А в приказе Книг печатного дела книги Геометрии в переплете по указной цене продаются по 1 р. книга. И для отпуску в Военную канцелярию те 30 книг Геометрии в готовности и за те книги из Военной канцелярии в приказ Книг печатного дела денег 30 р. прислать и книги принять. А книг Синусов в приказе Книг печатного дела нет. Такова послана за приписью дьяка Ивана Гаментова. (Кн. 117, лл. 125–126). Святейшему правительствующему Синоду доношение. В прошлом 1721 году Московской типографии справщик Федор Поликарпов на Новогородское подворье немецких язык в школу, ради осмотрения книг, и за печати иноземцов учителей и при них приложенную ево же Федоровую печать, он, Федор, ходил в тое полату и из той полаты взял он, Федор, четыре книги: три книги болшие, а четвертую в малую десть, а какие они званием про то я, нижайший, не ведаю, про то знает он, Федор Поликарпов. А те печати вышеписанных учителей и ево, Федорова, у себя и доныне я, нижайший, храню, а те книги четыре взял на Печатной двор ради нового переплету. О сем всем всепокорно прошу вашего святейшого правительствующего Синода рассуждения и свобождения, дабы мне, нижайшему, в том напрасно не разоритца. Иноземских школ, что на Новогородском подворье, сторож Иван Марков. Иуниа в день 1722 г. Помета: 1722 иуня 6. Допросить по сему. (Кн. 167, л. 190). И против вышеписанной пометы в концелярии Московской типографии выписано: в прошлом 1711 году генваря в 21 день, по имянному его императорского величества указу и по присланному из Санкт-Питербурской канцелярии с писма, со определенными оклады разноязычных школ учителей и учеников в Монастырской приказ, а из Монастырского приказу в концелярию Московской типографии, а школы были отведены из Ижерской концелярии до присылки Монастырского приказу на Новгородцком подворье и были те школы в ведомстве у тайного советника сенатора графа Ивана Алексеевича Мусина – Пушкина, а управителем был над теми школы справщик Федор Поликарпов – и те учители со определенными учениками были в ведомстве с вышеписанного числа по 715 год сентября по 24 число.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

В 1742-м году, осенью, сдан был подряд на постройку двух деревянных изб с сеньми, вместо обветшавших, на подворье в 8-й линии Васильевского острова, занятом постоем солдат 3402 . В 1743-м году дворник доносил, что необходимо здесь поставить печи и окна, и построить некоторые службы, чтобы можно было сдать в наем, – «многие люди, приходя для найма, спрашивают», – а без того «никто в наймы не берет и оные покои стоят праздны и гниют напрасно» 3403 . Это подворье сдавалось в наем купецкому человеку и в 1759-м году требовался здесь большой ремонт 3404 . В ночь на 24-е мая 1763-го года, при большом пожаре на Васильевском острове, сгорело монастырское подворье в 7-й линии. В нем в это время жил государственной Юстиц-Коллегии вице-президеит Федор Иванович Эмме. В том же году оно было возобновлено 3405 . Ремонт деревянных строений, можно сказать, продолжался без перерыва: чинили то лестницу Александро-Невской церкви, то трапезу, то мост, то конюшенный двор 3406 . Кроме того, специальный ремонт был произведен к празднику 30-го августа, на котором выразила желание быть Императрица. По этому случаю было предписано архитектору Петру Трезину «палаты, где бывает пришествие Ее Императорского Величества на тот праздник, и прочие палаты освидетельствовать, большой зал во всех трех рядах» потолки и полы, «все ль в целости и нет ли какой гнили и повреждения оным от многопрошедших лет времени», и, что окажется необходимо, немедленно исправить. Оказалось, что необходимо перестлать большую часть полов, исправить потолки, печи. Смета была составлена Трезиным на 3.300 рублей, но в действительности получился перерасход еще на 1.700 рублей 3407 . В 1743-м году, производился капитальный ремонт крыши, печей, стен, крылец, полов, потолков, сделано под кронштейны в нижней церкви и нижней трапезе 14 кирпичных пьедесталов в 1½ аршина, во всех трех линиях выведены в уборных вентиляционные трубы, «понеже в сенях находился великой смрад и пособить было инако никак не возможно» 3408 . В 1745-му году во втором каменном корпусе был пожар, вызвавший значительный ремонт 3409 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

