Согласно страховой оценочной ведомости монастырского имущества составленной в 1910 г., после перестройки храм Петра и Павла и трапезный корпус имели нижеследующий вид: «…Корпус каменный двухэтажный снаружи и внутри оштукатурен, покрыт железом. Окрашенным зеленою масляною краской. Длина корпуса 19 сажень, наибольшая ширина 8 сажень; высота до верха карниза 4 сажени; на церкви имеется одна большая глава и одна малая над алтарем; больших окон 55 штук; 4 штуки малых слуховых; дверей наружных (в церкви) створчатых 4 штуки – деревянных и внутренних створчатых 5 штук – деревянных; в корпусе внутренних дверей 7 штук в нижнем этаже и 14 штук в верхнем – все одностворчатые деревянные. Иконостас длиною 4 сажени 2 аршина; высотою 1,5 сажени...». Одновременно с ремонтными работами по перестройки Петропавловского храма в 1903 г. началось строительство новой водокачки, для которой был запроектирован специальный двух этажный каменный корпус. Из рапорта архимандрита Аркадия Преосвященному Назарию (Кириллову): «Старая водоподъемная машина, существующая в Оранском монастыре с 1883 г., подвергается частым поломкам, вероятно по давности постоянного употребления и от холодного помещения, в котором она находится. По сему вновь купленный керосиновый двигатель и само действие водоподъемной машины необходимо поставить в теплое помещение, каковое приходится построить новое и уже не деревянное, а каменное, что при собственном кирпичном заводе не поставит монастырь в затруднение. Составив на постройку такового здания план и фасад, долг имею представить его, при сем, на архипастырское утверждение и покорнейше прошу разрешить постройку здания водокачки хозяйственным способом».Проект водокачки был составлен послушником Оранского монастыря Сергеем Лебединским (о чем свидетельствуют сохранившиеся чертежи). В дальнейшем проект был доработан и изменен в 1903 г. При этом в верхнем этаже корпуса в последствии разместились жилые покои для настоятеля монастыря правящего архиерея Нижегородской епархии, в подвальном (цокольном) этаже были установлены керосиновый двигатель и оборудование для водопровода. Здание строилось из красного кирпича, в «неорусском» стиле, с использованием новейших технологий того времени: металлических балок для усиления перекрытий, бетона, металлических кованых элементов отделки; отапливался корпус голландскими печами. Данный корпус был выстроен в 1904 г. за пределами основной монастырской территории рядом с естественным источником воды – прудом и святым источником, где стояла небольшая восьмигранная каменная часовня.

