Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агриппа Неттесгеймский. Гравюра. XVIII в. [Генрих Корнелий; лат. Agrippa ab Nettesheym] (14.09.1486, Неттесгейм близ Кёльна - 18.02.1535, Гренобль), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой, один из главных представителей ренессансного скептицизма . Выходец из знатной семьи, А. Н. учился в ун-тах Кёльна (1499-1502) и Парижа (между 1502 и 1507), читал лекции по теологии в ун-тах Доля и Кёльна, служил дипломатом, активно занимался врачебной практикой (в 1521-1523 в Женеве, в 1523-1524 во Фрейбурге, в 1524-1527 в Лионе в качестве лейб-медика вдовствующей королевы Луизы Савойской, с 1528 - в Антверпене), позволявшей ему одновременно осуществлять алхимические опыты. В 1529-1531 гг. был придворным историографом Маргариты Австрийской, наместницы в Нидерландах, и имп. Карла V . За время своих странствий А. Н. посетил Англию, где познакомился с евангельскими штудиями Д. Колета, и Италию (1511-1518), где углубил свои представления о гуманистическом «платоновском богословии», герметизме и каббалистике и заинтересовался скептическими мотивами творчества Дж. Пико делла Мирандола. Особенно многим в своем идейном развитии А. Н. был обязан Эразму Роттердамскому . В рамках традиций гуманизма А. Н. выступал с критикой схоластики, церковной иерархии, монашества. В соч. «De incertitudine et vanitate scientiarum atque artium declamatio invectiva» (О недостоверности и тщете наук и искусств. Антверпен, 1530) он подверг критике ограниченные возможности состояния науки, характерный для нее культ авторитетов, высказывался против слепого следования им, однако не распространял своего скептицизма ни на познавательные возможности разума, ни на вопросы религии. Решительно осуждая черную магию, чрезмерные увлечения астрологией, претензии алхимиков и т. д., А. Н. в то же время ратовал за «естественную магию», сочетание опытных и теоретических знаний о природе, основанных на представлениях о всеобщей связи вещей.

http://pravenc.ru/text/63398.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛЬБА [лат. Galba] Сервий Сульпиций (24.12.3 до Р. Х., близ Таррацины - 15.01.69 по Р. Х., Рим), рим. император с июня 68 г. Его правление начинает период жестокой гражданской войны 68-69 гг., в к-рой христ. авторы видели расплату Рима за недавние несправедливости в отношении христиан ( Oros. Hist. adv. pag. VII 8. 2). Г. происходил из богатой и знатной рим. семьи. Отец, патриций Гай Сульпиций Гальба (консул в 5 г. до Р. Х.), и мать, Муммия Ахаика (правнучка Муммия, подавившего в 146 г. до Р. Х. восстание в Коринфе и по приказу сената разрушившего город), были близки ко двору имп. Августа . После усыновления 2-й женой отца, Ливией Оцеллиной, Г. получил имя Луций Ливий Оцелла ( Suet. Galb. 4. 1). Благодаря родству мачехи он пользовался покровительством имп. Ливии Августы, завещавшей ему большое наследство (сумма была в 10 раз урезана имп. Тиберием и не была выплачена - Ibid. 5. 2). Г. был хорошо образован, сделал удачную карьеру: претор, наместник Аквитании, консул (33), легат pro praetore в В. Германии (39-42), проконсул Африки (45-47), легат pro praetore в Тарраконской Испании (60-68); сразу после африкан. наместничества был избран в жреческие коллегии квиндецемвиров, тициев и августалов, получил триумфальные инсигнии (Ibid. 6. 1-2; 7. 1; 8. 1). В обстановке всеобщего недовольства правлением имп. Нерона Г. поддержал восставшего легата Лугдунской Галлии Юлия Виндекса. В июне 68 г., после гибели Нерона, принял на себя имп. власть под именем Сервий Гальба Цезарь Август и был признан сенатом ( Suet. Galb. 9-11; Tac. Ann. I 55). Так, по словам Тацита, была открыта «тайна, окутывавшая приход принцепса к власти, и выяснилось, что им можно стать не только в Риме» ( Tac. Hist. 1. 4). Прибыв в Рим, Г. принял меры по укреплению казны и дисциплины военных, чем вызвал всеобщее недовольство ( Suet. Galb. 12. 1; Tac. Hist. 1. 5; 18). Власть ослабляли распри и интриги его советников-фаворитов ( Tac. Hist. 1.12; Suet. Galb. 14. 2). Против Г. была настроена и провинциальная знать, ждавшая от императора уравнения в правах с римской, и легионы, особенно германские, вышедшие из его повиновения. Престарелый император назвал своим преемником молодого аристократа Луция Кальпурния Пизона Фруги Лициниана вопреки ожиданиям др. претендента, Отона. Через 5 дней подкупленные Отоном преторианцы убили обоих на Форуме ( Suet. Galb. 19-20; Tac. Hist. 1. 41; Oros. Hist. adv. pag. VII 8. 1). Лит.: Zancan P. La crisi del Principato nell " anno 69. d. C. Padova, 1939; Грант М. Римские императоры. М., 1998. И. Л. Маяк Рубрики: Ключевые слова: КОММОД Луций Элий Аврелий (31.08.161 - 31.12.192), рим. император (с 17 марта 180) из династии Антонинов

