30 . В складах Ватиканской Пинакотеки нашлись две греческие иконы первой половины XV столетия, одна (рис. 24), весьма близкая к сиенским образцам, другая (рис. 25), работы Антонио Пападопуло, позднейшего итало-греческого типа; обе представляют «Млекопитательницу» в двух указанных переводах. Весьма характерным обстоятельством является предание, что древнейшую икону «Млекопитательницы» (рис. 26 – Галактотрофуса) в Афонском Хиландаре («Типикарница») принес когда-то на Афон сам Стефан Неманя. Весьма возможно, что эта икона, столь чуждая византийскому духу иконографии, была сербскою копией итальянского оригинала, выполненной в XIV столетии. В этой иконе Младенец представлен сидящим с правой стороны; в иконе же «Млекопитательницы», особо чтимой под именем «Барловской» или также «Блаженное Чрево» в алтаре Благовещенского Собора в Москве (икону чинил некогда Симон Ушаков) Богомладенец представлен лежащим ло другому итальянскому переводу (рис. 25). Рис. 23. Икона Б. М. «Млекопитательницы», Джиоттовской школы конца XIV в. в Нац. Галл. Рима, фот. Алинари 27444. Рис. 24. Греко-итальянская икона «Млекопитательницы» в отд. Ват. Пинакотеки 280. Икона «Млекопитательницы» почитается также в Ильинском скиту на Афоне, а в русской иконописи распространены иконы и прориси всех трех списков; менее известен список, чтимый в м. Крестогорске близ Минска. Икона Божьей Матери «Типикарницы» (названа так от келии в Карее, где хранился типик Саввы), иначе Млекопитателницы, вряд ди может быть относима к древней византийской иконописи, и сомнительны доказательства ее древности в мнимых изображениях Марии, кормящей Младенца в римских катакомбах. Изображает ли фигура матери с ребенком в катакомбных фресках Марию, или нет, все же ничего общего с ними наш образ не имеет. Византийская иконография не знает такого памятника, и подобные темы принадлежат позднейшему периоду западного искусства. Тем более трудно доказывать происхождение иконы из иерусалимского монастыря св. Саввы Освященного, который будто бы завещал имеющему прийти в его обитель Савве Сербскому , как рассказывают паломнические книги, эту икону 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Затем, взяв третью просфору, священник, со словами: «Честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна» изымает из нее частицу и полагает ее на дискосе с левой стороны Агнца, ближе к верхней его части (рис. 107). Потом священник говорит: «Святых славных пророков Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея, святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков», изымает из просфоры вторую частицу, полагает ее ниже первой, также с левой стороны Агнца, на том же расстоянии от Агнца, что и первая (рис. 108). Священник, далее, говорит: «Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов» и, изъяв из просфоры третью частицу, полагает ее ниже второй, с левой стороны Агнца. Тем самым священник оканчивает первый вертикальный ряд частиц (рис. 109). Затем священник снова говорит: «Иже во святых отец наших, святителей Василия Великаго , Григория Богослова и Иоанна Златоустаг о, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Мефодия, учителя Словенскаго, Михаила Киевскаго, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских , Никиты, епископа Новгородскаго, Леонтия, епископа Ростовскаго, и всех святых святителей» и, изъяв из просфоры четвертую частицу, полагает ее на одном уровне с первой частицей, слева от нее (рис. 110). Далее священник говорит: «Святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц» и, изъяв пятую частицу полагает ее ниже четвертой, слева от второй (рис. 111). Продолжая, священник говорит: «Преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонскаго , Антония и Феодосия Печерских , Сергия Радонежскаго, Варлаама Хутынскаго, Серафима Саровскаго и всех преподобных отец; и преподобных матерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египтяныни и всех святых преподобных матерей» и, изъяв шестую частицу, полагает ее ниже пятой, слева от третьей. Тем самым священник заканчивает второй вертикальный ряд частиц (рис. 112).