Такая молитва будет одним лицемерием, а лицемерие есть мерзость в очах Божиих. Авессалом, например, хотел идти в Хеврон с притворною целью, как будто для принесения жертвы Богу, в действительности же имея намерение поднять там мятеж против отца своего. Между тем Бог провидел это лукавство его и наказал Авессалома ужасным образом. Поэтому всячески нужно хранить себя от грехов даже самых тайных, ибо Бог видит и замечает их все. Равным образом всячески нужно беречь себя от порочного лицемерия и лукавства, ибо Бог взирает на сердце и сердечные расположения, и Ему приятны прямота и честность. Что мы выражаем, когда называем Бога всеведущим? Какое утешение доставляет нам та истина, что Бог есть Бог вездесущий? К чему побуждает нас эта истина? 11. Бог есть Дух премудрый Нельзя сказать: «что это? для чего это?», ибо все создано для своего употребления. Сир.39:27 . О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Рим.11:33 . Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит. Пс.36:5 . Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Ис.55:8 –9. Священная история повествует, что Соломон, по вступлении своем на престол, отправился в Гаваон с целью просить у Бога мудрого и разумного сердца. Сознавая, что для хорошего управления народом необходимы великая мудрость и великий разум, Соломон вместе с тем верил, что эти великие дары может подавать только Один Бог. И это так и есть в действительности. «Он, – свидетельствует пророк Даниил о Боге, – дает мудрость мудрым и разумение разумным», ибо " у Него мудрость и сила». Но если мудрость всех премудрых проистекает от Бога, то ясно, что у Него Самого должна находиться всякая премудрость. И подобно тому, как сила и могущество Божии превосходят силу и могущество всех царей, так и мудрость Его превосходит мудрость всех мудрецов: Он обладает высочайшей премудростью. Что же мы выражаем, когда называем Бога премудрым? В первом члене символа веры мы исповедуем, что Бог есть всемогущий Творец мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Часто приходится слышать, как люди выражают недовольство делами Божиими. Они находят, например, что Бог посылает то слишком много дождя, то слишком мало, что Он неравномерно распределяет земные блага, что на свете есть животные и растения, которые только вредят человеку и не приносят никакой пользы ему и т.д. Так безрассудные люди порицают дела Божии, и эта хула их есть великий грех перед Богом. Немало также есть людей, порицающих те пути, которыми Бог ведет человека. Примеров на это достаточно находится в священной истории. Так израильтяне очень роптали, когда Бог привел их к Чермному морю; путь, по которому вел их Бог, казался им неверным, и они думали, что всем им угрожает неминуемая гибель. Но Моисей думал об этом иначе. Он твердо верил, что Бог по Своей премудрости найдет средство спасения для них. И эта вера оправдалась: Бог действительно чудесным образом спас их; пример этот научает нас двум правилам: во-первых, не должно роптать, когда Господь ведет нас неведомыми для нас путями; во-вторых, должно надеяться, что в потребном случае Бог по Своей премудрости непременно устроит нам помощь. Счастлив тот человек, который не заблуждается относительно премудрого промышления о нем Бога и который также в то время, когда Бог посылает на него скорби, вместе с Иовом может говорить: «Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» А чтобы быть таковым, для этого всякий раз, как только возникнет в ком-либо безрассудная мысль, что пути, которыми Бог ведет его, не премудры и не служат к его благу, должно вспоминать следующее изречение, высказанное Господом через пророка Исайю: «Мои мысли – не ваши мысли, не ваши пути – пути Мои, – говорит Господь, – но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших». Изречение это убедительно научает нас и при неизвестных также для нас путях твердо верить, что Бог все устрояет и устроит премудро и к нашему благу. Итак, веруя в премудрость Божию, не будем порицать путей Божиих, но по-детски будем доверяться водительству Божию, и в том случае, если мы не понимаем его, твердо верить, что все устроится наилучшим образом и к нашему благу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

