Г. Колпакова Искусство Византии. Ранний и средний периоды Памяти Сергея Сергеевича Аверинцева Содержание Введение География и хронология Периодизация Общие категории византийской культуры I. Архитектура и изобразительное искусство I – VIII вв Раннехристианская культура I – IV вв. Фрески и мозаики крепости Дура-Европос (232–244) Христианское искусство после Миланского эдикта Архитектура Архитектура времени Константина Великого Базилики конца IV – начала VI в. Центрические храмы доюстиниановой эпохи Изобразительное искусство Римские мозаики Мозаики Салоник Византийские мозаики Рима и Милана Мозаики Константинополя Мозаики Равенны Искусство эпохи Юстиниана Архитектура Купольные базилики Храм Св. Софии Константинопольской Изобразительное искусство Монументальная живопись Ранняя миниатюра Ранние иконы Искусство периода завершения иконоборчества. Конец VIII в II. Художественная культура IX–XII вв Македонский ренессанс. IX–XI вв. Система декорации храма Архитектура Изобразительное искусство Мозаики и фрески Рукописная книга Искусство эпохи Дуков Эпоха Комнинов. XII в Эволюция живописи Стиль времени Ангелов. 1185 – 1200 гг Архитектура Список сокращений     Введение История изучения византийского искусства обширна: историография византинистики могла бы явиться отдельной темой. Возможны диаметрально противоположные точки зрения на это явление в целом – от «miserable Byzance» Петра Чаадаева до возвышенных восторгов в духе Константина Леонтьева . Точка зрения часто зависела от отношения не столько к византийской культуре, сколько к православию, и это обстоятельство нельзя не учитывать. Неизменными остаются общие положения: византийская культура – это утонченная, изощренная художественная система, сумевшая органично соединить в неразрывное целое традиции античной культуры и мировосприятия и христианство восточного (православного) толка. Высота интеллектуального начала, умение сложно мыслить и тонко чувствовать – одна из главнейших характеристик этого феномена. П. П. Муратов, в попытке выявить специфику византийского искусства, пишет: «Когда мы пробуем проникнуть в красоту Византии, нас поражает ее крайняя сложность. В ней нет ничего простого, природного, свободного, ничего, что давалось бы человеку легко, вместе с воздухом полей, светом солнца и шумом рек. Это самое сложное и самое искусственное из всех искусств» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Доклад председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина на II Международных Антониевских чтениях в г. Бишкеке 9 декабря 2013 г. 11:35 5-6 декабря 2013 года в Бишкеке состоялись II Международные Антониевские чтения, посвященные памяти схиархиепископа Антония (Абашидзе), трудившегося в том числе в Средней Азии и причисленного к лику местночтимых святых Киевской епархии . В чтениях приняли участие глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , епископ Бишкекский и Кыргызстанский Феодосий , священнослужители среднеазиатских епархий, гости из России и Украины, ученые и общественные деятели. С докладом на чтениях выступил председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин . Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Викентий, Ваше Преосвященство владыка Феодосий, епископ Бишкекский, дорогие отцы, братья и сестры! Для меня большая радость быть участником Антониевских чтений, посвященных 400-летию дома Романовых и 1700-летию Миланского эдикта, я также рад отметить серьезность выступлений участников этого собрания. Две упомянутые даты наполняют особым смыслом сегодняшнюю дискуссию о взаимоотношениях христианской цивилизации с обществом и государством. За последние полтора-два года дискуссии на эту тему в России, Украине, других странах постсоветского пространства стали очень оживленными. Для всех стран Европы это тема очень значимая. Наследие равноапостольного императора Константина, как и наследие равноапостольного князя Владимира, юбилей которого мы будем праздновать в 2015 году, очень важно для правильного понимания места христианина и Церкви в современном мире. Что для христианина означает государственность? Недавно я участвовал в полемике, развернувшейся на страницах «Российской газеты» (правда, мой текст ни в газете, ни на ее сайте почему-то не опубликовали) с весьма интересными верующими и неверующими людьми. В ходе этой полемики кинорежиссер Кшиштоф Занусси, мой старый знакомый и собеседник, сказал, что у исторического христианства был «константинов грех» — то есть излишняя взаимосвязь между Церковью и государством, которую этот умный и искренне верующий человек не приемлет. На самом деле эта взаимосвязь — не ошибка, ее не надо стыдиться, от нее не надо отказываться. Христианство и государственность всегда органично сотрудничали в православной традиции. Когда христианство пытаются представить чем-то разрушительным для государственности, антагоничным государственности, якобы связанным с анархией, с противостоянием любой власти, — то, очевидно, хотят совершить подмену подлинного христианства верой духовно оскопленной и лишенной будущего.