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По обе ее стороны находятся погрудные изображения святых с нечитаемыми надписями. На второй створке изображена фигура св. Николая, стоящего в рост и держащего евангелие. По сторонам его расположены образы Козьмы и Демьяна. На центральных фигурах прекрасно выполнена одежда, ниспадающая волнистыми складками. Третий энколпион, состоящий из двух створок, найденных рядом на капище 3, имеет прямые концы, заканчивающиеся утолщенными перекладинами (рис. 33, 4). Крест отлит грубо, фигура распятого Христа изображена примитивно, она не вполне пропорциональна, руки широко распростерты, подчеркнуто преувеличены кисти рук и ступни ног. Вторая створка креста совсем гладкая. Форма креста редкая для складней. Н. П. Кондаков считал кресты с прямоугольными окончаниям лопастей сравнительно ранними (1896, с. 113–117). Такое окончание в виде поперечной перекладины имели кресты с эмалью, найденные в районе Киева и датированные Б. А. Рыбаковым XII в. (1948, с. 386, 387). Примитивное изображение распятия, напоминающее найденное в Звенигороде, помещено на змеевиках, датированных первой половиной XII в. (Седова М.В., 1966, с. 243). Равноконечный крест, отлитый из оловянно-свинцового сплава, с расширенными концами, украшенными тремя шариками, подражающими зерни (капище 3, 33,9), по новгородским аналогам может датироваться XII – серединой XIII в. (Седова М. В., 1981, с. 52, рис. 17, 4). Литой оловянный крест с рифленой поверхностью и шариками на концах (капище 3, рис. 33, 3) в Новгороде относится к 20–30-м годам XIII в. (Седова М. В., 1981, с. 54, рис. 16, 18). Маленькие равноконечные кресты с прямыми концами, сделанные из шифера и горной смолы (капище 3, рис. 33, 2, 6), часто встречают в слоях предмонгольского времени (Лысенко П. Ф., 1985, с. 325). Маленький перламутровый крестик с квадратным среднекрестием и расширяющимися треугольниками на лопастях (капище 3, рис. 33, 5) имеет аналогии на Райковецком городище и в кладе, найденном около Сахновки (Гончаров В. К., 1951, табл. XXII, 10; Корзухина Г.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Вход зажженными свечами (рис. 47). Священник идет «прост», с опущенными руками, позади диакона. Так они выходят на солею (рис. 48). Свещеносцы останавливаются, первый перед иконой Спасителя, второй перед иконой Богородицы 62 .Священник останавливается на солее против царских врат, а диакон, покадив царские врата, иконы Спасителя и Богородицы, и священника, становится немного правее священника, в полуоборот по отношению к нему (рис. 49). Взяв кадило левой рукою, а в правой тремя перстами держа орарь, немного склонившись, говорит тихо, но так, чтобы мог расслышать священник: «Господу помолимся». Священник произносит тихо молитву входа: «Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех: исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и не уклони сердец наших в словеса, или в помышления лукавствия: но избави нас от всех ловящих души наша, яко к Тебе, Господи, Господи, очи наши, и на Тя уповахом, да не посрамиши нас, Боже наш. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.» 63 Затем диакон, став прямо и указуя орарем на восток, говорит священнику (так же тихо): «Благослови, владыко, святый вход». Священник крестообразно благословляет к востоку, произнося (тихо): «Благословен вход святых Твоих, Господи, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Диакон тихо отвечает: «Аминь» и, снова взяв в правую руку кадило, отступив немного в сторону, кадит иерея и лики (клироса), и стоит на прежнем месте, ожидая окончания пения стихиры. По окончании же догматика диакон подходит к середине царских врат, встает лицом к престолу (рис. 50) и, начертав кадилом крест, возглашает: «Премудрость, прости». «Свете тихий» Лик начинает петь «Свете тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит», и при его пении диакон входит в алтарь, кадит престол с четырех сторон, затем горнее место (и настоятеля) 64 и отдает кадило пономарю. Священник, положив поклон по направлению к престолу, целует святые иконы на царских вратах. В это время свещеносцы ставят подсвечники на солее против царских врат (рис. 51). Поцеловав иконы на царских вратах, священник благословляет свещеносцев, которые отвечают на то поклонением и относят подсвечники на место 65 (рис. 52). Благословив свещеносцев, иерей входит в святой алтарь и одновременно с диаконом (который стоит справа от иерея), сотворив поклон, целует край св. престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Подпись: Η. П. Памяти А. В. Василькова//Там же. 