Архимандрит — монашеский чин. В настоящее время дается как высшая награда монашествующему духовенству, соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. Благочиние — часть епархии, объединяющая группу приходов и церквей, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга. Возглавляется благочинным — священником, назначенным епархиальным архиереем для наблюдения за церковноприходской жизнью храмов благочиния. Викарий (лат. «заместитель», «наместник») — архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею. Духовенство — священнослужители. Различается белое (немонашествующее) и черное (монашествующее) духовенство. Диакон (греч. «служитель») — священнослужитель, относящийся к первой, низшей степени духовенства. Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне). Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектению и т.п. Поставление в диаконы совершается архиереем через рукоположение. Епископ (греч. «надзирающий», «надсматривающий») — священнослужитель третьей, высшей степени священства, иначе — архиерей. Первоначально слово «епископ» обозначало архиерейство как таковое, вне зависимости от церковно-административного положения (в таком смысле оно употребляется в посланиях св. ап. Павла). Впоследствии, когда архиереи стали различаться на епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово «епископ» стало как бы означать первую категорию из вышеперечисленных и в первоначальном смысле было заменено словом «архиерей». Затворник — монах, совершающий подвиги спасения в полном уединении — в затворе. Игумен (греч. «ведущий») — первоначально — начальник монастыря. В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

Викáрий (лат. «заместитель», «наместник») - архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею. Духовéнство - священнослужители. Различается белое (немонашествующее) и черное (монашествующее) духовенство. Диáкон (греч. «служитель») - священнослужитель, относящийся к первой, низшей степени духовенства. Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне). Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектению и т.п. Поставление в диаконы совершается архиереем через рукоположение. Епúскоп (греч. «надзирающий», «надсматривающий») - священнослужитель третьей, высшей степени священства, иначе - архиерей. Первоначально слово " епископ " обозначало архиерейство как таковое, вне зависимости от церковно-административного положения (в таком смысле оно употребляется в посланиях св. ап. Павла). Впоследствии, когда архиереи стали различаться на епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово " епископ " стало как бы означать первую категорию из вышеперечисленных и в первоначальном смысле было заменено словом " архиерей " . Затврник – монах, совершающий подвиги спасения в полном уединении – в затворе. Игумен (греч. «ведущий») - первоначально - начальник монастыря. В древности игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время игуменство дается в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. Игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха. Иерéй (греч. «священник») – священник, духовное лицо, посвященное во вторую степень священства, младший титул белого священника. Может совершать все таинства, кроме таинства рукоположения во иереи. Иеродиáкон – монах в сане диакона.

http://old.sinfo-mp.ru/123.html

19 Vicarius Christi (лат.)заместитель, наместник Христа. 20 В русском переводе: «Будучи совершенным Богом, Он делается совершенным человеком, и совершается дело, новейшее из всего нового, дело, которое одно только ново под солнцем» ( Преподобный Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. М., 1992. С. 121). 21 Архимандрит Иустин (Попович) . Человек и Богочеловек. С. 135. 22 Архимандрит Иустин (Попович) . Человек и Богочеловек. С. 135. См. также: Священник Павел Флоренский . Столп и утверждение Истины. М., 1914. С. 54. 23 Триодь цветная. М., 2003. Л. 215. 24 Там же. 25 Афанасий Великий.— Авт. 26 В Синодальном переводе: «Я ничего не знаю за собою» . 27 Архимандрит Иустин (Попович) . Человек и Богочеловек. С. 150. 28 Архимандрит Иустин (Попович) . Человек и Богочеловек. С. 152. 29 См. примеч. на с. 78. 30 См.: Преподобный Симеон Новый Богослов . Творения: в 3 т. Репр. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1892. Т. 1. Слово 45, 9. С. 397—399. 31 Октоих. М., 2003. Л. 259. 32 Дословно: «продукт» ( προν ), но здесь это можно понимать и как «порождение», «плод». 33 Возглавление — святоотеческий термин ( ανακεφαλαωσις ; лат.— recapitulatio). Впервые вводится апостолом Павлом (см.: Еф. 1:10), развивается священномучеником Иринеем Лионским (Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания. Кн. 5, гл. 20, 21), широко используется в богословии преподобного Максима Исповедника (PG 90: 1308d, 1312a). Означает обновление, воссоздание во Христе всей твари, всего мира. Христос становится Новым, Вторым Адамом, а вместе с Ним, по апостолу Павлу, все, причастные Ему: «кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5:17). 34 В оригинале: θεοειδς , τριαδοειδς ψυχ . 35 Дословно: «евангелистом» ( εαγγελιστς ). 36 Дословно: «просветить» ( φωτσαι ). 37 В оригинале: περιχωρουντες εν αλλλοις πνευματικως . 38 «Возращать» в Синодальном переводе употребляется в значении «взращивать»; см., например: Ис. 44:14; 3 Езд. 5:48; 1 Кор. 3:7. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3416...

