«Церковь не сращивается с властью, а устанавливает партнерские отношения» Митрополит Иларион рассказал, как РПЦ выстраивает отношения с государством, обществом и католиками. 10 декабря, 2013 Митрополит Иларион рассказал, как РПЦ выстраивает отношения с государством, обществом и католиками. фото: Коммерсант Глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский ИЛАРИОН рассказал корреспонденту “Ъ” ПАВЛУ КОРОБОВУ, почему священнослужителям запрещено участвовать в политической жизни России и для кого могут быть сделаны исключения из этого правила. Иерарх также разъяснил, в чем заключается смысл реформ церковного аппарата и в каких вопросах совпадают интересы Русской православной церкви (РПЦ) и государства. — Каково, на ваш взгляд, положение РПЦ в современном российском обществе? — Я думаю, церковь занимает в российском обществе достойное место. На протяжении 70 лет ХХ века церковь была искусственно изолирована от общества, но после того, как в 1988 году она вышла из катакомб, стало понятно, что, несмотря на 70 лет гонений, она обладает огромным авторитетом, что она востребована, что люди ждут ее возвращения в общественную жизнь. Вот с этого момента происходит возрождение церкви. Оно происходит такими темпами, которые беспрецедентны для истории христианства. Это можно сравнить с эпохой после Миланского эдикта, когда в Римской империи — как на востоке, так и на западе — повсеместно стали создаваться храмы. Мы не имеем статистики по тем временам. Но мы имеем современную статистику. И она очень впечатляющая. 25 тыс. храмов построено и отреставрировано за 25 лет. Это значит, что открывалось по 1 тыс. храмов в год, по три храма в день. Восемьсот новых монастырей. Это феномен, который не имеет аналогов в истории церкви, по крайней мере в новейшей истории. — Сейчас довольно часто церковь критикуют за слишком тесные связи с государством. Обвиняют в слиянии высшего духовенства со светской властью. Как вы относитесь к подобной критике? — Я думаю, эта критика необоснованна и несправедлива.

http://pravmir.ru/cerkov-ne-srashhivaets...

Закрыть itemscope itemtype="" > 1700-летие Миланского (Медиоланского) эдикта 313 г. Опыт христианского прочтения в начале XXI в. Доклад на Задонских Свято-Тихоновских образовательных чтениях 27.11.2013 590 Время на чтение 12 минут Как уже сообщалось, в Липецке состоялся девятый международный форум, который, по замыслу организаторов, способствует приобщению современного светского общества к традициям Церкви. Особого внимания удостоился доклад кандидата искусствоведения, доцента Липецкого государственного технического университета Игоря Ивановича Орлова, прозвучавший на пленарном заседании. Предлагаем вниманию читателей текст доклада. К великому сожалению, наше мышление устроено таким образом, что для полного постижения смысла какого-либо явления или события мировой истории, оценки какой-либо исторической личности требуется прохождение достаточно длительного периода времени. Ведь не случайно древние говорило о том, что «большое видится на расстоянии», поскольку очень часто современникам сложно пробиться сквозь толщу эгоизма сиюминутных интересов при оценке реалий своего времени. Тем более, что есть в бурном потоке мировой истории отдельные ключевые события, роль и значение которых со временем вообще приобретает сакрально - космологический, или скорее даже онтологический смысл. Одним из таких событий в мировой истории, безусловно, является издание Миланского (Медиоланского) Эдикта в 313 г. от Р. Х. Рассмотрим кратко суть данного вопроса, который заключается в следующем. Согласно различным источником в 313 г. император Константин вместе с соправителем Лицинием (Ликинием) издает Эдикт «О веротерпимости» (данный документ обычно и принято называть Миланским), который позволял всему населению Римской империи (в том числе и христианам) свободно исповедовать любую религию (любые религиозные культы). Справедливости ради, стоит отметить и тот факт, что другие источники (например, «О смерти преследователя» писателя Лактанция) сообщают, вышеуказанный Эдикт был подписан только Лицинием (Ликинием) в 313 г.

http://ruskline.ru/analitika/2013/11/29/...

