«БОЖЕСТВЕННАЯ БЛАГОДАТЬ, ВСЕГДА НЕМОЩНАЯ (слабая) ВРАЧУЮЩИ И ОСКУДЕВАЮЩАЯ (недостающее) ВОСПОЛНЯЮЩИ, ПРОРУЧЕСТВУЕТ 30 (имя), БЛАГОГОВЕЙНЕЙШАГО ИПОДИАКОНА ВО ДИАКОНА: ПОМОЛИМСЯ УБО О НЕМ, ДА ПРИИДЕТ НА НЕГО БЛАГОДАТЬ ВСЕСВЯТАГО ДУХА». В алтаре поют: «Господи, помилуй» трижды, а хор трижды «κριε λησον». Хор поет медленно, пока архиерей прочтет молитвы. Архиерей, благословив трижды посвящаемого и возложив на главу его руку, читает тайно остальные две молитвы: «Господи Боже наш» и «Боже, Спасе наш», в которых молит Господа нашего Иисуса Христа сохранить рукоположенного «во всякой честности» и даровать ему веру, любовь, благодатные силы и святость к достойному прохождению этого служения. Во время чтения архиереем этих молитв протодиакон произносит вполголоса мирную ектению об архиерее и деле рук его и о «ныне проручествуемом диаконе». (Ектения напечатана в архиерейском Чиновнике буквами, обратно расположенными к буквам молитв, и ее читает протодиакон из Чиновника, одновременно с чтением архиереем тайных молитв, сам стоя впереди архиерея за иподиаконом, держащим Чиновник.) После окончания молитв рукополагаемый встает, и архиерей «разрешает» орарь, опоясанный через оба плеча, возлагает его на левое плечо, а также дает рукоположенному поручи и рипиду, которые рукополагаемый целует. При возложении этих одежд и вручении рипиды сперва архиереем, а потом на клиросах произносится: «Аксиос» (ξιος – достоин). Это возглашение есть объявление того, что рукополагаемый достоин быть облаченным в видимые знаки своего сана и служения (орарь, поручи и рипида) и что он, получив благодать Святого Духа, сделался достойным совершать порученное ему священнослужение. Взяв рипиду, рукоположенный целует руку и плечо архиерея, становится на левую сторону престола и держит рипиду над дискосом до возгласа: «Святая святым», т. е. до времени причащения. (Обыкновенно рукоположенный отлагает рипиду на ектении пред «Отче наш».) Новопоставленный диакон первым из диаконов (вслед за протодиаконом) удостаивается святого причастия, получая это предпочтение ради обновления в этот день на нем Божественной благодати (священства).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Берет чашу и ею осеняя себя знамением креста, говорит: «Кровь Господа нашего Иисуса Христа, да сохранит душу мою в жизнь вечную. Аминь». Принимает всю кровь с частицею, после сего, если есть причастники, приобщает их, потом читает: «Господи! да восприимем чистою душею то, что принимаем устами, и да будет нам, от дара временного (de munere temporali), врачевство вечное». Свящ. подает клирику чашу, для влияния в нее несколько вина, выпивает его и потом продолжает: «Тело Твое Господи, принятое мною, и кровь, которой я приобщился, да приложится к существу моему, да не обитает во мне злое, во мне – коего обновили чистые и святые тайны. Ты бо живешь и царствуешь во веки веков. Аминь». После сего священник омывает, вином и водою, персты над чашею, выпивает это (омовение), вытирает уста и чашу, покрывает ее платом (purificatorium), которым она терта, – на плат помещает дискос (patena), сверху его льняной кружочек (parva palla), все это покрывает покровом (velum), и сложив белый подсланный плат (corporale) вдвигает его, в нарочито устроенное для него влагалище (bursa) и также полагает на чаше сверху покрова, потом ставит чашу на средину престола; а клирик, между тем, переносит служебник с левого угла престола на правый; после чего священник читает причастен (communio); это один или несколько стихов из Ветхого или Нового Завета; на каждый день полагается особый причастен. За сим священник (обратившись к народу, от левой руки к правой) произносит: «Господь с вами». Кл. «и со духом твоим». После сего следуют молитвы, – по приобщении (post communiones), которые изменяются, смотря по времени; содержанием их, обыкновенно, бывает то, что священнодействующий, воспоминая событие праздника, или ублажая память какого-либо святого, молит Бога, чтобы причащение святых таин послужило ему во благо 52 . По окончании этих молитв, священник соединяет на груди руки, целует престол, и обратившись к народу говорит: «Господь с вами». Кл. «и со духом твоим»; а свящ., оставаясь в прежнем положении, возглашает на распев: «ite, missa est» (изыдите, месса кончена) 