Как государственный чиновник имел юрисдикцию по маловажным делам в провинциальных городах, помогал в судебных делах провинциальному архонту (2). Институт «городских защитников» (лат. defensor civitatis) первоначально появился в Египте (332 г.) и к концу IV в. стал обязательным во всех городах Империи. Э. избирался на пять лет из числа отставных чиновников среднего имперского уровня в курии общины и утверждался в должности префектом претория и самим императором. Это была одна из наиболее важных городских магистратур, исполнитель которой знал закон, был наделен судебной юрисдикцией, главным образом, в сфере налогообложения, в частности, наблюдения и контроля за действиями государственных чиновников при распределении и взимании податей с горожан, а также в сфере защиты церковных прав в светских судах. Мог выступать в качестве судьи по имущественным искам «стоимостью» до 20 солидов. Кроме того, Э. выполнял ряд незначительных функций административного, полицейского и религиозного характера (право наблюдения за низшими клириками). Как правило, избирался представителями муниципальной и церковной верхушки города из числа духовных лиц. Принято считать, что должность дефенсора в Византии исчезает к концу VI в., однако в византийском Херсоне известна находка моливдула городского Э. конца IX – начала Х вв.; 2) один из низших санов клириков (см.: церковная иерархия). Экзагий – см.: эксагий. Экзактор – от лат. exigo – «взимаю», рядовой сборщик общегосударственных налогов и небольших недоимок по ним. Обычно выбирался из числа небогатых куриалов. Ср.: сусцептор. Экзаниомиты – одна из ветвей ариан, единственная из арианских сект, не запрещенная императором Юстинианом I в 528 г. Экзарх – дословно с греч. «наместник»; 1) военный предводитель, командир войска в ранней Византии; 2) крупный византийский чиновник, имевший всю полноту военной и гражданской власти над экзархатом. К концу VI в. Э. иногда называли главнокомандующего крупным войском или командующего флотом. Э. и стратиг – синонимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Появление таких образований связано с развитием адм. деления самой Римской империи, ибо процесс церковной централизации направлен был на то, чтобы привести организацию Церкви в соответствие с тем новым адм. делением, к-рое сложилось в IV в. Речь идет о диоцезах, на к-рые были разделены 4 префектуры Римской империи, образованные при св. Константине Великом : Галлия, Италия, Иллирик и Восток, самая обширная. При этом две столицы империи - Рим и Константинополь (Нов. Рим) - имели особый статус и не входили в префектуры. Префектура Галлия включала в себя собственно Галлию, Британию, Испанию и Мавританию. Италия - помимо Италии также Германию, Норик, Паннонию, Далмацию и Эпир на западе Балканского п-ова и Африку (со столицей в Карфагене), Иллирик с центром в Фессалонике - Македонию и Дакию. В префектуру Восток входили следующие диоцезы: Асия (с центром в Эфесе), объединившая провинции, расположенные в юго-зап. части М. Азии; Понт со столицей в Кесарии Каппадокийской, занимавший сев.-вост. часть Малоазийского п-ова и Армянское нагорье; и Фракия (вост. оконечность Балканского п-ова с центром в Ираклии), на территории к-рой находилась и новая столица империи - К-поль; Сирия (со столицей Антиохией) и Египет с Ливией и Пентаполем (главный город - Александрия), а также Кипр. Каждый диоцез включал в себя по неск. провинций. Экзархами (лат.- викариями ) первоначально именовались не первоиерархи, а гражданские наместники диоцезов. На Западе, в лат. половине империи, экзархам соответствовали примасы. Этот титул сохранился в католич. Церкви и поныне, обозначая главу национальной Церкви. Отцы Карф. Собора в 48(39)-м прав. определили: «Епископ перваго престола да не именуется экзархом иереев или верховным священником или чем-либо подобным, но токмо епископом перваго престола (т. е. собственно примасом.- В. Ц.)». На Востоке, однако, титул экзарха сохранился, несмотря на это правило, хотя и приобрел впосл. иное значение, как об этом говорит в приведенных выше словах Вальсамон. Экзархаты, или великие области, оказались неустойчивыми образованиями.