В.Д. Лихачева Заключение Итак, после падения Константинополя и захвата империи турками в течение двух столетий продолжало существовать византийское искусство. В своем развитии оно прошло долгий путь. Его формы, первоначально возникшие на основе памятников древневосточных, греческих и римских, были развиты согласно требованиям новой, торжествующей и на первых порах прогрессивной религии, пришедшей на смену язычеству и властно подчинившей себе всю культуру, в первую очередь изобразительное искусство. В Византии был создан новый тип церковного здания – крестово-купольный, идеальным образом отвечающий требованиям ритуала богослужения. Полный синтез мозаик и фресок с архитектурой был самым совершенным образом достигнут византийскими мастерами. В Византии, наконец, был осуществлен столь сложный процесс, как выработка иконографии, имеющей свои четко обоснованные, логически точные законы. Им следовали не только сами византийские художники, а также те, которые работали в странах ее непосредственного влияния, но и западные, и не только в средневековье, но и в период нового времени, если обращались к христианским темам. Высокие технические достижения, которыми особенно славились мозаичисты, фрескисты, миниатюристы, мастера прикладного искусства Византийской империи, и в первую очередь Константинополя, использовали в своих работах западные и восточные мастера. Принципы оформления книги-кодекса, блестяще разработанные писцами и иллюстраторами империи, понимавшими рукопись как единый художественный организм, нашли отражение и в современной книге. В течение всех прошедших до захвата турками столетий, начиная с Миланского эдикта (313 год) и основания Константинополя (330 год), византийская культура бережно хранила художественное наследие своей предшественницы – античной. «Византийцы,– по словам М. В. Алпатова, – не меньше увлекались античностью, чем люди Возрождения». К античному искусству постоянно обращались в поисках новых средств выражения, новых форм и даже образов византийские художники. С возрождением древних традиций неизменно были связаны те периоды расцвета искусства, которые наступили в Византии в XI, а затем XIV столетиях. Античное искусство постоянно давало свежие импульсы живописцам и архитекторам Византии. В нем они черпали творческие силы.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

