Третья часть Божественной Литургии называется Литургией верных, так как на ней, по древнему чиноположению, присутствовать имели право только крещеные (верные), к тому же достойные из них, т.е. не лишенные права причащения. Литургия верных состоит в принесении Богу жертвы хвалы и благодарения, т.е. Евхаристии, творимой в воспоминание Господа нашего Иисуса Христа. Священнодействия этой литургии посвящены воспоминаниям о входе Иисуса Христа в Иерусалим на вольные страдания ради нашего спасения, о Тайной Вечери, о Его страданиях и смерти, о Его славном воскресении из мертвых и о вознесении на небо. В состав этой литургии входят следующие части: перенесение честных Даров с жертвенника на престол, приготовление верных к присутствию при совершении Евхаристии, самое совершение таинства, приготовление верных к причащению и самое причащение, благодарение за причащение, и, наконец, благословение на выход из храма. Начало Литургии верных Литургия верных начинается при закрытых царских дверях. На престоле уже раскрыт антиминс, на который будут поставлены перенесенные с жертвенника приготовленные Дары для освящения. Перенесение честных Даров с жертвенника на престол совершается в великом входе, который составляет основное действие первой части Литургии верных. В закрытом алтаре перед престолом священник тайно читает две молитвы о верных. В первой молитве он благодарит Господа за то, что Господь удостоил его предстать святому Своему жертвеннику и молит Господа сотворить его достойным совершить предстоящее служение по правому учению веры и в чистой совести. Такую молитву священник возносит в воспоминание древнего обычая совершать Литургию оглашенных вне алтаря. В то время священник приступал к престолу только с началом Литургии верных. Во второй молитве о верных священник молит Господа даровать и всем верным преуспеяние в добродетельном житии, вере и духовном разумении и да сподобит их неосужденно причаститься Святых Таин. Диакон в это время стоит на амвоне перед царскими дверями и произносит ектению, обычную для начала литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Лик: Аминь. Священник, испрашивая милостей у Бога всем предстоящим, возглашает: И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, со всеми вами, чтобы т. е. огражденные Его милостями с дерзновением приступили к св. причащению. Лик: И со духом твоим, т. е. даруй Господи и тебе теже милости. Затем, по гласу диакона, возносятся церковью моления о принесенных и освященных дарах, чтобы человеколюбец Бог наш, прияв их (т. е. дары), с благоволением, ниспослал нам благодать и дар Св. Духа и прочее благопотребное в сей жизни. А священник в это время тайно молит Бога за всех, да сподобит достойно приобщиться св. тайн, – а потом вслух просит у Бога достойно совершить предстоящее моление: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе небеснаго Бога Отца и глаголати. (Т. е. и удостой нас, Владыко, со дерзновением неосужденно осмелиться призывать Тебя, небесного Бога Отца и говорить). Лик глаголет молитву Господню: Отче наш... После молитвы Господней верные, в знак покорности Отцу небесному, преклоняют главы, а священник тайною молитвою умоляет Бога милостивным оком воззреть на подклоньших Ему своя главы и сподобить неосужденно причаститься св. тайн. Конец сей молитвы он вслух оканчивает: Благодатию, и щедротами и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Ним же благословен еси, со пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Священник тайно читает молитву, в которой молит Господа, да способит державною Его рукою преподать пречистое Тело и честную кровь священнослужителям и чрез них всем людям (причащающимся). Во время сей молитвы диакон, стоя пред св. дверьми, опоясуется орарем крестовидно, как для того, чтобы беспрепятственно служить во время причащения, так и для того, чтобы изъявить свое благоговение к св. дарам, в подражание серафимам, крылами закрывающим лица свои при священнодействии; ибо орарь таинственно знаменует крила, а диаконы – ангелов. Потом священник и диакон трижды покланяются, говоря про себя: Боже очисти мя грешнаго и, когда диакон увидит священника, простирающего руки и касающегося святого хлеба, чтобы состворить св. возношение, то возглашает: Вонмем! т. е. будем внимательны к тому, что будет говориться, – и закрывается завеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Нет; исповедью и приобщением не оканчивается, а начинается труд — труд