Человек по своему телу не так резко отличается от всех остальных тварей, которых извела земля. По телу он, подобно всем прочим тварям, зависим от природы, не может жить без питания, ему дано благословение, подобно прочим тварям, размножаться. В этом отношении он не представляет собой ничего принципиально нового, и поэтому о его появлении говорится в шестом дне мироздания, когда возникли все высшие животные. Так в немногих словах открывается двойственность человеческой природы. Душа человека крепко связана с телом, созданным из праха земного, и если она проявляется только в этом теле, то тем самым она смертна. Но божественное дыхание делает человеческую душу бессмертной. Инстинкты, идущие из души животной, роднят человека со всеми тварями, возникшими к бытию в пятый и шестой дни мироздания. Божественное дыхание роднит человека с Творцом. Душа живая сохраняет в человеке то, что наука называет гомеостаз, то есть его постоянство, устойчивость состава, устойчивость физиологических функций его организма. Божественное дыхание возносит душу человека в горний мир. Откровение говорит об этой истине, дабы пресечь всякие ложнорелигиозные фантазии о происхождении человека из какой-либо особой небесной или просто неземной материи или то, что он появился на Земле, после какой-то предшествующей потусторонней жизни. Эту истину родства человека со всей природой, хранимую Церковью с древнейших времен, сформулировал один из самых крупнейших богословов Церкви, св. Иоанн Дамаскин (VIII век). В «Точном изложении православной веры» он пишет: «Из видимого и невидимого естества Бог Своими руками сотворил человека по образу Своему и подобию. Из земли Он образовал тело, душу, разумом одаренную, сообщил человеку Своим дуновением. И сие-то мы называем образом Божиим. Словом «по образу» означается сила ума и сила свободы; и словом «по подобию» – уподобление Богу в добродетели, сколько это возможно». И еще: «Должно знать, что человек имеет нечто общее и с неодушевленными существами, и участвует в жизни бессловесных, и разделяет силу мышления с разумными. Имеет общую часть с неодушевленными, по своему телу, и поколику составлен из четырех стихий; – с растениями по тем же самым отношениям, и сверх того, по силе питаться, расти, давать семена и рождать; – с бессловесными, по исчисленному выше, и кроме того, по способности пожелания, то есть по силе раздражительной и вожделевательной; также по способности чувствования и по произвольному движению» (Дамаскин И. Точное изложение православной веры , книга 2, гл. 12, с. 93).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

И вот когда пост у нас уже продолжается довольно долго, когда мы изрядно постарались создать у самих себя, а заодно и у кого-нибудь другого ощущение того, что мы постимся — а значит, каемся; едим что-то не то, что обычно, — а значит, одухотворяемся, мы должны задуматься вновь о том, кто же мы такие есть по отношению ко Христу и нужно ли нам делать это. В связи с этим сегодняшнее евангельское чтение вновь обращает нас к этой же самой теме — опять к вопросу, как занять место рядом с Богом, ближе к Богу, казалось бы. Озаботившиеся именно этим вопросом апостолы Иаков и Иоанн и обращаются к Богу с вопросом о том, как им сесть, одесную или ошую Его Самого. Вот именно вопрос о том, как оказаться рядом с Богом, затмил, как видите, и для апостолов понимание того, что близость к Богу предполагает не внешнее местоположение, а внутреннее созвучие с Ним. Действительно, в нашей жизни в Церкви очень часто бывает так, что мы стремимся соответствовать какому-то внешнему стилю поведения — в словах, в одежде, в поступках; в общении с людьми мы всё время выдаём себя за кого-то другого — того, кто будет приемлем для окружающих нас людей, от которых мы зависим, в которых мы заинтересованы. Но, к сожалению, эти отношения переводятся подчас и в нашу церковную жизнь, и в отношении Бога мы ведём себя так, как ведём себя в отношении людей — кого-то из себя изображая, имитируя в своей собственной жизни то, чего на самом деле в ней нет. Мы продолжаем в духовной жизни казаться, а не быть. Мы теряем сами себя как безусловно грешных, но всё-таки призванных уподобиться Богу. Мы остаёмся, по сути, конечно же, существами, сотворенными Богом и призванными творить себя в течение всей своей жизни по замыслу Божию, но избавляющими себя от главного призвания человека в этом мире — быть подлинно с Богом. Пусть так: около Бога, желательно, конечно, ошую, а ещё лучше одесную, — но не в Боге и не с Богом. И вот эта очень основательно разработанная на протяжении двух тысячелетий существования Церкви традиция внешних проявлений жизни духовной (да, конечно, слава Богу, вытеснившая из жизни церковной кровь козлов и быков), постепенно занимает в нашей душе главное место.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

