VII. Преподобный Максим Грек , родился в конце XV в. в Арте, главном городе Албании. После первоначального образования на родине он отправился в Италию, где получил лучшее по тому времени образование. После этого возвратился на родину и посвятил себя монашеской жизни, для чего около 1607 г. поступил на Афон в Ватопедский монастырь, известный богатой библиотекой. Из этого уединения вызвал его в Москву великий князь Василий Иоаннович, поручив ему разобрать свою библиотеку и перевести Толковую Псалтирь, содержащую в себе толкования многих св. отцов и учителей Церкви. Так как Максим не знал еще славянского языка, то в помощники ему дали двоих переводчиков, знавших латинский язык. Максим переводил с греческого на латинский, и уже с этого помощники его переводили на славянский. Через год и пять месяцев Максим окончил перевод и просил государя отпустить его на Афон. Но государь, по совету митрополита Варлаама, оставил Максима в Москве и поручил заняться пересмотром и исправлением церковных книг. Максим нашел в них много грубых ошибок, внесенных невежественными переписчиками, чисто еретических. Так например, в Часословах Христос назывался «единым точию человеком», в толковых Евангелиях – «безконечною смертию умершим», в Триоди – «созданным и сотворенным»; Бог Отец в Часословах назван «собезматерним Сыну», и много было в этих книгах других нелепостей и грубых ошибок. «Разжигаемый божественной ревностью, Максим, как сам свидетельствовал, очищал плевелы обеими руками». Неразумные ревнители старины подняли ропот, говорили, что Максим прилагает досаду воссиявшим на нашей земле чудотворцам, которые «сицевыми священними книгами Богу благоугодиша»; забыли простецы, что святые не считали грехом исправлять ошибки в церковных книгах, сделанные неопытными переписчиками, – что, например, св. Алексий, митрополит Московский, сам исправил Евангелие по греческому тексту и переписал собственной рукой. Но ропот этот был еще тайный, пока митрополитом был Варлаам; он сочувствовал Максиму и поддерживал его в трудном положении. Но в конце 1521 года Варлаам удалился от дел церковных – и Максим остался один без защитников. К этому присоединилось еще то, что преп. Максим не знал в совершенстве русского языка и сам допускал невольные ошибки, и его осудили на тяжкое заключение в Иосифовом монастыре. Шесть лет провел он в оковах в дымной келье, претерпевая голод и холод, отлученный даже от Св. Причащения. В это время он написал углем на стене канон Св. Духу и удостоился явления Ангела и утешительных слов: «Терпи старец! Этими муками избавишься вечных мук».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В основной части (с 182–206) приводятся подборы выдержек из творений св. Афанасия по следующим темам: О едином истинном Боге, О Святой Троице; Об истинном Божестве Христа Спасителя, О воплощении как средстве нашего спасения (в сноске); Об истинном человечестве Христа Спасителя; О Божестве Святого Духа, О человеке, в особенности о его душе разумно-свободной и бессмертной. Выдержки приводятся по переводу творений св. Афанасия, изданному Московской Духовной Академией. 8.          