И возва Господь Богъ Адама и рече єму: «гд б?» – но не ко невдыи, но хот обличити преступившаго. И рече Адамъ: «Господи, гласъ твои слышахъ, ходща въ раи, и бохс, ко нагъ єсмь, и скрыхс». И рече єму Господь: «кто ти повда, ко нагъ єси, аще не бы лъ древа, єго же ти заповдахъ єдинаго не сти? И се, и то лъ єси?» И рече Адамъ: «жена, юже ми да, ми дасть древа, и сндохъ». И рече Господь Богъ къ жен: «что єси створила?» И рече жена: «зми м прельсти». И рече Господь Богъ змии: «проклта ты буди всхъ скотъ и всхъ звреи земныхъ, и на пьрсехъ твоихъ и на чрев да пресмыкаєшис». Мы же єгда видимъ бо змию, пресмыкающюс по земли и на (л.38в) чрев плазщу, да тогда разумємъ, ко прельсти ради въспри страсть сию мучень. Тогда бо и мы преступлени ради смертью осуждени быхомъ, да не паки заповди преступаємъ. «И землю си во вс дьни живота, и вражьду положю межи женою и межи сменемь твоимъ; онъ твоє да зрить главы, а ты єго да ловиши пты». «И скрылись Адам и жена его от лица Господа Бога. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: „Где ты был?” 329 » ( Быт. 3:8–9 ), – не потому, что не знал, а потому, что хотел обличить преступника. «И сказал Адам: „Голос Твой я услышал, [когда Ты] ходил в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся”. 330 И сказал ему Господь: „Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? И вот – ты ел?!” И сказал Адам: „Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел”. 331 И сказал Господь Бог жене: „Что ты сделала?” И сказала жена: „Змея обольстила меня”. И сказал Господь Бог змее: „Проклята ты пред всеми зверями полевыми и пред всеми скотами, и на груди своей и на чреве будешь пресмыкаться”» ( Быт. 3:10–14 ). Когда мы видим змею, пресмыкающуюся по земле и ползающую на чреве, то понимаем, что она страдает и мучается вследствие [своей] лжи. Тогда же и мы из-за преступления [прародителей] были осуждены на смерть, чтобы впредь не нарушали заповеди. «И будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между женою и между семенем твоим; оно будет поражать 332 тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Кто-то из них уверовал в то, что было ниспослано с ним, и в то, что он был рабом Аллаха, Его посланником и сыном матери. Другие чрезмерно превознесли его и заявили, что он был сыном Аллаха. Третьи утверждали, что он и был богом. Четвёртые сказали, что он один из троицы. Аллах ответил и опроверг каждое из этих заявлений в Коране» 331 . Шиитские толкователи поясняют стихи Корана о Его Вознесении так: «Мы нисколько не сомневаемся, что появление Иисуса на свет, так же как и его уход из этого мира, произошло сверхъестественным путём. Он был призван на небеса, чтобы дать людям будущее» 332 , поскольку по исламской доктрине Иисусу ещё предстоит прийти перед концом света и стать «признаком» наступающего Судного дня (См.: Коран 43:61). Проводя параллели между мусульманским и христианским учением о Воскресении и Вознесении Иисуса, прежде всего необходимо сказать, что в Коране отсутствует учение о Воскресении Иисуса Христа, и это является основным противоречием и различием между двумя мировыми религиями. Воскресение Христа в православном учении является одним из важнейших постулатов веры: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15:14 ). Своим Воскресением Христос победил смерть, разрушил власть диавола над людьми и положил начало воскресению из мёртвых, ожидаемому всеми христианами, которое произойдёт в конце мира 333 : Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его ( 1Кор. 15:23–23 ). Однако в православном вероучении Воскресение Христово – это не только освобождение человеческой природы от смерти и тления, но и возведение её на уровень совершенства, «ибо чрез это Он достиг победы над смертью , то есть ниспроверг диавола, а нас воскресил купно с Собою, разрешив узы смерти и даровав вместо клятвы благословение, вместо печали радость, вместо сетования пасхальное торжество… которое всегда должно быть в сердцах наших» 334 . Вставить иллюстрации 35,36 Подпись к иллюстрациям: Воскресение Христово, ангел возвещает жёнам-мироносицам о Воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