В одну группу он объединяет гору Сион, гору, на которой Авраам намеревался принести в жертву Исаака, и гору, на которой вознесся Христос (V, 648 сл.). Таинственный смысл имеют не только слова Божии, но и действия, которые совершают библейские персонажи (X, 443). В Писании ничто не может быть бесполезным или излишним, незначительным: нельзя считать бесполезным, что для построения ковчега Бог указал Ною и конкретный план с цифрами и мерами (IX, 20–41). У пророка Иезекииля там, где он представляет порядок описания плана Иерусалима и храма, точные данные тоже значимы (IX, 52 сл.). Исходя из этого принципа, Аппоний усматривает в библейских числах мистическое значение, ибо если Сам Господь указывает числа, то они несомненно заключают в себе Божественную тайну. Символика чисел у Аппония очень развита и оригинальна; 1000 означает “Сияние Троицы и могущество единого Бога” (XII, 982 сл.), так как 1000=(300´3)+(30´3)+(3´3)+1. Серьезное внимание Аппоний уделяет и географическим названиям. Впрочем, поиск духовного значения личных и географических имен в Библии у Аппония наталкивается на его незнание древнееврейского языка. В данном вопросе он всецело зависим от “Книги еврейских имен и мест” блаженного Иеронима, откуда он главным образом и заимствует свои этимологии. Поэтому, сталкиваясь с тем или иным географическим названием, Аппоний обычно ограничивается краткой географической справкой. 3. Цели и задачи экзегета Нельзя сказать, что комментарий Аппония оказал сильное влияние на его современников. Ярко выраженный оригенизм Аппония был уже архаичен для начала V в. Именно этот оригенизм, возможно, и был причиной того, что упоминания об Аппонии предпочитают избегать христианские авторы V–VI вв. Интерес к произведению Аппония проявляли главным образом экзегеты, писавшие после него свои толкования на Песнь песней. Первый автор, у которого мы встречаем реминисценции из толкования Аппония, — святитель Григорий Двоеслов; в его “Комментарии на Песнь песней” имеют место прямые заимствования из Аппония, однако он также предпочитает не называть его имени.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Что касается исполнения Закона, то это напоминает игру между влюбленными, когда они хотят приватизировать свободу другого человека. Зачастую те, кто приходит в Церковь, исполняют все предписания и ждут от Бога награды. Можно ли строить свободные и радостные отношения с человеком, который играет с тобой в такую игру? Но когда мы начинаем это осознавать, мы встаем на путь исцеления. Свобода — это Божественный дар, который легко извращают, поэтому она становится для многих испытанием. Мнимая свобода оборачивается и наказанием. То, что совершенная свобода возможна лишь при полном одиночестве, — это иллюзия. Сартр утверждал, что ад — это другие. Православие говорит о том, что ад — это твое одинокое эго, а блаженство — это другие. Если тебе никто не нужен, то и Бог становится не нужен. Это и есть гордыня, одинокая свобода. протоиерей Лев Большаков, настоятель Успенского храма в г.  Кондопога: Отвечая на вопросы новоначальных об ограничениях, которые неизбежно возникают в церковной жизни, и приобщая к свободе, священник помогает человеку становиться самим собой. Это вопрос воспитания человека в духе. Нельзя сводить вопросы духовной жизни только к посту, например. Важно понять цель ограничений, их смысл. И тогда в процессе обретения духовного опыта христианин будет находить ответы на все вопросы изнутри. В решающие минуты своей жизни мы должны обращаться к Богу, искать Его ответ, тогда мы этот ответ получаем не умственно, а жизненно и пребываем в эту минуту в Истине. Когда я почувствовал, что верю, я был достаточно молод и вполне счастлив: любимые работа, жена и друзья. То есть это не был какой-то трудный период жизни, в котором я искал утешения. Я зашел в храм и вдруг понял, что существует Бог. Оказалось, что к тому, что хорошо, можно прибавить еще лучшее — восхищение: «Бог есть!». Рядом стояли белорусские бабки, потому что это происходило во время экспедиции в Белоруссии, и мне хотелось быть около них. Я испытал чувство обретения свободы, хотя не был зависим ни от чего. Как деревенский священник, я должен расчищать в сознании человека, который считает себя верующим, место для Бога. Не могу пожелать ничего лучшего, как узнать каждому в Боге лично для самого себя истину и свободу — личную истину и личную свободу.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/4/72...

