А. Столяров notes 1    Элеотезий — комнаты для умащения. 2    Arbiter elegantiarum — «законодатель изящного вкуса» (лат.), несколько измененное выражение Тацита («Анналы», XVI, 18). 3    Эфебии — площадки для гимнастических состязаний эфебов (юноши от 16 до 20 лет). 4    Целер и Север — архитекторы, строители «Золотого дворца» Нерона. 5    Ватиний Тит — сапожник, впоследствии шут и приближенный Нерона. 6    Сенецион Клавдий — приближенный Нерона, впоследствии участник заговора Пизона. 7    Бальнеатор — раб-банщик. 8    Виссон — тонкое, почти прозрачное хлопковое полотно, обычно белого, иногда пурпурного цвета. В эпоху империи ценилось на вес золота. 9    Лаконик — отделение горячей бани с большим, но мелким бассейном. 10    Собственно, Альбанская гора (ныне Монте-Каво), самая высокая вершина Лация (прибл. в 30 км к юго-востоку от Рима), у подножья которой был расположен древнейший город латинян Альба-Лонга. 11    Тепидарий — теплая (прохладная) баня. 12    Номенклатор — «именователь», раб, в обязанности которого входило знать и называть хозяину гостей, всех рабов дома, а также подаваемые кушанья. 13    В действительности Марк Виниций, консул 30 и 45 гг., в 33 г. женился на Юлии, внучатой племяннице Тиберия. 14    Рим постоянно соперничал с Парфией (мощным государством на территории современных Ирака и Ирана) за влияние на Ближнем Востоке и в Армении. Имеется в виду неудачная для римлян кампания 62—63 гг., приведшая к переходу Армении под контроль парфян. Домиций Корбулон — талантливый римский полководец; покончил с собой в 67 г. по приказу Нерона. 15    Асклепий — в греческой мифологии бог врачевания, сын Аполлона. Тождествен римскому Эскулапу. Киприда — эпитет Афродиты (Венеры). По одной из версии мифа, Афродита родилась из морской пены у берегов Кипра. 16    Об этом сообщает Тацит («Анналы», XVI, 18). Годы наместничества Петрония неизвестны. Вифиния — область на северо-западе М. Азии. Римская провинция с 74 г. до н.э. 17    Гераклея — город в Вифинии на побережье Черного моря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

35    Агриппа Марк Випсаний (62—12 до н.э.) — приближенный и зять Августа, крупный полководец. Прославился также сооружением в Риме двух водопроводов и первых терм (общественных бань). 36    Фабриций Вейентон, известный доносчик, написал, по сообщению Тацита («Анналы», XIV, 50), книгу под названием «Завещание», полную нападок на неугодных ему лиц. За злоупотребления Нерон приказал изгнать Вейентона и сжечь его книгу. 37    Музоний Руф — известный философ-стоик, учивший в Риме при Нероне; сослан в связи с раскрытием заговора Пизона. 38    Фригидарий — прохладная комната в бане. 39    Меднобородый (лат. Ahenobarbus) — родовое прозвище фамилии Домициев, к которой принадлежал Нерон; внешность императора отвечала этому прозвищу. 40    Видимо, вымышленное лицо, так как Эмилий Мамерк Скавр, известный оратор и поэт-трагик, покончил с собой в 34 г. Вазы из коринфской бронзы (от названия города Коринф, расположенного на северо-востоке Пелопоннеса, у Истмийского перешейка) ценились за красоту чеканки и особое качество металла, содержавшего примеси золота и серебра. 41    Гекзаметр — шестистопный дактиль с последней усеченной стопой, особенно характерен для эпической поэзии. 42    Антиохия — крупный город в северной Сирии близ побережья Средиземного моря. 43    Ункторий — комната в бане, предназначенная для растираний и умащений. 44    Кос — остров близ юго-западного побережья М. Азии. 45    Вестиплика — рабыня, наблюдавшая за одеждой. 46    Тога — верхняя одежда совершеннолетних граждан, кусок ткани, особым образом оборачивавшийся вокруг тела. Юноши до 17 лет, а также жрецы и магистраты носили т.н. претексту — тогу с пурпурной каймой. 47    Домашние рабы назывались «фамилия». (Примеч. автора.) Термин «фамилия» обозначал дом как совокупность всех домочадцев, включая рабов. 48    Вероятно, Ауфидий Басс, известный историк и философ-эпикуреец, которого высоко ценил Сенека. 49    Авл Плавтий — известный полководец, завоеватель и наместник Британии (в 43—47 гг.). 50    Лигийцы (лугии) — собирательное название ряда племен, обитавших на территории современной западной Польши.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

