Впрочем, действительный характер этих капителей может быть определен только тогда, когда, за отсутствием света, капители будут отформованы и могут быть хотя в гипсовых снимках рассмотрены на свету, а не в полутьме коридора или на фотографиях, полученных при помощи магнезиального освещения. Любопытною является капитель на рис. 30. Снятое нами на фотографии за 605 окно с восточной стороны представляет, по-видимому, с правой стороны такую же древнюю коринфскую капитель IV столетия с куском роскошного резного карниза, украшенного аканфовыми листьями. Маленькая церковь , носящая ныне имя Св. Елены (табл. XL) и занимающая лишь малую долю прежней базилики Св. Креста, любопытна во многих отношениях, но в данном случае мы не можем останавливаться на вопросах топографических и исторических, и ограничимся только указанием некоторых пунктов археологического наблюдения. На первом, конечно, месте, стоит вопрос о времени происхождения общей постройки этой церкви с ее куполом и остроконечными сводами, опертыми на колонны. Рис. 30. Иерусалим. Храм Св. Гроба. Очевидно, уже по образцу средневековых романских крипт, в церкви Св. Елены купол утвержден на четырех низких колоннах (почти столбах, так как они очень низки, в половину размера против низкой византийской колонны). Капители, взятые для столбов, были очень широки и велики, и каменотес приладил их к столбам, стесав весь нижний пояс, а побелка, ложившаяся сверху, окончательно обезобразила их прекрасный рисунок. Капители, в большинстве, тождественны с мечетью Эль-Акса, и потому весьма естественно предположить, что церковь Св. Елены устроена одновременно с этою мечетью из того же материала. Рис. 31. Иерусалим. Храм Св. Гроба. Церковь царицы Елены. Рис. 32. Иерусалим. Храм Св. Гроба. Церковь царицы Елены или Обретения Св. Креста. Одна капитель справа (рис. 31) того самого коринфского типа, что в нефе мечети Эль-Акса с прижатыми широкими листьями и маленькими свешивающимися верхушками; другая (рис. 32) также из толстых и узких листьев, высоко поднимающихся над поверхностью, исполненных только сверлом, очень грубо, каждый лист отдельно, имеет себе подобную в рис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

27. Значение древних храмов Выдающиеся исторические храмы каждого государства являются первым источником для суждения о характере и истории различных видов церковного искусства. В них наиболее ярко и определенно выразились, с одной стороны, забота правительства и населения о развитии церковного искусства, а с другой стороны – художественный дух и творчество деятелей искусства: архитекторов (в области церковного строительства), художников (в области живописи) и духовных композиторов (в области церковного пения). Эти храмы естественно являются и первым источником, откуда проистекает и разливается художественный вкус и навык по всем уголкам государства, по всем сердцам христианского населения. Взоры населения и путешественников с интересом и любовью останавливаются на стройных архитектурных внешних и внутренних линиях выдающихся храмов, на священных изображениях, а слух и чувство приходящих в храмы прислушиваются к стройному умилительному пению и благолепным действиям совершаемого здесь богослужения. И так как большинство исторических русских храмов связаны с великими и священными событиями из жизни Церкви, Государства и Царствующего Дома – то эти храмы будят и возвышают не только художественное, но и патриотическое чувство. Таковы русские храмы: Успенский и Архангельский соборы, церковь Св. Василия Блаженного и Храм Христа Спасителя в Москве (рис. 82 – 84, л. 18 и 19); Александро-Невская Лавра (рис. 89 и 90, л. 20), Казанский (рис. 91 – 93), Исаакиевский (рис. 103), Петропавловский и Смольный соборы (рис. 98, л. 23), Храм Воскресения Христова – в Петербурге (рис. 115, л. 28), Храм в Борках близ гор. Харькова на месте чудесного Спасения Царской Семьи во время крушения поезда 17 октября 1888 г. (рис. 102, л. 23) и многие другие. 