Упрекнут его и в кончине его. Но знаем ли мы все-таки доподлинно историю его ухода? Да и в нашей ли власти определять посмертную участь поэта? Известно, что свою автобиографию, датированную июнем 1924 года, Есенин завершил словами, полными надежд на будущее: «Жизнь моя и мое творчество еще впереди» («Синь, упавшая в реку». Сергей Есенин. Поэзия, проза). Долгие годы поэзия Сергея Есенина была под запретом в Стране Советов. Но мудрый судия - народ - никогда не забывал своего любимого поэта. Почему? Плоть от плоти , простой, крестьянский, с гармошкою? Но Есенин был не от сохи, он закончил земское училище и учительскую школу. Очень тонко и узнаваемо передавал быт русской деревни? Клюев это тоже делал мастерски. Вспомнить хотя бы клюевское стихотворение об избе: «Тепел паз, захватисты кокоры, крутолоб тесовый шоломок...» Клюева помнят только литераторы... Может быть, пронзительно живая природа, дышащая в стихах Есенина, и эта растворенность в ней трогает душу народную? Но все наши русские поэты - удивительные певцы своей природы: и Суриков, и Никитин, и Кольцов, и Фет, и Тютчев... Перечислять можно долго. Скорее всего трогает и задевает это чисто русское свойство - абсолютная чувствительность, пронзенность сердца и взгляда, и беззаветная искренность, поющая естественность, легкая свобода, которая присуща русскому языку, и русской душе. Когда поэзия, - как говорил И.А. Ильин, - «не выдумывается риторически, не родится в аффектированной декламации, не выламывается в искусственном стихосложении», а рождается в поющем любящем сердце. И эта способность петь из сердца - большой Божий дар. Видимо, Есенин эту непроизвольность и естественность своего творчества чувствовал, недаром же он называл себя «Божией дудкой». Это не означает, конечно, что он брал на себя роль пророка или духовного провозвестника. Эта способность видеть, чувствовать и петь сердцем - принадлежность всей нашей русской поэзии. Как говорил Николай Рубцов о поэзии: «И не она от нас зависит, а мы зависим от нее»...

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/30/...

Каин приносит жертву «от плодов земли дар Господу». Эта характеристика его священнодействия слишком лаконична. В ней мы видим некую незавершенность и срезанность. Он не может возвыситься над миром своих повседневных занятий, он слишком зависим и даже закабален от них. Жертва Авеля совсем иная, он, как мы говорили ранее, сам весь как жертва. Апостол Павел пишет: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще» ( Евр.11:4 ). Как мы уже определились ранее, и Каин и Авель наследовали мутации греха. Но здесь, в словах апостола Павла, мы видим, что жертвою Авель «получил свидетельство, что он праведен». Как это похоже на другой текст из Книги Бытия: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» ( Быт.15:6 ). Поистине: «человекам это невозможно, Богу же все возможно» ( Мф.19:26 ). Праведность – от веры. И праведность от жертвоприношения – как акта веры. Авель приносит не просто жертву, он приносит «от первородных стада своего и от тука их». Здесь и наполненность, и завершенность. Принеся в жертву из лучшего – «от первородных» лучшее – «от тука их», он засвидетельствовал всецелое упование на Творца. Другой важный аспект совершенного жертвоприношения – он пролил кровь. Жертва без пролития крови всегда приносилась за малозначительные проступки. Жертва с пролитием крови всегда приносилась как заместительная жертва за смертный грех. Сказано: «Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» ( Евр.9:22 ). Какой смертный грех совершил Авель, что он приносит такую важную жертву с соблюдением всех тонкостей ритуала? Ответ очевиден: в отличие от Каина, Авель осознает себя причастным к мутациям греха, к первородному греху своего отца и матери. В Книге Левит есть поразительный текст, где сказано: «священник осмотрит, и если опухоль на коже бела, и волос изменился в белый, и на опухоли живое мясо, то это застарелая проказа на коже тела его; и священник объявит его нечистым и заключит его, ибо он нечист. Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника, и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, потому что все превратилось в белое: он чист» ( Лев.13:10-13 ).

http://radonezh.ru/analytics/ekologiya-g...

