Мы знаем, для каких благочестивых упражнений собираются христиане в храмы: для молитвы, для принятия сердечного участия — верою и любовью в принесении священником бескровной жертвы, или для причащения, наконец для слушания чтений из слова Божия, из св. отцов и пастырских поучений. Мы знаем, как важны эти упражнения и какого сосредоточенного внимания они требуют от присутствующих в храме. Тут каждый должен собираться с мыслями, удерживать внимание бодрым и твердым, бороться с собственными помыслами, развлекающими и смущающими его. Это нелегкий духовный труд, в котором каждый обязан добрым примером помогать другим и всячески опасаться, как бы не развлечь и не смутить других неосторожным словом или движением. Кто не соблюдает этой осторожности, тот обнаруживает в себе крайнее легкомыслие и грубое непонимание того, зачем он сам приходит и другие собираются в храмы. Когда человек читает книгу или пишет со вниманием, тогда другой, понимающий, что значит читать и писать, остережется помешать ему или развлечь его. Неосторожное нарушение спокойствия других, занятых таким делом, прощается только детям и невеждам. Не гораздо ли важнее чтения простой книги и письма дело молитвы и слушания слова Божия, и не большого ли упрека и осуждения заслуживает тот, кто возмущает других при этих священных упражнениях? Св. отцы Церкви называют церковную проповедь «священнодействием слова». Это значит, что церковная проповедь — совсем не то, что изложение или преподавание какого-либо учения человеческого. И в науке человеческой непростительно слушателям относиться с пренебрежением к учителю и учению, тем более непростительно показывать такое пренебрежение к учителю церковному. Церковный проповедник возвещает не свои мысли, не свое учение, а слово Самого Бога. Он составляет проповедь с призывом помощи и благословения Божия, он произносит ее во имя Отца и Сына и Святого Духа. Он признает себя орудием, которое Богу угодно было избрать для возвещения людям Его вечной истины, и молит Бога, чтобы Он удостоил его и дал ему силу и способность посеять в чадах Его св. Церкви семя веры и добродетели. Он исходит на проповедь большей частью после приобщения Св. Тайн, от Св. Престола, облобзав Его для своего собственного освящения и просвещения; он предстает пред слушателями, облаченный в знамения своего священного сана и служения; он надеется в слушателях, по крайней мере в своих духовных чадах, встретить участие, доверие, любовь. Он делает свое дело во имя своего святого долга, со смирением и по мере талантов, какие дал ему Господь. По всему этому слушателям, если они не напрасно называют себя христианами, поворачиваться к нему спиною, выражать пренебрежение толкотнею и шумом, заглушать его голос хлопаньем дверей — ни с какой стороны не простительно.

http://pravoslavie.ru/2759.html

Итак, корень ляк -// лук - и в книжном церковнославянском, и в разговорном русском языках выражает обширный круг понятий - от конкретного согнуться, сгорбиться до духовно-нравственного определения главного порока и источника всякого зла , - лукавства. Дух Правый Лукавство духов злобы всецело побеждается Духом Святым, который во множестве богослужебных текстов именуется Духом Правым . « Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух Прав обнови во утробе моей », - молит Бога псалмопевец Давид в покаянном пятидесятом псалме. Святые отцы так толкуют этот стих: «Дух Правый - Дух Святый, Дух смирения, выводящий на правый путь» . Соответствующее славянскому « обновити » греческое слово εγκαινζω означает заново прокладывать или открывать (путь) или впервые (заново) вводить, освящать . По святоотеческому толкованию, « Обнови , или восстанови , сказано вместо вдуни или вдохни в меня снова Дух Правый, т. е. даруй мне благодать правоты, которая бы отныне руководила мною против всех наваждений неправоты духа злобы » . Этот псаломский стих повторяется в нашем православном богослужении множество раз, причем не только в составе пятидесятого псалма, но и отдельно, например, в Каноне ко Святому Причащению и особенно в службе святой Пятидесятницы. По востании, Христе, еже от гроба, и еже к высоте небесной божественном Вознесении, боговидцем славу Твою низпослал еси, щедре, Духа Праваго обновивый учеником (Седален по полиелеи на утрени). Вспомним также и тропарь Фоминой Недели, т.