http://pravenc.ru/text/161599.html

В XVII в. «Повесть о Варлааме и Иоасафе» неоднократно издавалась в разных версиях, целиком и отдельными частями. Начиная с 1-го издания Пролога (М., 1641) входящие в него притчи из «Повести» многократно переиздавались на протяжении XVII-XIX вв. в составе этого сборника, а под влиянием печатного текста получали широчайшее распространение в старообрядческой рукописной и гектографической традиции (число списков XVIII-XIX вв. не поддается учету). В 1637 г. в типографии Кутеинского Богоявленского мон-ря под Оршей вышло издание «Повести» в переводе на «просту мову» («простый наш язык руский»), выполненное наместником могилёвского Братского мон-ря Иоасафом Половком частью с лат. (по изд. Жака де Билли, откуда заимствованы разбивка на 40 глав и оглавление), а частью со слав. языка (на титульном листе указано, что перевод сделан «с грецкого и словенского»). Издание снабжено предисловием, «Песнью св. Иоасафа, кгды вышел на пустыню» и маргинальными комментариями. В 1680 г. в Москве в дворцовой Верхней типографии «Повесть» была издана с предисловием, «стихами краегранесными в похвалу Иоасафу» и «молитвой св. Иоасафа, в пустыню входяща» Симеона Полоцкого и со службой преподобным. Московское издание содержит древнеслав. текст перевода «Повести», разбитый на 40 глав в соответствии с кутеинским изданием и снабженный переводом заимствованных из него комментариев. Вероятно, для этого издания предназначалось не включенное в него стихотворное предисловие, известное в ряде списков XVII в. (БАН. Арханг. Д 527, С 210; РГБ. Тихонр. 380). Особую редакцию «Повести», приближенную к нормам агиографического жанра, создал для 1-го т. своей «Книги житий святых» (К., 1689. Л. 544 об.- 562 об.) св. Димитрий , митр. Ростовский. В основу редакции положен текст из Великих Миней Четьих, сокращенный в основном за счет пространных речей персонажей. Московское и киевское издания получили распространение в рукописной традиции кон. XVII - XIX в. (при том что последнее многократно переиздавалось). «Молитва Иоасафа царевича» из изд.

