Притом – а) с одной стороны – никто из св. отцов и учителей церкви не говорит, что св. дары пресуществляются на литургии исключительно одними словами Христовыми. Напротив, св. Василий Великий († 379), хотя слова Христовы, упоминаемые евангелием и апостолом Павлом, поставляет существенным средоточием литургии, около которого располагаются прежде и после другие слова, «имеющие великую силу для таинства» евхаристии, однакож свидетельствует, что «мы не довольствуемся теми словами, которые апостол или евангелие упоминает, но и прежде их и после произносим и другие как имеющие великую силу для таинства», т. е. как существенно необходимые для действительности преложения св. даров. И действительно, в составленной им литургии, в состав чина освящения св. даров входит, прежде произнесения слов Господних, евхаристическая, или благодарственная за творение и искупление, молитва: «С сими блаженными силами», от которой и самое таинство причащения называется евхаристией или благодарением и св. Тайны – у св. Иустина мученика – пищей, над которой (τροφ εχαριστιϑεσα) или у св. Иринея – хлебом, над которым (ρτος εχαριστισϑες ) произнесено благодарение, а за произнесением слов Христовых следует молитва священнодействующего о ниспослании Св. Духа на дары, для их преложения, которую св. Василий Великий называет «словами призывания в преложении хлеба евхаристии и чаши благословения». И св. Иоанн Златоуст († 407) нигде не говорит в своих писаниях, что одними словами Христовыми пресуществляются св. дары на литургии, а в составленной им литургии, по произнесении слов Господних, молит Бога Отца о ниспослании Духа Святаго на предлежащие дары, для их преложения. К чему же, спрашивается, поместил св. отец молитву сию в литургии своей, если бы верил, что дары пресуществляются на литургии одними словами Спасителя, изреченными при установлении таинства евхаристии?.. Так же и св. Киприан († 258), епископ Карфагенский, хотя и пишет, что «с того времени, как сказано Господом: сие творите в Мое воспоминание, сие есть плоть Моя, сие есть кровь Моя, всякий раз как сделано сими словами и сею верою, тот существенный хлеб и освященная торжественным благословением чаша споспешествует к жизни и спасению всего человека 27 , однако не говорит, что это сделано одними сими словами и упоминает еще о торжественном благословении чаши.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

4) Поклонение Святой Троице (стр. 195.). Покланяющийся исповедует и прославляет Божеское существо, свойства и действия всех Лиц Пресвятой Троицы. 5) Поклонение Пресвятой Богородице (стр. 197.). Здесь молящийся воспоминает события из жизни Приснодевы и молит Ее о помощи. 6) Молитва исповедания к Богу повседневнаго от человека полагающаго спасения начало (стр. 96.). Глубокое сокрушение и вместе крепкое упование на Бога выражены в сей молитве от лица кающегося грешника. 7) Исповедание грехов генеральное, глаголемое пред Иереем от лица кающагося (стр. 153.). Кающийся изчисляет здесь пред Богом грехи свои против Бога, ближних и самого себя. 8) О причащении Св. Таин (стр. 184.). Здесь содержится размышление о том, каке достойно приступать к Св. Тайнам, и молитвы ко Господу Иисусу пред причащением и по причащении, также молитвы к Пресвятой Богородице. Смирение, глубокое сокрушение, упование и любовь к Иисусу Христу и Пречистой Его Матери дышут в сих молитвах. 9) Особенно часто душа Святителя любила погружаться в молитвенные размышления о страданиях Господних. Плодом таких размышлений суть: а) Молитва, или краткое страстей Христовых воспоминание (стр. 156.). б) Благодарственное страстей Христовых воспоминание и молитвенное размышление, паче иных зело полезное, еже должно по вся пятки совершати (стр. 160.). Сочинено 1702 г., как видно из приписки на конце. в) Целование удов, или ран Господа нашего И. Христа (стр. 168.), г) Богомысленное размышление о пресвятых страстех Господа нашего И. Христа (стр 169.). д) Поклонение Господу нашему И. Христу (стр. 180.). е) Ко Магдалине плачущей у ног Христовых глагол грешнаго (стр. 183.) и ответ Магдалины (стр. 184.). ж) Плач на погребение Христово (стр. 190.). В сих богомысленных творениях слышится голос души, всецело проникнутой мыслию о многообразных страданиях Богочеловека, состраждущей Ему на пути от Гефсимании до Голгофы, объятой тою любовию к Распятому, по движению которой мог сказать Апостол: мне да не будет хвалитися, точию о кресте Господа нашего Иисуса Христа, и от которой не могли разлучить Апостола ни смерть, ни живот, ни настоящая, ни грядущая...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

