Ст. 8–9. Ибо мысли Мои – не ваши мысли, и ваши пути – не Мои пути , говорит Господь. Ибо как небеса возвышаются от земли, так возвышаются пути Мои от путей ваших и мысли Мои от мыслей ваших. LXX: Ибо мысли Мои не таковы, как мысли ваши, и пути Мои не таковы, как пути ваши, говорит Господь. Но насколько отстоит небо от земли, настолько отстоит путь Мой от путей ваших и мысли ваши от мысли Моей. Чтобы вы не считали трудным то, что Я обещаю, и чтобы вам не казалось невероятным, что может спастись нечестивец и беззаконник, или народ иудейский, или же все из среды язычников, не знавшие Бога: приймите во внимание то, что во многом разнятся Мои и ваши решения и что насколько отлична [Моя] природа [от вашей], настолько – и воля. Ибо многи мысли в сердцы мужа, совет же Господень во век пребывает ( Притч. 19:21 ), Вы, как люди, часто, раскаиваясь в обещанном, уничтожаете прежнее решение чрез новое решение. Ибо Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей и отметает советы князей; помышления же сердца Его в род и род ( Пс. 32:10 ), и все то, что Он решил, не может измениться. Хотите вы звать отличие Моего решения от вашего? Насколько небо отстоит от земли, и как иное жилище ангелов, иное – людей, настолько Мои мысли отстоят от ваших решений. Ибо о Моих мыслях говорится: неиспытани судове Его и неизследовани путие Его ( Рим. 11:33 ). Далее о ваших: помыслиша советы, ихже не возмогут составити ( Пс. 20:12 ), и в другом месте: еже аще совет совещаете, разорится, и слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас ( Ис. 8:10 ). Ясное не нуждается в объяснении; поэтому оно скорее вкратце излагается, чем изъясняется. Ст. 10–11. И как дождь и снег нисходит с неба и более туда не возвратится (вульг. не возвращается), но напояет землю и орошает ее и делает ее способною рождать и дает семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто есть: так и слово Мое, которое изойдет из уст Моих: оно не возвратится ко Мне тщтиым, но совершгт то, что Мне было угодно, и будет иметь успех в том, для чего Я послал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

8. Не суть бо совети мои, якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши, путие мои, глаголет Господь. 9. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь мой от путей ваших, и помышления ваша от мысли моея. 8. Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – Мои пути, говорит Господь. 9. Но как небо выше земли, так пути мои выше путей ваших, и мысли мои выше мыслей ваших. Ст. 8–9. Слово Господа о помиловании призываемого греховного человечества и отпущении ему грехов не понятно для человеческого ума. Хороший перифраз предлагает здесь бл. Иерон. ”Для того, чтобы вы не думали, что обещаемое Мною трудно, и чтобы вам не казалось невероятной возможность спасения нечестивого и неправедного, – народа ли иудейского, или всех узнавших Бога в языках, – вы подумайте о том, что различие между Моими и вашими намерениями велико, ибо каково различие природы, таково – и намерения: многи мысли в сердцы мужа: совет же Господень во век пребывает ( Притч. 19:21 ). Вы, как люди, часто раскаиваетесь в обещанном, прежнее намерение заменяете новым: ибо Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей ( Пс. 32:10 ), а помышления сердца его в род и род (ib. 11), и то, что Он определил, не может измениться. Желаете ли вы знать различие Моего и вашего совета? Как отстоит небо от земли, и одно жилище ангелов, другое – человеков, так отстоят Мои советы от ваших. О Моих мыслях говорится: яко неиспытани судове его, и неизследовани путие его ( Рим. 11:33 ); а о ваших: помыслиша советы, ихже не возмогут составити ( Пс. 20:12 ) и в другом месте: Ис. 8:10 “. 10. Якоже бо аще снидет дождь или снег с небесе, и не возвратится, дóндеже напоит землю, и родит, и прозябнет, и даст семя сеющему, и хлеб в снедь. 11. Тако будет глагол мой, иже аще изыдет из уст моих, не возвратится ко мне тощ, дóндеже совершит (вся), елика восхотех, и поспешу пути твоя, и заповеди моя. 10. Как дождь и снег нисходит с неба, и туда не возвращается, но напояет землю, и делает ее способною рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

