«Написав столько, Апостол называет это малым сравнительно с тем, что хотел написать, – говорить св. Иоанн Златоуст , – как и в другом месте он говорит: «якоже преднаписах вам» ( Еф. 3:3 ). И посмотрите на мудрость его! Не сказал: прошу вас, примите слово увещания, – но: слово утешения, т. е. ободрения, поощрения. Никто, говорит, не может тяготиться обширностью сказанного. Он хочет внушить им и сказать: вы малодушны; ибо таким людям свойственно тяготиться продолжительностью речи. Не беспокою вас многословием». «Но честь и слава и благодарение Апостолу! Написав так кратко, он сумел высказать в немногих словах все то, что хотел он сказать им, соответственно с задачею своего послания» (см. у Н. Братолюбова стран. 262). Да, Апостол сказал здесь так много, что если бы это не было сказано, то христианский мир, и в частности высшие умы по предметам богопознания и изъяснения отношения ветхого завета к новому – лишены были бы многого, как и напротив, пользуясь им в течение многих веков, они установили по сему предмету тот правильный взгляд, который проведен так широко и глубоко в этом богодухновенном послании. (По всему этому не можно ли слово «вмале» понимать в смысле краткости времени, «вскоре», по примеру слов Спасителя: вмале, и не увидите Мене, и паки вмале, и узрите Мя ( Ин. 16:16 )? Но для сего требуется изменение, предлога «диа» в «ен» и окончания слова: «врахеон» во «врахи»). 331 Сообщение о Тимофее, что он освобожден, а также и о себе, и повторение желания видеться с читателями послания показывает душевную близость Апостола к ним и служит примером той общительности, о которой он недавно делал особое увещание (в ст. 16). Теперь намерение свое явиться к ним он обусловливает скорым возвращением Тимофея, который после Римских уз был посылаем в Грецию, где он был с Апостолом прежде ( Деян. 17:14–16 ). По мнению св. Иоанна Златоуста Евреи не были враждебно расположены к Тимофею, поэтому он и поставляет его на первом месте. О намерении же их явиться в Палестину Златоуст замечает: «этого достаточно было, чтобы они соблюдали кротость, если он сам с учеником своим готов был придти к ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Такое название есть сжатая в одно слово, простое или сложное, формула изучаемой вещи и действительно служит остановкою мысли на некоторой вершине. Систематика химии, минералогии, ботаники, зоологии, и, в меньшей степени, других наук, есть сгущенный опыт много-сот-летней истории человеческой мысли, уплотненное созерцание природы, и, конечно, есть главное достояние соответствующих областей знания, наиболее бесспорное, наиболее долговечное 331 . Недаром Библия проявлением разума первого человека, как бы доказательством его божественного образа и потому его выделенности из ряда всех тварей земных, выставляет наименование Адамом всех прочих тварей: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» ( Быт. 2, 19 – 20 ). Лотце указывает, что голое восприятие предмета не удовлетворяет нас, и нам требуется ввести предмет в систему нашей мысли, а для этого необходимо наименовать его. «Имя свидетельствует нам, что внимание многих других покоилось уже на встреченном нами предмете, оно ручается нам за то, что общий разум, по крайней мере, пытался уже и этому предмету назначить определенное место в единстве более обширного целого. Если имя и не дает ничего нового, никаких частностей предмета, то оно удовлетворяет человеческому стремлению постигать объективное значение вещей, оно представляет незнакомое нам чем-то не безызвестным общему мышлению человечества, но давно уже поставленным на свое место.» 332 Поэтому назвать – это вовсе не значит условиться по поводу данного восприятия издавать некоторый произвольно избранный звук, но, «примыкая, – по изречению Вильгельма Гумбольдта 333 , – своею мыслию к мысли общечеловеческой», дать слово, в котором общечеловеческая мысль, обратно, усмотрела бы законную, т.е. внутренне-обязательную для себя, связь внешнего выражения и внутреннего содержания, или, иначе говоря, признало бы в новом имени – символ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Расцвет Самарии связан с царствованием Иеровоама II (784–748 гг. до Р.