Послания и поучения патриарха Иова Историко-литерат. очерк Опубликовано: Русский паломник. 1914. С. 55–57. Первый патриарх всероссийский Иов оставил по себе довольно богатый вклад в древнерусскую церковную письменность. Многие его поучения и послания, к счастью для потомства, сохранены в нашей исторической литературе». Кроме непосредственной высокой ценности редкого памятника церковно-исторической письменности, творения первого патриарха всероссийского дороги еще тем всякому истинно верующему человеку, что ярко и полно обрисовывают светлый облик первосвятителя российской церкви, с его смирением, с его любвеобильной, богобоязненной душой. Из творений патриарха Иова сохранились: «Повесть о честном житии благоверного и благородного государя, царя и великого князя Феодора Иоанновича»; две речи патриарха Иова к царю Борису; обширное послание патриарха Иова к грузинскому царю Александру; послание грузинскому митрополиту Николе; духовная грамота патриарха Иова; грамота от Иова, патриарха московского, к цареградскому патриарху Иеремии; грамота Иова митрополиту Гермогену... Из этих древних памятников церковной письменности можно вывести многое. Например, мы видим, какой любовью и каким почитанием царя Бориса Годунова пользовался патриарх Иов. В посланиях своих к Иову Борис именует его «истине изыскателем отеческого предания, от Бога препрославленным ревнителем благочестия, твердым столпом православия, источником духовных учений» и т. п. Далее, видно, с каким смирением, с какой скромностью относился сам патриарх Иов к своим творениям. Так, в повести «о честном житии благоверного, благородного и христолюбивого государя, царя и великого князя Феодора Иоанновича», он называет убогим и грубым свой разум. То же самое говорить он и в своей духовной грамоте, хотя и в совершенно другой, значительной более мягкой, форме. Между тем, с точки зрения духовного красноречия, творения первого всероссийского патриарха отнюдь не заслуживали такой строгой оценки. В них имеются яркие уподобления, живые образы... Например, возьмем весьма

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

М. В. Шкаровский. Русский монастырь преподобного Иова Почаевского в Словакии в годы Второй мировой войны   Среди нескольких десятков существовавших в XX в. за пределами России монастырей Русской Православной Церкви особую, вероятно, наиболее значительную роль играло монашеское братство прп. Иова Почаевского, существовавшее с 1923 до середины 1940-х гг. на территории так называемой Пряшевской Руси – северо-восточной части Словакии, частично населенной русинами (карпатороссами) – восточно-славянским народом, близким к украинцам и русским. Монастырь прп. Иова был известен, прежде всего, своей энергичной и широкомасштабной деятельностью по распространению религиозной литературы. В определенном смысле он являлся центром Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), почти единственным местом в Европе, откуда распространялось православное печатное слово по всем приходам Русского зарубежья. Кроме того, монашеское братство прп. Иова Почаевского активно занималось миссионерской, благотворительной и просветительской деятельностью.   Братство сыграло важнейшую роль в распространении православия в Словакии (входившей с 1918 г. в состав нового государства Чехословакия). При этом само устроение монастыря было тесно связано с историей возрождения православной Церкви в данном регионе. Эта обитель в виде книгопечатного монашеского братства была основана в апреле 1923 г. в небольшом словацко-русинском селе Владимирова (по-чешски Ладомирова) Свидницкого округа известным церковным деятелем архимандритом (позднее архиепископом) Виталием (Максименко). В последующие 15 лет монастырь стал важнейшим издательским и миссионерским центром Русского церковного зарубежья. Его братия редко превышала 20–25 человек, но это были выдающиеся по своих духовным качествам представители российской эмиграции. К концу 1930-х гг. деятельность братии находилась на подъеме, ее духовное влияние неуклонно росло. Однако вскоре само существование монастыря оказалось под угрозой. После раздела Чехословакии и ее частичной оккупации немцами и венграми ситуация в стране существенно изменилась. Еще 7 октября 1938 г. под давлением Германии чехословацкое правительство признало автономию Словакии, а 8 октября и Закарпатской Украины. Президентом последней стал греко-католический священник Августин Иванович Волошин, объявивший 14 марта 1939 г. Закарпатье независимым государством. В тот же день была провозглашена и самостоятельность Словакии. Вследствие присоединения территории Закарпатья к Венгрии 15 марта 1939 г. Мукачевско-Пряшевская епархия была разделена государственной границей на две части. Подавляющее большинство православных приходов отошло к Венгрии, и на территории Словакии осталось лишь 12 приходов епархии (пять из которых окормляли русские монахи), монастырь прп. Иова и две церковные общины в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского, возглавлявшего Западно-Европейский экзархат Константинопольского Патриархата) – в Братиславе и Нитре.