22-го декабря, в пятницу, в последний день синодских заседаний пред рождественскими праздниками, я, по маршруту Саблера и преосвященного Феогноста, отправился в Синод, где должен был представиться членам Синода и преосвященному Палладию, которому раньше уже было кое-что сказано о мне и от которого я непосредственно, на время моего пострижения, был зависим. В Синоде в это время заседали: три митрополита – Палладий, Сергий и Иоанникий; Антоний, архиепископ Финляндский; Феогност, архиепископ Новгородский; Иустин, архиепископ Одесский; Маркелл, бывший Подольский (Герман три дня назад умер) 728 . Впервые пришлось мне быть здесь. Обилие светских чиновников, думающих о себе паче, еже подобает, поразило меня... В.К. Саблер с обворожительною улыбкою, расточая любезности и пожимая руки направо и налево, носился повсюду, будучи одинаков ко всем, думающим или воображающим, – что смешнее всего, – что к тому или другому в частности относится эта улыбка или любезность... Так уж создан род человеческий... По окончании синодского заседания В.К. Саблер представил меня всем преосвященным, которые и благословили меня. Лично знал меня только митрополит Сергий по Кишиневу. Митрополит Палладий спросил меня, где я желаю принять пострижение – в Лавре, в Академии или в Семинарии. Я ответил, что в Академии. Он сказал отправиться к ректору Академии преосвященному Иоанну 729 и с ним условиться насчет времени пострижения и т.д. Жить он благословил в Академии. Преосвященный Иоанн, к которому я отправился того же дня вечером, оказался весьма простым, добрым и приветливым ко мне. Мы условились, что пострижение будет в академической церкви 730 в субботу, 30-го декабря, на всенощном; он проявил готовность лично постричь меня. Мне же предложено до этого жить в Академии по указанию инспектора 731 . Комната дана была мне на другой день очень хорошая; стол был тоже академический, но постный, вместе с академическими монахами и готовящимися к монашеству (о. Феофилакт, два иеродиакона Вениамина 732 , Сергий (Тихомиров) – иеромонах 733 , Кононов – будущий монах, ныне Никодим, смотритель Александро-Невского училища 734 , о. Дионисий 735 ). Какое состояние я переживал до самого пострижения, во время пострижения и после него… пусть всякий представит себе... Большую отраду доставляли мне посещения профессора Петербургской академии И.С. Пальмова 736 и беседы с ним. Это – личность идеальная; это – праведник или один из немногих праведников, ради которых Господь щадит нашу землю…

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

7 января 2020 года, в праздник Рождества Христова, на телеканале «Россия 1» состоялся показ традиционного Рождественского интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы политического обозревателя ВГТРК, ведущего программы «Вести» А.О. Кондрашова.      — Ваше Святейшество, в эти дни мы отмечаем праздник Светлого Рождества, но, тем не менее, даже праздничная атмосфера не умаляет злободневности проблем, которые стоят перед нами, перед Церковью. Поэтому позвольте поговорить сегодня еще и о заботах. Прав ли я буду, как Вы думаете, если скажу, что нынешние времена — это времена испытаний для Русской Православной Церкви и в целом для Православной Церкви? Испытаний на способность быть едиными? Патриарх Иерусалимский предлагает Предстоятелям Поместных Церквей собраться и поговорить о будущем Церкви, о возможном сохранении православного единства; с такой же инициативой выступает и Предстоятель Албанской Православной Церкви. Как Вы смотрите на перспективу всеправославного единства? Возможно ли, сохранится ли оно? — Православная Церковь оказалась в условиях беспрецедентного вмешательства внешних сил, которые к Церкви не имеют прямого отношения. Значительное политическое давление оказывается на целый ряд Поместных Церквей. Все это связано с небезызвестными событиями на Украине, все это связано с попытками локализовать и ввести в семью Православных Церквей раскольнические группировки на Украине. Если бы все это осуществлялось путем неких консультаций внутри Поместных Православных Церквей, то это не носило бы такого характера, как сейчас, и виной тому, конечно, вмешательство внешнеполитических сил. Поэтому мы можем сказать, что Церковь оказалась в условиях беспрецедентного давления. Кто-то это давление отражает, у кого-то хватает сил отстаивать свою автономию, ну, а кое-кто прогибается. Потому что условия, в которых существуют Поместные Православные Церкви, очень различаются. Некоторые Церкви напрямую зависят от власти, например, как Церковь Эллады. Священники получают зарплату, они являются чиновниками, с точки зрения источника их финансирования. Естественно, у такой Церкви ограничены возможности проявлять свою автономию. В некотором ряде Церквей есть другие факторы давления, которые, к сожалению, сегодня задействованы. Поэтому конфликт, который существует в семье Поместных Православных Церквей, не носил бы такого жесткого характер, если бы не вмешательство извне. Мы очень сожалеем об этом и еще раз благодарим Бога за то, что сегодня наша Церковь может смело, чистосердечно, не отводя глаз в сторону, сказать: мы ни от кого не зависим.

