Независимо от всего. Везде есть люди Божии…» Из воспоминаний старицы Гавриилы о событиях, произошедших в последний (пятый) год её пребывания в Индии (в Гималаях в Уттар-Каши): «Я была там всё время (год) в нескончаемой молитве и молчании. Жила одна. Но не прекращается приношение, хоть и придёшь на вершину Мира. Потому что всегда случается больной, который приходит для помощи, прохожий, с кем разделишь кусок хлеба. Что-нибудь случится, придут люди. Но ты один. Ни знакомого, ни друга, ни разговора, ни языка, ничего. Не говоришь. Сидишь только. Бывало и пять и десять дней не скажешь «добрый день» кому-нибудь. Поэтому, когда я потом читала о монахах-исихастах, я поняла, что делала то, что они, не зная. Во всяком случае, ни о чём ином нельзя подумать – только о величии Божием. С утра до утра. И днём и ночью. И с солнцем, и со звёздами, и с птицами и со всем… Ничего другого. О чём другом подумаешь? Ела круглый несвежий хлеб, который делают все лавки. И вместе с ними – я покупала два десятка на одну драхму – мне давали маленький ящичек с варёной чечевицей. Это было основной моей пищей днём. Вечером и утром стакан порошкового молока, которое присылал тогда Красный Крест. Я потеряла 14 килограммов за 11 месяцев, но была очень крепкая. Со мной было только Священное Писание . Никакой другой книги… И там мне пришло Извещение стать монахиней… «Теперь ты в состоянии идти в монахи»». По промыслу Божиему матушка вскоре знакомится с американкой Неллой Кук, которая, узнав о том, что она собирается уйти в монастырь, воскликнула: «Поедешь прямо в Вифанию, к отцу Феодосию, в прекрасный монастырь, недалеко от Иерусалима! Я гостила в этом монастыре. Самый прекрасный монастырь в мире!» Нелла написала в монастырь – положительный ответ пришёл через шесть месяцев. На средства друзей был куплен билет. В 1959 году матушка уезжает из Индии, 5 августа 1959 года она поступает в святую обитель в Вифании. Послушница Аврилия первые года искуса выполняла многие послушания. Рассказывает Елена В.: «Аврилия приехала в монастырь… Она служит всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прожив с показанною женою моею от 26 августа по 29 июня, всего десять месяцев и шесть дней, родился у нас первородный сын Андрей, который день был суббота, празднество святых апостолов Петра и Павла, во время отпуску крестохождения из Белья в Опочку, поутру, а год был 1773й. Время продолжалось правления моего вотчиною с обыкновенными хлопотами и трудами, особливо при наборе и отдаче рекрут, и прожив 1774 год, в 1775 году марта 18-го дня родился второй сын Гаврила. В том 1774 году по счастью получил в содержание от Полоцкого губернатора Михайла Никитича Кречетникова почту Ворсулевскую, которая мне через пять лет доставила корысти тысячу пятьсот рублев, да оную же отдал помещику Александру Петровичу Сумороцкому. За уступку и за лошадей, повозки и прочее взял с него тысячу двести пятьдесят рублей. Вот главный мой нажиток при вотчине, а в прочем я не имел способу обогатиться от взятков с крестьян; наипаче же от рекрутского набора я весьма удалялся. За то, я почитаю, наградил меня Господь несравненно, а именно вольностью, получением ранга и правом владения недвижимым, что есть вседрагоценно. В 1775 году граф наиболее домогался получить от меня оброчных денег, по причине, что он вознамерился жениться на второй жене. Я отважно поступил, невзирая, что предстояла от комиссии крайняя опасность подпасть под суд и несчастье, ослеплен будучи желанием получить отпускную, и того ж году в июне месяце отправился в Москву, взяв с собою из оброчных денег серебряных одиннадцать тысяч да ассигнациями шесть, а всего слишком семнадцать тысяч рублей, которые не без труда и опасности в пути, однако ж доставил графу благополучно, и он принял с удовольствием. Тогда ж и женитьба его совершилась, при которой делана была на людей его богатая ливрея с золотым галуном, в том числе и мне приказал сделать, особенно против почетных его, то есть камердинера и дворецкого с широким галуном, стоящая до семидесяти рублей, к тому ж две пары шелковых чулок, на шляпу два рубли, но все то мало меня утешало, ибо отпускную мою дачею отложил вперед, чего ожидать было весьма скучно.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

