Мужское духовное училище в то время помещалось в Горянском ряду, в наемном доме купца Догадина. Помещение было старое, тесное, грязное, к тому же окружено было такой нравственной атмосферой, которая совершенно не соответствовала учебно-воспитательным целям. С одной стороны училища находился так называемый обжорный ряд, где продавались всевозможные яства для простонародья и голяков; с другой стороны – харчевня, квасная, другая харчевня помещалась в самом здании училища, рядом с ученической столовой. Против училища был кабак, служивший резиденцией разных голяков, спившихся с круга отставных чиновников и других поддонков и отбросков общества. Эта часть города была центром жизни рабочего и пришлого люда и всякого сброда. Ученикам училища невольно приходилось слышать и видеть шум, брань, песни, пляски и т. п. сцены. И средства на содержание учащих и учащихся были весьма скудны. Учителя, напр., получали жалованья от 70 до 125 руб. в год. Единственным удобством для училища можно было считать разве только то, что недалеко, в Горянском ряду, всегда можно было достать сколько угодно березовой каши, которой в прежние времена не скупились угощать учеников. Старанием преосвящ. Афанасия училище переведено было из этого омута в лучшую часть города (где теперь оно находится), в свой собственный дом, и средства на содержание его были увеличены. Дом для училища был куплен на средства, пожертвованные монастырями и другими учреждениями и лицами, который с первого же разу оказался гораздо удобнее и поместительнее прежнего. Вскоре же в нем сделаны некоторые приспособления и пристройки. С течением времени разширяясь и украшаясь все более и более, помещение духов. училища в настоящее время представляется вполне удобным и благоустроенным, хотя со вне, с фасада, и не кажется таковым. В 1863 г. преосвящ. Афанасий исхлопотал у Св. Синода в награду учителям 350 руб., такая же сумма была прислана и в следующем году. Но главный источник, на который улучшалось училище, был местный. Он состоял в возвышении продажной цены церковных свечей. Кроме того попечительство о бедных духовного звания обязалось жертвовать ежегодно по 180 руб. в год; собор пожертвовал 5% билет в 1000 руб; были приглашены к пожертвованиям архиерейское экономическое управление и монастыри. Таким образом духовное училище получило прочное и достаточное обезпечение, из которого, кроме улучшения училища вообще, производилось и улучшение жалованья учащим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нам не известны шатровые церкви в Подвинье, построенные ранее XVI века. На протяжении XVI-XVII веков иконостасы делались тябловыми, причём даже в каменных церквях. Хотя к XVII веку в центре Руси уже сложилась каркасная конструкция высокого иконостаса, однако на Севере замена тябл на каркасный остов происходила постепенно, как бы повторяя те этапы эволюции, которые прошла алтарная преграда раннехристианских церквей, только в более короткие строки. Первым начал изменяться местный ряд. Иконы верхних рядов размещались на полках, в нижнем – оправлялись в киоты и устанавливались на нижнем тябле, тем самым создавались предпосылки для перехода к стоечно-балочной конструкции. И затем тябловые иконостасы стали переделываться на каркасные. Это происходило уже в XVIII веке. Однако нами найден документ, свидетельствующий как будто о том, что каркасный остов, украшенный барочной резьбой, существовал в Подвинье уже в XVII веке. В каменной Борисоглебской церкви Нижнематигорского прихода иконостас был устроен в 1680 году, а по сохранившимся зарисовкам он перекликается с судьбой селецкого иконостаса. Возможно, инженер, составлявший описание Нижнематигорской церкви, не проводил сопоставление церковного архива, и дату постройки церкви автоматически перенёс на современный ему иконостас. Однако не исключено, что интерьер Борисоглебской церкви был сделан по образцу церквей культурных центров того времени, например, г. Сольвычегодска, и сам затем ста образцом для других храмов. В 1898 году проводился ремонт иконостаса Воскресенской церкви, во время которого «иконостас в главном и придельных храмах вновь вызолочен червонным 9-золотниковым золотом на мардане, иконы… промыты, вычищены, оперханные места исправлены, фоны выкрыты колером – под древний вид и покрыты масляным лаком». Эти работы были выполнены иконописных дел мастером Дмитрием Терентьевым. Итак, иконостас Воскресенской церкви из с. Сельцо включает в себя иконы XVII века и несколько более поздних – в местном ряду. Иконы написаны местными, возможно, каргопольскими мастерами. Остов иконостаса, вероятно, выполнен в 1763 году. В настоящее время на Архангельском Севере практически не сохранилось подобных памятников в деревянных храмах, к тому же большинство художественных музеев не располагает возможностями показывать произведения древнерусской живописи в ансамбле с резьбой. В музее деревянного зодчества иконостас может быть показан в условиях, приближенных к естественным условиям его бытования – в шатровом храме XVII века.

