При этом, по мысли Двоеслова, речение Иова да не взыщет его Бог свыше ( Иов. 3:4 ) пророчески указывает нам на Боговоплощение – на приходящего «свыше» Сына Божия, о снисхождении Которого и вещает Иов, а также и на то, как явившийся в мир Господь поступит с сатаной. Бог «не взыщет свыше» диавола, ибо Своим приходом в мир Он отнюдь не призовет сатану к покаянию и исправлению (тот на это попросту не способен), но приведет его к осуждению и поражению, как «лишенного всякой надежды на помилование» и не способного «возродиться к свету его былого состояния» 331 . Тем самым сатана, кажущийся иногда некоторым обманутым им грешникам «светлым днем», на самом деле есть глубочайшая ночь. Именно об этой ночи, по мысли толкователей, и говорит Иов в дальнейшем: Ночь та, – да обладает ею мрак, да не сочтется она в днях года, да не войдет в число месяцев! О! ночь та – да будет она безлюдна; да не войдет в нее веселье! ( Иов. 3:6–7 ). По мнению святителя Григория Двоеслова , речь здесь идет о том, что эта ночь власти сатаны, тьма торжества его богоборческой воли, вообще не должна войти в число дней того особого спасительного года, святого духовного «лета», о котором ясно говорит и пророк Исаия: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное... ( Ис. 61:1–2 ). В день пришествия Христа, на который предуказывает Исаия и который также прикровенно предвещает своим пророческим гласом Иов, сатана уже не имеет надежды сподобиться такого исцеления, а обречен на вечную гибель 332 . Дидим Слепец говорит и о том, что под наступлением в мире власти этой ночной тьмы также следует понимать все тот же миг грехопадения первых людей, оказавшийся моментом наступления духовного беспросветного мрака для всего человечества, преодолеть который своими силами люди способны не были. Как пишет Дидим, «святой не хочет сопричислить к числу дней года день грехопадения, ставший скорбным по той мрачной причине, и ночь, называемую беспросветной, ибо теперь невозможно, чтобы путем покаяния [к человеку пришло] какое-либо исправление» 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Но, может быть, слушатель скажет: дай мне Илию. Что ищешь Илию? Господа Илии даю тебе, и не питаешь Его: как же ты принял бы Илию, если б нашел его? Христос, Господь всяческих, сказал: кто сотворил одному из сих братьев Моих меньших, – Мне сотворил ( Мф.25:40 ). Если бы царь позвал кого-нибудь на вечерю и, когда бы предстали слуги, сказал к ним: возблагодарите его много за меня; он пропитал и принял меня в дом свой, когда я был в бедности, он оказал мне много благодеяний во время нужды, – не каждый ли бы употребил и потратил все свои деньги для того, кому царь изъявил благодарность? Не каждый ли бы постарался сблизиться и подружиться с ним? (40, С. 659) Что тяжкого, что трудного требует от нас Христос? Не гневайся, говорит Он, на брата твоего напрасно, а это гораздо легче, нежели терпеть напрасный гнев от другого... (5, С. 126) ...послушай, что говорит воскресший Христос Петру. Когда Господь спросил его: Симон Ионин! любишь ли ты Меня, и тот отвечал: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя ( Ин.21:16 ), тогда Христос не сказал: оставь имущество, изнуряй себя постом и суровыми подвигами, воскрешай мертвых, изгоняй демонов, не упомянул ни о чем таком, ни о других знамениях и о подвигах, но, умолчав обо всем этом, говорит: если ты любишь Меня, паси овец Моих ( Ин.21:17 ). Это сказал Он для того, чтобы показать нам величайший знак не только любви к Нему, но и Своей любви к овцам, и эту любовь (к овцам) признал важнейшим доказательством любви к Нему Самому, как бы так сказав: кто любит овец Моих, тот любит Меня. (27, С. 331) Это – совершеннейший способ учения, когда и делами и словами приводят поучаемых к той блаженной жизни, которую предписал Христос; ибо одних дел недостаточно для научения. Это не мои слова, а Самого Спасителя: а кто, говорит Он, сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном ( Мф.5:19 ). Если бы творить значило учить, то напрасно было бы прибавлено второе слово; довольно было бы сказать только: а кто сотворит; а теперь разделением того и другого Он показывает, что иное зависит от дел, а иное от слова, и каждая из этих двух частей имеет нужду одна в другой, чтобы здание было совершенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