http://pravoslavie.ru/126932.html

11. Традиция освящения молитвенного дома, 12. Традиция изображать крест внутри и снаружи Дома Молитвы, 13. Традиции венчания, 14. Традиция создания самодеятельных песнопений 65 . Получается, что не только Священным Писанием пользуются баптисты в своей церковной и жизненной практике, но и своим преданием. В Православной Церкви " единственное руководство в вере и повседневной жизни " Библия не заменяется Священным Преданием, но охраняется им. Голый принцип " только Писание " коварен. Дьявол в пустыне искушал Христа цитатами из Библии (см. Лк. 4:9-11). Как дьявол мог иметь в устах Слово Божие? Как мог изрекать его? Как не опалило его это Слово, ведь написано, что Слово Божие " живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого " (Евр. 4:12)?! Почему же оно, пребывая в устах дьявола, не имело на него никакого действия? Более того, дьявол обратил Слово Божие в оружие искушения, направил Божественное Слово против Бога! Слово Божие стало словом сатаны (противника) в его устах. Значит, Божественный текст в устах дьявола был мертвым, не имел жизни и действия, не имел Духа Божьего 66 . Значит, Дух Святой не зависим от текста, каким бы божественным текст ни был! Дух Святой может наполнять каждую букву Писания, но может отсутствовать и во всей Библии. Нельзя поклоняться Писанию, букве, но надо поклоняться Богу, Духу Святому, Духу Писания. Принцип " только Писание " не спасает протестантов от массовых заблуждений. Об этом, например, косвенно говорит книга Дж. Макдауэлла и Дона Стюарта " Обманщики " : Джозеф Смит мл. основатель " Церкви мормонов " посещал Методистскую церковь, а большинство членов его семьи принадлежало к Пресвитерианской общине. (Четвертый параграф Символа веры мормонов гласит: " Мы верим в Библию как в Слово Божие, только если она верно переведена " ). Всемирная организация " Свидетелей Иеговы " началась " с занятий по изучению Библии " . Ее основатель Чарлз Тейз Рассел посещал конгрегационалистскую церковь. " Он убедил свою группу изучения Библии в том, что является их " пастором " . После смерти Рассела новым главой " Общества Сторожевой башни " стал Джозеф Франклин Рутерфорд, который вырос в баптистской семье. После смерти Рутерфорда его сменил Натан Кнорр, который в возрасте 16 лет покинул реформатскую церковь, чтобы присоединиться к Свидетелям Иеговы. " Члены общества усердно провозглашают, что единственным авторитетом для них является Библия " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2326...

Однако здесь Николай расходится с Ареопагитиками. Говоря о причинах (началах) тварного сущего, автор Ареопагитского корпуса следует важной для корпуса парадигме единения-различия. Хотя автор Ареопагитик признает, что когда говорится о множестве причин сущего, речь идет о том, что каждая из них разъясняет различные аспекты промысла Единого Бога , все же он реально различает причины (начала), сущие до вещей, по причастию к которым существует все тварное сущее: ( Самоблагость)– Самобытие– Саможизнь– Самомудрость– Самоподобие и др., и указывает, что эти причины образуют иерархию по старшинству. Причем, Самобытие, как самая старшая причина, является началом остальных причин . О том, что Ареопагит понимал эти причины как составляющие иерархию, свидетельствует и то, что он уподобляет Самобытие единице, в каковой объединены остальные числа: чем дальше от нее, тем более разделенные и множащиеся ; а также то, что он говорит об иерархии существ, причастных соответствующим причинам . В любом случае, можно согласиться с Э. Перлом, что автор корпуса в своем учении об иерархии причин сущего очень близок к Проклу и зависим от него . Таким образом, у Николая Мефонского мы находим парадигму, в корне отличную не только от прокловской, но и от дионисиевской парадигмы, предполагающей реальное существование причин (начал) тварного сущего. Используемая Николаем Мефонским парадигма находит свое отражение и в осмыслении им такой важной и интересной с историко-философской точки зрения проблемы, как проблема универсалий. На византийскую философскую мысль в этом плане повлияла позиция александрийской философской школы Аммония (сына Гермия) , который был учеником Прокла. Аммоний Александрийский был основоположником неоплатонической традиции комментариев к Аристотелю. Согласно Аммонию, универсалии до вещей существуют в уме Демиурга как некие умные сущности, являющиеся причинами соответствующих отделенных от них универсалий в вещах, особенности которых мы воспринимаем . Соответственно, Аммоний говорил о трояком способе существования универсалий: до вещей, в вещах и после вещей, приводя в пример узор на печати, ее оттиски на различных кусках воска и общие характеристики отпечатков, воспринимаемые человеком .