http://sedmitza.ru/lib/text/9606823/

Преподобный Иов Угольский (Кундря): новые факты к биографии праведника 18 сентября 2008 года в Малой Угольке (Украина) состоялось знаменательное событие в истории Закарпатья: в этот день митрополит Киевский и всея Украины Владимир возглавил чин прославления в сонме местопочитаемых святых архимандрита Иова (Кундрю). О деятельности этого выдающегося старца мы уже писали на страницах сайта «Православие.Ру», журнала «Живой родник», закарпатской прессы . Попытаемся же подвести итог изучению жизненного пути преподобного Иова Угольского и ввести в научный оборот некоторые новые факты, которые были обнаружены в архивах. Немного об истории вопроса. Первые публикации о деятельности архимандрита Иова (Кундри) появились в закарпатской периодике в 1950-х годах. В то время в стране стартовала очередная кампания, направленная против монашества и монастырей. В марте 1959 года газета «Советское Закарпатье» публиковала серию статей под названием «Черная паутина» . В одном из номеров автор статьи С. Билинец не «обошел вниманием» и деятельность Городиловского Свято-Троицкого скита, где настоятелем был отец Иов. Так, 12 марта 1959 года газета писала о том, что монахи по почте получают немало денежных переводов и посылок с продуктами питания и одеждой. Журналист обвинил настоятеля в распространении фоторепродукций с изображением скита среди паломников и в том, что он принимает их на ночлег. В очередной статье «Битва в монастыре» того же автора повествовалось о сопротивлении монахов во главе с игуменом Иовом назначению нового настоятеля. С. Билинец, возможно и не стремясь к этому, показал нам тогдашние методы борьбы с «неугодными». Послушники, которые открыто выступили против распоряжения епархиальной власти о смещении игумена Иова с должности настоятеля, были арестованы и приговорены к 15 дням общественно-полезных работ . Безусловно, главной целью статей было подготовить ликвидацию скита в Городилове и подорвать авторитет отца Иова среди крестьян. Первой объективной статьей о жизни архимандрита Иова стал, к сожалению, его некролог, опубликованный в «Журнале Московской Патриархии» . Через несколько лет Б. Споров написал довольно большую статью под названием «Уголька, или Отец Иов» , которая, к сожалению, содержала ряд неточностей. Однако именно эта статья легла в основу нескольких других работ. Причиной отдельных неточностей очерка Б. Спорова стало то, что автор был ограничен в материалах. Б. Споров ссылался в основном на воспоминания очевидцев, которые иногда могут подвести историка. Автор также оказался не слишком сведущим в политической истории Закарпатья.

http://pravoslavie.ru/32318.html

Ущелье. Ущельский Иовский монастырь. Ущельский Рождественский мужской монастырь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Приход состоял из 4-х селений: с. Ущельского, деревень Березницкой, Смоленской и Пылемской. На месте с. Ущельского находился монастырь, основанный в 1614 г. преп. Иовом. Преподобный Иов Ущельский был иноком Соловецкого монастыря (отца его звали Патрикием Мазовским). 10 ноября 1608 года он был посвящен в сан иеромонаха Новгородским митрополитом Исидором. В 1614 году преподобный Иов отправился в Мезенский край, где при впадении в реку Мезень рек Езег и Важка поставил часовню в честь Рождества Христова. Первые собравшиеся к нему иноки жили в домах своих родственников-мирян, настолько бедна была обитель. После пожалования царем Михаилом Феодоровичем (1613-1645) земли с рыбными ловлями преподобный устроил церковь и братские келлии. 5 августа 1628 года, когда вся братия была на сенокосе, на монастырь напали разбойники. После страшных истязаний с требованием открыть монастырские сокровища, разбойники обезглавили преподобного Иова. Ничего не найдя, они ушли. Возвратившаяся братия с честью погребла тело преподобномученика с северной стороны построенной им церкви. Впоследствии на могиле была установлена часовня. Местное почитание преподобного как угодника Божия началось вскоре после его кончины ввиду многочисленных чудес (в XVII в. их известно до 50). Первая икона была написана в 1658 году, а житие в 1660-х годах. Около того времени была построена над мощами преподобного часовня. 3 ноября 1739 года мощи преподобного Иова были освидетельствованы архиепископом Варсонофием, очевидно, им же благословлено петь молебны святому. По другим сведениям, мощи были освидетельствованы по благословлению архиепископа Варсонофия ключарем Мезенского собора Стефаном совместно с 7 мезенскими священниками. Так совершилось его прославление. В 1794 г. по благословению архиепископа Холмогорского Афанасия часовня на могиле преподобного была перестроена в церковь в честь тезоименитого святого праведного Иова Многострадального (память 6 мая; в этот же день Церковь установила и память преподобного Иова Ущельского). Средства на постройку церкви были пожертвованы мезенским исправником Василием Сергеевичем Казаковым. В 1834 г. церковь была возобновлена на средства мезенского исправника Философа Попова. Над мощами преп. Иова была установлена богато украшенная гробница с иконой святого.