13 авг. 33. С. 526–528. [Библиографическая заметка:] Земная жизнь Пресв. Богородицы и описание св. чудотворных ея икон, чтимых православною церковию, на основании свящ. писания и церковных преданий составила София Снессорева. С изображениями в тексте праздников и икон Божией Матери. Издание книгопродавца И. Л. Тузова. СПб., 1892//Там же. 27 авг. 35. С. 553. Подпись: Η. П. [Библиографическая заметка:] Иллюстрированный православный церковный календарь на 1892 год. СПб., изд. книгопродавца И. Л. Тузова//Там же. Подпись: Η. П. [Реферат доклада «Характер иконографии в лицевых списках апокрифических сказаний о страстях Господних " ]//Труды II АС в Ярославле: 1887. М., 1892. Т. 3. Протоколы. С. 55. Доклад прочитан 10 августа 1887 г. [Прошение о командировании за границу с 15 июня 1888 года до 1 января 1889]//ЖЗСДА за 1887/8 уч. г. 1892. С. 176–181. Прошение датировано 20 января 1888 г.; оглашено на заседании Совета СПбДА 5 февраля 1888 г. Отзыв (...) о представленном действительным студентом Николаем Бельским на соискание степени кандидата богословия сочинении «О литургической деятельности Пахомия Логофета»//Там же. С. 123. 1893 Памятники православной иконографии//ХЧ. 1893. Ч. 1. 1–2. С. 38–73, 3 рис. в тексте. Памятники живописи древнехристианского периода//Там же. 5–6. С. 426–477, 27 рис. в тексте. Памятники искусства и иконографии в древнехристианский период//Там же. Ч. 2. 7–8. С. 13– 45, 11 рис. в тексте. Памятники византийской иконографии и искусства. Мозаики равеннские и солунские//Там же. 9–С. 185–221, 18 рис. в тексте. Памятники византийской иконографии и искусства. Мозаики константинопольские//Там же. 11– 12. С. 385–404, 6 рис. в тексте. Очерки памятников православной иконографии и искусства. Вып. 1. Памятники древнехристианского периода. СПб., 1893. 108 с., 46 рис. Издание представляет собой конволют отдельных оттисков из журнала «Христианское чтение» (1893. 1–2, 5–6, 7–8, 9–10, 11–12). Рецензия: А. П. (А. И. Пономарев)//ЦВс. 1893. 5 авг. 31. С. 490–491.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

484 Grabar A. Martyrium: Recherches sur le culte des reliques et l’art chretien antique. – P. 154–159. 485 Чанева-Дечевска H. Ранно-християнската архитектура в България IV–VI вв. – София, 1999. – С. 46–47, 200, 226, 240, 302–303; Хрушкова Л. Г. Крестовидные церкви... – С. 234; Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники... – С. 110 (там же библиография); Хрушкова Л. Г. О начале христианского Херсонеса Таврического: крестовидная церковь на главном кладбище//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2005. – Вып. 2. – С. 396–402, рис. 3–6. 486 Вайнтруб I. Семантика християнських xpaмib cepeдhбobiччя//Людина i cbim. – 1996. – – C. 27. 487 Троицкий Н. И. Крест Христа – Дерево Жизни. – С. 13; Teteriatnikov N. В. The Liturgical Planning of Byzantine Charches in Cappadocia. – Roma, 1996; Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель... – С. 480. 488 Скубетов М. И. Закладные камни с крестами... – С. 46–47, рис. 3; Айналов Д. В. Указ. соч. – С. 107, рис. 78; Иванов Е. Э. Херсонес Таврический. Историко-археологический очерк//ИТУАК. – Симферополь, 1912. – Т. 46. – С. 259. 489 Laurent J. Delphes chretiens//ВСН. – 1899. – Т.23. – Р.243–244; Duval N. Les mosaique funeraire dans l ’art paleochretien. – Ravenna, 1976. – P. 55,112. 490 Ср.: Юрочкин В. Ю. Древнейшие изображения креста Господня//Православные древности Таврики (Сборник материалов по церковной археологии). – К., 2002. – С. 42–45, рис. 59. 491 Судя по процарапанным на штукатурке двум неразборчивым, похоже, надгробным надписям над нишей-аркосолием, в этом склепе были похоронены христиане, причем усыпальница, похоже, продолжала действовать вплоть до возведения большого крестовидного храма (Отчет за 1906 год. – Л. 8 об. – 9; Таврическая губерния. Раскопки в Херсонесе//ОАК за 1906 год. – СПб., 1909. – С. 82–83, рис. 88, 89; Косцюшко-Валюжинич К. Третье дополнение к отчету за 1902 год//ИАК. – 1909. – Вып.33. – С. 69–70). 492 Очевидно, от даты сохранились два знака с цифровым значением 99 (Извлечение из отчета... в 1902 году. – С. 40–41, рис. 19, прим.1; Латышев В. В. Сборник греческих надписей христианских времен из южной России. – С. 27, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Развернутая здесь картина, – говорит П.