(«Огненный ад, Божье воздаяние?», ОСБ, 1996). Это является искажением христианского учения. Богу нет надобности кого-либо мучить или пытать. Бог наказывает грешников, и это наказание в полном согласии с понятием абсолютной справедливости. Это наказание имеет божественный характер и не может пониматься с точки зрения человеческой справедливости: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». ( Ис55:8,9 ). Мучение, это ощущение/восприятие самим человеком процесса наказания, а не пытка, подобно той, которую описывают Свидетели Иеговы. Часто используемое ими понятие о том, что «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ), совершенно не отменяет наказания грешников. Даже к достойным спасения применяется наказание:«Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему». ( Прит.3:11,12 ). Тем более для противящихся Богу предуготовлено более страшное: «в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога» ( 2Фес.1:8 ). Человек должен смириться и принять, что записано в Библии, даже если это не вмещается в его сознание и восприятие Библии. Но он не должен подтягивать и искажать истину, подстраивая под свое понимание. Просто смерть не похожа на мучение, а наоборот на освобождение и безнаказанность. Любое же наказание или мучение, это осознанный процесс, то есть в полном сознании того, что происходит. Таким образом Свидетели Иеговы дают повод для распространения греха, так как за него, уверяют они, не будет никакого мучения, только смерть. Это в полной мере соответствует противобиблейскому мирскому подходу: «похули Бога и умри». ( Иов.2:9 ), тогда как библейское учение о вечном наказании сдерживает грех . Если бы Библия учила тому, о чем сейчас говорят Свидетели Иеговы, тогда она никогда бы не использовала такие понятия о наказании, причем употребляя понятие вечности, а прямо бы заявила, что неправедные, будучи наказаны, просто навечно перестанут существовать.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Нередко с нашими молитвами происходит нечто дивное. По всеведению Своему Бог слышит все их, но иногда поступает совсем несогласно с ними, и всякий раз несравненно лучше для нас, чем мы сами того просим или ожидаем. В подтверждение этого приведем один замечательный пример. Великий учитель церкви блаженный Августин до своего обращения ко Христу проводил в высшей степени нечестивую жизнь. Об этом глубоко скорбела его благочестивая мать Моника. Много лет она молилась об обращении своего сына, но, как ей казалось, совершенно напрасно. В 383 году Августин вознамерился оставить мать и отправиться в Рим. Благочестивой Монике это было весьма нежелательно, ибо Рим был тогда городом безнравственным, и она боялась, что сын ее сделается там еще большим грешником. Поэтому она усердно молилась, чтобы Бог воспрепятствовал Августину исполнить намерение свое. Но Августин, вопреки желанию матери, ночью сел на корабль и отплыл в Италию. Глубоко была опечалена этим Моника; она не могла понять, почему Бог не слышит ее столь усердную молитву. Но на самом деле Бог слышал ее. В Италии Августин, подобно упоминаемому в Евангелии блудному сыну, впал в великую нужду. В таком состоянии он отправился в Медиолан. Здесь он вошел однажды в церковь , в которой проповедовал тогда святой Амвросий. Проповедь эта потрясла его душу, и Августин обратился ко Христу. Этим были исполнены все бесчисленные молитвы благочестивой матери его, хотя последняя молитва ее, казалось, и оставлена была без исполнения. Об этом говорит сам Августин следующим образом: «усердно и со слезами она (т.е. мать его) умоляла Тебя, Боже, не допустить меня до путешествия, но Ты, по непостижимому совету Своему, услышал главный предмет всей ее молитвы за меня и не исполнил того, о чем она просила тогда, чтобы исполнить на мне то, о чем она просила всегда». Так, вся эта история научает нас не только быть постоянными в молитве, но и совершенно предавать себя в волю Божию и не отчаиваться, когда по-видимому молитвы наши остаются неуслышанными. Все мы твердо должны помнить при этом следующие слова, изреченные Богом через пророка Исайю: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, – говорит Господь, – но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших». Еще одно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Хотя в действительности это происходит от благодати Божией. Сначала человек доходит до желания этого, начинает это любить, жаждать, а потом приходит Божественная благодать и желаемое достигается. Бог есть Любовь, а не простой зритель нашей жизни Бог есть любовь, а не простой зритель нашей жизни. Он промышляет о нас и интересуется нами как наш Отец, каков Он и есть