http://sobory.ru/article/?object=43309

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Патриарх Период Лет патриаршества Канонизация Императоры времени правления 1. Иов 1589–1605 Федор Иоанович 1606–1612 Смутное время, Лжeдмumpuй I, Шуйский 1619–1633 Михаил Федорович 1634–1640 Михаил Федорович 1642–1652 Михаил Федорович и Алексей Михайлович 1652–1666 Алексей Михайлович 1667–1672 Алексей Михайлович 1672–1673 Алексей Михайлович 1674–1690 1690–1700 Nemp I 1700–1721 Nemp I Синодальный период 1721–1917 1917–1925 1925–1936 1936–1943 – местоблюститель; 1943–1944 – патриарх 1945–1970 1971 – 1990 1990 – 2008 2009 – наше время Иов (в миру Иоанн) – Патриарх Московский и всея Руси. По инициативе святителя Иова были проведены преобразования в Русской Церкви, в результате которых в Московский Патриархат вошли 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. В период Смутного времени святитель Иов фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам.13 апреля 1605 г. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию I, был низложен и, претерпев множество поношений, был сослан в Старицкий монастырь.После свержения Лжедмитрия I святитель Иов не смог возвратиться на Первосвятительский Престол, на свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена. Патриарх Иов мирно скончался 19 июня 1607. В 1652 году при Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа (1634–1640). От мощей святителя Иова происходило множество исцелений . Память его совершается Русской Православной Церковью 5/18 апреля и 19 июня/2 июля. Гермоген (в миру Ермолай) (1530–1612) – Патриарх Московский и всея Руси. Патриаршество святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие.

http://azbyka.ru/shemy/patriarhi.shtml

Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 4 апреля 2017 года 4 апреля, 2017. Новостная служба 4 апреля в резиденции Предстоятеля УПЦ на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось первое в 2017 году заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. ЖУРНАЛ 01 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия относительно деятельности в г. Киеве подворья Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря. Справка: 27 января 2017 года на имя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия поступило письмо игумена Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря архимандрита Евлогия относительно решения Собора Старцев обители о временном прекращении деятельности в г. Киеве подворья Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: Информацию принять к сведению.   ЖУРНАЛ 02 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия об учреждении и утверждении эскиза ордена Украинской Православной Церкви в честь «Преподобного Иова, игумена Почаевского» в трех степенях. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить: 1) учредить орден Украинской Православной Церкви в честь «Преподобного Иова, игумена Почаевского» в трех степенях. 2) утвердить эскиз ордена Украинской Православной Церкви в честь «Преподобного Иова, игумена Почаевского» в трех степенях.   ЖУРНАЛ 03 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт председателя Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам семьи Преосвященнейшего архиепископа Ровеньковского и Свердловского Пантелеимона о работе Украинской Православной Церкви с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Митрополит Иларион: Каждое из богослужений Страстной седмицы говорит о важнейших событиях в истории нашего спасения 17 апреля, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Все ближайшие дни вплоть до ночи Святой Пасхи являются особыми в литургическом календаре Православной Церкви. Вечером 16 апреля 2014 года, в Великую среду, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию Преждеосвященных Даров в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. За богослужением песнопения были исполнены Московским синодальным хором под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС . По окончании Литургии владыка Иларион обратился к верующим со словом проповеди: «Во имя Отца и  Сына и Святого Духа! В Великую среду на вечерней Литургии Преждеосвященных Даров мы слышим евангельское повествование о женщине, которая накануне крестных страданий Спасителя подошла к Нему, возлежащему на вечере, разбила сосуд драгоценного благоуханного мира, возлила на Его ноги и отирала их своими волосами, омывала своими слезами. Ученики, увидев это, вознегодовали: «К чему такая трата? Ведь можно было продать это миро, а вырученные за него деньги раздать нищим» (см. Мф. 26. 6-9). Апостол и евангелист Иоанн Богослов упоминает, что учеником, высказавшим недовольство, был Иуда Искариот, который в апостольской общине считал деньги и отвечал за благосостояние и благотворительность. Увидев, как проливается драгоценное миро, он сказал, что гораздо правильнее и экономнее было бы его продать, а деньги раздать нищим (см. Ин. 12. 3-6). С того времени в сердце Иуды окончательно сформировалось намерение предать Спасителя, что он и сделал за тридцать сребреников (см. Мф. 26. 16). Перед нами два примера: пример женщины и пример мужчины. Читая Ветхий Завет, мы не раз и не два встречаем рассказы о том, как женщина становилась проводником греха. Это и повествование о Еве, которая послушалась искусителя и затем соблазнила Адама (см. Быт. 3. 1-7). Это и повествование из Книги Иова, что мы сегодня слышали, в котором говорится, как Господь поразил Иова всеми несчастьями, бедами и скорбями для того, чтобы испытать его веру. Жена же пришла к нему и дала ценный совет: «Похули Бога и умри». Но Иов не послушался совета своей жены − не похулил Бога, и во всем, что сделал и сказал, как говорит автор Книги Иова, он не согрешил перед Господом (см. Иов. 2. 9-10)