http://sobory.ru/article/?object=37425

Она крайне важна, не менее важна, чем и ужесточение законодательства. Нужно с детства прививать детям понимание того, что Жизнь - священна и неприкосновенна от зачатия. Что Жизнь - дар Божий и никто кроме Бога не может зачать жизнь из мёртвого вещества. Человек может лишь передать этот дар своим детям... или пойти против своего Творца и убить ребёнка, третьего не дано. А сегодня нам навязывают эгоистическое воспитание - везде деньги, товар, потребление, статус. Я это прекрасно вижу на своих студентах (с которыми общаюсь много и понимаю их психологию), они в большинстве своем мотивированы на личный карьерный успех: квартира, машина, модные товары, финансовая независимость, " священное право " на отдых за границей, - вот их важнейшие ориентиры. Есть исключения, но их мало. Девушки, как правило, рассуждают так: " Я соглашусь на ребёнка только если буду уверена, что финансово независима и смогу обеспечить себе и ребёнку высокий уровень жизни " . При таком потребительском отношении к жизни люди будут обходить закон. Кто-то поедет делать аборт за границу, кто-то даст врачу на лапу и тот " установит " факт выкидыша или внутриутробной смерти вполне себе живого ребёнка. Вот здесь нужно действовать единым фронтом - Церкви, учёным, правоохранителям, благотворительным и просветительским организациям. Так, с Божьей помощью мы изменим сознание и остановим бойню! Антоний 15 октября 2015, 17:01 Продолжение. Что касается информированного согласия мужчины на казнь его ребёнка, оно тоже весьма желательно. Но здесь возникает ряд сложностей. Дородовая генетическая экспертиза на отцовство проводится не ранее 9-й недели беременности. То есть на более раннем сроке установить отцовство невозможно. И если вместо настоящего отца прослушает лекции и поставит подпись местный выпивоха, то установить это можно будет только после казни по результатам экспертизы останков невинного мученика. И здесь возникает принципиально новое преступление (и необходимость установления уголовной ответственности за него) - " подписание разрешения на внутриутробную казнь ребёнка лицом, не имеющим на это права " .

http://pravoslavie.ru/86669.html

Остановимся на каждом из этих фактов в отдельности и определим значение их в ходе всемирной истории. 1) История не знает государства столь узкоэгоистического, как государство римское; она не знает завоевания, ради которого прибегали бы к такому насилию и вероломству, как при римском завоевании, но она не знает и другого явления политического характера, которое оказало бы столь глубокое влияние на жизнь культурного человечества, как это же римское государство. Когда вы прочитываете новые исследования по истории Рима или по общей истории Европы, вы часто наталкиваетесь на ту мысль, что Рим есть центр вселенной и что история его есть история всемирная. И не думайте, что эту мысль высказывают ученые католического лагеря, – с некоторою затаенною целью; нет, это говорят люди, которые рассматривают религию не более, как историческое явление, и уже никаким образом не могут быть на стороне католицизма... Это всемирно-историческое значение римского государства коренится в том, что Рим в первый раз осуществил и завещал последующим векам идею организованного для общей и мирной жизни человечества, идею, к которой безуспешно стремились все другие цивилизации древнего мира. Вы знаете, что еще задолго до того времени, когда можно говорить о Риме, – даже много ранее того времени, к которому относятся первые начатки цивилизованной жизни в Европе, история уже находит целый ряд своеобразных цивилизаций, самобытно возникших в плодородных долинах главных речных бассейнов Азии и Африки. Щедро наделенные дарами окружающей их природы, эти цивилизации иногда достигали высокой степени развитая и распространяли свою власть на несколько частей света, – тем не менее они никогда не могли получить того места в всеобщей истории, какая по праву принадлежит Риму. Главная причина этого заключается в том, что, основанные на племенной исключительности и разобщенный между собою, они носили на себе слишком узкий, слишком местный колорит, а потому и не могли стать достоянием других племен и народов. Припомним, например, цивилизации Египта или Индии с их замкнутым в себе, кастовым характером, делавшим их недоступными ни для какой другой страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Политическая позиция Е. выражалась в неприятии не только революции, но и любых отличных от монархической позиций и доктрин. Осенью 1905 г. Е. благословил деятельность созданной в Саратове Народно-монархической партии. 27 марта 1906 г. она была преобразована в местный отдел партии Союз русского народа (СРН), в работе к-рого Е. постепенно принимал все большее участие. В апр. 1907 г. он направил в адрес проходившего в Москве Всероссийского съезда рус. людей обращение, в к-ром писал о необходимости вхождения СРН в церковную ограду, т. е. о том, чтобы приравнять статус правой политической партии к статусу церковного братства. Съезд отверг подобные предложения, а печатный орган СРН осудил обращение Е., который после этого решил создать собственную политическую партию. Уже в мае 1907 г. он призывал в проповедях вступать в число членов Православного всероссийского братского союза русского народа (ПВБСРН). Летом того же года партия была оформлена организационно. Членами партии могли стать только православные, а ее почетным покровителем и председателем объявлялся Е., который на деле был руководителем ПВБСРН. Среди саратовских правых произошел раскол между «братчиками» (членами ПВБСРН) и «союзниками» (членами местного отдела СРН). Е. в большинстве случаев присутствовал на собраниях ПВБСРН, к-рые обычно проводились в зале Саратовского муз. уч-ща. Часто партийные собрания совмещались с религиозно-нравственными чтениями, инициатором организации которых в Саратове также был Е. В 1907-1911 гг. Е. и его ближайшие сотрудники, входившие в ПВБСРН, провели неск. крупных публичных выступлений против совр. им писателей, театральных деятелей и явлений общественной жизни, наиболее резкой критике было подвергнуто творчество Л. Н. Толстого . В 1907 г. Е. публично выступил против постановки на саратовской сцене пьес В. В. Протопопова «Черные вороны» и Ф. Ведекинда «Пробуждение весны». В результате давления на губ. власть членов ПВБСРН во главе с Е., а также ходатайства, посланного епископом в Святейший Синод, пьеса «Черные вороны» распоряжением председателя Совета министров П. А. Столыпина была снята с репертуара театров. В 1909-1910 гг. Е. добивался запрещения постановки в Саратове пьес Л. Н. Андреева «Анатэма» и «Анфиса». Е. предлагал Святейшему Синоду отлучить от Церкви целый ряд известных писателей, а их произведения подвергнуть запрету. Публичные выступления Е. были предельно резкими, зачастую нарушали положения российского законодательства.

