Характерными являются слова одного знакомого мне соплеменника, который живет здесь, и тридцать пять лет жил в Америке и пришел в первый раз в Монастырь в 1990 году, чтобы отблагодарить старца, который ему помог молитвой своей в серьезной болезни: «... Когда я увидел в первый раз старца, – сказал он нам, – я ощутил в себе, что это был святой человек. Он знал, что у меня были те и те затруднения в Америке, и мне о них сказал. Как будто бы он знал меня годы...» Другая, тоже знакомая мне госпожа, рассказывала: «Унас с мужем были частые беседы вокруг серьезной проблемы, которая занимала нас в то время. Когда мы прибыли в Монастырь и встретили в первый раз старца Иакова, тот, между прочим, нам сообщил и о проблемах наших, тогда как мы ему ничего не говорили. Он нам сказал такие вещи, о которых только супруг мой и я знали.» Аналогичный случай и другие многопоучительные – безчисленны, и требуется много книг, чтобы их собрать. За шесть, примерно, месяцев со дня моего вселения в Монастырь, я собрал в тетрадке основы об общей исповеди. Особенно на меня произвело впечатление то, что старец никогда ни меня и, насколько я знаю, ни других вновь приходящих кандидатов в монахи, не принуждал исповедоваться и не налагал монашеского правила. С терпением ожидал только твоей свободы и одной твоей свободной просьбы об этом. Никогда не принуждал к таким вещам. Абсолютно уважал свободу другого. Эта стадия терпения, конечно, одинаково имела ввиду и другую, педагогическую, цель. Итак, на первой моей общей исповеди, на которой старец слушал все, что я ему говорил с терпением, любовью и серьезностью, в какой-то момент, когда я ему рассказывал о периоде жизни за двенадцать лет со дня этой моей общей исповеди, старец спросил меня: -Чадо, может быть в таком-то случае случился грех? И поскольку я не помнил, случилось ли то, о чем мне он сообщил, ответил ему: -Нет, батюшка. Старец продолжал: -И желание грех есть, чадо. И снова я не вспомнил, исповедь закончилась. старец прочитал мне разрешительную молитву и пошел в келлию. Там, обдумывая, вспомнил я, что-то, о чем меня спросил старец, прошло через меня, как мысль и как желание двенадцать лет назад. Вещь, которую старец узнал и выделил мне благодатию Святого мужа. Когда на следующей исповеди я сказал ему об этом, старец сделал вид, как будто ничего не знал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Помню, я был в плохом состоянии. Увидев меня, старец воскликнул: «Что с тобой, мой хороший?!» Он тотчас привел меня в церквушку при келлии, и я поклонился иконам. Мы пошли в его гостиную. Он зажег лампаду и говорит мне: «Давай посмотрим…» Он замолчал, сосредоточился и стал про себя молиться. Признаюсь, я чувствовал себя непривычно. В какой-то миг, «вернувшись», он ответил: «Не волнуйся, все будетхорошо». – «Мне еще служить в армии, а ведь у меня семья», – говорю ему с волнением. «В армии ты будешь служить, дорогой мой, напротив своего дома!» – ответил старец. Покойный старец оказался абсолютно прав. Я успешно сдал десять экзаменов, не пропустив ни одной экзаменационной сессии (прежде это казалось недостижимым); с помощью Божьей и по молитвам старца я написал дипломную работу, а во время службы в армии днем выходил за ворота воинской части и обедал дома! У меня остались хорошие воспоминания об армейской службе. Царство Небесное старцу, и вечная ему память. Когда я в последний раз был у него в келлии, он сказал, что некоторые мои личные проблемы