В древности существовал институт дьяконисс («служительниц»), чьи обязанности состояли главным образом в уходе за больными женщинами, в подготовке женщин к крещению и в служении священникам при их крещении «для благоприличия». Св. Епифаний Кипрский († 403) подробно объясняет особенное положение диаконисс в связи с их участием в этом таинстве, решительно исключая их при этом из участия в Евхаристии. Но, согласно византийской традиции, дьякониссы получали особое рукоположение (аналогичное дьяконскому) и участвовали в причащении женщин; при этом они имели право входить в алтарь и брать св. чашу непосредственно с престола (!). Возрождение института дьяконисс в западном христианстве наблюдается с 19 в. В 1911 предполагалась к открытию первая община дьяконисс в Москве. Вопрос о возрождении этого института обсуждался на Поместном Соборе РПЦ 1917–18 гг., но, по обстоятельствам времени, никакого решения принято не было. Лит.: Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. М.,1906, с. 196–207; Кирилл (Гундяев), архим. К вопросу происхождения диаконата//Богословские труды. М., 1975. Сб. 13, с. 201–207; Троицкий С. В. Диакониссы в Православной Церкви. СПб., 1912. Диаконат ДЬЯКОНАТ (ДИАКОНАТ) – низшая степень церковной православной иерархии, включающая в себя 1) дьякона и протодьякона (представителей «белого духовенства») и 2) иеродьякона и архидьякона (представителей «черного духовенства». См. Дьякон, Иерархия. Епископат ЕПИСКОПАТ – собирательное название высшей (третьей) степени священства православной церковной иерархии. Представители Е., именуемые также обобщенно архиереями или иерархами, в настоящее время распределены, в порядке административного старшинства, по следующим рангам. Епископ (греч. episkopos – букв. надзиратель, блюститель) – самостоятельный и полномочный представитель «местной церкви» – возглавляемой им епархии, именуемой поэтому «епископией». Его отличительная внебогослужебная одежда – ряса. черный клобук и посох. Обращение – Ваше преосвященство. Особая разновидность – т. н. «викарный епископ» (лат. vicarius – заместитель, наместник), являющийся лишь помощником правящего архиерея большой епархии (митрополии). Он состоит в его непосредственном ведении, исполняя поручения по делам епархии, и носит титул по одному из городов на ее территории. Викарный епископ в епархии может быть один (в С.-Петербургской митрополии, с титулом «Тихвинский») или несколько (в Московской митрополии).

http://azbyka.ru/pravoslavnaya-cerkovnay...

Клобук (тюрк., шапка) — головной убор православного монаха цилиндрической формы с покрывалом из черной материи, символическое значение — шлем спасения; митрополит носит белый клобук. Консистория (лат.) — учреждение, ведающее управлением епархии. Ктитор — церковный староста. Литургия (греч., общее служение) — самая важная из церковных служб, совершаемая только священником в храме, на ней совершается таинство св. Евхаристии и таинство св. Причащения (в просторечии — обедня). Мантия — широкая, длинная монашеская одежда без рукавов черного цвета, у архиереев может быть иного цвета. Митра (греч.) — высокий круглый головной убор, шитый золотом или серебром, украшенный священными изображениями, который носят архиереи и заслуженные священники при полном облачении. Набедренник — первая награда, даваемая священнику как символ меча духовного для борьбы со злом; парчовый прямоугольник с изображением креста, носится у пояса сбоку при полном облачении. Наместник — в монастыре заместитель настоятеля. Настоятель — старший священник в церкви, старший в мужском монастыре. Омофор (греч.) — часть архиерейского облачения в виде длинного плата, носится при полном облачении. Орлец — круглый коврик с изображением орла, который стелется во время архиерейской службы. Отче, отец — форма обращения к священнику, диакону. Палица — награда заслуженному священнику; плат в виде ромба с изображением шестикрылого серафима или креста, носится подвешенным к поясу с правой стороны при полном облачении. Панагия (греч.) — нагрудный знак православного архиерея в виде иконы, украшенной драгоценными камнями, носимый на шее поверх одеяния. Паникадило (греч.) — большая люстра или многогнездный подсвечник в церкви. Подворье — городская церковь с общежитием для монахов, принадлежащая монастырю, который находится вне города. Подрясник — длинная одежда священнослужителей, стянутая в поясе, с узкими рукавами. Пономарь — низший церковнослужитель, в обязанности которого входит звон в колокола и прислуживание при богослужении.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