Х.). Пышные дворцы аристократии, составлявшие разительный контраст с обнищанием основной массы населения, были для пророков Осии и Амоса явным знаком духовной деградации и неизбежного возмездия. Возмездие не замедлило. После ассирийского завоевания (722 г. до Р.Х.) тридцать тысяч жителей Самарии были переселены в восточные провинции, на их место пришли новые поселенцы. При персах Самария стала главным городом персидской провинции, потом перешла во владение Александра Македонского и его наследников. Возможно, Александр лично посетил Самарию в 331 г. до Р.Х. Наиболее традиционалистски настроенные самаряне постепенно оставили город, основав новое поселение на горе Гаризим. Секта самарян (ее считают древнейшей из существующих религиозных сект в мире) возникла в результате исторических катаклизмов, постигших Святую Землю еще в ранние ветхозаветные времена. Первым в ряду этих событий было разделение созданного Давидом и Соломоном государства на Северное (Израильское) и Южное (Иудейское) царства. Северное царство с самого начала оказалось вовлеченным в более активные культурные, политические и генетические (посредством смешанных браков) контакты с окружающим нееврейским населением. Помните, уже во времена пророка Илии на севере сильны были тенденции к религиозному синкретизму, с совмещением иудейского почитания Единого Истинного Бога с языческими ханаанскими культами – прежде всего Астарты и Ваала. Кстати сказать, ведь и в Иерусалиме лишь при царе Езекии, во времена пророка Исайи, были уничтожены и ниспровергнуты в Кедрон жертвенники... и все, на чем совершаемо было курение идолам ( 2Пар. 30, 14 ). Столетием позже, т.е. через четыреста лет после Давида, пророк Иеремия, современник царя Иосии (639–609 гг. до Р.Х.), рассказывает о том, как в городах Иудеи и на улицах Иерусалима дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам. И сыновья Иуды, – говорит устами пророка Господь, – поставили мерзости свои в доме, над которым наречено имя Мое, чтоб осквернить его. И устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых (т.е. в Геенне Огненной), чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило ( Иер. 7, 17–18, 30–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Нужно также отметить, что по учению Церкви в аду существуют места с разными степенями мучений. «Души благочестивых находятся в лучшем месте, а злые и беззаконные – в худшем…» 331 , – читаем мы у Иустина Философа . И о вечном нахождении в Аду ветхозаветных праведников учение Церкви тоже не говорит. По словам митрополита Макария, в некоторых местах преисподней «…могли обитать, – конечно, без подобных страданий – даже ветхозаветные праведники до самого пришествия к ним Христова» 332 . Поэтому мнение о том, что Иаков с Иосифом будут вечно мучиться в Аду, которое «Свидетели Иеговы» приписывают Церкви, на самом деле не является православным. Известно также, что праведники по попущению Божию могли являться из недр ада живущим на земле, чтобы открыть им волю Господа. Такое событие описано в истории царя Саула и Аэндорской волшебницы. Когда последняя по просьбе царя, оказавшегося в неблагоприятной политической ситуации, вызвала из ада душу пророка Самуила, произошло следующее: «И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел?… завтра ты и сыны твои будете со мною…» ( 1Цар. 28:15;19 ) То есть Самуил находился после своей смерти в некотором месте, куда по его пророчеству должен был попасть после смерти и Саул. Различные толкователи по-разному интерпретируют это место. Некоторые считали, что под видом Самуила царю явился некий демон или призрак, но, как мы уже отмечали в предыдущей главе, в книге Премудрости Иисуса Сына Сирахова содержится пояснение на этот эпизод, из которого явствует, что Саулу говорил именно пророк Самуил ( Сир. 46:23 ) (46:20 По Септуагинте) 333 . В Псалмах святого царя Давида мы также встречаем идею о том, что после смерти люди оказываются в аду. Причем, если для любящих Бога остается надежда на Спасение, то для забывших Господа предполагается тяжелая участь: «Да обратятся нечестивые в ад, – все народы