е. первого воскресного дня по Пасхе: Запечатану гробу, Живот от гроба возсиял еси, Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение: Дух Правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости. Христе Боже, несмотря на то, что гроб Твой был запечатан, Ты, - Сама Жизнь, - воссиял из гроба, и хотя двери были затворены, Ты, - Воскресение всех, - предстал пред учениками, и через них по Твоей великой милости впервые даровал нам благодать Праваго, т.е. Святаго Духа. Каково же основное, первичное значение лексемы « правый »? Сейчас нам скажут: правое - это то, что находится справа, по правую сторону, например, правая рука в отличие от левой. Но скажут это только у нас, в России, да и то люди городские. А вот в южнославянских странах, - в Болгарии, в Сербии, если вам укажут путь направо , то нужно направиться ... прямо. По-сербски: прав, прави - прямой, прямолинейный, а право - прямо ; то же и в болгарском: прав - прямой, ровный , прав път - прямая дорога . Но не только в южнославянских языках, но и в русском языке мы встретим у слова правый сходные значения . Обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля: Правый - прямой. Правая дорога - прямая . Править, правлять - прямить, выпрямлять, исправлять, делать правильнее, исправнее (заметим, что эти слова даже невозможно объяснить без употребления того же корня!)

http://pravoslavie.ru/38227.html

Статья 3 Из учительного известия (продолжение). Душевное настроение и особенные мысли, которыми должна быть исполнена душа священника, готовящегося к совершению литургии. О чем в частности должен помышлять священник во время вечерни и повечерия? Какие чувства и мысли должны наполнять его душу при отправлении утрени ? О чем должен помышлять священник при чтении часов – первого, третьего, шестого и девятого, а также и изобразительных или обедницы, когда она совершается ? О нравственном и внешнем положении, в котором должен находиться священник приступая к совершению самой литургии. § 15. Священнослужители, готовящиеся к совершению литургии, должны прежде всего с вечера совершить или выслушать вечерню по чину церковному, на которой благоговейно должны поучаться в мысли своей, умиленно размышляя о том, как Господь и Спаситель наш Иисус Христос , во спасительных страстях своих в пятницу вечером умер на кресте за грехи наши и нашего ради спасения, как один из воинов пронзил копьем ребра ему, и как при этом изыде кровь и вода, как потом Иосиф с Никодимом, снявши тело Христово, обвили Его плащаницей и положили во гробе, и как Мария Магдалина с пречистой Материю Господней, с плачем и великим рыданием в горести сердца своего смотрели на все это. ( Мф. 32: 57–66 ; Μк. 15: 42–47; Лк. 23: 50–55 ; Ин. 19: 38–42 ). § 16. Также точно, совершая повечерие и молитвы на сон грядущим, а равно и другие определенные каноны или правило с вечера, священник должен размышлять о том, как святейшая душа Спасителева, соединенная с Божеством, сошедши во ад, связала державно князя тьмы, пленила его царство и освободила души от века там находившихся праведников от мучительства его, и, возведши их с собой, вселила в рай еще даже до своего преславного вознесения; а потому, благодаря Господа за все Его благодеяния, которые Он сотворил роду человеческому спасительной страстью и животворною своей смертью , священник пусть молит Его прилежно, чтобы Он, очистив и его прегрешения, избавил его от вечной муки и сподобил царствия небесного со всеми святыми Ему благоугодившими ( I Nem. 3: 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Возложивши венцы, священник, в радостном настроении о новом брачном союзе, молит Господа благословить эту чету славою и честию. Он три раза произносит пред увенчанными лицами молитву: Господи, Боже наш! Славою и честию венчай я (т.