В. Покровский, – представляет собою такое монументальное явление, равнаго которому мы не знаем в стенописях до XVII столетия» 75 . Изображен престол, на нем «евангелие, восьмиконечный крест с тростию и копием; у подножия креста – сосуд, в котором находится, вероятно, кровь распятаго Богочеловека, омывшая грехи человеческаго рода: к сосуду прикреплены праведные весы; здесь же Адам и Ева в коленопреклоненном положении; по сторонам престола Богоматерь и Предтеча» 76 (см. рис. 11). Выше престола колесница Иезекииля, обычно изображаемая у ног Господа. По обеим сторонам престола возседают апостолы с раскрытыми книгами с буквами, означающими их имена (Мт., Мр., Лк., Ин. и т. д., т. е. Матфей, Марк, Лука, Иоанн), оборотившись один к другому, с жестами, – как бы рассуждают, творя со Христом суд над людьми (см. рис. 12). Рис. 11 Рис. 12. За апостолами тьмы ангелов, над которыми целый, так сказать, лес их жезлов с монограммами Христа; некоторые ангелы обращены друг ко другу, – среди этих тем как бы молвь, сдерживаемая благоговением и страхом, подобная рокоту волн безграничного моря. В круге из серафимов Божественный Судия, представленный в решающем моменте последнего суда: – десницею призывает праведных к наследию блаженства, а шуйцей выражает отвержение грешников. Два ангела свивают хартию, или полотно, с солнцем, луною и звездами на ней, т. е. небо. Другие два ангела трубят – один вниз, другой вверх, созывая живых и умерших на суд, и по звуку архангельской трубы земля и море отдают мертвецов (см. рис. 13). Рис. 13. Земля – в виде женщины с жезлом в правой руке и гробом в левой. Вокруг нее воскресающие люди в белых саванах 77 и представители царства зверей, птиц и пресмыкающихся: лев, слон, пеликан, змей. Рядом море в виде женщины с длинными распущенными волосами; в правой руке у ней корабль, возле которого плавают рыбы. «По звуку тех же ангельских труб встают лики святых царей, в костюмах ветхозаветных праведников и в шапочках, и один в диадиме, лики мучеников, лики святителей в крестчатых фелонях, с короткими волосами, лики преподобных в мантиях и один в клобуке в виде колпака, наконец лики св.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

В тот же разряд икон входит чудотворный образ (рис. 66) Почаевской Б. М., составляющей самую замечательную историческую святыню на Волыни и почитаемой у сопредельных с нами славян. Рис. 63. Икона Б. М. «Муромская» по списку 1765 г. В 1773 году икона была коронована венцами, присланными от папы Климента XIV. Икона принадлежит к той большой серии греко-итальянских православных икон Б. М., которые в XV веке перешли с Балканского полуострова через южную Россию (вовсе не из Польши) в Вильну (Остробрамская), Минск, Гродно, Жировицы и пр. Как    известно 54 , этою иконою благословил в 1559 году греческий митрополит Неофит, проезжая из Москвы на Волынь,  помещицу Гойскую. Икона эта, имеющая в вышину 6 ¼  верш. и 5 в ширину, представляет Б. М., склонившуюся к Младенцу головою. Богомладенец, положив левую руку на плечо Матери, правою благословляет. По сторонам иконы, на раме, имеется семь миниатюрных изображений свв. угодников: пророка Илии, пм. Стефана и свв. Нины и Авраамия; по низу погрудные изображения Великомученицы Екатерины и преподобных Параскевы и Ирины. Рис. 64. Икона письма П. Лоренцетти в соб. г. Кортоны. Рис. 65. Икона Б. М. с Мл. Греко-итал. школы («Материалы», LVI, 93). Рис. 66. Чудотворная Почаевская икона Б. М. Рис. 67. Прорись иконы «Обет страждущих» в Филим. собр. Общ. Л. др. П. Икона составляла предмет особого заказа для семьи, носившей имена этих святых. Надписи их имен сделаны по-славянски, что отвечает обычаю южных славян заказывать подобные иконы, почему и полагают, что и сам митрополит Неофит был славянином из сербов или болгар, хотя возможно, что у греческого митрополита была икона славянского письма. В 1597 году помещица Гойская, устроив большой крестный ход, перенесла икону на гору Почаевскую и поставила ее в ц. Успения Б. М. 55 8 .      