Руины дворцового комплекса Влахерн были засыпаны и на них возникли турецкие жилища, сады, мечети. Лишь позднее здесь чудесным образом была обретена замурованная в нише мечети одна из главных святынь Влахерн – икона Божьей Матери, которая с 1653 г. нашла приют в России. §5. Надзор и наказания Официальная власть, словно ананки – рок, сопровождала ромея на протяжении всего его существования. Византийская жизнь оставалась тщательно контролируемой, как это происходит в наше время в странах, где государство является исключительной властью. Постоянно провозглашавшееся равенство всех свободных, независимых граждан Византии на деле оборачивалось всеобщим бесправием перед могуществом монарха-автократора, который и сам покорно подчинялся монархии, был ее первым слугой. Он жил, по выражению византийского историка Феофилакта Симокатты, в «блестящем рабстве», ибо не имел права на полную свободу действий. Впрочем, само понятие свобода было иным. К свободе в ее теперешнем понимании не стремились, и наиболее свободными оказывались в этом обществе как раз те, кто имел могущественных покровителей, кто был зависим от государства и мог выполнять обязательства перед ним. Недаром знаменитый мистик Симеон Новый Богослов в начале XI в. подчеркивал, что служение выше свободы, ибо приносит благосостояние и репутацию гражданина. Образец человека, живущего только государством, возвышал и подданного в такой стране. К XIV в. формируется представление о свободе как иерархическом состоянии. Она, согласно церковным предписаниям, имела степени и могла быть большей или меньшей. Такое понятие свободы отражало сложные отношения господства и подчинения, сложившиеся в разных сферах общественной жизни поздней Византии. На практике все выглядело так: василевс – господин, «отец», а граждане, даже самые большие индивидуалисты, – его «дети», подданные и слуги. Это не значит, что монархия делала людей рабами, – республика, пожалуй, обезличивает куда хуже. Но верность и послушание императору, неукоснительное соблюдение законов, повиновение всем государственным органам, действительно, были первейшими обязанностями каждого жителя Империи ромеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пожелания Все, о чем мы говорили, конечно, работает, однако легко говорить, но не так легко выполнить. По словам Амвросия Оптинского, «учить — это камни с колокольни бросать, а исполнять — камни на колокольню таскать». Естественно, чтобы все это сделать, нужно очень серьезно потрудиться. Думаю, что в этом труде родители всетаки смогут для себя увидеть очень много важного и интересного, и наградой им будет хороший контакт с детьми и радость от общения с ними. Когда ты общаешься с ребенком, у тебя появляются новые темы, на которые ты можешь говорить, при этом ты сам обогащаешься: чтобы ребенку чтото рассказать, нужно находить какуюто информацию, ведь дети задают вопросы подчас очень серьезные. Желаю всем нашим читателям жить вместе с детьми реальной, полной и радостной жизнью, в которой не было бы места суррогатам. Рейтинг: 9 Голосов: 164 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Дмитрий 14 сентября 2017, 22:41 Спасибо уважаемому священнику за статью, но хотелось бы услышать рассмотрение проблемы не только со стороны воспитания, но и со стороны самовоспитания Татиана 9 марта 2017, 19:03 Помогите! Я в отчаянии.у меня сын,подросток 16 лет, зависим от компа.выбирает игры сам, блокирует телефон, чтобы я не вошла и не увидела.жестокость сильная, не только грубит, но и поднимает на меня руку,бьет,говорит, что ждет моей смерти. Может, я и плохая мать, но слышать такие слова страшно. Психологи отмахиваются, психиатры предлагают сильнейшие препараты. Но они не лечат душу. Приходила в храм на беседу с иеромонахом.он прямо в глаза сказал мне, что это мой крест и что он не в силах мне помочь...предложил просто сдать ребенка в интернат. Да, не удивляйтесь - Даниловский монастырь в Москве, метро Тульская, пешком.... Я осталась одна со своей бедой. Прошу - помогите Ирина П. 5 августа 2014, 11:19 Запретить необходимо в интернете онлайн-игры и любые другие игры. Ведь вся молодежь как помешенная сидит в этих играх и не хочет ничего другого осознавать и понимать. Казино запретили - это хорошо, автоматы запретили - тоже хорошо, а вместо всего этого вот Вам замена - ИГРЫ в ИНТНРНЕТЕ...

