И Он лицеприятия не имеет, Он всех кающихся милует и спасает, ибо на то и пришел. Спасайся.   Письмо сотое Дивлюсь я, что ты не знаешь немощей и болезней души. Разве ты не чувствуешь их? Почему же вопрошаешь: какие бывают болезни души? Малая ли болезнь слепота, которая лежит на душевных очах и не дает человеку видеть Бога, суды и чудеса Его, и своего бедствия и окаянства не познавать? Малая ли болезнь – глухота, из-за которой душа не слышит гласа Божия? Сколько душу не призывает глас Слова Божия, но она не слышит того. Малая ли немощь – гнев, который, как лихорадка тело, душу сокрушает? Посмотри на человека, который гневается: как он весь трясется. Когда то на теле видится, то что же в душе делается? Зависть, ненависть и злоба, как чахотка тело, душу снедают, так что и тело бледнеет и истаивает от злых тех болезней. Словом, столько немощей и болезней в душе, сколько греховных и вредных страстей. Что у тела члены, то у души мысли. Немощно и болезненно тело, когда немоществуют и болезнуют члены его; немоществует и душа, когда у нее плохие мысли. Так уязвил душу сатана, ослепил очи ее, что не видит света Божия! Поэтому молится Псаломник: Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс 118:18). Заткнул уши ее, и не слышит Слова Божия, и прочие многоразличные болезни причинил ей, и оставил бедного человека еле живым, на пути мира сего лежащим. Поэтому пришел милостивый Иисус, чтобы возвратить душе здравие. Слава милосердию Его со Отцом и Духом Святым! Спасайся. Письма 101 – 110   Письмо сто первое Вопрошаешь: какие мысли у души худые и какие добрые? Ответ: 1) Господь говорит: Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство (Мк 7:21-22). 2) Также плохими и злыми являются мысли, в душе рождающиеся, об искании в мире этом богатства, чести и славы (1 Ин 2:15-16), и прочих утех. 3) Словом, все те мысли в душе плохие, которые запрещены словом Божиим. 4) Когда душа таким мыслям соизволяет, то они ее оскверняют и делают мерзкой пред Богом, хотя внешне эти мысли через телесные члены и не выходят; если же и внешне проявляются и делом совершаются, то еще более нечистой ее делают. Все это зло извнутръ исходит и оскверняет человека, – говорит Господь (Мк 7:23). 5) Видишь, что бедная душа, благородное создание, по образу и по подобию Божию созданное, связана этими вредными страстями, как человек в темнице сидящий узами, и не может свободно делать и даже приступить к тому, что ей свойственно, как образу Божию, ибо не позволяют ей эти злые стражи и враги. От такой беды и окаянства пришел избавить ее Иисус, Избавитель наш, Который говорит нам: Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин 8:36). Ибо без Него душа от того бедствия освободиться не может.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Ис.55:8 . Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Го­с­по­дь. Ис.55:9 . Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Идет изложение мысли о спасительной, нравственно-возрождающей силе Божественного Слова, представляющей в этом отношении блестящий контраст слабому человеческому слову. В более легком перифразе содержание этих четырех стихов можно передать такими словами: «Ваши намерения и поступки, – говорит Господь людям, – отстоят от Моих, как небо от земли: поскольку у вас все изменчиво, противоречиво, бесхарактерно и слабовольно, постольку у Меня всякое обещание и слово запечатлено характером абсолютной непреложности и всегда осуществляется в полной своей мере и на самом деле. Следовательно, несомненно осуществится и то слово – о спасении грешников, при условии их покаяния, – о котором только что говорилось выше и которое некоторым могло показаться соблазнительным, ввиду односторонне-формального взгляда ветхозаветного человечества, что спасаются только одни праведники (ср. Мф.10:6 ; Мф.18:11 ; Лк.9:56 ). В интересах единства и подлинности кн. пророка Исаии важно отметить, что подобная же характеристика людских замыслов и Божественных определений встречалась у него и в начальных главах ( Ис.7:7 ; Ис.8:10 ). В переносном смысле, под словом Господним некоторые разумеют Ипостасное Слово Отчее, явившееся в мир, чтобы совершить волю Отца ( Ин.1:1 ; Ин.17:4 ). Ис.55:10 . Как дождь и снег нисходит с неба и туда не воз­вращает­ся, но напояет землю и делает ее способною рождать и про­изращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – Ис.55:11 . так и слово Мое, которое исходит из уст Мо­их, – оно не воз­вращает­ся ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я по­слал его. Ис.55:12 . Итак вы выйдете с весельем и будете про­вожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в по­ле рукоплескать вам. Ис.55:13 . Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы воз­растет мирт; и это будет во славу Го­с­по­да, в знаме­ние вечное, несокрушимое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Однако прежде всё-таки стоит разобраться – может ли вообще разумный человек принять этот критерий в качестве достоверного? Рассматривая его, приходится ответить отрицательно. Это исключительно коранический критерий истинности Откровения. Если мы намерены доказать богооткровенность Корана, то как можно приводить критерии из самого Корана? Это логическая ошибка, – доказательством не может быть то, что ещё само нуждается в доказательствах. Следовательно, критерий должен быть очевидным, согласным со здравым смыслом, который и даровал нам Творец для различения истины от лжи. Однако христианам критерий “непротиворечивости” совершенно неочевиден. Более того, он не согласуется с представлением о Боге, свойственным всякому человеку. Даже мусульмане утверждают бесконечное превосходство ума Аллаха над ограниченным умом человека, и в этом они согласны с истиной: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших ( Ис 55:8–9 ). Но если так, то неужели при столкновении с глубинами Божественной премудрости наш ум не будет огорошен парадоксами? Напротив, логичнее ожидать, что при чтении Слова Божия наше сознание увидит в нём столько противоречий, сколько мысли Автора выше мыслей читателя. Такое постоянно случается среди обычных людей, когда какой-нибудь школьник возьмётся читать книгу не по возрасту. Разве же можно ожидать, что Божественное Писание будет яснее букваря? Но если даже предположить, что Бог захотел сделать Своё Слово доступным и потому непротиворечивым для всех людей, то почему же тогда одни читатели находят в Коране некоторые противоречия, другие – находят иные, третьи же, по их утверждениям, не находят никаких? Но предположим, что в Коране действительно нет противоречий. Неужели это доказывает, он – от Бога? Совершенно нет! Потому что есть много вполне человеческих по авторству книг, в которых противоречия отсутствуют. Вообще составить непротиворечивый текст не так уж сложно.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Фактически весь Ветхий Завет был указанием на грядущего Спасителя, и в этом его главный смысл и значение. Это указание прослеживается на всем протяжении ветхозаветной истории. В самом деле, как по достоинству расценить, положим, переход евреев через Красное море? Да, это исторический факт, да, чрезвычайно значительный, но для кого? Значительным ли был он хотя бы для тех же египтян? Для них это была катастрофа, но ни ее глубинный смысл, ни тем более ее прообразовательное значение до них не дошли. Кроме того, история знает и о других переселениях народов, даже более грандиозных, но почему-то именно на переходе евреев сосредоточено всеобщее внимание, — конечно же, потому что значителен он как символ, как указующий перст, прообразующий не только христианское крещение, но и воскресение из мертвых. В этом его непреходящее значение. Само обетование спасения в ветхозаветном Откровении выражается обычно словами сострадания, милости, например, Вложу законы Мои в сердца их грехов их и беззаконий их не воспомяну более (Евр 10:16 –17); Я буду милостив к неправдам их (Евр 8:12), словами утешения: Превратит печаль в радость (см. Есф 9:22); Изменю печаль их на радость (Иер 31:13); отрет Господь Бог слезы (Ис 25:8) и т. д. Все это вполне понятно и не вызывает недоумений. А вот откровение об осуществлении Божиего обетования вызвало смятение даже у пророка Исаии (см. Ис 53), и неудивительно: ведь при этом Божественные масштабы с неизбежностью должны были столкнуться с человеческими мерками, в то время как известна несоизмеримость Божеских и человеческих путей — Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис 55:8–9); отсюда трудность в оценке и восприятии Божиих путей. Суть Божиего замысла как раз в том, что согласно пророчествам Бог в целях спасения должен стать Сыном человеческим 2 . Здесь с неизбежностью встречаются и переживаются в единстве Абсолютное и конечное, Нетварное и тварное; для разума это несовместимые понятия. Но и это еще далеко не все; суть в том, что Бог берет на Себя грех мира, да еще и претерпевает уничижение. В самом деле, как мог пророк совместить такие положения: с одной стороны ему, даже не как пророку, а просто как сыну своего народа, ведомо непререкаемое свидетельство Откровения: Человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх 33:20), с другой стороны, ему как ветхозаветному евангелисту открывается новозаветная Голгофа: Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши (Ис 53:5). При таком сочетании несовместимостей у пророка Исаии естественно только и мог исторгнуться стон: Господи! кто поверил слышанному от нас (Ис 53:1).

