Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕТРИКА ЛИТОВСКАЯ («Метрика Литовская, Русская и Коронная»), комплекс документальных источников, сложившийся на протяжении XV-XVIII вв. на основе архивов королей польских и великих князей Литовских, Жямайтских и Русских, архивов их канцелярий и подканцелярий в Короне Польской и Литовском великом княжестве (далее ВКЛ), местных архивов (напр., Виленского замкового суда 1542-1566 гг., Берестейской, Витебской и Полоцкой наместничьих канцелярий). Один из основных источников по истории ВКЛ, в т. ч. о положении правосл. и униат. Церквей на его территории. Термин «метрика» происходит от лат. слова matricula, т. е. опись или реестр; в польском языке metryka - книга копий любых исходящих документов из канцелярии, канцелярская книга, а также регистр. В наст. время основная часть документов М. Л. хранится в Российском гос. архиве древних актов в Москве (РГАДА. Ф. 389. Оп. 1. 1-662. Литовская Метрика). Нек-рые книги М. Л., содержащие преимущественно документы XVII-XVIII вв., а также копии XVIII в. с книг XVI в. (более 500 ед. хр.), ныне находятся в Главном архиве древних актов в Варшаве (AGAD. Metryka Litewska) и воеводском архиве в г. Курник. Отдельные книги - инвентари М. Л. и копии нек-рых ее документов сохранились в архивах и рукописных собраниях Вильнюса, Киева, Кракова, Лодзи, Львова, Москвы и С.-Петербурга. Кроме того, комплексы подлинных документов, записанных позднее в М. Л., а также их заверенные и частные копии и списки известны в составе ряда архивов и отделов рукописей в Белоруссии, Польше, России и на Украине. В наст. время в архивах выявлено более 700 книг М. Л., часть из которых имеет более поздние списки гос. и частного происхождения. Книги М. Л. содержат тексты актов и регистров, в них упоминается о несохранившихся или не входящих в состав М. Л. документах. В основном эти книги включают копии подлинных гос. актов и документов ВКЛ 2-й пол. XIV-XVIII в., уставных грамот земель (Берестейской, Витебской, Волынской, Киевской, Новогрудской, Полоцкой и др.) и волостей, входивших в состав господарского домена Ягеллонов и их преемников (прежде всего в т.

