и годовую субвенцию. Отдельное попечение Н. Б. имел о Дионисия преподобного монастыре , т. к. в этой обители умер и был похоронен патриарх К-польский свт. Нифонт II. Н. Б. построил там церковь во имя патриарха ( Gavriil Protul. 1944. Р. 141-157) и подарил обители раку для его мощей и многое другое. Н. Б. жертвовал в обители Пантократор , Ватопед , Ксиропотам , Павла святого мон-рь, Иверский монастырь , Ксенофонта преподобного монастырь ( S s ujan. 2012. P. 78-79). Поскольку Н. Б. был женат на представительнице серб. правящего рода, в сферу его донаторского интереса входила также поддержка сербских мон-рей: напр., мон-рю Хиландар в 1517 г. он пожертвовал 7 тыс. аспров; поддерживал мон-ри Крушедол , Дечаны , Орешковица ( Bazilescu. 1971. Р. 679; S s ujan. 2012. P. 80), Кошиница в Вост. Македонии ( Sz é kely. 2012. P. 417-438; Teoteoi. 2012. P. 127-150). Н. Б. заботился также о святынях Св. земли, Синая, Византии: оказывал значительные пожертвования храму Гроба Господня в Иерусалиме «вместе с церквами, которые находятся вокруг»; Синай «обогатил всеми церковными сосудами и другими многими дарами и выделил большую субсидию» ( Gavriil Protul. 1937. P. 292); перекрыл свинцом патриаршую церковь в К-поле, «обновил помещения для монахов и сделал много даров»; жертвовал средства Метеорским монастырям ( S s ujan. 2012. P. 79).

http://pravenc.ru/text/2578015.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010