28. Символическое значение различных форм храма Независимо от исторических причин происхождения разнообразных форм христианского храма, каждая их этих форм имеет символическое значение, напоминая о какой-нибудь невидимой священной стороне Церкви и веры христианской.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На одном (рис. 24) из них, заслуживающем более подробного исследования, сохранившемся только в обратной половине, тончайшею резьбой и неизвестною нам инкрустацией выполнены: сверху Вознесение на руках 4 ангелов, в миндалевидном ореоле, Господа I. Христа; в средине Божия Матерь на престоле, держащая Младенца (престола не видно), по сторонам надпись IANAΗΨ,-Boзhecehue. По сторонам, на рукавах, 12 апостолов, как бы идущих к Богоматери. Замечательное сочетание Богородицы – Церкви в «Вознесении» с Богоматерью, держащею Младенца. Внизу МЭТМРСФ – и сцена Преображения в миндалине с Пётром и Павлом и три фигурки Апостолов внизу по грудь. Второй крест представляет рельефное изображение: Распятого в колобии , маленьких фигур, по сторонам, Иоанна и Марии, наверху солнца и луны; на обороте (рис. 25) Богоро­дицы оранты и в медальонах четырёх Евангелистов. Кто знает сколько-нибудь стиль сирийских и коптских бронз и резных изделий из слоновой кости, тот легко откроет родство с ними нашего херсонесского креста. Третий образец Корсунского складня (рис. 26) соединяет рельеф с византийскою черневою выкладкой по глубокой резьбе: на обороте креста изображена Богоматерь «Одигитрия», с Младенцем, стоящая, и три Евангелиста в медальонах. Рис. 26. Складень иэ Херсонеса. Рис. 25. Складень из Херсонеса. Об. Рис. 27. Складень из Херсонеса.      Рис. 28. Крест–складень из Киева. Четвертый корсунский крест выполнен резьбой и надколом, по резьбе – чернью, но она вся выкрошилась; представляет (рис. 27) Распятого в препоясании, и погрудь Марию и Иоанна скорбящих, с грубыми надписями их имён. Затем, рисунки 28 и 29 представляют корсунский крест, найденный в Киеве, по Холевой улице, в 1893 году: рисунок выполнен здесь хорошею резьбой, надколом, еще в стиле IX – X столетий, отличается чрезвычайною характерностью. Корсунское происхождение вне сомнения. Затем, нам много говорят о «Корсунской» святыне наши предания, но, как всякое предание, данные их крайне смутны. Нам перечисляют множество Корсунских «по преданию» икон и древностей в Новгороде: но и Мстиславово Евангелие, и крест Антония, все это или цареградские произведения, или позднейшие; корсунские иконы–просто всяких «греческих» писем, стенопись – «цареградская» – даже по словам летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В свою очередь, тому же Афону придется приписать большую роль и в распространении икон своих мастерских по всему православному Востоку. В самом деле, афонские типы Спасителя и Богоматери появились в России почти в то же время, как они возникли на самом Афоне, т. е. уже в XVI веке. Принимая север России и Новгород за самые отдаленные, по трудности сообщения, от Афона страны, можем, очевидно, не удивляться тому: каким образом композиция (рис. 90) Шуйско-Смоленской иконы Б. М., идущая из итальянского источника, могла очутиться в Грузии, в виде иконы (рис. 91) в Гелатском монастыре, близ Тифлиса. Явление Шуйской Б. М. точно неизвестно, но относится, повидимому, уже к началу XVII столетия. Гелатская икона замечательна также по своему серебряному чеканному окладу, покрывающему