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По окончании молитвы Господней священник возглашает: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Хор поет: Аминь. Потом священник преподает Мир всем, и слышит такое же благожелание себе со стороны народа: И духови твоему. Диакон приглашает всех приклонить головы: как для выражения благоговейного страха перед жертвою Господней, так и для принятия мира свышнего. Приклонив головы, верующие с сокрушением сердечным молятся в себе примерно такими словами: «Тебе, Господи Боже мой, приклоняя главу, во исповедании сердечном взываю: грешен я, Господи, и недостоин Твоего прощения, но Ты, Человеколюбец, как блудного сына помилуй меня, как мытаря оправдай и как благоразумного разбойника удостой меня Царствия Небесного». Над приклонившими головы священник читает тайную молитву, прося Господа преподать благодать причащения всем и каждому причащающемуся по потребностям всех и каждого. Священник молится тайно: Благодарим Тя, Царю Невидимый, Иже неисчетною Твоею силою содетельствовал ecu, и множеством милости Твоея от небытия в бытие вся привел ecu. Сам, Владыко, с Небесе призри на подклоньшия Тебе главы своя: не бо подклониша плоти и крови, но Тебе страшному Богу. Ты убо, Владыко, предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегождо своей потребе: плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй, недугующия исцели, Врачу душ и телес. Затем громко возглашает: Благодатию и щедротами и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен ecu, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Хор: Аминь. Оканчивая приготовление себя к принятию и Преподанию святой Евхаристии, священник тайно молит о прощении своих грехов. В конце молитвы он трижды тайно говорит: Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. Диакон опоясывается орарем крестообразно и тоже читает тихо: Боже, очисти мя... Увидев, что священник берет святого Агнца для возношения, диакон возглашает: Вонмем. Царские двери закрываются, завеса задергивается.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Лик дополняет: И всех и вся, т. е. всех мужей и всех жен, предстоящих и отсутствующих. Продолжая ту же молитву, в конце ее совершитель открыто молит о предстоящих в церкви, чтобы Господь дал им благодать славить и воспевать Господа (И даждь нам едиными усты ...), и приветствует их пожеланием им благодати: и да будут милости великого Бога...Лик отвечает: аминь. Здесь оканчивается евхаристийный канон. Далее следует приготовление верных к достойному причащению. Диакон произносит ектению: Вся святыя помянувше..., в которой воссылаются особые прошения о принесенных и освященных честных Дарах. Священник в это время тайно молит Бога о достойном причащении верующих и потом вслух произносит: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети прцзывати Тебе небесного Бога Отца и глаголати... Лик поет: Отче наш...Потом предстоятель преподает мир всем и, выслушав то же благожелание со стороны предстоящих, приглашает их преклонить главы. Над преклонившими главы он читает тайную молитву, прося Господа преподать благодать причащения всем причащающимся, и оканчивает ее возгласом: благодатию и щедротами ... Оканчивая приготовление себя к принятию и преподанию евхаристии, совершитель тайно молит о прощении своих грехов, a по возгласе диакона: вонмем, напоминает верующим о достойном принятии причащения: святая святым, внушая, что св. Дары могут быть преподаны только святым, достойным их. Лик, выражая смиренное сознание, что никто из людей не может достигнуть той святости, которой требует святость таинства, отвечает: Един свят, един Господь ... После этого бывает причащение священнослужителей в алтаре, а лик поет причастен. Преломив св. Агнец, священник часть с надписью: Иисус опускает в потир с словами: исполнение Святого Духа. Тогда же вливается в потир теплота. Из раздробленных частиц части с надписью: Христос – священнослужители принимают по одной при словах: преподается честное и святое, и пречистое Тело... Части Ни – ка влагаются в потир по причащении священнослужителей. После причащения священнослужителей отнимается завеса, открываются Царские двери, и диакон возглашает: со страхом Божиим и верою приступите! Верующие, увидев в тайнах Самого И.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