В советское время большая и красивая церковь во имя иконы «Всех скорбящих Радость» была разрушена, а могилка блаженной Матронушки затерялась. В 1990-е годы, сохранившаяся часовня превратилась в церковь , которая стала подворьем Зеленецкого Свято-Троицкого мужского монастыря. В 1997 году была найдена и восстановлена могила блаженной Матронушки-Босоножки, около нее по воскресеньям совершаются панихиды. Вновь верующие люди получили возможность приходить к блаженной старице, чтобы просить её молитвенной помощи, Матронушка никого не отвергает, за всех молится, всем по мере возможности помогает… Приведем несколько свидетельств верущих людей 21 : Рассказывает Вера Петровна К. (Калужской обл.): «В декабре 1998 года я привезла лампадное масло с могилки Матренушки Босоножки, чтобы помазывать больное колено моего отца. Ему 84 года, и он страдает артритом коленного сустава. Раньше лечение при обострении болезни занимало полтора месяца. А теперь, когда я помазываю колено маслом, облегчение наступает через пять дней». Из рассказа Павла К., получившего исцеление на могиле блаженной: «Мучился болью в пояснице 20 лет, никакие лекарства не помогали. Дошло до того, что при ходьбе стали отказывать ноги. Случайно оказался на пр. Обуховской обороны у храма. Спина так болела, что я стал искать, где бы посидеть. И тут на воротах церкви увидел надпись о том, что на берегу Невы находится могилка Матренушки Босоножки. Тогда я подошел к могилке, посмотрел на фотокарточку блаженной старицы и, глядя ей в глаза, попросил: «Бабушка Матрена, помоги мне, в это трудное время, мне так тяжело!». На следующий день я проснулся здоровым. Боль в пояснице прошла, при ходьбе теперь совсем не устаю». Рассказывает Халида А. (С.-Петербург): «В 1998 году моя дочь заболела тяжелой формой туберкулеза. Шесть месяцев она провела в больнице, но лучше ей не стало. К тому же прибавились осложнения от отравления лекарствами. В марте 1999 года ее выписали домой, для продолжения лечения. Я не крещеная, хотя в душе верующая. Пришла в церковь «Всех Скорбящих Радосте», молилась Пресвятой Богородице, просила исцеления для дочери, молилась и на могилке блаженной Матренушки-Босоножки. Через пять недель при обследовании дочери впервые обнаружили улучшение состояния. Стала чаще приходить в церковь и на могилку. Молилась, как умела. Шестого июля повторное обследование (компьютерная томография легких) показало дальнейшие улучшения. Уповаю на милость Господа, заступничество Пресвятой Богородицы и молитвы блаженной Матренушки».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О некоторых первых насельниках Скита упоминает начальная скитская Летопись. Это следующие сведения. Первая смерть в Скиту: 14 мая 1826 года скончался мантийный монах Нифонт, уроженец города Карачева, из мещан. Прожил сорок семь лет, болел семьдесят дней. В Скиту пожил лишь пять месяцев, а до того был отшельником в Смоленских лесах. 18 июня умер послушник Михаил Бакин, орловский мещанин, от лихорадки, проболев сорок дней. От роду ему было двадцать шесть лет, а в Скиту провел только два месяца. До Оптиной некоторое время подвизался в Белобережской и Площанской пустынях. 