сплошною ризою всю живопись и коймы иконы. Икона относится ко временам Баграта III († 1548), так как под изображением Б. М., в молитвенном положении представлены и названы в длинной надписи, начальник казнохранителей и его жена, племянница Баграта 86 . Любопытно, что преувеличенно тонкий нос лика Б. М. сближает этот тип с иконами Феодоровскою, Владимировскою и друг., и что в грузинском титуле, около нимба, Б. М. названа именем «Блахернской». Рис. 90. Образ Чудотворный Б. М. «Шуйской Смоленской» в Шуе, прорись Филимон, собр. Рис. 91. Икона Б. М., чеканная на серебре, в соборе Гелатского м-ря, моление родственников Баграта III († 1548). Рис. 92. «Материалы» Η. П. Лихачева, т. XVII, 33. Периоды перехода греко-итальянских иконографических типов на Афон, а равно и в мастерские собственной Греции, как и сами эпохи изготовления греко-итальянских икон, придется, по всей вероятности, устанавливать различными косвенными путями; примером этого избираем одну представившуюся тему: Воскрешение Лазаря. Рис. 92 передает нам греко-итальянскую икону, изданную в материалах Η. П. Лихачева, таб. XVII – 33, по-видимому, венецианской манеры. Рис. 93. Параклис Георгия в мон. Павла на Афоне, 1423 г. Воскрешение Лазаря. На этой иконе, передающей в осложненном виде и в живописной обстановке евангельское событие, мы находим много характерного итальянского, наиболее, из эпохи XIV века, и знакомого нам по ранним сиенским и отчасти флорентинским переработкам византийских миниатюр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Можно сказать, что ипостась дает воипостазированной природе бытие или «реализует себя» в ней. Maximus Confessor Epistolae. 15 (PG 91. 557D, 560BC). Madden N . Composite Hypostasis in Maximus Confessor/Studia Patristica. 1991. XXVII. P. 175-197, здесь: с. 190. PG 94.1441; Иоанн Дамаскин, преп. Творения. Христологические и полемические трактаты. Мартис, 1997. С. 158. PG 94. 1441. Иоанн Дамаскин, преп . О сложной природе против акефаллов. Там же. С.198; PG 95.120. Иоанн Дамаскин, преп . Точное изложение православной веры. Кн. 3, гл. 9; PG 94.1017. Глава XXIX. Об ипостаси, ипостасном и неипостасном, PG 94. 589. «Οτε νυπστατον φσει τ κακν», PG 96. 460. PG 94. 616.  «Бог же как присно сущий и совершенный, и Слово будет иметь также совершенное и самобытное (νυπστατος)», PG 94. 804; «Сын Божий, самобытная (νυπστατον) Премудрость и Сила Всевышнего Бога», PG 94. 985; «Веруем во единого Духа Святаго… самобытного (νυπστατον), существующего в Своей Собственной Ипостаси», PG 94. 821; «Πατρ ληθινς νυπστατος, κα Υς ληθινς νυπστατος, κα Πνεμα ληθινν νυπστατον, τρα ντα μα θετης, μα οσα», PG 95.1076B. Иоанн Дамаскин, преп . О ста ересях вкратце. Перевод Сагарды А. И.//Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М.: Индрик, 2002, PG 94. 749. Иоанн Дамаскин, преп . Диалектика, или Философские главы. М., Экклесия Пресс, 1999. Глава XXIX. «Слово «ипостась» имеет два значения. Взятое в общем смысле, оно означает субстанцию вообще. В собственном же смысле «ипостась» означает индивид, а также всякое отдельное лицо», PG 94. 589. Иоанн Дамаскин, преп . О ста ересях вкратце, PG 94.752. Иоанн Дамаскин, преп . Против яковитов. Творения. Христологические и полемические трактаты//Цит. соч. С. 179, PG 94. 1477. Иоанн Дамаскин, преп . Против яковитов. Творения. Христологические и полемические трактаты//Цит. соч. С. 179, PG 94. 1477. Например, выражение свт. Кирилла «ν προσπ Χριστο», в котором «πρσωπον» соответствует онтологическому понятию личности, может быть рассмотрено как предтеча позднейшего употребления «νυπστατον». См., например: Hans von Loon. The Dyophysite Christology of Cyril of Alexandria. Lieden. Brill, 2009. P. 277-278.

