Не могу не сказать о том парадном обеде, который был устроен братией подворья 27–го июля в праздник св. Пантелеймона, на который и я был приглашен. Этот парадный обед происходил в высях поднебесных. Он был сервирован в верхнем четвертом этаже, на открытой галерее, подле самой церкви, находящейся в этом этаже 22 . Отсюда открывается великолепнейший вид на Константинополь. Гостями были: настоятель посольской церкви о. Арх. Арсений, о. А. К. Смирнопуло (из обруселых греков), священник при русском госпитале (человек университетского образования, прежде проходивший должность законоучителя при высоких особах за границей), члены посольства: секретарь, военный агент, драгоман, множество посольских дам. Ждали самого русского посла, но он на этот раз почему-то не прибыл. Не зелено вино, и ее шипучка играли главную роль за этой трапезой, а искристый лёд, настоящий лёд, помещенный в хрустальных, внушительного объема, вазах, к которым ежеминутно протягивались руки гостей (лёд клали себе в стаканы, бокалы, на тарелки, чуть не прямо в рот). Сколько нового и интересного узнал я из разговоров с гостями, присутствовавшими на празднике? Если бы я захотел подробно рассказать об этом, то пришлось бы говорить много и долго, но моя повесть о Константинополе и без того слишком затянулась – сознаю и каюсь в этом. Я приобрел разнообразные сведения: о тогдашнем патриархе Константинопольском Дионисии (теперь уже покойном), о греческих архиереях, о том, почему русские до сих пор не открыли школы для греков и славян в Константинополе, подобно тому как это сделали даже англичане, даже американцы (оказалось, не русские тут виновны) 23 , о климате Константинополя (который вовсе не хвалят), о том, что составляет заветные мечты членов посольства («как бы домой»), но всего не перечислишь. Сообщая сведения о парадном пиршестве на подворье, не могу умолчать еще вот о чем: прекрасно одетые, веселые, милые дамы, заседавшие за монастырской трапезой, навели меня на мысль: да почему же это на наших парадных академических обедах не присутствуют наши дамы? Разумею: умных и презентабельных матерей семейств профессорских домов. Почему посольским дамам позволительно то, что будто бы не позволительно нашим? Монастырское Пантелеймоновское подворье – подает нам благой пример, достойный подражания! Вот неожиданная, но – смею думать – прекрасная мысль, родившаяся в моем уме под впечатлением радушного обеда у пантелеймоновцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В вотчины назначались управители, по прошениям, из оставшихся без дела приказных разных учреждениях или военных 2723 . 1-го июня 1726-го года над судией Головачевым, разразилась гроза. В этот день архимандрит Петр, на подворье, дал следующий «указ»: «Честный отец наместник Илларион. По получении сего извольте сказать указ в Невской Канцелярии. Судью Головачева от судейства отставить за неисправление ведомостей к штату монастырскому и прочие многих в делах проволокательства и остановки, а на месте его быть и отправлять всякие дела по указам Императорского Величества и Генеральному и Духовному Регламентам монастырскому нашему эконому, иеродиакону Иосифу (Жданову), да при нем быть в товарищах комиссару Киприану Рагозину. А Головачеву велеть исправлять ведомости штата монастырского, также, до указу, быть при монастырском всяком строении, и сказать ему указ с подписанием, что ежели в монастырских каменных и других строениях его нерадением учинится какая остановка, или в подрядах и в покупках материалов и других припасов учинится какая передача и тщетный убыток, то на нем, Головачеву, взыщется без всякой ослабы, жестоко, со истязанием немалым. И вам, наместнику с соборными, в том за ним смотреть тщательно, и ему велеть вас о всем репортовать и всякого решения требовать, и для того определить ему к строению подьячего годного из Невской Канцелярии. Сей указ велеть записать в Невской Канцелярии в книгу и чинить неотменно. Дан на подворье. июня 1-го, 1726-го году». 