http://patriarchia.ru/db/text/561114.htm...

Е.В. Герцман Содержание К читателю Пролог Беседа I. Ангельская прелюдия Видение Захарии Небесные гимны на земле Пророчество с музыкой Беседа II. Задолго до евангелистов У древних стен Песнь Моисея и Мариам Воспоминания о псалмопевце Освящение двух храмов Беседа III. Четыре евангельских эпизода Въезд в Иерусалим Хоровод Погребальная песня Беседа IV. Агапы Письмо Плиния Младшего У терапевтов Триада апостола Павла Духовное жертвоприношение Беседа V. Песнопения над пустыней Святой Антоний и другие Смирение страстей Жизнь с псалмодией Рождение певчего Беседа VI. Гонения Оргия ненависти Духовная опора Чудо преображения Под сводами катакомб Беседа VII. За пределами храма В труде В частной жизни После Миланского эдикта В спорах с еретиками Уцелевшие реликвии Гимн Святой Троице Беседа VIII. Противостояние «Не будьте идолопоклонниками...» От нравов к музыке Долой предметы нечестивых обрядов! Труба судьбы Для примирения прошлого и настоящего Беседа IX. Во время божественной литургии Диалог с Богом Между молитвами Музыка и слово Звуковые потоки Хор «Аллилуия» «Ломаные мелосы» Эпилог Публикации приводящихся в книге христианских и языческих источников Новые издания по дисциплине «История музыки» и смежным дисциплинам     В учебнике рассмотрены исторические свидетельства, раскрывающие особенности музыкальной жизни христиан первых пяти столетий. Осуществлена попытка восстановить отдельные фрагменты общей картины развития музыки, являвшейся одной из многочисленных граней жизни раннехристианских общин. Учебник написан в увлекательной и доступной для понимания форме. Учебник предназначен студентам высших учебных заведений, аспирантам и преподавателям, а также всем интересующимся. К читателю Название предлагаемой книги не следует понимать буквально, как рассказ о христианской музыке только I века, когда были созданы канонические евангелия и послания Нового Завета. Нас будут интересовать исторические свидетельства, которые способны пролить свет на особенности музыкальной жизни христиан первых пяти столетий. Понять музыкальную жизнь той эпохи по одному первому столетию для нас, находящихся от нее на столь громадном историческом удалении, просто невозможно, так как от первого столетия не сохранилось почти никаких конкретных свидетельств, кроме нескольких эпизодических заметок, к тому же не поддающихся однозначному толкованию. От II века их уцелело несколько больше, но не настолько, чтобы на их основе пытаться нарисовать определенную картину. Самые существенные свидетельства дошли до нас из III – V веков. Только собрав весь комплекс данных, разбросанных по памятникам, создававшимся в течение пяти столетий, можно выявить некоторые характерные черты христианской музыки начального периода ее развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > От нового рационализма – до информационной войны против Церкви На наших глазах рождается новый рационалистический соблазн, не отвергающий бытия Божия, но равнодушный к Его воле и агрессивно творящий свою волю 05.10.2017 804 Время на чтение 3 минуты Тридцать лет спустя после прекращения государственного преследования веры мы видим, как по информационным полям все шире разливается река негатива, направленного против Церкви. И если с воинствующими безбожниками, ярыми атеистами все ясно – то как понять людей, которые «верят, но в Церковь не ходят», «ходили, но разочаровались» - и теперь переливают из пустого в порожнее, выкапывая, а то и выдумывая компромат на иерархов и священников? Мы переживаем время, в чем-то подобное эпохе Константина Великого. Прекратились гонения. В храмы хлынули потоки людей. Казалось бы, молись и благодари Бога. Но именно после издания равноапостольным Императором Миланского эдикта из мирских селений в пустыни потянулись аскеты. Люди, стремившиеся к бескомпромиссно чистой жизни по вере, больше не находили