Ценными источниками, главным образом для истории религиозной борьбы, служат сочинения Василия Великого, архиепископа Кесарийского (ок. 330—379), его брата Григория Нисского (331—394), хорошо знакомых с античной наукой и стремившихся использовать античное наследие в интересах христианского богословия, а также Григория Назианзина Богослова (328—389) . Все они были видными церковными иерархами и в то же время политическими деятелями, основоположниками христианского ортодоксального богословия. Наибольший интерес представляют сохранившиеся сочинения иерарха Антиохийского, потом константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста (ок. 347—407) , блестящего оратора и церковного проповедника. В проповедях и комментариях на священное писание Златоуст затрагивал почти все стороны общественного быта своего времени. Для того чтобы привлечь на сторону православной церкви народные массы, Иоанн Златоуст иногда выступал со страстными обличениями пороков господствующего класса и даже высказывал мысль о необходимости справедливого перераспределения имуществ. Однако он нигде не призывал народ к активным выступлениям. Внутреннюю жизнь общества в одном из провинциальных центров империи в Египте отразил в своих письмах Исидор Пелусиот . Обширная полемическая литература на греческом, сирийском, коптском и армянском языках была порождена спорами, возникшими в связи о появлением несторианства и монофиситства. Из латинских сочинений церковных деятелей для истории Византии имеют значение труды Иеронима и Амвросия, архиепископа Медиоланского , известного своей непримиримой ненавистью к язычеству. Он вел горячую полемику против апологетов эллино-римской религии, настраивал народные массы против ариан; в то же время Амвросий был воинствующим церковником, стремившимся поставить церковь выше государственной власти, поскольку, с его точки зрения, церковь должна быть судьей самих императоров, которых обязана карать за их проступки. От IV в. сохранилось немало сочинений, пропагандировавших идеи христианской мистики, которая отвлекала народные массы от социальной борьбы. Из основоположников мистики назовем иерархов IV в. Василия Великого и Евагрия Понтийского (346—399) (не смешивать с одноименным историком) и особенно Макария и Псевдо-Дионисия.

http://sedmitza.ru/text/444006.html

Вопрос-только в том, что это за Макарий? Упоминание о нем рядом с Аматой показывает, что во всех случаях разумеется один и тот же Макарий. Floss полагает, что этот Макарий – лицо, отличное как от Египетского, так и от Макария Александрийского 330 . Если Floss прав (а он, как в свое время увидим, прав: см. 2-ю гл. 1-го отд. наш. сочин.), тогда данное место совсем не имеет для наших целей никакого значения, а если не прав, то и тогда значение места, – в виду Палладия, говорящего тоже, – более, чем маловажно, тем более, что – как источник – бл. Иероним, быть может, „пробывший всего 30 дней в Египте“ 331 , гораздо ниже Палладия. В данном случае стоит обратить внимание на первую главу Истории монахов, трактующую „De sancmo Ioanne“. К этому Иоанну (Ликопольскому) пришло семь человек, в числе которых явился посетить его и автор Истории монахов: „мы семь были“, говорит он, „которые пришли к нему“ (septem fuimus..., qui ad eum venimus) 342 . Когда это было? Ясно из следующего. Св. Иоанн, прощаясь с посетившими его лицами, говорил: „в настоящий день в Александрии получены вести о победе императора Феодосия над тиранном Евгением. Неминуемо,... чтобы сам Феодосий, спустя немного времени, окончил жизнь своею смертию“ 343 . Победа Феодосия над Евгением 344 падает на 6-е Сентября 394 г., а смерть Феодосия – на 17-е Января 395 г. 345 . Ясно, таким образом, что автор Истории монахов был у Иоанна Ликопольского в промежуток времени между 6-м числом Сентября 394 г. и 17-м – Января 395 г. Конечно, известие о победе Феодосия над Евгением, одержанной в области Альп 346 , „при р.“ Фригиде (Φργδος=Frigidus), „на расстоянии 36000 шагов от Аквилеи“ 347 – города сев. Италии, дошло до Александрии не вдруг: быть может, в том же году, а быть может в начале следующего, однако, до 17-го Января – дня смерти Феодосия, о каковом дне говорится Иоанном еще как о будущем, хотя и недалеком. Если допустим первое предположение, тогда признаем, что автор Истории монахов был у Иоанна Ликопольского в конце 394-го г. 348 ; если допустим второе, тогда этим годом будет начало 395-го г. Безопаснее сказать: „в 394 или в 395 гг.