http://pravenc.ru/text/63554.html

Арабские завоевания сыграли определяющую роль в истории Н., навсегда отрезав ее от остального христ. мира, за исключением Коптской Церкви (некоторое влияние на Н. продолжали оказывать христ. культуры Вост. Средиземноморья). В ходе завоевания Египта мусульманами арабский полководец Абдаллах ибн Саад (или Укба ибн Нафи) вторгся в Н. (641/2), однако, как считается, потерпел неудачу. Второе вторжение в Нобадию Абдаллах, ставший к тому времени наместником Египта, предпринял в 651/2 г. По итогам похода между нубийцами и мусульманами было заключено компромиссное соглашение, т. н. бакт (от лат. pactum - договор, пакт). Средневек. араб. историки расходятся в понимании этого договора: одни трактуют его как обязательство уплаты Нобадией регулярной дани в обмен на мир и безопасность нубийских торговцев на мусульм. территории, другие рассматривают «бакт» как набор обоюдных обязательств сторон, прежде всего в плане поставок оговоренных товаров. Согласно арабо-мусульм. традиции, помимо договоренности о взаимном ненападении и возвращении беглых рабов и преступников нубийцы взяли на себя обязательство ежегодно поставлять в Египет 360 рабов в обмен на зерно, ткани и вино. В нубийской столице должна была функционировать мечеть, а араб. торговцам гарантировалась свобода передвижения. Однако араб. исторические сочинения, повествующие об отношениях с Н., были созданы неск. веков спустя после описываемых в них событий и не могут считаться надежным источником. Содержание «бакта» было переработано в трудах мусульм. юристов и историков исходя из их собственных представлений о том, как должны выглядеть отношения мусульм. державы с соседями-иноверцами. По нек-рым признакам можно заключить, что арабы потерпели поражение в столкновении с нубийцами в 651/2 г., и лишь в трудах позднейших летописцев поражение превратилось в победу, а «бакт» - в обязательство уплаты дани. Не исключено, что нубийцы воспринимали эти отношения по-другому. В архаичных аграрных обществах Сев.-Вост. Африки был принят ритуальный обмен дарами между правителями сопредельных стран как механизм поддержания мирных отношений и внешнеэкономических связей, которые считались прерогативой царской власти. Возможно, «бакт», никогда не существовавший как письменный документ, обозначал именно такой ритуал периодической отправки даров, за к-рые нубийцы ожидали получить равноценные ответные подарки. Так или иначе, соглашение с араб. наместником обеспечило Н. более полутысячи лет относительно мирного сосуществования с мусульманами.