для себя места в городах – хотя те и стали безопасными для их жизни... Дело в том, что приходя в Церковь, многие из нас еще на долгие годы – а то и на всю жизнь – сохраняют образ мысли и установки, усвоенные за годы неверия. Мы можем прекратить совершать грубые грехи, даже следить за своими помыслами, не допуская явного превозношения и гнева... И не замечать, что по-прежнему точкой отсчета для нас является не Бог, а человек, что критерии оценки действительности мы черпаем не в учении святых отцов, а во фрейдистской психологии... Что мы не только живем по этим установкам, но и навязываем их окружающим. Когда число носителей мирского образа мыслей в Церкви превышает некую критическую массу, начинаются нестроения. Особенно это опасно в эпоху фейсбука и твиттера, когда каждый может транслировать свое мнение о чем угодно на весь мир, привлекая к себе единомышленников. А ведь известно, что сторонников «духа века сего» и среди ходящих в храмы людей всегда было больше, чем тех, кто водится смиренной и глубокой верой, распиная в себе «ветхого человека».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/10/05/ot...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Сербский Ириней как верный союзник Ватикана Посещение Предстоятелем Сербской Церкви синагоги и участие в иудейской ханукии – закономерный шаг 11.12.2010 4882 Время на чтение 3 минуты Как уже сообщалось, в ночь на 9 декабря Патриарх Сербский Ириней (Гаврилович) посетил белградскую синагогу «Сукат Шалом» и зажег одну из восьми свечей во время традиционной церемонии по случаю иудейского праздника Хануки. Напомним, что в соответствии с правилами Святых Апостолов, данное действие можно оценить как апостасийный акт. В известных правилах говорится следующее. Правило 45: «Епископ, или пресвитер, или диакон с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви: да будет извержен». Правило 65: «Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного» . Правило 70: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще кто из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то, опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Наконец, правило 71: «Аще который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу иудейскую, в их праздники или возжет свечу: да будет отлучен от общения церковного». Данный отступнический шаг Патриарха Сербского является логическим результатом той экуменической политики, которую он начал открыто проводить после своего вступления в должность. Она направлена на подрыв духовной опоры сербского народа и обеспечение идейной поддержки режима Тадича, встраивающего Сербию в евроатлантический порядок на правах бесправного и находящегося под внешним управлением псевдогосударства. Уже сразу после интронизации Патриарх Ириней поспешил заявить о своих прокатолических взглядах. В ходе своей первой пресс-конференции он предложил провести экуменическую встречу с папой Римским в 2013 г. в Сербии (это будет первый в истории страны визит понтифика), где собираются отметить 1700-летие издания Миланского эдикта Константина Великого, положившего конец гонениям на христиан. По его замыслу, на эту встречу должны быть также приглашены лидеры Поместных Православных Церквей, которые, таким образом, смогут вступить в непосредственный контакт с папой Римским. Как указал Патриарх Ириней, «с помощью Божией диалог сможет преодолеть то, что произошло в прошлом, и выйти на новый путь». Эту готовность Патриарха к диалогу с папой Римским пресс-секретарь Ватикана Федерико Ломбарди назвал тогда «открытым и экуменическим подходом», который св. престол принимает «с глубоким удовлетворением».