Дополнительное обследование выявило у него злокачественное заболевание крови. 10 октября 2003 г. о. Павла перевели в гематологическое отделение 40-й клинической больницы г. Москвы. Когда после курса химиотерапии состояние его несколько улучшилось, Батюшка смог вернуться в Оптину. Незадолго до этого он получил благословение на постриг в схиму, и 21 ноября, в праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил бесплотных, в Иоанно-Предтеченском Скиту совершилось его пострижение в великую схиму духовником обители, схиигуменом Илием. Это стало для него неожиданной радостью и трогательным уверением в милости Божией, так как ожидалось, что постриг состоится прямо в больничной палате. Еще одно чудо было в том, что слабый, едва державшийся на ногах Батюшка смог исполнить все, что предполагает чинопоследование пострига... «Ты просишь у Господа, чтобы тебе любить Его любовью, как смерть крепкой... (Вот Господь посылает тебе лютую болезнь, приближающую тебя к самой смерти. Не ропщи же на Господа, но терпи ее мужественно, с благодарением. И при сильных ударах болезни уповай, что Бог не только от болезни, но и от самой смерти силен избавить тебя... Не пощади, не возлюби для Него тела своего тленного, но отдай его всецело Господу, как Авраам сына своего Исаака.... и принесешь великую жертву как мученик». Святой Иоанн «Кронштадтский В небольшом деревянном храме Иоанна Предтечи, где молились еще старцы, собралась переживающая за собрата монашеская семья Оптиной. Горели немногие свечи. Здесь имели права только тишина и хвала Богу, и казалось, что уже нет кроме этого ничего: ни больничных палат, ни суетных городов, ни самого мира... Братия отметили, как явно благодать Божия преобразила изможденный болезнью облик нового схимника. Лицо его явственно светилось мысленным незримым светом, и особая духовная радость исполняла присутствующих. Он весь углубился в некое внутреннее небо. И созерцание этой тайны сдерживало даже искренние чувства желающих его поздравить братий. Ему было так легко и отрадно, что он просил разрешения побыть в храме, подобно всем новопостриженным. Однако о. Наместник, щадя его хрупкие силы, прислал машину и благословил проводить о. Гавриила в келью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но еще задолго до начала эры космонавтики Церковь научила человека преодолевать греховное притяжение, выводя его к высотам Царства Небесного. Для этого также необходимы три ступени: вера, надежда и любовь. Герои моих рассказов в разной степени, но все же пытаются преодолеть притяжение греха, а уж как это у них получается – судить вам, мои дорогие читатели. Протоиерей Николай Агафонов Красное Крещение (Рассказ-быль) Отец Петр встал коленями на половичок, постланный на льду у самого края проруби, и, погрузив в нее большой медный крест, осипшим голосом затянул: — Во Иордане крещающуся Тебе, Господи… Тут же молодой звонкий голос пономаря Степана подхватил: — Троическое явися поклонение… Вместе с ними запели Крещенский тропарь крестьяне села Покровка, толпившиеся вокруг купели, вырубленной в виде креста. К моменту погружения креста вода успела затянуться тонкой корочкой льда, так как январь 1920 года выдался морозный. Но тяжелый крест, с хрустом проломив хрустальную преграду, продолжая в движении сокрушать хрупкие льдинки, чертил в холодной темной воде себе же подобное изображение. Во время пения слов «И Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение…» Никифор Крынин, сунув руку за пазуху, вынул белого голубя и подбросил его вверх, прихлопнув ладонями. Голубь, вспорхнув, сделал круг над прорубью, полетел к небу. Крестьяне провожали голубя восторженными, по-детски обрадованными взглядами, как будто в самом деле в этом голубе увидели Святого Духа. Как только закончился молебен и отец Петр развернулся с крестным ходом, чтобы вернуться в церковь, толпа весело загомонила, бабы застучали ведрами и бидонами, а мужики пошли ко второй проруби, вырубленной в метрах двадцати выше по течению, чтобы окунуться в Иордань. Речка Пряда в этот день преобразилась в Иордань, протекающую за тысячи верст отсюда, в далекой и такой близкой для каждого русского сердца Палестине. Пономарь Степан, подбежав к отцу Петру, сконфуженно зашептал: — Батюшка, благословите меня в Иордань погрузиться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2298...