забывающие Бога» ( Пс. 9:18 ). «…нечестивые же да посрамятся. Да умолкнут в аде» ( Пс.30:18 ). «Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад…» ( Пс. 54:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Мы плохо провели святую Четыредесятницу, и можем ли мы участвовать ныне в этой радости, ибо к радости зовёт нас Церковь – радостно сораспяться и умереть с Господом? Не поздно ещё, не поздно, иди, грядет Господь на вольную страсть. И настанет время, когда Святая Церковь поведёт нас от смоковницы, зачахшей за то, что она не приносила плода, на Тайную вечерю, на предательство в Гефсиманию, к Пилату и Ироду, затем на Голгофу и наконец, позовёт нас соучаствовать в погребении вместе с Иосифом и Никодимом (см.: Ин. 19:38–42 ). Свечи, которые мы держим вместе с ветвями-ваиями, говорят нам о том, что мы должны иметь зажжёнными светильники веры 331 , потому и крещаемые стоят со свечами не только во время Таинства, но и всю литургию. Итак, ныне, встречая Господа, будем иметь светильники наши зажжёнными, принесём Ему одежды наши нетленные, боготканные, а затем мы, люди Нового Завета, должны были бы не только в радости встречать Господа и петь вместе с отроками, но и принести Ему плоды душ наших – ветви добродетелей. Вот чему учит нас нынешний праздник, вот что значит жить со Святой Церковью и встречать Господа, идущего на страсть, вот что значит «днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем: благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних». Аминь. Беседа вторая Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне» 332 . Если мы верим, что Христос есть воистину победитель смерти и первенец из умерших ( 1Кор. 15:20 ), то это значит, что не только Христос воскрес, но и мы некогда воскреснем; веруя в воскресение Христово, мы веруем не в Его только, но и в наше воскресение. Господь сказал, что настанет день, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. ...и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения ( Ин. 5:25–29 ). Для всех настанет этот страшный, а вместе с тем и радостный день. Желаем мы этого или не желаем, все мы восстанем из гробов, вызванные словом Божиим от смерти в жизнь, все должны будем подчиниться этому закону, положенному в основу мироздания. Но для одних этот день будет днём величайшей радости, а для других днём ужаса и плача.      

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

329. Алфавитный патерик, в житии Иоанна Колова, и Достопамятные сказания, буква И. 330. 1 Пет. 5. 6, 7. 331. Иак. 3. 15. Святой Исаак Сирский говорит: «Иное достоинство слова из духовной опытности, и иное достоинство слова красноречивого. Ученость умеет украшать слова свои и не изучив дела опытно; умеет она беседовать великолепно о истине, не ведая истины; умеет она пространно излагать о добродетели, никогда не вкусив познания ее от упражнения в ней. Слово от духовной опытности — сокровищница надежды, а ученость без опытного знания — залог стыда. Произносящий слово, не основанное на опытном знании, подобен художнику, изображающему на стенах живописью источники вод, и вода эта не может утолить жажды его, — подобен видящему прекрасные сны. Говорящий же о добродетели из своих опытов преподает слово слушателям, как бы кто раздавал подаяние из имения, приобретенного на свои деньги: он сеет слово в сердца внимающих ему как бы из собственного стяжания; он отверзает с дерзновением уста пред духовными чадами подобно древнему Иакову, который сказал целомудренному Иосифу: «Се аз даю ти единую часть свыше братии твоея, юже взях у Аммореев мечем моим и луком моим. — Я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аммореев мечом моим и луком моим (Быт. 48. 22)». Слово 1. «Не ищи получить совет от кого либо, чуждого жительству твоему (монашескому), хотя бы он был и очень учен. Исповедуй помысл твой не знающему наук, но опытно знающему монашество, а не красноречивому философу, беседующему от учености по букве и не знакомому опытно с делом». Слово 78. 332.  …ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит каждый своему ближнему (Пс. 11. 1–3). 333.  Мы умалены, Господи, паче всех народов, и унижены ныне на всей земле за грехи наши, и нет у нас в настоящее время ни князя, ни пророка, ни вождя (Дан. 3. 37, 38). 334.  …не против крови и плоти, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6. 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