“ 349 . Между тем, Руфин: ни в 394 г., ни в 395-м по Египту „не путешествовал“ и, при том, в это время „не мог быть ни молодым, ни диаконом“, чем был автор Истории монахов во время посещения им Иоанна Ликопольского 350 . Руфину, родившемуся „около 345 г. “) 351 , в рассматриваемое нами время было уже лет 50. 3атем „Епифаний в послании к Иоанну Иерусалимскому, писанном в 394 г. не много спустя после Пасхи, один раз и в другой называет Руфина именем пресвитера...“ 352 . Мы уже знаем 353 , что Руфин жил в Египте дважды: в первый раз с 372 года, а во второй – „до 385 года“. В 394-м же году он пребывал „в Палестине“ 354 , в частности, „в Иерусалиме“ 355 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАКИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 363 опубликовано: 2 апреля 2008г. АКАКИЙ свт. (пам. копт. 29 апр.), еп. Иерусалимский (?). Упоминается в копт. синаксаре. Однако епископ с таким именем в Иерусалиме неизвестен. Рубрики: Святые Коптской Церкви Ключевые слова: Святые Коптской Церкви Святители Коптской Церкви Акакий, епископ Иерусалимский (?), святитель (пам. копт. 29 апр.) См.также: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.), ГРИГОРИЙ (331/5 - ок. 394), еп. Нисский, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 10 янв.) ААРОН ЧУДОТВОРЕЦ прп. Египетский (пам. копт. 9 сент.) АВИВ (IV в.), прп. Египетский (пам. копт. 22 окт.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/63768.html

Л. 392. Слово патерика. гл. 124. Нач. Повда на. иже въ сты оци наше лентїи пап рист, т.е. св. Льве Великом . Л. 393. гл. 125. Вспро. что сътвори тл. ега скорчи т є болзнь и тжесть, ко се слаб т с ем вол желаа. блгом и крпости его перви. в т . В нкїи се бывае т множицею. зане половина и изыде въ сл бга. и половина и пребы в мир. Л. 394 об. гл. 126. Вспр. каа с т знамества приближающаас. зане нача т нкто зрти в себ пло сокрове сир ч въ дши своеи . Нач. Внега сподобитс кто блгти сле з многїи . – Гл. 127. Сло в стго василїа. Три строки. Л. 395. Мца генар, въ, ді, повсть аммонїа мниха. бїеныи сты цъ. въ синаи, и раи. гл 128. Нач. Сдщ ми нкогда въ смиренни моеи келїи. См. Макар. Четь-минеи Январь 178 (по Преж. кат.) л. 622. Л. 414 об. старчества. гл. 129. Нач. Бы нкыи мнихъ въ иваид. има велико посщенїе и житїе. Рассказывается о том, как он был излечен от самомнения. Л. 419. оци дл. гл. 130. Нач. Повда намъ цъ данийлъ. ко бы ре нкыи мни имене длла. Доказывается примером, что в общежитии скорее можно преуспеть в добродетели, нежели в отшельничестве. Л. 423 об. оци данїил скитьстмъ. гл. 131. Нач. Възыде нкогд цъ данїилъ съ ченико своимъ скита. Рассказывается о том, как аввою Даниилом признана была сокровенная раба Божия в принявшей на себя вид пьянствующей. 331 (по преж. кат. 558). Сборник, писан разными почерками ΧVΙ и отчасти XVII в., в 4 д., на 258 л. В начале ркп. листы перемешаны и должны быть приведены в следующий порядок: 7. 1–6. 8 и т. дал. Л. 7. І се і сло в бжїи иже наса (д.б. написа) гь свои персто на скрнжале камены, мосеви. Однако же это не десятословие Моисеево, а своё собрание важнейших заповедей закона. Первая заповедь: възлюбиши га бга свое всмъ срцемъ свои, и пр. Л. 7 об. Посланї напсано авгар цр к г нашем іс х. См. о сем Макар. Четь-мин. Август 183. (по Преж. каталогу) л. 286. Непосредственно за объяснением семи печатей, будто бы приложенных к посланию Христа Спасителя к Авгарю, прибавлено ещё: л. 4. си мра взта бысть во цриграде златого крта. т е елико высота нбны. да аще которыи члкъ зрить в кїй днь на сїю мр. и прочитаеть то въ то днъ не мреть скорою злою смртїю, и т. подоб.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

580 См. Прайс Е. Б . Свидетели Иеговы. — Калининград, 1994, с. 91. 581 Несмелов В. И. Наука о человеке. Т. 2. — Казань, 1906, с. 354. 582 В начале было Слово, с. 327. 583 Там же, с. 331. 584 Напомню, что в святоотеческой православной традиции видение Даниила понимается как откровение о двух природах Богочеловека: Ветхий Днями есть Предвечный Логос, Сын Божий, а Сын Человеческий, подходящий к престолу Ветхого Днями, есть знак соединения вечной, исконной божественной природы Сына с человеческой природой Христа. См. главу " Большой Московский Собор и образ Бога Отца " в книге Л. А. Успенского " Богословие иконы Православной Церкви " (Париж, 1988, сс. 315–352). 585 В начале было Слово, с. 332. 586 Там же, с. 318. 587 Там же, с. 326. 588 Там же, с. 339. 589 Там же, с. 174. 590 Там же, с. 63. 591 Там же, сс. 327 и 331. 592 Да, Христос священнодействует в скинии (Евр. 8, 1–2) Но это литургическое действие, а не " разборка " с ангелами. Христос литургисает: чудесно входит в наши литургии, чтобы приобщить нас к тем же плодам, что и апостолов на Тайной Вечере. 593 Привожу все тексты из 8 и 9 глав Послания к Евреям, где говорится о входе Христа в небесное святилище. Стоит отметить, что все эти тексты говорят в настоящем и прошедшем временах, и ничто в них не предполагает, будто нечто дллжно совершиться в предстоящем (для апостола Павла) 1844 году: " Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек…Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее… Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление… Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