уладятся, и дал мне ответ на самый серьезный вопрос, касавшийся моего профессионального образования в аспирантуре, то есть специальности, которую мне предстояло выбрать. Для того чтобы поступить на обучение по специальности, которую я предпочитал, надо было ждать три года и шесть месяцев из-за отсутствия мест. Старец сказал мне: «Ты-то, дорогой, чем хочешь заниматься? Занимайся тем, чем хочешь, и Господь управит». Вы понимаете, он благословил меня поступать на любую специализацию! Даже и на те специальности, где надо ждать места три, четыре и пять лет! Я совсем изнервничался от ожидания, хотя прошло только полтора месяца. Мне оставалось еще сорок месяцев! Но слова, сказанные покойным старцем в последний раз, исполнились: через пять месяцев я поступил на обучение по избранной специальности, к тому же в одну из лучших университетских клиник страны. И все это после множества «совпадений», которые потрясают! Так получилось, что некий человек, занимавший высокое положение, после нашего случайного знакомства подал мои документы неведомо для меня, чтобы мне дали свободное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Свят. Лев Великий , папа Римский. «Ибо что такое солнце и что такое луна, если не части видимого творения и не начала вещественного света, из которых одно более ярко, а другое более тускло? Ведь в соответствии с тем, как различаются время дня и время ночи, Создатель вложил в эти светильники разное качество, хотя еще до того, как они были устроены, шли своею чередою дни, без какого-либо участия солнца, и ночи, без какого-либо посредства луны. Но они создавались для нужд человека, которого еще только надлежало сотворить, чтобы это разумное существо не ошибалось ни в различении месяцев, ни в определении смены лет, ни в исчислении времени. Ибо через неравные отрезки различающихся по длительности часов (у римлян длительность часов зависела от времени года — С.Д.) и через очевидные знамения разновременных восходов солнце завершало годы, а луна обновляла месяцы». 160 Блаж. Феодорит Киррский . «В первый день создал Бог свет, а в четвертый — светила. Потому пророк отдельно упомянул о свете, не как о существующем самостоятельно, но как о разделенном в светилах». 161 VI век. Св. император Юстиниан, в своем послании к патриарху Мине, одобренном Пятым Вселенским Собором, пишет: «Все сотворенное Им на земле Он подчинил человеку, сотворенному в шестой день, чтобы он сам, находясь под властью Создателя, господствовал над всему, уже созданными и приготовленными для него, земными тварями: (Пишет  Ориген ): «Кто, имея здравый ум, станет утверждать, что были первый, второй и третий день, также вечер и утро — без солнца и звезд». Когда все это так и когда для всех очевидны богохульства Оригена , то прилично произнесть на него анафематствования…» 162 VII век. Преп. Максим Исповедник . «Творческая сила естества понимается как число шесть не только потому, что в шесть дней Бог создал небо и землю, но и потому, что только это число из всех чисел есть самое совершенное и состоящее из собственных частей». 163 Преп. Исаак Сирин . «Бог в шесть дней привел в порядок весь состав мира сего, устроил стихии, приснодвижимому их движению дал благоустройство для служения, и не остановятся они до своего разорения: Пять тысяч и пять сот слишком лет Бог оставлял Адама трудиться на земле, потому что дотоле не у явися святых путь, как говорит божественный Апостол ( Еф.3:5 ; Евр.9:8 )». 164