Глава Вторая. Союз Вселенской Церкви с Римской Империей (От Миланского эдикта (313) до падения Константинополя (1453) Константин Великий (288–337) Константин Великий родился в 288 году. Его отец Констанций Хлор († 306) был верховным правителем Галлии, Британии и Испании, и носил титул Цезаря. Его мать Елена происходила из простой среды и от нее Константин наследовал свою физическую силу, простоту своего обращения с людьми и глубокую набожность. Свою молодость Константин провел при императорском дворе. Там он изучил военное искусство :и ознакомился с системой государственного управления, но там же он присутствовал при пытках и казнях христиан и испытал на себе интриги и вражду вождей Империи. Среди ненависти, страха и жестокости, господствовавших среди правителей государства, он выделялся чистотой своей жизни и непричастностью к тем заговорам, которые постоянно возникали вокруг престола. Только чудом он спасся от смерти, бежав от своих убийц к отцу в Галлию, и там в 306-ом году был провозглашен верными солдатами Констанция Хлора «Августом», т. е. одним из младших соправителей Империи. Так началась блестящая карьера молодого Константина, одного из гениальнейших монархов мировой истории. Он умел совмещать в себе качества первоклассного полководца, не потерпевшего ни одного военного поражения за все свое долгое и бурное царствование, со способностью быть справедливым и мудрым правителем величайшей империи. Кроме того он был человеком высокой духовной одаренности, сохранившим до конца жизни чуткую совесть и непогасившим в себе милосердие и сострадание к ближнему. Но не эти выдающиеся черты сделали Константина Великого Святым и Равноапостольным мужем, а его дерзновенная вера во всепобеждающую силу Креста Спасителя. Он был истинный служитель Всевышнего Бога, Которому он отдал власть над собой и вверенной ему Державой. Константин, всесильный Император Рима, с радостью и смирением последовал за Христом и стал одним из Его учеников. Есть что-то дерзновенно прекрасное во всей личности Константина; он обладал даром проникать в тайны будущего, видеть вещи, сокрытые от взора его современников. Ему принадлежала гениальная мысль построить новую столицу Империи на берегах Босфора, и город, названный его именем, стал на долгие столетия владыкой всего ближнего Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Европейский поход против христианства 17.12.2013 406 Время на чтение 4 минуты Фото: EPA Христианская цивилизация находится в серьезной опасности. Около 100 млн последователей христианства подвергаются гонениям. За веру страдают, а порой даже погибают не только в странах Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии - по сути, нехристианских регионах. Все чаще антирелигиозным действиям подвергаются верующие Европы и Америки, то есть жители тех государств, где принятие христианского вероучения некогда и определило их развитие и становление. В 2013 году в Европе торжественно отметили 1700-летие Миланского эдикта . Этот документ в свое время стал важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию современного ЕС. Впрочем, даже эта историческая дата не остановила тех, кто сегодня уверен, что религии не должно быть места в современном обществе. Самый последний громкий скандал года - увольнение в ноябре ведущей норвежского телевидения. Журналистка пострадала за то, что явилась на работу с крестиком на шее и отказалась его снять. Это не единственный случай в Европе. Подобные гонения сегодня происходят почти во всех странах Старого Света. Одна из главных причин нарастающей христианофобии - тотальная смена мировоззрения и сознательный отказ от евангельских ценностей и установок, уверен религиовед Юрий Табак: " Последние несколько десятилетий связаны с процессом окончательного отделения европейских ценностей от религиозных. Секуляризация современной Европы идет большими темпами, а ее цель - оставить религиозные ценности лишь в качестве абсолютно частного индивидуального пользования человеком. Несколько лет назад, когда принималась Конституция для Европы, на полном серьезе решался вопрос, оставлять ли в ней слово Бог. И тогда решили, что слово Бог не должно в ней упоминаться. То есть вся религиозная составляющая, традиционная для многовекового развития Европы, уже тогда была оставлена «за бортом» современного мировоззрения. Именно поэтому сейчас и пытаются изымать всю религиозную символику и упоминания из оборота " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Казаков М. М. Скачать epub pdf Глава VII. «Алтарь Христа не принимает Твоих даров, потому что Ты принес жертву алтарю идолов» (Амвросий. Письмо 17, 14) Первые годы епископства Амвросия не были отмечены никакими значительными событиями, связанными с противостоянием христианства и язычества, которым наполнен весь IV век и которое можно назвать главным антагонизмом эпохи. Амвросий был столь тесно связан со своим языческим прошлым и столь многим обязан этому прошлому, что с самого начала своего нового служения просто не мог объявить войну старой религии. Да и политика веротерпимости, проводимая Валентинианом I и на первых порах Грацианом, заставляла епископа до поры до времени воздерживаться от демонстрации своей позиции по отношению к факту мирного сосуществования двух враждебных религий в одном государстве. Однако острота проблемы не позволяла откладывать ее разрешение на бесконечно долгий срок. Процесс распространения христианства в Римской империи обычно называют термином «христианизация», и он включает в себя не только количественный рост сторонников веры в Христа, их появление в различных регионах римского мира и в разных социальных слоях римского общества. Христианизация включает также и становление христианской церкви, как элемента надстройки общественного строя, и взаимодействие и противоборство языческой и христианской культур. Очень важной стороной этого процесса была религиозная политика римских императоров, начиная с Константина, и их отношение к язычеству и христианству. Рассмотрение именно этого аспекта христианизации позволит лучше понять роль и место Амвросия Медиоланского в победе, одержанной христианством над язычеством на исходе IV в. Император Константин, осознавший, раньше своих соперников значение христианского фактора в политике, продолжал покровительствовать христианству и после Миланского эдикта. Правда, действовал он еще довольно осторожно и предоставлял привилегии церкви с определенными оговорками. Так, христианские клирики были освобождены от муниципальных повинностей, но, исходя из финансовых соображений, Константин запретил переход в клир куриалам, обладавшим большим состоянием, и были изданы законы о возвращении в курию лиц, ранее поставленных в церковные должности. В 326 г. Константин даже попытался сократить неумеренный рост количества клириков и установить церковные штаты: было издано постановление о том, чтобы новых клириков принимали только на места умерших. Однако уже тогда государству была не под силу задача регулирования роста церковной организации, и в конце концов забота о церковных штатах была передана компетенции епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