6–7. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. (Взыщите Господа, и внегда обрести вам Того, призовите: егда же приближится к вам, да оставит нечистивый пути своя, и муж беззаконен советы своя, и да обратится ко Господу, и помилован будет, яко по премногу оставит грехи ваша). Господь готов открыть неиссякаемый источник благ вместе с основанием вечного Завета (ст.1–3); но люди и сами должны стремиться к Богу: они должны искать и призывать Его, подобно тому, как они искали Его в ветхозаветной Церкви, а именно – приходили в храм, приносили здесь жертвы и призывали в молитвах Господа. И, когда приблизится Господь-Спаситель, т.е., когда уже наступит само время спасения и явления Его миру (гл.56:1); то пусть каждый человек оставит пути свои или мысли и поступки своевольные, не согласные с требованиями воли Божией, как она выражена в законе, и, мало того, каждый пусть решительно обратится к Богу и Его закону. Тогда Бог каждого помилует и простит ему все множество прежних грехов его. Такой путь покаяния и обращения к Богу, перед самым наступлением Царства Христова, проповедовал и Предтеча Господа, Иоанн Креститель на Иордане, и, затем Сам Христос во всей Галилее. И покаяние действительное, по слову Их, впервые приближало народ к принятию иных понятий веры, новых начал деятельности нравственной, а через то делало его достойным принятия и самих даров благодати Святого Духа. 8–9. Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. (Не суть бо совети Мои, якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши, путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваша от мысли Моея). Вера церкви Иудейской, особенно во время плена Вавилонского, в обетования Божии о спасении, могла колебаться оттого, что люди размышляли о делах промысла Божия именно по-человечески, как о своих намерениях и делах, которые бывают неудачны и, при препятствиях, несбыточны. Господь обличает это недоразумение и вразумляет, что Его советы – намерения и планы действий совершенно различны от человеческих, как небо от земли, или как царство Божие от царств земных. Таковы и пути Божии – законы Его святой воли: они возвышенны над всякой посторонней волей, как свет неба над мрачными безднами земли, – они совершенны, непреложны, вечны. Так же непреложно верен и предвечный Совет Господа о спасении Своей Церкви в Новом Завете с нею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Мысль Раскидывает нам диавол сети свои, когда нам влагает злые мысли: неверие, сомнение всякие, хулы на имя Божие, отчаяние и прочее. Это и подобное чувствуют на себе души благочестивые и против него сражающиеся. От этих сетей предостерегает нас Божие Слово: трезвитесь, бодрствуйте, по тому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою ( 1Петр. 5, 8–9 ). Христианин! Берегись этих сетей вражьих. Сколько раз чувствуешь такую злую мысль, столько раз раскидывает на тебя враг сеть свою и хочет тебя уловить. Что у тела уды, или члены, то у души мысли. Немощно и болезненно тело, когда немоществуют и болят члены его: немоществует душа, когда у нее плохие мысли. Так уязвил душу сатана, ослепил очи ее, что не видит света Божьего! Потому молится Псаломник: открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего ( Пс. 118, 18 ). Заткнул уши ее, и не слышит слова Божьего, и прочие многоразличные болезни принес ей, и оставил еле живого бедного человека, на пути мира сего лежащего. Поэтому пришел милостивый Иисус, чтобы возвратить душе здравие. Вопрошаешь: «Какие мысли у души худые и какие добрые?» Ответ: 1 . Господь говорит: извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство ( Мк. 7, 21–22 ). 2 . Также плохими и злыми являются мысли, в душе рождающиеся, об искании в мире сем богатства, чести и славы (см.: 1Ин. 2, 15–16 ) и прочих утех. 3 . Словом, в душе все те мысли плохие, которые запрещены словом Божиим. 