2-го июня «наместник, иеромонах Илларион да прокурорской должности иеродиакон Александр Заузольский, пришед в Невскую Канцилярию, в судейской палате оной указ эконому и комиссару и канцелярским всем служителям читан и в заседание вступили того ж часа, а Головачеву с выше объявленного указу им же, наместником, в то ж время дана точная копия». 4-го июня архимандрит Петр был в Монастыре и лично подтвердил Головачеву указ, данный 1-го июня, и назначить ему канцеляриста – Сергея Санатырева, с оставлением и при делах повытья в Канцелярии. Тогда же архимандрит Петр, видимо весьма озабоченный скорейшим составлением ведомостей к штату, распределил эту работу между служащими Канцелярии, возложив исполнение обязанностей лиц, отвлеченных к сочинению ведомостей, на других лиц. 8-го июня во все вотчины об «отрешении» Головачева были посланы указы.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1866 г. синаиты отправили Иерусалимскому патриарху жалобу на архиепископа, описывая его беспрецедентные злоупотребления и обвиняя в растрате монастырских средств, нарушениях монастырского устава и деспотическом образе правления (ссылки и избиения неугодных монахов). Иерусалимский патриарх Кирилл, сочувствуя синаитам, тем не менее не спешил удовлетворить их требования о суде над Кириллом Византийским, сознавая сложность этого процесса. В том же году братия Е. в. м. (6 июля) и насельники Джуванийского подворья (17 июля) заявили о низложении Кирилла Византийского, что было подтверждено соборными определениями синайского братства от 10 и 24 авг. 1866 г. ( Воронов. 1872. 7. С. 606-608; Κοντογιννης. 1987. Σ. 177-186). На следующий год в Е. в. м. (21 янв.) прошли выборы нового архиепископа. Единогласно архиепископом с именем Каллистрат III был избран архим. Кирилл (Родикис), бывший с 1859 по 1861 г. дикеем Джуванийского подворья. Когда К-польский патриарх Григорий VI выразил неодобрение действиям синаитов, те прибегли к суду Иерусалимского патриарха. Кирилл Византийский не явился после 3-кратного вызова в суд, и поэтому Синод Иерусалимской Церкви приступил к обсуждению синайского дела без него. Рассмотрев обвинения синаитов, Синод признал Кирилла Византийского виновным и объявил его лишенным синайских игуменства и архиепископии (23-24 авг. 1867). Об этом решении было сообщено окружными посланиями всем автокефальным правосл. Церквам, на к-рые с сочувствием и одобрением ответили патриархи Антиохийский и Александрийский, архиепископ Кипрский и Синод Элладской Церкви ( Воронов. 1872. 7. С. 628-632, 655; Κοντογιννης . 1987. Σ. 187-189). 30 авг. новоизбранный Каллистрат был хиротонисан во архиепископа Синайского. Однако Кирилл Византийский заявил о своей неподсудности Иерусалимскому патриарху и апеллировал к К-польскому патриарху и Высокой Порте. Вслед. этого Высокая Порта не утвердила суд над Кириллом Византийским и поручила К-польской Патриархии рассмотреть синайское дело вместе с патриархом Иерусалимским ( Воронов. 1872. 7. С. 660). Тогда по просьбе Кирилла II Иерусалимского Антиохийский и Александрийский патриархи Иерофей и Никанор выступили с заявлением, что «патриарх Иерусалимский по церковным законам имеет право суда над игуменом-архиепископом Синайским, что все сделанное им по синайскому делу совершенно законно и правильно и что патриарх Константинопольский, как и всякий другой, не имеет никакого права вмешиваться в это дело» (Там же. С. 661; Κοντογιννης . 1987. Σ. 192-193). Вслед. согласного ходатайства патриархов Высокая Порта признала законность решения Иерусалимского Синода и утвердила избрание нового архиепископа.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

397 Патриаршие ставропигиальные монастыри и церкви, которые строятся в различных митрополичьих, архиепископских и епископских областях, не являются «другими алтарями», и строящие их, по мнению Вальсамона, не подлежат епитимиям настоящего апостольского правила. Ведь и митрополичьи, и архиепископские области распределены между патриархами, и все митрополиты и архиепископы при священнодействиях возносят их имена, поскольку подчиняются управлению патриархов, согласно I Всел. 6, 7 и II Всел. 2, 3. Поэтому, согласно смыслу этих священных правил, патриархи имеют право учреждать ставропигии в митрополиях и архиепископиях своих областей, чтобы там поминались их имена. Поскольку