Список А. р., писавших на лат. языке, открывают рим. адвокат Минуций Феликс диалогом «Октавий» (Octavius) и Тертуллиан (160-220) соч. «К язычникам» в 2 кн. (Ad nationes, 197). Минуций Феликс многое заимствует из трактата Цицерона «О природе богов», а Тертуллиан, взяв за основу книгу Варрона «Antiquitates rerum divinarum» (Божественные древности), в к-рой содержится критика рим. религии, показывает суетность и ложность политеизма, призывая уверовать в единого Бога. Самым значительным апологетическим произведением Тертуллиана является его «Апологетик» (Apologeticum, ок. 197), адресованный рим. наместникам в Африке. В этом сочинении Тертуллиан помимо критики языческой религии утверждает, что вера в единого Бога естественна для человека, поскольку человеческая душа «по природе христианка» (17. 6). В заключении Тертуллиан свидетельствует, что никакие гонения не могут уничтожить настоящую веру: «Кровь мучеников есть семя христианства» (50. 13). Тему о душе как «христианке по природе», затронутую в «Апологетике», продолжает трактат Тертуллиана «О свидетельстве души» (De testimonio animae; 197). В отличие от греч. А. р. II в. Тертуллиан считает ненужным апеллировать к философии для доказательства истинности христ. веры, поскольку сама душа является лучшим свидетелем Истины. Из др. апологетических сочинений Тертуллиана выделяются послание к Скапуле, проконсулу Африки (Ad Scapulam; 212), а также трактат «Против иудеев» (Adversus Iudaeos; между 198 и 206), написанный под влиянием «Диалога с Трифоном иудеем» св. Иустина Философа. В сер. III в. свт. Киприан Карфагенский написал «Книгу о суетности идолов» (De idolorum vanitate), в к-рой он доказывает, что языческие божества суть не что иное, как цари, к-рым после смерти начали воздавать поклонение. В «Книге к Деметриану» (Ad Dememrianum, ок. 252), направленной против некоего Деметриана, обвинявшего христиан в том, что они являются причиной войн и стихийных бедствий, свт. Киприан утверждает, что идолослужение и в особенности гонения против христиан вызывают гнев Божий. Антииудейской полемике свт. Киприан посвятил «Три книги свидетельств» (Testimoniorum Libri III, ок. 249).