обновления жизни; не выполняется только долг прежний, а налагаются обязательства новые. Ты уже поникаешь главою, слыша это; «жестоко для тебя слово сие». Но вникни сам в существо дела, и ты согласишься, что это так, поймешь тайну духовной радости после исповеди и причащения, истинной, еще неведомой тебе радости душ праведных, кающихся для исправления себя, причащающихся во освящение себя, во исправление жития и утверждение, в возращение добродетели и совершенства. Ты исполнил христианский долг, и хочешь теперь успокоиться?... Что же это за долг, и что значит исполнить его? Ты был грешен пред Богом, и — покаялся Богу, примирился с Богом ради заслуг Господа Спасителя, молитвами Церкви, силою священнодействия таинства покаяния. Помилованный и прощенный, ты получил еще больший дар удостоился принять тело и кровь Господа твоего и таким образом соединиться с Ним... Да; это был долг твойдолг в отношении к Богу, который отверз для тебя милосердие свое и призывал тебя к покаянию, дал тебе возможность вкушать хлеб небесный, сам простирал к тебе глас призвания к трапезе вечной жизни. Это был долг твой в отношении к Церкви, которая по Христе молила и молит тебя примириться с Богом, и отверзает тебе свои любвеобильные объятия, и содействует тебе в покаянии, и молит за тебя, и врачует тебя, и питает тебя. Это был долг твой в отношении к тебе самому в отношении к твоей изнемогавшей в неправдах душе, которая во вражде с Богом, вне общения со Христом, идет к погибели вечной, — в отношении к твоему телу, которое страждет от неправд души и так же, как и душа, нуждается в благодатном освящении и цельбе, чтобы питать надежду на жизнь вечную. Так ли ты понимаешь этот долг? Если так (а иначе понимать не можешь), остерегись говорить: «дело кончено; долг исполнен»! Нет, и с человеком примириться не значит только прийти к оскорбленному и сказать ему: прости меня,—а потом опять начинать прежние оскорбления. Нет, соединиться с Богом не значит только однажды принять Его и потом забыть о Нем и жить не с Ним, не для Него, не по воле Его.

http://predanie.ru/book/221327-minuty-ue...

Подытоживая вышеизложенное, можно сказать, что Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста предполагает и требует, чтобы все верные, участвующие в Таинстве, непременно приступали к Евхаристической Трапезе. Именно это и является главной целью ее совершения. В отношении вопроса о частом Божественном причащении примечательно и само последование перед Божественным причащением, а также и последование после причащения . В каноне, который читается вечером перед евхаристическим приобщением, встречаются выражения, которые указывают на регулярное причащение. В Богородичном тропаре 1 песни, где мы видим горячую мольбу «(…) сподоби мя сей ядуща спастися»  , настоящее время причастия «ядуща» и инфинитива «спастися» указывает вне всякого сомнения на частое причащение. Кроме того, в Богородичном тропаре 4 песни канона говорится «(…) яко да прием умнаго бисера, освящуся» . В этом выражении, при форме настоящего времени причастия «εισδεχμενος» – «приемля» и сослагательного наклонения глагола «αγιζομαι» – «освящуся» подчеркивается частое причащение. В первом тропаре 9 песни отпечатлевается упование причастности к непорочной жертве Христовой: «(…) Господь нас ради (…) единою Себе принес, яко приношение Отцу Своему, присно закалается, освящаяй причащающияся» . Принесение жертвы и смерть Агнца Божия произошло единожды. Однако бескровная жертва евхаристического приношения возобновляется постоянно для того, чтобы Господь непрестанно освящал тех, кто регулярно приступает. В 1-й молитве последования перед Причащением говеющий молит: «(…) Даждь ми, даже до конечнаго моего издыхания, неосужденно восприимати часть святынь Твоих(…)» . Эта молитва требует от верующего регулярного участия в Божественном Причащении. В 6-й молитве последования говорится: «да (…) нескверных Твоих причащуся и пресвятых Таин, имиже оживляется и обожается всяк ядый же и пияй чистым сердцем» . Здесь глаголы «причащуся», «оживляется», «обожается», «ядый», «пияй» ясно свидетельствуют о постоянно совершаемом деле. Наконец, в благодарении после Божественного причащения 2-я молитва, как и последняя, передают живую литургическую действительность и требуют постоянного приобщения Божественных Таин «до последнего моего издыхания, достойно причащатися святынь Твоих(…)», как и «до последнего издыхания, неосужденно приимати пречистых Таин освящение».

