Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Это – хвалебная молитва к трем лицам Пресвятой Троицы. Ею мы высказываем, что Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому принадлежит равная слава (равное прославление) в настоящее время (ныне), всегда (присно) принадлежала и вечно (во веки веков) будет принадлежать. Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради. В этой молитве прежде у трех лиц Пресвятой Троицы вместе, а потом у каждого лица порознь мы просим одного, хотя в различных выражениях, именно – избавления от грехов. Под словом Господи разумеется Бог Отец, и Его мы просим очистить нас от грехов; под словом Владыко – Бог Сын, и Его мы просим о прощении наших беззаконий (нарушений закона Господня, т. е. грехов); под словом Святый – Бог Дух Святый, и Его мы просим об исцелении наших душевных немощей (слабостей, грехов). Заключительными словами этой молитвы: имени Твоего ради, мы показываем, что просим у Бога прощения грехов не по заслугам нашим, а в надежде на милосердие Божие. Господи помилуй. Это – молитва человека грешного, проникнутого покаянием и смирением. Но в милосердии Божием мы нуждаемся не только потому, что грешим, но и потому, что во всем зависим от Бога. В Его руках судьба наша; Он подает нам блага жизни, поддерживает нас телесно и душевно, Он же посылает нам и испытания. Поэтому мы должны просить у Бога, как милости, не только прощения грехов наших, но и всякого блага, в котором нуждаемся. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Это – хвалебная молитва к Богу. Произнося ее короче, мы говорим: «Слава Богу». Так нужно говорить при конце всякого доброго, полезного дела. Боже, милостив буди мне грешнику ( Лк.18:13 ). Однажды Иисус Христос сказал следующую притчу для вразумления тех, которые считают себя праведными, а других грешными и гордятся этим. «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей 3 , а другой мытарь. Фарисей, став, помолился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как сей мытарь. Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится» ( Лк.18:10–14 ). Так и мы, когда молимся, не будем, подобно фарисею, хвалиться своими добродетелями и осуждать других, иначе и самые добродетели наши потеряют свою цену пред Богом; будем лучше молиться так, как молился мытарь, со смирением и сознанием своих грехов, и Господь помилует нас.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iz-jas...

Все здесь выше ума, выше слов, выше природы, выше всего сотворенного. Что касается тайны, в Церкви заключена великая тайна человека в великой тайне Богочеловека, который есть Церковь и в то же время Тело Церкви и Глава Церкви. И при всем этом человек, включенный в Церковь и являющийся полноправным ее членом, человек, который в Церкви является частью Богочеловека Иисуса Христа, – является частью Святой Троицы, членом Богочеловеческого Тела Христова – Церкви ( Еф. 3, 6 ), самой святой и драгоценной тайны Божией, тайны над тайнами, всеохватывающей великой тайны. Церковь – это Богочеловек Иисус Христос через все века и через всю вечность. Но с человеком и после человека – богозданная тварь: все, что на небе и на земле было создано Богом Словом, – все это входит в Церковь как ее тело, которому глава – Господь Иисус Христос, но глава – это глава тела, а тело – это тело главы; неотделимо одно от другого, полнота одного и другого – «полнота Наполняющего все во всем» ( Еф. 1, 23 ), Становясь через Святое Крещение членом Церкви, всякий христианин становится составной частью «полноты Наполняющего все», и сам наполняется полнотой Божией ( Еф. 3, 19 ), и, таким образом, достигает всесовершенной полноты своего человеческого существа, своей человеческой личности. По мере своей веры и благодатной жизни в Церкви каждый христианин достигает этой полноты через святые таинства и святые добродетели. Это остается в силе для всех христиан всех времен, Все наполнено полнотой Наполняющего все во всем: все в нас, людях, все в Ангелах, все в звездах, все в птицах, все в растениях, все в минералах, все во всех богозданных тварях ибо, где Богочеловеческое Божество, там и Его человечество, там все верные всех времен и всех существ – Ангелов и людей. Именно таким образом мы, члены Церкви, исполняемся «всякой полнотой Божией» ( Кол. 2,9 ): Богочеловеческая полнота – Церковь , Богочеловек – ее глава, Церковь – Тело Его, а мы на протяжении всего нашего существования полностью зависим от Него, как тело от головы.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Молитва есть трех родов: устная молитва , ума и сердца. Мы молимся устами, и нам достаточно говорить слова возможно благоговейно, со вниманием. Кто терпеливо произносит со вниманием каждое слово молитвы, того [Господь постепенно изменяет], как ученика учитель переводит из класса в класс. Только не нужно намеренно искать утешения молитвенного – это прелесть. Пусть всякий покорится в этом случае воле Божией. Когда нужно, Господь обрадует нас. Будем же хранить в себе с великой осторожностью бесценное сокровище благодати Божией, всегда сохраняя внимание к себе и бодрость духа. Аминь. Святая наука смирения Когда на человеческом теле появляется опухоль, тогда к больному месту без страданий нельзя и прикоснуться. Подобно этому, когда на душе, по выражению преподобного Нила Синайского , появляется опухоль от гордости, тогда дотронется ли кто до нас обидой – болит сердце; назовут ли нас как-нибудь – не терпим; укорят ли – ропщем; не исполняются сердечные молитвы наши – отчаиваемся и ропщем. Кто же не излечит души от этой страшной опухоли, тот не наследует Царства Небесного. В наше время, по пророчеству святого Нифонта Цареградского, люди будут спасаться в безызвестности, без частых поразительных знамений благодати Божией, и спасутся, именно уничтожив опухоль гордости смирением сердца. Много и ныне таких смиренных избранников благодати Божией. Преподобный Серафим однажды, будучи в состоянии благодатного восхищения, видел всю Русскую землю, как дымом покрытую молитвами тайных рабов Божиих. К лику их-то должны примкнуть и мы двумя путями – смирившись пред Богом и пред людьми. Смириться пред Богом – значит всем сердцем чувствовать и умом всегда помнить, что мы всецело зависим от Бога и без Его помощи – ничто. Кто возбуждает в нас чувство сокрушения, кто сохраняет нас от ведомых и неведомых опасностей и укрепляет волю к добру? Бог . Он просвещает ум наш светлыми мыслями, радует души наши веселием благодати, утешает чудными движениями незримой силы сердца скорбные и наболевшие. Если Он отнимет силу Свою, иссякнет сила наша. Как тело умирает по разлучении с душой, так душа, разлучившись с Богом, умирает для умиления. Нет в ней тогда ни духовной радости, ни мира, ни безмятежия. Свою зависимость от Бога и ныне чувствуют простые душой люди, и Бог являет им Свою помощь, когда нужно.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