http://sobory.ru/article/?object=04995

Но, с другой стороны, не менее справедливо и то, что личная, идейная борьба тогда только может быть легкой и целесообразной, когда ей будут содействовать и государство, и общество. Обращаясь к нашему законодательству, мы находим, закон, запрещающий всем и каждому пьянство (XIV т. Св. Зак., уст. пред, прест, ст. 153). Но здесь наказуется пьянство, как состояние, влекущее за собою преступление; само же пьянство, как таковое, не наказуется законом. Каких-либо распоряжений и узаконений для прекращения пьянства не издается. Монополия, как тут уже было указано, не уменьшила числа алкоголиков, несмотря на открытие действия особых учреждений, так называемых попечительств о народной трезвости, деятельность которых должна была идти параллельно с продажей водки. Здесь достаточно говорилось об этих попечительствах, за и против, и уделялось особенно много внимания Народному Дому Императора Николая II-ro. Поэтому позволю себе лишь в нескольких словах высказать свое впечатление и мнение. Защитники попечительств о народной трезвости, защитники Народного Дома приводили, между прочим, статистические данные о числе его посетителей, причем количество этих посетителей исчислялось сотнями тысяч. Я позволю себе сказать, что если бы даже прибавить к этой цифре несколько пулей, то все равно она не имела бы в данном случае значения доказательства. Статистика здесь показывает только то, что в данное или известное время столько-то посетителей было в этом доме, а не в другом месте. Но она не говорит о том, что же было после того, как посетители его оставили, и не говорит о том настроении, которое в нем создалось. А если судить по характеру тех развлечений, которые там даются и о которых с такой ясностью и рельефностью говорил Член Государственного Совета А. Ф. Кони, то я позволю себе усомниться и, даже больше, скажу с уверенностью и убежденностью, что это учреждение в данном отношении вредно. Оно не содействует развитию у народа трезвого взгляда на жизнь в широком смысле этого понятия; оно не может создать в душах посетителей этого дома жизнерадостного настроения, которое составляет необходимое условие труда, и не способствует установлению правильного, трезвенного взгляда на жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Они запели вместе. Вечер проходил весело. Наташа уже без помощи дяди во второй раз пела «Среди долины ровныя». Прислонившись к плите, сложив на груди руки, она с увлечением заливалась вслед за флейтой. «Взойдет ли красно солнышко, — Кого под тень принять? Ударит непогодушка, — Кто станет защищать?» — вывела высокой, чистой нотой девочка и, закинув назад головку, призакрыла глаза и развела руками. — Чудесный у тебя голосок, Наташечка. Наверно, ты певицей будешь. Повтори-ка это место еще раз. «Взойдет ли красно солнышко, — Кого под тень…» — залилась снова маленькая певица. — Это что?! — раздался неожиданно раздраженный голос. Николай Васильевич выронил из рук флейту. Наташа вздрогнула и пошатнулась. На пороге кухни стояла Марья Ивановна, а за нею хохотала Липа. — Это что? Почему ты не спишь? — крикнула тетка, схватила Наташу за ухо и хотела тащить из кухни. Девочка громко испуганно заплакала. — Не троньте Наташу! Не троньте! Я не позволю… — как будто не своим голосом закричал Николая Васильевич, отстраняя хозяйку и становясь между ней и девочкой. — Как вы сметете так с мамашей говорить? — вступилась Липа. — Не троньте Наташу… Я никому не позволю бить ее. Я за Наташу вступлюсь… не позволю… — внушительно и строго проговорил Николай Васильевич и своим сердитым видом, должно быть, испугал обеих женщин. Те поспешили уйти из кухни. — Вот как! Вот! Я покажу себя! Увидят! — грозила Марья Ивановна, развязывая ленты шляпки. — Наталья, сейчас иди спать! — крикнула Липа. — Иди, Наташенька, не бойся… Они не посмеют обидеть: я тут, — сказал Николай Васильевич. Девочка, дрожа, пробралась в залу, умоляющими глаза взглянула на тетку и юркнула на свой диван. Когда через несколько времени пришел домой Петр Васильевич, мать и дочь бросились к нему с громкими жалобами. Наташа слышала, как они говорили, что им от «милых родственничков» житья нет, что Николай Васильевич набросился с кулаками, что Наталья избаловалась и грубит, чему учит ее «полупомешанный флейтист», и чтоб он выбирал или их, или идиота братца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4251...

