После поражения арабов при Пиктавии (732), к-рое они потерпели от франков под командованием Карла Мартелла, продвижение мусульман на север было остановлено, хотя до 50-х гг. VIII в. они удерживали Нарбону и Септиманию. Этимология араб. названия подконтрольных мусульманам земель в И.- Андалус - остается спорной. Традиционная трактовки, согласно к-рым топоним восходил к араб. названию Юж. Бетики - Вандалисия - или к арабизированному названию Атлантического океана (Atlantis), в наст. время пересматриваются (см., напр.: Bossong G. Der Name Al-Andalus: Neue Überlegungen zu einem alten Problem//Sounds and Systems: Stud. in Structure and Change: A FS for T. Vennemann/Ed. D. Restle, D. Zaefferer. B., 2001. P. 149-164). На юг И. мигрировало значительное число мусульман из Сев. Африки, гл. обр. берберов и арабов. Состав населения Андалуса с самого начала был разнородным. Привилегированное положение занимали различные племенные группы арабов (преимущественно кайситы и позднее кельбиты (йемениты)). Среди мусульман было немало берберов, составлявших основную часть войска Тарика ибн Зияда. Из-за того что берберы были недавно обращены в ислам, они считались клиентами («маула» - зависимые) араб. племен, имели более низкий правовой статус, что отразилось на качестве наделов, предоставленных им после завоевания И.,- эти земли находились в основном на севере Пиренейского п-ова. 1-я пол. VIII в. была отмечена выступлениями берберов против арабов, что осложняло политическую обстановку в Андалусе. В 740 г. расселенные на севере И. племена берберов, узнав о восстании соплеменников против арабского господства в Сев. Африке, снялись с мест и двинулись на юг И., громя араб. поселения и угрожая крупным городам. Др. источником внутренней нестабильности в Андалусе была вражда между араб. племенами кайситов и кельбитов. Большая мечеть (ныне кафедральный собор) в Кордове. VIII–X вв. Большая мечеть (ныне кафедральный собор) в Кордове. VIII–X вв. Численность мусульм. населения на территории И. росла и за счет обращенных в ислам местных жителей («мулади», букв.- неараб.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Осмотрев сие редкое здание, мы отправились в Назарет. Сперва мы ехали по приятной долине, украшенной кустарниками, а потом взобрались на горы, и с западной стороны въехали в Назарет уже вечером, – часов в 5½ пополудни. ΝΒ. Деревня Магул не есть-ли древняя Авел-Маула, – родина, помнится, Елисея пророка? И не здесь ли было фамильное кладбище Ависаги, которая грела своим роскошным и нежным телом холодное старое тело царя Давида? 7 Марта , Вторник. – Не знаю почему, с каким-то особенным удовольствием я собирался на Фавор и решился целый день провести на этой священной горе, под сенью палатки, которую приказал взять туда. Ударило 8 часов утра, и я выехал из Назарета мимо фонтана, из которого девушки назаретские наполняли свои водоносы водою. Дорога пролегала сперва по выси назаретских гор, впрочем, недалеко от их краев, потом мы спустились в лощину, сбегающую в равнину Эздрелонскую подле горы значительной высоты. Доселе на Назаретских возвышениях встречалась только трава и кое-какие кустарники; а когда стали подниматься из лощины в долину, то взорам представилась целая роща дубовая. Большие дерева только что распустили свои свежие листья. Эта роща в большей меньшей густоте простиралась до самой подошвы Фавора. Дубы не походят на наши листьями, ибо здешние листья мягче, меньше и круглее; но в самом дереве, в толщине его, в коре его есть сходство с дубами нашими. Эти дубы не высоки, но полны жизни, многоветвисты и толсты стволами. Проводники уверяли меня, что в окрестностях Фавора водятся дикие свиньи. Верю. Есть чем питаться им: много желудей растет для них. Желая посетить деревню Дебурие, в которой есть развалины храма во имя 9-ти апостолов, остававшихся под горою во время Преображения Господня, мы взяли направление к этой деревне. Она мала и незначительна, – стоит при подошве Фавора, на склоне скалистом. Развалины церкви еще видны снаружи, но внутренность осмотреть нельзя было, потому что там помещена деревенская мечеть. Нынешняя деревня Дебурие, должно быть, есть древний Давраф, принадлежавший колену Иссахарову, но отданный левитам; вероятно, эту деревню разумели Евсевий и Иероним 295 под именем Дабиры у горы Фавора, в околотке Диоцезарии. Вероятно также, что это – Дабаритта Иосифа Флавия 296 в большой равнине.