По прибытии в Киев, новая Елена, великая княгиня Ольга, стала со всем усердием распространять веру Христову в родной земле. Она обратила ко Христу многих киевлян и построила для них церковь во имя святителя Христова Николая, на Аскольдовой могиле. Церковь святой Софии, вначале деревянная, была построена также ею. Затем святая Ольга побывала в Великом Новгороде и в других областях своего государства. Поучениями и наставлениями своими она, при помощи Божией, приводила многих ко Христу и, сокрушая идолов, на их месте воздвигала честные кресты. От крестов этих потом происходили великие чудеса и знамения – во уверение неверных. Одно лишь было непрестающей скорбью для праведной Ольги: это то, что сын ее Святослав, несмотря на все увещания матери, не хотел и слышать о принятии Христианства. Он любил военную славу и военные подвиги, и то и дело покидал свою землю и рыскал с дружиной своей где-либо за Дунаем, или в ином месте. Внуки святой Ольги, дети Святослава, – Ярополк, Олег и Владимир – находились поэтому почти всегда на ее попечении, и она усердно поучала их вере христианской, но крестить без воли отца не решалась. Поэтому ей оставалось только, возложив все упование свое на Господа, от Его благости ожидать лучшего для своей семьи и своего народа. И Господь исполнил горячую молитву смиренной русской княгини: один из внуков ее, Владимир, просветил Россию Святым Крещением. Дожив до глубокой старости, Ольга почувствовала болезнь смертную. Святослав, по обыкновению, отсутствовал; но услышав о внезапном нападении на Киев печенегов, он поспешил домой. Разбив врагов, он явился к матери своей, которую застал на смертном одре. И умирающая мать пыталась еще раз, в последние минуты жизни своей, уговорить сына оставить погибельное идолопоклонство и обратиться ко Христу; но и теперь несчастный сын не послушал ее. За это и был наказан внезапной и позорной смертью , по предсказанию праведницы-матери. Тиха и безмятежна была кончина блаженной Ольги. Напутствуемая причащением Божественных Таин Христовых, она мирно отошла ко Господу в одиннадцатый день июля 969 года. Плакали о ней все киевляне, – не только христиане, но и язычники. Тело ее с честью погребено в городе Киеве. Преподобный Нестор, оканчивая свои известия о благоверной Ольге, пишет: «Она предтекла Христианству в земле нашей, как зарница перед солнцем, как заря перед светом полным, как луна в ночи, – так светила она между людьми неверующими. Она первая из Руси взошла в Царство Небесное. Ее хвалят сыны Русские как начальницу. Она и по смерти молит Бога за Русь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Тем же, чада моя, блюдетес и не отнимайте чужаго. 56. Слово Иоанна Златоустого како чтити прозвитеры 271 Уведите вси, колика есть иерейская власть и честь: они бо крещением и покаянием и причащением поновляют верныя и за вся молитвы к Богу творят. Тем же не пререкуйте им, но добре чтите их: Божия бо слуги суть и предстатели тайнам Его. Тем же добре чтите я и потребная им давайте. Како убо земных князей слуг чтите, то достоит паче Небеснаго Царя слугам достойную почесть (честь) и дары воздаяти. Слышите апостола Павла глаголюща: братие, покоряйтеся старейшинам вашим, тии бо бдят о душах ваших, яко слово отдати им о вас в день судный ( Евр 13:17 ). Ты токмо о своем спасении тщишися, а сим велика есть скорбь, како бы порученных им житие управити, а не учивше – суд зол прияти. Но глаголеши мне: «глаголет, а сам того не творит». Но то дело ему есть не ленитися, но ко всем глаголати. Аще ли учения не послушаеши, то осудишися. Глаголет бо Господь: слушая вас мене слушает, а отметаяйся вас, мене отметается ( Лк. 10:16 ), а иже кто вас хулит, то мене хулит. Ни, братие, несть вам подобно (подобает) на священники хулы глаголати. Они бо по вся дни за тя и за твою братию и за вся вся верныя службы творят, заутра и полудне и вечере, молят Бога во церкви и вне церкви, и в домех своих молбы о всех творят. Та вся, любимии, размысливше, всячески наделяйте их добре, яко отца, пищею и одеждою, да безмятежно молбы приносят о вас к Богу. И не глаголите, яко «недостойне служит». О, братие, аще бо и ангел есть принося пречистыя Тайны, а ты аще недостоин, то никако и ангел тебе не очистит от грех; своя бо нечистота комуждо нас возбраняет. Ты же поучания его слушай, аще право учить, а не пытай жития его, ни укоряй его: добре бо за тя Бога молит. Всяк бо иерей от человек поставляется и от человек чести и дары приемлет, и требы о гресех, яко о себе, тако и о людех, Богу молится день и нощь. Того ради достоине излише чтити священники. 57. Слово и поучение к попом 272 Господи, благослови, отче! Слыши ерей сборе преподобный: к вам ми слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