http://pravenc.ru/text/2563088.html

Нам почти неизвестна биография Аполлония Римского. Он жил в Риме во II веке и был сенатором. Скорее всего, он имел все, о чем только могли мечтать большинство римлян: богатство, почет, пожизненные привилегии. В члены сената избирались взрослые мужчины из самых влиятельных и богатых семей, как правило, не моложе 25 лет. Основываясь на речи, которую Аполлоний произнес на суде перед сенатом, можно предположить, что он был уже в зрелых летах. Прежде чем стать членом сената, нужно было, как правило, подняться по лестнице государственных должностей (магистратур). Например, проявить себя в роли военного трибуна или префекта (лат. praefectus — «начальник») — должностного лица, отвечающего за какой-либо округ или службу наподобие полицейской; затем побыть в должности квестора, то есть чиновника, ведавшего финансовыми и судебными делами. Для этого нужно было обладать социальной активностью, незаурядным характером, пользоваться уважением и доверием у сограждан. Аполлоний, видимо, обладал этими качествами. Согласно скромной заметке в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, Аполлония знали в среде римских христиан как философа и человека высокой культуры. Для прохождения в сенат существовал имущественный ценз — своеобразное сито, отсеивающее бедняков. Должность в сенате могли занять только люди состоятельные, а еще лучше — очень богатые. В древности большое значение придавалось еще и знатности рода, но к концу II века в императорском Риме, где даже цезарей все чаще выдвигала армия, родовитость отошла на второй план. Зато на первый план вышли деньги, очень большие деньги. Римский форум. Рим, Италия Перемену в нравах римлян подметил сатирик II века Ювенал: Спросят сперва про ценз (про нравы — после всего лишь): Сколько имеет рабов, да сколько земельных угодий, Сколько съедает он блюд за столом и какого размера? Рим доверят тому, кто хранит в ларце своем деньги: Больше монет — больше веры... (Сатира 3) При Августе имущественный ценз сенатора был определен в миллион сестерциев — огромная по тем временам сумма! Достаточно сказать, что ежедневные расходы семьи из трех человек в Риме составляли примерно семь сестерциев, годовое жалованье легионера — одну тысячу сестерциев, миллион за год получал только высокооплачиваемый наместник римской провинции. И хотя суммы имущественного ценза для прохождения в сенат менялись, но «порядок цен» сохранялся. Вот почему мы можем предположить, что Аполлоний был очень богатым человеком, по нашим меркам — кто-то вроде олигарха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Сенаторские провинции. Управлялись проконсулами, поставленными по жребию. Это были в основном более богатые и мирные территории, покоренные давно и не таившие угрозы восстания. Над каждой назначался годичный наместник, проконсул (хотя иногда срок пребывания в должности продлевался). У него под началом не было легионеров, и за делами присматривали квесторы, которые собирали подати и передавали их в сокровищницу, руководимую сенатом. Имперские провинции. Напрямую подчинялись императору; император направлял в них своих эмиссаров, на срок, который считал целесообразным. Сюда входили в основном территории, присоединенные к империи недавно, а потому бурлившие и таившие угрозу бунта. Имперские провинции были двух видов. Провинции первого типа, более крупные, управлялись легатами в должности пропретора (полный титул -legati Augusti pro praetore). Такой легат совмещал в себе функции военного начальника и главного магистрата. Провинции второго типа, поменьше, управлялись префектами (лат. praefectus). Со времен императора Клавдия (41–54 н. э.) таких управителей обычно именовали procurator Augusti. Когда в 6 году н. э. Август сместил Архелая, Иудея, Самария и Идумея были преобразованы в одну из частей префектуры Сирии; она называлась провинцией Иудея, и ею руководили римские префекты. Такие префекты до некоторой степени подчинялись легату Сирии, но в пределах Иудеи их власть была абсолютной. В их распоряжении находился римский гарнизон, расквартированный в провинции, и все важные дела предоставлялись на их суд. Они обладали властью жизни и смерти (itis gladii). Их приговоры выполняли войска. Префекты Иудеи обычно имели резиденцию в Кесарии Приморской. Однако во времена праздников (и иногда зимой) они переезжали в Иерусалим. По мере необходимости они также посещали другие города, находившиеся под их попечением. Будучи в Иерусалиме, они занимали дворец, возведенный Иродом Великим. Понтий Пилат был префектом 3 Сирии между 26 и 36 годом н. в., и при нем Иисуса приговорили к смерти через распятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Действительный статский советник — в сложной иерархии чинов, сложившейся в Российской империи в начале XVIII века, гражданский чин 4 класса, равный генерал-майору. Декрет (лат. постановление) — разновидность законодательного акта, правительственного распоряжения. Демаркационная линия (фр. линия разграничения) — линия (полоса), разделяющая воюющие стороны на время перемирия. Демидовское училище — Демидовский юридический лицей в городе Ярославле. Он был открыт в 1803 году как высшее учебное заведение для детей дворян и разночинцев. Его основателем является П.Г. Демидов. До 1833 года лицей официально назывался Высших наук училищем. Денежка — см. деньга. Денежник — устаревшее название денежного мастера, чеканщика монеты. Денщик — в русской армии солдат, состоявший при офицере в качестве казенной прислуги. Так же назывались офицеры, состоявшие при Петре I и выполнявшие его поручения. Многие из них имели высокие чины (были офицерами гвардии). Деньга — старинная русская серебряная монета XIV–XVIII веков. Из гривны серебра, равной 48 золотникам, чеканили 200 денег, составлявших один московский рубль. Департамент — в Российской империи в XVIII — начале XX века структурное подразделение коллегии, министерства, Сената. Держава — золотой шар с короной и крестом наверху. В Московском государстве и Российской империи держава служила символом монаршей власти. Державин Гаврила Романович (1743–1816) — русский поэт, драматург, переводчик. Автор торжественных од («Фелица» и др.), стихотворных трагедий и сценических постановок о героическом прошлом русского народа. Десница (др. — рус.) — правая рука. Десятник — командир подразделения воинов из десяти человек. Детинец — внутреннее укрепление в древнерусском городе, место пребывания князя или его наместника. В связи с тем, что княжеских стражей и телохранителей, которым поручали защищать это внутреннее укрепление, называли отроками, или детьми, это место получило название детинец. Диадема — царский венец с украшениями из драгоценных камней.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Первый текст о Н.- «Деяние о стратилатах» (BHG, N 1349z - 1350k), по жанру относится к прижизненным чудесам (praxeis) и известен в 5 редакциях, 2 из к-рых смешанные. Это произведение было самым популярным текстом о Н. в визант. мире: Г. Анриху были известны 54 греч. списка, переводы на латинский, сирийский и славянский языки. У цитирующего Praxis de stratelatis (по тексту, промежуточному между 2-й и 3-й редакцией) Евстратия К-польского (2-я пол. VI в.) оно называется Житие (βος), что указывает на отсутствие к этому времени полного Жития Н. (вопреки мнению Дж. Чоффари - Cioffari. 1987. P. 37-46). «Деяние о стратилатах» датируется временем до VI в., когда оно уже считалось достаточно авторитетным, чтобы быть использованным как аргумент в богословском споре. Наименование правителя Мир и Ликии игемоном (γεμν, лат. praeses) во всех редакциях «Деяния о стратилатах» соответствует реалиям константиновской адм. реформы, когда, не позже сер. V в. были разделены надвое диоклетиановские провинции Ликия и Памфилия; вслед за Памфилией наместник Ликии стал называться консуляром (πατικς). Сюжет Praxis de stratelatis также отражает придворные интриги эпохи Константина, позднее малоизвестные: стратилат Вирий Непоциан, consul prior в 336 г., был, по всей видимости, сыном Непоциана, consul posterior 301 г. (PLRE. Vol. 1. P. 624), и отцом Юлия Непоциана, родившегося от Евтропии, сестры Константина Великого, и провозглашенного в 350 г. в Риме августом, что вызывало зависть его конкурента за влияние на императора - Аблабия, выходца из низов, который ставил на своего воспитанника Констанция II и вынужден был уехать на Восток во время триумфа Непоциана (Ibid. P. 3); в следующем году, после гибели префекта Востока Аблабия, др. стратилат, Флавий Урс, стал consul prior. Эти обстоятельства затрудняют попытку отнести Praxis de stratelatis точно к VI в. на основе схожести с законодательством Юстиниана о заступничестве епископов ( Tietz W. San Nicola, Mira e le sue adiacenze in età tardoantica//San Nicola: Splendori d " arte d " Oriente e d " Occidente/A cura di M. Bacci. Mil., 2006. P. 35-46). Обилие местных топографических деталей и отсутствие к-польских заставляют считать родиной «Деяния о стратилатах» Миры Ликийские: в 3-й редакции «Деяния...» стратилаты даже предстают как первые паломники, отправившиеся к святителю.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