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Существует, согласно воззрениям бавили, шесть основ- —137— ных элементов (ориентов) Вселенной. Это – шесть стихий или шесть категорий, под которые подходят все типы бытия. Так, царь имеет шесть титулов, соответствующих шести сферам управления, шести группам существ или священных предметов и т.д. Каждая категория, в свою очередь, заключает 6х4=24 существ или предметов индивидуальных. Так каждый ориент заключает в себе 24 священных дерева. Получается таким образом 6х24=144 священных растений и деревьев, находящихся на территории бавили. Точно также на этой территории живет 144 священных животных. Шесть категорий земных суть следующие: 1) святыни (фетиши); 2) земли и потоки священных вод; 3) священные деревья; 4) священные животные; 5) предзнаменования и 6) времена года. Первый титул царя есть Нкизи-си (Nkici-ci). этот титул указывает на связь царя со святынями, второй титул Фуму (Fumu) означает, что он есть царь земель и священных вод, третий титул Нтину-Лукене (Ntinu-Lukene) называет царя начальником леопарда, т.е. владыкою священных животных и т.д. Общая жизнь в свою очередь распределяется по шести категориям, которые все носят двойные названия: 1) мбунгу-нтвали (mbungu-ntwali) – два приемника для воды, играющие роль при очищениях, погребениях; к этой категории причисляются все жидкости; 2) нкала-нго (Nkala-ngo) означает краба и леопарда, область жительства краба – море, область, где живет леопард – суша; 3) маниа-матали (Mania-matali). Маниа называются холодные скалы, расположенные у рек и в долинах; к этой категории причисляется Луна, потому что она производит впечатление холода; матали представляет собою название скал согреваемых солнцем, солнце входит в эту категорию, как и все, что производит и есть тепло; 4) маула-нксиенжи (Mania-nxienji) – утренняя звезда и вечерняя звезда; 5) Уконда (Ukonda) – охота на слона, т.е. предприятие направленное к тому, чтобы доставлять обильную пищу семье, но никому другому; 6) булу-нту (Bulu-ntu) – бездна и быстрота, где могут сокрушить себе голову и животные и люди.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Куфийцы поняли, что My'abuйa шутить не будет, и вышли против хариджитов во главе с Халидом б. Урфутой ал-Узри, ветераном завоевательных походов. Хариджиты стали стыдить их, напоминая, что у них есть общий враг – My'abuйa, надо сначала вместе справиться с ним, а уж потом разбираться между собой. После перестрелки, а может быть, и столкновения куфийцам удалось убедить Фарву сдаться, с ним ушли в Куфу еще несколько предводителей, нашедших себе влиятельных покровителей. Оставшихся возглавил Абдаллах б. Абу-л-Хауса am-Taййu'u и погиб вместе с ними в бою в джумаде I 41/сентябре 661 г. Эта дата позволяет определить время отъезда Хасана из Куфы 345 . В ответ на подавление этого восстания в джумаде П/октябре к Куфе подошел из Бараз Руза Хаусара б. Baдa' ал-Асади с отрядом в 150 человек. Он также был разгромлен куфийцами: 100 человек были убиты, а остальные сдались и возвратились в Куфу 346 . Хариджитское движение было пестрым по составу: наряду с фанатично убежденными в своей правоте людьми в нем участвовали совершенно беспринципные люди с разбойничьими склонностями. Так, Шабиб б. Баджра, соучастник покушения на Али, чудом спасшийся от расправы, пришел к My'abuu и стал хвастаться участием в покушении, надеясь получить какой-нибудь подарок. Однако My'abuйa разгневался и ушел во внутренние покои, наказав привратнику никогда не пропускать к нему этого человека, даже гнать от дверей. По ночам этот «идейный противник» Али убивал и грабил запоздалых прохожих 347 . Не лучше были и многие другие. Напряженная обстановка не выпускала My'abuю из Ирака, являвшегося ключом ко всей восточной части Халифата. Едва были разгромлены хариджиты под Куфой, как из Басры пришло сообщение, что ею завладел Хумран б. Абан, маула Усмана б. Аффана, который призывает присягать Хусайну. В раджа-бе/ноябре в Басру был послан скорый на расправу Буер б. Абу Арта. «Овладение» Басрой, как оказалось, заключалось в захвате резиденции наместника, остававшейся бесхозной после отъезда Абдаллаха б. Аббаса вместе с Хасаном в Медину, племенные же кварталы продолжали жить своей жизнью. При появлении Буера повстанцы разбежались, и он беспрепятственно вступил в город.