е. их). После этого читается Апостол, объясняющий главные обязанности и отношения супругов друг к другу. Эти отношения определяются в примере отношений Христа с Церковью . Муж и жена должны друг друга любить, друг другу снисходить, руководясь законом и страхом Божиим. Жены! Своим мужьям повинуйтеся, как Господу. Мужья! Любите своих жён, как свои тела; кто любит свою жену, тот себя самого любит ( Еф5:22,25,28 ). Христианский Православный брак есть великое таинство и потому, что имеет первообразом единение Христа с Церковью 51 , и потому, что служит основанием благоденствия не только в семье, но и в целом государстве. После Апостола читается Евангелие о браке в Кане Галилейской, удостоившемся личного посещения Самого Спасителя нашего ( Иоан.2:1–11 ). После молитвы священника и ектении, священник говорит: и сподоби нас Владыко, со дерзновением и пр. поётся Отче наш ». Вслед за тем подаётся венчающимся вино, растворённое с водою для вкушения. Что же это всё значит? Венчающиеся вкушают вина из так называемой общей чаши в знак того, что им обоим придётся вкушать и делить одну общую судьбу свою: и радости и горе, – во-вторых, в память о присутствии Христа на браке в Кане Галилейской, претворившей воду в вино, и, в третьих, в воспоминание о древнейшем обычае, когда новобрачные причащались Св. Даров в храме в день своего бракосочетания. На это-то причащение и указывает пение – пред общею чашею – Молитвы Господней, которая, как известно, поётся на литургии пред причащением. Священник, в знак нерасторжимости брачного союза, соединивши руки венчающихся под епитрахилью, как под покровительством и благословением церковным, во время торжественного пения стихов, напр. «Исайе ликуй» и пр. три раза, в выражение духовной радости, обходит с ними вокруг аналогия, а, так называемые в церковном чине о браке, кумовья, т.е. Восприемники, идя сзади за венчающимися, поддерживают венцы на главах венчающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

О такой слезке рассказывается у Жуковского в его статье «Пери и Ангел». Она, кажется, в пятом томе. Преназидательная. Перескажем кратенько ее содержание. Пери, дух, один из увлеченных к отпадению от Бога, опомнился и воротился в рай. Но, прилетев к дверям его, находит их запертыми. Ангел, страж их, говорит ему: «Есть надежда, что войдешь, но принеси достойный дар». Полетел Пери на землю. Видит воина. Умирает доблестный воин и в предсмертных слезах молит Бога об отечестве. Подхватил эту слезу Пери и несет. Принес, но двери не отворились. Ангел говорит ему: «Хорош дар. Но не силен для тебя отворить двери рая». Это выражает, что все гражданские добродетели хороши, но одни не ведут в рай. Летит Пери опять на землю. Видит мор. Умирает красавец. Его невеста ухаживает за ним с самоотвержением, но заражается и сама. И только что успела закрыть ему глаза, как сама пала ему на грудь мертвой. Были слезы и тут. Пери подхватил одну и несет, но двери рая и на эту не открылись. Ангел говорит ему: «Хорош дар, но один не силен отворить для тебя Неба». Это значит, что семейные добродетели одни тоже не приводят в рай. Ищи. Есть надежда. Пери опять на землю. Нашел какого-то кающегося. Взял его слезу и несет. И прежде чем приблизился к раю, все двери его уже были отворены для него. Так вот какую слезку изволим принести Господу. Радость бывает на Небе, когда кто плачет и сокрушается, чувствуя себя грешным. И это – благонадежнейший нам путь: «Покайтеся и веруйте в Евангелие» ( Мк. 1, 15 ). 5. Жизнь светлая и мирная Какие воззвания богомольца слышатся на Небе? Когда взываем к Богу и святым Его из сердца, такое воззвание тотчас слышится на Небе и тотчас нам оттуда ниспосылается ответ на него. Поэтому мы должны учиться, где следует искать успокоения и вразумления. Так Господь утешает обрадованием от Святого Причащения, а святые всякое смущение рассеивают и заменяют тихим и приятным покоем. В чем сущность Таинства Покаяния и что нам надо хорошенько затвердить? Великое или малое, дело или слово, но коль скоро совесть говорит, что то грех , его надо очищать исповедью и Покаянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

