На послание патриарха Иова к грузинскому митрополиту первый сослался, сколько мы знаем, Андрей Денисов в своих Поморских Ответах. Денисову, очевидно, послание Иова было известно; но, как человек лукавый, понимая, что в этом свидетельстве есть некоторые несообразности и что вообще старообрядческому учению о перстосложении, как оно изложено в Феодоритовом Слове, напечатанном в Псалтирях, свидетельство Иова не вполне благоприятствует, Денисов не привел подлинных его выражений, а ограничился общим указанием: «сей патриарх Иов, в послании своем в Грузинскую землю такоже повелевает знаменатися двема персты» 62 . Как же именно повелевает? Какое значение приписывает двум перстам? – об этом Денисов признал за лучшее умолчать. О свидетельстве п. Иова не говорят подробно, т. е. не приводят полного его текста и последующие раскольнические писатели. Уже после того, как все послание напечатано в 1869 г. в «Христианском Чтении», и нынешние раскольнические дея­тели, вообще не столь сообразительные, как Денисов, напечатали в своем заграничном сборнике то место из этого послания, где идет речь о перстосложении 63 . У нас была сделана попытка отвергнуть подлинность этого места в послании п. Иова, признать его позднейшей вставкой рев­нителей двуперстия 64 ; но митр. Макарий в своей Истории заметил: «сомневаться, принадлежит ли эта прибавка Иову и держался ли он сам двуперстия, едва ли спра­ведливо 65 после того, как учение о двуперстии возведено Стоглавым собором на степень догмата, обязательного для всех, и ограждено анафемой» 66 . Мы согласны, – «едва ли справедливо сомневаться», что п. Иов писал в Грузию о двуперстном сложении руки для крестного знамения и что сам держался двуперстия; но думаем, что справедливо усомниться в том, будто п. Иов писал о двуперстии и сам держался его в силу определения Стоглавого собора. Если бы так было в действительности, если бы определение Стоглава п. Иов действительно считал для себя вполне обязательным и если бы оно вообще для того времени имело обязательную силу действующего узаконения, то п.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Протопоп и архидиакон, по благословению Иеремии, вывели из придела Иова и поставили пред орлом. Поклонившись царю и патриарху, он прочитал исповедание веры. Иеремия после диаконскаго возгласа «вонмем» благословил Иова и произнес: «благодать Пресвятого Духа нашим смирением имеет тя патриархом в богоспасаемом граде царствующем Москве и всего российского царствия». После взаимного благословения и целования, после целования архиереев, Иов возведен был на возвышение и стал возле царя и Иеремии. Царь и все сослужащие приветствовали его. После того Иов удалился в придел; царь сошел с возвышения на обычное царское место, и началась литургия. После малого входа Иов был введен двумя митрополитами с правой и протопопом с левой стороны в алтарь и стал около престола. Иеремия возложил на его главу Евангелие, а епископы свои руки на главу и выю его; благословляя крестообразно, Иеремия прочитал молитву, обычную при рукоположении; служащие троекратно пропели «аксиос» и возложили на Иова митру. Оба патриарха после того продолжали литургию, при чем Иеремия после «Изрядно» помянул «во-первых» святейшего патриарха Иова московского и всея России, Иов же вслед за тем возгласил: «во-первых помяни, Господи, святейшего вселенского Иеремея патриарха»; Иеремия продолжал поминовение других восточных патриархов. После литургии совершилось настолование вновь рукоположенного патриарха: архиереи возвели его на святительское место и трижды сажали на стул с пением: «ис полла ети деспота». Когда Иов снял с себя служебные одежды, Иеремия возложил на него золотую воротную икону вручил ему посох митрополита Петра; царь пожаловал золотую панагию с драгоценными камнями, мантию, белый клобук и золотой посох с каменьями и жемчугом. Итак факт поставления в России патриарха совершился. Нужно было упрочить открытое патриаршество соборными грамотами. Об этом действительно позаботились в Москве. В мае 1589 года была составлена уложенная грамота, написана на большом пергаментном листе, украшена золотыми прописными буквами и заставкою и скреплена подписями царя, обоих патриархов (Иова и Иеремии), трех русских и одного греческого митрополитов, пяти русских и одного греческого архиепископов, одного епископа, многих архимандритов, игуменов и старцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Встав, все радостно приветствуют Бориса Федоровича, хваля его дарования и " здравствуя " новоутвержденное " скифетросодержание " . Торжественная встреча 2 июля прошла вполне благополучно, однако Годунов все еще опасался открыто вступить на престол. Сразу после празднества он вновь скрылся в Новодевичьем монастыре, оставив свои дела в столице патриарху. Иов должен был провести общую присягу государю, без которой Борис Федорович не решался короноваться. Честолюбивого опричника не устраивал составленный Иовом Чин венчания на царство, в котором все функции царедворцев берут на себя архиереи, а бояре не упоминаются вовсе . Конечно, это был проект, приготовленный патриархом на крайний случай, и он не понадобился. Июль и август 1598 г. прошли в напряженной работе патриаршей канцелярии и самого Иова, стремившихся узаконить восшествие Годунова на царский престол Рюриковичей. От московского первосвятителя потребовалась не только политическая изворотливость, но и талант историка, которым Иов, впрочем, в полной мере обладал. Он прекрасно понимал значение своевременного письменного изложения событий под выгодным автору углом зрения, чтобы оставить о себе и своих союзниках " потребную и лепую память " . Историки в последние десятилетия много спорили о летописании, которое велось при дворе патриарха Иова, продолжавшего традицию русских митрополитов. Хотя текст летописи Иосифа, келейника патриарха, восстанавливается по сохранившимся памятникам не вполне уверенно , ясно, что одной этой летописью работа приближенных Иова и его самого не ограничивалась. Однако при всей многоценности патриаршего летописания конца XVI — начала XVII в. главные достижения Иова и его помощников как историографов относятся к области документальных и публицистических сочинений. Именно здесь изложены ретроспективные взгляды и оценки, оказавшие самое сильное влияние на современников и потомков. Мы уже видели, сколь устойчивыми оказались взгляды на учреждение патриаршества, выраженные в Сказании — историко-публицистическом сочинении патриаршей кафедры, убедились в значении других исторических высказываний Иова. А составлением нового документа Утвержденной грамоты об избрании царем Бориса Федоровича, он сумел настолько запутать историков, что они до сих пор пребывают в жарких спорах, когда, как, в связи с какими событиями она появилась, что в ней ложно, а что соответствует истине.

http://sedmitza.ru/lib/text/439624/

Но как человек несправедливо и насильно лишённый власти, с бесчестием изгнанный из столицы за вины нецерковные, Иов имел достаточное основание отказать в благословении своему преемнику и если действительно к нему обращались с подобной просьбой, то отказ со стороны Иова более чем вероятен. Впрочем, и самое посольство Игнатия к изгнанному святителю далеко не бесспорный факт. Во-первых, ни Лжедимитрий, ни Игнатий, без сомнения, и не надеялись на благоприятный исход от такого посольства; разве только они предполагали, что слабый волей Иов уступит настоятельным требованиям и угрозам. Вполне естественно, что у архипастырей, лишённых власти насильно, обыкновенно и не спрашивали благословения их преемникам. Делалось это по всем понятной причине. От низлагаемых святителей иногда домогались лишь (и то насильно) отречения от престола, а иногда и этого не делалось; однако препятствий к избранию и посвящению нового святителя не оказывалось. Ведь поставили же, например, митрополитом Иоасафа, когда его предшественник Даниил, лишённый власти насильно, ещё не дал своего отречения от престола 44 . Во-вторых, для двукратной поездки Игнатия в Старицу, кажется, не оказывается достаточно времени. От низложения Иова до дня посвящения Игнатия в сан патриарха прошло меньше двух недель, и в этот небольшой промежуток времени Игнатий сопровождал Лжедимитрия в Москву, и, без сомнения, по прибытии в столицу (20 июня) не отлучался из неё до самого посвящения (24 июня); таким образом, для двух поездок его в Старицу откуда-нибудь с дороги в Москву (а от Москвы до Старицы около 300 вёрст), и обратно остаётся времени не больше недели – срок слишком короткий при тогдашнем способе сообщения, при общем волнении и неурядицах 45 . Допустим даже, что Игнатий действительно просил у Иова благословения и получил отказ. Могло ли это, однако, служить, препятствием к возведению его в патриархи? Разве не тоже было, когда и другие святители выбирались, так сказать, на живое место? Посвящение 46 Игнатия в сан патриарха совершилось на четвёртый день по вступлении Лжедимитрия в Москву – 24 июня 1605 г. 47 Нужно думать, что оно было также торжественно, как и посвящение Иова 48 