...я, оставив, наконец, увещание, свидетельствую и провозглашаю: Кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят ( 1Кор.16:22 ). (35, С. 390) Научись этому [милостыни, любви – С. М.] из самого Писания, которое говорит: Корнилий! ...молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом ( Деян.10:3, 4 ). А слова пред Богом значат вот что: хотя у тебя много грехов, но так как милостыня твоя защитница, то не бойся; ни одна из вышних сил не останавливает ее; она требует должного, имея в руках собственное рукописание. Это глас Самого Господа, что, кто сотворил одному из сих братьев Моих меньших, тот Мне сотворил ( Мф.25:40 ). Таким образом, сколько бы ни было у тебя других грехов, твоя милостыня перевешивает все. (40, С. 658) Кто погубит овец, которых или волки расхитят, или разбойники разграбят, зараза или другой какой несчастный случай истребит, тот, может быть, получит себе некоторую пощаду от господина стада; если же и потребуется от него отчет, то ущерб будет только в деньгах; но кому вверены люди, это разумное стадо Христово, тот, во-первых, погибелью таких овец наносит ущерб не имуществу, а душе своей; а затем и подвиг предстоит ему гораздо важнейший и труднейший. (16, С. 264) ...если кто хочет благоугодить Ему [Господу Иисусу Христу – С. М.] , тот пусть печется об... овцах [верующих – С. М.], пусть ищет общей пользы, пусть заботится о своих братьях; нет никакого подвига драгоценнее этого перед Богом; посему и в другом месте Он говорит: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя ( Лк.22:31–32 ). Какое же ты дашь Мне воздаяние за такое попечение и промышление? А какого воздаяния Он Сам требует? Опять того же самого: и ты, говорит, некогда, обратившись, утверди братьев твоих ( Лк.22:32 ). Так и Павел говорит: будьте подражателями мне, как я Христу ( 1Кор.11:1 ). Каким же образом он был подражателем Христу? Так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но (пользы) многих, чтобы они спаслись ( 1Кор.10:33 ); и в другом месте он говорит: ибо и Христос не Себе угождал ( Рим.15:3 ). И нет другого такого свидетельства и знака веры и любви к Христу, как попечение о братьях и заботливость об их спасении. (27, С. 331)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ибо этот диавол, как только Иисус вышел из реки Иордана и голос сказал к Нему: «Ты Сын Мой, Я сегодня родил Тебя», то, как написано в памятных записках Апостольских, пришел к Нему и искушал, и даже сказал Ему: «поклонись мне», но Христос отвечал ему: «иди прочь от Меня, сатана; Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» 330 . Так как он обольстил Адама, то думал, что может сделать что-нибудь и против Христа. «Все кости Мои, как вода, выступили и разделились, сердце Мое сделалось, как тающий воск, посреди внутренности Моей», – эти слова суть пророчество о том, что было в ту ночь, когда вышли против Него на гору Елеонскую схватить Его. В памятных записях, которые, я говорю, составлены апостолами Его и их последователями, сказано, что с Него тек пот, как капли крови, в то время, когда Он молился и говорил: «пусть пройдет мимо, если возможно, эта чаша» 331 : в это время сердце Его, а равно и кости трепетали, сердце уподоблялось воску, тающему в Его внутренности, – чтобы мы знали, что по воле Отца Сын Его действительно терпел за нас такие страдания, и чтобы мы не говорили, что Он, как Сын Божий, не чувствовал происходившего с Ним. Слова: «сила Моя иссохла, как черепок, и язык Мой пристал к гортани Моей», как я уже сказал, предвозвещали Его молчание, потому Он, Который обыкновенно обличал неразумие всех ваших учителей, решительно не отвечал ничего. Глава 104 Слова: «Ты низвел меня в прах смерти, потому что множество псов окружило Меня, толпа лукавых обступила Меня; пронзили руки Мои и ноги Мои, пересчитали все кости Мои; а сами рассуждали и смотрели на Меня: разделили себе одежды Мои и об одежде Моей кинули жребий», – как я уже сказал, предвозвещали то, на какой род смерти Его осудит собрание нечестивых; их Он называет псами и псарями, показывая тем, что и сами вожди собак собрались и старались обвинить Его: это также описано в памятных записях Апостолов Его. И я показал, что после распятия Христа распявшие Его разделили между собою одежды Его. Глава 105 – Следующие слова в псалме: «Ты же, Господи, не удали от Меня помощи Твоей, обратись на защиту Мою.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