http://pravenc.ru/text/75698.html

Заметно усилилось Л. в. к. в правление вел. кн. Витеня (ок. 1295 - после 1315) и его брата Гедимина (1316-1341). В продолжавшейся длительной борьбе с орденом правители Литвы прочно удерживали свои позиции и сумели в известной мере разъединить противников, вступив в соглашения с недовольными орденом Рижским архиепископством и г. Ригой. Одновременно территория Л. в. к. заметно расширилась на восток и на юг. Уже в правление Витеня в ее состав вошел Полоцк. Сын Гедимина Ольгерд женился на дочери последнего князя Витебска. Смоленский князь признал себя «младшим братом» Гедимина. В Полесье на княжении в Пинске находился сын Гедимина Наримант. После 1323 г. в состав Л. в. к. вошло Подляшье (с городами Дорогичин и Берестье), принадлежавшее ранее Волынскому княжеству. Вместе с тем в ряде городов Полесья продолжали править, подчинившись литов. власти, местные правосл. князья. Присоединение не сопровождалось ломкой традиц. общественных структур. Для управления отдельными землями из столицы Л. в. к. (при Гедимине в качестве такой столицы упом. Вильно) посылались наместники (в ряде случаев члены правящего рода) вместе со своими дружинами. В правление Гедимина обозначилось стремление вовлечь в орбиту литов. влияния Новгородскую землю. В 1333 г. по заключенному договору получил кормление в новгородских пригородах Наримант. В лат. документах, выходивших из канцелярии Гедимина, он именовался «Dei gratia Lethowinorum Ruthenorumque rex», что отражало двойственный состав его гос-ва. Укрепление позиций Гедимина вызывало противодействие Орды. Уже в 1325 г. хан Узбек послал своих вассалов - русских князей в поход на Литву. В кон. 30-х гг. XIV в. монг. и русские князья предприняли поход на связанный с Литвой Смоленск. Гедимин искал союзников в борьбе с орденом среди христ. правителей - противников ордена. Наиболее важным шагом был брак в 1325 г. его дочери Анны (в крещении) с наследником польск. трона Казимиром (см. Казимир III Великий ). Позднее литов. войска приняли участие в польск. походе на Бранденбург. Однако сотрудничество с «язычниками» вызвало отрицательную реакцию в христ. Европе, и Польша не смогла использовать в своих интересах литов. союз.

http://pravenc.ru/text/Литовское ...

историку Никите Хониату, в 90-х гг. XII в. болг. болярин Добромир Хриз, владевший землями в области между Вардаром и Струмой и крепостью Просек, пытался вести самостоятельную политику. Первоначально поддержав болгарское восстание, он не дал Асеням своих солдат. В 1198 г. визант. имп. Алексей III Ангел предпринял поход, но не смог захватить Просек и был вынужден признать владение Хризом рядом областей. Договор был закреплен браком Хриза и дочери протостратора Мануила Камицы, родственника императора. Но вскоре византийцы разорвали договор, и Хриз был вынужден искать союза с Калояном. В 1201 г. Калоян и Хриз прошли от междуречья Вардара и Струмы, захватили Битолу и Прилеп и расширили владения Хриза почти вдвое. После этого похода Мануил Камица, выступивший уже на стороне болгар, обосновался в Фессалии, а Хриз, вероятно, вернулся в Просек. Но вскоре Хриз вновь перешел на сторону К-поля, и его отношения с тестем ухудшились; Камица был убит византийцами. Между Хризом и Алексеем III Ангелом был заключен договор, по которому Хриз женился на внучке Алексея Феодоре, а византийцы получили Битолу и Прилеп, но вскоре неожиданно напали на Струмицу. Поняв, что его обманули, Хриз укрылся в Просеке и сумел отбиться. В 1202 г. он вновь признал себя вассалом Калояна, но дальнейшая его судьба неизвестна. В 1205 г. болгарским наместником Просека был уже Чезмен. За неск. лет до 1208 г. правителем обл. Ахрида в Родопах стал Алексей Слав (Esclas в лат. источниках), вероятно близкий родственник Асеней, назначенный туда царем Калояном (правил до 1230). Он приходился двоюродным братом болг. царю Борилу и претендовал на царство, но после воцарения Борила был вынужден скрываться в крепости Цепина в Родопах. Алексей отстоял свои владения, присоединил к ним Мелник и стал фактически независимым феодалом. В 1208 г. он посетил военный лагерь имп. Генриха, затем К-поль, где женился на побочной дочери императора. Как зять имп. Генриха, он получил титул деспота, что означало признание его автономным вассалом Латинской империи.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Несмотря на то что «Катехизис» прилагался к актам полоцких процессов 1628 и 1637 гг., ни один из биографов К. XVII в. о нем не упоминает; единственное прямое упоминание встречается в 34-м пункте сочинения К. «Уставы для презвитеров» («Все презвитери маются добре наоучити Катехизъмов наших вократце написаных»). В лит-ре принято считать, что текст был создан после 1618 г. (К. Кузьмак, еп. Э. Озоровский). Слав. версия «Катехизиса» без указания авторства была издана в 1628 г. в типографии виленского Свято-Троицкого мон-ря под названием «Наука, яко верити мает каждый, который щитится наречением Православия» (переизд.: Катехизм. 1998. С. 245-260); никто из современников не отождествлял данный текст с сочинением К. Содержательно «Катехизис» восходит к польск. версии катехизиса испан. иезуита Хакобо Ледесмы (первое издание на итал. языке в 1571, польск. перевод «Nauka chrzeciaska», ок. 1572) и представляет собой его незначительно отредактированный дословный перевод (изменены вводная часть, раздел о крестном знамении, расширены рассуждения о Римском понтифике как видимом наместнике Христа на земле и об исхождении Св. Духа, изъяты отдельные термины католич. богословия (чистилище и др.)). В отличие от «Катехизиса» «Уставы...» упоминаются мн. биографами К. и свидетелями из числа духовенства, дававшими показания в связи с процессом его беатификации. 48 правил, составленных преимущественно на основе «Кормчей книги», регулировали литургическую и пастырскую деятельность духовенства (проповедь, порядок совершения таинств и др.), его моральный облик, взаимоотношения священнослужителей между собой и с прихожанами. Принято считать, что в основу «Уставов...» положены поучения священникам, произносившиеся К. на ежегодных соборах в Полоцкой епархии. Первое издание на латыни всех 3 сочинений осуществлено в XIX в. в связи с процессом канонизации К. (в приложении к сочинению Н. Контьери, перепечатал А. Гепен), совр. лат. издание (S. Josaphat Hieromartyr. 1952-1967. T. 1. P. 221-245) сделано по рукописи, приложенной к материалам беатификационного процесса (в составе т. н. Jura compulsatoria) в 1628 г.