318. Bibliotheka veterum patrum Gallandii. Τ. VII, Macarii Alexandrini sermo de excessu justorum et peccatorum. 319. Святой Кирилл жил в V веке и председательствовал на Вселенском Соборе. Приводимое здесь Слово его на исход души помещено в Следованной Псалтири. Учение, подобное святому Кириллу, проповедовал и патриарх Феофил, которого Кирилл был племянником и преемником. См. «Достопамятные сказания». 320. Смотри выше сноску с. 27 321. Многие перед кончиною своею видели смерть. Если значительная часть предметов видимого мира нам неизвестна, тем более неизвестны предметы мира невидимого, неизвестны особливо тем, которые на изучение их не обратили всего своего внимания, а занимаются ими только поверхностно. Не все, что кажется странным для плотского ума человеческого, уже странно и само по себе. Мы не должны ограничивать всемогущества Божия своими предрассудками. Каждый человек, не стяжавший истинного духовного разума, преисполнен предрассудков, как бы он ни был образован скорогибнущею образованностию мира — этим буйством в отношении к Богу. 322. Лк. 16. 22. 323.  …«безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12. 20). 324.  …душа Моя скорбит смертельно (Мф. 26. 38). 325.  Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26. 39). 326. Четьи-Минеи, 15 августа. 327. Патерик Скитский. 328. Благовест. Мф. 22. 14. 329. Патерик Скитский. 330. Patrologia. Vitae Patrum. Lib. VI, cap. XIII. 331. Патерик Скитский. 332. Пролог. 17 октября. 333. Лествицы 6 степень. По рукописному славянскому переводу с греческого, сделанному в молдавском Свято-Вознесенском Нямецком монастыре. 334. Лествицы 5 степень. 335. Патерик Скитский. 336. Молитва на вечерне Пятидесятницы. Требник. 337. Слово 1, гл. 2, по изданию 1833 года. 338.  …от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2. 16, 17). 339.  …проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой взят ты, ибо прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3. 17–19). Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, послание к монахине Ксении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В Священном Писании , однако, содержится ясное учение, что Церковь и верные должны пострадать со своим Главой – Христом. Ап. Павел ставит участие в Царстве Христовом в зависимость от нашей жизни со Христом, верности Ему и терпения скорбей: Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может ( 2Тим. 2:11–13 ). Все эти условия, согласно апостолу, касаются всех христиан (он везде говорит «мы»), т.е. Церкви. В другом месте ап. Павел настаивает, что спасение совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим ( 2Кор. 1:6 ). Еще более подробно апостол говорит об этом в Евр. 11–12 . Поэтому св. Андрей Кесарийский понимает сохранение от годины искушения во времена антихриста в Откр. 3:10  как разрешение верных от их земной жизни, чтобы они не претерпели искушений свыше сил 329 . Действительно, в том же стихе Господь напоминает о терпении, а предыдущей главе призывает быть верным до смерти ( Откр. 2:10 ). Вместе с тем, некоторые верные переживут скорбь, поэтому Откр. 3:10  можно понимать и как дарование сил пережить искушение и не пасть (ср. Мф. 24:22 ). Иными словами, Господь обещает Церкви «оберегать и соблюдать ее испытанных в вере чад» 330 . Эти два толкования взаимно дополняют друг друга. В «малом апокалипсисе» Христос подтверждает, что избранным придется пережить великую скорбь: И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни ( Мф. 24:22 , ср. Мк. 13:20 ) 331 . Более того, избранных будут стараться прельстить в это время ( Мф. 24:24 ), и они останутся до явления Сына Человеческого на облаках небесных с силою и славою великою. Упомянутые в «малом апокалипсисе» гонения, несомненно, предваряют Второе пришествие ( Мф. 24:3, 27, 37, 39 ). Поэтому призыв Христа к малому стаду не бояться ( Лк. 12:32 ) не означает, что не будет гонений, но что Он Сам поможет верным, а боящийся несовершен в любви ( 1Ин. 4:18 ). Вместо страха верные ожидают с небес явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