Глава 2. Пророческие способности Даниила начинают проявляться с весьма странного сна Навуходоносора, не на шутку его встревожившего, который снился ему во второй год царствования (603). Вавилонский царь увидел во сне статую, сделанную из 4-х металлов: золота, серебра, меди и железа. Последовательность металлов, нисходящая по ценности, но объединяющая их в единое целое, указывала на значение этого сна. Голова истукана «была из чистого золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево его и бёдра его – медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные». Далее Навуходоносор увидел в своём видении как камень оторвался от горы, ударил в истукан, и разбил его (2:31–34). Предсказатель сказал Навуходоносору: «Ты, царь, – золотая голова». Ранее об этом же предсказывал и пророк Иеремия (27:6–7), указывая на то, что все народы будут служить Навуходоносору, его сыну и внуку, «доколе не придёт время и его земле и ему самому». Из этого сна покоритель Иерусалима узнаёт от юноши-еврея о будущей гибели своего государства, а под образом большого истукана – четыре языческих империи, следующие одна за другой, дальнейшие подробности которых были явлены Даниилу впоследствии. Таким образом, через столь необычный сон вавилонского владыки Бог приоткрыл будущим поколениям идею последовательной смены мировых империй. Для Даниила такими империями были: Вавилонская (626–539), Мидо-Персидская (539–331), Греко-Македонская (331–146) и Римская (146 до Р.Х.–1453 по Р.Х.). Глава 4. Некоторое время спустя Навуходоносор увидел другой сон. Ему приснилось большое и крепкое дерево, которое достигало до небес, и ветви которого были увешаны прекраснейшими плодами. В нём нашли пристанище птицы небесные и звери полевые. Но вот однажды с небес раздался голос: «Срубите дерево и истребите его, только главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается росою небесною, и с полевыми зверями пусть будет часть его, доколе не пройдут над ним семь времён» (4:20). Встревоженный Навуходоносор тотчас послал за жрецами и потребовал у них объяснения виденному. Но жрецы отказались истолковать столь странный сон. Тогда во дворец был вызван Даниил, который смог дать своему государю удовлетворительный ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛАВА ЦЕРКВИ в собственном смысле это определение относится исключительно к Господу Иисусу Христу. По слову ап. Павла, «Он есть глава тела Церкви» (Кол 1. 18) и «муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф 5. 23). В Еф 4. 11-16 мысль о главенстве Христа в Церкви выражена с особой полнотой и отчетливостью: «...Он поставил одних Апостолами, других - пророками, иных - Евангелистами, иных - пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова… дабы мы не были более младенцами… но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви». Главенство Христа в Церкви - основополагающий экклезиологический догмат. Правосл. вероучение совершенно исключает мысль о каком бы то ни было земном заместительстве Христа как Г. Ц., католич. экклезиология исходит из идеи о таком заместительстве: «Епископ Римской Церкви, в коем пребывает служение, особым образом вверенное Господом Петру, первому из апостолов, и подлежащее передаче его преемникам, является главой Коллегии епископов, Наместником Христа и Пастырем всей Церкви на сей земле, поэтому в силу своей должности он пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью, которую он всегда может свободно осуществлять» (CIC. 331). Полный титул папы - епископ Римский, Наместник Иисуса Христа, преемник главы Апостолов, Верховный Первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, глава Государства-Города Ватикан, раб рабов Божиих. Никто из правосл. епископов не именуется Главой Вселенской Церкви, это относится в полной мере и к предстоятелю К-польской Церкви, одним из титулов к-рого является «Вселенский Патриарх».