http://pravenc.ru/text/2462261.html

В борьбе с Орденом Литва стремилась прорвать кольцо окружавших ее католич. гос-в и установить хотя бы с нек-рыми из них мирные отношения. Во 2-й пол. XIII в. литов. правителям удалось заключить союз с Болеславом II Мазовецким. Соглашения эти были скреплены брачными связями. Политику предшественников продолжил Г., к-рый в нач. 20-х гг. XIV в. выдал дочь, получившую в крещении имя Елизавета, за сына Болеслава II кн. Вацлава Полоцкого. Однако этот союз мало что давал Литве. Мазовецкие князья были слишком слабыми, чтобы помогать Литве в борьбе против Ордена, наоборот, из-за них литов. правители оказывались вовлеченными в споры мазовецких князей с польск. соседями. Гораздо большего успеха Г. добился, когда ему удалось заключить соглашение о союзе с Владиславом Локетком. Польск. король находился в конфликте с Орденом, захватившим в нач. XIV в. польск. Поморье, и нуждался в союзниках для борьбы с крестоносцами. Союз 2 гос-в скрепил 16 сент. 1325 г. брак наследника Владислава Локетка буд. польск. кор. Казимира III Великого и дочери Г., получившей в крещении имя Анна. В 1326 г. отряд из 1200 всадников во главе с наместником Гродно кн. Давидом участвовал в походе Владислава Локетка против одного из его противников - маркграфа Людовика Бранденбургского. Войска союзников дошли до Франкфурта-на-Одере. Во мн. странах лат. Европы это дало основание для резких обвинений польск. короля в том, что он воюет против христиан в союзе с язычниками. Это событие не привело в то время к разрыву польско-литов. союза, но когда в 1330 г. Владислав Локетек, вступив в войну с Орденом, призвал на помощь союзников, то венгры отказались вести войну вместе с язычниками, Г. был вынужден увести войска. На этом польско-литов. сотрудничество прервалось надолго. К Православию Г. и княжеская семья в целом относились терпимо. Судя по именам, христианами были братья Г.- Воин, сидевший в Полоцке, и Федор, упомянутый в записях, сделанных в канцелярии митр. Феогноста. Православными были и сыновья Г., сидевшие на белорус. землях: кн. Наримант (Глеб) в Полоцке, а затем в Пинске и Кориат (Михаил) в Новгородке (совр. г. Новогрудок, Белоруссия); сыновья, наделенные отцом землями на собственно литов. территории (к их числу принадлежал и Ольгерд, лишь позднее ставший князем в Витебске), оставались язычниками.