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

Поначалу было головокружение – мы спасаем жизни, дети перестали умирать без лекарств! А через несколько месяцев опять смерти, одна за другой. Оглушительное понимание – мы не боги, от нас зависит далеко не все. Помню восьмилетнюю Надюшку с опухолью мозга. Врачи изначально говорили – без шансов. Но был назначен дорогущий препарат темодал. Мы с таким трудом собирали на него деньги, и девочке становилось все лучше и лучше. А однажды я приехала в отделение, а Надюшка лежит. Я услышала: «Так тяжело ей в этот раз блок дается, все спит и спит. Не всегда разбудить могу». Моих медицинских знаний было достаточно, чтобы понимать – она не спит, а «загружается» – находится без сознания. Помню, как гнала от себя эту мысль. Ведь мы столько сделали для того, чтобы спасти девочку. Надюшка умерла через пару месяцев, и это было для меня большим ударом. Даньке Пшеничному было 2,5 года, когда мы с ним познакомились. Альберт – мой напарник-волонтер сказал про него: «Мы должны найти 65 тысяч долларов ему на пересадку костного мозга». Я ответила: «Ты сумасшедший?! Мы не сможем!» На что Альберт проговорил: «Тогда у него нет шансов». С Даней был очень-очень долгий сбор, потом пришлось менять клинику, и счет вырос почти в два раза – снова сбор. Потом пять месяцев не могли найти подходящего донора, и врач даже успел написать мне, что все, нет шансов. После того пути, что был пройден, это казалось невозможным! «Что делать? Что нам делать?» – спрашивала меня сквозь слезы мама Дани, а я сама чуть не плакала от бессилия. А через пару дней пришло письмо – «есть донор!» И Данька уехал в клинику, прошел трансплантацию костного мозга, вернулся в родной город. Прошло шесть лет, наш бывший подопечный – школьник, завидный жених. Меня он называет «моя Ирочка», а у меня он проходит под кодовым названием «мой Пшеничный». Со временем я все лучше стала понимать, что «выживет» или «не выживет» – это не от меня зависит. Бывает сделано не просто все возможное, а даже больше. А ребенок все равно умирает. Когда-то одному мальчику мы не успели собрать деньги на трансплантацию костного мозга, он умер от осложнений очередного блока химии. Я тогда была очень подавлена, а подруга написала мне: «Винить себя в том, что он умер – это приравнять себя к Богу. Потому что жизнь и смерть – только в Его руках. Гавришева, ты пытаешься быть Богом?» Эта фраза раз и навсегда расставила для меня все по своим местам. Я делаю то, что могу на своем месте. Остальное решается Выше.

http://pravmir.ru/schastlivoe-segodnya-v...

Затмение же Луны происходит от тени, бросаемой Землею, когда Луна будет пятнадцатидневной и окажется с противоположной стороны – в высочайшем центре, Солнце, конечно, под Землею, а Луна над землею. Ибо Земля производит (падающую) тень, и солнечный свет не достигает, чтобы осветить Луну, и отсюда она затмевается. Должно же знать, что Луна создана Творцом полною, то есть пятнадцатидневной, ибо надлежало, чтобы она произошла совершенной. А Солнце, как мы говорили, создано в четвертый день. Следовательно, Луна опередила Солнце на одиннадцать дней. Ибо от четвертого дня до пятнадцатого – одиннадцать дней; почему и, в отношении к времени, двенадцать лунных месяцев меньше двенадцати солнечных месяцев на одиннадцать дней. Ибо солнечные месяцы имеют триста шестьдесят пять дней с четвертью. Посему, когда эта четверть слагается [раз] в каждые четыре года, то получается в результате один день, который называется високосным. И тот год имеет триста шестьдесят шесть дней. Лунные же годы состоят из трехсот пятидесяти четырех дней; ибо Луна, с того времени как она родится, то есть возобновится, растет, пока она не будет четырнадцати дней с половиной и четвертью от роду; и [после этого] начинает уменьшаться до двадцати девяти дней с половиной ( от роду), и делается совершенно темною. И [тогда], снова соединяясь с Солнцем, она возрождается и возобновляется, неся напоминание о нашем воскресении. Итак, каждогодне она отдает одиннадцать дней Солнцу. Поэтому у евреев через три года бывает вставочный месяц, и тот год получается из тринадцати месяцев, вследствие присоединения тех одиннадцати дней [сложенных три раза]. Ясно же, что и Солнце, и Луна, и звезды – сложны и по своей природе подлежат разрушению. Но природы их мы не знаем. Некоторые, конечно, говорят, что огонь вне какого-либо вещества – невиден, почему он, погашаемый, и исчезает. Другие же утверждают, что он, гасимый, изменяется в воздух. Зодиакальный круг движется по косой линии, и разделен на двенадцать частей, которые называются знаками зодиака; знак же зодиака имеет тридцать частей и из них три главных – по одной в каждой десяти. Часть же имеет шестьдесят мелких долей. Итак, небо имеет триста шестьдесят частей [или градусов]; находящееся над землею полушарие – сто восемьдесят частей, также и полушарие, находящееся под землею, сто восемьдесят.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