http://bogoslov.ru/article/1845648

Отрицание божественности Христа и Его искупительного подвига – не ново, конечно. Еще фарисеи и саддукеи, Ирод и Пилат, языческие ученые глумились над этою основною истиною христианства. Прочти, напр., IX главу Евангелия от Иоанна, да и другие главы того же Евангелия. Гр. Толстой только дополнил собою сонм этих отрицателей. Отчего это многие не могут никак принять «Христа, пришедшего во плоти», – вопрос очень интересный. Зависит это во всяком случае не от умственного развития их, – но я сейчас не буду касаться его, чтобы не отклониться от своего главного предмета. И так, обращусь к тому пункту учения гр. Толстого, что смысл жизни каждого человека заключается только в увеличении в себе любви и что для преуспеяния в любви есть только одно средство – молитва , состоящая в восстановлении и укреплении в своём сознании смысла своей жизни и своей зависимости только от воли Бога. Пункт этот очень слаб, а несостоятельность его подрывает и всё прочее в учении гр. Толстого и отнимает у него всякое жизненное значение. Дело в том, что гр. Толстой указывает человеку чрезвычайно высокую задачу жизни, а средство для её осуществления предлагает самое жалкое и несоответствующее цели. Цель заключается в достижении любви, а средство состоит в постоянном напоминании себе, что любовь – есть смысл жизни, и что мы зависим только от воли Бога. И во 1-х, почему это напоминать себе о смысле своей жизни – граф называет молитвой и утверждает, что именно такой молитве учил нас Господь Иисус Христос? Но кто же даже из малых детей не знает, что молитва – это есть наша беседа с Богом, наше обращение к Богу с мольбой, с благодарностью, с прославлением, а никак не «напоминание себе самому» о чём бы то ни было! Толстой верует в Бога-Духа, в Бога-Любовь… Любовь может быть только у Любящего. Любящий не может не быть существом разумным, внимающим и понимающим. А если так, то почему бы гр. Толстому не допускать возможности молитвы в общепринятом значении этого слова? Ведь этой же именно молитве учил нас Иисус Христос, когда, обращаясь к Отцу Небесному, восклицал: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам», и потом при воскресении Лазаря: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня!»…, и потом в саду Гефсиманском: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия»… и, наконец, на кресте: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают»! и во многих других случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Одновременно, душа верующого наполнена светлой радостью: «Которого не видивши любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною» 8 . Христианская вера, по ея сути, есть убежденное исполнение Божьей воли втечении земной жизни, ради блаженного продолжения ея, после перехода чрез телесную смерть. Сердце способно полнее оценить значение веры, нежели это может сделать разсудок. Вот восклицание свят. прав. Иоанна Кронштадтскаго : «О, вера святая! какими словами, какими песнями я прославлю тебя... Познан буди, Господи, в вере Твоей» 9 . § 6. О познании Господа Бога Вожделенныя человеческому сердцу: благо, истина, вечность, – проистекают из существа Всевышняго, к Кому обращена религиозная вера человека. Оставляя туманныя определения разума о «Высшей Силе», отдадимся простому и трепетному чувству присутствия Бога Живаго. Поклонение единому невидимому Богу христиане восприняли от древних иудеев, которые давали Ему разныя наименования: Сый, т.е. Тот, Кто есть (Иегова); Владыка (Адонаи); Сильный (Элогим, множественное от Элоаг); Всемогущий (Шалдаи) и другия. Но сущности Бога эти имена не выражают, а только то, что касается этой сущности, только выражают Его отношение к миру и к нам. Бог многоименен потому, что человек не в состоянии найти имя достаточное, чтобы выразить самое Его естество. Познание Того, от Кого зависим всецело, Кому приносим любовь и поклонение, с Кем ищем слияния, – есть стремление, вложенное в человеческую душу. «Ты создал нас для Себя и неспокойно сердце наше, пока оно Тебя не найдет», писал бл. Августин. Но святейшия качества Бога столь безграничны, что разум человека не вмещает и не может объять самую сущность Божию, ибо несоизмерим Он и несравним ни с каким понятием в мире. «Кто может, говорит св. Ефрем Сирин , измерить глубины Божества и понять тайны Его? Угодно ли тебе, о, прах?» 10 В книге о вере св. Феофил Антиохийский выдвинул также мысль о недостоинстве нашем: «Бог виден только для тех, ... у кого очи душевныя отверсты» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Преосвященный Нил исходатайствовал потом от святейшего Синода отпуск суммы, потребной на сооружение Нижненарымской единоверческой церкви, в коли­честве 1000 рублей. 