http://pravenc.ru/text/161885.html

Сатмарский мир (30 апр. 1711), заключенный между императором Свящ. Римской империи Карлом VI (1711-1740), венг. знатью и восставшими против Габсбургов повстанцами (венг. куруцы, румын. хайдуки), положил конец длительной (с 1703) и охватившей всю территорию Трансильвании войне между имперскими войсками и повстанческим войском во главе с трансильванским кн. Ференцем II Ракоци. Княжество Трансильвания, включая зап. владения (т. н. Парциум), стало частью конгломерата гос-в под властью Габсбургов (т. н. Габсбургская, или Австрийская, монархия; с 1804 - Австрийская империя, с 1867 - Австро-Венгрия), и император получил титул князя Трансильвании. Власть Габсбургов укрепилась в Трансильвании при помощи остававшихся здесь значительных частей императорской армии. Координацию осуществляло центральное правительство через верховное командование императорско-королевской армии, созданной в 1703 г. в Сибиу. Старые формы организации армии Трансильвании, основанные на мобилизации знати, прекратили свое существование. На основании Пожаревацкого мира (21 июля 1718) Османская империя уступила Габсбургам Банат. Эта территория получила автономный статус, подчиняясь непосредственно имп. двору, к-рый управлял ею через военных губернаторов (1718-1751) и через гражданских губернаторов (1751-1777). В июне 1778 г. Банат в адм. отношении вошел в состав венгерской части империи, им стал управлять наместнический совет (лат. consilium regium locumtenentiale Hungaricum; венг. A Magyar Királyi Helytartótanács). В 1779 г. Банат был разделен на 3 комитата (Караш, Тимиш, Торонтал), к к-рым в 1781 г. добавился свободный королевский город Тимишоара. Под скипетром Габсбургов гос. собрание Трансильвании созывалось довольно редко, его законотворческая активность не вела к осуществлению реформ; законы, принятые на местном уровне, в основном не представляли интереса для Вены, лишь наиболее значительные были объединены в свод Articuli novellares (Новые законы), отпечатанный на латыни (за 1744 - 9 законов, за 1747 - 14, за 1748 - 1, за 1751 - 9, за 1752 - 4, за 1753-1757 - 5, за 1791 - 64, за 1792 - 4, за 1838 - 1, за 1847 - 29; за 1848, в авторизованном нем. переводе,- 11) ( Pop. 2016. Vol. 3. P. 17). Центральные власти создали в Трансильвании политико-адм. структуру, параллельную уже существующей, которая функционировала в соответствии с постановлениями, направленными на расширение абсолютной власти монарха: в XVIII-XIX вв. высшие органы управления гос-вом издавали нормативные акты (дипломы, патенты) без участия трансильванского гос. собрания.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Иоахим Флорский. Гравюра из кн. «Ioacchim Abbatis et Florensis Ordinis Chronologia». Cosenza, 1612 Иоахим Флорский. Гравюра из кн. «Ioacchim Abbatis et Florensis Ordinis Chronologia». Cosenza, 1612 В направленной против И. Ф. проповеди цистерцианского аббата Гофрида из Осера (текст сохранившегося фрагмента проповеди опубл.: Grundmann. 1960. S. 545-546) содержится свидетельство, что родители И. Ф. были иудеями. По словам Гофрида, И. Ф. крестился во взрослом возрасте, при этом он сохранил свое иудейское имя; Гофрид утверждал также, что И. Ф. и его последователи скрывали его еврейское происхождение (Ibid. S. 546). Несмотря на то что Гофрид действительно мог быть лично знаком с И. Ф., совр. исследователи считают его свидетельство недостоверным и предполагают, что И. Ф. происходил из христ. семьи и был крещен в детстве (см.: Ibid. S. 518-528; Hirsch-Reich. 1966). Благодаря довольно высокому общественному положению отца И. Ф. получил достойное образование: он прошел начальный курс грамматики, выучил лат. и греч. языки, освоил основы юриспруденции. Завершив обучение, И. Ф. пошел по стопам отца: он служил у архиепископа Козенцы, затем стал нотариусом при дворе наместника Калабрии. Ок. 1166 г. И. Ф. получил должность нотариуса при королевском дворе в Палермо, где он выполнял различные поручения канцлера и архиеп. Палермо Стефана дю Перша ( 1169), к-рый фактически являлся правителем Сицилийского королевства при малолетнем кор. Вильгельме II Добром и регентше Маргарите Наваррской в 1166-1168 гг. Известно, что И. Ф. вместе с другими нотариусами, Перегрином (впосл. епископ г. Умбриатико в Калабрии) и Санктором, входил в состав королевских посольств, к-рые отправлялись в г. Анкону, в Апулею и в район р. Крати ( Grundmann. 1960. S. 481-482). По сведениям, сообщаемым Мартире, во время последнего посольства И. Ф. тяжело заболел; возможно, именно эта болезнь подвигла его впервые задуматься о монашеском пути. Вскоре после возвращения в Палермо И. Ф. оставил королевский двор и отправился в паломничество в Святую землю .