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/11/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербскую Церковь лишают сербской идентичности Сербовед Павел Тихомиров и сербский юрист Зоран Чворович о подоплеке гонений властей Черногории на епархии СПЦ в республике 27.12.2019 1313 Время на чтение 11 минут Сегодня темой обсуждения Балканского Клуба «Русской Народной Линии» является острейшая проблема, с которой столкнулась Сербская Православная Церковь (СПЦ) в Черногории – нестроения , связанные с тревожным ожиданием принятия Закона, резко осложняющего жизнь СПЦ в Республике Монтенегро, взявшей курс на радикальное дистанцирование от всего, связанного с общесербским духовным и культурным единством. На вопросы известного русского сербоведа, помощника главного редактора РНЛ Павла Вячеславовича Тихомирова отвечает наш постоянный собеседник сербский юрист, профессор Зоран Чворович . Павел Тихомиров: Уважаемый господин Чворович, что происходит сейчас в Черногории? Зоран Чворович: В Черногории обсуждается проект Закона о свободе вероисповедания. Статья 62 законопроекта о свободе вероисповедания в Черногории предусматривает, что, если религиозная община не сможет доказать свое право собственности, государству будут принадлежать все религиозные объекты, построенные до 1 декабря 1918 года, а также религиозные объекты и земли, приобретенные и построенные за счет средств из государственного бюджета или на средства граждан. Это положение, а также некоторые другие положения этого Закона чётко показывают, что речь идёт о национализации, то есть процессе принудительной передачи церковной собственности в руки государства. Церковная собственность, согласно церковным канонам, может использоваться только в церковных целях, поскольку она служит исключительно церковному богослужению и миссионерской деятельности. В связи с этим возможность Церкви свободно, без вмешательства со стороны государства (и в той форме, как государство это понимает), распоряжаться церковной собственностью, - является необходимой материальной основой свободы религии. Вот почему самый известный сербский канонист, д-р епископ Никодим (Милаш), приходит к выводу, что, когда государство начинает вмешиваться в имущественные дела Церкви, оно тем самым препятствует самой свободе вероисповедания, что и приводит к преследованию Церкви. И наоборот, когда с принятием Миланского эдикта в Римской империи прекратилось преследование Христианской Церкви (поскольку христианам была разрешена свобода вероисповедания), римские императоры начали принимать первые законы, гарантирующие Церкви неприкосновенность имущественных прав.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/27/se...

инок Всеволод (Филипьев) II период. Начало IV века (312 г.) середина IX века Отдел первый. Золотой век святоотеческой письменности – 428/430 гг.] Глава первая. Границы золотого века и причины расцвета святоотеческой письменности Границами золотого века святоотеческой письменности или, иначе говоря, классического периода церковной письменности можно условно считать с одной стороны 312 год – год издания Миланского эдикта, положившего конец гонениям на христиан, и с другой стороны 428/430 годы. В 428 году начал свою деятельность в Константинополе Несторий, поставивший на повестку дня Христологический вопрос, обсуждение коего является предметом церковной письменности, выделенной нами в особый Отдел; в 430 году скончался блаж. Августин – последний, согласно нашей хронологии, святой отец золотого века церковной письменности. В обозначенный период, состояние отеческой письменности было блестящим, как по обилию литературных произведений и разнообразию содержания, так и по их внешним формам. Решительный перевес Христианства над язычеством был очевиден. Сознавая, что язычество пришло в упадок и в то же время ценя внешнюю форму его классических произведений, святые отцы стали соперничать с языческой литературой в области самого словесного искусства, чтобы и в нем превзойти языческих писателей. Если сравнить представителей языческой мысли этого периода: на востоке императора Юлиана Отступника и софиста Ливания с