17 При указе святейшего Синода от 31 марта 1843 г. 3609) прислан был для нижненарымской Покровской церкви св. антиминс древнего освящения 1544 года, во имя Божией Матери, уступленный для этой цели преосвященным Иринархом, архиепископом Вологодским. Для снабжения той же церкви высланы были старопечатные книги церковные, требник, служебник и постная триодь, которые преосвященный Нил назвал истинным сокровищем, – и, извещая о получении оных, просил игумена Варлаама порадовать священника и прихожан этим приобретением. Принимал в этом деле святое участие и московский святитель, митрополит Филарет, глубоко сочувствовавший пресечению раскола на Чикое. В 1842 году он при­слал для нижненарымской Покровской церкви древние священные сосуды. 18 Священником был назначен сюда и в марте 1842 года поступил о. Иоанн Богданов, а на место Берденникова определен о. Иоанн Соколов , ко­торый доныне с честию продолжает свое служение в единоверческих церквах по Чикою. В тоже время игумен Варлаам был сотрудником архимандрита Даниила, (скончавшегося в 1848 году), по водворению единоверия в Куналейской, Тарбагатайской и Мухоршибирской волостях. По всем селениям, где были раскольники в этих волостях, обнаруживалось отрадное движение в пользу единоверия; но были противные явления. Так, например в Куналеи и Куйгуне жители разделились на три партии: – одна соглашалась принять священника, с тем, чтобы он не был зависим от епархиального начальства, другая соглашалась принять единоверие, а третья упорствовала. В Хараузе крестьянин Никита Андреев (Заиграев) на увещание игумена Варлаама сказал: «Вы покла­няетесь антихристу, а не кресту», и сняв крест со стены в своем же доме, бросил на пол. В Шералдае уставщик Захар Суменков тайно вынес из местной часовни иконостас и книги, за что и признан был возмутителем общества. В Тарбагатайской волости яви­лись подстрекатели, дерзнувшие на подачу жалоб к министру внутренних дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Земство как раз предполагало и идея возрождения земства предполагает, что люди имеют возможность объединяться вместе на местном уровне, чтобы брать на себя ответственность за многие процессы, за многие дела, происходящие в местной общине. Это может быть и расходование средств, и устроение местного хозяйства, и разрешение бытовых конфликтов, и отношение к тем или иным социальным проблемам, будь то миграция, коррупция, непонимание между чиновниками и простыми людьми. Вполне возможно, сегодня такие формы волеизъявления у людей на местном уровне, как земские сообщества, как системное представительство интересов разных профессиональных и социальных групп, как местные референдумы, как системные примеры диалога людей с органами власти — смогут обеспечивать волеизъявление людей от самого, что называется, «низа» до диалога народа и власти на общенациональном уровне Эти формы сегодня более близки и более справедливы для выявления настоящей воли народа, чем практика некоторых стран, где сегодня, согласно мнению многих ученых и многих политиков, наблюдается кризис демократии, связанный с тем, что формальные демократические механизмы оказываются слишком ангажированы элитами, слишком предсказуемы, слишком просчитаны, слишком управляемы. И в итоге именно эти механизмы обеспечивают то, что по многим вопросам народ не может выразить свою настоящую волю, будучи зависим от ангажированных механизмов формального вроде бы народовластия. Сегодня много идет споров о том, могут ли православные христиане иметь свое суждение относительно устроения общества. Конечно, могут, особенно миряне. И сегодня мирянам нужно все в большей степени прочувствовать свою ответственность за судьбу общества, в котором они живут — на уровне местной общины, на уровне государства, на уровне всего мира. Да, Православная Церковь не поддерживает никакой политической доктрины, никакого конкретного социального строя, и тем более она не должна и не будет заниматься агитацией за ту или иную политическую силу, за того или иного кандидата на выборах, за ту или иную организацию, которая подчас требуют от Церкви встать однозначно на ее сторону в тех или иных политических спорах.

http://pravmir.ru/protoierey-vsevolod-ch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010