на самом деле, но Он уважает и нашу свободу. Он не давит на нас! — обратил внимание Старец — Будем иметь надежду на промысел Божий. А если мы верим, что Бог наблюдает за нами, то будем иметь смелость предаться Его любви, и тогда мы будем непрестанно видеть Его рядом с нами. Мы не будем бояться оступиться. Как совершенно тело человека! Огромное предприятие. Человек пьет воду, которая проходит в желудок, в почки, очищает кровь. Работают сердце — перекачивающий аппарат, легкие, печенка, желчный пузырь, поджелудочная железа, головной мозг, нервная система, чувства, зрение, слух… Что сказать о духовных силах, о том, как они действуют одновременно и гармонично под покровительством и промыслом Божиим! Все находится под промыслом Божиим. Видите сосны? Сколько иголок у каждой сосны? Можете их сосчитать? А Бог знает, и без Его воли ни одна не упадет на землю. Как и волосы на нашей голове, которые все сочтены. Он заботится и о самых ничтожных мелочах нашей жизни, любит и оберегает нас. Мы живем так, как будто не ощущаем величия Божественного промысла… Тем не менее, Бог очень таинственен. Мы не можем понять Его действий. Не думайте, что Бог сначала сделал так, а потом стал исправлять. Бог не совершает ошибок. Он не исправляет ничего… Но Кто Он в Своей глубине, по сущности, мы не знаем. Хотя советы Божий (волю Божию) исследовать мы не можем. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис. 55, 8–9). Не бойся сатаны и ада Сначала любовь, а потом все остальное — так учил Старец. Вот смотри… И ад, и сатана, и рай, и все такое прочее — это реальные вещи… Тем не менее, я не желаю, чтобы ты их боялась, или постоянно о них думала, как ты это делаешь…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю, – так говорит пророк Давид далее в приведенном нами псалме. Таким образом, помощь, которою Он утешает себя, есть помощь Всемогущего и Всесведущего Творца мира. Господь, сотворивший небо и землю, есть не иной Кто, как Всемогущий Бог. Если же Он – Всемогущий, то, вне всякого сомнения, Он всегда может помочь нам. У Него нет к э тому недостатка в средствах. Не оскудевает в Нем для этого и желание. Если Небесный Помощник наш – Существо всемогущее и всеблагое, то само собою понятно, что Он и может помочь нам и желает сделать это. Но как нужно рассуждать в том случае, когда помощь, о которой молились мы, совсем не явилась, или же, если и явилась, то не тогда, когда мы ее ожидали? В этом случае следует быть уверенным, что помощь в том виде, как мы ее ожидали, не была бы полезна для нас, не послужила бы нам во благое и во спасение, а потому Бог и сделал нечто другое, и во всяком случае для нас лучшее. Здесь оправдываются слова Писания: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших ( Ис.55:8–9 ). Скрывается здесь и другого рода поучительная мысль: продолжительное, терпеливое ожидание помощи делает нас более крепкими и сильными, усердными и неотступными в своих молитвах; не следует только забывать при этом, что большая нужда делает нас более близкими к Богу. Он не оказывает помощи в каждом случае, при каждой просьбе, зато не отказывает в ней тогда, когда бывает это для нас особенно полезно и нужно. Он не предупреждает с точностью и не определяет времени и часа Своей помощи, и многим приходится испытывать на себе то, что сказал Он Матери Своей Марии, когда Она просила Его помощи на браке в Кане Галилейской по случаю недостатка вина: еще не пришел час Мой ( Ин.2:4 ). Часы Бога идут не так, как наши часы: они идут иногда медленнее, а иногда быстрее, но всегда вернее, правильнее, чем наши. Господь часто долго заставляет просить, прежде чем окажет Свою помощь, как это испытали некоторые из тех, которые просили Его об исцелении, когда Он ходил по земле. Для испытания их веры, для просветления их разума и чувства, для окончательного отречения от самонадеянности Он заставлял их иногда долго ждать и много раз взывать к Нему о помощи, делая вид, будто Он хотел идти дальше, пока, наконец, после неоднократно огласившего слух Его вопля: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя, остановившись, удовлетворял их просьбу. И тем дороже была в таких случаях Его помощь, и тем большую она возбуждала радость, чем продолжительнее и крепче была о ней молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя (§1). Таким образом, характерной особенностью дао является то, что оно представляет собой путь, который невозможно ни продемонстрировать, ни