и совершено по тому же чину, который нарочито был составлен для первого торжества подобного рода 49 . Без сомнения, новоизбранный патриарх читал тогда и исповедание веры или присягу 50 и, может быть, церемония закончилась теми же речами, которые обыкновенно произносились при посвящении нового архипастыря русской церкви и которые говорены при посвящении Иова 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Напомним, что свинья в иудейской традиции считалась нечистым животным: закон Моисеев запрещал есть свинину ( Лев. 11:7 ; Втор. 14:8 ). Свиноводство, соответственно, воспринималось как занятие недостойное и богопротивное. У Луки легион бесов просит Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну, а вместо этого позволил войти в свиное стадо ( Лк. 8:31–32 ). Постоянным местопребыванием бесов является бездна, куда, однако, они совсем не спешат. Очевидно, на земле они имеют лишь временное пристанище и, когда его теряют, не находят покоя ( Мф. 12:43–45 ; Лк. 11:24–26 ). Возвращаться же в преисподнюю не хотят. Диалог между Иисусом и легионом демонов является частью той драмы взаимоотношений между Богом и диаволом, которая развертывается на страницах Библии. Этот диалог выстроен в фактуре своеобразного торга. Аналогичный торг между Богом и сатаной описан в библейской книге Иова, начинающейся с того, что однажды пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. Таким образом, с самого начала истории сатана позиционируется как один из сынов Божиих. Затем Бог задает сатане серию вопросов: Откуда ты пришел?.. Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?( Иов 2:2–3 ). Начинается торг сатаны с Богом, инициированный, как явствует из текста, Самим Богом. По просьбе сатаны Бог позволяет ему коснуться всего, чем обладал Иов: в одночасье он лишается своих детей и всего имущества ( Иов 1:6–19 ). На этом торг не кончается. Сатана предлагает Богу испытать Иова болезнью, и Бог отдает тело Иова в руки сатаны ( Иов 2:1–7 ). Книга Иова говорит о взаимоотношениях между Богом и сатаной языком притчи. За притчевыми образами, однако, просматривается два важных богословских утверждения: 1) сатана имеет прямой доступ к Богу, имеет с Ним личные отношения; 2) сатана может действовать только в тех границах, которые он выторговывает себе у Бога. Эти же две богословских истины доминируют в рассматриваемом рассказе синоптиков. Здесь тоже демоны вступают в личный контакт с Иисусом, торгуются с Ним, получают от Него ответ на свою просьбу, а затем действуют в тех границах, которые у Него выторговали.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Послання Патриаршее соболезнование в связи с кончиной архиепископа Чикагского и Среднего Запада США Иова для друку 21 грудня 2009 р. 17:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил соболезнование Предстоятелю Православной Церкви в Америке в связи с кончиной архиепископа Чикагского и Среднего Запада США Иова. Его Блаженству Блаженнейшему Ионе, Архиепископу Вашингтонскому, Митрополиту всей Америки и Канады Ваше Блаженство, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель! Получив известие о преставлении Высокопреосвященного архиепископа Чикагского и Среднего Запада США Иова, выражаю искреннее соболезнование Вашему Блаженству, епископату, клирикам и мирянам братской Православной Церкви в Америке. Победитель смерти Господь наш Иисус Христос, Которому преданно служил почивший Владыка в своей земной жизни, да упокоит его душу в небесных обителях. С братской любовью о Господе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси за темою Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной режиссера Б.М. Конухова : Послання] Кирила у зв " язку загибеллю людей на в : Послання] Кирил висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Кирила у зв " язку з терактом у «Крокус : Послання] Митрополита Америки Канади Тихона у зв " язку з терористичним актом у «Крокус та звернення] Представники Православних Церков взяли участь у на Американському " у Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Блаженнейшему Митрополиту всей Америки и Канады Тихону с 20-летием архиерейской хиротонии : та звернення] Предстоятель Церкви в Синодальну Церкви Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] з Церкви В Торжества Православ " я начальник взяв участь у в Гробу Господнього в з ключовими словами – Православна Церква в –   Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной режиссера Б.М.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210068...