В 1906 году в приходе насчитывалось 68 дворов и около 400 человек здесь регулярно исповедывались и причащались. В 1911 году приход немного вырос: 85 домов, 450 прихожан. Здесь служили священник Феодосии Игнатов и псаломщик Михаил Кмита. Церковь по городским меркам была довольно бедной: она не имела в своем владении никаких построек, ни домов для причта, ни земли, а на жалованье священнику, дьякону и псаломщику шли банковские проценты с капитала в шестнадцать тысяч рублей. Храм окружала каменная ограда протяженностью более двухсот метров. От прежде обширного погоста в 1910-е годы налицо было только четыре могилы - тулиновского зятя фабриканта Филиппа Вигеля (1805-1877), священников Иоанна Лукина и Александра Орлова и генерала от инфантерии Павла Юнеева (1826-1907). О самой Петропавловской церкви, памятнике архитектуры XVIII века, рассказывал в 1922 году искусствовед Юрий Успенский: «Церковь представляет из себя в плане сложный латинский крест, боковые части которого образуют низенькие пристройки с портиками классического характера, быть может, несколько поздней обработки. Интересен главный неф церкви обычного для Воронежа характера: на большом четверике стоит стройный восьмерик, покрытый выгнутой, барочного типа, крышей. На крыше стоит изящный восьмериковый барабан, отделанный по углам пилястрами с небольшими выгнутыми волютами; барабан увенчан стройной главкой. Алтарная пристройка пятигранного типа также увенчана маленькой главкой. Маленькая главка имеется и на трапезной, и эти две главки вместе с большой главой главного нефа, расположенные в одну линию, являют традиционное малороссийское трехглавие и свидетельствуют о том, что и во второй половине XVIII века малороссийские влияния не потеряли своей силы в Воронеже. Главной особенностью храма являются наличники его окон. Сложный, замысловатый рисунок широких наличников, очевидно, свидетельствует о намерении зодчего придать особую выразительность оконным пятнам». В революционные бури власть нашла время, чтобы учесть драгоценные металлы в чужих карманах. В конце 1918 года священник Феодосии Игнатов составил подробнейшую опись по своему храму, включив не только всю утварь, но и указав вес риз каждой из 28 икон. Шесть наиболее значимых икон содержали в окладе 107 фунтов 6 золотников серебра. Значилось в перечне и Евангелие, окованное в серебро, вес его (с бумагой) равнялся 24 фунтам. В 1921-1922 годах значительная часть ценностей была изъята под маркой помощи голодающим крестьянам Поволжья.

http://sobory.ru/article/?object=35341

Исцеление прокаженного (Марк. 1:40-45; Луки 5:12-16). Об исцелении прокаженного повествует также св. Матфей в 8:1-4, и такой авторитетный толкователь, как Еп. Феофан, находит, что это особое чудо, совершено Господом значительно позже — после нагорной проповеди, в то время, как св. Лука говорит, что это было в городе. Из всех болезней на Востоке, о которых упоминается в Библии, проказа — самая страшная и отвратительная. Проявляется она на теле пятнами, подобным пятнам лишайным, сначала на лице, возле носа и глаз, а затем постепенно распространяется по всему телу, и все тело покрывается струпьями. Лицо при этом распухает, нос высыхает и заостряется, обоняние пропадает вовсе, кожа делается буроватого цвета и растрескивается, голос сипнет, волосы выпадают, глаза начинают слезиться, образуются злокачественные язвы, издающие смрад, из обезображенного распухшего рта течет зловонная слюна, суставы рук и ног немеют, все тело дряхлеет, затем отпадают ногти, пальцы и отдельные суставы, пока не наступит, наконец, смерть, прекращающая муки страдальца. Прокаженные от рождения порой и по 30-40, а то и 50 лет влачат свою бедственную жизнь. Моисей в книге Левит (гл. 13) дал подробные наставления относительно больных проказой. Священник должен был обнаружить и исследовать болезнь и удалить больного из человеческого общежития во избежание заражения. Прокаженный с глубокой верой смело нарушает закон, запрещающий ему подходить к здоровым, чувствуя, видимо, что среди них находится Сам Господь. Его просьба об исцелении полна столь глубокого смирения, сколь и веры в чудодейственную силу Господа. Исцеляя, Господь коснулся больного, желая показать, что Он не связан никаким законом, запрещающим прикосновение к прокаженному, что для Чистого нет ничего нечистого, и выражая этим жестом чувство глубокого сострадания к несчастному. «Хочу, очистись,» — говорит Господь, указывая на Свою Божественную власть. Он велит бывшему прокаженному пойти к священнику и показаться ему, то есть — исполнить требования закона Моисея, но никому не рассказывать о свершившемся чуде. Главную причину того, что Господь запрещал разглашать о совершенных Им чудесах, можно видеть в смирении, по которому Сын Божий, умалив Себя и принимая образ раба для нашего спасения, не хотел идти по земле путем славы (см. Иоан. 5:41), тем более, что эта слава Его как чудотворца могла бы способствовать усилению в народе ненужных, мечтательных представлений о Царстве Мессии, с которыми Господь боролся. Господь повелевает исцеленному показаться священнику «во свидетельство им» в том смысле, что священник должен был по закону засвидетельствовать факт исцеления от проказы, разрешить исцеленному вернуться в общество, а также и то, что Господь не нарушает закона, но исполняет его требования.