http://pravenc.ru/text/2577981.html

Греки и ромеи называли К. по аналогии с баранами, во время драки сталкивающихся лбами. Крипта (лат. crypta, греч. происх.) – подземное помещение, обычно под алатарной частью церкви, предназначенное для особо почитаемых захоронений или мощей святых, мучеников; иногда имело алтарь, но чаще служило гробничной часовней, в которой могли собираться верующие для проведения мемориальных служб, молитв. Главным образом, атрибут монастырских церквей. Крисейский залив – он же Коринфский залив, залив Ионического моря, глубоко впадающий в Балканский полуостров между средней Грецией и Пелопоннесом. Крискеллон – железный сошник от аротрона-плуга. Крит – 1) дословно с греч. «судья». Так в Византии именовали наместников провинций (эпархий). В XI в. в связи с реорганизацией провинциального управления роль наместников значительно возросла, иногда в их ведении находилось не только гражданское, но и военное управление; 2) самый большой и значительный остров на юге Эгейского моря длиной 260 км и шириной от 12 до 57 км. С 67 г. до н. э. был захвачен римлянами и стал провинцией Рима. С 767 г. – византийская фема с одноименным названием. Географически К. представляет лесистые горы, возвышающиеся над плодородными холмами и плоскогорьями. Объект нападений испанских арабов, в итоге захвативших остров в конце первой четверти IX в. и основавших там свою столицу Хандак (Кандия). После нескольких неудачных попыток отвоеван византийцами в 961 г. После взятия Константинополя в 1204 г. на К. с 1211 г. прочно обосновались венецианцы, угнетавшие греческое население. Особенно богаты материалами архивы Критской канцелярии, переданные в Венецию в 1669 г. по окончании длительной войны между венецианцами и османами за владение островом. Они хранятся отдельной секцией в Государственном архиве Венеции (Архив герцога Кандийского и нотариальные записи – Notai di Candia). См.: Кириния,Левкусия. Крифолог – приемщик зерна, которое в ранней Византии свозилось в Александрию для отправки в Константинополь. Крум – хан болгар (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Птолемей 23) локализует Озену на востоке от реки Намад (нын. Нарбада=Нармада), но в действительности город находится далеко к северу от этой реки. С образованием державы Маурьев (Чандрагупта, Ашока и др.) в последней четверти IV в. до н. э. царство Аванти стало ее частью, а Озена стала резиденцией наместника (которым был наследник престола династии Маурьев). В царствование следующей династии Шунтов (II в до н. э.) Озена перестала быть и резиденцией наместника. В 13 (I в. н. э., может быть, 70-е годы I в. н. э.), при описании царства Манбана (=инд. Нахапана) в области Ариака сообщается (§ 41 и 48), что главный город (μητρπολις) там – Миннагара, а в Озене прежде был царский дворец (или царская резиденция, столица – τ βασλεια). Птолемей 23. II в. н. э.) называет Озену столицей (царской резиденцией – βασλειον) Тиастана (см.). Озоабис – см. Озоамис. Озоамис – 23. VII, 1, 65 (Р: ζοαμς; Η: ζοαβς – Озоабис) – город в области прапиотов или сирамнов (но см. Когнабанда, 2); локализуется у нын. Kotra (Котра, 24°21», 73°14», на юго-востоке штата Раджастхан; но это место очень далеко, к северу и северо-западу от локализации Птолемея, см. текст); другие локализуют область сирамнов в долине верхнего течения нын. реки Нарбада=Нармада (долина реки Нарбада – 22°30», 77°00», на юге штата Мадхья-Прадеш; верховья реки – ок. 22°30», 81°, 00»). Озоана – 23. VII, 1, 76 (ζονα) – город в области дрилофилитов, локализуется у нын. города Самбалпур (21°27», 83°59», на северо-западе штата Орисса) или идентифицируется как нын. город Сеони (22°05», 79°33», на юге штата Мадхья-Прадеш). Ойхард – 23. VI, 15, 2; 16, 3; 4 (Οχρδης) – река в стране серов; идентифицируется как нын. река Тарим в районе Синьцзян (на северо-западе Китая=Восточный Туркестан). У Аммиана Марцеллина (XXIII, 6, 65) это название передано в искаженной форме (рукописные чтения etchartis и etcarthis исправляют на Oechartis или Oechardes; лат. ое=греч. οι); название народа «ойхарды» передано как Chardi. Это название было обнаружено в документах (на кхароштхи, индийской письменности) из раскопок в Восточном Туркестане в форме Echara. Этим подтверждается, что «Ойхард» передает местное название реки Тарим. Само название «Тарим» (местное уйгурское) известно только с XVIII в. У Хорезми (IX в.) названа река Йухардис (но здесь склонны идентифицировать ее как китайскую реку Хуанхэ). Китайцы в древности называли Тарим «Хо» (Но), «река», или Huang-ho (Хуанхэ) и др., так как до XVIII в. считали ее верхним течением реки Хуанхэ (Тарим впадает в озеро Лобнор, затем невидимо течет под землей, потом появляется опять на земле и с этого места называется Хуанхэ). С 1923 г. Тарим, недоходя до озера Лобнор, теряется в песках (40°57», 83°12»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРИЕНЦИЙ [Лат. Orientius] (V в.), св. (пам. зап. 1 мая), еп. г. Августа Авсков (ныне Ош), лат. богослов и поэт. Источники Известны 3 источника, в к-рых упоминается О. Первый - найденное в XVII в. иезуитом историком Иоганнесом Гамансом Житие, созданное в VI-VII вв. (Brux. 207-208 (3132), XIII в.; Tandoi. 1984. P. 209; Gillet. 2003. P. 142). Второй - Житие в составе Буржского бревиария XV в. ( Orlandi. 1722. P. 304). Третий - группа памятников, в к-рых имеется ряд косвенных отсылок к О.: «Хроника» Проспера Аквитанского (MGH. SS. AA. T. 9. P. 476), «Трехчастная церковная история» (PL. 69. Col. 1125), «История готов» Кассиодора (MGH. SS. AA. T. 11. P. 277-278) и Житие св. Мартина Венанция Фортуната (Ibid. T. 4. Pars. 1. P. 293-370). Главный труд О.- «Commonitorium fidelium» (Увещание верных, или Наставление верующих) (ок. 430), дидактическая поэма в 1036 строк о морали в назидание верующим. Написана элегическим дистихом в подражание Седулию Скоту и Пруденцию (Orientius. 1945. P. XIV, 4, 13, 122). В поэме описаны эпизоды неск. вторжений вандалов в Галлию в нач. V в. Сохранились 2 молитвы, составленные О. Единственной рукописью, содержащей произведения святого, является Paris. Nouv. acq. lat. 457, созданная в X или XI в. ( Manitius. 1891. S. 192). Ряд творений О. издан Р. Эллисом в 1888 г. (CSEL. 16. P. 205-243, последнее изд.: Orientii Commonitorium. Carmina/Cur. C. Rapisarda. Catania, 1958). Жизнь О. род. в г. Оска (ныне Уэска, Испания) или в г. Ургелл (ныне Ла-Сеу-д " Уржель) в христ. семье (ActaSS. Mai. T. 1. P. 62). Его отец был дуксом Ургелла и рим. наместником в испан. Каталонии. Святой получил великолепное религ. образование в Бурдигале (ныне Бордо), Толосе (ныне Тулуза) и Тарраконе (ныне Таррагона). Унаследовав пост наместника от ушедших друг за другом из жизни отца и старшего брата, О. понял, что управление огромной провинцией не соответствует его идеалам христ. жизни. Раздав имущество бедным, он стал отшельником и подвизался в местности Левитания (ныне Лавдан), построил скит и мельницу у р. Изаврий (ныне Изаби). Когда проживавшие неподалеку крестьяне узнали о его убежище, к нему потянулись паломники. Желая избежать общения с ними, О. удалился в грот близ совр. Вильлонга. Там он строго постился и молился.