30 апреля 1827 года отошел ко Господу мантийный монах Иосиф, из калужских мещан, проживший в Скиту четыре года и три месяца. Всего лет ему было – двадцать пять. 22 декабря 1828 года преселился в Небесные дворы Господни старец Досифей, пришедший в Скит из Рославльских лесов, где многие года был соседом старца Афанасия, у которого учениками были отцы Моисей и Антоний. Год и два месяца прожил в Скиту. Незадолго до смерти через него Господь сотворил чудо. Вот как оно описано в Летописи Скита: «Одоевского помещика (Тульской губернии) А. С. Воейкова супруга в молодых летах находилась в горячке. Супруг и родственники ожидали скорой кончины ее, вдруг больная, казалось им, с кем-то поговоривши тихо, – встала сама собою и спросила: “Где же монах, что ко мне сейчас приходил?” И когда они сказали ей и уверяли, что никто не приходил и никого не видели, в ту минуту больная почувствовала облегчение и сказала, что приходивший монах говорил ей сии слова: “Что ты лежишь? Вставай да в Оптину приезжай молебен служить; а я на твое место лягу, так Бог велел”. Больная в несколько дней выздоровела и, приехавши с супругом своим в сию Пустынь, вначале пошли по дороге к Скиту и по Божию смотрению на сей раз братия как из Обители, так и скитские были в послушании на покосе, один отец Досифей оставался в Скиту, – он нечаянно вышел из скитских Святых врат к ним навстречу и с простодушным приветствием показывал им внутреннее расположение Скита; а оная госпожа, бывшая больная, увидавшая отца Досифея, с удивлением, страхом и радостью тихо сказала своему супругу, что сей монах образом и простою беседою во всем сходствен с явившимся ей в болезни. После сего вскоре о. Досифей поболел 12 дней и тихо скончался в твердом уповании спасения своего. Жил 75 лет, а в монашестве 50».

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Для странников особая кухня (можно для них прерывать пост) Привратник «Старца мудрого». Имеет келью вне монастыря и отвечает всем пришедшим Правила на послушаниях Желательно иметь все необходимые послушания в ограде монастыря (мельницу, воду, сад, мастерские), чтобы насельники не выходили за стены обители Кто выходит, после возвращения кается перед всем, но о том, что видел, молчит Правила. Режим Тема Содержание Поучение Общие правила Отношения между братиями Старшие обращаются к младшим: «брат…», младшие: «отец…», к авве: «Господин авва» (место Христа) Младшие у старших всегда берут благословение и стоят, пока не укажет старец «В монастыре никто другого защищать не должен» – большие соблазны Рукоделие Если кто гордиться станет мастерством своим, яко доставляющий монастырю нечто, такого отставить надо от мастерства Цену лучше всегда назначать несколько меньше, чем это делают миряне Прием в обитель Четыре-пять дней за воротами оскорблять пришедшего. Если устоит, принять в гостиницу, потом в келью для новоначальных Определить к старцу, чтобы следил всегда. Через два месяца первый раз прочитать устав. Через шесть месяцев еще раз прочитать устав. Еще через четыре месяца вновь прочитать устав. Затем (всего через год) принять в братию Постриг В церкви перед всей братией дает обещания. Письменное обещание на имя святого храма полагает на алтарь со словами Пс. 118: 116 . Братия повторяет и «Слава» Новоначальный брат кланяется всем в ноги, после этого он принят в братство Снимает в храме свои одежды и облачается в монашеские. Мирские остаются у рухольного на случай выхода Обеты письменные навсегда остаются в монастыре Принятие детей Должны принести потребное для бескровной жертвы Милостыню приписывают до своей смерти, не отдают Священника Не скоро принимать. Если настаивает, то только согласно с уставом, чтобы все исполнял без чести. Ставят на рядовое место Монаха-странника Утешать в гостиной Если намеревается вступить в братию – испытывать: если с пороками – не брать, попросить удалиться

http://azbyka.ru/drevnie-inocheskie-usta...