В рассматриваемый период крещение, миропомазание и все связанные с ними чины совершались практически так же, как и в Византии в Х в., почти не имея местных русских особенностей. Воцерковление происходило обычно на 40-й день после рождения ребенка (задол-го до крещения, которое откладывали даже до трех лет, если ребенок был здоров). Во время во-церковления дитя вносили в алтарь, независимо от пола, мальчиков обносили трижды вокруг престола. Чину оглашения придавали большее значение, чем в наши дни, что выражалось в многократном повторении запретительных молитв и в регламентации сроков оглашения взрос-лых. Перед крещением тело крещаемого помазывалось елеем полностью. Согласно свидетель-ствам современников, в XIV в. на Руси распространился обычай участия в крещении не одного восприемника (у мальчиков – мужчины, у девочек – женщины), а двоих (кума и кумы), воз-никший на Западе ок. IX в. Этот обычай неоднократно осуждался русскими церковными властя-ми. При миропомазании помазывалась только голова новокрещеного. Особенностью совер-шения таинства в XI–XIV вв. являлся обычай возложения венца на миропомазываемого. Проис-хождение его можно связать, в частности, с практикой наложения повязок на помазанные части тела. Иногда отмечаются случаи злоупотреблений, напр., по крайней мере в XIII в., практика смешения св. мира с елеем и, т. о., замены двух помазаний (до и после крещения) одним. После крещения обязательным было участие в литургии и причащение. Новокрещеный посещал храм в течение недели (по возможности ежедневно), разрешение крещальных риз происходило на восьмой день. Чин покаяния, как он изложен в Служебниках XII–XIII вв., был простым и состоял всего из трех молитв византийского Евхология (по современному Требнику – это первые две молит-вы чина исповеди, разрешительная молитва «Господи Боже наш, Петрови и блуднице слезами грехи оставивый» чина причащения больного). Чины покаяния, содержащиеся в Служебниках XIV в., существенно сложнее, с этого времени чинопоследования исповеди у русских и у греков начинают сильно отличаться. Оригинальной особенностью древнерусской покаянной дисципли-ны были регламентированные денежные наказания за грехи (это отражено, напр., в Уставе Яро-слава Мудрого).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

3 Сентября. 807. Сотвори со мною, Господи, по милосердию Твоему, по человеколюбию Твоему, по долготерпению Твоему! Сотвори по неизреченной благости Твоей! И не постави во грех моего крайнего дерзновения пред Тобою в столь частом приступании ко Св. Причащению! ... Господи! Никто так, может быть, не нуждается в этом, как я, столько работавший греху, столько растленный и смрадный душою и телом, и ныне напоследок дней моих к Тебе обращающийся, к Тебе влекомый и в Тебе находящий отраду и услаждение. Господи, Боже спасения моего! Не погуби надежды моей на Тебя! Не посрами и ее посмейся дерзновению моему. 3 Сентября. 808. Господи! Прости мне нарушения Божественных глаголов Твоих! Прости нарушения живоносных Твоих заповедей! Если бы это были обыкновенные глаголы, обыкновенные заповеди, я был бы менее виновен пред Тобою! Но ведь нарушая эти глаголы и заповеди, исполненные духа, жизни и силы, я вношу в свою жизнь растление, порчу, беспорядок, ненормальность, т. е. грешу сугубо и наказание получаю сугубое: отчуждение от Тебя и обречение смерти духовной, которая постигнет всякого, кто не остановит течения к ней путем возвращения на путь животворящих Христовых заповедей. 4 Сентября. 