4 . Когда душа таким мыслям соизволяет, то они ее оскверняют и делают мерзкою пред Богом, хотя наружу те мысли через члены тела и не выходят. А если внешне проявляются и делом завершаются, то еще более нечистой ее делают. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека ( Мк. 7, 23 ), – говорит Господь. 5 . Видишь, что бедная душа, благородное создание, по образу и по подобию Божию созданное, этими страстями вредными, как человек, в темнице сидящий, узами, связана, и не может свободно делать и начать то, что ей, как образу Божьему, свойственно, ибо не позволяют ей эти злые стражи и враги. От такой беды и окаянства пришел избавить ее Иисус, Избавитель наш, Который говорит нам: если Сын освободит вас, то истинно свободны будете ( Ин. 8, 36 ). Ибо без Него душа от такого бедствия освободиться не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Господи, я услышал слух Твой и убоялся: Господи, оживотвори дело Твое... Блж. Иероним отмечает разные смысловые оттенки этого пророче­ского возгласа. Слова пророка имеют историческое значение: «Евреи в историческом смысле объясняют это место так. Господи, я услышал слух Твой и убоял­ся. Услышал, – говорит, – о наказаниях, которые Ты приготовил Навуходо­носору и диаволу...» 404 . Бывает, человек хочет наказания обидчику, а когда оно приходит, – ужасается сам. Блж. Иероним отмечает также и мессианское значение слов пророка. «И так как я устрашен тем, что дракон великий будет поражен столь великими язвами, то смиренно прошу Тебя, Господи, чтобы Ты исполнил то, что обещал, и по окончании времен подал Христа Твоего» 405 . В связи со словами пророка Господи, оживотвори дело Твое, блж. Иероним говорит, что «это пророчество может быть понято также и в отношении воскресения Спасителя, – именно, чтобы Он, умерший за нас, восстал из мертвых и воскрес» 406 . Толкует блж. Иероним и текст Септуагинты: Господи, я услышал слух Твой и убоялся; я размыслил о делах Твоих, – и был изумлен. Слова пророка святой отец относит к делам творения Божия и к делам Его промысла: «Из творений я познал Творца и пришел в полное изумление от отдельных дел Твоих и от того, что Ты ежедневно совершаешь во вселенной, и, лишившись сознания челове­ческого, пришел в священное замешательство ума» 407 . В греческом здесь сказано: κα ξστην – это экстаз, изумление – «из умление», выход из ума. Прав Господь, говоря: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои,... но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших 408 . Человек хочет знать замысел Божий, хочет понять Его и даже требует у Бога отчет. Теодицея. Бог молчит. Но когда сбывается же­лание твое и ты начинаешь слышать Бога, то приходишь в ужас, нападает страх, изумляешься, выходишь из ума, ведь Его мысли – не наши мысли! – Ах, лучше бы я не спрашивал! Лучше бы ничего от Бога не требовал! Но Бог заговорил. Мессианским находит молитвенный возглас пророка Аввакума блж. Ав­густин: «А в своей молитве и песне Кому, как не Господу Христу, говорит он: Господи, услышах слух Твой и убояхся: Господи, разумех дела Твоя и ужасохся. Ибо что означают эти слова, как не поддающееся выражению в словах удивление предугаданному, новому и неожиданному спасению лю­дей» 409 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Иудифь с головой Олоферна. Ок. 1504 г. Худож. Джорджоне (ГЭ) Само слово «завет» лишь однажды встречается в И. к. (9. 13), но контекст его употребления нетривиален: язычники «задумали жестокое» против завета Божия, к-рый имеет значение прежде всего только для тех, кто заключали завет с Богом. Но грех против завета мог быть совершен только народом Израиля; язычники не участвовали в завете и не могли нарушить его. Речь идет не о нарушении завета его участниками, а о понимании завета Бога с Израилем как объективной исторической реальности: т. о. язычники, которые «задумали жестокое против завета», противятся Божественному замыслу в истории. Несмотря на этот единственный контекст, понятие «завет», по справедливому замечанию Мура, является базовым концептом в И. к. ( Moor. 1985. P. 60). Верность завету