http://bogoslov.ru/article/1991254

88 Ряд этих миниатюр воссоздан в издании Gebhardt und Harnack (Leipzig 1880), табл. 1–19; также y Venturi, fig. 134 (воскрешение Лазаря) fig. 134 вход в Иерусалим Христа и встреча его народом), fig. 136 (омовение ног и тайная вечеря); fig. 137–8 (Христос и апостоды·; fig. 140 (Христост. перед Пилатом, Иуда возвращает серебряники и самоубийство Иуды; последнюю миниатюру см. на наш. рис. 34. Во всех этих миииатюрах не заметно следов античного влияния, a потому и рисунок, и композиция, и краски – все в них грубо и слабо по исполнению. 89 Большие, но неудовлетворительные по исиолнению литограф. Рисунки см. y Кондакова, табл. IV (изображ. Авеля, Моисея и Даниила): табл. V (Христос, Богородида, Иоани Предтеча, Захария и Елисавета); табл. VI (обращение Савла, Мелхиседек и Исаак); табл. VII (Петр, Осия, Амос, Наум, Аввакум, Иеремия, Иезекиил и др. (См. также лучшие, чем y Кондакова, воспроизведения миииатюр этой рукописи y Venturi I, fig. 143–147. 91 Рисунки имеются y Байе, визант. иск., стр. 151, рнс. 46 и стр. 156, рис. 49 (первая – Иов с женою, втовая – переход израильтян через Чермное море); y A. Michel, fig. 133 (видение пророка Езекииля); fig. 134 (портрет Григория Назианского в монастыре); flg. 135 (языческие боги) и т. д. 92 Рисунки y Байе, стр. 153, рис. 47 (Давид и Мелодия); она же y Michel I. fig. 123; далее y Байе на стр. 155 рис. 48 (Исаии молящийся между Ночью и Рассветом); она же y Labart, pl. 28; в сочин, le moyen age et la Renaissance, Miniature, pl VII, Michel I. fig. 124; на наш. Рисункке 35; a фотогр. снимок с миниатюры: покаяние Давида, в изд. Прохорова: Христ. древности 1862 г. кн. 1, рис. 1. 94 К этой эпохе относится целый ряд кодексов с миниатюрами к книге Иова, особенно излюбленной иллюстраторами: ибо бедствия и страдания Иова казались особенно близкими и понятными в эту эпоху общих бедствий в Византии; также несколько кодкесов евангелия в различных библиотеках, далее жития Варлаама и Иосафа, жизни Александра Македонского, и другие, Рис. см. у peinture, pl. 59–62 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда, таким образом, представление о «древе жизни» было перенесено в область церковного искусства, то и самое дерево Креста в том же церковном искусстве тем скорее должно было принять и приняло соответственную тому символическую форму, именно – вид дерева с ветвями, цветами, плодами. Простейший и вместе древнейший вид такого Креста, это – четвероконечный крест с расходящимися от его основания двумя ветвями. Таковые кресты изображались на базах и капителях колонн храма и на плитах иконостасной преграды, даже на печатях и пр. (рис. 4 и 5) 31 . Символика такого Креста не подлежит сомнению, особенно в разных его типах, встречаемых в постенной живописи римских катакомб, на многих памятниках Херсонеса и пр. Так, здесь на иконостасных плитах изображаются изгибающиеся ветви, а посредине, в медальоне, крест в виде монограммы; или помещается подобный же рисунок, но с изображением символического Агнца посредине и т.п. Встречаются кресты с ветвями и цветами, иногда и с кистями виноградной лозы (символ Христа и Евхаристии) и пр. Такого типа символический крест нашел себе большое применение и распространение на Западе – в катакомбах, базиликах, на саркофагах и пр. (рис. 6 и 7) 32 ; на Востоке – в многочисленных храмах, миниатюрах рукописей Грузии и Армении и пр.; в древней России – нагробнице Ярослава в Киеве (рис. 8) 33 , на «Корсунских» (собственно) вратах в Новгородском Софийском соборе и мн. др. (рис. 9) 34 . В дальнейшем своем развитии древо Креста является или в виде ствола с обрубленными ветвями, как на одном костяном рельефе из Бамберга, в Королевской библиотеке в Мюнхене, XI столетия; или на гробнице Шотландского короля Джемса III и его супруги, XV века; на окне собора в Бурге (во Франции) (рис. 10 и 15) 35 ; или в виде крестообразной четырехконечной ветви с тонкими листьями, как в рукописи XIV столетия в Британском музее, в коей содержатся сказания о происхождении древа Креста Христова; или в виде древа с ветвями, цветами и плодами, т.