Система церковных должностей отличалась от принятой на континенте. В И. существовали особые адм. должности (gráda uird eclasa), важнейшей из которых была должность аббата - настоятеля церковной общины. Аббат мог быть также управляющим церковным имуществом (лат. princeps, ирл. airchinnech). С VIII-IX вв. настоятель церкви именовался наследником (ирл. comarba) св. основателя, что служило правовой базой для распоряжения имуществом. Иногда аббат являлся старшим в общине духовным лицом (епископом или пресвитером) и тогда совмещал обязанности духовного руководителя и управляющего имуществом. В любом случае настоятель был по меньшей мере младшим клириком. К началу церковной реформы в XII в. среди настоятелей ирл. церковных общин были миряне, однако это рассматривалось как злоупотребление. Если в общине существовала епископская кафедра, но ее настоятель не был епископом, ему делегировались определенные епископские полномочия (высокая «цена чести», контроль над подчиненными общинами и др.). Кандидаты на должность настоятеля выдвигались из определенных групп, преимущество отдавалось тому, кто принадлежал к роду основателя церкви (fine érlama) или донатора (fine griain). При отсутствии подходящих кандидатов на должность избирался один из клириков - членов общины или из зависимых людей (manaig). Только в том случае, если и среди этих категорий не было достойного кандидата, на должность настоятеля мог быть избран «чужак» (deorad). Второй по значению являлась должность заместителя и официального преемника настоятеля (secnap, tánaise ab). Вероятно, в крупных общинах (напр., в Клуан-Мокку-Носе (позднее Клонмакнойз)) у настоятеля было несколько заместителей, которым делегировались полномочия по контролю над подчиненными общинами в определенной области. Существовала также особая иерархия ученых, знатоков Свящ. Писания (gráda ecnai): «муж чтения» (fer léigind), «мудрец канонов» (suí canóine) и др. В крупных общинах одной из важнейших была должность начальника школы. В значительных церквах, например в Клуан-Мокку-Носе, существовала должность «священника» (sacart), возможно аналогичная должности архипресвитера, о которой упоминается в «Собрании ирландских канонов». В анналах сообщается о должностях заведующего гостиницей, главы общины монахов (анахоретов или «дружинников Божиих» (см. Кели Де )); изредка называются менее значительные должности (привратник, глава певчих, звонарь). Известно об особых должностях в некоторых важнейших церквах. В IX-X вв. упоминается о наместниках (maer) Ард-Махи в обл. Брега и в др. областях. Обычно такие наместники одновременно были настоятелями одной из местных церквей. Совмещение должностей в разных общинах и передача церковных должностей в пределах рода были характерны для Церкви в раннесредневековой И.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Система церковных должностей отличалась от принятой на континенте. В И. существовали особые адм. должности (gr á da uird eclasa), важнейшей из к-рых была должность аббата — настоятеля церковной общины. Аббат мог быть также управляющим церковным имуществом (лат. princeps, ирл. airchinnech). С VIII–IX вв. настоятель церкви именовался наследником (ирл. comarba) св. основателя, что служило правовой базой для распоряжения имуществом. Иногда аббат являлся старшим в общине духовным лицом (епископом или пресвитером) и тогда совмещал обязанности духовного руководителя и управляющего имуществом. В любом случае настоятель был по меньшей мере младшим клириком. Если в общине существовала епископская кафедра, но ее настоятель не был епископом, ему делегировались определенные епископские полномочия (высокая «цена чести», контроль над подчиненными общинами и др.); Кандидаты на должность настоятеля выдвигались из определенных групп, преимущество отдавалось тому, кто принадлежал к роду основателя церкви (fine é rlama) или донатора (fine griain). При отсутствии подходящих кандидатов на должность избирался один из клириков — членов общины или из зависимых людей (manaig). Только в том случае, если и среди этих категорий не было достойного кандидата, на должность настоятеля мог быть избран «чужак» (deorad). Второй по значению являлась должность заместителя и офиц. преемника настоятеля (secnap, t á naise ab). Вероятно, в крупных общинах (напр., в Клуан-Мокку-Носе (позднее Клонмакнойз)) у настоятеля было неск. заместителей, к-рым делегировались полномочия по контролю над подчиненными общинами в определенной области. Существовала также особая иерархия ученых, знатоков Свящ. Писания (gr á da ecnai): «муж чтения» (fer l é igind), «мудрец канонов» (su í can ó ine) и др. В крупных общинах одной из важнейших была должность начальника школы. В значительных церквах, напр., в Клуан-Мокку-Носе, существовала должность «священника» (sacart), возможно аналогичная должности архипресвитера, о к-рой упоминается в «Собрании ирландских канонов». В анналах сообщается о должностях заведующего гостиницей, главы общины монахов (анахоретов или «дружинников Божиих» (см. Кели Де)); изредка упоминаются менее значительные должности (привратник, глава певчих, звонарь). Известно об особых должностях в нек-рых важнейших церквах. В IX–X вв. упоминается о наместнике (maer) Ард-Махи в обл. Брега и в др. областях. Обычно такие наместники одновременно были настоятелями одной из местных церквей. Совмещение должностей в разных общинах и передача церковных должностей в пределах рода были характерны для Церкви в раннесредневек. И.