http://sedmitza.ru/lib/text/430487/

Терпение суровой женщины окончательно лопнуло, когда по пятнам крови на одежде она обнаружила, что Феодосий, смиряя свою горячую юношескую плоть, носит на своем теле вериги (железные оковы). С веригами, разумеется, на время пришлось расстаться. Но, вероятно, именно в тот момент будущий преподобный всерьёз оказался лицом к лицу перед выбором — или окончательно поработиться воле нравной матери, несомненно мечтавшей о боярской карьере сына, и «подписать» таким образом своего рода вассальный приговор, или пожертвовать сыновними узами ради того, чтобы поработиться одному лишь Христу. Выбор юного Феодосия был не просто выбором сословного статуса или рода деятельности в рамках христианской религиозности, как это выглядит сегодня для людей, идущих в монашество. На личном уровне это было выбором по сути самого христианства. Чтобы понять смысл такого определения, вспомним, что время юности преподобного было эпохой неутихающего княжеского кровопролития на Руси, современного борьбе за великокняжеский стол между сыновьями Владимира, первой жертвой которой пали Борис и Глеб. Междоусобие не утихало на протяжении почти всего XI ст. и сопровождалось братоубийственной резнёй, орудием которой служило ближайшее великокняжеское окружение из числа бояр и дружинников. Вступить в вассальные обязанности означало бы приговорить себя к совершенной покорности сюзерену. Проявление же этой покорности не исключало и откровенного братоубийства в интересах своего правителя, которые довольно часто сменялись тогда на Киевском столе. И Феодосий отказался от такого «приговора» ради обетов христианина, главная суть которых — братолюбие и смирение. Сегодня такая жизненная дилемма кажется почти невообразимой. Мы настолько привыкли к позолоте на куполах величественных соборов, мотивам покаяния в произведениях отечественной литературы, библейским жанрам в классической живописи и т. д., что порой смотрим на седую древность «с колокольни» нашей исторической ситуации, где тема личного благочестия, как правило, не противопоставляется социально-политическому выбору человека.

http://pravoslavie.ru/1869.html

С тех пор прошло четыре дня. Меня нашли лежащей на траве и лишившейся речи. Речь вернулась ко мне не сразу: подобные видения не проходят бесследно для старческой плоти. А для души они, возможно, уже не будут видениями — кто знает! Я заставила Арнома сказать правду: мне осталось жить совсем немного. Он будет плакать, будут плакать и мои служанки. Это странно. Что я им сделала хорошего? Жаль, что я не призвала Даарана в Глом вовремя: не успела полюбить его сама и не научила любить моих подданных. Моя первая книга заканчивалась словами: «Нет ответа. Теперь я знаю, Повелитель, почему ты не отвечаешь нам. Потому что ты сам — ответ. Пред твоим лицом умирают все вопросы. Разве есть ответ полнее? Все слова, слова, слова, которые спорят с другими словами. Как долго я ненавидела тебя, как долго боялась! Я могла бы…» (Я, Арном, жрец Афродиты, сохранил этот свиток и положил его в храме. По пятнам после слов «Я могла бы…» легко заключить, что, когда Царицу настигла смерть, голова ее упала на свиток. По этой причине мы не можем прочесть последние слова. Эта книга была написана Оруалью, Царицей Гломской, самой мудрой, доблестной и милостивой властительницей в наших краях. Если путник, направляющийся в Грецию, найдет эту книгу, пусть он возьмет ее с собой, ибо таково было самое заветное желание нашей Царицы. Я поручу Жрецу, моему преемнику, отдать этот свиток любому чужеземцу, который поклянется доставить его в Грецию в целости и сохранности.) Примечания автора История Купидона и Психеи впервые упоминается в одном из немногих сохранившихся античных романов, «Метаморфозах» (известном также как «Золотой осел»). Написал этот роман некий Луций Апулей Платоник, родившийся около 125 г. от Рождества Христова. Сюжет вкратце таков. У царя и царицы было трое дочерей. Младшая была так хороша собой, что люди стали почитать ее как богиню вместо Венеры. По этой причине у Психеи (так звали младшую дочь) не было женихов: никто не осмеливался просить руки и сердца у божества. Тогда отец Психеи обратился за советом к Дельфийскому оракулу. «Не ищи для своей дочери мужа среди смертных, — ответствовал оракул. — Отведи ее на гору и там принеси в жертву дракону». Царь повиновался.