е. полного жизни, как бы торжествующего над смертью : таков крест с Распятием, серебряно-вызолоченный на гробнице св. Елизаветы, XIII столетия, прежде бывший в Марбурге, теперь в Касселе. Наконец, крест, как «райское древо жизни», помещался между двумя другими деревьями. Так на троечастном византийском складне в Луврском музее, Х века, на фреске Успенского собора во Владимире на Клязьме, XIII века, в Ананурской церкви в Грузии и др. (рис. 12, 13 и 14) 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Обратная сторона таких символических крестов обычно выполняла функцию прославления искупительной Жертвы Спасителя и Креста Господня, посредством которого искупление свершилось. Для этого использовались символические орнаментальные мотивы (рис. 37), как и на лицевой стороне креста, или тексты молитв и славословий Кресту (рис. 38). Наиболее распространённой является надпись: «Кресту твоему покланяемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим». Не менее часто встречаются слова псалма 67: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…», но также были распространены и слова похвалы кресту: «Крест хранитель всея вселенныя…» или Иисусовой молитвы, или слова апостола Павла ( 1Кор.1:18 ; Гал.6:14 ). Такие тексты молитв на крестах, помимо своего содержания, выполняли ещё и эстетическую функцию, создавая своеобразные орнаменты из букв (рис. 39). На обороте древнейших византийских и русских тельных крестов встречаются и просительные молитвы с обращением ко Господу и Богородице и просьбой помощи. Таким примером служит надпись на древних крестах «Богородица помогай» и современная молитвенная надпись, появившаяся в конце XIX века: «Спаси и сохрани». (Фёдоров Ю. А. Образ Креста. История и символика православных нагрудных крестов. С. 21). Рис. 37. Рис. 38. Рис. 39. Украшение или святыня На протяжении всей истории христианства традиция почитания Креста и церковное искусство, связанное с ней развивались и обогащались, отражая развитие христианского богословия, иконографии и эстетики конкретной эпохи.  Вопрос формы и практики ношения нагрудного креста в православии – это вопрос традиции, а не канона. За всю многовековую историю не известно о существовании какой-либо строгой регламентации или канонов относительно его формы, иконографии и надписей. Существующие же письменные установления и предписания, относительно правил ношения крестов, касаются только священнослужителей, а ношение нагрудного креста мирянами является выражением их личного благочестия и поэтому, по-видимому, и остаётся в сфере устной традиции (Нагрудные кресты древнерусского времени из археологических коллекций Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника-каталог. Владимир, 2013. С. 3). «Крест всякой формы есть истинный крест» — эти слова преподобного Феодора Студита (Преподобный Феодор Студит. Творения. М., 2011) очень точно выражают отношение Церкви к существующему многообразию форм креста. Церковь никогда не препятствовала выражению личного благочестия верующих, если его формы не противоречили основам веры, поэтому этот вопрос и решается индивидуально каждым человеком.

http://azbyka.ru/krest-bez-raspjatija-si...