http://pravenc.ru/text/578138.html

Валентина Артякова 16 января 2019, 13:24 Cujus regio, eius religio — лат. чья страна, того и вера. Думаю, что православие раскалывали по нескольким направлениям - пока нас в России целенаправленно отвлекали темами " матильд " , одновременно и тоже целенаправленно переформатировалось сознание народа на Украине. Неужели мы не видели, не понимали, чем все чревато?! Больно и печально, что результаты такой изощренной и лукавой политики уже принесли свои плоды-отраву для православия. Вот и в названии новоявленной " святой церкви Украины " уже отсутствует слово " православная " ... Дай Бог истинному православию - выстоять, очистившись от всего наносного-привнесенного. Алексей 16 января 2019, 11:08 Даже униаты за 400 лет кириллицу на латиницу не поменяли и тем более стиль богослужения у них такой-же как и у нас. Почему должен поменяться алфавит у остальной части Украины мне совсем не понятно. Ну допустим даже если бы он и поменялся, разве это каким-то образом запрещает спасаться людям? Или святые только рождаются на территории Руси? Алексей 16 января 2019, 09:34 Перформанс " хорошее " слово! Очень! Блуд в Святой Софии с песьими мухами в головных уборах и прочими порошеньками, не может не привести к перформансам, равно как целование и братание с наместником повелителя мух. Соль не сразу теряет силу, но постепенно, постепен, пост, п... р.Б. Сергий 16 января 2019, 09:08 Всё верно пишет о.Андрей.Мы,говоря современным языком,запрограммированы на кириллице,а возможный переход на латиницу будет началом переформатирования сознания народа.Вначале латиница,а затем и " daily bread " вместо " Хлеб наш насущный " .Как известно,дьявол прячется в " мелочах " .Единственная надежда,что будем помнить о том,что слова : " Вначале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог " (Ин.1:1) мы впервые прочитали на кириллице. Наталия Ростова 16 января 2019, 08:43 7 сентября, выступая с посланием к Верховной Раде, Порошенко, толкая свою речь, вместо " Украинская Автокефалия " , сказал - " Украинская АВТОФЕКАЛИЯ " .Типа, оговорился. М-да....Как лодку назовёшь, так она и поплывёт. Если у них там статус поместной Церкви опустили ниже плинтуса...и этот ролик с президентом Порошенко гуляет по просторам интернета, и люди откровенно смеются до колик...,то что ожидать в дальнейшем? Детей их жалко. Это ж сколько вырастит загубленных душ...

http://pravoslavie.ru/118639.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010