выступает как основной принцип, определяющий историю Израиля, и эта категоричность получает парадоксальное выражение в речи Иудифи к Олоферну (героиня говорит, что победа полководца предопределена, ибо народ согрешил и Бог не будет ему помогать). Тем не менее этот принцип не может ограничивать ни человеческую, ни Божественную свободу. Раскрытию этой мысли посвящены 8-я и 9-я главы И. к. Жители Ветилуи принимают решение сдать город, если в течение 5 дней Бог не освободит их. В этом решении проявляются формализованное отношение к Божественной помощи и вместе с тем отказ от человеческой ответственности. В ответ на это решение Иудифь произносит пространную обличительную речь (8. 11-27), справедливо получившую название «богословского поучения». В этом поучении раскрывается неск. принципиальных идей: 1) Бог непознаваем. Человек не может понять Его намерений и давать оценку божественному суду: «…вам не постигнуть глубины сердца у человека и не понять слов мысли его: как же испытаете вы Бога, сотворившего все это, и познаете ум Его, и поймете мысль Его?» (8. 14). Эта цитата очень близка к провозвестию Исаии: «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис 55. 8-9); 2) Бог абсолютно свободен. Не существует никакого обстоятельства, к-рое могло бы повлиять на Него; 3) Бог справедлив. Человек не имеет права требовать от Него к.-л. действий, ссылаясь на верность завету, ибо никто, кроме Бога, не может оценить праведность человеческой жизни. Человек может заблуждаться, считая себя праведником, исполнившим закон. Это означает, что подлинная верность человека Богу проявляется в любых обстоятельствах. Человек не может быть верным в обмен на условия. Эта мысль находит параллель в повествовании Дан 3. 17: Анания, Азария и Мисаил говорят царю, что Бог всемогущ и способен их избавить, но даже если Он не явит Свою помощь, они все равно останутся верными Ему.

http://pravenc.ru/text/1237779.html

Дерзкий умник или тяжелый глупец (две персонификации глупости у Пушкина) – человек нечувствующего ума, т.е. ума закрытого, не входящего в отношения, не знающего вдохновения (того «божественного глагола», который, как заботливо отмечено, «до слуха чуткого коснется») и его «первой науки». Глупость у Пушкина – скорее душевное, чем интеллектуальное заблуждение, своего рода онтологическая бестактность. Мне приходится ограничиться небольшой частью того, что можно было бы сказать о мудрости, уме и мысли у Пушкина – оставляя в стороне множество других, не менее своеобразных и парадоксальных свойств этой мысли, удивительной на фоне ее не только российской, но и европейской современности, удивительной на фоне мыслительных привычек и нашего современника. Заканчивая, я повторю, что источником этой мысли, мысли художника в высшей мере светского, удивительным образом сближающейся с самой изысканной аскетической традицией, был редчайший опыт поэтического вдохновения, известный Пушкину. И последний итог – но, быть может, первое условие самой возможности такого опыта приобщения к мудрости – это то, что я бы назвала скромностью истинной мысли, ее таинственным чувством собственной меры: младенческим доверием и благодарностью, как это выражено в одном из самых кратких Псалмов: «Не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои и я не входил в великое и для меня недосягаемое… душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди» (Пс 130/131). В этом, я думаю, и заключена поэзия как мудрость. «Мне ни с кем не скучно». Post Scriptum Юношеская элегия «Надеждой сладостной младенчески дыша» (1823), малоизвестная и при жизни Пушкина не публиковавшаяся, две строки из которой (где бессмертье уравнено с «небесной чистотой» мысли) мы уже вспоминали, обсуждает личное бессмертие как гипотезу. Если бы это было так, если бы поэт мог надеяться, что «душа от тленья убежит» – Клянусь! давно бы я оставил этот мир: Я сокрушил бы жизнь, уродливый кумир, И улетел в страну свободы, наслаждений, В страну, где смерти нет, где нет предрассуждений,

http://pravmir.ru/mysl-aleksandra-pushki...