— Америка заинтересована не только в развале России, но и в максимальном ослаблении Русской Православной Церкви, потому что в Америке хорошо понимают, что Русская Православная Церковь на постсоветском пространстве — это объединяющая сила, которая влияет на миллионы людей. И они заинтересованы в том, чтобы Русскую Церковь ослабить, расчленить. Поэтому они поддерживали раскол на Украине. Поэтому они стоят за всей этой авантюрой. Ну, а Константинопольский Патриарх зависим от США и материально, и в политическом отношении, он, в общем-то, выполняет именно этот заказ. — То есть, можно считать, что он в данном случае проводник американского влияния в этом вопросе? — Да. И не только в данном случае, и не только в этом вопросе. — Скажите, чем это чревато для православных на Украине? Были ли уже попытки захвата храмов, которые не контролировались раскольниками? Как это скажется на православной жизни на Украине? Какие здесь опасности и есть ли возможность их предотвратить? — Опасностей здесь очень много, и почти все они исходят от нынешней украинской власти. Власть Украины приняла несколько законопроектов, которые направлены на то, чтобы легитимизировать захваты храмов. Таких захватов уже было несколько десятков, то есть появляются какие-то люди в маске или без маски, берут штурмом храм, выгоняют прихожан и говорят: мы — община этого храма. И в условиях, когда нет никаких списков членов общин, это сделать очень легко. Раньше общины канонической Церкви в судебном порядке оспаривали подобные действия и выигрывали суды. А сейчас закон будет на стороне захватчиков. Верховной Радой был также принят закон о переименовании канонической  Украинской Православной Церкви . Теперь в ее названии должно быть указано, что эта Церковь имеет отношение к стране-агрессору, то есть к России. Для чего это делается? Для того, чтобы маркировать Украинскую Церковь как иностранную вражескую организацию, подобному тому, как в Третьем рейхе евреям приклеивали шестиконечные желтые звезды. Для евреев это был священный символ, но для нацистского мира шестиконечная звезда служила меткой, означающей, что перед тобой враг, которого надо уничтожить.

http://patriarchia.ru/db/text/5361350.ht...