http://bogoslov.ru/article/3594846

(1 Кор. 11, 29). В начале молитвы ко Святому Причащению сказано: " Хотя ясти, человече, тело Владычне, страхом приступи, да не опалишься, огнь бо есть. Божественную же пия кровь ко общению, первые примирися тя опечалившим; таже дерзая таинственное бражно яждь " . Слышишь, причастник? Примирися — даже кто тя опечалил. Еще говорится в конце молитвы: " Боготворящую кровь, ужаснися, человече, зря. Огнь бо есть недостойные попаляяй " .Ко Святому Причащению приступай в сознании своей греховности, просто и благоговейно, сознавая, что принимаешь именно Тело и Кровь Господню. А как мы, по телесной природе, не можем вкушать тело, Господь по своей милости благоволил нам грешным вкушать Свое Тело и Кровь под видом хлеба. Письмо 113 У тебя опять страданье повторилось. Что делать? Не без Божией же воли это происходит, если Господь печется о птицах, неужели ты забыта у него? Молитву не оставляй, она поможет тебе.Ты пишешь: " Простит ли тебя Господь? " Эта мысль дьявольская, он пугает тебя по своей злобе, не слушай его. Нет такого греха, чтобы превышал Божие милосердие.Апостол Карп молил Господа, чтобы наказать двоих грешников; один еретик увлек в свою ересь православного, вот апостол и молит Господа наказать их. Господь явил такое видение: разверзлись небеса, облистал яркий свет. Апостол посмотрел вверх, видит Господа. Господь говорит ему: теперь посмотри вниз. Апостол посмотрел и увидел тех двух грешников на краю оврага, а внизу был страшный огромной величины змий. Господь говорит апостолу: " Ты хочешь, чтобы я наказал этих грешников? " Апостол обрадовался, что они будут наказаны. Тогда Господь послал двух ангелов, чтобы они спасли этих грешников, и говорит апостолу: " Бей меня и распинай вторично, я готов еще пострадать за грешников " . Этим видение и кончилось.Вот какое великое милосердие Божие, готов еще страдать за грешников, а ты сомневаешься, что простит ли тебя Господь.Я, грешник, молю Господа, чтобы Он по Своему милосердию дал вам терпение благодушно, без ропота, переносить ваши страдания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/970/...

Зане Христос умре и за живыя, и за мертвыя. Сие убо есть дело литургии, и он есть конец, егоже рекохом. Она же, яже глаголются прежде дела и конца, прежде, неже священнодействоватися Даром, и прежде, неже преподатися, суть сия молитвы, пения, чтения святых писаний, яже суть предуготование, прежде, неже совершится дело, и прежде, неже приидет конец. Зане молитвы к Богу возвращаются и вина бывают прощения грехов, и пения подобие Того нам украчают, и приемлем оттуду помощь и движение. Пожри бо, глаголет, Богу жертву хвалы, и избавлю тя, и прославиши Мя 208 . Чтения же святых писаний являют благостыню Божию и человеколюбие, влагают в душя нашя правду Его, и суд, и страх Его, и воспаляют душю нашю в любовь Его, и дает нам многое тщание хранити заповеди Его. И сия вся вкупе творят нас достойны в приятие и причащение божественных и святых Даров – и священника, и верныя, иже причащаются в церкви и молятся с ним, еже есть конец священнодействия. Изрядно же творит душю священника лучшую и божественнейшую, да возможет совершити священнодействие достойно. Сие же и сам многажды во священнодействии молит, да не явится недостоин Даров предлежащих, но чистыма рукама, и душею, и языком да служит таинству. Потом убо от дела священнодействия и конца, сиречь освящения Даров, и от тех освящения священника, иже священствова, и освящения людей – молитвы и пения благодарная причащения ради святых. Просителныя же молитвы – да пребудет освящение во оных, иже освятишася. И сия суть за всю литургию просто вкратце. Нам же изначала подобает внимати едино по едину, елико есть возможно. Первее убо – благословения, яже глаголются преже, неже совершаются Дары, и пения, и святая чтения. Таже – самое дело святое, самую жертву. Последи сих – причащение святых и освящение, имже освящаются душя христиан живых и мертвых. Глава 81. О славословии, еже творим в начале И первее убо славословие творим к Богу, еже есть начало всего священнословия. И глаголем: благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго духа. Беседа, еюже беседует кто с Богом, есть четверовещна: благодарение, славословие, исповедание и прошение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