http://pravenc.ru/text/2581529.html

Здесь и далее — примечания редактора, за исключением сделанных автором лично. Три воинские искусства в книге «Наука побеждать» русского полководца А.В. Суворова. Огрынжи — Должно быть, от слова «огрызки». Зимой овцы и коровы получают лобузину, то есть стебли кукурузы. Листья они обгрызают, а стебли остаются в яслях. Их выгребают и летом высушивают в маленьких копешках, затем складывают в узкие скирды. Зимой это хорошее топливо ( прим. автора ). Антон Керсновский (1905–1944), родной брат Евфросинии Керсновской, получив образование в Париже, стал выдающимся военным историком Русского Зарубежья. В 1940 г. находился во французской армии, воюющей с фашизмом. Смушки — шкурки ягнят Лицей имени Ксенопола ( молд .) Итак, всё кончено! Судьбой неумолимой Я осуждён быть сиротой. Ещё вчера имел я кров и дом родимый, А нынче встречусь с нищетой… Из оперы Э.Направника «Дубровский» (1894) «О времена, о нравы!» ( лат .) восклицание Цицерона в его речи против Катилины экспроприационные боны ( молд .) Объединение княжеств ( рум .) Отклонение, заблуждение (лат.) Когда осенью 1917 года «лопнул» фронт на Дунае и толпы тех, кого никак было нельзя назвать русской армией, прошли, круша и уничтожая на своём пути всё «дворянское» и «помещичье», то моя бабушка Евфросиния Ивановна Каравасили (мамины предки были греческого происхождения), её сын и золовка, жившие в Кагуле, были вынуждены бежать в Румынию ( прим. автора ) Согласно семейному преданию, во второй половине XIX века с целью создания оседлых поселений императорскому наместнику в Бессарабии (до 1918 года она была частью России) Киселёву были подарены земли. Он предложил кораблевладельцу Дмитрию Каравасили (прадеду Е.А.Керсновской) построить там город, с условием, чтобы в городе был собор и прямые и широкие, как в Петербурге, улицы. Тот роздал по 10 десятин земли и материалы тем, кто хотел строиться, а сам возвёл собор. Так возник город Кагул с прямыми улицами, домишками-мазанками с камышовыми крышами, а Д.Каравасили стал городовладельцем ( прим. ред .)

http://azbyka.ru/fiction/skolko-stoit-ch...