http://pravenc.ru/text/154239.html

АЛÁРИХ [лат. Alaricus, греч. Αλριχος] (между 365 и 370 гг., Придунавье - кон. 410, Консенция Бруттий; совр. Козенца, Калабрия, Италия), король вестготов. Гот. вождь из рода Балтов, командовал готами на службе у имп. Феодосия I в сражении против узурпатора Евгения при Фригиде (394). В 395 г. поднял восстание против имп. власти; избрав А. королем, вестготы под его предводительством опустошали области Вост. Римской империи (Фракию, Македонию), доходя до стен К-поля, а затем направились в Фессалию и Грецию (396-397). Главнокомандующий войсками зап. части империи Стилихон , призванный на помощь имп. Аркадием , дважды наносил А. сокрушительные поражения и заставил отступить в Эпир, но император по политическим соображениям пошел на компромисс с А. и назначил его командующим Вост. Иллирика (magister militum per Illyricum). В 401 г. во главе большого союза племен А. вторгся в Италию и взял Аквилею , но после сражений с армией Стилихона при Полленции и Вероне (402) был вынужден уйти из Италии и по договору с имп. Запада Гонорием был назначен наместником Зап. Иллирика. После гибели Стилихона (22.08.408) А. разорвал соглашение с императором и вновь вторгся в Италию; осадив Рим, он вынудил горожан начать переговоры о выкупе. Поскольку Гонорий отказался предоставить вестготам жалованье и земли для поселения, А. вновь осадил город (409) и провозгласил императором рим. префекта Аттала. Вскоре, недовольный своим ставленником, А. низложил его и в третий раз осадил Рим, захватив гавань Остию и прервав снабжение города продовольствием; наконец, 24 (или 14) авг. 410 г. А. овладел Римом. Впервые за 800 лет после разгрома галлами в 390 г. до Р. Х. «Вечный город» был взят силой оружия. По свидетельствам современников, грабившие в течение 3 дней Рим вестготы оставили нетронутыми только христ. храмы и спасавшихся в них горожан (А. подчеркивал свою преданность христ. вере, хотя, как и все готы, придерживался арианства ). Церковные историки Созомен (Церк. ист. IX 6. 6) и Сократ Схоластик (Церк. ист. VII 10) передают, что перед походом на Рим в ответ на увещевания одного монаха не учинять кровопролитие А. сказал, что не по своей воле отправляется туда, но некто постоянно внушает ему, принуждая и говоря: «Ступай, разори город римлян!» Разграбление Рима произвело ошеломляющее впечатление на всю имперскую ойкумену; это событие побудило блж. Августина написать труд «О Граде Божием». А. намеревался создать независимое вестгот. королевство в Италии и готовился распространить свою власть на Сицилию и рим. Африку, но его внезапная смерть не позволила осуществиться этим планам. По легенде, приводимой историком Иорданом (Getica. 157-158), могила А., полная несметных сокровищ, была устроена на дне р. Бузенто в Юж. Италии и ее место хранилось в строжайшей тайне.

http://pravenc.ru/text/64012.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕСПАСИАН Тит Флавий [лат. Titus Flavius Vespasianus; Imp.Caesar Vespasianus Augustus] (17.11 . 9, Реате, совр. Риети, Италия - 24.6.79, Аквы Кутилиевы, близ Реате), рим. имп. с 69 г. Основатель династии Флавиев (69-96). По происхождению принадлежал к италийской муниципальной знати. Род. в семье всадника, занимавшегося откупами гос. пошлин и ростовщичеством. При имп. Калигуле (37-41) добился поста претора (40 г.), при Клавдии (41-54) сделал блестящую карьеру благодаря покровительству имп. фаворита-вольноотпущенника Нарцисса. Был назначен командиром легиона, возглавляя к-рый сумел отличиться при завоевании Британии (43-44), продемонстрировав личное мужество и талант полководца. За свои заслуги получил высшую полководческую награду - триумфальные знаки отличия и почетные жреческие должности понтифика и авгура. В 51 г. стал консулом и вошел в число приближенных императора. В 63 г. был образцовым проконсулом пров. Африка. При Нероне (54-68) утратил былое влияние и разорился, а под конец его правления попал в немилость и вынужден был удалиться в изгнание. Бюст имп. Веспасиана. 69-79 гг. (Капитолийские музеи. Рим) Бюст имп. Веспасиана. 69-79 гг. (Капитолийские музеи. Рим) Новый взлет карьеры В. был связан с антирим. восстанием в Иудее, получившим название Иудейской войны (66-73). Благодаря военным заслугам и незнатному происхождению, позволявшему не опасаться его чрезмерных амбиций, В. был назначен Нероном наместником Иудеи. Пленный иудейский полководец Иосиф бен Матафия (буд. историк Иосиф Флавий ) поведал ему, что именно В. является тем выходцем из Иудеи, к-рому в силу древних пророчеств суждено стать спасителем и главою всего мира (Иуд. война III 8, 9). К сер. 68 г. В. восстановил покорность Риму почти по всей Иудее, кроме Иерусалима и неск. крепостей, но после свержения и самоубийства Нерона прекратил боевые действия и занял выжидательную позицию. 1 июля 69 г. в Александрии В. был провозглашен императором. Его поддержали войска, находившиеся в вост. и дунайских провинциях. К кон. 69 г. армия соперника В. имп. Вителлия, опиравшегося на герм. легионы, была разгромлена, а сам он убит.