По окончании молитвы «Отче наш», диакон повелевает верующим наклонить головы; священник же молится в тайной молитве: «Царь невидимый! Благодарим Тебя, который все устроил Своим неизмеримым могуществом и по Своему неизреченному милосердию все воззвал из небытия к существованию. Сам, Владыко, с неба обрати внимание на подклонивших Тебе свои головы; потому что они подклонили их не плоти крови, но Тебе, страшному Богу. Поэтому Ты, Владыко, всем нам и все устрой во благо, сообразно с нуждами каждого: сопровождай плавающих, сопутствуй путешествующим, исцели больных, Врач душ а тел, (возглашает:) «по благодати, милостям и человеколюбию единородного Сына Твоего, с Которым Ты прослявляем, так же, как и с пресвятым Твоим Духом». Затем он молит Господа Иисуса Христа, освятить и удостоить всех верующих причаститься святых Таин. Диакон возглашает: «вонмем», т. е. будем внимательны к тому, что происходить пред нами. Тотчас же слышится возглас священника: «Святая святым». Слова «святая святым» внушают верующим, что только те имеют право причастится Тела и Крови Христа, которые сознаются в своих грехах, очищают свою душу от всяких дурных мыслей и желаний и с благоговением и страхом приготовляются к великой минуте. Певчие отвечают на это: «един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Все мы грешны, как бы говорят молящиеся все мы недостойны принятия Святых Даров; свят и безгрешен один только Господь Иисус Христос, от Него мы ждем спасения и помилования и с верою в Его милосердие приступим к святому причащению. В это время начинают петь так называемый причастный стих, избранный из псалмов, а в алтаре священнослужители приступают к святому причащению. Они приобщаются иначе, чем миряне: вкушают пречистое Тело отдельно от Крови. В древние времена так приобщались и верующие; им обыкновенно давали Тело Христово в руку, а Кровь они вкушали прямо из чаши. Но впоследствии обычай приобщать мирян раздельно быль отменен, а для удобства во время причащения была введена лжица, при помощи которой даются верующим вместе и Тело и Кровь Христовы. Священнослужители приобщаются таким порядком: священник раздробляет агнец на четыре части и одну из них с именем: «Иисус» опускает в чашу, а остальные три, на которых изображено: «Хр., Ни-ка» (что значить побеждает), остаются на дискосе. Частью, с именем «Христос», приобщаются священнослужители, две же другие раздробляются на мелкие части: ими причащаются верующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

§ 40. В уставе требника о чинопоследовании крещения, между прочим, значится, что в то время, когда диакон произносит великую ектению пред началом крещения или, точнее, перед освящением воды для крещения, священник должен «тайно», т. е. тихо произносить известную молитву: Благоутробный и милостивый Боже..., в которой молит Господа, чтобы Он даровал ему силу и крепость для достойного совершения таинства. Но таковое чтение означенной молитвы, возможное в том случае, когда священник служит с диаконом, оказывается положительно неудобным в то время, когда священник совершает таинство крещения сам один, без диакона; иначе ему приходится употреблять для этого довольно значительный промежуток времени, в течение которого присутствующие, не слыша от священника никакого чтения или пения, могут оставаться в не совсем определенном положении. Чтобы избежать этого, священники, совершающие крещение без диакона, могут всего лучше прочитывать эту молитву пред началом крещения, напр. пред возглашением: Благословенно царство… после оглашения, или же до оглашения; а в крайних случаях, особенно напр. когда бы понадобилось ускорить крещение по причине слабости или болезни младенца, ее можно и совсем оставлять без великого ущерба чистоте и порядку священнодействия. (Из практики опытных священников). § 41. Есть в наших требниках показание, что в числе других частей тела, долженствующих быть помазываемыми елеем у оглашенных до св. крещения, у крещаемого должно быть также помазываемо и так называемое междорамие. Одни священники разумеют междорамие в смысле находящихся спереди предплечий, и, согласно своему пониманию, помазывают освященным елеем части тела, находящиеся подле плеч, немного ниже ключицы, а другие – верхнюю часть спины между лопатками. Если бы и употреблялось слово «междорамие» в этом последнем значении; то, все-таки сообразнее со словами, произносимыми священником при помазании елеем, разуметь предплечья, а не спинку. Здесь, в междорамии, место нахождения мышц, посредством которых проявляется физическая сила, и потому в священном писании мышца нередко употребляется в значении силы, крепости, здоровья.