42. Воспоминание членов церкви небесной и земной. Приготовление верующих к причащению; причащение священнослужащих По окончании пения «Тебе поем», совершается воспоминание членов церкви небесной и земной . Священник стоя, перед престолом с кадилом в руке, тайно в молитве благодарит Бога за то, что Он сделал святых угодников Божиих ходатаями за нас на небе, по прочтении этой молитвы вслух произносит: «Изрядно (т.е. преимущественно возблагодарим Бога) о Пресвятей, Пречистей, Пребогословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии». Этими словами священник благодарит Бога о Матери Божией и призывает к этому предстоящих в храме. На клиросе после этого возгласа поют хвалебную песнь в честь Богородицы: «Достойно есть»... Во время пения этой хвалебной песни священник тихо молится о всех умерших людях. В это же время все верующие должны поминать в молитве умерших и просить Господа успокоить души усопших в месте светлом, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыхания. По окончании хвалебной песни Богородице священник вслух возглашает молитву о Святейшем Синоде и местном архиерее и о всех живых людях. Вместе с священником и все стоящие в храме должны поминать в, молитве своих живых родственников и знакомых. На клиросе оканчивают поминовение умерших и живых пением слов: «и всех и вся», т.е. помяни Господи всех верующих мужей и жен живых и умерших. После поминовения священник вслух молит Бога послать нам единодушие к прославлению Его имени и преподает от имени Иисуса Христа благословение народу. После благословения священником народа начинается приготовление верующих к причащению . Оно совершается так: диакон выходит на амвон и произносит просительную ектению, которую начинает такими словами: «Вся святые помянувше паки и паки миром Господу помолимся». Затем диакон молит Бога милостиво, принять от нас таинственную жертву и послать нам благодать Святого Духа. Во время этой просительной ектении священник втайне молится, чтобы Господь сподобил его и всех верующих достойно причаститься Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

После сего священнодействующий, втайне воспомянув дела Иисуса Христа, совершённые Им в состоянии уничижения и прославления, за все сии благодеяния, и, жертву хваления, благодарения и умилостивления приносит Богу предложенные Дары, взывая в слух церкви: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся: – не свои, а Твои Дары приносим Тебе, Боже, – говорит священнодействующий, – благодаря Тебя, за все Твои благодеяния, умоляя за всех и испрашивая всего благопотребного нам. Предстоящие алтарю, выражая своё искреннее участие в бескровном жертвоприношении, воспевают: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш. Сею песнью выражается от народа хваление или прославление Господа Бога, благодарение, прошение и умилостивление Его, по вере в великую силу бескровной жертвы. Когда церковь воспевает сию песнь, священнодействующий молит Бога о ниспослании Всесвятого Духа, и, призывая вседействующее благословение Божие, благословляет крестным знамением святые Дары. В сие время хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и Кровь Христову, действием Духа Божия, как о сем прежде слышали вы 57 . По преложении хлеба и вина в тело и кровь Христову, священник молит Бога, чтобы причащение сих Таинств служило причащающимся во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святого Духа, во исполнение царствия небесного, в дерзновение пред Богом, а не в осуждение. Как священнодействие Евхаристии есть истинное жертвоприношение Богу за живых и умерших, – Церковь торжествующую и воинствующую; то посему священнодействующий, принесши Богу сию великую жертву, Тело и Кровь самого Христа Спасителя, воспоминает пред нею о почивших в вере праотцах, пророках, апостолах, мучениках, исповедниках и всех Святых, и в особенности о Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной Владычице Богородице, произнося имя Её во услышание предстоящих алтарю, чтобы и они присоединились к прославлению Её; почему хор, услышав возглас священнодействующего, и прославляет Её песнью: Достойно есть, яко воистинну, блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Иже Херувимы