назвать. Это постоянный путь, и имя его постоянно. Связанное с постоянством отрицание, которое содержится в первом предложении этой книги, может относиться и к самому человеку, к «нам» (поскольку мы временны, недолговечны и смертны, и все наши пути отличны от постоянного, долговечного и бессмертного пути дао), и к тому, что мы говорим и какие имена используем (не мы указываем на путь дао, но дао указывает на нас, не мы называем постоянное имя дао, но дао определяет наши имена). В обоих случаях подчёркивается качественное превосходство дао над нашим существованием и нашими поступками. Похожий смысл содержится в словах Бога в книге пророка Исайи: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших ( Ис.55:8–9 ). Для выражения вечности дао используется иероглиф «цан». Он подчёркивает такие качества, как постоянство и долговечность. Но он также имеет то значение, что дао определяет всё сущее, но само ничем не определяется, в этом находит своё выражение превосходство и главенство дао. Диалектически это выражено в следующих словах: Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем – мать всех вещей (§1). Или: Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало (§37). Хотя дао само по себе является неизменным, именно в нём берут своё начало все изменения. Дао трансцендентно по отношению к пространству и времени, но при этом пребывает и в пространстве, и во времени. Описывая дао, приходится постоянно прибегать одновременно к отрицаниям и к утверждениям. Замечательным примером являются следующие строки: Вот вещь, в хаосе возникающая, прежде неба и земли родившаяся! О беззвучная! О лишённая формы! Одиноко стоит она и не изменяется. Повсюду действует и не имеет преград. Её можно считать матерью Поднебесной. Я не знаю её имени. Обозначая иероглифом, назову её дао (§25).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nau...

Часто мы видим во вселенной чудные перемены и неожиданные события; у нас есть достаточно предметов, о каждом из которых можем сказать: увидим, чем это кончится. Иногда и с нами самими случается что-нибудь удивительное, и мы бесполезно ропщем и говорим: не думал и не гадал я, чтобы это так совершилось. Бедные мы невежды в предсказании будущих событий; и о происходящих в настоящее время мы с трудом понимаем их причину, кроме одной из них, и притом причины истинной и несомненной: случилось то или другое, потому что так было угодно Богу устроить или допустить по Его премудрому, неведомому для нас, но всегда праведному и благому Промыслу: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших ( Ис. 55,8–9 ). Святой Григорий сказал: «Исследовать сокровенные причины судеб Божиих есть не что иное, как только противопоставление нашей греховной гордости советам или определениям Его». Наша обязанность, наше дело – при всяком необыкновенном событии повторять слова святого Павла: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его ( Рим. 11,33 ). В земной нашей жизни мы многого никогда не постигнем разумом. Довольно для нас знать, убедиться и несомненно веровать, что Бог справедлив и в последний Судный день не найдется никого из подсудимых, который бы сказал что-либо иное Господу, кроме слов: Праведен еси, Господи, и прави суди Твои ( Пс. 118,137 ). Некогда царь Давид, видя нечестивых счастливцев мира, своим примером увлекающих за собой некоторых из народа Божия, захотел понять судьбы Божии; долго он размышлял о том, но не добившись в том успеха, смиренно сознался: сие труд есть предо мною, дóндеже вниду во святило Божие ( Пс. 72,16–17 ). Должно до будущей лучшей жизни отложить нам более полное уразумение непостижимых в нынешней жизни судеб и последнего их конца высочайшей Премудрости Божией! Итак, перестанем и мы рассуждать о предметах, нам неведомых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Соседями израильтян были сирийцы, ассирияне, вавилоняне, египтяне и эдомляне. Они постоянно угрожали вторжением в Иудею, и евреи вынуждены были или отбиваться от них, или платить им дань. Цари иудейские в силу непрерывных столкновений нуждались в надежном руководителе, и таковым для них Господь послал Исаию, который предупреждал царей и народ об опасности, ободрял и предсказывал судьбу еврейского народа, судьбу соседних народов и грядущее спасение чрез Отрока-Мессию. Особое место у пророка Исаии занимают предсказания относительно Вавилонского царства, которое пророк отождествляет с царством зла последних