Коль скоро для того, кто хочет «молиться истинным образом», пост столь же необходим, как и бдение, то, как и все в духовной жизни, он должен совершаться «в подобающее время и в надлежащей мере», ибо для каждого существует своя мера, зависящая от его сил, возраста и жизненных условий. Ибо случающееся без соблюдения меры и не вовремя – непродолжительно, а то, что непродолжительно, – вредно и неполезно 327 . Глава III. Различные способы молитвы Среди всего того, что, по его мнению, необходимо для исчерпывающего описания молитвы, Ориген ставит на первое место душевное pacnoлoжehue(kamasmasis) молящегося. Как пример такого внутреннего и абсолютно необходимого состояния он приводит слова апостола Павла, согласно которым христианин должен молиться «без гнева и сомнения» 328 . Эта свобода от «гнева и помыслов» (dialoghismon) 329 – плод «деятельного способа» молитвы (Евагрий), путь очищения от страстей и, прежде всего, от гнева как главного врага «чистой молитвы», от страстных «помыслов» и, наконец, от всех «мысленных представлений». Как Ориген объясняет в том же контексте, это душевное «расположение» отражается и на положении тела; мы подробно поговорим об этом в следующей главе. Но оно отражается и на том способе, который мы избираем для нашей молитвы. Об этих способах и о состояниях духа, которые выражаются через них, и пойдет речь в этой главе. 1. «Со слезами принес молитвы и моления» (Евр.5:7) Никто не удивляется, когда человек в большом горе проливает слезы. Слезы радости тоже знакомы многим. А слезы во время молитвы? Воистину для отцов слезы и молитва были неразделимы, и это отнюдь не было проявлением неуместной сентиментальности. То же относится и к человеку Библии. Услышь, Господи, молитву мою, и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим 330 . Слезы сопровождают прежде всего «мольбу» (deesis). Так, например, со слезами отец просит об исцелении своего сына 331 . Так с плачем грешница без слов просила у Христа прощения 332 . И сам Христос «во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение» 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Предполагают, что он решился воспользоваться избытком народных сил для обширного военного предприятия. Основание к такому предположению указывается в том, что Давид перечислял именно людей «способных к войне» 331 . С кем и по какому поводу Давид намеревался воевать, конечно, неизвестно, но предположение военных предприятий считают до того необходимым, что без него, будто бы, теряется ключ к пониманию всего события и божественного суда 332 . Как бы то ни было, но опытный и в политике, и в войне Иоав не ожидал от предприятия ничего, кроме вреда, понимал, что царь заблуждается, и старался вразумить Давида, в умеренных на этот раз и даже почтительных выражениях: «да умножит Господь народ Свой во сто раз против того, сколько есть его. Не все ли они, господин мой, царь, рабы господина моего? Для чего же требует сего господин мой? Чтобы вменилось это в вину Израилю» 333 ? В этих словах Иоава, всего вероятнее, и находится ключ к надлежащему объяснению события: нетрудно вывести из них заключение, что Давид имел в виду стянуть покрепче узы власти над народом, к чему перепись всегда и везде служила вернейшим средством 334 . Поэтому Иоав и говорил: разве не рабы твои евреи и без того? Давид, очевидно, пожелал дать другой характер своему господству: полупатриархальную власть, с которой уживались разные льготы и вольности, всегда дорогие народу, хотел заменить строгоюй централизацией управления, неослабным надзором и строгим преследованием всего, что глава народа нашел бы достойным преследования и подавления. Поводом к такому замыслу могли послужить вышеупомянутые, предполагаемые нами, непорядки в народной жизни. Эти непорядки Давид хотел подавлять силой, напр., он, может быть, желал разорить все высоты, т. е. особые места богослужения, помимо Иерусалимской скинии, карать за неповиновение закону и ему самому, за дурную нравственность и проч. (между тем как, в данном случае, следовало действовать иным способом, напр., позаботиться о религиозном просвещении народа, хотя бы подобно тому, как это сделал один из преемников Давида, Иосафат) 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Дары Святого Духа (истинные харизматические дары) были получаемы через возложение рук: «... и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать». 