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Вот кто в настоящее время должен стать в ряды оглашенных, и, по словам Златоуста, вместе с ними, по гласу диакона, если сознает свое недостоинство пред св. трапезою и не имеет брачной одежды, должен выходить вон из церкви и не считать себя достойным оставаться вместе с верными в брачном чертоге жениха Христа и ясти пасху Спасительную. О Литургии верных Общее содержание Литургии верных состоит: 1) в окончательном приготовлении даров и верующих к таинственному жертвоприношению, 2) в принесении жертвы и совершении таинства, 3) в воспоминании пред жертвою членов церкви, 4) в приготовлении верующих к причащению, 5) в самом причащении и благодарении за оное, 6) в особенном освящении не причастившихся и 7) в благословении народа на выход из храма. После слов диакона: «елицы вернии; паки и паки миром Господу помолимся», начинается общее моление, состоящее в произношении двух ектений 1841 и тайной молитвы для испрошения милостей Божиих. В это время предстоящие должны соединить свои сердца в согласный союз мира, теперь еще более необходимыми взывать: «Господи, помилуй!» С этого времени они должны еще усерднее молиться о свышнем мире и спасении душ, о мире всего мира, о благосостоянии святых Божиих церквей и соединении всех и проч. Диакон после этих молений взывает: «премудрость», показывая тем, что та же самая Премудрость, тот же вечный Сын Божий, исходивший во время малого выхода под образом Евангелия сеять слово жизни, теперь перенесется под видом святого хлеба на жертвоприношение за весь мир. Предстоятель церкви во время общих молений, 1842 по раскрытии антиминса, произносит тайно 2 молитвы, в коих прежде всего от себя благодарит Бога за то, что удостоил его предстать святому своему жертвеннику и повергнуться к его щедротам о своих грехах и о людских неведениях; 1843 потом молит Всесильного очистить душу его и тело от всякие скверны плоти и духа, соделать его (удовлить) 1844 силою Святого Духа способным совершить предлежащее служение, а предстоящих услышать моления, даровать им преспеяние добродетельного жития, веры и духовного разума 1845 (умудрил бы в знании истины) и сподобить неосужденно причаститься святых тайн и небесного царствия». 1846 Эти священнические моления о себе и раскрытие антиминса напоминают нам о древнем обычае христиан отправлять литургию оглашенных вне святого алтаря, который до молитвы верных был закрыть завесою. 1847 Поэтому только с раскрытием антиминса начинаются настоящие моления верных и молитва предстоятеля церкви о себе, о своем очищении и об удостоении его неосужденно предстать святому жертвеннику и приносить жертвы в чистом свидетельстве совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Лик глаголет молитву Господню: Отче наш... Как пред страданиями своими Господь обращался с молитвою к Отцу небесному, – так и пред причащением Святых Таин всего приличнее восслать Отцу небесному молитву возлюбленного Сына Его, ради заслуг Которого мы и можем только назвать Бога Отцем своим и причаститься насущного хлеба для души – Пречистого тела и крови Христовой. После молитвы Господней верные, в знак покорности Отцу небесному, преклоняют главы, а священник тайною молитвою умоляет Бога милостивым оком воззреть на подклонших Ему свои главы и сподобить неосуждённо причаститься Святых Таин. Конец сей молитвы он вслух оканчивает: Благодатию и щедротами и человеколюбием Единороднаго сына Твоего, с Ним же благословен еси, со пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Священник тайно читает молитву, в которой молит Господа, да сподобит державною Его рукою преподать (священнослужителям) пречистое Тело и честную кровь. Во время сей молитвы диакон, стоя пред Святыми дверьми, опоясуется орарем крестовидно, как для того, чтобы беспрепятственно служить во время причащения, так и для того, чтобы изъявить своё благоговение к Святым Дарам, в подражание Серафимам, крылами закрывающим лица свои при священнодействии; ибо орарь таинственно знаменует крила, а диаконы – Ангелов. Потом священник и диакон трижды поклоняются, говоря про себя: Боже очисти мя грешнаго, и когда диакон увидит священника, простирающего руки и касающегося Святого Хлеба, чтобы сотворить Святое возношение, то возглашает: Вонмем! то есть будьте внимательны к тому, что будет говориться, – и закрывается завеса. Священник возглашает: Святая Святым, чем возвещается, что достойно могут быть преподаны Святые Дары только святым, то есть имеющим совесть незазорную, очищенную и примирённую покаянием. Лик: Един свят, един Господь, Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь. Лик от лица предстоящих сим возгласом выражает смиренное сознание, что никто из людей не может достигнуть той святости, которой требует святость таинства; но если приступают они, то единственно по неизречённому милосердию Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010