Богута Анатолий, студент. Учение святого Афанасия Александрийского о Сыне Божием и совершенном Им спасении. Курсовое сочинение. Загорск, 1958/59. уч. год. 255 с. (машинопись). Сочинение состоит из введения, пяти частей, подразделяемых на главы, и заключения. Краткое «Введение» (с 1–2) написано только с целью оправдать помещение в работе жизнеописания святого Афанасия в связи с событиями его времени «Характерные настроения современности определяют общее содержание выдвигаемых, писателем вопросов. налагают характерный отпечаток и на разработку этих вопросов» (стр. 1). Предлагаемое жизнеописание (первые три главы первой части) составлено очень хорошо, с многочисленными ссылками на первоисточники Очень ценно здесь указание, что святой Афанасий, несмотря на свой сан только диакона, всё же мог получить известность на Никейском соборе как стойкий защитник Православия (о чём говорит, например, святой Григорий Богослов в своём похвальном ему слове), выступая не на официальных заседаниях собора, где имели голос только епископы, а в частных беседах вне заседаний Впрочем, если Римский папа прислал на собор от своего лица двух пресвитеров, то ничто не мешает предположить, что и святой Афанасий мог выступать на соборных заседаниях от лица и по поручению епископа Александра, который сам мог не выступать по преклонному возрасту или по болезни, как известно, по свидетельству святого Афанасия, он скончался уже через пять месяцев после собора. Последняя глава, IV, первой части (с. 50–63) посвящена творениям святого Афанасия. После общей их характеристики и кратких сведений об их издании и русском переводе, автор перечисляет эти творения, распределяя их, как принято, на шесть групп по содержанию, а на главнейшие из творений давая краткие аннотации.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В прошении Преосвященному Александр Михайлович, все еще сомневавшийся в твердости своего решения и поэтому желавший пожить в монастыре без точного определения положения, просил владыку, ссылаясь на болезнь, предоставить ему отпуск на шесть месяцев. Самовольность Александра Михайловича произвела на владыку неприятное впечатление, и вместо высылки ему шестимесячного билета он сделал такое распоряжение: " Отнестись в Калужскую духовную консисторию, и объявив, что Тамбовское епархиальное начальство не находит со своей стороны препятствия к увольнению учителя низшего класса Липецкого духовного училища Александра Гренкова в Калужскую епархию для поступления в Оптину Пустынь по его желанию, просить уведомления, согласно ли Калужское епархиальное начальство на принятие его в свою епархию " . В свою очередь Калужское епархиальное начальство послало запрос в Оптину Пустынь о согласии принять учителя Гренкова в обитель. Александр Михайлович, вызванный настоятелем о.игуменом Моисеем, неожиданно был поставлен перед необходимостью дать решительный ответ о своем намерении поступить в монастырь. Он выразил желание остаться в монастыре. И только 2-го апреля 1840 года, по Указу Калужской духовной консистории, Александр Михайлович Гренков был зачислен в число братства. Несколько раньше - в начале января - он, по благословению старца Льва, перешел в монастырь, оставаясь в одежде мирянина. Теперь, по получении указа о зачислении его в монастырь послушником, его одевают в подрясник и назначают на послушание. Некоторое время он был келейником старца Льва и чтецом (т.е. вычитывал в положенное время для старца молитвенные правила, так как старец, по слабости телесных сил, не мог ходить в храм Божий), затем он был в хлебне, варил дрожжи, пек булки. Сам старец Амвросий так вспоминал о своем первоначальном пребывании в обители: " Год жил (я) в монастыре на кухне. Пять келий переменил; жил и в келье о.Игнатия, и в башне. На кухне год прималчивал, т.е. спросят что, скажу... А через год меня прямо в келейники взяли " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/259/...