поиск:   разделы   рассылка Священник Петр Коломейцев, Ирина Языкова Христос или Варавва? (Христианизация общества или политизация христианства?) Источник:  " Чаша " 1990 год " Был тогда у них известный узник, называемый Варавва. Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы отпустил вам – Варавву или Иисуса, называемого Христом? " (Мф. 27, 16-17) Как известно, часть иудейского народа, разуверившись в " освободительной компании " Христа, предпочла предать его распятию и сделать ставку на лидера националистического движения террориста Варавву. Случаен ли такой выбор? Хотим мы этого или не хотим, однажды и нам придется встать перед таким выбором. Христианское движение в нашей стране, вынужденное долгие годы существовать в условиях андеграунда, вышло сейчас на поверхность, и развивается довольно быстрыми темпами вширь. Вследствие снятия запретов на христианские темы со средств массовой информации, еще более – благодаря бурному росту неформальной прессы, сети воскресных школ, малых групп, кружков катехизации, участию церкви в делах милосердия и культурной деятельности общества, христианское присутствие в мире, которое еще 5 лет назад сводилось к отправлению культа, теперь достаточно ощутимо. И это нормально, хотя далеко не достаточно. Меняются политические ориентиры, разыгрываются новые экономические возможности, с высоких трибун говорят о приоритете общечеловеческих ценностей. Однако, наряду с этим, в обществе ощущается нервозность и эйфория от головокружительности многопартийных игр, постоянной смены кумиров и непрекращающегося поиска врагов. Эта эйфория коснулась и христианской среды. Это состояние вполне объяснимо, и его можно сравнить с теми чувствами, что переживала Римская империя после принятия миланского эдикта 313 года, или с событиями еще более значительными – входом Христа в Иерусалим, когда движущие толпы кричали: " Осанна! " Тому, на Кого еще вчера смотрели с недоверием. Священники-депутаты, митрополиты на заседании Парламента, монахи перед телекамерами, благотворительные общества, растущие как грибы после дождя, объединения по восстановлению храмов и монастырей, фонды спасения церковного искусства и проч., и проч. Это уже привычно, это наши будни. Наверное, все эти явления вполне закономерны и прямо следуют логике развития нашей общественной жизни вширь. Настораживает другое – не слишком ли мы увлечены внешними переменами?