http://pravenc.ru/text/190195.html

Проповедь в среду 3-й седмицы Великого поста Нынешние староверы сохранили духовную и физическую закалку своих предков. Приведу конкретный пример. В 2014 году в Перми вышла книга известного пермского общественного деятеля и публициста Романа Юшкова «Делеция – 12». По жанру это роман-предостережение, повествующий о полнейшей деградации, стремительном вырождении русского народа. Делеция в переводе с латыни – уничтожение. Анализ генетического материала, проделанный молодым университетским ученым Родионом Светловым, привёл его к выводу, что данной делеции подвержена не только русская и ряд других наций, но и вся белая раса. Однако, прежде всего – русские. Панорамный охват событий в романе призван подтвердить правильность открытия. Поселившийся на Кубани Александр Марчук, друг Светлова, при встрече подробно рассказывает ему о стремительно плодящихся мафиозных кланах курдов и армян, не дающим русским людям ни малейшего шанса развернуться на плодородных землях, и русские покидают эти края. В селе Караваево Пермского края, захваченном диаспорой выходцев с Северного Кавказа, местный священник-новообрядец с горечью говорит Родиону: «Нету ни стыда, ни совести, ни страха божьего у черноты этой обнаглевшей… Лес, лес-то скоро выстригут начисто, весь в аулы свои свезут. И все под ними стелются: и начальники, и чиновники, и милиция… Они (прихожане) только ко мне на исповедь бредут и слёзы льют, что вот дочку поймали и снасилили, вот сыночка избили до полусмерти». Офицер российской армии Егор на вечеринке поведал Светлову, как в его роте пятеро дагестанцев подчинили себе восемьдесят человек русских, трепещущих перед ними от ужаса. Больно читать обо всём этом. Цель писателя – встряхнуть русских людей, заставить их ужаснуться и одуматься, но в рамках художественной системы, безбожной в своей сущности, цель эта оказалась нереализованной. Читая роман, я вспомнила рассказ старовера о.Валерия, протоиерея Пермского благочиния, о том, как сына его Ивана дети обижали и били в школе за его веру в Бога, за непохожесть на остальных. Никакие увещевания не помогали, Ивану пришлось научиться драться и защищать себя от обидчиков. Вскоре он в совершенстве овладел мастерством кулачного боя, в армии сплотил вокруг себя ещё двух-трёх крепких ребят-староверов, и никакие «даги» им были не страшны. Но, наказывая супротивников, Иван никогда не сквернословил, а взывал к Божьей помощи. Таким, и только таким может быть путь русского человека к победе.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/08/ve...