отцами Церкви святителями Василием Великим , Григорием Богословом , Иоанном Златоустом , и на западе префекта Симмаха – со святителем Амвросием Медиоланским , то станет ясно, что жизнь и сила были уже всецело на стороне христианских богословов. Благодаря литературной деятельности писателей Церкви успешно шел процесс христианизации культуры. Другой причиной расцвета святоотеческой письменности было изменение ее направленности. Если раньше сочинения христианских писателей адресовывались часто ко внешним: к язычникам и иудеям, то теперь большая часть сочинений предназначалась для самих христиан. Это обстоятельство благотворно повлияло на развитие богословской мысли вглубь, так как читателю-христианину не требовалось объяснять азы вероучения, а можно было сразу же приступать к изъяснению истин более глубоких и серьезных.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

История Православной Церкви в Македонии: основные вехи 1 липня 2005 р. 16:16 В мае 2005 г. Архиерейский Собор Сербской Церкви объявил об автономии Охридской архиепископии в Македонии, где действует непризнанная каноническим Православием национальная Церковь. Этот акт засвидетельствовал осложение церковной ситуации в стране, что подтверждается многими событиями последнего времени. Начало истории Церкви в Македонии восходит к I веку по Рождеству Христову. Святой апостол Павел во время своих благовестнических путешествий посетил ряд городов Македонии и основал в них христианские общины. Вскоре после издания Миланского эдикта (313 г.) в Македонии  была основана христианская епископия. Первым документально засвидетельствованным  епископом был Паригорий, участвовавший в деяниях Поместного Сардикийского Собора 347 г. В IV —V веках Македония, входившая в состав префектуры Восточной Иллирии, в церковном отношении подчинялась попеременно Риму и Константинополю. 527 —565 гг. Скопийскому епископу были предоставлены права самостоятельного управления своим округом. В VII веке округ был подчинен Салоникийскому архиепископу, находившемуся в юрисдикционном ведении попеременно Рима и Константинополя. В 1767 г. вслед за подчинением Константинополю Печской Патриархии в его юрисдикцию вошла и Охридская Архиепископия После  освобождения  от  Османского  ига  в  результате  Балканских войн Македония была разделена между союзниками (в период первой Балканской войны) — Сербией, Болгарией и Грецией. К Сербии отошла территория нынешней Республики Македонии, к Болгарии — восточная часть (Пиринская Македония), а к Греции — южные районы до Эгейского моря. На территории каждой из этих частей разделенной Македонии была установлена юрисдикция соответствующей Церкви: Сербской, Болгарской и — в случае с Грецией — Константинопольской.. С 1945 г. в Скопье, столице страны, состоялось несколько Соборов, на которых поднимался вопрос о самостоятельности Македонской Церкви, ее выходе из Сербского Патриархата. Но ввиду несогласия сербских иерархов предоставить Македонской Церкви автокефалию решение вопроса долго откладывалось.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201565...

Краткие церковно-исторические сведения Отцы, учители церкви и церковные писатели первого тысячелетия, упоминаемые в данной книге Время их жизни и деятельность (указаны по годам их кончины). До Миланского эдикта Свящ.-муч. Климент, третий еп. Римский 101 Свящ.-муч. Игнатий Богоносец , ап. Антиохийский 107 Мученик Иустин Философ 165 Свящ.-муч. Поликарп, кп. Смирнский 167 Свящ.-муч. Ириней, еп. Лионский 202 (Тит Флавий) Климент, пресв. Александрийский около 220 Тертуллиан , пресв. Карфагенский около 223 Ориген , уч. Александрийский 254 Свящ.