Действительно, спустя одиннадцать лет, в 1840 г., болезненные припадки опять возвратились, причем с большей силой, чем прежде, и продолжались год и пять месяцев. В начале этой болезни она опять видела во сне святителя Тихона, но сначала почему-то медлила обратиться к нему, и только во время болезни вдруг пришла ей мысль идти пешком в Задонск ко гробу святителя. Когда она дала обет, болезнь стала ослабевать, а по совершении обета и совсем прекратилась и с тех пор уже не возвращалась. 2. Воронежский купец третьей гильдии Петр Кириллович Казанов, с 13 сентября 1850 г. подвергся сильной лихорадке. Приступы возвратились на третий день и продолжались по шесть часов, а за вторым и третьим приступом по всему телу пошли красные пятна, отчего начался зуд, очень чувствительный и иногда жгучий. Он лечился у городского врача или, в его отсутствие, по его рецептам, но болезнь продолжалась. В августе 1851 г. он ездил в Харьков для совета с опытным врачом, но также безуспешно. После этого, по совету семидесятидвухлетней матери, в течение двадцати лет своего вдовства ежедневно ходившей в храм, он был в Задонске. После панихиды по свт. Тихону на него была возложена мантия, а потом во время Литургии он выпил несколько капель масла из лампады у гроба святителя. По возвращении же домой у него началась рвота зеленой водой, и часа через два после этого красные пятна на всем теле прошли. И с тех пор он совсем здоров. Это исцеление совершилось 20 сентября 1851 года. 3. От лихорадки же получила исцеление помещица Анна Рингель, которая одержима была ею полтора года. Лихорадка сопровождалась нестерпимой головной болью и опухолью всего тела. Она натерлась маслом и выпила толченого ладана с гроба святителя Тихона, и получила совершенное исцеление. После этого во всех скорбях и нуждах она обращалась к нему с молитвой и получала отраду и помощь. Так ее восьмимесячная племянница дважды заболевала, ее мучил сильный кашель, и дважды получала исцеление после того, как г-жа Рингель после теплой молитвы к угоднику Божию Тихону мазала девочку маслом из лампады от его гроба.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Итак, мы увидели, чем занимались Иисус и Мухаммед в своей общественной жизни во второй части служений. Давайте вскользь коснемся событий в личной жизни каждого из них. Личная жизнь После того, как Мухаммед переселился в Медину, его личная жизнь заметно изменилась. Пока он жил в Мекке, он состоял в браке с одной единственной женщиной, Хадижей, которая умерла через двадцать пять лет после начала их совместной жизни в браке. В течение первого года жизни в Медине Мухаммед заключил брачное соглашение с дочерью одного из самых преданных своих последователей, Абу Бакры. И во всем этом не было бы ничего необычного, если бы не возраст невесты, которой было шесть лет. История ислама гласит, что Мухаммед не заключал брака с девочкой по имени Аиша, пока ей не исполнилось девять, но подобное положение вещей было очень необычным даже в арабском обществе. Она была замужем за Мухаммедом до самой его смерти, тогда ей исполнилось восемнадцать лет. Но она не была его единственной женой. За время проживания в Медине Мухаммед женился еще на одиннадцати. Мухаммеду стоило больших усилий, чтобы урегулировать свои взаимоотношения с женами. (Влияние жен будет рассмотрено нами более детально в главе 16.) В отличие от сказанного выше, не сохранилось ни единого упоминания о том, что Иисус был когда-либо женат. Он проводил много времени со Своими апостолами, и ближе всех к нему были Петр, Иаков и Иоанн (см. Мф.17:1 ; Мк.5:37, 14:33 ; Инж., Мф.17:1 ; Мар. 5:37 ). Он поддерживал взаимоотношения со Своими матерью и братьями и был дружен с Марией, Марфой и их братом Лазарем. Небольшая группа женщин также путешествовала с Иисусом и помогала ему. (Об этом будет рассказано подробнее позже, см. главу 16.) Заключение Теперь мы подходим к концу жизненного пути Иисуса и Мухаммеда. Следующая глава этой книги поведает о последних трех годах жизни Мухаммеда (в возрасте от 61 до 63 лет) и о последних нескольких месяцах жизни Иисуса. 8. Последние дни Мухаммед: последние три года жизни. Возраст: от 61 до 63 лет. Иисус: последние несколько месяцев жизни Возраст: от 35 до 36 лет