http://sedmitza.ru/text/2558591.html

См. Иов. 2:13 . Квин Гораций Флакк, «Оды». Книга 2, Ода 3. Пер. А. П. Семёнова-Тян-Шанского. В англиканской церкви викарий (от лат. слова vicarius — «заместитель, наместник») является помощником священника и в том случае, если приходской священник живёт в другом месте, исполняет его обязанности. В англиканской церкви того времени приходские священники получали так называемый приход (то есть должность священника в этом приходе с причитающимся ему жалованием). Приход можно было получить от епархии, от какого-нибудь местного, чаще всего аристократического семейства, обладающего земельными владениями, или от другого учреждения (например, в бенефиции Кембриждского и Оксфордского университетов тоже было немало приходов, и они по своему усмотрению назначали туда священников, нередко таким образом обеспечивая своих профессоров средствами к существованию). Священник мог иметь приход (то есть должность и жалование священника), проживая при этом в совершенно ином месте, порой даже за границей. Здесь Макдональд вполне законно порицает такую практику, но из стремления к справедливости показывает и некоторые смягчающие обстоятельства: местный священник отдавал большую часть своего жалования викарию (который, собственно, и исполнял его обязанности в церкви), а также щедро тратил эти деньги на ремонт и убранство церковного здания. Тем не менее, и церковная должность, и жалование так и оставались во владении священника, не проживавшего в своём приходе, потому что принадлежали его семье, что давало ему право решать, кому приход достанется после него. Ажурное английское кружево, изготовленное по образцу брюссельского, но менее тонкое по рисунку и из более грубых ниток, называвашееся по месту своего производства, г. Хонитон в графстве Девоншир. У. Шекспир, «Сон в летнюю ночь», акт I, сцена 2. Брокенский призрак — тень горы, наблюдаемая на фоне вечерних облаков. Впервые подобное явление, описано на горе Брокен, в Средней Германии. Приусадебным парком в Англии называется лесистая местность, являющаяся частью поместья или заповедника. От простого леса парк отличается огороженностью и отсутствием лесников.

http://azbyka.ru/fiction/svyashhennik/?f...