-муч. Киприан, еп. Карфагенский 258 Вселенские Соборы Первый (Никейский 1-й) – 325 г., по поводу ереси Ария – при архиеп. Константинопольском Митрофане, Римском папе Сильвестре, императоре Константине Вел., число отцов – 318. Второй (Константинопольский 1-й) – 381 г., по поводу ереси Македония – при архиеп. Константинопольском Григории Богослове , папе Дамасе, импер. Феодосии Великом. Число отцов – 150. Третий (Ефесский) – 431 г., по поводу ереси Нестория (ереси Феодора еп. Мапсуетского, поддержанной Несторием, архиеп. Константинопольским); при архиеп. Кирилле Александрийском , папе Целестине, импер. Феодосии Малом. Число отцов – 200. Четвертый (Халкидонский) – 451 г., по поводу ереси монофизитов (Евтихия, константиноп. архимандрита, Диоскора, еп. Александрийского, и др.); при патр. Константиноп. Анатолии, папе Льве Вел., импер. Маркиане. Число отцов – 630. Пятый (Константиноп. 2-й) – 553 г., по вопросу «о трех главах,» связанному с осужденной на третьем Вселенском соборе ересью Феодора Мапсуетского и Нестория; при архиеп. Константиноп. Евтихии, папе Виргилии, импер. Иусиниане Вел. Число отцов – 165. Шестой (Константиноп. 3-й) – 680 г., по поводу ереси монофелитов; при патр. Контантиноп. Георгии, папе Агафоне, импер. Константине Погонате. Число отцов – 170. Седьмой (Никейский второй) – 787 г., по поводу ереси иконоборцев; при патр. Константине Тарасии, папе Адриане, имп. Константине и имп. Ирине. Число отцов – 367. Ереси, волновавшие христианскую Церковь в первое тысячелетие

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШАЯ ЦЕРКОВНАЯ ВЛАСТЬ высшая власть во Вселенской или автокефальной Поместной Церкви . Согласно правосл. вероучению, Главой Церкви является Господь Иисус Христос (Еф 5. 23; Кол 1. 18). Однако в земном, историческом бытии Церковь как христ. община или совокупность общин имеет власть в себе самой, подлежащую каноническим характеристикам и осуществляемую человеческой инстанцией. Правосл. экклезиология и история Церкви свидетельствуют, что постоянно пребывающим носителем В. ц. в. является Богоучрежденный вселенский епископат (см. Епископ ) - преемник Собора апостолов . Возглавляя церковные общины и объединяясь вокруг первоиерархов автокефальных Церквей, епископы находятся в постоянном молитвенно-каноническом общении между собой, осуществляя тем самым общение между Поместными Православными Церквами; одновременно они решают возникающие во взаимоотношениях Поместных Церквей спорные вопросы и иные проблемы, употребляя принадлежащую им В. ц. в. Формы этого общения и координации могут быть разными: помимо молитвенного общения, к-рое никогда не прерывается, в эпоху гонений общение осуществлялось через посещения епископами Церквей своих собратий, через обмен посланиями, через Соборы архиереев отдельных провинций Римской империи (см. ст. Поместные Соборы ); после Миланского эдикта (313) Соборы стали созываться регулярно. Наиболее совершенным способом осуществления полномочий вселенского епископата являются Вселенские Соборы (см. Вселенский Собор ), к-рых в истории Церкви было 7. Каждый созывался для авторитетного изложения догматов и опровержения еретических лжеучений. Прообразом Вселенских Соборов стал Иерусалимский Собор апостолов (Деян 15. 1-29). Помимо Вселенских и поместных Соборов в собственном смысле слова в истории Церкви были и такие Соборы, к-рые хотя по традиции и причисляются к поместным, но либо по важности постановлений, либо по составу имели большее значение, чем обычные поместные. К ним относятся Поместные Соборы, правила к-рых вошли в канонический свод, а также К-польские Соборы 879, 1156, 1157 гг., исихастские Соборы в К-поле 1341, 1347 и 1351 гг. и др., определения к-рых имеют догматический характер. Примером Собора, имевшего по своему составу общеправосл. значение, может служить Большой Московский Собор 1666-1667 гг. Хотя более 12 веков правосл. Церковь живет без Вселенских Соборов и вопрос о созыве нового Вселенского Собора продолжает оставаться открытым, это не значит, что она в наст. время не имеет высшей власти.

http://pravenc.ru/text/161097.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010