– Это обнадеживает. Какие же здесь существуют возможности? – Прежде всего по-прежнему недопустимо сдерживать активность ребенка, туго его пеленая. Рукава в одежде типа распашонки должны быть зашиты до той поры, пока малыш не привыкнет к своим ручкам и не исчезнет опасность травмы. Очень важно, чтобы кормление грудью продолжалось до года. Я понимаю, что не всегда это от матери зависит. Но нередко она по собственной инициативе прекращает вскармливание. Ошибочное решение! Ничто не может заменить материнское молоко. Причем кормить ребенка следует так часто, как он этого попросит. А вначале он просыпается, проголодавшись, примерно через каждые три часа. Получается, что кормить приходится не менее семи раз в сутки да и ночью тоже! Ребенок не должен страдать от того, что это неудобно для взрослых. Не теряет своего значения холод. Воздушные ванны следует делать перед кормлением. Хорошо, если будет 18–16 градусов, для более крепкого малыша может быть и 14 градусов. – Тот же вопрос: как определить в этот период состояние ребенка? – Вот этапы нормального развития. Они могут служить достаточно четким ориентиром. К полутора месяцам (не позже!) ребенок приобретает способность противостоять гравитации и начинает расставаться со сгибательной позой. Первой высвобождается голова. Начинается активное, хотя и робкое, познание мира, возникают зрительные ориентировочные рефлексы. К трем месяцам впервые “развязываются” ручонки. Несколько позднее уже и ножки не сопротивляются разгибанию. Между третьим и четвертым месяцами появляется истинное хватание, а рефлекс Робинзона исчезает. Пропадает и пяточный рефлекс. Ребенок начинает познавать окружающие предметы не только зрением, но и хватая их, осязает и даже пробует на вкус. В пять-шесть месяцев наступает вторая антигравитационная реакция: поза сидения. Это совпадает с появлением зубов. И наконец, заключительная победа над гравитацией: в девять-десять месяцев ребенок стоит, а вскоре делает первые робкие шажки. При хорошей активности ребенка вполне может быть некоторое опережение графика. Напротив, отставание должно встревожить, особенно если оно большое. Ведь тогда вообще все перепутается. Запоздала, например, поза сидения значит, поздно появятся зубы. Сейчас они нередко “лезут” в девять месяцев, в год и даже в полтора. Нормальная двигательная активность – это и профилактика кариеса.

http://azbyka.ru/deti/rezervy-zdorovya-n...

Как мы уже говорили выше, закон, вложенный в тело животного и регулирующий функцию репродуцирования (размножения), называется инстинктом размножения и, как всякий закон, имеет свои закономерные ограничения. «…Бес в ребро» Эти естественные ограничения связаны как с общей продолжительностью детородного периода, так и с определенной цикличностью так называемых брачных периодов. Последние связаны непосредственно с продолжительностью внутриутробного периода развития плода. Их можно наблюдать в жизни всех видов животных. У женщин средняя продолжительность детородного периода составляет тридцать пять лет, начиная от времени полового созревания и до наступления климакса, который по среднестатистическим данным происходит в сорок пять – сорок шесть лет. У духовно и психически нормальной женщины, как, впрочем, и мужчины (таких сейчас можно встретить крайне редко) с наступлением климакса либидо начинает резко падать и с установлением менопаузы обычно прекращается, – это первое естественное ограничение. Однако, у людей, одержимых блудным демоном (увы, их теперь немало), все происходит наоборот. В народе на этот случай существует поговорка, абсолютно правильно отражающая суть явления: «Седина – в бороду, а бес – в ребро». Другое ограничение сексуального инстинкта у всех животных, как было сказано выше, связано со временем чревоношения, что относится к особям обоих полов. У человеческих особей оно длится в среднем девять месяцев, не считая необходимого очищения и отдыха женского организма в конце трудного процесса вынашивания плода. Этот последний период продолжается, примерно, от сорока дней до двух месяцев. Воздержание ради пользы Если у всех других животных организмов ограничения полового инстинкта заключены, можно сказать, в самом этом инстинкте, то человеку, как разумному существу, имеющему возможность управлять своим телом, Бог назначил ограничения посредством некоторых правил и заповедей, данных Им через Пророков и Апостолов. Ограничения даны в виде постов и других периодов воздержания как, например, в добрачный период. Разумное воздержание и посты рекомендованы Творцом исключительно ради нашей пользы. Они необходимы, поскольку человек – существо социальное и несет большую ответственность за последствия своих поступков как перед Богом и людьми, так и перед собственным потомством. Поколениями накопленный опыт показывает, что невоздержание всегда приводит к печальным последствиям, как для самого человека, так и для того, с кем он (она) незаконно вступил в связь, а часто и для потомства, если оно появляется на свет в результате блудной страсти.