http://pravmir.ru/o-pravoslavnom-pochita...

§21. Что является единственным верным и безошибочным свидетельством о божественных вещах, только это следует принимать за начало Богословия. Но таково только слово Божие. Следовательно, только слово Божие следует принимать за начало Богословия. Обосновывается меньшая (посылка). Слова Господни – слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное ( Пс.11:7 ). Откровения Твои несомненно верны ( Пс.92:5 ). Вовек, Господи, слово Твое пребывает 12 на небесах ( Пс.118:89 ). Все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства ( Притч.8:8 ). Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут ( Мф.24:35 ). Слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано ( 1Пет.1:25 ). И помимо многого другого – поистине замечательная похвальная речь Писанию, когда Петр назвал Пророческое слово вернейшим своего видения, какое он имел на горе Фавор, и услышанного им небесного гласа. Мы имеем, говорит он, вернейшее Пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте ( 2Пет.1:19 ). И хотя пророческое слово само по себе не было более верным или более истинным, нежели услышанный на Фаворе глас, ибо и то и другое было изречением Того же Самого Бога, но поскольку последнее было обращено к чувствам Петра, который видел и слышал, то, надо думать, он более верил свидетельству Пророков, нежели своим глазам или ушам. Однако Писание всех людей уличает во лжи: Нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит каждый своему ближнему ( Пс.11:2–3 ). Мало того, весь этот Псалом приводит тот самый аргумент, который мы теперь обосновываем. Я сказал в исступлении 13 , всякий человек лжив ( Пс.115:2 ). Человека вполне правдивого кто отыщет? ( Притч.20:6 ). И то и другое заключение выводит Павел: и что только Бог , без сомнения, праведен, и что все люди лживы ( Рим.3:4 ). И то и другое (заключение выводит) в Своем Лице Бог согласно Исаии: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших ( Ис.55:8–9 ). Аргумент 6

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Что скажет человек духовный, которого обижают? «Господи, по грехам моим приемлю. Помяни мя, Господи, во царствии Твоем. Спасибо Тебе, Господи, за то, что меня не изругали и не обидели еще больше. Быть может быть, Господи, я кого-то когда-то обидел и эта обида вернулась ко мне. А может, гнездо гнева и обиды не опустело во мне, значит, потенциально я могу кого-то обидеть, и Ты мне делаешь прививку, даешь людям задеть меня, чтобы я сам не задевал другого человека». У такого христианина не возникает слова «почему», он понимает: раз задели, значит, надо. Преподобный Исаак Сирин говорит нам: «Если ты, христианин, не научился преодолевать обид, не научился за каждой обидой видеть врачующую руку Господа, то ты не понял, что Господь исцеляет твою душу». А если ты не принимаешь врачующую руку Господа, обижаешься и не преодолеваешь своих обид, значит, путь духовного возрастания для тебя закрыт. Ты не растешь как христианин, ты остаешься тем же грешником, каким был, с пораженной, гнойной, неисцеленной душой. Потому что за любой обидой стоит рука Господня, которая врачует гнойники нашей души и показывает, в чем мы были неправы. В причиняемых нам обидах мы можем постичь Промысл Божий и сделать соответствующие выводы. Шестой признак гордости – правдоискательство Здесь, у аналоя, во время исповеди мне часто приходится слышать жалобы и обиды. Все время встает вопрос: почему? Почему так со мной обошлись? Разве я не хожу в церковь ? Разве я своих детей не кормила, не поила, одна, без мужа, не поднимала? Почему они со мной так обходятся, оскорбляют меня? Я двадцать лет отработал на производстве. Почему меня выгоняют, увольняют, а те, у кого связи и знакомства, остаются при работе и зарплате? Почему ко мне так несправедливы? Вот оно, проявление гордости – правдоискательство. Это еще один признак горделивого человека. Такие люди думают, что занимаются благим делом, ищут правду. Но не ту правду они ищут. Они хотят правды земной, человеческой, а правды Божией не ищут. Но нет на земле правды, дорогие мои! Сколько можно это повторять вам? Правда только у Бога. «У Меня совет и правда; Я разум, у Меня сила» ( Притч. 8:14 ), – говорит Господь. «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» ( Ис. 55:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