Всю жизнь рвалась к власти амбициозная, способная на убийство, порочная красавица Феофано, дочь простого пелопонесского трактирщика. В 959 г. в возрасте 18 лет она стала полноправной императрицей, подвигнув своего слабовольного мужа Романа II, сына Константина Багрянородного, на заговор, а, возможно, и тайное отравление отца. Свою свекровь, августу Елену она выселила в самый отдаленный конец дворца, где через несколько лет та умерла в полном одиночестве, а пять сестер Романа, несмотря на его слезные мольбы и уговоры, принудила постичься в монахини и, навсегда разлучила, отправив по разным монастырям. По сути дела, она правила вместо мужа, а когда он умер, как поговаривали, отравленный ею в 963 г., роскошная молодая красавица стала женой полюбившего ее следующего императора, некрасивого, угрюмого полководца Никифора Фоки, против которого через шесть лет спровоцировала заговор и даже заранее спрятала убийц-заговорщиков, переодетых женщинами, в своих покоях. Впрочем, ее подельник-любовник, новый узурпатор, низкорослый силач и красавец Иоанн Цимисхий, не решился взять в жены эту 28-летнюю роковую женщину с ужасной репутацией и оставшаяся жизнь неистовой Феофано, убитой горем и униженой, прошла в ссылке, откуда ее долго не могли вызволить даже собственные царственные дети, Василий II и Константин IX. Волею судьбы именно дочь Феофано, Анна, стала супругой Киевского князя Владимира, знаменитого крестителя Руси и через два десятка лет упокоилась вдали от любимого бронзово-голубого Константинополя в саркофаге в Десятинной церкви Киева. Смещение в 1042 г. Михаилом V Калафатом престарелой, но вечно молодящейся императрицы Зои стоило ему трона. В середине XI столетия эта же Зоя и ее сестра Феодора правили совместно нсколько месяцев. Затем 70-летняя Феодора еще год правила самостоятельно, правда, весьма посредственно. Алексей I Комнин (1081–1118 гг.), родоначальник блестящей царской династии Комнинов, в первые, самые тревожные годы своего царствования, отправляясь в трудные и опасные военные походы, оставлял за собой политические дела и военную администрацию, а все остальные бразды хлопотного внутреннего правления и судопроизводства вручал своей матери, грозной Анне Даласине, женщине с мужским характером, полагаясь на ее природный ум, высокое образование и «многоопытность в житейских делах».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И с этого времени Вы связаны с Успенским собором? Да, с Успенским собором. Первый раз, когда я его видел, его размеры так меня ужаснули, что я взмолился: Господи, сделай, чтобы я никогда не служил в таком соборе!.. — и через год я уже там был священником. Вы следили и смотрели также и за тем, как понемногу образовывается, растет и все больше расширяется Православная Церковь здесь, в Англии. Можно ли сказать, что это русская Православная Церковь, или среди православных верующих есть и англичане? Знаете, наша община очень сложная. Когда я приехал тридцать два года назад, была группа русских людей, выходцев из России, говорящих по-русски, живущих всем пафосом русскости во всех отношениях — и церковно, и в домашнем быту. Но с тех пор, конечно, очень многие умерли. Они приехали сюда между 1919 и 1923 годами; те, которые были молоды, стали стариками, а те, которые не были молоды, давно умерли. Большинство членов нашего прихода — англоязычны в основе. И, кроме того, у нас довольно много англичан, перешедших или из Католической Церкви, или из Англиканской, или из какой-нибудь другой христианской общины, — людей, нашедших в Православии живую струю, которую они не могли найти в своей Церкви. Причем, я не хочу сказать, что ее там нет, — но они ее не могли найти. В течение какого-то времени, когда кто-то хотел к нам перейти, я на шесть месяцев его усылал из нашей церкви к священнику той церкви, где он был крещен. Но этот опыт оказался совершенно напрасным, потому что те священники, к которым я их посылал, их не обучали, не убеждали, и они к нам возвращались. Так что теперь из прихода, где вначале было около трехсот человек русских, осталось, принимая в учет приток со стороны русских из других источников, около двухсот пятидесяти человек русского языка; а всего у нас около тысячи человек в Лондоне и около тысячи в приходах, которые постепенно создались в Англии.   Приходов теперь несколько? Да, у нас сейчас восемь приходов и несколько таких мест, где мы совершаем богослужения только по временам, где маленькие группы православных: пять семей, три семьи, две семьи. Например, на севере Шотландии, в Абердине, группа студентов и преподавателей, которые в течение трех лет тут, а что дальше будет — мы увидим через год-другой .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=705...