времен , а его царя – с антихристом – антимессией. Поэтому многим элементам пророчеств о Вавилоне предстоит еще исполниться (смотри главы 14, 21, 46–47 и сравни с 16–17 главами книги Откровения). В 24–25 главах книги пророка Исаии говорится о суде над вселенной. Пророчества Исаии отличаются необычайной ясностью и поэтичностью. Предсказание о страданиях Спасителя ( Ис. 53 глава) написано так ярко, как будто сам пророк присутствовал при кресте. К числу наиболее ярких пророчеств Исаии относятся: о рождении Эммануила от Девы ( Ис. 7:14 ), о множестве чудес, которые должен был совершить Мессия ( Ис. 35:5–6 ), о Его кротости и смирении ( Ис. 42:1–4 ) и о других делах Его, о чем подробнее написано в брошюре «Ветхий завет о Мессии». Замечательно своей точностью пророчество Исаии о царе Кире, которое лет двести спустя стало известным этому царю ( Ис. 44:27–28, 45:1–3 , Ездр. 1:1–3 ). Пророк Исаия говорил, что избранный народ в своей массе будет отвергнут Богом за свое нечестие, спасется только « святой остаток » ( Ис. 6:13 ). В Царстве Мессии место отвергнутых иудеев займут уверовавшие языческие народы ( Ис. 11:1–10, 49:6, 54:1–5, 65:1–3 ). У пророка Исаии находим замечательные по своей глубине и поэтичности описания славы и величия Божия – Его премудрости, благости и Его всемогущества. На фоне совершенств Творца языческие божества – ничтожны и презренны. " Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но поит землю и делает ее способною рождать и произрастать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его« ( Ис. 55:8–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Случилось это или что другое потому, что так было Богу угодно устроить или допустить по Его премудрому, неведомому для нас, но всегда праведному и благому Промыслу. «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» ( Ис. 55:8, 9 ). Св. Григорий сказал: «Исследовать сокровенные причины судеб Божиих значит противопоставлять нашу греховную гордость советам, или определениям, Его. Наша обязанность, наше дело – при всяком необычном событии повторить слова св. Павла: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» ( Римл. 11, 33 ). Многое раскроется только в будущей жизни В земной нашей жизни мы многого никогда не постигнем разумом. Довольно для нас знать, убедиться и несомненно веровать, что Бог не несправедлив, и в последний День Судный не найдется никого из подсудимых, который бы сказал что-либо иное Господу, кроме слов: «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» ( Пс.118, 137 ). Некогда Царь Давид, видя нечестивых счастливцев мира, увлекающих за собою своим примером некоторых из народа Божия, желал уразуметь судьбы Божии о них. Долго и безуспешно размышляя об этом, он смиренно сознался: «трудно для меня уразуметь это, пока не войду во святилище Божие» ( Пс.72:16, 17 ). Надлежит нам до будущей жизни отложить более полное уразумение непостижимых судеб и целей высочайшей премудрости Божией! Итак, перестанем и мы расширять крылья любопытствующего нашего суждения о предметах нам, недоведомых. Волны безграничного океана Высочайшего Ума, непрестанно приливающие и отливающие, восходящие и нисходящие, превосходят быстроумие всякой мудрости, не только человеческой, но и Ангельской. И как же могли бы мы постигнуть конечные причины глубочайших Божественных судеб? Кто может постигнуть Божие предопределение: зачем этот родился в язычестве, другой в христианстве? почему Евангельская проповедь во многих странах огласилась довольно поздно, тогда как в других распространилась рано? почему одно государство наполнено еретиками, другое свободно от всех пороков неправоверия, и в нем сильно укоренилось благочестие? зачем наказание Божие за грехи одних минует до времени, а других постигает? зачем иногда невиновные в преступлении предаются суду, обвиняются и погибают, а грехи некоторых людей отзываются на их детях и дальнейших их потомках? зачем один умирает во младенчестве, другой доживает до глубокой старости? зачем один, мало погрешив в чем-либо, погибает без покаяния; другой же, долгое время пребывая погрязшим в тяжких беззакониях, наконец исправляется и получает кончину, достойную христианина? зачем один утопает в богатстве и роскоши, другой не имеет ни куска хлеба, ни копейки денег? Беспокойный и чрезмерно любопытный ум! зачем тебе разыскивать это? Бог попустил, Бог восхотел, Бог сотворил все.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010