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Теперь, Россияне, собрались мы о имени Христовом для торжественного исполнения сего Христианского нашего долга. Се день, в который пред Богом вступили мы в завет с Великим Государем нашим, Императором Николаем Павловичем: обновим здесь завет сей новыми чувствиями своей преданности к Боговозлюбленному Самодержцу, и будем оправдывать оные всею нашею жизнию. Аминь! Слово в день коронования Его Величества, Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича, Самодержца Всероссийского, и супруги Его, Благочестивейшей Государыни Императрицы Александры Федоровны Говорено в Петрозаводском кафедральном соборе, 22-го августа 1830 года. Воздадите убо всем должная: емуже убо урок, урок; а емуже дань, дань; а емуже страх, страх; и емуже честь, честь. Рим.13:7 . Воздавать Царю все, есть общая и всем от великого до малого из нас совершенно известная обязанность наша. Слова Апостольские: Бога бойтеся, Царя чтите ( 1Пет.2:17 ), глубоко напечатлены в душах наших, и так же тесно соединены в совести нашей, как совокупно у Апостола сказано о Боге и Царе. Благоговейное чувство Россиян, народа царелюбивого, давно слило два сии слова в одно, называя и Царя богом земным. Свято и истинно такое расположение наше к Самодержцу. Мы свидетельствуем это сегодня пред престолом Божиим. Но присовокупите и то: в каком объеме разуметь надобно сию обязанность по сущности ее и по учению Слова Божия? Апостол Павел, говоря о чести и славе Царя, говоря вместе о нашем беспредельном к Царю повиновении, продолжил свое учение тем, что в том же самом законе повиновения заключается и следующее общественное правило: воздадите убо всем должная: емуже убо урок, урок; а емуже дань, дань; а емуже страх, страх; и емуже честь, честь. Сущность Апостольского наставления состоит в том, чтобы мы, Братия, не только свято исполняли общий долг подданства, долг повиновения Высочайшей Особе Царя или властям, от которых зависим, но и тем, от кого прямо не зависим, отдавая бы, что принадлежит по одному званию их в обществе, даже кому только страх, страх; кому честь, честь; по крайней мере т. е. чувство уважения и некоторого рода боязни. Вникнем ныне в сию малую, по-видимому, но по себе весьма важную часть общественного порядка. Она покажет неограниченность величия предержащей власти и нашего к ней расположения во всех общественных отношениях наших к высшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Но в меньшие праздники, в которые не служится всенощная, Евхаристия совершается поздним утром, и в этом случае утренние часы поста составляют необходимый период приготовления. Такова литургическая жизнь Церкви, которая, в свою очередь, определяет жизнь каждого члена Церкви и построена на ритме предвкушения и исполнения, подготовки и " присутствия " . Тогда и правила, которые управляют этим ритмом, перестают быть архаичными и непонятными, но становятся знаками пути, ведущего нас в самое сердце жизни Церкви. Пост имеет также второе значение, которое дополняет первое, что мы только что рассмотрели. Оно было отмечено и определено в монашеской традиции. Это аскетический пост, пост как борьба против демонических сил, как способ духовной жизни. Происхождение этой точки зрения на пост мы также можем найти в Писании. Перед тем, как идти проповедовать, Христос постился сорок дней, и в конце этого периода сатана искушал Его (Мф. 4:3). В Евангелии мы находим ясное утверждение, что пост и молитва являются единственными средствами для победы над силой дьявола (Мф. 17:21). В страстях Христовых не только исполнилась история спасения, в ней также был решающий момент в борьбе против сатаны, который стал " князем мира сего " . По Библии, через пищу сатана вошел в человека и стал его властелином. Человек вкусил запретный плод и стал зависим от пищи настолько, что теперь на этом держится его существование. Поэтому пост в библейской перспективе - это не просто ограничение в еде и не вид элементарной гигиены. Истинный пост, действительное воздержание, то, что прославляет Церковь в Святых Отцах - это, по сути, вызов так называемым законам природы и через них самому сатане. Потому что ничто не вредит ему настолько, ничто так не ослабляет его силы, как преступание человеком законов, от которых он стал зависим, которые стали " естественными " и " абсолютными " . Без пищи человек умирает, поэтому его жизнь полностью зависит от еды. И теперь во время поста, т.е. добровольно отказываясь от еды, человек обнаруживает, что он жив не хлебом единым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1466...