http://azbyka.ru/semya/svoboda-ljubvi-il...

Судьба этой женщины была замечательна. Она происходила из крестьянского семейства; шестнадцати лет ее выдали за мужика; но от своих сестер-крестьянок она отличалась резко. Отец ее лет двадцать был старостой, нажил денег много и баловал ее. Красавица она была необыкновенная, первая щеголиха по всему околотку, умница, речистая, смелая. Ее барин, Дмитрий Пестов, отец Марьи Дмитриевны, человек скромный и тихий, увидал ее однажды на молотьбе, поговорил с ней и страстно в нее влюбился. Она скоро овдовела; Пестов, хотя и женатый был человек, взял ее к себе в дом, одел ее по-дворовому. Агафья тотчас освоилась с новым своим положением, точно она век свой иначе не жила. Она побелела, пополнела; руки у ней под кисейными рукавами стали «крупичатые», как у купчихи; самовар не сходил со стола; кроме шелку да бархату она ничего носить не хотела, спала на пуховых перинах. Лет пять продолжалась эта блаженная жизнь, но Дмитрий Пестов умер; вдова его, барыня добрая, жалея память покойника, не хотела поступить с своей соперницей нечестно, тем более что Агафья никогда перед ней не забывалась; однако выдала ее за скотника и сослала с глаз долой. Прошло года три. Раз как-то, в жаркий летний день, барыня заехала к себе на скотный двор. Агафья попотчевала ее такими славными холодными сливками, так скромно себя держала и сама была такая опрятная, веселая, всем довольная, что барыня объявила ей прощение и позволила ходить в дом; а месяцев через шесть так к ней привязалась, что произвела ее в экономки и поручила ей все хозяйство. Агафья опять вошла в силу, опять раздобрела и побелела; барыня совсем ей вверилась. Так прошло еще лет пять. Несчастье вторично обрушилось на Агафью. Муж ее, которого она вывела в лакеи, запил, стал пропадать из дому и кончил тем, что украл шесть господских серебряных ложек и запрятал их – до случая – в женин сундук. Это открылось. Его опять повернули в скотники, а на Агафью наложили опалу; из дома ее не выгнали, но разжаловали из экономок в швеи и велели ей вместо чепца носить на голове платок. К удивлению всех, Агафья с покорным смирением приняла поразивший ее удар. Ей уже было тогда за тридцать лет, дети у ней все померли, и муж жил недолго. Пришла ей пора опомниться: она опомнилась. Она стала очень молчалива и богомольна, не пропускала ни одной заутрени, ни одной обедни, раздарила все свои хорошие платья. Пятнадцать лет провела она тихо, смиренно, степенно, ни с кем не ссорясь, всем уступая. Нагрубит ли ей кто – она только поклонится и поблагодарит за учение. Барыня давно ей простила, и опалу сложила с нее, и с своей головы чепец подарила; но она сама не захотела снять свой платок и все ходила в темном платье; а после смерти барыни она стала еще тише и ниже. Русский человек боится и привязывается легко; но уважение его заслужить трудно: дается оно не скоро и не всякому. Агафью все в доме очень уважали; никто и не вспоминал о прежних грехах, словно их вместе с старым барином в землю похоронили.

http://azbyka.ru/fiction/dvoranskoe-gnez...