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

Манефа Петровна жила то у него на Рогожском, где пользовалась большим почетом, то в Москве на квартире. Напрасно муж требовал у попа жены своей. Свадьбы несовершеннолетних, не достигших законного возраста для вступления в брак, венчаемы были проезжающими попами во множестве, подобные свадьбы бывали и там, где были дозволенные попы и велись метрики. Об этом возникало много дел. Были и такие примеры, что и не быв венчаны, многие сказывались обвенчанными. Из многих случаев приведу один, бывший в Москве. В 1842 году сорокапятилетний крестьянин деревни Городка (Богородского уезда), Савелий Андреев, вздумал жениться на 14-летней девочке, Афимье Денисовой, православной, которую однако мать ее водила на исповедь на Рогожское. Июня 8, в самый Духов день, жених с невестой поехали в Москву, но рогожский поп почему-то их не обвенчал, хотя жених и имел у себя свидетельство из волостного правления. На возвратном пути жених уговорил невесту сказать в деревне, что они венчаны. Так и сделали. Афимья родила сына, которого крестили и через пять месяцев схоронили на Рогожском. Вскоре после этого Андреев собрался на житье в Москву, но молоденькая сожительница его, наскучив старым мужем, объявила, что она ему не жена, и притом, что она православная. Андреева выдержали в тюрьме три месяца, а Афимью, как малолетнюю, отдали на решение совестного суда, мать же ее, за совращение дочери в раскол, лишили всех прав состояния и сослали в Закавказский край. Мы могли бы наполнить сотни страниц рассказами о подобных случаях, заимствуя их из дел, выписки из которых находятся у нас под руками, но считаем это совершенно излишним.] [В делах сохранилось множество примеров зазорной жизни старообрядческих беглых попов. Сергей Иргизскнй рассказывает о попе, бывшем в Москве и находившемся шесть лет в связи с девушкой, которую выдавал за родную сестру; когда же прихожане стали укорять его за это, он донес начальству, что на Рогожском варили миро, ушел на Ветку, потом на Иргиз и там священнодействовал. «На Иргизе, — пишет уставщик и ризничий тамошнего Нижневоскресенского монастыря, Платон, — к беглым попам имел невозбранный вход женский пол; такое же гостеприимство было и у монашествующих: они не зазорно принимали каждый свою гостью; женщины даже допускались ночевать в их кельях, и для того все из своей кельи имели сквозь монастырскую ограду калитку и оными выходили без ведома начальствующих».

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

Мария Иванова, жительница деревни Кузнецово, десять лет страдала слепотой. Слыша о многих чудесах, явленных у Владимирской Оранской иконы Божией Матери, Мария отправилась в Оранский монастырь на поклонение сей чудотворной иконе. Перед ней она хотела излить свою мольбу к Пресвятой Богородице, свое прошение об исцелении от болезни. Усердная молитва ее была услышана, и она по вере своей получила исцеление. Феодосия, жительница села Помры, тридцать недель лежала в постели и не владела левой рукой. Как только она дала обещание сходить на поклонение чудотворному Оранскому образу Богоматери, то вскоре выздоровела. Получив исцеление, она сходила в Оранскую пустынь и отслужила благодарственный молебен Богоматери. Никита Гладков однажды во время утрени заменил перед образом Богородицы церковную свечу другой свечой, погасив первую и поставив ее на другое место. Через несколько времени погашенная свеча сама зажглась. Анна Никитина, жена Ермолаева, крестьянина деревни Поляны, шесть месяцев страдала беснованием, во время которого сильно кричала и бросалась на родных и знакомых. По совету лиц, ходивших в Оранский монастырь на поклонение