http://azbyka.ru/fiction/poka-my-lic-ne-...

Обстоятельства позволили мне вынуть иконы только нижнего яруса, так что я мог осмотреть только пояс с преподобными. Нужно сказать, что выше этого пояса, на тех же столпах, сохраняются также фрески, изучение которых возможно только по удалении второго и третьего ярусов иконостаса. На каждом столпе изображена одна сцена, заключенная в красную рамку. Величина фрески 1 арш. 6 вершк. на 1 арш. 10 в. Фон мутно-лазоревый, сильно поцарапанный и побитый. Нимбы персонажей желтые с красными ободками. На левом столпе представлен ангел, явившийся преподобному в полной монашеской одежде как она была выработана уже после Пахомия. На голове видим тёмно-синий, переходящий в черный, мафорий, заправленный под ворот грязно-зелёной мантии. Надет ли мафорий на кукуль (круглая шапочка), или прямо на голову, трудно сказать, потому что, —65— как известно, мафорий делался из плотной шерстяной материи, которая сохраняла форму башлыка и без кукуля. Из-под мантии спускается от ворота черный паллий, в виде епитрахили, ниже темно-красного пояса, стягивающего лиловатый хитон. В левой руке ангел держит свиток белый с написанным по зеленоватым полосам текстом: «ангел некий явися Пахомию и рече ему: еже о собе исправил еси, унше, туне убо седиши в пещере» (дальше текст закрыт). Вся фигура ангела скомпанована очень живо и выразительно. К сожалию, лик сильно потерт, так что характер неуловим. Одна интересная подробность бросается в глаза: это– темные курчавые волосы, выбивающиеся из-под мафория. Эта деталь заставляет вспомнить совсем невольно ситуацию головных уборов ангелов Троицы Рублева. Но предполагать особенную пышность волос, которая, по-видимому, появляется в связи с переработкой старой иконописной схемы юных ангельских ликов на живописный лад приблизительно в XIV в., нет данных. Лицо нашего ангела очень юно, почти по-детски выражено, так что нисколько не гармонирует с общей серьезностью положения. Пр. Пахомий, выслушивая от ангела монашеские правила, которые он должен предать письмени, почтительно согнулся и опустил глаза вниз. Эта часть фрески особенно сильно пострадала, и только по цветным пятнам можно сделать некоторые заключения. Седые пышные в нижних частях волосы интересны по своей фактуре. Они рассыпаны по спине, отчасти по плечам. Их фактура отступает от ферапонтовских фресок в сторону югославянских писем сербских: здесь та же пышность нижних локонов и некоторая прижатость в верхних частях. Несколько загадочна форма одежды Пахомия, детали которой совсем невидны. Несомненно, одно, что ни кукуля, ни мафория нет; если бы мафорий был откинут назад, то это было бы заметно на спине по темному пятну краски. Следовательно, Пахомий изображен в какой-то верхней одежде, при которой локти оставались открытыми. Что это за одежда? Самый тщательный осмотр оригинала убедил меня, что в данном случае мы имеем дело с двумя верхними одеждами: коловием (рубашка немного ниже колен без