– В этом году исполнилось шесть лет нашего плодотворного соратничества со многими общественными организациями: и государственными, и волонтерскими, – говорит игумен Серафим. – Мы убедились, что наша работа востребована. Конечно, к сожалению – так как лучше было бы, если бы в нашем обществе не было насилия, не было бы несчастных, страдающих детей… Но пока картина такова, и это актуально. Помимо того, что убежище действует у нас на территории, мы еще снимаем гостиницы, так как нам не хватает помещений. Нужна поддержка. Нужен новый подход к законодательной базе и многое другое. У нас уже сложилась стратегия работы над данной проблематикой. За эти годы приобретен колоссальный опыт… Согласно правилам приезжающие журналисты не могут делать фото, общаться с постояльцами приюта. Но детей, бегающих по территории монастырского подворья, мы наблюдали. Отец Серафим тут же предложил им мороженого и одновременно озадачил краткой лекцией о вреде сахара и работе эндокринной системы. Монастырские врата, двери корпуса оклеены объявлениями с предложением взять на попечение монастырских котов и котят. На подворье все время подбрасывают животных. Здесь даже специально молятся святому Герасиму Иорданскому об устройстве подкидышей, и иногда молитва бывает услышана. А к келье игумена ведет специальная наружная лестница – для кота. День настоятеля подворья очень насыщен. Но отец Серафим находит время для любимого увлечения: он регулярно реализует проект «кулинаротерапии». В монастырском меню мы обнаружили рис с овощами – некую аллюзию на японские мотивы, воплощенную по собственному замыслу отца игумена. Основные ингредиенты выращены на местном огороде. Недавно на подворье освоили мультиварку, которая долго стояла без использования. – Мы, скромные монахи, можем научить делать что-то дешево и быстро, говорит отец Серафим. – Я отвечаю за приобретение продуктов на подворье, езжу в магазины. Правда, сейчас все труднее вкусно и недорого накормить братию, цены растут… А само приготовление еды спасает от стрессов, знаю это по своему опыту.

http://pravoslavie.ru/140718.html

После четырех дней пути весьма естественно подумать о купанье. – Ванны у нас в гостинице нет-с, – объявляет официант, – а можно выкупаться в реке, прямо с берега или лучше с плотов. На плотах, конечно, весьма удобно, как говорится, «людей посмотреть и себя показать», но этим, к сожалению, и исчерпываются удобства архангельского купанья. Здесь вообще следует заметить, что все дальнейшее путешествие на каждом шагу встречает благоустройства, вполне соответствующие купанью с плотов... Еще дик и некультурен наш север. Чтобы узнать о времени отвала парохода в Соловецкий, мне приходится идти на монастырское подворье, так как в гостинице известно только, что «пароходы ходят разно – по надобности». По пути в подворье я случайно познакомился с одним местным чиновником. – Вы в Соловецкий, – сказал он, – гм... испытаете наши удобства... Пароходы малы, скверны и отвратительно грязны. На 500 мест иной раз сажают 700 человек... из-за выгоды, конечно. Можете себе представить, что это такое... Сведение неутешительное, а до Соловецкого нужно плыть 15–20 часов. Итак, вся надежда только на погоду. В подворье я добился свиданья с монахом, про которого сторож мне сказал: – Он все знает и все вам объяснит. Но монах, к сожалению, оказался человеком не очень склонным на разговоры. Он долго молчал перед каждым ответом, а затем отвечал коротко и пристально смотрел в глаза. – Что должен я сделать, чтобы заручиться местом и не стоять 20 часов? – Будет зависеть от числа пассажиров. Из дальнейших расспросов я кое-как узнаю, что пароход идет завтра, что каюты уже взяты, да и не дают каюты в один конец. Есть еще хорошие пароходы Мурманского общества, но ждать очередного нужно почти неделю... Я вернулся в свой номер довольно поздно и принялся за свой дневник. Время побежало незаметно. Окончивши записи, я взглянул на часы: почти полночь, а я пишу без огня!.. Вот они, северные белые ночи. По морю до острова Прощай, Архангельск! Я покидаю его без тени сожаления. Этот город плоский, как блин, и неблагоустроенный, как село. В сухую погоду по улицам несутся облака пыли, после дождя – грязь. Местной газетки нет, да и столичной купить негде. За двести лет не дорос еще Архангельск и до этой первой ступеньки культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ситуация осложняется тем, что согласно новому генеральному плану развития прибрежных городов, утверждение которого запланировано на осень 2014 г., предполагается расширение проходящей рядом с участком автомобильной дороги за счет отчуждения от территории подворья полосы шириной 5 м, что подразумевает снос части трапезной и церковной лавки. Кроме того, в генеральном плане прописано строительство кольцевой прогулочной дорожки вокруг Киннерета, устройство которой также связано с сокращением территории участка и беспокойством для паломников и насельников. Мэр города обещал содействовать решению этого комплекса проблем, в том числе изменению плана строительства дороги, при условии, что ему в течение месяца будет представлен проект новой ограды и план участка с указанием данных по строениям для начисления налогов и проектирования систем водопровода, канализации и электрификации, а также предварительный план развития и застройки участка.      Развитие территории подворья, состоящей из монастырской части, грейпфрутового сада и пустыря (сожженная недоброжелателями часть грепфрутового сада), общей площадью около 5 га, призвано защитить участок не только от незаконных проникновений, но и от последующего отчуждения, поскольку любое строение препятствует осуществлению городских планов развития транспортной инфраструктуры. Строительство коттеджного комплекса для паломников не только создаст столь востребованную гостиничную структуру, но и будет способствовать защите участка от постепенного захвата со стороны местных жителей, которые этот сад с грейпфрутовыми и банановыми плантациями и двумя радоновыми источниками уже считают своей территорией для отдыха. Учитывая то, что Миссия в своей юридической деятельности часто сталкивается с непредвиденными трудностями и противодействием, готовность властей в сжатые сроки содействовать решению целого комплекса самых насущных для подворья вопросов оценивается как серьезный шаг навстречу Миссии и шанс преодолеть препятствия на пути развития части русской Палестины – жемчужины Святой Земли. Вместе с тем, срочная подготовка упомянутых проектов и возведение новой ограды длиной более 300 м требует достаточно крупных материальных вложений (минимум 350 000), которыми Миссия не располагает».