Пусть у каждого из нас лицо будет ясным и твердым, как сказано в Евангелии, в хранении истины. Лицо идущего во Иерусалим. В Иерусалим земной, где до конца истории совершаются сражения ради того, чтобы наибольшее число людей могло покаяться и придти ко Господу. И в Иерусалим Небесный - к Пречистому лику любви Христовой, обращенного всегда к Церкви Его святой, ко всему роду человеческому.   Один епископ Русской Зарубежной Церкви писал моему знакомому из Америки в Россию в 80-е годы прошлого века: «Я удивлюсь, если мир просуществует до 2000 года». Конечно, он ошибся, но только в деталях, а по существу, мне кажется, нет. Где сегодня Церковь, где христианство? Европа объявила себя постхристианской. У нас в России, несмотря на все дарованные Церкви свободы, только два-три процента исповедуются и причащаются. Для большинства во всем мире, разумеется, уже не имеет значения, христианин этот человек или не христианин, католик или православный, или еще кто, все определяется другими «ценностями». Самое печальное, что эта широта взглядов все более становится нормальной для многих даже в Церкви. З. Пушкина, г. Тихвин Да, «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» А с другой стороны нам дано обетование, что врата ада не одолеют Церковь. Куда идет Церковь? Какой будет наша Церковь через 10-15 лет? Будет ли она еще существовать? Такими вопросами невольно задаются многие из нас. И враги Церкви - который раз! - снова исчисляют последние сроки ее. Но Дух Святой смеется над человеческими прогнозами. С самого начала из горстки «страха ради иудейска» спрятавшихся от мира людей, Он сотворил первых мучеников. Дух Святой видит дальше и глубже, чем люди. Это Бог, действие силы Которого не знает преград. Он опрокидывает наши маленькие, слишком человеческие защиты, наши хрупкие, исполненные самонадеянности надежды, нашу обманчивую безопасность. Он преодолевает всякое противостояние. Подобно наводнению, пожару или урагану Он сметает со Своего пути все, что противится Его державной воле. Он может привести каждого человека и все человечество к осуществлению Превечного Совета Божия.

http://moral.ru/dom_0509.html

Вы наверняка слышали о тех происшествиях и акциях протеста, которые были в Киеве и по территории всей Украины. Они были в связи с принятием закона о статусе языка. Я понимаю, что Вам, наверное, тяжело оценивать мотивы, которые лежали в основе этого движения к принятию закона, но все-таки что Вы думаете по этому поводу? Все мы преодолеем это внезапно возникшее разделение или обречены на вечную конфронтацию по любому поводу? Очень серьезный вопрос, который беспокоит многих людей. И украинцы, и россияне, и другие нации, каждый дорожит своим языком, своей родной культурой и хочет больше узнать об этом и утвердиться. Закон, который был принят, с одной стороны, имеет положительное значение, потому что это сближает людей. С другой стороны, разъединяет. И это очень важно понять и спокойно рассудить. Но самое главное, это не должно послужить раздору между двумя национальностями, между двумя странами и народами, отношения между которыми и так довольно хрупкие. Так что мы молимся, чтобы Господь послал мир и умиротворение тем, кто очень активно принимает в этом участие. И рассудить по-людски, по-братски, по закону, но не допустить конфронтации. Ваше Блаженство, 20 лет Вы являетесь предстателем Украинской Православной Церкви. 20 лет Вы несете свое послушание, возложенное на Вас полнотой всей Церкви. Скажите, трудно ли быть пастырем такого масштаба? Что больше всего Вас огорчило за эти годы, а что больше всего обрадовало? Что подарило Вам радость и надежду? Подарило радость само бытие Церкви, нашего верующего народа и той ситуации, которую переживали люди и переживают, которые болеют за Церковь, за ее благополучие. Радость в том, что увеличилось количество епархий, увеличилось резко количество приходов на Украине православных, Украинской Православной Церкви. Увеличилось количество духовных школ, призваний. Вот уже сегодня духовные школы имеют массу прошений зачислить на заочный сектор или на стационар. Так что увеличилось количество молодежи, которая не только посещает храмы, но и принимает активное участие в храмовых действиях, богослужебных и служебных.

http://pravmir.ru/mitropolit-vladimir-my...