II. Апостол Павел сказал: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 . О себе самом он сказал потом в том же Послании: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна» ( 1Кор.15:10 .) О, если бы и мы все могли сказать, что милость Божия в нас не была тщетна, и если бы каждый из нас был храмом Духа Святого! III. Дух Святой наш Просветитель и Утешитель, так как Его милость нас освящает и наполняет нас утешением, Бог Сын является нашим Искупителем, а Бог Отец является Творцом всего. Девятый член Символа Веры а) О Церкви вообще 328. Как читается девятый член Символа веры ? Девятый член Символа веры читается: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь ». 329. Что мы исповедуем девятым членом Символа веры ? Девятым членом Символа веры мы исповедуем, что Господь Иисус Христос основал Церковь для освящения и спасения людей. 330. Что такое Церковь ? Церковь есть Богом установленное общество людей, которые: 1) верят, что Господь Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, взявший на Себя тело и душу человеческие для спасения человечества; 2) признают Господа Иисуса Христа своим и общим главою; 3) в единении с Господом Иисусом Христом составляют содружество веры, надежды, любви и Святых Таинств; 4) признают церковный правопорядок, установленный Господом Иисусом Христом и охраняемый законно установленными епископами. 331. Что означает слово « Церковь »? Слово « Церковь » происходит от греческого слова «кириаке» и означает сообщество Господне, то есть общество Господа и Бога нашего Иисуса Христа. 332. Как называются члены Церкви? Члены Церкви называются христианами. 333. Что означает слово христианин? Слово «христианин» происходит от слова «Христос» и означает ученика или последователя Христа. 334. Когда возникло название «христианин»? Название «христианин» возникло уже во времена святых апостолов, а именно в городе Антиохии, где уверовавшие в Господа Иисуса Христа впервые начали себя называть христианами ( Деян.11:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

5 . Итак, поскольку мы имеем дело с Крепким, мы должны хранить данное обещание, хранить принятую благодать, чтобы не испытать никакого смущения в день Суда, дабы нам не сказали вдруг: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» 329 Ведь тогда нас схватят за руки и ноги, как написано, и бросят во тьму внешнюю 330 . И поэтому тебе сказал Соломон: " Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей» 331 . Одежды наши будут всегда светлы, если мы сохраним невредимой благодать крещения. Не оскудеет елей на голове нашей, если мы сохраним то спасительное миро, которое получили, и тогда наверняка не смутимся в день Суда, а удостоимся возликовать вместе со всеми святыми и избранными Божиими в Царствии Небесном. Слово 15. Об умовении ног (CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 66–70) 1 . Господь и Спас наш, Принявший тело от Девы, показал много примеров смирения. Но то, о чем сообщается в нынешнем чтении, превосходит всё, ибо Он снизошел омыть ноги ученикам. Сказано так: " Встал, – сказано, – с вечери, снял с Себя тунику 332 и препоясался и начал умывать ноги ученикам " 333 . Почему Он так сделал, Он объясняет позже, когда говорит: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же» 334 . Удивительно и ни с чем несравнимо это смирение Господа! Господь вечного величия умывает ноги Своим рабам; Тот, Кому на небе служат ангелы, на земле служит людям. На земле Он смирил Себя, дабы ты ни в чем не возвышался. Он омыл ноги Своим ученикам, дабы ты не брезговал омывать ноги таких же рабов, как ты. Ты не можешь возноситься ни из-за богатства, ни из-за благородства, ни из-за славы, ибо Господь славы и сил снизошел совершить такую вещь! Тем самым Он показал пример смирения, которому мы должны следовать и подражать. Но в поступке этом скрыта также великая тайна нашего спасения. Но об этом – в своем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

331// Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов 2, 10; 1, 21). Ободесноручным справедливо можно назвать и Иосифа, который в счастье был любезен отцу, почтителен к братьям, угоден Богу; в злосчастии целомудрен, верен своему господину, в темнице кроток, не помнил обид, готов делать добро врагам и, несмотря на всю ненависть братьев своих, не только был нежным братом, но и щедрым благотворителем их. Таковые и подобные им мужи справедливо называются ободесноручными. Ибо они той и другой рукою действуют как десницею и, проходя исчисляемые апостолом искушения, подобно ему говорят: с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах. О той правой и левой руке Соломон в Песни Песней говорит от лица невесты таким образом: левая рука Его у меня под головою, а правая обнимает меня (Песн 2, 6). Хотя та и другая представляются полезными, однако левую кладет невеста под голову свою; поскольку противная сторона (несчастья) должна подчиняться главной стороне — сердцу, т. е. несчастья служат только для того, чтобы в известное время упражнять нашу добродетель и совершенствовать в терпении; между тем правой рукою жениха она желает быть всецело объятой и неразрывно соединиться с ним для того, чтобы быть непрестанно хранимой и утешаемой. Итак, и мы сделаемся ободесноручными, когда ни избыток, ни недостаток временных вещей не изменит нас; когда ни первый не понудит нас предаться пагубному наслаждению, ни последний не повергнет в отчаяние и не исторгнет у нас жалобы; когда, напротив, за то и другое равно благодаря Бога, мы получим одинаковый плод от благоприятных и неблагоприятных своих обстоятельств. Действительно, таким ободесноручным был учитель язычников, как сам о себе свидетельствует, говоря: я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке (Флп 4, 11–13). глава 11 О двояком роде искушений, которые находят по трем причинам

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

331 А уж более-то всего нельзя говорить о двух после единения и принимать в мысли каждого по отдельности. Напротив, следует знать, что, хотя ум и созерцает некое различие природ – совсем ведь не то же самое Божество и человечество – вместе с этим в размышлении о них он принимает и соединение обеих в единство. Следовательно, Он родился от Бога Отца как Бог , а от Девы – как человек. Ведь говорится, что Слово, Которое неизреченно и выше разумения воссияло от Бога Отца, родилось и 332 , снизойдя в человечество и низведя Себя Самого в то, чем Он не был, – не для того, чтобы остаться в истощании, но, чтобы уверить, что Он есть Бог и что в нашем облике Он явился на земле. Не сказано, будто Он вселился в человека, но что Он Сам стал человеком по природе вместе с тем, что сохранил Себе и собственную славу. И в самом деле, божественный Павел, собирая воедино по домостроительству весьма отстоящие друг от друга в отношении единосущие и отделённые неизмеримым различием Божество и человечество и указывая на единого из обоих Христа, говорит: Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию —117— Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих в святых писаниях, о Сыне Своём, Который родился от семени Давидова по плоти и наречён Сыном Божиим в силе, по Духу святыни ( Рим.1:1–4 ). Вот же, он ясно говорит о себе, что избран к благовестию Божию, хотя в то же время открыто пишет: Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа ( 2Кор.4:5 ); и снова: Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого ( 1Кор.2:2 ). Назвав Его Сыном Божиим, он говорит, что Тот родился «от семени Давидова», и утверждает, что Он наречён в Сына Божия. Так как, скажи мне, Бог родился от семени Давида? И каким же образом, будучи прежде веков и вечно Сыном, по тому, как Он явился от Отца, Он был наречён в Сына Божия, совсем, как если бы Он был приведён к началу существования? Ведь Он сказал о Себе Самом: Господь рече ко Мне: Сын Мой еси, Аз днесь родих Тя ( Пс.2:7 ), хотя «днесь» так или иначе всегда выражает не прошедшее, но настоящее время 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010