Оригинальный и глубоко духовный смысл заключается в движении Богомладенца, когда Он, обращаясь к Матери, живо и любовно охватывает своими ручками персты ее протянутой к Нему руки. Так изображает нам Младенца любопытная, хотя не высокая в художественном отношении, икона флорентинского мастера Якова Казентино (Алинари 9963) в Пинакотеке г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Чисто византийский перевод его представляется мозаикою ц. Мартораны (рис. 3) (1143 года) в Палермо, которая в общих чертах вполне совпадает с мозаическим изображением того же сюжета Палатинской капеллы в Палермо, а также с мозаикою афинского монастыря Дафни 6 . Рис. 3. Мозаическое изображение «Рождества Х-ва» в ц. St. М. del Ammiraglio (Марторана), в Палермо. В настоящем, однако, случае дело идет не об отдельных фигурах и их компоновке, но исключительно о составе самой композиции и об одной детали: изображении пещеры или вертепа и горки или холма, в котором эта пещера находится. В самом деле, мы увидим совершенно ту же самую композицию, но переданную несравненно более мягко, живописно и жизненно, вместо прежней византийской угловатой и сухой схемы, с ее резкими ломающимися складками, мелким дроблением светов и теней, с ее мертвенной сухостью и каким-то деревянным рисунком, который более напоминает резьбу в дереве, чем живопись. Такого рода перемену находим мы разом и при том почти в современных произведениях итальянских мастеров: в мозаике ц. св. Марии в Транстевере (рис. 4), работы Петра Каваллини или его мастерской в 1291 году 7 и во фреске верхней церкви (рис. 5) св. Франциска в Ассизи (работы Чимабуе или мастерской того же Каваллини, или, как полагают иные ныне, – Якова Торритти, около 1288 года). Рис. 4. Мозаика, работы мастерской Каваллини, в ц. Св. Марии в Транстевере, в Риме, 1290 годов. Рис. 5. Фреска нач. XIV в. в ц. Св. Франциска в Ассизи, фот. Андерсона 15340. Не вдаваясь в подробный разбор всех совершенных итальянскими мастерами перемен, ограничимся кратко указанием, что оригиналы этих фресок и мозаик, через посредство мастерских, исполнявших равно иконы на дереве, заготовлявших прориси, обменивавшихся ими, как уже переработанная итальянцами форма, перешли затем далее в греко-итальянскую (итало-критскую) иконопись на дереве, а через нее и в иконопись русскую. Византийская схема предстала тогда в новой художественной, необыкновенно сочной, форме, и в частности наиболее увлек греческую иконопись величавый образ Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

3). Можно лишь отметить, что по типологическим признакам следовало бы предполагать выполнение скорее всего на рубеже XII–XIII веков. Сохранилось, однако, произведение металлопластики более позднего времени, являющееся репликой модели галицкого произведения: это известный крест преп. Авраамия Ростовского, ныне принадлежащий Государственному музею-заповеднику «Ростовский кремль», куда он поступил из Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря 172 . Рис. 3 Крест шестиконечный, с рельефными изображениями с лицевой стороны (рис. 4). Кроме крупной массивной фигуры распятого Христа на выделенном рельефом крестном древе с табличкой вверху, помеченной крестиком, на всех концах, кроме нижнего, расположены медальоны с погрудными изображениями предстоящих Богоматери и Иоанна Богослова (рис. 5), двух архангелов и ангела с мерилом в правой руке (рис. 6). Изображение архангела Михаила и Гавриила явно надо понимать как относящиеся к их изображениям в моленной позе, на концах верхней перекладины. Под Распятием вместо обычной для византийских изображений «главы Адама» характерная для романских памятников человеческая маска – олицетворение Земли. Надписи обычные, но в формуле ХС НИКА последнее слово не разделено на два слога 173 . Имена архангелов соответственно имеют форму МИХАИЛЪ и ГАВРИЛЪ нетипичную для Северо-Восточной Руси, но весьма обычную для западных украинских земель. Криптограмма над Распятием не находит соответствий среди учтенных исследователями 174 . Рис. 4 По преданию, описываемый крест получен преп. Авраамием на берегу р. Ишни, в окрестностях Ростова, на том месте, где стоит деревянный храм в честь св. Иоанна Богослова, вручившего этот крест. Данный сюжет только в XVIIbeke становится известным как иконографическая тема 175 . В середине этого столетия впервые изложено в пространной редакции жития преп. Авраамия о прежде хранившейся при его гробе «Трости», увенчанной крестом, которую якобы Иван Грозный «взя на победу и одоление Казанского царства», и лишь со второй половины XVIIcmoлemuя начинают приобретать известность связанные с именем подвижника реалии, в томчисле и упомянутый крест 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010