Наиболее значительная находка - Мадабская карта - была обнаружена в дек. 1896 г. диак. Клеопой Кикилидисом и опубликована в 1897 г. Открытие привлекло к М. международный интерес. Мозаики в ц. прор. Илии были найдены в 1897 г. С этого времени М. приобрела репутацию «города мозаик». Первые исследования провели доминиканцы из французской Школы библеистики и археологии в Иерусалиме: Сежурне, М. Ж. Лагранж, Л. А. Венсан, Ф. М. Абель, Р. Савиньяк, Ж. Жермер-Дюран. С началом раскопок на горе Нево в июле 1933 г. археологи из Францисканского библейского ин-та также обратили внимание на М.; к изучению мозаик приступили Б. Багатти и С. Саллер. В 1965 г. нем. миссия под рук. Г. Доннера провела реставрацию Мадабской карты. В 1966 г. археолог У. Лукс из Немецкого евангелического ин-та раскрыла ц. эль-Хадир, а в 1967 г.- ц. св. Апостолов. После 1968 г. раскопки велись иорданским Мин-вом древностей в «кафедрале» и в ц. Салайта. С 1979 г. свящ. М. Пиччирилло (Францисканский библейский ин-т) в сотрудничестве с Мин-вом древностей работал неск. археологических сезонов в ц. Девы Марии и в «зале Ипполита», в «кафедрале» и в т. н. сожженном дворце, расположенном вдоль улицы. Древний город М. был построен на естественном возвышении Трансиорданского плато, уровень к-рого постепенно понижается по направлению к западу, югу и юго-востоку. В рим. и визант. периоды город расширялся в сев.-зап. направлении. Свидетельства о наиболее древних периодах поселения на этом месте - 2 гробницы позднебронзового периода (XIII в. до Р. Х.), открытые в районе городского некрополя. Гробница железного века обнаружена на склонах холма в центре телля (юж. часть М.). Мемориальный памятник времени набатейского царя Ареты IV (37 г. по Р. Х.) был построен городским стратигом Абдободатом из племени Амират (араб. Banu ‘Amrat) и посвящен его отцу Итайбелу и его сыну с тем же именем. Надпись на греч. и лат. языках сообщает, что на 3-й год по летосчислению рим. пров. Аравия (108/9 г. по Р. Х.) др. представитель того же племени Абгар (Исъон), сын Моноата, построил гробницу для своего сына Селамана. В греч. надписи, найденной в эль-Мушаккар, на дороге между Хисбаном и Телль-эр-Раме, упоминается некий жрец и член городского совета Зайдалла Петригенус из М. в качестве ктитора памятника неизвестному рим. императору. От II-III вв. сохранились надписи на греч. и лат. языках, где упоминается о центурионах 3-го Киренаикского легиона, к-рый был расквартирован в Аравии. Среди них была найдена также посвятительная надпись 219 г. с упоминанием имени рим. наместника Юлиана. При династии Северов (кон. II - 1-я треть III в.) М. имела свой монетный двор. В основном на монетах помещали изображения Гелиоса, Тюхе, сидящие или стоящие фигуры жителей М., изображения бейтелей в тетрастильных портиках. Сохранилось лишь неск. фрагментов построек М. римской эпохи - это детали главного портика кардо, а также детали некоего круглого общественного здания или святилища, использованные в неск. визант. постройках. Христианские храмы