В 1229 г. айюбидский султан Малик аль-Камиль, понимая, что с малочисленным войском не защитит город, заключил соглашение с имп. Фридрихом II о возвращении И. христианам. Храмовая гора оставалась во владении мусульман, не разрешалось сооружать новые укрепления вокруг города. Вернувшиеся крестоносцы чувствовали себя в И. столь же неуверенно; лат. патриарх не стал переселяться туда, предпочитая оставаться в Акре (ныне Акко). В 1239 г. эмир Эль-Карака захватил город и разрушил цитадель. В 1243 г. крестоносцы вернули И., однако в следующем году окончательно потеряли его. Город был взят хорезмийцами, союзниками егип. султана; значительная часть христ. населения и духовенства была перебита; среди погибших был и правосл. Иерусалимский патриарх Афанасий II ( Hiyari. 1990. P. 168-171; Little. 1990. P. 181-185; FEI. P. 1102; Ришар. 2002. С. 224, 247, 301-302). В последующие полтора десятилетия И. неск. раз переходил из рук в руки, находясь под властью то дамасских Айюбидов, то султанов Египта, где в 1250 г. к власти пришли мамлюки. Монг. нашествие на Ближ. Восток в 1260 г. положило конец правлению Айюбидов; в сент. 1260 г. в битве при Айн-Джалуде в Галилее мамлюки нанесли поражение монголам и захватили всю Палестину и Сирию. Мамлюкский период Источников, отражающих историю этого времени, не так много. И. снова оказался в глубине мусульм. владений, его административно-политический статус был невысок: он числился провинциальным центром в юрисдикции дамасского наместника. Наряду с эмирами, представителями военной элиты, значительную роль в городском управлении играли представители религ. бюрократии, в частности шафиитский верховный кади, заведовавший святынями Храмовой горы и г. Хеврон. Жизнь в И. была относительно стабильной и безопасной, так что мамлюки не сочли нужным восстановить городские стены. Султаны, а также эмиры жертвовали значительные средства на украшение святынь И., обновление храмов и постройку новых церквей. И. стал одним из интеллектуальных центров исламского мира, здесь подолгу жили ведущие богословы Сирии и Египта. Мамлюки основали в городе 27 медресе, где преподавались мусульм. богословие и право. Многие из видных алимов, служителей мусульм. культа, были одновременно шейхами суфийских орденов, также процветавших в мамлюкском И. В кон. XV в. ханбалитский факих Муджир ад-Дин аль-Улайми написал объемный труд по истории И., к-рый для совр. исследователей стал основным источником сведений о мамлюкской Палестине ( Little. 1990. P. 186-193; FEI. P. 1102-1103).