И Он лицеприятия не имеет, Он всех кающихся милует и спасает, ибо на то и пришел. Спасайся.   Письмо сотое Дивлюсь я, что ты не знаешь немощей и болезней души. Разве ты не чувствуешь их? Почему же вопрошаешь: какие бывают болезни души? Малая ли болезнь слепота, которая лежит на душевных очах и не дает человеку видеть Бога, суды и чудеса Его, и своего бедствия и окаянства не познавать? Малая ли болезнь – глухота, из-за которой душа не слышит гласа Божия? Сколько душу не призывает глас Слова Божия, но она не слышит того. Малая ли немощь – гнев, который, как лихорадка тело, душу сокрушает? Посмотри на человека, который гневается: как он весь трясется. Когда то на теле видится, то что же в душе делается? Зависть, ненависть и злоба, как чахотка тело, душу снедают, так что и тело бледнеет и истаивает от злых тех болезней. Словом, столько немощей и болезней в душе, сколько греховных и вредных страстей. Что у тела члены, то у души мысли. Немощно и болезненно тело, когда немоществуют и болезнуют члены его; немоществует и душа, когда у нее плохие мысли. Так уязвил душу сатана, ослепил очи ее, что не видит света Божия! Поэтому молится Псаломник: Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс 118:18). Заткнул уши ее, и не слышит Слова Божия, и прочие многоразличные болезни причинил ей, и оставил бедного человека еле живым, на пути мира сего лежащим. Поэтому пришел милостивый Иисус, чтобы возвратить душе здравие. Слава милосердию Его со Отцом и Духом Святым! Спасайся. Письма 101 – 110   Письмо сто первое Вопрошаешь: какие мысли у души худые и какие добрые? Ответ: 1) Господь говорит: Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство (Мк 7:21-22). 2) Также плохими и злыми являются мысли, в душе рождающиеся, об искании в мире этом богатства, чести и славы (1 Ин 2:15-16), и прочих утех. 3) Словом, все те мысли в душе плохие, которые запрещены словом Божиим. 4) Когда душа таким мыслям соизволяет, то они ее оскверняют и делают мерзкой пред Богом, хотя внешне эти мысли через телесные члены и не выходят; если же и внешне проявляются и делом совершаются, то еще более нечистой ее делают. Все это зло извнутръ исходит и оскверняет человека, – говорит Господь (Мк 7:23). 5) Видишь, что бедная душа, благородное создание, по образу и по подобию Божию созданное, связана этими вредными страстями, как человек в темнице сидящий узами, и не может свободно делать и даже приступить к тому, что ей свойственно, как образу Божию, ибо не позволяют ей эти злые стражи и враги. От такой беды и окаянства пришел избавить ее Иисус, Избавитель наш, Который говорит нам: Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин 8:36). Ибо без Него душа от того бедствия освободиться не может.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Григорий возмутился моим словам. Он нашел, что я «ложно перетолковал» случай с блудницей. Ведь Христос простил женщину раз. А если бы она «попалась» после в том же грехе: разве Христос простил бы ее? Нет, кто стал христианином, и после грешит произвольно, – тот погиб, того уже не возможно «опять обновить покаянием» ( Евр. 6, 4–6 ). – Удивляюсь твоей смелости, Григорий! Христу ты навязываешь свои мысли с такой же решительностью, с какой не стыдишься вбивать их в головы своих темных последователей. Но помни: «Мои мысли – не ваши мысли, не ваши пути – пути Мои, говорил Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» ( Ис. 55, 8–9 ). Кажется, ты не читал этих слов у Прор. Исаии. Иначе не измеряли бы долготерпения Божия своей ничтожной мерой. Разве милосердию Божию к кающимся грешникам можно полагать предел? Нет: оно беспредельно и выше всякого разумения ( Еф.3:18–19 ; Пс. 35, 6 ; Пс. 102, 11 ; Пс. 107, 4 и др.). Бог никому не желает смерти. Он хочет, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был ( Иез. 33, 11 ). «Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог . Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?» ( Иез. 18, 23 ). Это свойство Божие, очевидно, лучше баптистов, – всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины ( 2Тим. 3, 7 ), – понимала одна ветхозаветная «умная женщина», когда говорила царю Давиду: Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного ( 2Цар. 14, 2, 14 ). И св. Прор. Давид, конечно уж, вполне разделял верование этой женщины: на нём самом неоднократно оправдалась истина слов Соломоновых: «Семь раз упадет праведник – и встанет», помилованный Богом ( Притч. 24:16 ; ср.: 2Цар.12:13 ; Пс. 51:3 ; 2Цар.24:10 ; Чис.21:7 ; Суд.10:15–16 ; Ион.3:5–6 ; Мф.26:75 и мн. др.). Но ты возражаешь: «всё то было в Ветхом Завете»... А я спрошу тебя: разве в Новом Завете Бог изменился? (ср.: Откр. 21, 5 ; 2Кор. 1, 3 ; Исх. 3, 15 ; Пс. 101, 28 и пр.). Разве Он стал строже, немилосерднее к нам? Не Он ли, напротив, обещался быть «милостивым к неправдам людей» новозаветных ( Иер. 31, 29–37 )? Не Господь ли, когда пришла полнота времен ( Гал. 4, 4 ), отдал плоть свою правде Божией в умилостивление за нас недостойных ( Рим. 3, 23, 24 ; 1Петр. 1, 18–21 и др.)? Не Христос ли, наконец, повелел людям прощать грехи друг другу до седмижды семидесяти раз ( Мф.18:22 ), т. е. беспредельно? А ты близоруко видя, говоришь, что Христос может простить нам грехи лишь однажды : как будто мы добрее Господа (ср.: Мф.7:11 )! Если бы всё это было верно, зачем Он научил Апостолов, а чрез них и нас, просить у Бога постоянно, на всякий день оставления грехов наших ( Лк. 11, 4 )?..

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Ис.55:8 . Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Го­с­по­дь. Ис.55:9 . Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Идет изложение мысли о спасительной, нравственно-возрождающей силе Божественного Слова, представляющей в этом отношении блестящий контраст слабому человеческому слову. В более легком перифразе содержание этих четырех стихов можно передать такими словами: «Ваши намерения и поступки, – говорит Господь людям, – отстоят от Моих, как небо от земли: поскольку у вас все изменчиво, противоречиво, бесхарактерно и слабовольно, постольку у Меня всякое обещание и слово запечатлено характером абсолютной непреложности и всегда осуществляется в полной своей мере и на самом деле. Следовательно, несомненно осуществится и то слово – о спасении грешников, при условии их покаяния, – о котором только что говорилось выше и которое некоторым могло показаться соблазнительным, ввиду односторонне-формального взгляда ветхозаветного человечества, что спасаются только одни праведники (ср. Мф.10:6 ; Мф.18:11 ; Лк.9:56 ). В интересах единства и подлинности кн. пророка Исаии важно отметить, что подобная же характеристика людских замыслов и Божественных определений встречалась у него и в начальных главах ( Ис.7:7 ; Ис.8:10 ). В переносном смысле, под словом Господним некоторые разумеют Ипостасное Слово Отчее, явившееся в мир, чтобы совершить волю Отца ( Ин.1:1 ; Ин.17:4 ). Ис.55:10 . Как дождь и снег нисходит с неба и туда не воз­вращает­ся, но напояет землю и делает ее способною рождать и про­изращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – Ис.55:11 . так и слово Мое, которое исходит из уст Мо­их, – оно не воз­вращает­ся ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я по­слал его. Ис.55:12 . Итак вы выйдете с весельем и будете про­вожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в по­ле рукоплескать вам. Ис.55:13 . Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы воз­растет мирт; и это будет во славу Го­с­по­да, в знаме­ние вечное, несокрушимое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010