http://pravenc.ru/text/2561204.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АККЛАМАЦИЯ [лат. acclamatio, греч. προσφνησις, τ πιφνημα - восклицание, возглашение], в христ. литургическом обиходе - текстовая, либо текстово-мелодическая формула, произносимая или поющаяся народом в ответ на возглас , обращение, благословение священнослужителя. В античности А. встречались как в дохрист. религ. культах, так и в общественной жизни Рима: «io triumphe!» (лат.- Да здравствует победа!) - возглас народа и войска, возвратившегося домой с победой, во время праздничного шествия триумфальной процессии полководца (Ovid. Trist. IV 2. 48; Horat. Carm. IV 2. 49; Epod. 9. 21); «bene et praeclare» (отлично и ясно), «belle et festive» (изящно и остроумно), «non potest melius» (нельзя лучше) - выражения одобрения по поводу различного рода публичных выступлений частных лиц (Cic. De orat. III 101; Horat. Ars poet. 428) и др. Во времена Римской империи публичные А. в театре или цирке могли быть направлены также в адрес императора или высших чиновников, присутствующих на публичном представлении, с выражением различных просьб, пожеланий, требований. Константин Великий принял указ об А. (от 1 нояб. 331 г.- CTh. I 16. 6), разрешив городскому населению выражать свое одобрение или неодобрение наместникам провинций, отправляющим правосудие (Lib. Or. 26. 23; 33. 11; 41. 1). Несомненно, в данном указе следует видеть подкрепление авторитетом государственной власти обычной правовой нормы. Христианство восприняло традицию А., введя их в литургическую практику уже на раннем этапе ее развития. Кроме древнеевр. литургических формул Аллилуия , Аминь , Осанна к ранним христ. А. относятся заимствованные из синагогальной практики эллинистической евр. диаспоры формулы «Ες Θες» (греч.- Бог Един - Мк 10. 18, Рим 3. 30), «νθεμα» (1 Кор 16. 22; Анафема ) и часто употребляемая в различных вариантах формула «ες ανα» (греч. калька с евр. «вовеки»). Выражением собственно новозаветной веры являлись А. «Κριος Ιησος [Χριστς]» (Господь Иисус [Христос] - Рим 10. 9; 1 Кор 12. 3; Флп 2. 11) и «Μαραναθα» (арам.    - Господь грядет, или     - Гряди, Господи.- 1 Кор 16. 22).

http://pravenc.ru/text/63896.html

Интенсивная рим. колонизация способствовала распространению ирригации, введению новых зерновых и субтропических культур, ускорению процессов социальной стратификации, зарождению крупного землевладения и росту городов (Сале, Банаса и др.), где концентрировались романизованные латифундисты и рабовладельцы, но не затронула родоплеменных отношений на большей части территории совр. М. В 69 г. Мавритания Тингитанская попала под управление наместников Бетики (юг Пиренейского п-ова). В 172 г. племена берберо-ливийцев (известные античным авторам как мавры) захватили мн. округа Испании, откуда их затем выбил Септимий Север. В 285 г. Диоклетиан вывел легионы с юга провинции. В 429 г. в Септеме (ныне Сеута) высадились вандалы, захватившие север Мавритании Тингитанской, который после 533-541 гг. перешел к Византии, а в 618-621 гг. принадлежал вестготам. Усилившийся налоговый гнет вызывал многочисленные восстания берберо-ливийцев, к-рые стимулировали консолидацию племенных объединений протогосударственного типа. Самые ранние упоминания о проповеди христианства в Сев.-Зап. Африке относятся к г. Тингис, где, по преданию, в 298 г. принял мученический венец св. Маркелл Центурион ( Delehaye H. Les actes de S. Marcel le centurion//AnBoll. 1923. Vol. 41. P. 257-287). На Карфагенском Соборе 484 г. присутствовало более 40 епископов из Мавритании Тингитанской и соседней Мавритании Ситифенской (Церковные историки IV-V вв. М., 2007. С. 97-169, 175-188). В отличие от Африки и Нумидии влияние донатистов здесь было весьма слабым, но благодаря покровительству вандальских и вестготских королей в Тингисе на протяжении определенного промежутка времени (предположительно до X в.) функционировала арианская епископская кафедра. Об относительной устойчивости лат. традиции даже среди той части мавров, к-рая политически обособилась от византийцев, контролировавших только Септем и Тингис, свидетельствует богатая лат. эпиграфика Волюбилиса, датируемая периодом вплоть до сер. VII в. ( Conant J. Staying Roman: Conquest and Identity in Africa and the Mediterranean, 439-700. Camb.; N. Y., 2012). М. под властью арабо-берберских династий (VIII-XV вв.)

http://pravenc.ru/text/2562382.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010