http://pravenc.ru/text/158224.html

Утром Маркиан велел поместить мучеников в котлы, наполненные смолой и серой, и, не желая видеть гибель сына, удалился, оставив наместника для приведения в исполнение имп. приказа. Дрова, к-рыми были доверху обложены котлы, сгорели, но святые остались невредимыми. Народ и Маркиан, которому донесли о происшедшем, были поражены случившимся. Святых отвели в темницу, куда пришла навестить К. его мать М. (в древнейших текстах - Маркионилла: Halkin. 1980. P. 293; ActaSS. 1643. Ian. T. 1. P. 586). Она уверовала во Христа и была крещена пресв. Антонием. Маркиан, узнав об этом, заключил и ее в темницу. Он повелел казнить 20 воинов и 7 братьев царского рода, а И., К., пресв. Антония, Анастасия и М. решил судить позже. В день суда святые сообщили, что готовы поклониться идолам. Когда шествие приблизилось к храму Зевса, И. обратился с молитвой к Богу, и здание рухнуло, задавив тысячу жрецов и множество язычников. Мучеников снова отвели в темницу; во время молитвы им явился в сиянии сонм святых, среди к-рых были 20 воинов, 7 братьев и В. со св. девами, возвестившая И. о предстоящем мученическом подвиге. Перед казнью Маркиан велел пытать узников. Сначала им обернули пальцы на руках и ногах папирусом, смоченным в масле, и зажгли его. Но папирус сгорел, не причинив мученикам вреда. Затем у И. и К. содрали кожу с головы, а Антонию и Анастасию выкололи глаза. Когда палачи начали пытать М., то ослепли. После этого святых бросили на съедение зверям, но те не тронули их. Тогда Маркиан приказал усечь их мечом вместе с осужденными на смерть преступниками. Это произошло прежде 10-х календ июля, т. е. 21 июня ( Halkin. 1980. P. 295), согласно лат. Мученичеству - в 5-е иды янв., т. е. 9 янв. (ActaSS. 1643. Ian. T. 1. P. 587). Сразу после казни началось землетрясение, разрушившее треть городских зданий, причем не уцелело ни одно место, где стоял к.-н. идол. Землетрясение сопровождалось молниями, громом и градом, от к-рого погибло немало язычников. Вскоре Маркиан заболел и умер в муках, съедаемый червями.

http://pravenc.ru/text/1237829.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМИЦИАН [Цезарь Домициан Август; лат. Titus Flavius Domitianus] (24.10.51 - 18.09.96), рим. имп. с 14 сент. 81 г., последний представитель династии Флавиев. Младший сын имп. Веспасиана (69-79) и Флавии Домициллы. Верховный понтифик и «отец отечества» (с 81), 10-кратный консул (82-88, 90, 92 и 95). Унаследовал престол после смерти своего брата имп. Тита. В 83 г. Д. одержал победу над герм. племенем хаттов и присоединил к империи т. н. Декуматские поля (земли за Рейном и Дунаем). Для обеспечения безопасности этих территорий организовал строительство мощной линии укреплений. В 85 г. Д. отозвал из Британии наместника Агриколу, приостановив завоевание острова. В 86-88 гг. он с переменным успехом воевал с даками. В 89 г. был заключен мир: царь Децебал выдал римлянам пленников и знамена, а Д. обязался выплачивать дакам ежегодную дань. В том же году потерпела неудачу военная экспедиция против герм. племен квадов и маркоманов. Тем не менее Д. пышно отпраздновал двойной триумф, а сенат присвоил ему титулы «Германский» и «Дакийский» (89). В 92 г. были отброшены за Дунай сарматы, и Д. получил титул «Сарматский». Наконец, при нем рим. войска достигли берега Каспийского м. в районе совр. Баку. Д. проводил ярко выраженную авторитарную политику, систематически ограничивал влияние сената, опираясь на сословие всадников, армию и провинциалов. С 85 г. Д. был пожизненным цензором (censor perpetuus), что позволяло ему контролировать состав сената. Способный администратор, Д. упорядочил управление в столице и на местах. Он достаточно эффективно боролся со злоупотреблениями магистратов и чиновников. На начальном этапе пребывания у власти Д. удалось поднять престиж правосудия. Он устраивал для плебса щедрые раздачи и великолепные зрелища, на четверть увеличил жалованье военным, много строил. Однако постепенно его правление превратилось в произвол. Издержав огромные суммы, Д. пытался компенсировать дефицит бюджета любыми средствами; начались казни и конфискации. Террор особенно усилился после подавления мятежа Сатурнина в 89 г. Подозрительный и жестокий деспот пользовался услугами штата профессиональных доносчиков. В правление Д. состоялось больше процессов «об оскорблении величия», чем при любом из его предшественников. При нем имп. культ приобрел невероятный размах: Д. стали официально именовать «господин и бог» (dominus et deus), в Риме на Палатинском холме установили его золотые и серебряные статуи, месяцы сент. и окт. переименовали в германик и домициан. Борясь с оппозицией, Д. повелел изгнать из Рима и Италии всех философов. Однако, несмотря на репрессии, заговоры против Д. возникали один за другим. Заговорщиками, к к-рым оказалась причастна жена Д. Домиция Лонгина, Д. был заколот в своей спальне. Решением сената статуи Д. были сброшены с пьедесталов, а его память предана проклятию.