http://pravoslavie.ru/64203.html

Для ребенка значительно лучше (если никакой физический недостаток матери не препятствует этому) быть вскормленным материнским молоком. Это признает и современная медицина; но я особенно хочу подчеркнуть духовный аспект питания. Ребенку лучше, если то, что питает его, что формирует его тело, — есть энергия любящей и молящейся человеческой личности. Мать должна постараться и всеусердно пребывать в мире и молитве во время кормления, чтобы ребенку получать вместе с физическим и духовное питание. В наши дни роль матери очень часто принижается — результат глубокого духовного невежества. Как христиане, мы должны почаще размышлять о роли Матери Божией и сонма матерей Святых, имена которых также занесены в Святцы, чтобы освободиться от всяких сомнений о святости материнства. Материнство дает пример кенотической любви. (Кенозис в богословии означает “истощание” (self-emptying), умаление по образу Божественного истощания Христа — ср. Фил. 2:7 ). Весь день мать отдает детям, особенно пока они маленькие, и в каком-то смысле она как бы лишена своей жизни, отдав ее семье — но именно эта любовь и созидает ее как личность, образом Христовым. В первые месяцы жизни младенец почти полностью зависим от матери, но уже в самом начале немалую роль играет и отеческая любовь и ласка. Жизненная необходимость этого понятна психологически, но то же справедливо и в духовном смысле. Одна из трагедий современности состоит в том, что вырастает так много детей, для которых образ отца негативен или отсутствует, и это представляет собой угрозу их отношения с Богом, Отцом Небесным. Отцам необходимо делать усилие над собой и находить время для общения с детьми. Когда ребенок кричит и шумит, не дает спать, мешает присутствию на полной Литургии, надо постараться не забывать о том, что он есть Божие творение, ребенок Бога, дар Бога, и такими мыслями преодолевать раздражение на него. Первые три года жизненно важны для роста младенца — физического, интеллектуального (ментального) и духовного. Именно в эти годы формируется характер, и борение родителей может быть чрезвычайно утомительным и напряженным — но каждое усилие не напрасно. Св. Иоанн Златоуст говорит: “Не жалейте трудов, ведь вы трудитесь для себя; ибо жизнь ваша будет легче, если ваши дети будут добродетельны”.

http://azbyka.ru/deti/mysli-o-detyah-v-p...