Но Джой, хотя и перемещается в пространстве вместе отцом, воспринимает их совместное движение совсем иначе. Он не в состоянии видеть пространство как расходящиеся визуальные ряды, потому что еще никогда не передвигался в пространстве самостоятельно. Джой начнет ползать не раньше чем через три или даже пять месяцев, а ходить – примерно через шесть-девять месяцев. А пока все движения, перемещающие его в пространстве, осуществляются кем-то другим. Похоже, что для полного развития способности воспринимать во время движения пространство как видимый поток, зрительная система человека должна опираться на опыт его самостоятельного передвижения. Этому человек учится, основываясь на собственном активном двигательном опыте. Поэтому вместо пространства, организованного двумя направленными зрительными потоками, Джой видит относительно хаотичный мир. Он воспринимает людей и объекты подобно планетам, каждая из которых «следует своим собственным курсом, … со своей собственной скоростью и в свое время». Поток пространства для Джоя не структурирован. Это не беспокоит малыша, он еще не знает другого. Просто его мир сейчас для него такой. Большинство младенцев, до тех пор пока не научатся ползать или ходить, принимают перемещение в пространстве самым необычным (с нашей точки зрения) способом абсолютно нормально. Например, малыш лежит в коляске на спине, лицом вверх и передвигается назад (головой по ходу движения), поднятый верх коляски заслонят ему почти половину поля зрения. Коляску разворачивают, и он начинает ехать вперед (ногами по ходу движения). Минутой позже, когда солнце уже спряталось за облаками и не светит ярко, верх коляски опускают, и на младенца обрушивается вся панорама целиком. Дети спокойно относятся ко всем изменениям, их зрительные и вестибулярные привычки и предпочтения, связанные с передвижением в пространстве, пока не вполне сложились. Однако Джою прекрасно известно, что он движется. О том ему говорит хорошо функционирующий вестибулярный аппарат. Как только они с отцом усаживаются в кресло, у Джоя появляется знакомая точка отсчета – неподвижность.

http://azbyka.ru/deti/dnevnik-mladentsa-...

Представим себе молодую женщину в одной из стран третьего мира, которая шесть месяцев назад вышла замуж за мужчину со средним достатком. Оба выросли в семьях номинальных христиан и не имели личного общения с Господом. Женщина, единственный ребенок обеспеченных родителей, превратилась в избалованную и эгоцентричную особу. Она не научилась ни готовить, ни поддерживать порядок в доме, ни вести обычные домашние дела. Всегдашней ее заботой была учеба в колледже. Выйдя замуж, она каждое утро допоздна валялась в постели, а в остальное время вела праздный образ жизни. Работы у нее не было, да она и не чувствовала потребности ее искать. Муж вставал каждый день в шесть утра, и через час отправлялся на работу. Домой он, как правило, возвращался к половине шестого. К эгоистичному образу жизни жены муж относился с терпением и питался бутербродами. Когда на кухне уже не оставалось чистой посуды, он мыл ее перед ужином, чтобы в доме были чистые тарелки. Однажды эта женщина познакомилась с приехавшими к ним в город американскими миссионерами, семейной парой. Между ними завязалась дружба, и в этот же вечер они рассказали ей Евангелие. Любовь Божья глубоко потрясла эту женщину, и она перестала бояться ада. Вернувшись домой, она с нетерпением ждала мужа, чтобы рассказать ему Благую весть. Тот пришел, как обычно, в пять тридцать вечера, и тут же направился в их комнату, чтобы поставить свой рабочий портфель. В комнате как всегда был бедлам. Зайдя на кухню, чтобы заварить себе чаю, он обнаружил, что в сушилке нет ни одной чистой чашки. Что ж, вечер ему придется провести у раковины. Пока он мыл посуду, в кухню вошла восторженная жена и принялась с жаром рассказывать о своих новых американских друзьях. Из рассказа стало ясно, что ей не терпится познакомить с ними мужа. Она поделилась тем, как ей рассказали Благую весть о крестной смерти Иисуса, и тем, что ее беспокоит судьба мужа в вечности. Ведь если он не уверует в Иисуса, его ждет ад. Все это время муж молча смотрел на жену и думал: « Мало того, что она лентяйка и эгоистка, теперь еще к этому прибавилось помешательство на религиозной почве ».

http://azbyka.ru/islam-cherez-prizmu-kre...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010