http://pravenc.ru/text/178858.html

2615 П. собр. р. лет. 2. 352 (351); Данилович. Летоп. князей литов. в Учен. записк. II Отд. Ак. наук 1. Отд. 3. С. 40 (352). Стрыйковский же передает, будто этот митрополичий наместник, отравивший Скиригайлу, был киево-печерский архимандрит Авраамий (4. С. 2 (455)). А Длугош говорит только: «Ab uno religioso Ruthenorum venenatus moritur (Умер, отравленный каким-то русским клириком – (лат.))» (Hist. Polon. Lib. X. Р. 142. Lips., 1711 (435)). 2618 П. собр. р. лет. 8. 27 (351); нашей «Истор.» 4. Прим. 44 (318); Акт. эксп. 1. 9 (232). Надобно заметить, что наместники нашего митрополита отнюдь не были его викарными епископами и таких епископов у митрополитов наших тогда вовсе не встречаем (пр. Филар. Ист. Русск. Ц. 2. § 26 (416)). Алексий считался наместником Феогноста только до рукоположения своего в сан епископский, а сделавшись епископом Владимирским, называется уже прежде бывшим наместником (Ник. лет. 3. 201 (374)). Афанасий Волынский управлял митрополиею только временно на место митрополита Алексия и по его поручению, пока сам Алексий ходил в Царьград (П. собр. р. лет. 6.121 (351); см. еще нашей «Истор.» Т. 4. Прял. 20. Числ. 6 (318)). Герасим Коломенский также управлял митрополиею временно и уже по смерти митрополита: «Бяше бо в ты дни на Москве не сущу никому же митрополиту, Алексею убо к Господу отшедшу, а другому не у пришедшу» (житие Стефана Перм. в Памяти. старин, русск. литер. 4. С. 125 (283)). 2619 П. собр. р. лет. 8. 27 (351); Ник. лет. 8. 58 (374); Степ. кн. 1. 450 (308); Акт. эксп. 1. 9 (232). 2624 Ник. лет. 4. 60, 61, 63 (374); Снегирев. Памятн. Моск. древн. С. 131, 142–143 (390). Известна собственноручная запись святителя Алексия: «Черкизово сельцо куплено на мое серебрецо» (Карамз. 5. Прим. 397 (301)). 2626 П. собр. р. лет. 6.148 (351); Ник. лет. 5. 33–35 (374); Акт. эксп. 1. 20, 23 (232); Акт. до юрид. быта. 1. 63; 8. С. 446 (229). 2628 Правосл. собеседн. 1860. 2. 97 (356). И далее Киприан говорит: «Тако же отприснаа села софийская отпала к князям и к бояром, и яз тых доискываюся и оправдаю, чтобы по моей смерти было, кого Бог оправдаеть» (98). Что разумел здесь Киприан под именем десятины, которую доспел к митрополии? Не дань ли церковную, которую собирали для митрополита десятинники в своих десятинах?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