809. «За всякое слово праздное, сказал Господь, воздадят люди ответ в день судный!..» (Мф.12:36). Ужели это одна угроза, на ветер сказанные слова? А между тем, посмотрите, сколько все мы грешны в этом, настолько что даже не считаем грехом своего празднословия! Господи! вразуми нас: где двое нас, там и празднословие! Это вместо того, чтобы где двое нас, там и Ты посреди нас!.. 4 Сентября. 810. «Не судите, да не судами будете!» (Мф.7:1). Это ли не убедительные слова! Кто из нас не хотел бы быть несудимым! Кто не молит себе Божественного милосердия и помощи? Чьи уста не повторяют каждый день: «остави нам долги наша!» Но главного-то для этого мы и не делаем: «не судите!» Как просто, естественно, милостиво и справедливо! И все-таки нам не угодно! 4 Сентября. 811. Научи меня, Господи, достойному предстоянию Тебе во время священнослужения! Научи достойному прохождению ко Св. Твоим Тайнам! Научи достойному славословию, покаянию, умилению, назиданию себя и других словом, житием и примером всех моих мыслей, дел, слов, намерений, воззрений и деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Из учительного известия (продолжение). – Душевное настроение и особенные мысли, которыми должна быть исполнена душа священника, готовящегося к совершению литургии. – Что в частности должен думать священник во время вечерни? повечерия? – Какие чувства должны наполнять его душу при отправлении утрени? – О чем должен помышлять священник при чтении часов – первого, третьего, шестого и девятого, а также и изобразительных или обедницы, когда оная совершается? §18. Священнослужители, готовящиеся к совершению литургии, должны прежде всего с вечера совершить или выслушать вечерню по чину церковному, на которой благоговейно должны поучаться в мысли своей, умиленно размышляя о том, как Господь и Спаситель наш Иисус Христос , по спасительных страстях своих в пятницу вечером умер на кресте за грехи наши и нашего ради спасения, как один из воинов пронзил копием ребра ему, и как при этом изыде кровь и вода, как потом Иосиф с Никодимом, снявши Тело Христово, обвили оное плащаницею и положили во гробе, и как Мария Магдалина с пречистою Материю Господнею, с плачем и великим рыданием в горести сердца своего смотрели на все это. §19. Также точно, совершая повечерие и молитвы на сон грядущим, а равно и другие определенные каноны или правило с вечера, пусть размышляет о том, как святейшая душа Спасителева, соединенная с Божеством, сошедши во ад, связала державно князя тьмы, пленила его царство и освободила души от века там находящихся праведников от мучительства его и возведши оные с собою, вселила в рай еще даже до своего преславного вознесения; – а потому, благодаря Господа за все Его благодеяния, которые он сотворил роду человеческому спасительною страстию и животворною своею смертию, священник пусть молит Его прилежно, чтобы он очистив и его прегрешения, избавил его от вечные муки и сподобил Царствия Небесного со всеми святыми, ему благоугодившими. §20. С наступлением утра, совершая полунощницу, священник должен о сем размышлять прилежно, как Господь наш, в полночь идя на вольную страсть, в саду так прилежно молился, что пот его был как капли крови, каплющей на землю, и как взятый там воинами, подобно злодею, связанный веден был прежде ко Анне, и какие здесь потерпел поносные уничижения, оплевания, биения и другие неисчетные страдания, – и все это для того, чтобы свободить нас от уз греховных и от томления и мучительства диавольского.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