Разбор сведений о православных князьях, подписавших грамоту, приводит к постановке более общего вопроса: в какой мере лиц, подписавших послание, можно считать выразителями коллективного мнения православного дворянства Великого княжества Литовского? Изучение подписей под посланием позволяет выявить одну их особенность. Ряд подписей сопровождался пометами: «с Полоцка», «с Киева», «земли Волынское». Таким образом люди, придававшие тексту послания окончательный вид перед отправкой в Рим, хотели создать у адресата впечатление, что в его составлении приняли участие дворяне из разных земель Великого княжества Литовского, т. е. что в нем выражено мнение православного дворянства всего государства. Думается, однако, что рассматривать лиц, подписавших послание как выразителей мнения дворянства своих земель, можно было лишь в том случае, если бы удалось доказать их принадлежность к элите местной знати, их авторитет и лидерство в своей среде. Но лишь некоторые из них отвечают таким требованиям. Здесь прежде всего следует назвать Остафия Васильевича из полоцкого боярского рода Корсаков. Этот род принадлежал к элите полоцкой знати. Отец Остафия, Василий Дмитриевич Корсак, в 30–40-х гг. был политическим лидером полоцких феодалов и одно время великокняжеским наместником Полоцка . Его старший сын Остафий в 1470 г. переписывался на равных с бургомистром Риги, называя его «милым братом» . К высшей знати Киевской земли принадлежали Роман Ивашкович и неизвестный по другим источникам его брат Иван из боярского рода Волчковичей, члены которого занимали главные наместничьи должности на Киевщине. Роман Ивашкович был, по-видимому, родственником Олельковичей . Однако ни наместник Каменца на Волыни брат Ивана Ходкевича Павел, ни местный землевладелец «Михаил Александрович з Загорова», один из сыновей подскарбия Александра Юрьевича , не представляли знатного православного боярства Волыни, а попали в число лиц, подписавших послание, как близкие родственники главных организаторов обращения к папе. Таким образом, появление послания было результатом совместных действий части православного духовенства митрополичьего округа и ряда представителей связанной с монархом служилой знати, которые сумели добиться содействия некоторых православных князей, чьи владения располагались на территориях, находившихся под церковным управлением Мисаила, и некоторых знатных представителей отдельных «земель». Заслуживает внимания тот факт, что в составлении этого документа не участвовали епископы, а также князья и паны Волыни, стоявшие во главе наиболее сильной региональной группы православного дворянства в Великом княжестве Литовском.

http://sedmitza.ru/lib/text/442970/

В 1521 году москвичам потребовалось провести четыре крестных хода из Успенского собора в Сретенский монастырь. Во всех случаях спасения Москвы верующие видели одну общую последовательность действий, необходимых для обретения чудесного избавления города от бед. Чудотворный образ торжественно приносили к церкви преподобной Марии Египетской, у которой горожане совершали перед чудотворной иконой Богоматери покаянные моления со слезами и земными поклонами. Эти действия хорошо знакомы православным по «Мариину стоянию» во время великопостной службы, которое совершается по примеру покаяния святой Марии. В результате Пресвятая Богородица прощала искренне раскаявшихся, как произошло и с преподобной. Обычное упоминание о слезах в описаниях многих молений вовсе не означает, что православные были плаксами. Это литературная традиция, передающая искренность и глубокую силу покаяния верующих. Безусловно, москвичи были уверены, что святая Мария молится об их грехах вместе с ними перед Владимирской иконой и считали ее святой заступницей града Москвы.      В 1648 году наступила пора наибольшего расцвета Сретенского монастыря, продлившаяся около пяти десятилетий вплоть до кончины царя Иоанна Алексеевича в 1696 году. Связана пора благоденствия была также с покровительством святой Марии Египетской. В 1648 году царь Алексей Михайлович женился на Марии Ильиничне Милославской, чьей тезоименитой святой была преподобная Мария Египетская. Были возведены новые кирпичные храмы, палаты и колокольня, обновлена церковь преподобной Марии. Большой Владимирский собор стал чуть ли не домовым храмом членов семьи Романовых-Милославских. При жизни Марии Ильиничны на празднование именин государыни в Сретенскую обитель собирался весь двор и служил патриарх. Местный ряд Владимирского собора монастыря к концу XVII века состоял сплошь из икон святых покровителей царей и цариц рода Романовых-Милославских. Царскими изографами из Оружейной палаты были написаны для Сретенской обители новые иконы, была создана новая богатая богослужебная утварь, отлиты колокола для колокольни монастыря.