http://religare.ru/2_84477.html

прот. Олег Корытко Глава XVIII. Религия Древнего Рима Древнеримскую религиозную традицию принято соотносить с греческой, и для этого существует немало серьёзных оснований. С одной стороны, римская культура испытала огромное влияние культуры греческой, усвоила себе многие её достижения. С другой стороны, многие достижения греческой цивилизации получили иное осмысление и развитие на римской почве. Синтез греческой образованности и римской государственности заложил основу для формирования так называемого «греко-римского мира» – мира, ставшего фундаментом для будущей европейской цивилизации. Несмотря на большое количество взаимных влияний одной культуры на другую, следует указать на существенную разницу в религиозном восприятии греков и римлян. По верному замечанию классика религиоведения Шантепи де ля Соссея, «в государственном устройстве и в искусстве, в литературе и религии, при значительном общем материале и деятельном историческом общении греки и римляне стремились и приходили почти к противоположному» 634 . §1 Периодизация истории религиозных представлений Древнего Рима Историю религиозного развития Древнего Рима условно можно разделить на четыре эпохи: 1 . до начала правления царей из династии Тарквиниев (до 616 г. до н. э.); 2 . от начала правления царей из династии Тарквиниев до Пунических войн (616–264 гг. до н. э.); 3 . от Пунических войн до падения республики (264–30 гг. до н. э.); 4 . от начала империи до Миланского эдикта (30 г. до н. э. – 313 г.). Рассмотрим теперь подробнее особенности религиозных представлений в каждый из указанных периодов. §2 Религиозные представления до начала правления царей из династии Тарквиниев (до 616 г. до н. э.) Восстановление религиозных представлений начального периода истории Рима весьма затруднительно. Однако на основании позднейших данных можно сделать выводы о некоторых религиозных обычаях и соотнести их с соответствующими религиозными представлениями. Древнеримская религия подобно дереву проросла из семени верований латинских племён (латинов), стоявших у истоков этногенеза древнеримского народа. Нельзя отрицать, что часть верований была заимствована от соседних племён, к каковым относятся, прежде всего, сабины (сабиняне) – родственное латинскому племя, а также этруски – народ, исторически предшествовавший римлянам и создавший в I тыс. до н. э. мощную культуру, которая оказала сильное влияние на становление древнеримской цивилизации и религии.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Щипина Р. В. Скачать epub pdf Глава I. На рубеже Античности и Средневековья 1.1. Временные и пространственные координаты Основу европейской культурной традиции составляют античная культура и культура христианства. В этой связи Византия привлекает к себе особенное внимание, поскольку Константинополь стал центром, передающим Средневековью наследие Эллады. После разделения Великой Римской империи на «греческий Восток» и «латинский Запад» культура Константинополя, вплоть до VI в., испытывала определяющее влияние очагов эллинистической культуры на Востоке, возникнувших еще в первую волну эллинизации во время походов Александра Македонского. Одним из таких центров была Александрия Египетская. Традиционно период перехода от поздней Античности к раннему Средневековью трактуется как эпоха мировоззренческого кризиса, характеризуемая разнородностью идейных течений и эклектизмом философии. Ранневизантийский период – это эпоха от времени правления Константина Великого (324–337) до Ираклия (610–641). Ранневизантийская культура переживает свое становление, будучи питаемой многими истоками. Отчасти это объяснимо пестротою этнического состава Восточной Римской империи, для которого важны были не только языковые, но и диалектные различия, отчасти же – религиозным синкретизмом Рима и спецификой его философских синтезов. Переход от Античности к Средневековью имеет свои временные и пространственные координаты. Начальной вехой этого перехода является территориальное деление империи на две части во время правления Диоклетиана (284–305), что было вынужденной мерой в условиях военного времени. Единство империи было восстановлено Константином I Великим (306–337), но он перенес столицу империи на Восток. В 324 г. на месте Византия, бывшей Мегарской колонии и главного города римской провинции Европы, император основал новую столицу Римской империи – Константинополь. Через шесть лет город был освящен одновременно христианскими епископами и языческими жрецами. Так было положено начало разделению империи на «греческий Восток» и «латинский Запад». Этот процесс был завершен в 395 г., после смерти последнего императора единой Римской империи Цезаря Флавия Феодосия Августа (379–395), разделившего империю между сыновьями Аркадием и Гонорием. Начало перехода христианства из вероисповедания гонимой общины во «вселенскую религию вселенской империи» было положено принятием Миланского эдикта в 313 г., легализовавшего христианство . При императоре Феодосии христианство было утверждено в качестве государственной религии Римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Константинопольский Патриархат организует конференцию в честь 1700-летия Миланского эдикта 17 мая, 2013. Новостная служба Константинопольский Патриархат совместно с Советом епископских конференций Европы отметит память 1700-летия Миланского эдикта, организовав конференцию, посвященную религиозной свободе. 17 мая. ПРАВМИР. Константинопольский Патриархат совместно с Советом епископских конференций Европы отметит память 1700-летия Миланского эдикта, организовав конференцию, посвященную религиозной свободе. Указ императора Константина, датируемый 313 годом, предоставил право свободно следовать любому вероучению как христианам, так и последователям других религий на территории Римской империи. Конференцию возглавят кардинал Эстергом-Будапешта Петер Эрдё и глава митрополии Константинопольской Православной Церкви во Франции митрополит Галльский Эммануил, сообщает The Orthodox Church . «Прошло 1700 лет после Миланского эдикта, но христиане во всем мире продолжают умирать за верность Христу, в то время как в Европе процветают нетерпимость и дискриминация в отношении христиан», — говорит митрополит Галльский Эммануил. «Мы считаем, что будет уместно вспомнить годовщину этого важного указа для истории Европы на семинаре, который позволит нам подвести итоги религиозной свободы в Европе и мире, а также напомнить, что христианство являлось подарком для тех обществ, которые приветствовали его», — добавил он. На конференции, которая состоится в Стамбуле 17 и 18 мая, выступят ученые из Йельского университета и библиотеки святого Амвросия, а также представители еврейской и мусульманской общин и правительства Турции. Маронитского католический архиепископ обсудят положение христиан на Ближнем Востоке.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 июля, 2016

http://pravmir.ru/konstantinopolskij-pat...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010