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-kaz...

Протоиерей Сергий Модель: Будущее «Парижской» архиепископии неопределенно 1 декабря, 2015. Протоиерей Сергий Модель Секретарь Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ прокомментировал «Правмиру» решение Священного синода Константинопольского патриархата об отстранении архиепископа Иова (Гечи) 28 ноября 2015 года на заседании Священного синода Константинопольского патриархата было принято решение об отстранении архиепископа Иова (Гечи) от управления Архиепископией православных русских церквей в Западной Европе. Архиепископ Иов назначен представителем Константинопольского патриархата при Мировом совете церквей в Женеве, сохранив титул архиепископа Телмисского. «Правмир» попросил прокомментировать это событие протоиерея Сергия Моделя, секретаря Брюссельско-Бельгийской епархии РПЦ, преподавателя Парижской семинарии. Он выражает здесь свое личное мнение. — Прежде всего, когда люди расходятся или разводятся, никогда не бывает так, что один виноват, а другой невиновен. Всегда есть ошибки, которые были совершены обеими сторонами. То, что произошло в Париже – это то же самое, и в епархии (точнее у некоторых представителей епархии), и со стороны Владыки Иова допускались некоторые ошибки. Конечно, никого не непогрешим, но в итоге они не сошлись, не нашли общий язык. Напоминаю, что эта епархия – епархия митрополита Евлогия (Георгиевского), который возглавлял русские православные храмы Западной Европы с 20-х годов. В 1931 году митрополит Евлогий вышел из подчинения митрополита Сергия (Старогородского), потому что считал, что Русская Православная Церковь подчиняется Советской власти (как в действительности и было). Поэтому митрополит Евлогий с вверенными ему приходами (а это были приходы во Франции, Бельгии, Германии, Италии, Великобритании, Испании, то есть, вся Западная Европа) перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Это положение считалось временным. Константинопольская Церковь приняла эту епархию Русской Церкви до восстановления нормальной церковной жизни в России и нормальных связей между Парижем и Москвой. Это «временное положение» продолжалось много десятилетий, и когда в России исчез советский безбожный режим, в Париже очень много спорили по поводу смысла существования этой юрисдикции на Западе и ее будущем.

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-mode...