Термин В., также как и другое название этого государства – Восточная Римская империя, был введен в обиход западноевропейскими историками не ранее XVIII в. (по названию античного города Византий, на месте которого была основана столица В. – Константинополь). Сами византийцы редко называли свою страну В., а чаще – Империей ромеев (римлян), считая себя преемниками римлян – ромеями. В связи с тем, что большинство населения В. составляли греки, постепенно государственный язык Рима – латинский, был заменен на греческий. В соотвествии с принятой в византинистике периодизацией, ранневизантийским периодом, или периодом ранней В., считается IV – первая половина VII вв., хотя иногда его переносят на весь раннесредневековый период (до Х в.). «Темные века» – условный термин, которым принято обозначать исторические события второй половины VII – первой половины IX вв. Средневизантийский период охватывает вторую половину VII-XII вв., поздневизантийский – XIII-XV вв. Ср.: Средние века. Византология – см.: византинистика. Викарий – 1) гражданский правитель, наместник диоцеза, области, на которые разделялись префектуры поздней Римской империи; 2) офицерский чин в пехоте; 3) лицо, замещающее более высокого правящего церковного архиерея, который по каким-либо обстоятельствам не может отправлять возложенные на него обязанности по управлению, или помогает ему в этом на постоянной основе. Викарный епископ (ипопсифий) – первый помощник и заместитель епархиального архиерея, еще не рукоположенный в епископы. Викинги – от скандинавского глагола викья – «уходить в поход»; скандинавские (датские, норвежские, шведские) воины, предпринимавшие в IX- XI вв. морские грабительские и завоевательные походы преимущественно на страны западной, а отчасти восточной Европы. См.: норманны, варяги, варанги. Вила (от лат. velum) – дословно «завеса». Завесы были частью дворцового убранства и играли значительную роль в дворцовых церемониях: в царском дворце ими закрывали василевса во время торжественых приемов, отделяли одно помещение от другого, само помещение от двери, портика или галереи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

89 Французское «Trou aux Rats» (Крысиная нора) созвучно с латинским «Tu, ora». 90 Неровными шагами (лат.) 91 Песня в цвету (франц.) 92 «Господь» (лат.) – начало молитвы. 93 Кто глух, тот глуп (лат.) 94 Игра слов. Фамилия Condelaurier (Гонделорье) состоит из слов: gond – крюк и laurier – лавровое дерево. 95 Прокорми себя сама (лат.) 96 Мужчина с женщиной не станут читать «Отче наш» (лат.) 97 «Каким образом» и «но поистине» (лат.) 98 Поистине эти харчевни изумительны! (итал.) 99 Дыши, надейся (лат.) 100 Откуда? Оттуда? (лат.) Человек человеку зверь (лат.) Звезда, лагерь, имя, божество (лат.) Большая книга, большое зло (греч.) Дерзай знать (лат.) Веет, где хочет (лат.) 101 Пост (греч.) 102 Небесного называй господом, земного – погибелью (лат.) 103 Пламя! (лат.) 104 Рок, судьба (лат.) 105 Разорвали рубаху («кухонная» латынь). 106 Рубаху, а не плащ (лат.) 107 Это по-гречески; прочесть невозможно (лат.) 108 С моим лакеем («кухонная» латынь) 109 Кто не работает, пусть не ест (лат.) 110 Цепям и палкам вопреки, оковам, тюрьмам, дыбам, веревкам назло, кандалам, ошейникам, железкам (лат.) 111 Через самого, и с самим, и в самом (лат.) 112 Бессмысленный набор слов. 113 Голый весишь ты сто фунтов, если вешать за ноги (лат.) 114 Колдунья или ведьма! (лат.) 115 Диалог об энергии и деятельности демонов (лат.) 116 У каждого места есть свои дух (гений) (лат.) 117 Тебя, Бога, хвалим! (лат.) 118 При сохранении своей формы душа остается невредимой (лат.) 119 Позорно жить среди сквернословия (лат.) 120 Некогда я был фиговым стволом (лат.) 121 Епископ Эдуэнский (лат.) 122 Сознаюсь (лат.) 123 Goton – уменьшительное от имени Marguerite (Маргарита). 124 О фигурах правильных и неправильных (лат.) 125 Учение (греч.) 126 Поелику милостивые государи эта женщина изобличена в колдовстве и преступное намерение ее доказано, я от имени со борной церкви Парижской Богоматери, коей присвоено право высшей юрисдикции в пределах острова Сите, заявляю присутствующим что требую во первых присуждения ее к денежному штрафу во вторых присуждения ее к публичному покаянию перед порталом Собора Парижской Богоматери, в третьих, приговора, в силу коего эта колдунья была бы казнена вместе с ее козой на месте, в просторечии именуемом «Грев» или на острове на реке Сене близ королевских садов (лат.) 127 Увы! Варварская латынь! (лат.) 128 Отрицаю (лат.) 129 Оставь надежду навсегда (итал.) – из «Божественной комедии» Данте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010