http://pravenc.ru/text/293782.html

Л. С. оставил службу. Получив наставления в вере от апостолов, он поселился в Кесарии Каппадокийской. Там в течение 28 лет Л. С. вел монашескую жизнь, проповедуя Христа и отвращая жителей от идолопоклонства. Представ перед наместником Октавием, он отказался принести жертвы и был подвергнут пыткам: ему отрезали язык и выбили зубы. Однако Л. С. чудесным образом продолжал говорить. Демоны, обитавшие в идолах и покинувшие их по молитве Л. С., вселились в наместника, судью и комментарисия (секретаря, к-рый вел протокол допроса). Но Л. С. изгнал из них демонов, и многие из присутствовавших, в т. ч. комментарисий по имени Афродисий, видя это чудо, уверовали в истинного Бога. Когда он исповедал Христа, Октавий также приказал отрезать ему язык, но наместника постигла божественная кара: он ослеп. Октавий просил исцелить его, но Л. С. сказал, что боится лишиться мученического венца, поэтому наместник должен сначала казнить его, после чего вновь прозреет. Октавий велел отсечь Л. С. голову, но впосл. раскаялся, припал к телу святого и вновь обрел зрение. Существует также лат. перевод греч. Мученичества Л. С., составленного Симеоном Метафрастом, к-рый был выполнен во 2-й пол. XVI в. нем. картезианцем Лаврентием Сурием (De probatis sanctorum historiis/Ed. L. Surius. Coloniae Agrippinae, 1571. T. 2. P. 232-235). Жители Мантуи (Италия) почитают Л. С. как мученика, пострадавшего в их городе. Ок. 804 г., во времена имп. Карла Великого и папы Римского Льва III, в Мантуе был выкопан из земли свинцовый ковчег с небольшим сосудом, содержавшим, согласно имеющейся на нем надписи, Кровь Христа. Впервые об этом событии сообщается в Анналах королевства франков (Annales regni Francorum. A. 804//MGH. Script. Rer. Germ. T. 6. P. 119). Также были обнаружены останки некоего воина-мученика Лонгина, к-рого жители Мантуи отождествили с Л. С. Впосл. эти реликвии были вновь сокрыты под землей, но возникла легенда, согласно которой на следующий год после распятия Христа Л. С. приехал в Мантую и просветил ее жителей светом истинной веры, туда же он привез Кровь Спасителя, а затем пролил и свою.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНЕТТИ [Итал. Manetti] Джанноццо (5.06.1396, Флоренция - 27.10.1459, Неаполь), итал. гуманист, христ. писатель, флорентийский политический деятель. Происходил из богатого купеческого рода; в детстве помогал отцу, Бернардо Манетти, вести финансовые документы. К научным занятиям М. обратился, достигнув почти 25-летнего возраста. В соседнем с его домом мон-ре августинских регулярных каноников Санто-Спирито М. посещал кружок любителей учености под рук. Эванджелисты да Пизы, который преподавал логику и философию. Богословие, и в частности творения блж. Августина, М. изучал под рук. Джироламо да Наполи. Также М. учился в мон-ре камальдулов Санта-Мария-дельи-Анджели у мон. Амброджо Траверсари. Одним из товарищей М. по учебе был Томмазо Парентучелли (впосл. папа Римский Николай V (1447-1455)). После избрания на Папский престол Николай V назначил М. своим секретарем; в 1455 г. М. написал биографию понтифика (De vita ac gestis Nicolai Quinti). В браке с Алессандрой Тебальдуччи у М. было 7 детей. С 1429 г. М. избирался на ряд адм. должностей во Флоренции, в т. ч. в Совет 12 добрых мужей (консультативный совет при Синьории) и викарием (наместником) в городах флорентийского контадо: в Вальдиньеволе, в Пистое (1446-1447; там он написал историю этого города), в обл. Муджелло. По словам биографа М., Веспасиано да Бистиччи, он приобрел популярность умением выступать посредником в конфликтах между соперничавшими городскими партиями и между враждовавшими друг с другом итал. правителями, а также благодаря ораторскому искусству: М. обладал хорошей памятью, способностью к импровизации, владел лат., греч. и евр. языками; речи произносил на латыни. Несмотря на частые разъезды, М. находил время для лит. занятий: в 1440 г. в Пеше он работал над жизнеописаниями Сократа и Сенеки. В 1436 г. написал речь, посвященную завершению строительства кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (Oratio de Secularibus et Pontificalibus Pompis in Consecratione Basilicae Florentinae).