– Эх, братья мои, не дайте себя обмануть. Тысячелетнее царство Христа не может быть утешением для всего мира, а только для «душ обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие». Они воскреснут первыми и будут тысячу лет царствовать с Христом. Но где будут царствовать не сказано. Не сказано и что будут царствовать на земле; нет речи об участии всех людей в этом царствовании, но говорится только великих мучениках обезглавленных за Христа «которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертание на чело свое и на руку свою " " . Здесь не может быть речи ни о всепланетном царстве Христа для всего человечества ни о том, что оно будет на земле. Но таково свойство человека, останавливать внимание не на понятном, а на таинственном и неоднозначном. Однако в евангелии от Матфея Господь ясно описал состояние мира перед концом времен ( Мф 24 ). Не исключено, что Господь попустит внешнее объединение народов в Единый Мир. Бог часто попускал людям идти своим путем, и они отклонялись от путей Его. «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших " " ( Ис. 55,8–9 ). Человек нетерпелив и хочет изменить даже самые лучшие земные обстоятельства, он всегда хочет другого, нового, а когда наступает новое, оплакивает старое, «старые добрые времена». Уважая свободу человека, Господь меняет обстоятельства по желанию его, но не отдает управление миром в руки дьяволу . Знает Бог людей. Он знает, что люди на своих путях истощат силы, обнищают, изголодаются и возопят к Нему о помощи. Знает Бог, что все неблагословенные дороги сыновей человеческих ведут в Страну Недостижимую, но попускает им идти до края пропасти, в которой разбиваются все их иллюзии и злорадно визжат бесы. Огромна разница между миром, что дает Христос, и миром светским, которого желают люди. Первый мир бережет человека от коррупции, а второй создает коррупцию, приводящую к новым мятежам и войнам. Плохой мир – отец войны. В идеале мир лучше войны, но коррумпированный мир не лучше, ибо не приносит урожая Господу. Поэтому видимость мира только передышка от войны, как сказано в Библии : «И земля успокоилась от войны» ( Нав 14,15 ). До каких пор? До тех, пока люди не запятнают мир своими грехами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Итак, любовь к нам, окаянным, к нам, негодным, к нам, погибающим, побудила Спасителя нашего претерпеть страшные муки Голгофские. Только ли любовь? Нет, не только, ибо еще древний пророк Исаия за 700 лет до Рождества Христова писал о Нем так, как будто бы был Его современником, как будто видел и знал все важнейшие события жизни Иисуса, и сказал: «Наказание мира нашего на Нем. Язвами Его мы исцелехом». Итак, с одной стороны – безмерная любовь Божия, а с другой стороны – и правосудие Божие. Так бездонная пучина грехов, которые сотворены до пришествия Христа и которые творятся после пришествия Его, не могут остаться безнаказанными. Нельзя, нельзя оставить безнаказанными все мерзости, жестокости, подлости, убийства, прелюбодеяние, всю нечистоту рода человеческого. Надо было, чтобы эти грехи были искуплены непостижимым для нас образом. Бог, Троичный в Лицах, в предвечном Своем Совете нашел средство к тому, чтобы не остались безнаказанными грехи мира: Он возложил их на Сына Своего, на Господа Иисуса Христа. «И Он понес грехи наши и мучим был за беззакония наши». О, как понять, как постигнуть это? Это страшно, этого постигнуть нельзя, это одна из величайших тайн Божиих. И никогда ум человеческий не сможет понять, почему и как надо было, чтобы за грехи мира так страшно изъязвлен был Христос Сын Божий. Но у пророка Исаии читаем в 55-й главе: «Мои мысли – ни ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». Даже самый великий из богословов, великий Григорий Богослов глубоко задумывался над этим вопросом. Этот вопрос волновал его, но даже он не мог дать ответа на него. Посмеем ли мы с ничтожным умом нашим пытаться разрешить то, чего не разрешил и сам Григорий Богослов ?! Не должны ли со смирением, с глубоким преклонением познать и запомнить навсегда одно – что смерть Христова на кресте была добровольной смертью за грехи наши – за грехи мои, за грехи ваши, за грехи отцов наших. (Последние слова с земным поклоном пред Плащаницей).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

«Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – Мои пути. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших», говорит Господь. Когда Господь совершал дело спасения человеческого рода, Ему не надо было посылать Сына Своего во все страны мира. Он послал Его только в малую страну Палестинскую, и дело было совершено. Но нельзя говорить и о невозможности обитания разумных существ на иных планетах только потому, что Господь пришел лишь на Землю. Американские индейцы тогда фактически были так же далеки от Вифлеема и Голгофы, как ныне иные планеты от земли. «Пути Мои – не ваши пути», говорит Господь. Не будем решать вопроса, о котором у нас нет никаких данных. Церковь высоко ставит трезвенность, серьезность и реалистичность. А решать сейчас вопрос о возможности или невозможности разумных существ на других планетах нетрезвенно, несерьезно и нереалистично. Мы можем только утверждать, в связи с новейшими данными, что, повидимому, таких разумных существ в пределах солнечной системы нет. И ко всему этому хочется еще прибавить слова нашего поэта А. К. Толстого: «Что и как творил Создатель, Что считал Он боле кстати, Знать не может председатель Комитета о печати...» Ты обращаешься ко мне как к человеку, принимавшему когда-то ближайшее участие в палеонтологических и археологических изысканиях и сотрудничавшему короткое время в работах аббата Брейля и Тейяр-де-Шардена, и спрашиваешь о том, как можно сочетать наше православное христианское мировоззрение, нашу веру в абсолютную непреложность истин Божиего Откровения с выводами современной науки? Прежде всего должен тебе сказать, что полного единства в библейских и научных знаниях нет и никогда не было. Наибольшее сближение библейских и научных представлений было достигнуто в святоотеческое время, когда великие христианские учители и отцы Церкви, как Василий Великий , Иоанн Златоуст , Григорий Нисский , Иоанн Дамаскин , были в то же время и научно образованнейшими людьми своей эпохи. Попытки же достигнуть полного единства религиозных и научных знаний в позднейшее время – в Средние века, когда и религиозность потускнела, и научный уровень понизился, не принесли ничего, кроме вреда и религии, и науке.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

2. Ибо до кончины отца моего я не имел дерзновения взглянуть на лице его или говорить с кем-либо из братьев моих из-за укоризны. 3. И доныне совесть моя мучает меня за нечестие моё. 4. И много раз призывал меня отец мой и молился за меня Господу, чтобы миновал меня гнев Божий, как и показал мне Господь. С тех же пор доныне я остерегался и не согрешил. 5. Посему, дети мои, храните всё, что я заповедую вам, и не согрешайте. 6. Ибо яма для души есть грех прелюбодеяния, удаляющий от Бога, и приближающий к идолам; потому что он вводит в заблуждение ум и мысль и низводит юношей во ад не в своё время. 7. И многих погубило блудодеяние, ибо, кто бы ни был, старец ли, или знатный, или богатый, или бедный, он укоризну приносит себе у сынов человеческих и преткновение перед Велиаром. 8. Ибо вы слышали об Иосифе, как он охранял себя от женщины, и очистил мысли от всякого блуда, и обрёл благодать пред Богом и людьми. 9. И многое делала ему Египтянка, и призывала волхвов, и подносила ему снадобья, но не принял помысел его души злого вожделения. 10. Посему Бог отцов ваших избавлял его от всякой злой (и) тайной смерти. 11. Ибо, если блудодеяние не одолеет помышления вашего, и Велиар не может одолеть вас. Глава 5 Ибо лукавы суть женщины, дети мои, и, не имея власти и силы над мужем, они коварно действуют наружностью, каким мы образом привлечь его к себе. 2. И кого не имеют силы победить наружностью, того побеждают коварством. 3. Ибо и о них сказал мне ангел Божий и научил меня, что женщины подчиняются духу блуда больше мужчин, и в сердце строят ковы для мужей, и чрез украшения обольщают их мысли, и взглядом посевают яд, и тогда пленяют делом. 4. Ибо не может жена возыметь силу над мужем лицём, но уловляет его коварно наружностью блудницы. 5. Бегите впредь, дети мои, блуда и требуйте от жён ваших и дочерей ваших, чтобы они не украшали главы свои и лица для обольщения мысли, ибо всякая женщина, коварствующая в этом на наказание вечное соблюдается. 6. Ибо так они обольстили стражей3 перед потопом; ибо они (стражи) постоянно видя их (жён), были в вожделении к ним и возымели в мысли дело, ибо они преображались в мужа и в сожительстве мужей их являлись им.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010