Еще очень значимый момент: мы не должны в молитве торопиться – а враг обязательно будет гнать нас вперед, доказывая, что нас ждут неотложные занятия. Преподобный Исаак Сирин советует, чтобы справиться с этим искушением, поступать ему наперекор: когда хочется прочесть молитву побыстрее, сделать это, наоборот, медленнее, чем обычно. Искушение таким образом упраздняется. Враг подталкивает побыстрее закончить молитву? Поступай наоборот: молись медленнее И, конечно, обязательно нужно стараться, по Лествичнику, заключать ум в слова молитвы, не ленясь снова и снова возвращать его к этому «заключению», сколько бы ни стремился он прочь. Постепенно внимательная молитва тоже становится навыком – это нужно знать, как и то, что на приобретение такого навыка требуется много времени и труда, а утрачивается он при нерадении легко и быстро. Но однозначно: стяжание его возможно. И вот что еще знать необходимо: ум, молясь внимательно, «утесняет сердце», или, иными словами, наше сердце постепенно оживает и откликается на слова молитв, и мы испытываем то, что называется умилением, что делает молитву не только сосредоточенной, но и искренней и горячей. И наконец, или же – прежде всего: нельзя начинать молиться «вдруг», всегда, когда у нас есть возможность, – нужно к молитве готовиться. Как? Так, как сказано об этом в Молитвослове: «Таже постой мало, дондеже утишатся вся чувства». Но и этого недостаточно. Важно еще вспомнить: к Кому мы собираемся обратиться в молитве, о чем просить, насколько мы зависим от исполнения этих прошений, насколько зависим от Него… Причем не только и не столько временные наши обстоятельства и участь, сколько участь вечная. Размышление об этой участи и есть лучшая подготовка к молитве. Как учил об этом святитель Феофан Затворник: поставь себя перед Господом Судией, как если бы ты уже оказался на Страшном Его суде, и знай, что ты ждешь решения от Него, когда скажет Он: «Приди» или «Отыди». И сознавая, что по делам своим достоин услышать лишь «Отдыди», сокрушись сердцем и из этого состояния сокрушения возноси молитвы свои о помиловании. Тогда они точно будут настоящими.

http://pravoslavie.ru/129383.html

Эту тенденцию отмечают даже фрондирующие депутаты из президентской фракции «Слуга народа». Например, депутат Верховной Рады от правящей партии Максим Бужанский отметил в своем телеграм-канале: «Еще немного в том же духе и, сопоставив тексты заявлений официальных лиц 2020 и 2017 годов, невозможно будет найти разницу между ними. Напомню, что эта тенденция решительно отвергнута избирателем год назад. Не нужно все объяснять происками врагов, прикрывая этим происки друзей, уже ж это проходили». Таким образом он ответил на заявление главы Совета национальной безопасности и обороны Алексея Данилова, который обвинил судей Конституционного суда в работе на Кремль. Следует также понимать, что давление США на Поместные Церкви в вопросе признания «ПЦУ» не закончится. Да, оно не идет так быстро, но оно продолжится, независимо от того, кто станет следующим главой Белого дома. Давление США на Поместные Церкви в вопросе признания «ПЦУ» не закончится О том, что следующим кандидатом на давление со стороны США с целью признания «ПЦУ» будет Иерусалимская Церковь, высказался телеграм-канал «Лабарум»: «Иерусалимский Патриархат зависим в определенных имущественных и административных вопросах от израильских властей. Как мы понимаем, сегодня Израиль крайне зависим от США. И при Трампе, кстати, более, чем при Обаме. И через израильские власти американцы давят на Патриарха Феофила. Так же, как и через власти Палестины и Иордании, поскольку и там есть фактор зависимости от американских дотаций». К чести Патриарха Феофила, стоит сказать, что он мужественно держится все это время и позиций не сдает. Но есть и проблема: хотя раскольников и не признают, и не допускают к таинствам на Святой земле, а Иерусалим стал организатором Амманского формата, но и официальной отрицательной позиции Иерусалимской Церкви по вопросу «ПЦУ» тоже нет. А Украинской Православной Церкви и, прежде всего, ее Предстоятелю Митрополиту Онуфрию хотелось бы пожелать Божьего благословения и крепости духа, ведь быть главой гонимой Церкви — это уже духовный подвиг. И именно христиане гонимых Церквей являют для нас истинный подвиг в крепости духа и верности Христу.