Приведем другой пример. Ап. Павел заявляет: «Потому говорю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор. 12:3 ). На экзегетическом уровне мы должны определить из контекста, каких богохульников Павел мог иметь в виду: язычников, иудеев, христиан-гностиков, и почему именно их; каков контекст и значение христологического титула «Господь», каковы в представлении Павла взаимоотношения Господа и Духа, и так далее. На уровне интерпретации мы сталкиваемся с необходимостью религиозного выбора: следует ли и до какой степени следует соглашаться с христологической истиной, засвидетельствованной Павлом. На уровне преображения речь идет о личном исповедании Иисуса преображающим Господом и новой жизни. Подобную же герменевтическую динамику можно применить к бесчисленным библейским учениям о личности Христа, Духе, благовестии и Царстве, грехе и прощении, новом творении и плодах Духа, церкви и ее миссии в мире. Экзегет свободно исследует мир Библии: он способен осветить контекст и значение библейских понятий и истин. Когда (и если) экзегет отходит от чисто исторического исследования, – а опасность преобладания историко-критического подхода в библеистике очень реальна, – он сталкивается с необходимостью оценки истинности этих религиозных утверждений. И тогда экзегет становится толкователем в глубочайшем смысле слова, что неизбежно вовлекает его в религиозное или философское осмысление вопроса веры. Обычному читателю экзегетические подсказки, как и нормы интерпретации, принятые в общине, могут послужить ощутимой поддержкой, однако он не обязательно зависим от них, поскольку при чтении воспринимает библейское утверждение («Любите друг друга», «Иисус – Господь») как таковое. Для любого читателя преображение требует не столько точности экзегетического и интерпретативного знания как такового, сколько внутренней восприимчивости к действию Духа. На уровне преображения простой верующий объемлет библейскую истину и благодатно преображается ею: знать при этом что-то о различных герменевтических уровнях и парах герменевтических факторов ему вовсе не обязательно. Само собой понятно, что для тех, кто не признает богооткровенного характера библейского свидетельства и его истинности, говорить об уровне преображения бессмысленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Ведь она вела хозяйство и все покупки делала на рынке после тяжелой работы на фабрике. А уж когда я расплатилась с отцом Андреем за формы и купила эти, я купила себе … шляпу! Наступил радостный день в нашей жизни. Отец Андрей нашел нам квартиру, вернее домик, старенький, деревянный, в районе Кобург. Домик типа коттеджа: три спальни, столовая – это прекрасно, но ванная, прачечная и кухня – все в одной комнате, и довольно примитивно вмазан кот л для кипячения белья, который употреблялся и для стирки белья и для мытья посуды. “Удобства” на дворе, в самом дальнем углу сада. Ну что же? Приходится мириться со всеми неудобствами, зато собрались всей своей семь й и не зависим от злой хозяйки. Еще одна радость. Пришел наш тяжелый багаж с теплой одеждой и одеялами. Какое счастье! Я прихожу домой с работы, а у нас обед в полном разгаре. Отец Андрей, мама, папа, Александра Николаевна, Вова и Маришка – и все счастливые и довольные. Радостные лица, несмотря на то что вся столовая завалена полуоткрытыми сундуками, беспорядок полный, но все счастливы. Как я уже говорила раньше, мы приехали в Австралию только благодаря отцу Андрею Каткову. Он сделал нам вызов и нашел спонсора. Приехали большой семь й – мы, мои родители, свекровь и крестная с мужем – пять потенциальных пенсионеров. Благодарны мы ему до гроба. И вот тут начали заботиться о нашем отношении к католичеству. Приезжал в Австралию архимандрит Филарет, впоследствии он стал митрополитом Филаретом – главой Русской Православной Церкви Заграницей. В сане архимандрита он служил вечерню в Джилонгском храме Всех скорбящих радость. Сказал проповедь, явно направленную в наш адрес, ибо наша семья была тесно связана дружбой с о. Андреем и о. Георгием – бывшими лицеистами. Отец Филарет очень настойчиво объяснял разницу между восточным обрядом в католической церкви и нашим православным. Предупреждал быть очень осторожными, не заблудиться, не принять их за свое православие и пр. и пр. Сделал сравнение с фальшивой монетой. Начал свою проповедь с того, что, будучи в Китае, мы должны были бороться с коммунизмом, а здесь в свободной стране появилась другая опасность – католики восточного обряда.

http://azbyka.ru/fiction/minuvshee-razvy...

святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Француз неверующий Один француз в сопровождении проводника-араба совершал путешествие по пустыне. День за днем араб не забывал преклонять свои колени на горячем песке и взывать к своему Богу. Однажды вечером неверующий француз спросил у араба: – Откуда вы знаете, что существует Бог? Проводник на минуту остановил свой взгляд на насмешнике и ответил: – Откуда я знаю, что существует Бог? А из чего вы заключаете, что в прошлую ночь мимо нашей палатки прошел верблюд, а не человек? – Ну, так это видно по следам, – отвечал неверующий француз. Тогда, указывая на заходящее солнце, заливавшее своими лучами весь горизонт, араб сказал: – Это следы не человека. На берегу океана Если наука сейчас продвинулась вперед, то это, может быть, потому, что некоторые «факты» за последние годы заставили ее призадуматься. То, что она считала незыблемо твердым, оказалось собранием пустот; вещество, которое считала неразрушимым, оказалось не неразрушимым, а превращаемым в энергию. Джон Дальтон, английский химик и физик, дал следующий, как казалось науке, твердый «факт»: «Атом неделим, вечен и неразрушим». В действительности же оказалось, что атом не имеет ни одного из этих трех качеств. Евклид тоже дал науке «факт», что «целое всегда равняется сумме его частей». Но целый атом весит меньше, чем сумма его частей. Не удивительно, что др Шилт однажды полушутя заметил: «Мы знали о Вселенной десять лет тому назад больше, чем знаем теперь». Др Кэтрин Чемберлен, профессор физики, как-то напомнила, что Ньютон сравнивал себя с ребенком, играющим с ракушками на берегу океана, в то время как целый океан истин лежит перед ним неоткрытым… «Да и мы все еще на берегу океана, – продолжала др Чемберлен, – то, что мы знаем, только мельчайшие частички. А в остальном мы зависим от веры». архиепископ Иоанн (Шаховской) Существование Бога может быть доказано химическим путем Известный американский физик-изобретатель Томас Эдисон (1847–1931) в беседе с одним корреспондентом на вопрос о целесообразности в мире атомов дал такой ответ:

http://azbyka.ru/nepoznannyj-mir-very/5

Примечания. 32 С рогами и с копытами – «рога» указывают на возраст, копыта ( Лев. 11:3–4 ) – признак «чистоты» животного, то есть Господу угоднее благодарное сердце, чем жертвоприношения, даже отвечающие всем требованиям. 34 Узников Своих – ср.: ст. 27. Всегда и во всех обстоятельствах мы принадлежим Господу, даже когда люди думают, что мы полностью зависим от их милости. Мы связаны с Ним едиными узами ( Еф. 4:1; 6:20 ; Флп. 1:13 ). Псалом 69. Помоги! То, о чем пространно говорится в псалме 68, в данном псалме выражено в форме краткой проникновенной молитвы о неотложной помощи. Оба псалма отражают чувства человека, находящегося в угрожающих для его жизни обстоятельствах ( Пс. 68:2–5 ; Пс. 69 :2б), звучит просьба о возмездии злоумышленникам ( Пс. 68:23; 69:3–4 ), возносится молитва о народе Божьем ( Пс. 68:7; 69:5 ), но теперь молитвы произносятся в сжатой форме, мысли выражены телеграфным стилем. Та же картина и при сравнении псалма с практически идентичными ему текстами в Пс. 39:14–18 . В Пс. 69 отсутствует словесное обрамление молитвенных обращений, создавая впечатление абсолютной неотложности просьб, так как остается один отчаянный крик о помощи. Обычно принято считать, что псалом 69 представляет собой вариант псалмов 39 и 68, использовавшийся в богослужении, однако более вероятно, что данный псалом – квинтэссенция молитвы о ниспослании срочной помощи человеку в кризисной ситуации. Такая молитва – неоценимое подспорье для всех находящихся в крайних обстоятельствах, когда доведенный до крайности человек не может сосредоточиться, чтобы четко выразить свои мысли. Примечание. 3–4 Да постыдятся… преданы посмеянию… на поношение – несбывшиеся надежды (ожидания), публичное посрамление. 5 Радость не в посрамлении противника, постоянная радость в Господе, она не кончается и во время бедствий. Псалом 70. Мчаться во весь опор В 1836 году Чарлз Симеон вышел на пенсию после сорока пяти лет служения в церкви Святой Троицы в Кембридже. Однажды один из его друзей, узнав, что он по–прежнему встает в четыре часа утра, чтобы возжечь свой огонь и провести время наедине с Господом, стал увещевать его: «Дорогой Чарлз, не кажется ли Вам, что теперь, когда Вы на заслуженном отдыхе, Вы могли бы более спокойно относиться ко всему?» На это последовал ответ старого служителя: «Разве я не должен мчаться во весь опор теперь, когда вижу впереди финишный столб?» Псалом представляет нам еще одного пожилого человека (9, 18), который мчится изо всех сил.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Вам могут дать второго священника, чтобы он выучил с вами постепенно службу. Пусть он первое время отвечает за службу, совершает Таинства, а вы останетесь настоятелем, первым пастырем в своей общине и будете отвечать за проповедь, общение, миссионерство и, вообще, за духовное состояние своих людей, которые вам доверяют. Путей для воссоединения есть множество, был бы у нас только страх Божий, желание действительно поклоняться Богу в Духе и истине; была бы действительная боль от наших разделений и сердечное желание единства Церкви. А объединение с Церковью - это действительно величайшая цель, достойная сильных пастырей, любящих истину и свою паству и желающих своим овцам спасения. Особенно это нужно в нашей раздробленной и католиками, и автокефалистами, и Филаретом, и протестантами, и прочими сектантами Украине. Разрушить, разделить, расколоть - дело нетрудное, а вот объединить, построить, примирить, сделать что-то созидательное - способен далеко не каждый. Подумайте и о том, что воссоединение с Церковью одной общины обязательно станет примером для многих других, и тогда может начаться действительное движение объединения, истинный экуменизм, который хоть немного остановит эту лавину безумных сатанинских расколов и делений. Хотя человек по своей природе очень медлителен, чтобы веровать (Лк. 24:25), хотя он всегда связан со своей семьей и окружением и зависим от них, хотя он очень не любит неудобных перемен, хотя он так не любит каяться, хотя дьявол ставит ему на пути к Истине столько барьеров и соблазнов, тем не менее, я имею больше, чем надежду -уверенность в том, что протестанты будут возвращаться в Церковь. Мне известно также, что кроме меня еще шесть выпускников ДХУ переходят или уже перешли в Православие. Надеюсь, что я не обо всех еще знаю и они не последние. Вообще, людям образованным, любящим читать и думать, легче всего прийти к Православию и понять всю библейскую, богословскую и историческую невежественность протестантских обвинений Православия. Это доказывает тот факт, что в Православии сейчас, особенно в больших городах, около половины прихожан - это высокообразованные люди.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