1) Желая причаститься Тела и Крови Христовых, верующий молит принять его причастником Тайной Вечери. Это потому, что каждый раз, как совершается Литургия, не только воспоминается, но и повторяется Тайная Вечеря, совершенная Христом в Сионской горнице. Тот же Христос стоит посреди нас в храмах Божиих, когда совершается преданная Им бескровная жертва, и в то же время Он, вся исполняяй неописанный, в пренебесном и мысленном жертвеннике, на небе, ходатайствует пред лицом Божиим ( Евр. 7:25 , Евр.9:24 ), чтобы принята была, благодарственная жертва, приносимая служителем Его – священником – от лица всех верующих. Хлеб и вино, принесенные в жертву Богу Отцу, и, по ходатайству Сына Божия, принятые Им, Духом Святым претворяются в то же самое истинное Тело и в ту же самую истинную Кровь Христа, которые были в руках Его на Тайной вечери. Наконец, и ныне за литургией Христос Сам державною Своею рукою преподает нам пречистое Тело Свое и честную Кровь (молитва священника после „Отче наш“). Таким образом, каждый раз, как мы в храмах Божиих приступаем к трапезе Господней, мы как бы переносимся в Иерусалим, в Сионскую горницу, где на Тайной вечере первый раз совершено было Таинство Причащения и преподаны высочайшая пища и высочайшее питие, Тело и Кровь Господни. 2) Молясь о Причащении, верующий указывает причину, почему он желает его. Это указание причины есть вместе с тем и обещание причастника, которое он дает. Оно выражено не прямою речью, а в образах, для наглядности взятых из священной истории. Из них один – отрицательный, от которого причастник отвращается, а другой – положительный, которому он желает уподобиться. Первый образ есть образ Иуды предателя. Избранный в число ближайших учеников Господа, 12 апостолов, ходивший за Господам, Иуда сделался отступником. Он рассказал врагам Христа о тайне пребывания Его в саду Гефсиманском, он лицемерным поцелуем, как условным знаком, предал Его. Верующий обещает не быть подобным Иуде: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Достояние Господне – Поучение «Спаси Боже люди твоя и благослови достояние твое». Этими словами священник приветствует молящихся на литургии после причащения святых тайн. Эти же слова входят в состав заамвонной молитвы на литургии и известного песнопения о спасении царя и царства. Они заимствованы из Давидова псалма (27-го), содержащего моление о помощи против врагов, и составляют заключение сего псалма. Псалмопевец молит Господа о спасении людей Его и достояния Его. Достояние значит владение, собственность, наследие, удел. Достояние Господне в обширном смысле есть вся вселенная, ибо Господь есть вседержавный владыка всего, что существует на свете, – все зависит от Его власти. Но в рассматриваемом изречении: «спаси, Боже, люди твоя и благослови достояние твое», идет речь не о вселенной, как достоянии Божием, а только о людях. Вторая половина из речения: «благослови достояние твое», по смыслу тождественна с первой: «спаси, Боже, люди твоя». Все люди на свете – достояние, владение Господне, все народы и царства составляют область Его владычества: «Господне есть царствие и Той обладает языки» ( Пс.21:29 ). На всех он простирает свое промышление и власть. Но есть и различие в отношениях Его к людям и народам. Одни из них ближе к Нему; чем другие. Во времена ветхозаветные из среды всех народов выделен был один, с которым Господь еще в лице родоначальника его Авраама заключил особый союз, закрепленный впоследствии торжественно на Синае, и который в силу этого завета был преимущественно достоянием Господним. Господь, преимущественно пред всеми народами, называл этот народ своим народом, своими людьми, своим достоянием, уделом, наследием, а Себя – его Богом. " Вы будете, – сказал Он на Синае сынам Израиля, – моим уделом из всех народов, царством священников (по особенной близости к Господу) и народом святым» ( Исх.19:5–6 ). С этим достоинством возлагались на них соответствующие обязанности. По силе завета с Богом избранный народ призван был хранить истинное богопочтение, – и чего-чего не делал Господь, чтобы сыны Израиля помнили, что они суть достояние Господне, чтобы дорожили достоинством богоизбранного народа, чтобы оставались верными завету с своим Господом, хранили веру в Него, как единого истинного Бога, и исполняли Его заповеди, данные им в руководство для жизни церковной, семейной и гражданской? Вся история избранного народа, начиная с Авраама, есть история самых трогательных попечений о нем Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010