здесь затронут вопрос о ставропигиях, то мы сделаем о них отдельное исчерпывающее примечание на основе того, что ясно показано на с. 235 и 236 «Греко-римского права». Содержащийся в этой книге сигиллий патриарха Германа определяет, что имя патриарха должно поминать только в тех монастырях, приходских церквах или молельных домах, при основании которых была совершена патриаршая ставропигия, т. е. был водружен крест, присланный патриархом, и здание было построено над этим патриаршим крестом. Местные архиереи не имеют к ним никакого отношения: не участвуют ни в священнодействиях, ни в поставлении игумена, не разбирают случаи душевных падений и даже не могут требовать канонических взносов от тех, кто находится в этих монастырях. Это объясняется тем, что все священнослужители, которые причислены к таким монастырям, церквам и молельням, являются и называются патриаршими и подчиняются патриаршему экзарху. А где с самого начала при основании не был водружен патриарший крест, там власть принадлежит местному архиерею, будь то монастырское подворье, или подворье лавры, или молитвенный дом, и в них должно поминать его имя. Здесь именно он должен поставлять игумена, производить расследования и вершить суд, брать канонические взносы, совершать рукоположения, дозволять или запрещать браки и вообще пользоваться всеми прочими епископскими привилегиями. Те, кто поселился в пределах патриарших ставропигий – до или после их возникновения, – если они коренные жители, то должны во всем подчиняться местному архиерею, а если чужеземцы, то патриаршему экзарху. Патриаршие экзархи не должны обладать властью над деревнями, принадлежащими патриаршим монастырям: ни над живущим там народом, ни над молитвенными домами, которые не были заложены и построены с водружением патриаршего креста, – поскольку эти поселения находятся под властью местного епископа (Греко-римское право. С. 237).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

На Святой Горе Афон требуют сохранения существующего налогового законодательства 15 мая, 2012. Новостная служба Афонские отцы обратились ко греческому правительству с просьбой сохранить существующие законы о налогообложении монастырской недвижимости, потому что увеличение налогов может поставить обители Святой Горы на грань выживания. Салоники. 15 мая. ПРАВМИР – Афонские отцы обратились ко греческому правительству с просьбой сохранить существующие законы о налогообложении монастырской недвижимости, потому что увеличение налогов может поставить обители Святой Горы на грань выживания. «Необходимо заявить всем представителям власти, что гора Афон является неотъемлемой частью греческого государства и работает над решением существующих проблем в конструктивном и плодотворном сотрудничестве с его представителями», — сказано в итоговом документе Двойного собрания, прошедшего в понедельник 14 мая в административном центре Афона Карье, текст которого приводит информационное агентство Romfea.gr . Как отметили авторы документа, святогорцы сострадают вместе с греческим народом, который находится сейчас в состоянии духовного и экономического кризиса. «Святая Гора уже тысячи лет продолжает одну и ту же духовную традицию, согласно которой монастырям всегда принадлежали подворья за пределами Афона, потому что без этого святые обители не смогут выжить и выполнять свою духовную и историческую миссию», — сказано далее в документе. Отцы-святогорцы также напомнили, что во все тяжелые периоды борьбы греческого народа за национальное освобождение афониты помогали ему всеми возможными ресурсами. Кроме того, в 1924 году Афон передал около 1200000 гектаров сельскохозяйственной земли для устройства беженцев из Малой Азии, где произошла национальная катастрофа. Участники собрания подчеркнули, что сохранение существующего статуса налогообложения Афона прописано в специальной статье греческой Конституции и в декларации Европейского Союза. На Святой горе считают, что в случае увеличения налогов монастырям хватит средств только на поддержание существующего состояния зданий и минимум жизнеобеспечения монахов, а не на восстановление монастырей и не на прием паломников.