Вкушая Его Тело, мы все становимся «многие одно тело». Сочетаваясь с Ним, мы святым единением сочетаваемся и между собой. Как Богочеловек Он соединяет человека и с Богом, и с людьми. Это – святое единство людей во Христе, единство Богочеловеческое, единственное истинное и единственное вечное единство людей. Ибо в Богочеловеке Христе мы не только вечно живы, но и вечно одно, и причем так одно, как одно тело. Есть ли ближайшее единство, чем это? И еще: есть ли другое вечное единство, кроме как это, когда тело – вечное? Так – в Богочеловеческом Теле Христовом, в Церкви; здесь мы «многие одно тело»: Им, Богочеловеком, мы «многие одно тело». Ибо Он, прежде всего, Своим воплощением сочетал в Себе Бога и человека в вечное единство. И всё это передал нам, людям. Передал как и подобает Богочеловеку. Ведь Церковь основал Он на Своем Богочеловеческом Теле, на земной реальности Своей Богочеловеческой жизни в нашем мире. Воплотился Всеблагий, дабы нас Себе совоплотить (см. Еф.3:6 ) и тем самым обожить, обогочеловечить, даровать нам всё Свое. Святоотеческая богомудрая мысль гласит: Бог стал человеком, чтобы и мы Им стали «богами по благодати». Его – вочеловечение, и от Него – наше обожение. Бог стал человеком, оставаясь Богом, чтобы человек стал богом, оставаясь человеком. «Многие одно тело», ибо никто из нас не составляет всего тела, но каждый – лишь его частицу, чтобы мы всегда чувствовали и знали, сколь тесно зависим мы друг от друга: все от каждого и каждый от всех; и сколь нужны мы друг другу: все каждому и каждый всем; и еще: каждый каждому. Наша сила, и могущество, и жизнь и бессмертие, и блаженство – лишь в том единстве, которое дает нам кто? – Тело Христово, Тело Божие. Досточудный Господь Иисус Христос – наша истинная пища, наше истинное питие (см. Ин.6:55–56, 48 ). Ибо Он – тот «один хлеб»; ведь Им «мы все... причащаемся от одного хлеба» (букв. в сербск.: «все в одном хлебе имеем общение. – Примеч. пер.»). Он – и самое это общение, и сила этого святого общения, святой соборности Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010