http://pravoslavie.ru/71552.html

Подготавливая почву для приезда своего протеже в столицу, преосв.Гермоген сообщил митр.Антонию: «Иеромонах Илиодор сегодня, 26 марта утром, выехал из Царицына совсем, но, вероятно, сначала проедет Петербург побывать у вас, у еп.Феофана за благословением. Видимо, умягчается сердцем. Утешьте, умиротворите дух его, дорогой глубокочтимый владыко» . Но, очевидно, о.Илиодор избрал кружный путь через столицу не только ради благословения. Согласно биографии, целью поездки иеромонаха было «апеллировать к той самой Высокой Правде, на которую он более всего надеялся» . Не входя в тонкости маршрута иеромонаха, саратовские власти после его отъезда вздохнули с облегчением. Гр.Татищев, уже распорядившийся послать министру письменный доклад о назревающем бунте, отменил свое распоряжение . Впрочем, через два дня спохватился и поинтересовался у Василевского, окончательный ли это был отъезд . Богомольцам подворья ответ был известен. «С временным отъездом нашего обожаемого батюшки мы помирились и его [так в тексте] глубокой верой верили, что правда восторжествует, а враги Нашего Царя, родины, веры Православной и дорогого отца Илиодора будут посрамлены и осмеяны» . Ожидая возвращения своего пастыря, его поклонники, точнее, поклонницы предполагали впредь не допускать его окончательного отъезда, вплоть до того, чтобы лечь на рельсы перед поездом. Ходили слухи о предстоящих беспорядках. Уезжая, о.Илиодор просил за него молиться, и приверженцы рьяно взялись за исполнение этой просьбы. «Ах, если бы Вы могли видеть, - писал Н.Попов еп.Гермогену, - что происходило в храме монастырского подворья, когда Батюшка был в Петербурге, день и ночь молящиеся находились в нем, со слезами и верой молились Господу Богу и Его святым угодникам, многие были без пищи по суткам и более, всю Пасхальную неделю храм утром и вечером был буквально переполнен молящимися, но что более всего поражало - это присутствие и горячая молитва детей от 7-летнего возраста» . Не ограничиваясь молитвами, прихожане рассылали телеграфные ходатайства за своего пастыря Высочайшим особам, иерархам и всему Синоду в целом, обер-прокурору и другим лицам. Для этого в храме производился особый кружечный сбор.

http://ruskline.ru/analitika/2019/8/2019...