При том же, насильное низложение Иова с кафедры вовсе не было единственным печальным случаем такого рода и русские пастыри, конечно, знали, что уже не раз первосвятительская кафедра замещалась новыми лицами по личным расчётам государей, по основаниям иногда очень неблаговидным. Без сомнения, ещё очень свежо было в памяти насильное сведение с митрополии предшественника Иова Дионисия вместе с архиепископом Варлаамом 38 ; значит и сам Иов занял архипастырский престол при жизни своего предшественника, лишённого власти не за церковные вины и не на канонических основаниях. Можно даже сказать, что именно «для Иова низведён был с кафедры премудрый грамматик Дионисий» 39 . Не то же ли самое случилось и с Иовом с той ещё разницей, что Дионисий лишён правления единолично правителем царства Годуновым, а Иов – «множеством народа царствующего града Москвы»? Однако считал ли кто-нибудь незаконным возведение Иова на место низложенного Дионисия? Даже Борис, так несправедливо поступивший с митрополитом и архиепископом Варлаамом, заслужил от русских пастырей название «праведной и беспорочной души» 40 . Почему же теперь осуждают Лжедимитрия и его избранника обвиняют в незаконном занятии патриаршего престола?» 41 Могут указать ещё препятствие к тому, чтобы считать законным возведение Игнатия в патриархи, а именно то, что он не получил на своё святительствование благословение своего предшественника. Говорят, что Лжедимитрий, «желая придать своему выбору некоторый вид законности» 42 , дважды посылал новоизбранного патриарха к Иову, с бесчестием отвезённому в Старицу – испросить себе благословение на будущее служение. Иов, будто бы, «ведая в Игнатии римской веры мудрование», отвечал отказом. Во второй раз изгнанному патриарху грозили даже муками, если он не даст благословения своему преемнику; но Иов, «ни во что вменив угрозы», отвечал избраннику Лжедимитрия: «По ватаге и атаман (т. е. самозванец), по овцам и пастырь (т. е. Игнатий)» 43 . Нисколько не удивительно, что Иов отвечал отказом Игнатию, впрочем, вовсе не по той причине, которая указана в приведённых словах «степенной книги», будто он «ведал в Игнатии римской веры мудрование». Мыслимое ли дело, чтобы Иов вверил управление церковью такому человеку, в котором видел лишь «богомерзкого еретика-латинянина»? Много ли прошло времени с тех пор, как Иов вручил Игнатию управление рязанской архиепископией? Когда же и в чём могла обнаружиться приверженность рязанского владыки к католичеству? Откуда узнал об этом Иов? Мог ли он голословно обвинять своего сослуживца в привязанности к ненавистному для русских людей латинству?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Правильнее объяснить это возвы­шение «умного и способного», да еще и благочестивого Иова добрыми его качествами, которые сделали его за­метным среди окружающих. На него обратил внимание еще Иван Грозный, приехав в первый раз в Старицу в 1556 году. Именно по воле Ивана Грозного игумен Иов был переведен в Москву, чем и началось его возвышение. А царь Федор настолько любил и уважал патриарха Иова, что назначил его сво­им душеприказчиком, наравне со своим двоюродным братом Федором Ники­тичем Романовым и шурином Борисом Годуновым. Кроме того, избрание Иова в патриархи производилось не единоличным распоряжением, а по жребию из трех лиц, намеченных Собором епископов. Что же касается «услуги», оказанной патриархом Годунову при избрании его на царство, то, безусловно, слово патриарха имело большой вес на Соборе, избравшем Бориса. Но в то время обстоятельства сложились так, что за Годунова подавал голос не только искренне преданный ему патриарх, но и многие недружелюбно настроенные к нему бояре. Не из кого было выбирать. Да и история правления Ивана Грозного и предшествовавших ему царей и князей приводила к мысли, что невозможно искать царя, безупречного в нравственном отношении, – лишь бы государство умел в руках держать. А у Годунова как раз был такой опыт, а когда он хотел, то и личное обаяние. Против патриарха Иова выдвигают и еще одно обвинение – что он не обличал жестокости Бориса Годунова по отношению к невинным, как обличали Ивана Грозного святители Филипп и Герман. Возможно, что его в этом случае в какой-то мере сдерживал страх за себя, ведь и святые не без немощей. Но с такой же вероятностью можно объяснить его поведение его характером: он никогда никого не обличал и не оскорблял, не мог публично обличить и Бориса, которого любил. Когда же произошло то, что в его глазах являлось беспримерным злом, грозившим существованию Руси, когда в Польше появился Лжедмитрий, патриарх Иов не молчал. По всему государству рассылались грамоты за его подписью, в которых он уверял, что это не Дмитрий, а Отрепьев: по его распоряжению состоялся обряд проклятия самозванца. «Я давал вам страшную на себя клятву в удостоверение, что он самозванец; вы не хотели мне верить, – писал он в 1607 году в грамоте на всенародное покаяние, – и сделалось то, чему нет примера ни в священной, ни в светской истории».