Когда, наконец, станут известными в точных фотографических снимках русские чудотворные иконы, будет возможность определить точнее и влияние не только итальянских композиций, но и самих типов Б. М., выработанных школами; флорентинскою (рис. 1, 2, 5, 15, 23 и др.), сиенской (рис. 16, 55, 68, 81 и 146), венецианской (рис. 37, 38), умбрийскою и северной Италии, как равно их переработки в греко-итальянской и итало-критской позднейшей иконописи. 93 Деталь же повторена рядом икон в том же атласе: рис. 63, 64, 65, 68, 70 , 73, 81 и др. У венецианского живописца Stefano Pievano di S. Agnese на образе Б. М. с Младенцем 1869 г., в музее Коррер в Венеции (Алинари фот. 20827), ножка Младенца представлена также подвернутой, как на этих иконах, и возможно, что эта же деталь усвоена у венецианских мастеров от иконописцев (ср. Тихвинскую и другие русские иконы). 95 Н. П. Лихачев, рис. 71 и 72. Передаем снимки обеих икон, дающих любопытные варианты (рис. 104 и 105). 96 Из «Собрания гравир. изобр. икон Б. М.», изд. Общ. Люб. др. Письм., Спб. 1878, Памятники 87. 97 Так отличают этот перевод иконописцы от различных чтимых «Корсунских» икон Б. М., названных так, по-видимому, исключительно в силу особенности своих писем и представляющих переводы Одигитрии и др. типов. Иконы «Корсунского Умиления» находятся в Кашинском Успенском соборе, Спасо-Евфимиевском монастыре в соб. ц., Серпуховском Владычнем м. и пр. К тому же типу относится известная «Касперовская» икона Б. М., принесенная в конце XVI в. из Трансильвании сербом в Херсон, губ. Ольвиопол. у. 100 Paul Mantz «La peinture francaise», 1897, p. 106–8, fig. 36. Perdrizet, La Vierge qui baise la main de l’Enfont. Revue de l’art chr. 1906, 289–294. 104 Малова, Е. прот. «Мироносицкая пустынь Казанской епархии». 1896, стр. 5–11 20–22. В Мироносицкой пустыни две чудотворные иконы: Владимирская и Явленная икона св. жен Мироносиц на аспиде. 105 Архим. Макарий «Арх. описание церковных древностей в Новгороде», II, 62 и 71. Указывается икона «Умиления», прославленная с 1337 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Уже в VI в. искусство разделилось по этим двум мнениям: на Миланском диптих Христос в яслях под навесом хлева; на камее навеса не видать. Наши Подлинники держатся того мнения, что Христу приличнее было родиться в вертепе, как бы нерукотворно образовавшемся в горе. Так же изображается эта подробность на миниатюре в Менологии Императора Василия, только Богородица сидит; по вообще вся эта миниатюра представляет замечательное сходство с описанием в нашем подлиннике. Те же три ангела, тот же старик пастух в мохнатой козлятине, та же поза сидящего Иосифа, подпершего голову рукою, та же Соломея, только нет ее подруги, девицы, которую впрочем ожидает стоящий возле купели сосуд 41 . Из древних памятников Византийского искусства особенно близка к нашему подлиннику приложенная здесь, в снимке с фотографической копии, средняя часть диптиха, из слоновой кости, IX или X в., хранящаяся в Ватиканском музее (рис. 4). Незначительная разность состоит только в том, что старик в мохнатой козлятине не стоит перед Иосифом, как в Подлиннике, а, опираясь на костыль идет, ведомый юношеской фигурой. Чтобы показать наглядно, как однажды установившийся сюжет удерживается в церковном искусстве в течение столетий, здесь же (рис. 5), приложен снимок с одного из изображений, на металлических вратах базилики Св. Павла в Риме, деланных в XI в. в Цареграде, а на рис. 6, из рисунков, украшающих металлические же врата Суздальского собора Рождества Богородицы, XIII в. 42 С переводом русских подлинников согласуются византийские мозаики XII в. в Сицилии, так что с Рождеством соединено и Поклонение волхвов, именно в Дворцовой капелле, где волхвы изображены едущими, но Богородица сидит у яслей, а в Соборе Монреаля – Богородица лежит, но волхвов нет. Рис. 4. Диптих IX-X века в музее Ватикана Рис. 5. Рождество Христово на вратах баз. Павла в Риме XI века Рис. 6. Рождество Христово на вратах Суздальского собора XII–XIV века В такой же мере можно бы доказать сличением с древнейшими памятниками первобытность и всех других редакций праздников, описанных в наших подлинниках, но тогда эта статья превратилась бы в иконописный подлинник.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010