174 (1666) году книги приемные соляные села Завидова целовальников Тимошки Федорова да Меркушки Григорьева, за рукою Иеромонаха Македона, на четырех листах. 174 (1666) году книги расходные села Завидова целовальников Тимошки Федорова да Меркушки Григорьева поморской соли, за рукою Иеромонаха Прохора. Книги приемные и роздаточные соляные Иеромонаха Исайи 173 (1665) году и 174 (1666) году, за его Исайиною рукою, писаны на трех тетрадях. Книги Московского Воскресенского подворья монастырского Стряпчего Григорья Урюпина всякому мелкому Московскому расходу 170 (1662) году Мая с 3 числа, писаны его Григорьева рукою, на восьми листах. Книги приходные и расходные 172 (1664) году, что он Григорей Урюпин взял из Воскресенского монастыря у Казначея Иеромонаха Акакия казенных денег серебряных тысячу пятьсот двадцать рублев, и те книги за его Григорьевою рукою, на трех листах. Книга запасная кузничного старца Пафнутия 168 (1660) году кузничной раздачи укладу и железу, за рукою крылошанина Ионы, на трех тетрадях. Книга приемная платяного Казначея старца Ефрема казенной рухляди, за рукою, писаны на четырех листах. 173 году Октября в 5 день (1664 г.) книги росписные Казначея Иеромонаха Акакия с Казначеем Иеромонахом Филофеем, Государя Патриарха келейной рухляди, за их руками, писаны на четырех листах. 173 году Декабря в 11 день (1664 г.) книги росписные Казначея Иеромонаха Акакия с Казначеем Иеромонахом Филофеем Государя Патриарха келейной казны и рухляди за рукою Казначея Филофея, писаны на двух листах. 173 (1665) году Марта в 1 день книги росписные Казначея Иеромонаха Акакия с Казначеем Иеромонахом Филофеем Государевы Патриарши келейной рухляди с Иверского подворья, за его Филофеевою рукою, писаны на полуторе листе. 173 году Октября в 9 день (1664 г.) книга расходная Государевы Патриарши келейной рухляди Казначея Иеромонаха Акакия, что он принимал на Москве с Иверского подворья у Казначея Иеромонаха Филофея в розных месяцах и числах, за его Иеромонаха Акакия рукою. 168 (1660) году росписные Казначея Иеромонаха Акакия с Старцем Флавианом, за рукою черного Священника Анкидина, писаны на четырех листах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

22-го мая 1721-го года архиепископ Феодосий торопил Геннина о поставке остального железа: прислано было в апреле лишь 1.200 досок. Грозил жалобой, напоминал, что Геннин взял поставку не поневоле, а охотно, с ведома Царя 531 . Строили Васильеостровское подворье. С середины лета стали строить каменную Канцелярию и закончили сооружение к половине сентября. Отделывали прежнее помещение Канцелярии под Школу. Заканчивали устройство деревянных светлиц на Васильеостровском подворье. В архивных документах о сооружении подворья сохранилось сообщение об одном характерном эпизоде, показывающем хозяйственную заботливость Правительства при сооружении новой столицы. Монастырский комиссар Карпов при осмотре подворья нашел на «застроенном месте» еще «не вынесенные» 22 березки, сухую ель и две осины; эти деревья препятствовали производить постройку, между тем перенести их на другое место без указа Карпов не смел. Поэтому 19-го июня 1721-го года Комиссарство просило Контору Лесного Правления перенести деревья. 7-го июля Контора распорядилась: на монастырском подворье, где строится дом, лучшие деревья «со всякою бережью» вынуть с землею и пересадить на двор или огород, и при этом укрепить, как возможно лучше, подпорами, чтобы ветром не качало, и смотреть, чтобы не засохли, а кривые и худые деревья расчистить и употреблять на дрова и на фашины, также накрепко и безотлучно надзирать, чтобы пересадкой не повредили деревьев и чтобы доброго и годного леса, кроме находящихся на застроенном месте деревьев, отнюдь не рубили 532 . Перекрыта была гонтом обветшалая крыша на архимандричьих или властелинских кельях 533 . В огородах при скотном дворе посажено 364 яблони, из них 64 перенесены от пильной мельницы, 91 дерево клену и 2 вяза. 154 яблони посажены были в линии, а остальные посажены «для скорости в землю» за скотным двором, за неимением свободного места, так как в огороде уже были «всякая овощи посеяны» 534 . Осенью 1721-го года и весною 1722-го производилась работа – «при канале за верхние щиты засыпать землею вровень с верхним брусом во весь канал по обе стороны» 535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Вот в нашей мастерской. Если человек хочет и просит: «научите», то и получается у него. Но порой человек искренне старается, благоговейно ко всему относится, работает самоотверженно и вдруг… срывается, начинает пить. Уходит с работы. Не без этого. Но страшно не брать таких — ненадежных. А вдруг это у него последний шанс? Я сам через это прошел, поэтому с пониманием отношусь. Наверное, каждому Господь свое время дает. Ведь и у меня был период, когда говорить со мной о Боге было бесполезно. Думаю, что нет безнадежных людей, есть только безнадежные на данный момент». Псалмами по скорлупе В 2000 году один колхоз пожертвовал монастырю землю. Ее не пахали 10 лет — глина да камни. Там же - полуразрушенный коровник. Его за лето оборудовали под жилье. Бригада подопечных, которых направили туда жить и работать, была вначале небольшая — человек пять - и не только бездомные, бывшие заключенные и воспитанники детдомов: были и есть среди них люди с хорошим образованием, имевшие и достаток, и хорошую профессию, и семью… Уклад жизни этой разношерстной общины сложился не сразу. Методы работы искали на ощупь, путем проб и ошибок, но с молитвой, надеясь, что Господь управит, вразумит и все расставит по местам. Поначалу «ревнители православия» с уголовным прошлым взялись навести на подворье порядок по законам силы. Получилось — их слушались и боялись. Но от этого пути очень скоро отказались. - «Это уже не монастырское подворье стало, а своего рода колония. А хотелось дать человеку свободу и доверять ему» - говорит отец Андрей. Тогда по благословению духовника братьев стали опекать монашествующие сестры. Одна-две монахини постоянно жили на втором этаже бывшего коровника. Так, монахини Анфиса и Евпраксия пробыли там каждая почти по три года, мать Тамара — все пять. Работа на стройке, утренние и вечерние молитвы, исповедь. Важнейшим условием пребывания на подворье было воздержание от алкоголя и наркотиков. Но в первое время духовная «терапия» мало помогала: если срывался и начинал пить один из подопечных, то очень скоро пила большая часть насельников подворья. Плюс наркотики — в окрестностях Лысой Горы срезали все маки. Естественно, нарушителей с треском выгоняли вон. Но так поступали не со всеми… - «Конечно, бывают срывы, все бывает - объясняет отец Андрей. - Нельзя ожидать, чтобы люди, которые спились или всю жизнь просидели за решеткой, резко исправились и начали работать творчески. Они будут падать, будут срываться.