Владимирской иконе, больную свезли в эту обитель и здесь совершили молебен перед чудотворной иконой. Бесноватая сразу же почувствовала облегчение в своей болезни и в скором времени совершенно выздоровела. Кирилл, инок Преображенского монастыря, тридцать пять недель был в исступлении ума. Прибыв же в Оранскую обитель, он усердно помолился перед Владимирским чудотворным образом Богоматери и по вере своей получил исцеление. Исаак Стефанов, церковный причетник села Нагавицыно, Печерского монастыря, страдал сумасшествием. Его привели в Оранскую обитель, надели железные вериги и в таком виде несколько дней водили в церковь монастыря к чудотворному образу Богоматери. На ночь руки и ноги его вязали веревками и это делали потому, что припадки исступления у него были очень сильны, и он в такие моменты был опасен для окружающих. Однажды ночью, в Великий пост, на первой седмице, больной видит следующее видение: когда все уснули, вдруг отворилась дверь его кельи, заблистал необыкновенный свет и явилась Матерь Божия, одетая в багряницу, в сопровождении апостола Павла. Исаак тотчас же пришел в себя и почувствовал, что он совершенно здоров. Желая возблагодарить Царицу Небесную за полученное им исцеление, он встал, и путы сами собой спали с его рук и ног. Исаак поклонился Пресвятой Богородице, и видение прекратилось. Исцеленный выбежал из кельи с целью проникнуть в церковь и перед образом Владычицы излить свое чувство благодарности. Двери церкви оказались запертыми, но внутри храма он услышал ангельское пение. Со страхом вернулся он в келью и обо всем рассказал бывшим там. Все пали ниц и прославили Бога, дивного в чудесах Своих.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

Ночь прошла. Утром послышались голоса за стеной о. Алексия Трифильева и протодиакона Д.Новочадова. Часов в девять утра меня вызвали из камеры. На дворе стоял автобус, тут же находились Манис и два конвоира. Нас усадили: меня, архиепископа Митрофана, Трифильева и Новочадова. Автобус тронулся по направлению к вокзалу. Мы догадались, – в Москву. За машиной мелькнула фигура моего сына – четырнадцатилетнего Михаила. Он помчался к вокзалу. Посадки в поезд еще не было. Здесь верующие обступили нас. Сыну я шепнул причину ареста: «Комитет… На какой приговор, – Москва скажет…» Мы простились с провожавшими, и подгонявший Манис толкнул нас в вагон на четыре указанных места в купе. Поезд тронулся, чтобы привезти меня обратно через три года и шесть месяцев. В Новочеркасске к нам присоединили еще двух священников: о. Владимира Вологурина и о. Иоанна Артемьева. Последний раньше на полтора года возвратился, ибо изменил православию, перейдя в обновленчество, и по ходатайству Московского обновленческого Синода получил освобождение из лагеря до срока. Почтовый поезд мчался. Нас сидело в купе шестеро: архиепископ Митрофан, протодиакон Д.С.Новочадов и четверо священников. Архиепископ Митрофан старался развлекать разговорами, конвоиры в разговор не вмешивались. Все походило, что мы пассажиры, а не арестанты, сидим вот так в пассажирском вагоне, в купе, и мирно беседуем. Но как мы не развлекались рассказами архипастыря, но главная мысль была у нас у всех одинаковая, – мы заключенные. Поэтому архиепископ вставлял в разговор фразу: «Мы – одинокие… И отец Трифильев, и прочие, можно сказать, вдовцы, несемейные… В особенности – я, монах… Сердце у меня спокойное. А вот отец Павел – иное дело: семья, пять человек, – подростки и один на руках, жена… Подвиг наш только начался. Но Бог укрепит нас в нем, в особенности – его, отца Павла…» Поезд мчался. На узловых станциях он останавливался. Конвоиры не препятствовали выходить из вагона. На станции Воронеж я вышел на вокзал пообедать. Так прошел тот день. На другой день в три часа дня подъехали к Москве. Но, выйдя из вагона, остановились. Конвоиры оказались не знающими города. Им велели в Ростове сдать арестованных на Лубянку 2, во внутреннюю тюрьму. Но где она, – не сказали.