http://pravmir.ru/na-svyatoj-gore-afon-t...

Архив Подлинные документы XV-XVII вв. из архива Е. м., сохранившиеся в коллекции «Грамоты Коллегии экономии» РГАДА, копийные книги мон-ря кон. XVII - нач. XVIII в. (РГАДА. Ф. Спасо-Евфимиева мон-ря. Оп. 1. 1, 35), подборки грамот в копиях нач. XIX в. (ГИМ. Увар. 17; РГБ. Рум. 58, 59) и др. представляют наиболее полное собрание актов по истории землевладения и хозяйства мон-ря во Владимирском, в Гороховецком, Московском, Муромском, Нижегородском, Тверском, Угличском и Юрьевском уездах за 1425 г.- 1700-е гг. Основной комплекс материалов XVII - нач. XX в. (РГАДА. Ф. 1203. 25136 ед. хр.) состоит из общей документации: грамот, памятей из приказов Большого дворца, Монастырского и др., указов Синода, Суздальской и Владимирской духовных консисторий, Коллегии экономии и др. Значительную часть фонда составляют хозяйственные материалы, переписка настоятелей с приказчиками и посельскими старцами в Алаторском, Владимирском, Верхнеломовском, Гороховецком, Казанском, Московском уездах (в т. ч. по подворью в Москве), Нижегородском, Пензенском, Суздальском, Тверском, Угличском, Шацком и Юрьевском уездах. Особую ценность представляют описи монастырского имущества 1610, 1660, 1758 гг. и др. Данные о внутримонастырской жизни содержатся в документах по личному составу братии, в именных и послужных списках монашествующих и бельцов, в делах о пострижении и рукоположении в сан. Информация, особенно за 1-ю пол. XVIII в., содержится в делах о состоянии приписных обителей, за XIX - нач. XX в.- в отчетах благочинного суздальских мон-рей. Положение крестьян в монастырских вотчинах зафиксировано в росписях крестьян, рекрутов и работных людей, в делах о сыске беглых. В архиве сохранились судебные дела духовенства, монашествующих, крестьян и служителей XVII-XVIII вв., имеются дела о положении заключенных в арестантском отд-нии, большое количество материала по истории строительства и о состоянии святынь, памятников архитектуры и искусства. Часть архива Е. м., хранящаяся в ГА Владимирской обл. (Ф. 578.

http://pravenc.ru/text/187637.html

А потом ты проводила меня до калитки, и я сказал: – Если есть будущая жизнь и мы встретимся в ней, я стану там на колени и поцелую твои ноги за все, что ты дала мне на земле. Я вышел на середину светлой улицы и пошел на свое подворье. Обернувшись, видел, что все еще белеет в калитке. Теперь, поднявшись с тумбы, я пошел назад тем же путем, каким пришел. Нет, у меня была, кроме Старой улицы, и другая цель, в которой мне было страшно признаться себе, но исполнение которой, я знал, было неминуемо. И я пошел – взглянуть и уйти уже навсегда. Дорога была опять знакома. Все прямо, потом влево, по базару, а с базара – по Монастырской – к выезду из города. Базар как бы другой город в городе. Очень пахучие ряды. В Обжорном ряду, под навесами над длинными столами и скамьями, сумрачно. В Скобяном висит на цепи над срединой прохода икона большеглазого Спаса в ржавом окладе. В Мучном по утрам всегда бегали, клевали по мостовой целой стаей голуби. Идешь в гимназию – сколько их! И все толстые, с радужными зобами – клюют и бегут, женственно, щёпотко виляясь, покачиваясь, однообразно подергивая головками, будто не замечая тебя: взлетают, свистя крыльями, только тогда, когда чуть не наступишь на какого-нибудь из них. А ночью тут быстро и озабоченно носились крупные темные крысы, гадкие и страшные. Монастырская улица – пролет в поля и дорога: одним из города домой, в деревню, другим – в город мертвых. В Париже двое суток выделяется дом номер такой-то на такой-то улице изо всех прочих домов чумной бутафорией подъезда, его траурного с серебром обрамления, двое суток лежит в подъезде на траурном покрове столика лист бумаги в траурной кайме – на нем расписываются в знак сочувствия вежливые посетители; потом, в некий последний срок, останавливается у подъезда огромная, с траурным балдахином, колесница, дерево которой черно-смолисто, как чумной гроб, закругленно вырезанные полы балдахина