http://pravoslavie.ru/37715.html

Вот в нашей мастерской. Если человек хочет и просит: " научите " , то и получается у него. Но порой человек искренне старается, благоговейно ко всему относится, работает самоотверженно и вдруг... срывается, начинает пить. Уходит с работы. Не без этого. Но страшно не брать таких - ненадежных. А вдруг это у него последний шанс? Я сам через это прошел, поэтому с пониманием отношусь. Наверное, каждому Господь свое время дает. Ведь и у меня был период, когда говорить со мной о Боге было бесполезно. Думаю, что нет безнадежных людей, есть только безнадежные на данный момент " . В 2000 году один колхоз пожертвовал монастырю землю. Ее не пахали 10 лет - глина да камни. Там же - полуразрушенный коровник. Его за лето оборудовали под жилье. Бригада подопечных, которых направили туда жить и работать, была вначале небольшая - человек пять - и не только бездомные, бывшие заключенные и воспитанники детдомов: были и есть среди них люди с хорошим образованием, имевшие и достаток, и хорошую профессию, и семью... Уклад жизни этой разношерстной общины сложился не сразу. Методы работы искали на ощупь, путем проб и ошибок, но с молитвой, надеясь, что Господь управит, вразумит и все расставит по местам. Поначалу " ревнители православия " с уголовным прошлым взялись навести на подворье порядок по законам силы. Получилось - их слушались и боялись. Но от этого пути очень скоро отказались. - " Это уже не монастырское подворье стало, а своего рода колония. А хотелось дать человеку свободу и доверять ему " - говорит отец Андрей. Тогда по благословению духовника братьев стали опекать монашествующие сестры. Одна-две монахини постоянно жили на втором этаже бывшего коровника. Так, монахини Анфиса и Евпраксия пробыли там каждая почти по три года, мать Тамара - все пять. Работа на стройке, утренние и вечерние молитвы, исповедь. Важнейшим условием пребывания на подворье было воздержание от алкоголя и наркотиков. Но в первое время духовная " терапия " мало помогала: если срывался и начинал пить один из подопечных, то очень скоро пила большая часть насельников подворья. Плюс наркотики - в окрестностях Лысой Горы срезали все маки. Естественно, нарушителей с треском выгоняли вон. Но так поступали не со всеми... - " Конечно, бывают срывы, все бывает - объясняет отец Андрей. - Нельзя ожидать, чтобы люди, которые спились или всю жизнь просидели за решеткой, резко исправились и начали работать творчески. Они будут падать, будут срываться.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010