В заключение скажем, всегда ли продолжится употребление святого Причащения в истинной Церкви христианской? Ответ на этот вопрос дается в следующих известных уже нам словах апостола Павла: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Здесь апостол говорит о таинстве Причащения. По его словам, оно будет совершаться в Церкви Христовой, доколе придет Господь. Значит, до самого второго пришествия Иисуса Христа на землю будет совершаться в Церкви таинство причащения, после чего его заменит та великая брачная вечеря, о которой написано в Откровении евангелиста Иоанна: «блаженны званные на брачную вечерю Агнца». Как называется Богослужение, в котором совершается таинство Причащения? Где совершается это Богослужение? На сколько частей разделяется оно? Что должно заметить о каждой из этих частей? Как могут участвовать в Литургии не приступающие к таинству Причащения? Какие воспоминания должно иметь при различных священнодействиях Литургии? Всегда ли продолжится употребление таинства святого Причащения в истинной Церкви Христовой? 18. Покаяние Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Мф.18:18 . Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. Ин.20:22 –23. обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему. Иоиль.2:12 –13. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению. 2Кор.7:10 . И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив. Иез.33:19 . О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его. Деян.10:43 . При изложении учения о таинстве крещения мы говорили, что в древности некоторые отлагали свое крещение до последних дней своей жизни, боясь новыми грехами после крещения прогневать Бога. Но Церковь не приняла этого обычая, ибо Господь даровал ей особенное средство очищать чад своих от грехов, совершаемых после крещения. Средство это есть Покаяние. По определению катехизиса, Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. В этом определении указывается как видимая сторона таинства – исповедание кающимся грехов перед священником и изъявление последним прощения, так и невидимое действие его – действительное благодатное разрешение от грехов Самим Иисусом Христом. Но при изложении учения веры о таинствах крещения, миропомазания и причащения мы прежде всего говорили о Божественном установлении их. Подобно этому и здесь мы прежде всего скажем о Божественном установлении покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Из приведённых мест Священного Писания ясно, что таинство Причащения установлено Самим Христом Спасителем; что в этом таинстве мы под видом хлеба и вина вкушаем истинное тело и истинную кровь Христа Спасителя; что не причащающиеся тела и крови Христа Спасителя не наследуют жизни вечной. Так учили и апостолы ( 1Кор.10:15–17:11:20–27 ). Приступать к таинству Причащения христианин должен только после тщательного приготовления и испытания себя, согласно заповеди апостола: да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем ( 1Кор.11:27–30 ). Право совершать это таинство принадлежит только пастырям, преемникам апостолов: ибо только апостолам, а в лице их и пастырям Церкви Иисус Христос, по установлении таинства Причащения, заповедал: сие творите в Моё воспоминание ( Лк.22:19 ). Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о таинстве святого Причащения (Евхаристии) Таинство Причащения установлено Самим Господом Лк.22:17:19–20 . «И взяв чашу и благодарив, сказал: примите её и разделите между собою... И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается». Объясн. Под словами «сие творите в Моё воспоминание» должно разуметь всё то, что совершил и сказал в это время Господь, а Он взял хлеб... говоря: «сие есть Тело Моё», также и чашу (19–20), разве не так поступают и священнослужители Православной Церкви? Именно так, и этим исполняют повеление Божие: Ин.6:55–57 ; 1Кор.10:16:11:23–27 . Лк.24:30–31 . «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его; но Он стал невидим для них». Объясн. «Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им», но при этом не сказал Господь: сие есть Тело Моё: Лк.22:16 ; стало быть, здесь