Недолгая жизнь на Кавказе, в Хасавюрте, протекала тихо и спокойно. Настоятелем здесь был священник Владимир Знаменский. Отец Андроник служил, исповедовал прихожан, к нему обращались за советом. Прихожане его очень полюбили, приносили ему продукты: молоко, рыбу, овощи, фрукты. Матушка Раиса, жена настоятеля, ухаживала за старцем: приносила воду из колодца, уголь, стирала и всячески о нем заботилась. Через некоторое время трудами отца Павлина отцу Андронику выдали временный (на шесть месяцев) паспорт. Вскоре, перед Пасхой 1962 года, отца Владимира перевели на другой приход, а настоятелем Знаменской церкви назначили отца Павлина. Во время Петровского поста храм ограбили, в связи с чем было возбуждено уголовное дело и велось расследование. Отца Павлина часто вызывали в милицию для дачи показаний, и там на него обрушивались с упреками, нападками и оскорблениями. Переживая за него, отец Андроник благословил его ехать поступать в семинарию, а себя просил отвезти в Тбилиси, к епископу Зиновию. Так и было сделано. Епископ Зиновий (1896 г.р.) до революции также был послушником Глинской пустыни, тоже участвовал в Первой мировой войне. После закрытия монастыря он подвизался в драндовском Успенском монастыре близ Сухуми, служил на приходе, жил в скиту в горах. В 1936 году он был арестован и почти пять лет провел на Урале в заключении. После этого он служил на разных приходах, в 1950 году стал настоятелем храма Александра Невского в Тбилиси и оставался им до самой своей кончины. В 1956 году отец Зиновий был хиротонисан во епископа. Вскоре он стал викарием грузинского патриарха-католикоса, епископом ТетриЦкаройским, оставаясь настоятелем храма Александра Невского. Это был человек святой жизни: подвижник, молитвенник, прошедший через многие испытания, сердечный, радушный, гостеприимный. Имел он и особые духовные дарования. Был очень уважаем глинскими монахами, русскими и грузинскими иерархами, получил много церковных наград. Уже будучи епископом, он неоднократно посещал Глинскую пустынь, в том числе для отпевания старца Серафима (Амелина). После второго закрытия пустыни владыка Зиновий приютил у себя многих глинских иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но так как Тайдулла успела сохранить свое влияние и при своем свирепом сыне, каков был Бердибек; то Москва увидела ее благодарность за оказанное ей благодеяние, вел. кн. Иван Иванович без труда получил подтвердительный ярлык на великое княжение. В ноябре м-це 1358 года скончался великий князь Иван Иванович, оставив малолетнего сына Дмитрия; между тем, в Орде Бердибек был убит Кульпою, а Кульпа через пять или шесть месяцев был убит Наврусом. Среди этих убийств Тайдулла осталась цела (она была убита вскоре потом); но уже потеряла свое прежнее значение. Перед Наврусом явился соперником малолетнему князю Московскому на великое княжение суздальский князь Дмитрий Константинович, сын того Константина Васильевича, который оттягивал княжение от Ивана Ивановича. Наврус отдал великое княжение этому Дмитрию Суздальскому. Но несчастие, постигшее Москву, продолжалось весьма недолго. Дмитрий Константинович сел на великое княжение в июне м-це 1360 года, а через два года, в 1362 г., св. Алексий и московские бояре уже успели добыть в Орде, в которой продолжались волнения, и которая разделилась на две половины, ярлык ка великое княжение снова своему, Московскому князю. С 1362 года Дмитрий Иванович оставался великим князем русским во все правление св. Алексия без всякого перерыва, этот 1362 г. есть такой год, с которого началось наследственное и никем не оспариваемое сидение московских князей на великокняжеском престоле, и в котором, вместе с тем, престол великокняжеский окончательно перенесен был из Владимира в Москву. 