73. Святитель Феофан Затворник. Начертания христианского нравоучения. С. 331. 74. Письма духовного отца к духовным детям. С-Пб. 1861. Ч. 2. 75. По письмам святителя Феофана Затворника. 76. Святитель Тихон Задонский. 77. По Поучения аавы Дорофея 78. См. Св. Кирилл Иерусалимский. Огласительные поучения. Поучение 4, п. 43 79. Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 3.Гл. 4. 80. Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на первое Послание к коринфянам 81. По писем оптинского старца Амвросия. Душеполезное чтение " . 1896. С. 623. 82. Душеполезное чтение. 1896. Ноябрь. С. 507. 83. Из поучений о восьми помыслах св. Нила. 84. Из писем оптинского старца Амвросия. Душеполезное чтение " . 1896. С. 623. 85 . Из Беседы 23 86 . Прибавление к творениям Святых отцов Ч. 3 87. Преподобный Нил Скитский патерик 88. Святой праведный Иоанн Кронштадский. 89. Творения святителя Василия Великого в русском переводе. Ч. 1. С. 390. 90. Св. Феофан Затворник 91. По " Старческому наставлению " игумена Валаамского Назария. Вторая заповедь закона Божия Не сотвори севе кумира и никакого изображения того, что на неве вверху, и того, что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх. 20, 4). Не заражен ли ты, сын мой, страстью любостяжания или сребролюбия? Помни, что любостяжание есть как бы идолослужение, по выражению св. апостола Павла (см. Кол. 3, 5). Он же называет сребролюбие корнем всякого беззакония (см. 1 Тим. 6, 5). Знай, что " любящий земное более небесного лишится и небесного, и земного " 92 . Сребролюбцы - несчастнейшие люди и в этой, и в будущей жизни: здесь они - в беспрестанных заботах, трудах и беспокойстве, а там должны терпеть вечное мучение. Эта страсть врачуется следующими средствами: 1) тем, чтобы " всем сердцем и всей душой иметь упование на Бога 93 и 2) " если хочешь победить сребролюбие возлюби нестяжение и скупость 94 " . Слово Божие научает проводить воздержанную жизнь. Смотрите же за собою, - говорит Господь, - чтобы сердца ваши не отягчались объядением, и пьянством, и заботами житейскими и чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лк. 21, 34). " Пресыщением отягченное чрево, как гиря, висит под крылами духа и тянет к земле, так что при всех усилиях он более бьется о землю, нежели взлетает к небу " , - говорит мудрый святитель Филарет, митрополит Московский. Будем вести себя благочинно, не предаваясь пированию и пьянству (Рим. 13, 13), - учит св. апостол Павел. Он же наставляет: Не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Святитель Григорий Нисский утверждает, что добродетель не имеет конца. Совершенство в том, что измеряется чувствами, заключается определенными границами, измеряется единицей измерения. Но для великих благ, таких как добродетель, нет никаких пределов. «В том, что касается добродетели, мы научились от апостола единственному пределу совершенства – отсутствию всяких пределов» 331 . Добродетель не имеет предела, не имеет конца. Святитель подчеркивает это, имея в виду слово апостола Павла: Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или у совершился: но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить ( Флп. 3,12–15 ). Апостол Павел, несмотря на свое ощущение, что его достиг Христос и что он находится на пути совершенства, чувствует, что еще не достиг. Святитель Григорий Нисский , обращаясь к этому апостольскому высказыванию, говорит, что Павел, спеша по пути добродетели и простираясь вперед, не чувствовал, что шествие его закончилось, потому что остановку в пути не считал безопасной. Концом добродетели является зло, как и концом жизни – смерть. Бог по своей природе является совершенным благом, не имеющим никакого зла. Потому божественная природа беспредельна и безгранична, то есть не имеет конца. Подвизаться в добродетели означает приобщаться Богу. Итак, те, кто познает добро по природе, желают приобщиться его. Но поскольку добро по природе не имеет границ, не имеет конца, то пожелание приобщающегося не приобщается греху. Добродетель, следовательно, имеет один предел – бесконечность. «У добродетели один предел – беспредельность» 332 . Если такое происходит в этой жизни, то в другой жизни это, как следствие, продолжится еще в большей степени. Тогда человек приобретет большее познание Бога, а значит, и большее пожелание желаемого. Потому что чем больше любовь, тем больше и познание. А чем больше познание, тем больше и любовь, тем больше и пожелание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