И еще о наших прекрасных батюшек: об о..Михаиле (настоятеле), о.Антонии и о.Алексее. О даровании им здоровья, терпения, физ.сил, о их спасении и помиловании пред Богом нашим Иисусом Христом. Спаси и помилуй Вас, наших молитвенников! Людмила 2016/04/05, 20:06:05 Дорогие наши молитвенники Святой Горы Афон, пожалуйста, помолитесь о мне р.Б. Юлии, чтобы Господь дал мне мужа хорошего и работу творческую, интересную и ума. Низко Вам кланяюсь за Вашу молитвенную работу о нас, грешных. Спаси Вас Господи! 2016/04/05, 17:08:00 Дорогие Отцы и Братия Святой горы Афон! Услышьте мою молитву материнскую, прошу Вашей молитвенной помощи перед Господом Богом о здравии моего сына р. Б. Владимира, пусть Господь дарует ему храбрость, защитит от врагов видимых и не видимых. Верю в Ваше молитвенную помощь и надеюсь, что Господь будет ко мне и сыну моему младенцу Владимиру благосклонен. Спаси Вас Господь! Татьяна 2016/04/05, 16:21:19 Прошу молитв ваших, о сыне Андрее, зависим от компьютерра и ставок на спорт проигрываньем деньг, простите меня грешную прошу ваших молитв. Людмила 2016/04/05, 15:53:07 СвЯтые отцы и братия ! Прошу ваших святых молитв о муже моем Павле , да избавит его Господь от вспыльчивости и гневливости, а мне рабье Божьей Ларисе подаст Господьвашими молитвами смирение , терпение и мудрость все покорно сносить все напасти и недорозумения во Славу Божью . Так же прошу помолитесь о здравии раб отроковицы Александры, Ярославы , бол.Василия, Татианы , Ольги, Аллы, бол.Любови, Наталии , Анатолия , Сергия, младенца Владимира , отрока Ильи. Спасибо вам за все ! Лариса 2016/04/05, 15:04:23 Благодарю Тебя, Пресвятая Богородица, за скорую помощь мне в делах торговых! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь. раба Божия Ксения 2016/04/05, 11:39:01 Благословите, дорогие отцы и братия! Прошу Ваших молитв о здравии душевном и телесном рабов Божиих: болящего Виталия, Татианы, Андрея, Марии, Илии, Ольги, младенца Платона, младенца Любови, младенца Анастасии.Помолитесь, дорогие отцы,