тайно образующе». Чем образуем мы херувимов? Во–первых, пением их священной песни — Аллилуиа», «тем что поем Трисвятую песнь, как они; и во–вторых тем, что подъемлем как и они, Господа Славы и носим в себе чрез причащение Его», «воспринимаем в себя всецело Христа Бога в сердце, как на престоле херувимском, носим Его, пламенно любим Его, как любят Его херувимы. И ради Его любви отрешаем свои сердца от всякой земной любви: ибо любовь земная несовместима с любовью Божиею». «Потому мы и должны отложить всякое житейское попечение, чтобы возлюбить Его всею полнотою сердца, пламенною любовию». «Презирай, христианин, сласти плотские, если хочешь насладиться сладостию Божественною, нетленною, вечною, святою: иначе не возможешь вкусить сладости Божией». «Всякое ныне житейское отложим попечение» — эти весьма важные слова херувимской песни остаются для большей части христиан гласом вопиющего в пустыне. Так мы осуетились, измельчали от житейских попечений и пристрастий!» Между тем вообще «в храме», а в особенности в этот момент и в дальнейший — «место только молитве, покаянию, славословию и благодарению Творца и Господа, Спасителя и Судии нашего, а не помышлениям земным, или страстям житейским, плотским. И «да молчит» здесь всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет (в Вел. Суб.); и никого и ничего да не предпочитает Творцу; да не стремится ни к кому и ни к чему; но всем умом и сердцем погружается в Господа… «Да желает и молит себе» «и всем людям» единого на потребу — спасения души… «Храм — небо земное; здесь — Престол Царя неба и земли; здесь совершается страшная пренебесная Жертва — Тело и Кровь Владычня, и верные соединяются с Господом и обожаются обожением чудным». «Какое» нужно «небесное сердце! Даждь мне Господи, — молит он и о себе, — дух небесный, сердце чистое, любвеобильное, не связанное никакими житейскими похотями и страстями; ибо «никто из связавшихся житейскими похотьми и сластьми не может приходить или служить Тебе, Царю Славы!» (тайная молитва во время Херувимской).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=883...

Вопрос. Какое действие совершает священник по приготовлении вещества для Таинства Причащения? Ответ . По приготовлении вещества для Таинства Причащения, священник вынимает частицы также из других четырех просфор: из второй просфоры вынимается частица в честь и память Богородицы и полагается по правую сторону Агнца; из третьей — девять частиц в честь и память: Сии девять частиц полагаются по левую сторону Агнца , в три ряда, по подобию девяти чинов иерархии небесной. Из четвертой просфоры вынимаются частицы: о духовных властях и вообще о живых православных христианах. Из пятой просфоры вынимается частица о памяти святейших патриархов, благочестивых царей и цариц и отделяется несколько частиц за усопших с надеждою воскресения и жизни вечной. Все вынутые из двух последних просфор частицы располагаются в двух рядах, на дискосе внизу Агнца . Таким образом, Агнец (изображающий Иисуса Христа), возлежа на дискосе среди всех изъятых частиц как Царь славы и таинственный Глава Церкви, на небе торжествующей и на земле воинствующей под знамением Его креста, является окружен воинством небесным и земным. При сих действиях проскомидии священник прославляет святых, молится за живых и умерших. После того, облагоухав фимиамом звездицу , он поставляет ее над Агнцем ; потом, облагоухав три покрова , один из них возлагает на дискос , другой – на потир , а третий, большой, называемый воздухом , простирает поверх обоих; наконец, троекратно покадив предложенные Дары, то есть хлеб и вино, молит Господа благословить сии Дары и принять в пренебесный Свой жертвенник. Вопрос. Какой хлеб и какое вино употребляется для Таинства Причащения? Ответ . По примеру Иисуса Христа и апостолов, употребляется для Таинства Причащения хлеб чистый, пшеничный, квасной; а вино — красное, как вместообразное Крови Иисуса Христа. Вопрос. Почему хлеб, приготовленный для Таинства, называется Агнцем ? Ответ . Потому что он представляет собой образ страждущего Христа, подобно как в Ветхом Завете представлял Его Агнец Пасхальный , которого израильтяне по повелению Божию закалали и ели в память избавления своего от погибели в Египте.

http://azbyka.ru/liturgiya-v-voprosax-i-...