327 Фракия – земля к северо-востоку от Македонии. Древние жители Фракии ведут свое начало от Фираса, сына Иафета. 329 Селевк IV, Филопатр ( 2Мак. 3, 3; 4, 7; 5, 18 ) – сын и преемник Антиоха Великого, царь Сирийский. Нуждаясь в деньгах для уплаты Римлянам, и узнав о великих сокровищах в храме Иерусалимском, он посылал Илиодора похитить сии сокровища из Храма; но Бог особенным чудом защитил сокровищницу Храма. Илиодор был уже в сокровищнице; в это время он и все бывшие с ним были поражены страхом силы Божией, пришли в изнеможение и ужас, ибо явился им конь с страшным всадником, он поразил Илиодора передними копытами; явились еще два юноши, которые непрерывно бичевали его, налагая ему многие раны, так что Илиодор потом был при смерти и только по молитвам первосвященника Онии спасся от смерти. По возвращении Илиодор сказал царю: “На месте сем (в храме) истинно пребывает сила Божия; Он Сам обитающий на небе, есть страж и заступник того места, и приходящих с злым намерением поражает и умерщвляет” ( 2Мак. 3 ). 330 Соломония – мать семи сынов, пострадавших за веру во дни Антиоха Епифана. Ее имя мы знаем из предания. Страдания ее и сыновей, по преданию, происходили в Антиохии, столице царей Сирийских. 331 Имя Маттафия означает “дар Господень”. Иудейский священник из чреды Иарива. У него было 5 сыновей: Иоанн, Симон, Иуда, Елеазар и Ионафан. Погребен в отечественном городе Моде. 332 Слово Маккавей означает в переводе с арамейского “молот”, “молоток”. Маккавеи, дети священника Маттафии, восстали на защиту истинной веры и отечества (106 г. до Р.Х.). Впоследствии Иудейский царь Ирод, сын Антипатра, совершенно истребил племя Маккавеев. Память их празднуется Церковью 1/14 августа. 333 Рим – столица Римской империи. Город расположен на берегах реки Тибра. По преданию, Рим был основан Ромулом в 750 г. до Р.Х. Город занимал территорию в 32 километра в окружности с народонаселением в 1.250.000 человек. В нем насчитывалось 420 языческих храмов. Вся Римская империя заключала в себе весь тогдашний цивилизованный мир с народонаселением более чем в 80 млн. человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Отсюда мы видим, что и в книгах Моисея, и у пророков увещание хранить субботу часто соединяется с увещанием не уклоняться от служения Иегове 329 . С другой стороны, история древних евреев свидетельствует о том, что забвение истинного Бога и уклонение Израиля в идолопоклонство всегда сопровождалось нарушением субботы 330 . Вследствие столь тесной связи субботы с основною истиною ветхозаветной религии, тот, кто осквернил субботу Иеговы, уже не мог принадлежать к Его избранному народу. Поэтому и говорит законодатель: „соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти. Кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего“ 331 . Таково было значение ветхозаветной субботы, как дня, который народ израильский должен был посвящать Иегове. Но, но словам блаж. Августина, „Бог не повелевает ничего, что приносило бы пользу Ему, а не тому, кому повелевает“ 332 . Поэтому и субботний покой, будучи со стороны избранного народа жертвой Иегове, являлся в то же время для него самого великим благодеянием. Суббота была установлена „ради человека“ 333 . В субботнем покое ветхозаветный народ воспринимал то благословение, которое положил Господь на седьмом дне, и вкушал блаженство и наслаждение, которое разлил Творец в этот день на все, созданное Им. Уже одно прекращение труда давало чувствовать благодетельное значение субботы. Труд падшего человека есть труд обременительный, – труд „в поте лица“ и на земле, произращающей волчцы и терния. Поэтому, уже как день покоя от такого труда, суббота была днем радости. Это благодетельное значение субботнего покоя в особенности должны были чувствовать те, на которых труд ложился всей своей тяжестью. Если и для всего народа суббота была днем радости и отдыха, то для рабочих классов и рабочего скота она была таким днем по преимуществу. И законодатель Моисей, заповедуя хранить субботний покой, действительно, часто указывает на благодетельное значение этого покоя именно для рабов и скота 334 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