http://pravmir.ru/tyuremnaya-pasxa/

Следует вспомнить и о крестных ходах, всегда выходивших из Большого Кремлевского Успенского собора и направлявшихся иногда через всю Москву, например, в Новодевичий и Донской монастыри. Их бывало в течение года десять; последний, самый большой – в октябре, вокруг Кремля, в память избавления Москвы от нашествия галлов. Впереди шли хоругвеносцы со знаменами из десяти соборов: Успенского, Чудова, Вознесенского, Спаса на Бору, Благовещенского, Архангельского, Двенадцати Апостолов, Василия Блаженного, Казанского и храма Христа Спасителя. Поражал ещё в Москве благочестивого русского человека звон её сорока сороков церквей, и особенно кремлёвский, с первым четырёхтысячепудовым колоколом на колокольне Ивана Великого. Особенно восхитителен и ясен он был в зимнее время, так как тогда всякий треск от мостовых на улицах прекращался и в воздухе водворялась тишина. Зазвонят, например, в шесть часов ко всенощной, и пойдёт перелив по всему необъятному пространству Москвы. Исключительным моментом в этом отношении была полночь Светлого Христова Воскресения, когда все с трепетом ожидали первого удара колокола в священном Кремле. Привожу внешнюю картину московского церковного благолепия. Священный Кремль с колокольней Ивана Великого, соборами, монастырями, храмами и часовнями. Китай-город с соборами, монастырями, часовнями, подворьями и церквами. Сама Москва с собором Христа Спасителя, монастырями мужскими и женскими, часовнями, подворьями, приходскими и домовыми церквами в больницах, богадельнях, приютах, учебных заведениях и частных домах. А если в счёт поставить не одни только храмы, но и все приделы в них, то и получатся как раз те «сорок сороков» престолов, о которых говорится в истории Москвы. Немного мне пришлось быть казначеем в монастыре, всего пять месяцев, но и за это время я успел познакомиться с хозяйством обители. Наместник монастыря отец Иннокентий, хиротонисанный во епископа Аляскинского, уехал в Америку, я же занял его место. В Великую Субботу, 24 марта 1904 года состоялось мое посвящение Московским митрополитом в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Таким образом, у Иисуса Христа сразу же стало пять учеников. Один из этих учеников, Филипп, встретил Нафанаила и объявил ему, что Иисус из Назарета есть Тот, о Котором писали Моисей и пророки. Нафанаил, очевидно, не слышавший свидетельства Крестителя, ответил Филиппу народной поговоркой: Из Назарета может ли быть что доброе? ( Ин.1:44–46 ). Этой ссылкой на народную поговорку о Назарете, Нафанаил, в сущности, высказал общепринятое тогда мнение, что Мессия не может быть из Назарета. Книжники еврейские учили, что Мессия родится в Вифлееме, городе Давидовом, но затем скроется и вновь явится неизвестно откуда ( Ин.7:27,41–42 ). Зная это, Нафанаил, как настоящий еврей, подлинно израильтянин ( Ин.1:47 ), не поверил Филиппу; и пошел он за Иисусом только тогда, когда был изумлен Его всеведением ( Ин.1:48–51 ). Эти первые шесть учеников Иисуса признали Его Мессией, но не настоящим Мессией, о Котором писали пророки, а таким, какого ждали тогда евреи, то есть могущественным царем-завоевателем, покорителем всего мира народу еврейскому. Иного мнения об Иисусе они, как подлинные израильтяне, и не могли составить тогда. С такими-то взглядами на Иисуса и Его назначение они и пошли за Ним. Но так как месяцев через десять после того четырех из этих учеников: Симона (Петра), Андрея, Иакова и Иоанна, Иисус Христос вторично призвал следовать за Ним ( Лк.5:1–11 ; Мф.4:18–22 ; Мк.1:16–20 ), то надо полагать, что они не сопровождали своего Учителя во всех Его путешествиях, а оставляя Его, вновь принимались за свой обычный рыбный промысел. По-видимому, из этих первых учеников один только Иоанн почти неотступно следовал за своим Учителем, так как он один описал некоторые события из этого начального периода деятельности Иисуса. Но почему же остальные ученики оставили Иисуса? Не потому ли, что Иисусу по бедности Его негде было и голову преклонить? Не потому ли, что Его смирение, кротость и всепрощающая любовь совсем не согласовались с представлением о непобедимом царе-завоевателе? Не потому ли, что вообще личность Иисуса, как Человека, совсем не совпадала с образом Мессии, созданным мечтательностью евреев?

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010