После смерти Урбана II ситуация изменилась. Новый папа Римский Пасхалий II (1099-1118), дружественно настроенный по отношению к Гвидо Вьеннскому, в янв. 1107 г. сократил привилегии, дарованные каноникам его предшественником. После того как Гвидо Вьеннский был избран на Римский престол, одним из первых его посланий каноникат был вновь переведен в юрисдикцию Вьеннского архиепископа (привилегия от 28 июня 1119). С нач. XII в. Гвидо принимал активное участие в папской церковной политике в качестве легата. После избрания папой Римским Пасхалия II Гвидо был вызван к понтифику и назначен папским легатом в Англии. Летом 1100 г. он отправился туда, вероятно, с целью заставить англ. кор. Вильгельма II (1087-1100) отказаться от практики утверждения папских легатов королем (это право было присвоено кор. Вильгельмом I Завоевателем). Неудача папского посланника, вероятно, стала причиной отзыва легатских полномочий. Вскоре (точная дата неизв.) Гвидо был назначен папским легатом в Вост. Франции и Бургундии и неоднократно принимал участие в урегулировании конфликтов между франц. епископами. В 1107-1109 гг. был папским наместником в архиеп-стве Безансон, а позднее разрешил спор между 2 главными церквами Безансона, Сен-Жан и Сент-Этьен, за статус кафедрального собора (и соответственно за право капитула собора избирать архиепископа). После того как имп. Генрих V в послании (предположительно, 1112 или 1113) поддержал каноников ц. Сент-Этьен, конфликт приобрел характер затяжной борьбы между партиями сторонников императора и папы Римского. Противостояние каноников двух церквей в Безансоне обсуждалось на Латеранском Соборе в марте 1116 г., затем на Латеранском I Соборе в 1123 г. Отношения между Гвидо Вьеннским и папой резко обострились после принятия Пасхалием II документа о признании Церковью права светской инвеституры до епископского рукоположения, к-рый был навязан папе имп. Генрихом V (его уничижительное название «Pravileg» образовано от лат. слов pravus - кривой, неправильный и privilegium - закон, привилегия).

http://pravenc.ru/text/1320101.html

Всей полнотой политических прав и привилегий пользовались лишь рим. граждане, тогда как подавляющее большинство населения Италии и провинций до 90-89 гг. до Р. Х. было лишено лат. и рим. гражданства. Провинциальная элита стремилась к политическому равноправию и по достижении желаемого становилась лояльной к имперским властям. Основное население провинций, страдавшее от рим. господства, неоднократно поднимало восстания. С 30-х гг. II в. до Р. Х. рим. общество вступило в полосу глубокого кризиса, к-рый привел к потрясениям гражданских войн (138-30 гг. до Р. Х.). Провинции В процессе создания Римской державы формировалась практика провинциального администрирования, а также основы политико-правовых взаимоотношений римлян и провинциалов-неграждан - перегринов. Юридически эти отношения регулировались «правом народов» (ius gentium) - международным правом, существовавшим в рамках рим. правового пространства со 2-й пол. III в. до Р. Х. до эдикта имп. Каракаллы (212 г. по Р. Х.). Общины перегринов (свободное население провинций) получали от римлян разные правовые статусы. Среди них были формально независимые общины с собственным правом, греч. полисы или варварские племена, а также союзные царства, с к-рыми рим. сенат заключал договоры, подчиненные общины, обладавшие автономией. Привилегированные общины в провинциях были освобождены от уплаты налогов. Общины, сдавшиеся римлянам после оказания вооруженного сопротивления, подчинялись рим. наместнику и выплачивали дань (stipendium). Общины, провинции и отдельные лица могли получить права рим. гражданства. Для этого провинциал должен был занимать должность магистрата или декуриона (члена местного сената) или служить во вспомогательных частях рим. армии не менее 25 лет. Прибытие Октавиана Августа в Египет после битвы при Акции (?). Мозаика. I в. до Р. Х. Палестрина (Национальный археологический музей, Палестрина) Прибытие Октавиана Августа в Египет после битвы при Акции (?). Мозаика. I в. до Р. Х. Палестрина (Национальный археологический музей, Палестрина)

http://pravenc.ru/text/180425.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010