330 Очень важным являются слова Апостола Павла о прекращении, со временем, особых Даров Святого Духа: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание прекратится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти прекратится». 331 Эти слова, помимо исторического факта прекращения ко времени издания Миланского эдикта массового подаяния особых Даров, являются для нас основанием очень осторожного и сдержанного отношения к современным проявлениям особых дарований. Остановимся подробнее только на двух видах чрезвычайных Даров – пророчестве и говорении на языках. Дар пророчества Это дар был распространен достаточно широко в Апостольские времена и в ближайшие последующие века. Но уже в древности умели различать истинных пророков от ложных. Очень интересно в этом отношении свидетельство Пастыря Ерма , произведения относящегося к концу I началу II века по Рождестве Христове 332 . Независимо от авторства мы имеем важнейший и интереснейший исторический памятник, передающий взгляды апостольского периода, к которому так стремятся сектанты и о котором не приводят никаких исторических свидетельств. Это произведение не является святоотеческим, но его можно использовать просто как древнюю хронику. Популярность произведения определяется хотя бы тем, что на него ссылаются такие известнейшие авторы, как Климент Александрийский , Ориген и Тертуллиан 333 . «... каким же образом можно узнать, кто истинный пророк и кто лжепророк?» «Выслушай, говорит, об обоих пророках; и по тому, что я скажу тебе, распознаешь пророка Божия и пророка ложнаго. По жизни узнавай человека, который имеет Духа Божия. Во – первых, имеющий Духа свыше – спокоен, кроток и смирен, удаляется от всякаго зла и суетнаго желания этого века, ставит себя ниже всех людей и никому не отвечает по вопросам, не говорит на едине; Дух Божий говорит не тогда, когда человек желает, но тогда, когда угодно Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Деян.13:20 .  И по­сле сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до про­рока Самуила. «После сего», – т.е. разделения земли Ханаанской между евреями, – «около 450 лет». Это летосчисление периода Судей несколько несогласно с указанием 3 кн. Царств ( 3Цар.6:1 ), где 4-й год царствования Соломонова – год построения им храма – называется 480-м от исхода евреев из Египта (по LXX – 440-й), причем на период Судей придется собственно лишь 331 год. Это разногласие объясняется тем, что апостол употребляет в данном случае летосчисление предания, а не Писания, что делает и известный историк иудейский Иосиф Флавий, насчитывающий от выхода евреев из Египта до построения храма (или 4-го года царствования Соломона) – 592 года. Право такого предпочтения даты Предания – Писанию не может быть оспариваемо ввиду того, что для переписчиков рукописей особенно легко было допускать ошибки в цифрах – буквах, вследствие чего особенно цифровые даты различных рукописей страдают крайнею неустойчивостью и нуждались в особой проверке их авторитетным голосом ученого предания. «Давал им судей» – особых вождей, воздвигаемых непосредственною Его силою и указанием, для спасения народа от бедствий и управления им ( Суд.3:10 ). Особая книга Судей» описывает их деяния. «До пророка Самуила», который был последним Судиею народа. Деян.13:21 .  Потом про­сили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Ве­ниаминова. Так про­шло лет сорок. «Сорок лет». B ветхозаветных книгах нигде прямо не говорится о времени царствования Саулова. Здесь Павел опять употребляет указание Предания, которым пользуется также и Флавий, раздельно указывая 18 лет царствования Саула при жизни Самуила и 22 года еще после его смерти (Археол. VI, 14, 9). Деян.13:22 .  