свидетельствуют о небесах крупными белыми звездами, а углы крыши увенчаны кудреватыми черными султанами – перьями страуса из преисподней; в колесницу впряжены рослые чудовища в угольных рогатых попонах с белыми кольцами глазниц; на бесконечно высоких козлах сидит и ждет выноса старый пропойца, тоже символически наряженный в бутафорский гробный мундир и такую же треугольную шляпу, внутренне, должно быть, всегда ухмыляющийся на эти торжественные слова! «Requiem aeternam dona eis, Domine, et lux perpetua luceat eis» . – Тут все другое. Дует с полей по Монастырской ветерок, и несут навстречу ему на полотенцах открытый гроб, покачивается рисовое лицо с пестрым венчиком на лбу, над закрытыми выпуклыми веками. Так несли и ее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

И о даче учителю Ягану Нордгрену и толмачу Якову Фандеграфу из присланных денег из Монастырского приказу в приказе Книг печатного дела что великий государь укажет? Помета: 1711 марта в 10 день. Выдать ему Ягану жалованья на 3 месяца по прежнему ему окладу, также и толмачу Якову на 3 месяца по окладу. (Следует росписка И. Нордгрена в получении жалованья с января по март). Великого государя жалования кормовых денег на 3 месяца 9 рублев толмач Яков Фондеграф взял, а вместо его росписался наборщик Иван Гаврилов. (Ibid, л. 22–23). Державнейший царь, милостивейший государь. Вашему царскому величеству всепокорно доношу, каким образом аз ужо некотория лета в вашей царской школе италианского языка научил. Милостивейший государь! Ныне ваше царское благоволение есть, чтоб в вашей царской школе к тому вместо италианского французского языка учить. Аще убо ваше всемилостивое благоволение, дабы мне французского языка учити, и я готов есмь со всяким радением того языка учить, ибо французский так разумею, как италианский. Крепко надеюсь, что ваше царское величество мне об том всемилостивую волю свою объявит. Пребывая вашего царского величества всепокорный раб Иосиф Гаген. Помета: 1711-го апреля в 13 день. Великий государь указал ему Иосифу Гагину быть в школах по прежнему и учить языку италианскому и францужскому, а о окладе ево выписать. И против сей пометы выписано: В нынешнем 1711-м году февраля в 28 день по указу великого государя и по приказу тайного советника графа Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина прислано из Монастырского приказу в приказ Книг печатного дела на роздачу ево великого государя жалованья на нынешней 1711 год немецких школ учителем и учеником, которые на Новгородцком подворье, 3000 рублев. А по списку иноземцу учителю Иосифу Гагину оклад 80 рублев, кормовых 45 рублев; и всего 125 рублев. И марта в день нынешнего 711-го году по указу великого государя и по выписке из вышеписанных присланных денег дано в приказе Книг печатного дела генваря с 1 числа апреля по 1 число нынешнего 711 году ипоземцом учителем по россчету окладов их и кормовых денег: учителю Петру Бретшнейдеру 39 рублев, учителю Густаву Вурму 17 рублев; а учителю Иосифу Гагину по окладу и по россчету ему против ево братий не дано на вышеписанные месяцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Ситуация осложняется тем, что согласно новому генеральному плану развития прибрежных городов Кинерета, утверждение которого запланировано на осень 2014 года, предполагается расширение проходящей рядом с подворьем автомобильной дороги. Таким образом, от территории Миссии будет отчуждена полоса шириной 5 м, что подразумевает снос церковной лавки и части трапезной. Подворье может потерять значительный участок своей территории и в результате строительства кольцевой прогулочной дорожки вокруг озера, также предусмотренного генеральным планом. Кроме того, этот туристический объект создаст существенные неудобства для паломников и насельников подворья. Мэр города обещал содействовать решению всего комплекса проблем, в том числе изменению плана строительства дороги, при условии, что ему в течение месяца будет представлены  все перечисленные документы. Территория