И послá егó от юдóли Хеврóни. И прииде в Сихéм [Израиль] сказал ему: пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из долины Хевронской; и он пришёл в Сихем Св. Ефрем Сирин: «Как Господь из Отчего недра послан к нам спасти всех нас, так и отрок Иосиф с отеческого Иаковлева лона послан был к братьям своим» (тв. ч. 2, стр. 117). Гл. 37, 17 Речé же емý человек: отидóша отсюду: слышах бо их глагóлющих: пóйдем в Дофаим. И иде Иóсиф вслед брáтии своея и обрете я в Дофаиме И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: пойдём в Дофан. И пошёл Иосиф за братьями своими и нашёл их в Дофане «Иосиф нашёл братьев своих в Дофаиме, что значит (согласно с Филоном) „великий недостаток”; так и израильтяне в пришествие Иисуса Христа изобличены были в великом недостатке очевидно по отношению к правде и всякой честности» (св. Кирилл Александрийский тв. ч. 4, стр. 330–331). Гл. 37, 18 Предузреша же егó издалéче, прéжде приближéния егó к ним, и зле умыслиша убити егó И увидели они его издали, и прежде, нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его Гл. 37, 19 речé же кийждо к брáту своемý: сé, сновидец óный идет И сказали друг другу: вот, идёт сновидец Гл. 37, 20 ныне ýбо приидите, убиéм егó и ввéржим егó во един от рвóв, и речéм: зверь лют снедé егó: и ýзрим, чтó бýдут сóния егó пойдём теперь и убьём его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов «Как жестокие Иосифовы братья, когда увидели приближающегося Иосифа, начали замышлять против него лукавство, хотя нёс он им мир от отца, так и жестокосердые всегда иудеи, увидев Спасителя, говорили: „Это наследник; пойдём, убьём его, и наследство будет наше” ( Мк.12, 7 ; Мф.21, 38 )» (св. Ефрем Сирин тв. ч. 2, стр. 117; ср. св. Кирилл Александрийский тв. ч. 1, стр. 328). Гл. 37, 24 и поéмше егó ввергóша в рóв: рóв же тóщ, воды не имяше и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нём не было По мнению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

С помощью поста, бдения и молитвы, совершаемых согласно православному Преданию, и на основании богословских принципов, изложенных великим святым отцом и богословом Григорием Паламой , мы также можем шествовать по пути духовного совершенства. 215 Слово βιαστς, употребленное митр. Иерофеем, образовано от глагола βιζω – «применять силу, одолевать» – и единственный раз встречается в Новом Завете в Мф. 11,12 : «Царство Небесное силою берется ( βιζεται), и употребляющие усилие е( βιαστα) восхищают его». – Пргшеч. ред. 225 Такое толкование основывается, в частности, на созвучии греческих слов λεος – «милость» и λαιον – «елей». – Примеч. ред. 237 Свт. Григорий Палама подразумевает слова книги Даниила, имеющиеся только в Септуагинте: «Но ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним, и выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их» ( Дан. 3, 49–50 LXX). – Пргимеч. ред. 246 Свт. Григорий Палама . Беседа 12. – Беседы. В 3 ч. Ч. 1. М., 1994. С. 121–122. У свт. Григория в указанном месте мотив беседы не столько связан с общением Бога и человека, сколько продолжает идею «созвучия» молитвы и поста: «Пост как бы беседует с молитвой, которая, в свою очередь, беседует с Господом». – Примеч. ред. 321 Буквальнее было бы перевести «когда молитва отходит от души», однако данная фраза привносит негативный смысловой оттенок духовного кризиса или даже падения, отсутствующий в оригинале. – Примеч. ред. 323 Букв.: «они [молящиеся] переживают исступление и божественное восхищение», даже «похищение» ( αρπαγ)· – Примеч. ред. 331 Собственно говоря, яростную и вожделевательную силы души ( τ θυμικ κα πιθυμητικ е Στρωματων ). – Примеч. ред. 340 В дальнейшем (Триады, II, 2,26) свт. Григорий раскрывает эту мысль применительно к учению свт. Василия Великого : сущность ума «не перемещается в пространстве» и никогда не оставляет саму себя; любому здравомыслящему человеку ясно, что, говоря о «растечении» ума «вовне» и его «возвращении», свт. Василий (равно как и прп. Никифор) имеет в виду не сущность ума, а «его подвижные действия, каковы бы они ни были». – Примеч. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010