1367 г. был годом знаменитым, и составлявшим эпоху в истории Москвы, ибо в нем вел. кн. Дмитрий Иванович, руководимый боярами, и во главе их св. Алексием, ибо сам был еще только 17-летним юношей, открыто и решительно заявил свои стремления к единодержавию; весной этого года он начал строить каменный город Москву, т. е. каменный Кремль, и, вместе с тем, как говорит летописец: «всех князей русских начал приводить под свою волю, а которые не повиновались его воле, на тех начал посягать».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

1) Вдова Мария Терентьева с Подкопорья, из-за Невы, не видела два года и девять месяцев. В 1587 году, Мая 28 дня, когда иноки Псково-Печерского монастыря были в Пскове с образом Владимирския Божией Матери, эта жена, помолившись в соборном храме Живоначальныя Троицы, шла за образом к Печерскому подворью, и вдруг получила зрение. 2) На другой день, когда чудотворный тот образ понесли из Пскова обратно в монастырь, одна девица, именем Мария Власьева, из Юрьева ливонского (Дерпта), не видевшая девять лет, получила зрение. 3) В том же году, в день Рождества св. Иоанна Предтечи, за литургией в Печерском монастыре, от образа Успения Божией Матери получила зрение, родом из Порхова, Анна Тимофеева, не видевшая шесть лет. 4) В следующем 1589 году, Апреля 27 дня, в день св. Симеона, сродника Господня, после молебна, когда кропили народ святою водою, получила зрение вдова из Великих-Лук, с посада Пятинного, Мария Андреева Щепетинникова, бывшая слепою пять лет. О дальнейших, по времени, чудесах передаёт одна только летопись, списанная Питиримом. 1–5 Одному бесноватому отроку, по имени Мартину, сыну Андрееву, родом из Изборского уезда, Павловской Губы, Бог послал исцеление от чудотворных икон Печерских. 2–6 На праздник Успения Божией Матери, во время всенощного Богослужения, одна отроковица, по имени Мария, из-за рубежа (немецкой границы) из области нового городка (Нейгаузена), селения Топина, двенадцати лет, получила зрение, после 9-летней слепоты. 3–7 В самый день Успения, во время молебна, некоторая женщина Евдокия Яковлева, жена Стрельцова, получила зрение; не видела 8 лет. 4–8 В тот же день на обедни, одна слепая чухонка, по имени Анница (Анна) из-за рубежа, из области Новгородка, селения Вярина, получила зрение. 5–9 1590 года, Августа 6 дня, в праздник Преображения Господня, некоторая слепая вдова, именем Зиновия, водимая по улицам дочерью, пришла из великого Новгорода помолиться Пречистой Богородице, и поклониться чудотворному образу честного Успения Её. Во время литургии, молясь пред образом Пречистыя, она получила зрение. Когда её спрашивали: как ты ослепла? она отвечала: «однажды мать послала меня к соседу за молоком; я побежала скоро и, перелезая через плетень, упала левым глазом на хворостину. Глаз мой затёк кровью и стал болеть, с тех пор тридцать четыре года я не видела им. Потом спустя три года, как я уже овдовела, в одно воскресенье утром, я пряла и – вдруг в правом глазу у меня стало темно, как будто мрак напал. С тех пор я ослепла обоими глазами и ничего не видела, вот уж два года с половиной, до самого нынешнего дня. Теперь только, в Богородицкой церкви пред чудотворною иконою Успения Пречистыя Богородицы, я получила снова зрение, как сами видите».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010