подворья в данный момент занимает площадь около 5 га и состоит из монастырской части, сада с грейпфрутовыми и банановыми плантациями и двумя радоновыми источниками, а также пустыря на месте сожженного недоброжелателями участка грейпфрутового сада. Строительство на ней коттеджного комплекса для паломников не только создаст необходимую гостиничную инфраструктуру, но и будет способствовать защите монастырской земли от незаконных вторжений и постепенного захвата со стороны местных жителей, которые уже считают сад, принадлежащий Миссии, своей территорией для отдыха. Кроме того, обустроенные участки уже не смогут быть беспрепятственно отторгнуты для дорожного или туристического строительства. Русская духовная миссия в своей деятельности часто сталкивается с непредвиденными трудностями и противодействием, поэтому обещание властей в сжатые сроки содействовать решению целого комплекса проблем подворья св. Марии Магдалины уже является серьезным шагом, способствующим возрождению этой части русской Палестины — жемчужины Святой Земли. Вместе с тем, срочная подготовка упомянутых проектов и возведение новой ограды длиной более 300 м требует достаточно крупных материальных вложений (минимум 350 000), которыми Миссия не располагает.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

В Сенате, случалось, синодские дела задерживались, – иногда по соображениям принципиального свойства 1573 , иногда без ясных причин или в силу практической необходимости 1574 . По одному синодскому ведению Сенат разослал указы только чрез семь с половиною месяцев 1575 , по другому только чрез полтора года, притом после того, как Синод дважды повторил свое первоначальное ведение 1576 . Вообще, синодские ведения, большею частью требовавшие рассылки Сенатом указов о содействии гражданских властей духовным, в Сенате принимались неохотно 1577 , иногда оставались без исполнения и без ответа 1578 . Один раз, не получая удовлетворения и объяснений, Синод посылал в Сенат даже своего члена, советника-архимандрита Петра, но и из этого не вышло толку 1579 . А рядом с этим и из Сената «ведение в Синод посылано было три раза, но не принято, а зачем, не ответствовано», жаловался Сенат. И Синод на эту жалобу ответил, что «ответствовать Синод Сенату, яко не подчиненный, не должен» 1580 . Каковы были отношения Синода и Сената между собою непосредственно, таковы были отношения и их ведомств. Синод напрасно требовал от камер-коллегии высылки ведомостей, она их не высылала 1581 . Штатс-контор-коллегия вовсе не отвечает на указы Синода 1582 . Ревизион-коллегия и штатс-контора отказываются слушаться указа Синода о признании равенства монастырского приказа с коллегиями и требуют для себя указов об этом от Сената 1583 . В юстиц-коллегию Синод шлет три подтвердительных указа о передаче одного дела в Синод, бесполезно, дважды сносится по этому поводу с Сенатом, и тоже безуспешно 1584 . Синод безуспешно посылает главному магистрату три указа по делу своего канцеляриста 1585 . Главный магистрат отписывается на синодальный указ, но указа не исполняет 1586 . Не слушается синодальных указов и владимирский воевода 1587 . Даже в полицмейстерскую канцелярию приходилось посылать три указа об одном и том же, и посылаемые указы оставались без исполнения 1588 , даже без ответа 1589 . Но и, с другой стороны, строитель архиерейского дома отказывается дать в магистрат, по его требованию, не имея на то послушного указа от Синода, сведения о проживающих на подворье мастеровых 1590 . Крестьяне духовного ведомства без послушного синодского указа отказывались подчиняться указу об охранении заповедных лесов 1591 . Церковный приказ отказывает, не имея послушного указа от Синода, в выдаче светской канцелярии требуемых ею справок 1592 . Сам Синод 10 декабря 1722 года постановил писать Сенату, «дабы впредь синодальной команды подчиненных без послушных указов из Синода ни к каким делам брать и отягощения им чинить никто не дерзал» 1593 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010