Поэтому очень важным видится «взращивание» духовного уровня личности. Это позволит человеку услышать голос Бога в своей душе и перейти из горизонтальной плоскости в вертикальную, в которой определяющей станет именно духовное возрастание. Важнейшим в этом процессе будет и иерархическое  выстраивание личностных уровней, о которых подробно говорят святые отцы Церкви. И эта иерархия: дух – душа – тело. Святой Иустин писал: «Тело есть жилище души, а душа – жилище духа; и эти три сохраняются в тех, которые имеют надежду и веру в Бога» (5). Соответственно трем уровням в личности человека можно выделить и три стороны в браке, основанном на любви. На телесном уровне большинство людей реализует ряд типичных установок («бери от жизни все, живем один раз, нет бессмертия души»), под любовью такие люди понимают удовлетворение естественного телесного физиологического влечения (удовлетворение сексуальной потребности). Основу такой любви представляет ориентация на внешность, на тело. Таким человеком, который ограничен реализацией только низменных страстей очень легко манипулировать, что успешно и делается с помощью той же рекламы. Кто подставляется, тот всем доволен, кто не подставляется – ищет выход. Любовь на душевном уровне предполагает соблюдение целого ряда нравственных принципов, включающих в себя взаимную поддержку, преодоление изолированности, обретения эмоциональной близости, чуткости при разделении всех радостей и бед. Однако со временем, если человек не выходит на духовный уровень, он соскальзывает, т. к. сил все переносить ему уже не хватает (у человека нет выхода на источник любви, на Бога). Любовь на духовном уровне предполагает восстановление своей целостности через безусловную любовь и принятие другого как самого себя. На этом уровне человек обретает Бога и тогда любовь становится совершенно другой. Свят. Николай Сербский замечает: «Совершенно естественно, что каждый из нас стремится к любви, т. к. Бог – это любовь. И от Божественной любви, мы зажигаем свои земные хрупкие свечки» (6).

http://azbyka.ru/semya/besedy-o-psiholog...

Павел 7 сентября 2014, 13:56 Прелюбодействовать (много любодействовать) нельзя, но потребность в любви супруга или супруги надо удовлетворять, а не приписывать естественные Богом заложенные механизмы действиям лукавого. Поэтому она и изменяла. Нотка 7 сентября 2014, 12:04 Читаю комментарии и вижу, что правы и те кто считает Николая святым и те кто считает его гордым. Действительно...дать обед, буквально клятву Богу, что СПАСЕТ душу блудницы это происхождение гордых помыслов. Надеяться на свои силы( понятно не без помощи Божией)на свои молитвы, посты и прочие добродетели слегка самонадеянно. Человек зачастую и себя едва спасает. Господь видя такое самонадеянное желание показал Николаю, что САМ он ничего не может! Что замысел его буквально не выполним без вмешательства Творца. Отсюда и много лет мучений Николая с до конца не раскаявшейся женой. В итоге утопическое отчаяние и даже не желание жить! То есть понимание того, что не по силам ноша, возложенная самостоятельно на свои хрупкие плечи. И в итоге Господь сжалился над своим созданием. Но для чего столько лет мучений Николаю попустил Господь? Что было бы, если бы девушка покаялась СРАЗУ и ОКОНЧАТЕЛЬНО? Николай скорее всего бы впал в прелесть от того, что смог СПАСТИ душу заблудшей овцы. Но спасем не мы, а Бог! История поучительная. О том, что не стоит все таки брать на себя много. Страшно даже представить, что было бы с Николаем, если бы Господь не вмешался. Тут вариантов много-от самоубийства до крайнего отчаяния и даже помешательства. Вразуми нас Бог! Л.К. 7 сентября 2014, 10:37 Который раз прихожу к выводу, что у греков какое-то иное понятие о вере... Может только нам свойственно во всём сомневаться? Да и откуда нам знать, что потом в этой истории " всё было хорошо " ? В жизни есть ещё полутона, не только чёрное-белое. Сергей 7 сентября 2014, 09:13 ужасно...дело святых молиться о блудницах..да хоть о бесах, если есть желание..не дело мужа искать себе жену в блудилище, да держать в своем доме особь с такими пристрастиями...врагу не пожелаешь..