Кроме сего, раскольники, думая заменить таинство причащения духом сокрушенным и другими добродетелями, предпринимают совершенно невозможное дело. Ибо в св. Евангелие и православные учители отказывают нам в возможности быть добродетельными, если мы не будем приобщаться святых тайн. Так в евангелии от Иоанна зачале 23 писано: ядый мою плоть, и пияй мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем. И аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе. В толковом апостоле на 545 листе говорится, что «тело и кровь Господа Церковь христианская присно на всяк день Богу Отцу приносит, ради восприятия благодати и милосердия, на воспоминание смерти Сына Его на кресте». Симеон, новый богослов, молит Господа сподобить его причастия св. тайн для того, «да не кроме обрет мя твоея благодати прелестник восхитит мя льстивне, и прельстив отведет боготворных ти словес» 148 . Книга о единой вере следующим образом прославляет сию тайну: «сия соделывает, яко образ Царский цветет в нас: сия красоту и светлость души укрепляет; сия демоны отгонит; сия весь мир очистила, сия душ наших избавление есть. Тою омывается душа, тою украшается, тая мысль нашу огню яснейшу и злата светлейшу сотворяет» 149 . Возможность спасения без причащения св. тайн раскольники хотят доказать еще примером святых пустынников, которые не причащались и однако же угодили Богу и спаслись. Но откуда они знают, что св. пустынники не причащались тела и крови Христовой? К этой мысли пришли они потому, что в жизнеописаниях святых не упоминается об этом; но если не упоминается, то следует ли заключать из этого, будто святые пустынножители оставались без причащения святых тайн? Не следует; ибо составителя жизнеописаний святых не находили нужным говорить о сем, так как всякому православному христианину должно быть известно, что все древние православные подвижники, не исключая и отшельников, по уставу, неотложно приобщались в уреченное время; и отшельники для сего или сами приходили в монастыри, или приглашали к себе пресвитеров, или наконец брали с собою в скиты запасные св. дары, так что те из них, которые долго не причащались, подвергались нареканию. Что таков был устав у древних подвижников, об этом весьма часто говорится в Прологе 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Для беседы с учащимися: Кем установлено таинство причащения? Что совершается во время причащения? Где совершается это таинство? Как должен приступить верующий к таинству причащения? Покаяние. Иисус Христос дал апостолам власть разрешать грехи людей, от апостолов эта власть передана епископам, а от них священникам. Покаяние называется исповедью потому, что в это время человек исповедывается, т.е. рассказывает грехи свои священнику. Таинство покаяния совершается так: несколько дней перед этим таинством человек говеет, т.е. ходит в храм к Богослужению, воздерживается в пище и питье, примиряется со всеми; после этого подходит в храме к священнику, стоящему перед аналоем, на котором лежат крест и евангелие. Сделав земной поклон, человек рассказывает все свои грехи священнику; по окончании исповеди священник, покрывая епитрахилью голову кающегося, читает разрешительную молитву; чтение этой молитвы есть самое важное священнодействие в этом таинстве: в это время человек получает прощение грехов от Самого Бога. Св. крест и евангелие, лежащие на аналое, означают Самого Господа Иисуса Христа, который в евангелии призывает нас к покаянию, а на кресте пострадал за наши грехи. Возложение епитрахили означает возвращение кающемуся милости Божией. В таинстве покаяния иногда употребляется еще «епитимия». Епитимиею называется особое благочестивое упражнение, налагаемое в виде духовного наказания духовным отцом. Для беседы с учащимися: Когда получило свое начало таинство покаяния? Кто дал власть апостолам прощать грехи? Почему покаяние называется исповедью? Как совершается покаяние? Какое самое важное священнодействие в таинстве покаяния? Какое значение св. креста и евангелия, лежащих на аналое? Что означает возложение епитрахили? Священство. Самое важное действие в таинстве священства есть архиерейское возложение рук на посвящаемого с призыванием благодати Святого Духа. Это таинство совершается в алтаре у престола при архиерейском служении литургии. Посвящение в разные степени совершается в разное время при совершении литургии. Посвящение во епископа совершается несколькими епископами в начале литургии после малого входа; это означает то, что епископу дается право посвящать во все степени священства. Посвящение во священника совершается тотчас после великого входа и означает то, что священник может совершать таинства. Посвящение во диакона совершается по освящении Даров, потому что он только служит при совершении таинства, а не совершает их. При посвящении во диакона и священника избранный человек обводится три раза около престола, потом становится на одно колено, если посвящается во диакона и на два – при посвящении во священника. В это время архиерей кладет свою руку на голову посвящаемого и молит Святого Духа, чтобы он сошел и освятил его. После этого посвящаемого облачают в священные одежды диакона или священника. Хождение вокруг престола и стояние на коленах означает обещание во всю жизнь служить Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010