http://pravenc.ru/text/165053.html

Глава 3. Человек на пути к Богу 1. Новый Адам Преподобный Симеон неоднократно и с большой настойчивостью утверждает, что еще до сотворения мира Бог предвидел грехопадение Адама и его последующее раскаяние, а потому прежде веков предопределил и спасение человечества через Христа. Божественное предопределение видно из того, что после грехопадения, когда Адам стал тленным и смертным, и тварь уже не хотела повиноваться и подчиняться ему, Бог принудил ее к этому подчинению, сделав и ее, подобно человеку, тленной и смертной, хотя она не была виновата в грехопадении. Но тварь должна быть восстановлена, как говорит Апостол Павел: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего – в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» ( Рим.8:18–20 ). То есть будущее восстановление твари и ее освобождение от рабства тлению предопределено – и оно должно произойти через человека. Об этом говорит и преподобный Симеон: «3ная прежде сложения мира, что Адам нарушит заповедь, и предопределив его жизнь и воссоздание от нового рождения через рожденного во плоти Единородного Сына Божия.., Он хочет, чтобы тварь оставалась в подчинении, поработившись человеку, для которого создана, став тленной для тленного, с тем, чтобы когда тот снова обновится и будет духовным, нетленным и бессмертным, тогда она, освободившись от рабства.., сообновилась вместе с ним и стала нетленной и как бы духовной. Ибо это прежде сложения мира предопределил многомилостивый Бог и Господь» (Eth. 1, 2, 78–94). Не только само спасение, но и его способ, образ, время и место предначертаны в божественном плане восстановления человека и космоса: «Но что (делает Бог), скорый на милость и медленный на наказание? Он знал, что они смирятся, раскаявшись в содеянном, но не тотчас разрешил их (от приговора).., а предопределил и время, и место 83 , и как, и когда они должны быть призваны из (своего) изгнания... И как предопределил и, умилосердившись, предсказал, так и сделал,.., ибо ради этого сошел сам Единородный Сын Слово безначального Отца, и не только сделался подобным им человеком, но благоволил умереть, как они, и понес смерть насильственную и позорную, и, сойдя в ад, вывел их оттуда и восстановил» (Cat. 5, 311–331).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Б. Обетования и богоявления Исааку (троекратные) Глава XXV, 21–24. Первое откровение Исааку, чрез жену его Ревекку, о судьбе двух сынов ее И молился Исаак Господу о Ревекке жене своей, потому что она была неплодна... (Ст. 21) В Таргумиме Ионафана находится предание, по которому Исаак вместе с Ревеккой ходил на ropy Мориа, где отец его хотел принесть его во всесожжение Богу, и где Иегова торжественно клялся Аврааму даровать многочисленное потомство. Там будто бы Исаак и Ревекка умолили Иегову о разрешении их неплодства. ... и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его. В неплодстве жен патриархов (Ревекки, Сарры и Рахили) усматривается особенное намерение Иеговы. Сим неплодством Господь хотел, во-первых, очистить к возвысить веру испытуемых патриархов, которым сам же обещал неоднократно многочисленное потомство, а с другой стороны – хотел, дабы явлено было, Что обетованное семя – И. Христос имел придти к роду человеческому не по одним обычным законам естества человеческого, ко главным образом по обетованию и силою благодати. Подобно сему и другие великие и святые мужи, напр., Самуил, Иоанн Предтеча и проч… были плодом усиленных молитв своих благочестивых матерей и рождались по обетованию 331 . Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала, если так будет, то для чего мне это? (Ст. 22). Биение младенцев в утробе Ревекки было, очевидно, не похоже на обыкновенное и естественное биение, ибо совершилось с необычайною силою, и притом было болезненное для Ревекки и сопряженное с опасностию для ее жизни. Потому-то конечно оно и возбудило в Ревекке страх и вызвало болезненный вопль к Иегове, что она даже не рада и быть матерью, – чего прежде так сильно желала. Господь сказал ей: она племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служит меньшему. (Ст. 23). Под именем большого племени разумеются Идумеи, лишенные старейшинства и благодатных благословений Божиих, в лице родоначальника своего Исава или Едома 332 ; а под именем меньшего разумеется благословенный народ, происшедший от Израиля, из среды которого воссиял «свет во откровение языков», т. е. Обетованный Мессии и Искупитель мира Христос. Св. Апостол Павел случившееся с Ревеккою приводит в доказательство того, что спасение людей всегда зависело и зависит единственно от избрания Божия, основанного на предведении и правосудии Его, и что права на сие избрание в самом ветхом завете никогда не давало одно только плотское происхождение от семени Авраамова, ибо не все плотские потомки отца верующих, – говорит Апостол, – суть истинные дети Божии (напр., Исав), но за семя Авраамово почитаются только дети обетования, т. е. верующие и благочестивые потомки (как Иаков) 333 . Гл. XXVI, 1–5. Второе Богоявление Исааку – на пути в Герар

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Видение пустыни 311 . 1 . Подобно буре, несущейся по пустыне, идущей из пустыни, 2 . Видение страшное и грозное открыто мне: преступник совершает преступление, беззаконник поступает беззаконно 312 ; на меня еламитяне и послы персов идут на меня. Ныне всем воздыханиям положу конец 313 . 3 . От этого чресла мои ослабели, и муки схватили меня, как рождающую. Я напрасно старался 314 не слышать и пытался не видеть 315 . 4 . Сердце мое трепещет 316 , и беззаконие потопляет меня 317 , душа моя замерла 318 от страха. 5 . Приготовляйте 319 стол, ешьте, пейте, вставайте, князья, готовьте щиты! 6 . Ибо так сказал мне Господь: поди, поставь себе сторожа, и что увидишь 320 , скажи. 7 . И увидел я 321 двух всадников на конях, всадника на осле и всадника на верблюде. «Слушай 322 долго с большим вниманием, 8 . И позови Урию на стражу Господню». И он 323 сказал: стоял я весь день, и у полчища я стоял всю ночь, 9 . И вот едет на паре лошадей 324 самый главный всадник 325 . И в ответ он сказал: пал, пал Вавилон 326 ; и все кумиры его и изваяния лежат на земле разбитые. 10 . Послушайте, оставшиеся, и болеющие 327 , услышьте: что я услышал от Господа Саваофа, то Бог Израилев возвестил нам. Видение на Идумею. 11 . Зови 328 ко мне из Сеира. Стерегите 329 укрепления. 12 . Стерегу 330 утром и ночью. Если ищешь, ищи, и у меня живи 331 . 13 . В дубраве 332 вечером уснешь, или по пути в Дедан. 14 . Живущие в стране Феманской, несите воды на встречу жаждущим, с хлебом встречайте бегущих, ради множества убитых 333 , 15 . И ради множества блуждающих, и ради множества мечей, и ради множества натянутых луков, и ради множества павших в битве. 16 . Ибо так сказал мне Господь: еще (один) 334 год, равный году наемничьему, и слава сынов кидарских 335 исчезнет. 17 . И остаток луков у сильных сынов кидарских будет мал. Так сказал Господь Бог Израилев. 319 Слав. уготовите соотв. греч. τοιμσατε в син., альд. и компл. спп.; в ват. и алекс. – τομασον ед. ч. 324 ναβτης συνωρδος – слав. всадник двоконный, т. е. едущий на паре лошадей, вернее, в колеснице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010