http://pravoslavie.ru/135030.html

– Ежели фаворский есть любимец Анфима, то, конечно, этот грозный секретарь предпочтет его Никифору? – Это естественно. – Не обидятся ли выбором Никифора прочие иерусалимские архиереи? – Это еще естественнее. Но их усмирит толстая палица Анфима (Засмеялись). – Кто бы из иерусалимских архиереев, по вашему мнению, мог достойно занять патриарший престол. – Первый наместник патриархшй, петро-аравийский митрополит Мелетий, ленив и не имеет своего мнения. Второй наместник, архиепископ лиддский Кирилл, – деятелен, но его деятельность крайне мелочна, притом во время его патриаршества коконы возобладали бы монахами и деньгами; архиепископ неаполийский очень горяч и не захочет быть патриархом; прочие архиереи больны и слабы духом; митрополит вифлеемский Дионисий, как человек строгой жизни и умный, мог бы достойно управлять церковью Палестинскою; но его не терпят там за то, что он, когда был наместником патриарщим, выгонял всех кокон из монастырей. По моему мнению, весьма хорошо было бы избрать в патриарха Константия, архиепископа Синайской горы. – Да он чужой святогробскому братству, возразил князь Ханжерли. А мы упрашивали Порту позволить сделать выбор патриарха из клира иерусалимского. – Почему же вы думаете, что он чужой? – Я думаю, что архиепископ Синайской горы так же не зависим, как и архиепископ кипрский. – Я оспариваю вас. Самый монастырь Синайский, по внутреннему управлению, независим от иерусалимского патриарха; но архиепископ-настоятель сего монастыря был, есть и будет зависим от него; ибо иерусалимский патриарх рукополагает его и он же может низложить его. Давно был спор между патриархами александрийским и иерусалимским о том, кому из них принадлежит Синайская гора; но спор решен в пользу иерусалимского престола. Об этом споре написано целое сочинение знаменитым патриархом иерусалимским Досифеем 199 . Я видел рукопись в библиотеке монастыря Св. Гроба. – Но пойдет ли Константий, сказал князю посланник. – Пойдет, – отвечал князь, улыбаясь и загнув голову назад. – Пред Константием, – продолжал я, – исчезли бы все мелкие честолюбия и архиепископ фаворский не терял бы надежды быть патриархом, потому что Константий довольно стар.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

— А как оно возникло? Н.А.Струве: Оно возникло в каком-то смысле спонтанно, а не институционно, в Чехии, на ставшем уже исторически знаменитом съезде, где соединились кружки молодёжи. Один из них – Н.М.Зёрнова, созданный до этого в Белграде и не очень там признанный. В съезде участвовала интеллигенция и молодёжь. Интеллигенция была не только церковная. На крестном ходе иконы нёс мой дед Пётр Бернгардович Струве, не специально церковный человек в то время, участвовали и Новогродцев, и другие. В движении соединилась творческая, духовная и церковная интеллигенция. Мать Мария (Скобцова) тогда говорила: «Мы абсолютно свободны, мы не зависим ни от кого, ни от какого государства, ни от каких властей. Мы зависим только от своей веры и от самих себя». Всё, что было замечательного в Церкви, было в движении. — Принятие отцом Александром священства тоже связано с РСХД? М.А.: Думаю, что мысль стать священником шла от отца Сергия Булгакова. В диаконы отца рукоположили на одном из съездов РСХД, а в священники – либо в Ницце, либо в Париже. На съезды РСХД он ездил из Ниццы несколько раз, очень любил отца Сергия Булгакова. Отец Сергий после какой-то болезни приезжал и жил у нас в Ницце. Мне тогда был год, я, конечно, ничего не помню, но знаю, что была толстая. И когда меня, уже худющую, отец Сергий увидел в Париже, то сказал: «А, есть глаза, есть!», потому что в год у меня были не глаза, а щёлочки. Живая вера, а не школьное богословие — Желание стать священником отец имел с детства? — Мне трудно сказать. Я думаю, что он всегда хотел быть священником. Самое сильное влияние исходило от съездов РСХД. Кроме отца Сергия, он встретил там немало замечательных людей. Эти встречи дали ему новое ощущение жизни. Н.А.Струве: Его призванием всегда была педагогика, возможность заниматься молодёжью. Когда он поступил в Московскую духовную академию, то не кончил её, не хотел кончать. М.А.Струве: Отец с Флоренским и с Эрном учился на одном курсе, но в МДА ему не хватало духовной жизни, и он оставил учёбу через полтора года. Там он мало находил того, что искал в Церкви. Для него был очень важен живой подход, а не школьное богословие.

http://pravmir.ru/pastyr-neravnodushnyj-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010