Тихо и смиренно исполняет свои послушания и терпеливо переносит все скорби. И при этом… Владыка не огражден от самых разнообразных посетителей несколькими «кордонами обороны», начиная с неприступного вахтера и кончая непробиваемым секретарем. Вы можете войти к нему в кабинет в любое время, и никто вас не подвергнет перед этим пристрастному допросу: а зачем, а почему, а по какому делу, а Владыка сейчас принять не может, он занят и т.п. Отрывок из статьи БЛАГОДАТНЫЙ ЮБИЛЕЙ (к 50-летию священства Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра) Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр (в миру Василий Шкурла) родился 1-го января 1928 г. в Ладомирове, в так называемой Пряшевской Руси. Она представляла собой западную окраину прежней Угорской Руси, входившей до Великой войны в пределы Австро-Венгерской империи. Он происходит из той героической части православного русского народа на Карпатах – прародины славянства, – которая, несмотря на многовековое тяжкое иго и невероятные притеснения и угнетения иноверцев и иноплеменников, твердо хранила свою святую православную веру, даже под личиной насильственно навязанной унии с Римом, и свое национальное русское самосознание. Крещение младенца Василия совершил начальник Православной миссии в Словакии архимандрит Виталий (Максименко), впоследствии известный иерарх Русской Зарубежной Церкви (бывший священно-архимандрит Почаевской Лавры и восстановитель церковной типографии). В Ладомирове находилась основанная Владыкой Виталием обитель преподобного Иова Почаевского. Под сенью этой обители, и под духовным руководством Владыки Виталия и проходило детство будущего Первоиерарха, о чем и сам он впоследствии скажет: «с детских лет привел меня Господь в обитель преподобного Иова Почаевского на Карпатах. Там, в обители, получил я начальное духовное воспитание». Владыка Виталий был не только настоятелем обители, но и основателем братства преподобного Иова Почаевского. И не случайно в Джорданвилльском монастыре – в некотором смысле преемнике ладомировской обители – типографское братство тоже носит имя почаевского подвижника. Здесь же находится и икона преподобного с частицей его святых мощей. Она была вывезена архимандритом Виталием из Почаевской Лавры, в течение 20-ти лет находилась в Ладомировском монастыре и сопутствовала, впоследствии, братии при переезде в США.

http://pravmir.ru/mitropolit-lavr/

Уккел. Церковь Иова Многострадального. Église " Saint Job " Церковь. Действует.   Престолы: Иова Многострадального Архитектурный стиль: Неорусский стиль Год постройки:Между 1936 и 1950. Архитектор:Н.И. Исцеленнов Ссылки:   Адрес: Бельгия, Брюссельский столичный регион, к. Уккел, просп. Дю-Мануар, д. 8 Avenue du Manoir 8, 1180 Uccle, Région de Bruxelles-Capitale, Belgique Координаты: 50.803209, 4.344479 Проезд:Из центра Брюсселя на скоростном трамвае-метро остановка Helden/Héros Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Одним из инициаторов создания в Брюсселе храма-памятника Николаю II был Николай Михайлович Котляревский – дворянин, статский советник, в 1920-1928 личный секретарь барона Врангеля (умершего в Брюсселе). В 1929 году он испросил и получил благословение на сооружение этого храма от митрополита РПЦЗ Антония. Сбор средств на строительство был объявлен во всех приходах РПЦЗ (также участвовала Сербская церковь). Был образован комитет по сооружению храма-памятника под покровительством Великой Княгини Ксении Александровны - сестры Николая II. В 1931 году при комитете была образована комиссия из знатоков русского искусства. В неё входили художник И.Я. Билибин, архитектор-художник Н.И. Исцеленов, академик архитектуры Н.П. Краснов, писатель П.П. Муратов, профессор истории искусств Пражского университета Н.Л. Окунев. Был привлечен к работе архитектор Н.П. Пашковский, который помог проанализировать стили 60 древнерусских храмов. Профессор Окунев предложил взять за основу придел Преображенского храма в селе Остров под Москвой. В 1934 году комитет утвердил предложение комиссии и принял проект Н.И. Исцеленова, основанный на этой идее. Храм был заложен 2 февраля 1936 года, а освящён – лишь после Второй мировой войны 1 октября 1950 года под руководством митрополита Анастасия и в присутствии Великого Князя Гавриила Константиновича. Храм крестово-купольного типа. От автора проекта Исцеленова: «Тип храма в это время обычный в Византийской Империи и в областях под ее влиянием был с так называемым «планом греческим крестом», правильнее было бы сказать: «с греческим планом — крестом». Это план «центрального типа», то есть в схеме прямоугольник, близкий к квадрату, внутри которого на четырех столбах поднимается купол — небо с изображением Господа Вседержителя. Между столбами и от них на стены перекинуто 12 арок, поддерживающих своды, а в больших храмах еще четыре купола по углам. Из этих глав шел свет внутрь сверху. 

http://sobory.ru/article/?object=13940

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010