Господь благословил обычную вечернюю трапезу, утоляющую телесную жажду и совершенно несходную с таинством святого Причащения: Ин.6:55–56 ; 1Кор.11:23–26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Таинство Миропомазания совершается сейчас же после Крещения, как это бывало в Церкви с самого начала. Пояснения: I. Святое миро, как правило, приготовляет и освящает сам глава Автокефальной Церкви. II. Святое миро в Римской Церкви называется «крижмо». III. Римская Церковь Таинство Миропомазания называет «бирмованием»; однако учение Римской Церкви об этом Таинстве отклоняется от учения Православной Церкви в трех пунктах: а) оно не считает его столь необходимым, как Церковь Православная, вследствие чего некоторые римско-католические христиане остаются вообще без принятия этого Таинства (Таинство не совершается сейчас же после Св. Крещения, но значительно позже); б) в Римской Церкви совершает это Таинство только епископ, и лишь в исключительных случаях может его совершать священник, уполномоченный на это папой. 3. О Таинстве Причащения 646. Что нам подается в Таинстве Причащения? В Таинстве Причащения подается нам под видом хлеба и вина Пречистое Тело и Драгоценная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, для исцеления души и тела и для жизни вечной. 647. Как сокращенно называем мы Пресвятое Тело и Пресвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа? Пресвятое Тело и Пресвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа мы называем сокращенно «Евхаристией», или «Святыми Дарами», или «Вечерей Господней». 648. Когда установил Христос Таинство Причащения? Таинство Причащения Христос установил перед Своими страданиями во время Тайной Вечери. 649. Как установил Христос Таинство Причащения? Христос установил Таинство Причащения так: 1) Он взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» ( Мф.26:26 ); 2) и взяв чашу, благословил вино в чаше, подал им и сказал «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:27–28 ), а затем 3) сказал им: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). 650. Почему установил Христос Таинство Святой Евхаристии? Христос установил Таинство Святой Евхаристии по неизреченной любви к нам:

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   Как понять эти слова? Означают ли они, что можно, как кому угодно причащаться — или таинственно, или иным способом, например духовно, и что последнего рода причащение может заменять первое?    Но если понять так слова блаженного Феофилакта, то необходимо придется стать в противоречие со словами Господа о необходимости Таинства Причащения, преподанного в чувственном виде на тайной вечери, где Он заповедал творить сие, т. е. чувственное причащение, в Его воспоминание (Лк.22:19; 1Кор.11:25).    Обращаясь затем к другим словам блаженного Феофилакта, в том же толковании, мы приходим к полному убеждению, что он совсем не думал сказать, что видимое причащение Тела и Крови Христовой можно заменить каким-то духовным причащением. Объясняя слова Спасителя о хлебе животном, ядый от которого не умирает, он прямо говорит, что здесь речь о тайнем (т. е. таинственном, видимом) причащении, что это «тайное причащение есть обычно» и что оно только необходимо, что «несть инако живота имети», а отсюда познаем, заключает он, величество тайны причащения.    Таким образом, выражение блаженного Феофилакта: «Ясти и пити Плоть и Кровь Владычню» можно «и по иному образу» означает не действительное, какое-то не понятное, духовным образом причащение Тела и Крови Владычней, а общение с Христом нравственное, через прохождение добродетельной жизни, каковое общение имеет тесную и необходимую связь с таинственным приобщением Плоти и Крови Христовой». 2. Библейские тексты о св. причащении.    Первое причащение было на последней пасхе, которую отпраздновал Господь со Своими учениками: «ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху» (Мф.26:19). И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое» (Мф.26:26). И взяв чашу, и, благодарив, подал им и сказал: «пейте из нея все» (Мф.26:27), «ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:28). «Ибо я (говорит св. Ап. Павел) от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб» (1Кор.11:23), «и возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое: сие творите в Мое воспоминание» (1Кор.11:24). «Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1Кор.11:25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3072...