http://pravoslavie.ru/144342.html

Владимир Атласов (ок. 1661/1664 — 1711). Родился в Великом Устюге Вологодской области. Русский землепроходец, совершивший поход по Камчатке в 1697–1698. Весной 1697 года Атласов во главе отряда из 120 человек на оленях прошел на юг от Анадырского острога через Корякский хребет до Камчатки. В 1700 году в Якутске Атласов систематизировал собранные в походе материалы, написал подробный отчет о полуострове и ближайших островах и составил первую карту Камчатки. Александр Баранов (1746–1819). Первый главный правитель Русской Америки. Родился в Каргополе, в купеческой семье. В 1790 году возглавил Северо-восточную компанию, в 1799 году ставшую Российско-американской. Основал на острове Ситка форт Новоархангельск, ставший столицей Русской Америки. По распоряжению Баранова в Калифорнии в 1812 году создана российская фактория Форт Росс. Баранов строил верфи, заводы по выплавке меди, организовал добычу каменного угля. Практически стал создателем недолговечной Русской Америки. Был женат на дочери туземного вождя. Сейчас Новоархангельск называется Ситка, а памятник основателю города планируется переместить в местный музей. Сам остров имеет альтернативное название на картах — Baranof island (остров Баранова). Геннадий Невельской (1813–1876). Родился в усадьбе Дракино Солигачского уезда Костромской губернии. Исследователь Дальнего Востока, основатель города Николаевска-на-Амуре, доказавший, что устье Амура доступно для входа морских судов и что Сахалин — остров. Летом 1849 года Невельской достиг устья Амура и обнаружил пролив между материком и островом Сахалин. Ему удалось открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура. Он основал в устье Амура Николаевский пост (ныне город Николаевск-на-Амуре). Позже Невельской и его подчиненные детально исследовали берега устья Амура, Амурского лимана и Татарского пролива, а также континентальных частей Амурского и Уссурийского края и острова Сахалин, устанавливая власть России на дальневосточных территориях. Русский Север: первое знакомство

http://sever.foma.ru/smelye-otkryvateli-...

К 1990 году на первом этаже дома причта был устроен храм в честь святителя Иоанна Златоустого. На втором разместилась воскресная школа и библиотека. Школу открыли 1 сентября 1991 года. В середине 90-х гг., при Троицкой церкви появилась часовня. Одна часть была построена при настоятеле Иоанне Кардаше, вторая - при Георгии Леонтьеве. Освящена она в честь святителя Николя Мирликийского. Описание [ править править код ] Церковь выдержана в формах позднего классицизма. Крестообразный объем самого храма завершается широким барабаном, несущим купол с главкой. Торцовые стены ветви креста расчленены четырьмя тосканскими пилястрами, между которыми на северной и южной сторонах размещены окна, а на восточной имитирующие их ниши. Ветви креста завершены фронтонами. В плане здания отчетливо видна большая толщина стен центральных помещений, к которым с четырех сторон примыкают более тонкие стены. Последние относятся к переделкам 1860-х гг., очевидно, этим же временем датируется декоративная обработка фасадов. Основой для нее могла послужить обработка западного фасада несколько более ранней колокольни (нижнего яруса). Второй ярус колокольни также выдержан в традициях классицизма, в верхней же, имеющем форму восьмерика, и в его завершении легко усмотреть влияние распространившегося в середине XIX в. псевдорусского стиля, ибо восьмерик превращается из самостоятельного яруса в барабан главы. Вид на придел ЕрмоловаВ интерьере, подкупольное пространство храма соединяется с ветвями креста, алтарем и трапезной через низкие и широкие арки. Сильный вынос лопаток и соответствующая ему толщина арок делают архитектурные формы массивными и статичными. Из-за малой высоты храма иконостас имеет лишь один ряд местный. Он дополнен изображениями евангелистов в парусах, пророков под окнами и евангелистов между окнами барабана. Живопись стен неоднократно обновлялась. С годами просел фундамент, появились трещины на стенах. В мае 2006 года «Гражданпроект» проводил осмотр церкви, в результате было выявлено наличие вертикальных косых тещин в стенах шириной до 6 мм. Тем не менее, сами состояние стен было охарактеризовано как «работоспособное». Происхождение трещин было обусловлено «неоднородными осадками фундаментов в следствии замачивания (на расстоянии 1 м. от храма расположены водонесущие коммуникации, из которых происходили утечки), а также наличием фундаментов разных лет постройки. Святыни [ править править код ] Храмовая икона Богородицы " Утоли мои печали "

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010