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Уже само слово «пилильщик» вызывает жалость к растению калины. Нарядные оливковые с орнаментом по спинке личинки, покрытые шипами, трапезу начинают с краев листьев. Через некоторое время от листа ничего не остаётся. Перекапывая почву поздно, в предзимье и рано, в начале весны, садовод многих вредителей лишает удовольствия комфортно перезимовать. Хорош этот метод и против пилильщика, он тоже зимует близ поверхности почвы. Все меры, применимые против тли, действуют и на пилильщика. Только если не вышло избавиться от прожорливого вредителя — тогда пестициды. Тоже лучше фосфорорганического ряда (типа карбофоса и аналоги). Лопастная зелёная пяденица Гусеница вредителя питается завязями цветков. Вредитель многоядный, но калину не пропустит. Отличить можно по жёлто-зелёному цвету и яркому украшению: красно-бурой линии по спине и таким же пятнам. Выручит карбофос до и после периода цветения. Сбор калины, хранение Калина не опадает, но запаздывать со сбором не стоит. Плоды ее нравятся птицам, сначала надо запасти вкусное снадобье для себя, да и перезревшие ягоды теряют прочность, могут лопаться: сок стечёт, останется костянка и оболочка. Поэтому с началом листопада нужно проверить спелость ягод и начать сбор. Аккуратно срезая зонтичные метелки соцветий с созревшими ягодами, рыхло укладывают их в воздухопроницаемую тару. Перенеся урожай в удобное для переборки место, сортируют его. Если регион с заснеженными зимами, легко устроить хранилище в снегу. Калину для лечебных целей или для витаминных морсов можно высушить прямо в пучках, подвесив их там, где сухо и прохладно. Если есть чердачное помещение, там подвешивают связанные пучками кисти с плотными крупными плодами. Они хорошо сохранятся. Зимой их можно заваривать, добавив мёд в отвар — получится целебный напиток. Рекомендуемые статьи Среда, 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение прп. Илариона Новаго, игумена Пеликитскаго (ок. 754). прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийскаго (ок. 815).

http://azbyka.ru/garden/uhod-za-kalinoj-...

Образцы, которые я получил от профессора Попова, содержали небольшое количество ДНК (например, микроскопия показала незначительное содержание ДНК в корнях волос). Поэтому все образцы я израсходовал на проведение оценки, и у меня не осталось ничего. Профессор Попов не говорил мне вернуть образцы, оставшиеся после анализа ДНК. Я думаю, это было потому, что он понимал, что количество было небольшим. В 2001 году агентство Reuters во время интервью спросили меня, где теперь образцы, оставшиеся от исследования, и не задавали больше вопросов после того, как я объяснил ситуацию.   (6) Проводилась ли экспертиза пятен крови на платке, которым останавливали кровотечение у цесаревича Николая? Платок с пятнами крови цесаревича Николая несколько лет хранился как семейная реликвия в доме Нагаи Тёсукэ, в котором в день инцидента цесаревичу была оказана первая помощь. Однако каждый раз, когда российские корабли прибывал в порт Кобе, многие русские посещали его дом в Оцу, чтобы увидеть платок с пятнами крови Николая, и многие посетители прикасались к этому платку и целовали его. Поэтому платок с пятнами крови цесаревича Николая имеет историческую ценность, но никак не для ученых, занимающихся анализом ДНК Николая II. Все потому, что он загрязнен слюной, потом и клетками тех, кто прикасался к нему. Поэтому ни один японский исследователь не проводил анализ ДНК по пятнам крови, оставшимся на этом платке. Он совершенно не подходит в качестве материала для ДНК-теста. Поскольку русские продолжали посещать дом в Оцу, платок, сабля и документы, связанные с инцидентом в Оцу, временно отправили на хранение в сейф в правительстве префектуры. После этого их перевезли в музей на озере Бива. Когда российский исследователь доктор Павел Иванов приехал в Японию, чтобы собрать биологические образцы (образцы ДНК) из пятен крови, оставшихся на платке, он не знал, как собрать образцы, не повредив ткань платка. Он, (1) нарушив свое первоначальное обещание, отрезал часть платка скальпелем и вывез ее из Японии. Кроме того, (2) он так и не отправил первоначально обещанный отчет. С тех пор Совет по образованию префектуры Сига отказывается показывать платок любым исследователям.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/11/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010