Вино должно быть виноградное. Такое именно вино употребил Спаситель при установлении таинства Причащения, как это видно из следующих слов, сказанных Им ученикам по предложении Пречистой Крови Своей под видом вина: «сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в царстве Отца Моего». Такое же вино употребляли и святые апостолы, и вся православная христианская Церковь . При совершении таинства оно соединяется с водою, ибо все сие священнодействие расположено по образу страдания Христова, а во время страдания Его, из прободенного ребра Его текла кровь и вода. Притом же священное Предание свидетельствует, что Иисус Христос при установлении таинства преложил в кровь Свою вино, растворенное водою. Литургия оглашенных называется так потому, что при ней дозволялось присутствовать, кроме крещенных и допускаемых до причащения, и оглашенным, то есть готовящимся к крещению, а равно кающимся, не допускаемым до причащения и даже еретикам. Как в первой части литургии приготовляется вещество для таинства причащения, так в этой второй части ее приготовляются верующие к таинству причащения. Начинается она благословением или прославлением Царства Пресвятой Троицы и состоит из молитв, песнопений, чтения книг апостольских и Евангелия. Концом ее служит повеление оглашенным выйти из церкви. Третью и самую важную часть Литургии составляет литургия верных, в которой совершается самое таинство Причащения. Оно называется так потому, что одни верные, то есть принявшие крещение, имеют право быть при этом Богослужении. Во время этой части литургии поется Херувимская песнь и бывает великий вход, но самым важным действием в это время служат: во-первых, произнесение слов, которые сказал Иисус Христос при установлении таинства: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое; пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета», во-вторых, призывание Святого Духа, и в-третьих, благословения даров, то есть принесенного хлеба и вина. Действие это важно потому именно, что во время него хлеб и вино действием всемогущего Божия прелагаются или пресуществляются в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Истина эта видна из того, что, преподавая ученикам Тело Свое, Господь сказал: «за вас ломимое», и, преподавая Кровь Свою, присовокупил: «Которая за вас и за многих изливается во оставление грехов». По словам катехизиса, верующий вкушает в таинстве причащения Тела и Крови Христовой для вечной жизни. Этим также указывается на благодатное следствие этого таинства для нас. Таинство причащения приводит именно нас к вечной жизни. Бог всем людям хочет спастись и наследовать жизнь вечную. Но большая часть людей хочет совершенно иного и своими грехами закрывает себе вход в Царство Небесное и отделяет от Бога. Разделение это существует до тех пор, пока грешник не получит прощения грехов, и чем больше этих грехов, тем больше бывает преграда, отделяющая грешника от Бога. Прощение есть как бы ключ, раскрывающий эту преграду и открывающий нам доступ к Богу, а следовательно, и к вечной жизни. Уже из этого одного видно, как тесно связаны друг с другом прощение грехов и вечная жизнь. Но мы остановимся на этом примере еще немного. Припомним упоминаемого в Евангелии мытаря. Сознание греховности своей побудило его идти в храм и там молиться: Боже, милостив буди мне, грешнику! Господь услышал эту молитву, простил мытарю согрешения его, и он оправданным пошел в дом свой. Подобным же образом дожны приступать к таинству причащения и христиане. Они должны искать в нем прощения для своих грехов, должны твердо помнить, что таинство это есть умилостивительная жертва за наши грехи. Если же с таинством причащения соединяется прощение грехов, то ясно, что оно открывает также нам и доступ к вечной жизни. Кроме этого в таинстве причащения, человек теснейшим образом соединяется с самим источником жизни Иисусом Христом, который говорил о Себе: «Я хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». И еще: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Таковы те спасительные плоды, которые подаются в таинстве причащения всем, достойно принимающим его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010