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=173

Апостол Павел, во всем послушный водительству Духа Святого, тоже получал откровения во сне. Ему в видении «предстал некий муж» ( Деян.16:9 ). Он слышит во сне наставление от ангела Божия ( Деян.27:23 ). В видении Господь укрепляет его ( Деян.18:9 ) и затем приказывает отправляться на проповедь в Рим ( Деян.23:11 ). Нужно отметить, что в Новом Завете, по сравнению с Ветхим, изменяется если не отношение к сновидениям, то их роль в Промысле Божьем. В Новом Завете сновидения как средство откровения от Бога теряют свое первостепенное значение. Если Бог использует сновидения, то исключительно в целях предупреждения об опасности, угрозе; одним словом, в редких случаях. Ни в одном из апостольских посланий мы не находим даже намека на использование снов в качестве духовной помощи или руководства. Из важнейшего средства водительства и провозвещения воли Божьей сновидения становятся чем-то частным, касающимся судьбы одного человека, пусть и апостола. Дух Божий говорит и действует теперь через Церковь, через апостолов и учеников Христовых. О сновидениях в православной аскетике Ключевыми моментами, определяющими всю духовную жизнь подвижника, являются состояние ума и сердца. Истинный монах именуется духовным воином, и его воинская доблесть заключается прежде всего в том, чтобы, пребывая непрестанно на посту, то есть бодрствуя в молитве, хранить в чистоте свои мысли и чувства, отражая все посторонние помыслы и прилоги. Ученик прп. Макария Египетского выдающийся подвижник Евагрий Понтийский (IV в.), в своих сочинениях неоднократно обращается к теме снов. Примечательно, сколь глубокая пропасть разделяет «специалиста по сновидениям», язычника Артемидора, и христианского подвижника и наставника духовного ведения – аскетики, аввы Евагрия. Разница не только в том, что первый по своему мировоззрению – язычник, а второй – христианин. Разница, на которую прежде всего хотелось бы указать нашим читателям, – в духовном , в самом что ни на есть буквальном смысле Для языческого сознания сны – есть предзнаменовывающие что-либо внешние знаки и аллегории, ниспосылаемые свыше, и человеку ничего не остается, как принимать их хорошую или плохую неизбежность. Иногда, при соответствующем истолковании, для язычника есть надежда переменить свою участь умилостивляющей божество жертвой. Язычник покорно отдается року, принимая все могущее с ним приключиться впоследствии как исполнение знамения сна. Язычник – суеверен, он целиком во власти вещих знаков и поэтому обуславливает взаимосвязями между предметами и событиями своей жизни. Он исключительно зависим, то есть не свободен, – он игрушка темных непостижимых случайностей, которые «исполняются» в нем, и которые он «исполняет» своей ложной верой в них.

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

- Ребенок – отрок Илия находится в реанимации в тяжелейшем состоянии. Самостоятельно не может дышать. Сняли крестик с него. На руку мама привязала Пояс Богородицы, его тоже теперь сняли. Как быть? - Он в руках Божиих. Бывает, старых людей Господь забирает, а бывает - в юности, пока не согрешили, то есть Богу виднее, кого и когда забрать. - Батюшка, а вот крестик врачи сняли? - Ну, это не от нас зависит. Поговорить можно с врачом, чтобы на руку привязали или чтобы где-то рядом висел. Можно в волосы крестик закрепить, чтобы не мешал. Если он на руке мешает, можно на ножку привязать - ничего страшного. - Батюшка, у нас с вами тема о загробной жизни. Вот задают такой вопрос: а откуда Вы знаете, что есть эта загробная жизнь? Ведь оттуда никто не возвращался? Говорите, что в Евангелии написано… Ну, мало ли, что в Евангелии написано! А где доказательства? - Я однажды ехал с журналистом мимо кладбища и говорю: вот наш будущий городок, мы все там будем. Журналист говорит: «Хотя бы один человек вернулся из того мира и сказал, что есть там духовный мир? Тогда можно поверить». Я говорю ему: «Мы с тобой рассуждаем как два близнеца в утробе матери. Один другому говорит: «Слушай, сроки кончаются, скоро мы выйдем с тобой в мир». А второй говорит: «Смотри, сейчас мы полностью зависим от матери - питаемся кровью, кислородом, а когда выйдем в тот мир, все это прервется, и никто не знает, есть ли там жизнь, ведь сюда никто не возвращался». Очень много святых отцов, которые, проводя святую жизнь, оставили нам много свидетельств об этом, о духовном мире. Ведь каждый человек, переходя в тот мир, должен пройти 20 мытарств. Самое страшное мытарство  - это шестнадцатое мытарство блуда, семнадцатое мытарство прелюбодеяния (кто вступил в брак и изменяет супругам) и восемнадцатое мытарство - это содомские грехи, то есть все виды извращения. Вот за эти грехи два города Содом и Гоморра были  уничтожены, сейчас  на этом месте Мертвое море. - Как называется Ваша книга о баптизме? - Сейчас она называется «Православие и протестантизм». Раньше называлась «История баптизма и разборы вероучений».  Это кандидатская.

http://radonezh.ru/text/14-01-2015-21-00...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010