http://pravenc.ru/text/2561828.html

Разделы портала «Азбука веры» Аккламация (лат. acclamatio, греч. προσφνησις, τ πιφνημα — восклицание, возглашение) – словесная (выраженная в тексте или нет) или словесно-мелодическая формула, которая пропевается хором и/или народом в ответ на возглас, благословение, обращение или литургическое действие священнослужителя. Аккламации довольно часто встречаются в Античности, например, возглас «Io triumphe!» («Да здравствует победа!») – возглашался народом и войском, после возвращения последнего с триумфом и победой из военного похода. Другой пример – «Bene et praeclare» («Отлично и ясно»), «Belle et festive» («Изящно и остроумно»), «Non potest melius» («Нельзя лучше») – возгласы во время публичных выступлений, служащие для одобрения и признания ораторского искусства выступающего. Большая часть из них представлена в виде респонсория, то есть в виде ответной аккламации (в церковной литургической практике большинство аккламаций являются респонсориями). Также существовали аккламации для театральных и цирковых выступлений, аккламации в Колизее и пр.  Во врем бракосочетаний было принято использовать возгласы, которые имели литургический характер: Io Hymen hymenaee! (Ура Гименею и свадьбе!) или Talassio! – так как Гименей был греческим богом свадьбы, в то время как Талассий его римским аналогом. Также существовала традиция выражения недовольства через аккламацию (acclamatio adversa), которая зародилась в римском сенате. Как правило, через аккламацию выражалось одобрение или неодобрение тех или иных законов и постановлений. В конечном итоге, аккламации стали частью процессуальной практики римского законодательства, так 1 ноября 331 года св. имп. Константин Великий принимает указ, разрешающий городскому населению выражать одобрение или неодобрение действиям наместникам провинций, во время осуществления ими правосудия. Таким образом, норма, зародившаяся в сенате, становится достоянием и политическим инструментом широких масс. Примеры аккламаций встречаются и в Ветхом Завете, то есть в иудейской культуре («Аллилуия», «Аминь», «Осанна»). Аккламация в христианстве

http://azbyka.ru/akklamaciya

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Имп. Карл V. 1603 г. Худож. П. П. Рубенс (частное собрание) [лат. Carolus (Karolus) Quintus; испан. Carlos V; нем. Karl V; франц. Charles Quint] (24.02.1500, Гент, Нидерланды - 21.09.1558, мон-рь Сан-Херонимо-де-Юсте, Испания), герц. Бургундский (как Карл II, 1515-1555), кор. Кастилии и Арагона (как Карл I, 1516-1556), кор. Неаполя (как Карл IV, 1516-1554) и Сицилии (как Карл II, 1516-1556), имп. Свящ. Римской империи (1519-1556). Из династии Габсбургов , внук имп. Максимилиана I Габсбурга (1508-1519). Отец - Филипп Красивый, герц. Бургундский (1482-1506; король-консорт Кастилии как Филипп I, 1504-1506), мать - Хуана Безумная, наследная принцесса Кастилии и Арагона, затем королева (1504-1555), дочь «католических королей» Изабеллы I Кастильской (1474-1504) и Фердинанда V (II) Арагонского (1479-1516). В 1526 г. К. вступил в брак с Изабеллой Португальской, от этого брака родились Филипп II , кор. Испании (1556-1598), Мария, впосл. жена имп. Максимилиана II Габсбурга, и Хуана, впосл. жена наследника португ. престола Жуана Мануэла; незаконнорожденные дети - Маргарита, герц. Пармская, и Хуан Австрийский, наместник (статхаудер) Нидерландов (1576-1578) и выдающийся полководец. Имп. Максимилиан I Габсбург с семьей (буд. имп. Карл V сидит в центре). Нач. XVI в. Худож. Б. Штригель (Художественно-исторический музей, Вена) Имп. Максимилиан I Габсбург с семьей (буд. имп. Карл V сидит в центре). Нач. XVI в. Худож. Б. Штригель (Художественно-исторический музей, Вена) Родители уехали в Испанию (мать наследовала кастильский престол), когда К. было 4 года. Детство провел в Нидерландах, воспитанием буд. императора и его сестер занималась тетка по отцовской линии герц. Маргарита Австрийская, наместница Нидерландов (1507-1530), при дворе к-рой веяния культуры Ренессанса сочетались с рыцарскими традициями бургундского двора (позднее К. возглавил рыцарский орден Золотого руна, основанный бургундским герц.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010