http://pravoslavie.ru/73395.html

А затем, на прошлой неделе, мы слышали рассказ о Закхее. Закхей преодолел другое искушение, так нам свойственное, искушение тщеславием. Тщеславие состоит в том, что мы привязываемся к вещам пустым и стараемся через их посредство завоевать восхищение других, тех, кто не имеет права судить, потому что они такие же пленники той же узости ума, той же узости сердца. Тщеславие, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, есть дерзость перед Богом и трусость перед людьми: желание не быть судимыми, не быть осужденными, но вызвать похвалу даже за то, что похвалы не заслуживает: лишь бы только похвалили! И тогда я говорил, что мы должны обратить внимание на этот наш грех и спросить себя: насколько я завишу от суда человеческого, насколько я безразличен к суду моей собственной совести, а через нее и за ее пределом — к суду Самого Бога? В какой мере я ищу одобрения и восхищения за вещи, меня недостойные, не говоря о том, что они недостойны Бога? Сегодня перед нами встает третий образ: мы стоим перед рассказом о фарисее и о мытаре (Лк 18:10–14). Мытарь знал свое недостоинство, знал, что недостоин предстать перед лицо Божие, но так же недостоин быть допущенным и в общество приличных людей, снискавших одобрение Божие. Он пришел к двери храма и не мог переступить порога, потому что знал, что в этом мире, опороченном, загрязненном, оскверненном человеческим грехом, кровью и злом во всех его видах, храм — это место, которое посвящено одному только Богу. Весь остальной мир, как сказал сатана, искушавший Христа, предательски отдан человеком в его руки. Но храм — это место, которое люди веры, хрупкие, но верующие, посвятили Богу, выделили из этой области ужаса для того, чтобы он был видением Божественной красоты, местом пребывания Того, Кто не имеет где главу приклонить в мире, украденном у Него и преданном в руки вражии. И вот, стоя у притолоки, мытарь знал, что он принадлежит области зла и не имеет доступа в область Божию; и все же он чуял разницу, испытывал ужас о себе и чувство преклонения, благоговения перед Божественной областью. Он ударял себя в грудь и просил о помиловании, потому что не на что ему было больше надеяться или рассчитывать на другое.

http://pravmir.ru/o-tvortse-tvarnosti-i-...

     Ричард Дэйвис — фотограф, основатель фонда Wooden Architecture at Risk. Книга Ричарда Дейвиса «Wooden Churches of the Russian North (Деревянные церкви — путешествуя по Русскому Северу)» рассказывает о храмах Ленинградской, Мурманской, Архангельской областях и республики Карелия. В 2002 г. Ричард Дэвис, главный фотограф таких архитекторов как Норман Фостер, Давид Чипперфильд и Джон Поусон, вдохновлённый рисунками художника начала 20 в. Ивана Билибина, впервые отправился на Русский Север. Там он нашел то, что долго искал — свою тему; в последующие 9 лет он возвращался в Россию множество раз, разыскивая деревянные церкви и делая новые снимки. Изображённые в его книге здания — остатки тысяч подобных, строившихся по всей стране со времён князя Владимира, который после своего обращения в христианство в 988г, «повелел, чтобы деревянные церкви ставились на местах, где до этого были языческие идолы». Большинство из сохранившихся построек находятся в малонаселённой северо-западной части России, особенно в Ленинградской, Мурманской, Архангельской областях и в республике Карелия. Это протяжённый район, и авторам пришлось преодолеть тысячи километров — на машине, джипе, аэроплане, лодке, поезде, снегоходе, на санях и пешком для того, чтобы их разыскать. Эти хрупкие, зачастую осквернённые постройки хранят божественное присутствие даже несмотря на отсутствие в них золочёных икон. Но очень многие из них находятся на краю гибели. Вместе с фотографиями Ричарда Дэвиса в книге публикуется рассказ Матильды Мортон об их совместных с Ричардом путешествиях; а также высказывания писателей и художников, путешественников и историков, агитаторов и политиков. Среди них: Корней Чуковский, отрывки из «Пути Паломника», Лев Толстой, Александр Родченко, Михаил Булгаков, Андрей Синявский, Василий Гроссман, Александр Солженицын, Евгений Носов, Алексей Леонов и Виктор Ерофеев. «Деревянная архитектура, которая является наиболее своеобразной и уникальной составляющей культурного наследия России, находится на грани полного исчезновения» — Михаил Мильчик, Санкт-Петербург, октябрь 2011г.