Отринув его, по­ставил им царем Давида, о котором и сказал, свиде­тель­ствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хоте­ния Мои. «Отринув его», – как не исполнившего воли и определений Божиих, – «поставил им царем Давида» ( 1Цар. 13 и д. 1Цар.15 и д. 1Цар.16 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Отсюда можно заключить, что не может быть истинной молитвы без действия Святого Духа. Ибо когда Этот Благой Утешитель коснется нашего сердца, тогда, как курение от зажженного фимиама, от сердца произойдет воздыхание, святое желание и истинная молитва , и приблизится к престолу благодати. § 331. Молиться должно: 1) «Во всякое время» ( Еф.6:18 ), «всегда» ( Лк.18:1 ), «непрестанно» ( 1Фес.5:17 ). Молиться же всегда и непрестанно означает не то, чтобы всегда читать написанные псалмы или молитвы, и делать поклоны, – это невозможно, ибо любому христианину надобно дело, согласное званию своему, делать, а также утружденная плоть требует упокоения, сна, и прочего, но значит то, чтобы часто, во всяком начинании и деле, ум, сердце и воздыхание к Богу возводить и просить тем у Него милости, помощи и защиты. Причина тому следующая. В любое время сатана со своими злыми слугами делает нам козни, а также плоть всегда противится духу (см. Гал.5:17 ), – и этим врагам мы сами противиться не можем, поэтому должно молитвой и происходящей от нее помощью Божией против них вооружаться, стоять и крепиться, как Псаломник говорит: «К Тебе возвел я очи мои, живущему на небе. Вот как очи рабов обращены на руки господ их, как очи рабыни обращены на руки госпожи ее, так очи наши – ко Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас» ( Пс.122:1–2 ). 2) Должно молиться на всяком месте. Так апостол говорит: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим 2:8 ). 3) Стоя, сидя, идя, почивая, делая что-либо руками, в уединении и в собрании возможно молиться. Ибо всегда, на всяком месте и во всех наших делах, и во время еды и пития, и в беседах богоугодных можем ум наш и сердце возводить к Богу, нужды наши со смирением и верою Ему представлять и милости у Него просить, и говорить: «Господи помилуй!» Так Моисей посреди многочисленного народа, который вывел из Египта и увидел его в стесненных обстоятельствах, умом и сердцем воспел к Богу, хотя молитва Его словесная и не изображается в Писании, ибо Бог отвечал ему: «Что ты вопиешь ко Мне» ( Исх.14:15 )? Езекия, благочестивый царь, лежа на одре, молился, и услышал его Бог (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

12. В Мк 10:28–31 331 пример альтернативы поведению богача из предыдущей сцены дан словами Петра: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою» (10:28). В ответ Иисус излагает великие истины, касающиеся этого акта апостолов. Здесь необходимо отметить два момента. Во-первых, в Мк 10:29 Мессия торжественно учит: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради меня и Евангелия, и не получил бы во сто крат...» Перечисление всех этих оставленных лиц и вещей затрагивает эмоциональную струну. Жертва колоссальна и охватывает всё и вся, к чему по необходимости привязаны люди. Но осуществляется жертва ради Иисуса. Именно ради Христа меняются человеческие отношения, происходит отказ от элементарных удобств. Это подчёркивает Его божественную власть. Подчёркивает её и обетование о воздаянии за жертву. Эти эсхатологические обетования («...а в веке грядущем жизни вечной» 10:30) даны от имени самого Бога 332 . Во-вторых, отметим сопутствующее обетованиям выражение «среди гонений» (10:30). Оно относится к христологии Страстей. Подлинный ученик Иисуса не может избежать страданий, а гонения – одна из форм страданий. Участие в эсхатологической славе Мессии означает и участие в Его страданиях. Мк 10:32–34 333 начинает один из самых полных и лучших изложений христологии Страстей. Этот текст содержит третье предсказание о жертвенной смерти Христа. Предсказанию предшествует ряд сведений, создающих атмосферу торжественности и страха 334 . Прежде всего, это географическое указание: «Были они на пути, восходя в Иерусалим» (10:32). Путь к Иерусалиму отражает в Евангелии от Марка исключительно тему Страстей 335 , а значит, мы видим, что конец приближается. Затем идея близости конца появляется на другом уровне: «Иисус шёл впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (10:32). Использованные здесь глаголы указывают на предчувствие учениками необычных событий 336 . Наконец, из Мк 10:32 видно, что пророчество о Страстях было сказано только двенадцати ученикам. Это добавляет ситуации торжественности и серьёзности.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010