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Он находил в ней следы знакомства автора со всеми каноническими книгами Ветхого Завета. В своей диссертации «О происхождении книги Иова», изданной в 1872 году, он, – как указывает протоиерей Георгий Флоровский : «не только принимал позднюю датировку происхождения книги Иова, но и разбирал ее скорее как памятник литературы, нежели как книгу священного канона. К тому же все исследование было проведено по еврейскому тексту, безо всякого внимания к славянским чтениям». В своей диссертации архимандрит Филарет сильно зависит от выводов тогдашней немецкой библеистики. Митрополит Киевский Арсений (Москвин) «нашел самый «тон диссертации» несоответствующим богодухновенному характеру библейской книги, и публичная защита диссертации была запрещена Святейшим Синодом». 17 Надо сказать, что приводимые архимандритом Филаретом (Филаретовым) аргументы можно истолковать и прямо противоположным образом, как свидетельство того, что авторы всех ветхозаветных книг были знакомы с книгой Иова. Сторонники мнения о происхождении книги после Вавилонского плена указывают на то, что ее язык изобилует арамейскими словами, что характерно для литературных произведений послепленной эпохи. Отмечают и то, что религиозные представления автора или составителя книги также соответствуют взглядам послепленного времени, но не характерны для более ранних эпох. Так, например, в книге Иова мы находим достаточно развитое учение об ангелах и сатане. Как известно, учение о добрых и злых духах не было достаточно развито в законоположительных книгах, а также в учении ранних пророков. Блаженный Феодорит объясняет это обстоятельство тем, что Господь промыслительно не приоткрывал до времени завесу над тайнами ангельского мира. «В израильтянах, которым преподавался закон, не было твердости и постоянства. Вскоре после многих и несказанных чудес провозгласили они Богом изображение тельца. Чего же не сделали бы сии, так легко обоготворявшие скотские подобия, если бы приобрели ведение о природах невидимых?» Еврейский народ, сильно склонный к язычеству, мог бы, подобно соседним народам, обожествить низших духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

4 Означенного сочинения издано только 2 тома. Спб. 1858. Во время занятий наших в московских архивах мы имели возможность проверить акты учреждения патриаршества, изданные А. Н. Муравьевым, с подлинными актами посольского приказа и пришли к заключению, что издание Муравьева представляет вольную передачу подлинных документов с пропусками иногда некоторых важных мест оригинала; счет листов подлинника в издании часто не верный; по местам в издании идут вставки из других документов, каких в подлиннике не имеется и какие автор берёт из других источников, не означая их. Многие документы у него перепечатаны в целом виде из «Журн. Мин. Нар. Просв.» 1840 г. т. XXV, 1–2. 5 Сборник синод. библиотеки по указателю Саввы в начале надпись «сия книга дьяка Лариона Ермолаева». Первая статья этого сборника, излагающая чин «о поставлении благочестивых царей и великих князей на царство» (собственно – поставление ц. Феодора Ивановича) в подлиннике взята в государственное книгохранилище и с ней приложен список; другие статьи излагают чин поставления в епископа и митрополита, отреченные грамоты от кафедры новгородских владык Феофила, Геннадия и повольную грамоту Леонида на избрание казанского архиепископа. Рукопись библиотеки Императорской Академии Наук, по печатному указателю Соколова 1818г., значащаяся под 237–40, представляет поздний и не везде верный список приговора московского собора о порядке избрания и поставления Иова на патриаршество. 6 Сборник за 852 л. 60–109-й; в нем находятся ещё статьи: дело возведения п. Иовом ярославского архимандрита Феодосия на смоленскую архиепископию (л. 109–113), грамота об утверждении патриаршества в России Мая. чз г (л.113–127), крестоцеловальная запись и грамота об избрании Годунова на царство (128–227), переписка п. Иова с Годуновым во время войны с крымским ханом (л. 257–294), два послания Иова к митрополиту Филадельфийскому Гавриилу (294–303) и утешительное послание Иова к царице по случаю смерти её дочери (303 и след.). Из указанного сборника г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010