http://pravoslavie.ru/94582.html

Назначение большого колокола было ещё и таким: в те времена он служил также сигналом для связи и ориентирования в ночное время, а особенно в зимнюю пургу и метель - почтовым и торговым людям, которые следовали по Большому Московскому тракту. В тёмные зимние ночи на колокольне постоянно дежурил звонарь, через каждый час он звонил в колокол, указывая путь заблудившемуся путнику или ямщику. А по большим праздникам большой колокол созывал верующих на богослужение. Звоном колокола давались также сигналы о пожарах, собирали на сход жителей села. Вместе со строительством третьей церкви вокруг неё стали строить деревянные дома для священнослужителей и церковно-приходскую школу. Она располагалась на церковной площади с восточной стороны, ныне на этом месте построен магазин предпринимателя Масловского. Церковно-приходская школа являлась вторым культурным центром села после храма. Здание это было каменное, на два класса. Дети изучали Закон Божий, общеобразовательные предметы, пение, занимались рукоделием и огородничеством. По архивным данным, в 1913 году школу окончило 167 человек. Церковь всегда занималась благотворительной деятельностью. В 1895 году была построена богадельня, где проживали немощные и неимущие жители села. Неподалёку от школы находилась трапезная, в которой кормили всех, кто в этом нуждался. Имела церковь и свою ветряную мельницу, ответственным за работу которой был дьякон Владимир Лукич Орлов. Зерно мололи не только для церкви, но и для жителей села. Остатки её строения можно увидеть около бывшего маслозавода. Церковь имела свои земли в займище и степных участках над Волгой на территории бывшего кирпичного завода. Никольская церковь многое пережила за свою историю. В годы революции её неоднократно хотели разграбить и разрушить. По рассказам старожилов, молоденькие хрупкие девушки не испугались разбушевавшегося красноармейца с пешнёй в руках, готового переколотить и порушить всё в храме. Настолько сильна была их вера, что не побоялись они стать преградой на его пути.

http://sobory.ru/article/?object=15504

Несмотря на то, что как духовник отец Серафим отличался большой строгостью, число его духовных детей быстро увеличилось. О его строгости епископ Николай (Никольский) говорил: «… Я считаю, что он не понимает разницу в натурах, в организмах. Он мерит всё по одной мерке. Он не понимает, что есть организмы хрупкие, которые могут надломиться под напором». Однако сам отец Серафим однажды на полях письменной исповеди своей духовной дочери написал: «Это суровость внешняя, а под этой суровостью — глубокое, глубокое желание спасения тебе». В июле 1924 года батюшка совершил паломничество в Дивеевский монастырь и Саровскую обитель; в этом же году стал архимандритом. В те годы в Дивеево съезжались многие духоносные пастыри. Там, в сельской уединенной глуши, они встречались с духовными чадами, по молитвам у мощей преподобного Серафима решались людские судьбы. Страшно было жить без веры, без духовного окормления, без предстательства Божиих угодников и преподобного Серафима Саровского — молитвенника о Земле Русской. В Дивеево отец Серафим (Климков) вступил в духовное общение с епископом Серафимом (Звездинским) , протоиереем Владимиром Богдановым — духовным сыном старца Варсонофия Оптинского , с Владимиром Криволуцким и другими пастырями-исповедниками веры. Начало борьбы власти с Церковью Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий. ( Пс. 21:19 ) Расцвет духовности в Даниловой обители резко контрастировал с событиями за монастырской оградой. В двадцатые годы XX столетия против Русской Православной Церкви начался настоящий террор. Приняв в 1918 году декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», власть фактически развязала себе руки. Нормы декрета вполне соответствовали конституционным основам светских государств того времени. Однако его последние пункты (12й и 13й) принципиально отличались от этих норм и ставили Церковь в бесправное положение: «12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010