измене, имущество осужденных было конфисковано в пользу казны. Религ. вопрос в подвластных австр. Г. странах приобретал политическую окраску. Г. использовали Контрреформацию для усиления своей власти, оттесняя сословия с их традиц. институтами. В 1604 г. в Венгрии началось открытое выступление сословий против Рудольфа II, возглавленное И. Бочкаи и поддержанное главным соперником Рудольфа эрцгерц. Матиасом. Венский мир (1606) предоставил венг. протестантам религ. свободы, распространяя их не только на дворян, но и на горожан и солдат пограничных крепостей, гарантировал неприкосновенность имущества протестант. общин, отказ от дискриминации протестантов при назначении на гос. должности и т. д. Но преобладающая позиция католич. Церкви в Венгрии была сохранена. В 1608 г. сословиями Венгрии, Моравии, Н. и В. Австрии была создана конфедерация, поддержанная эрцгерц. Матиасом, в пользу к-рого Рудольф II был вынужден отказаться от этих владений. В 1609 г. Матиас подписал «Капитуляцию» (Capitulations-Resolution), по к-рой свобода вероисповедания предоставлялась господам, рыцарям, городам и местечкам Н. и В. Австрии. Под влиянием успехов конфедерации чеш. и силезские сословия, сохранявшие верность Рудольфу II, но не получившие от него никаких уступок в религ. и политических вопросах, в 1609 г. заключили союз и стали угрожать королю восстанием и переходом на сторону Матиаса. Рудольф II был вынужден удовлетворить требования сословий, что было зафиксировано в «Грамоте величества» (Majestätsbrief) от 9 июля 1609 г. 3 сословиям Чехии (господам, рыцарям и горожанам) гарантировалось соблюдение «Чешской конфессии, которую некоторые называют Аугсбургской», утвержденной Максимилианом II в 1575 г. Особым документом («Примирением») оговаривалась свобода вероисповедания «чешских братьев». Однако Рудольф II не смирился с поражением и решил подавить сословные выступления в Чехии и Силезии силой оружия, получив помощь от двоюродного брата еп. Пассау и Страсбурга Леопольда. После поражения Рудольфа II чеш.

http://pravenc.ru/text/161215.html

Интересную попытку связать происхождение слов СТНЬ и тнь предпринял Г. Ильинский, сопоставивший эти слова с др.-инд. styáti «он скрывается», tyú »вор», ст.-сл. ТА, ТАТЬ, др.-гр. τητω " граблю, лишаю» (Iljinskij 1906: 160). Но и эта попытка не имела успеха, так как примеры, приведенные из древнегреческого и древнеиндийского языков, далеки по значению от славянских слов СТНЬ и тнь. Кроме того, эти примеры имеют в славянских языках соответствия, полностью совпадающие с ними по своему значению: слова ТА и ТАТЬ, приведенные самим же автором. Итак, несмотря на многочисленные исследования, посвященные этимологии слов стень, тень и сень, происхождение этих слов остается неясным. То, что сказал Мейе в 1905 г. относительно этимологии слов СНЬ и СТНЬ («ces deux mots sont très obscurs») (Meillet, 1905: II, 455), спустя 45–50 лет вынуждены повторить В. Махек («slovo velmi nesnadné» – о чеш. stín) и С. Бак («history obscure» – о ст.-сл. СТНЬ, чеш. stín, пол. cie, рус. тень) (Machek, 472–473; Buck, 63). И до сих пор, несмотря на их полную фонетическую несостоятельность, в словарях и в специальной литературе продолжают фигурировать реконструкции типа < skn, < Между тем оба слова ( СТНЬ и тнь) могут быть объяснены как отглагольные образования с суффиксом от и.-е. корня stn < tn < tegsnis (ср. др.-гр. στγος и τγος, στγη и τγη " крыша, кровля, дом " , др.-гр. στγω, лат. teg , др.-в.-н. decchen " покрывать " – с подобным же древним чередованием начального и Фонетические изменения в корне те же, что и в слове stna (выпадение -gs- перед -n- с удлинением предшествующего гласного). Переход и.-е. > ст.-слав. – НЬ – также обычное явление. Суффикс – древний суффикс отглагольных образований, встречающихся в различных индоевропейских языках (Brugmann, Delbrück, II, 285), особенно широко распространен в наиболее близком к славянским – литовском языке: dègti «гореть» – degsnis »выгоревшее место, пожарище», mirkti «держать глаза полуприкрытыми» – mirksnis »морганье» и т.п. (Leskien 1884: 282, 293, 361, 420). В литовском языке группа «смычный + s» перед -n- сохранялась, в славянском – выпала. 148 Следовательно, слова СТНЬ и тнь по типу образования целиком соответствуют приведенным литовским примерам, а также славянским словам типа dan, tkar, rvan, dran, в которых суффикс -ni- присоединялся к гласному окончанию глагольного корня без детерминатива -s-.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Дальнейшие этимологические связи позволяют видеть в герм. «металл» и в слав. мдь производные корня »бить, рубить, резать» (ср. готск. maitan «рубить, резать»). А это, в свою очередь, дает определенные основания для сопоставления германских и славянских слов с др.-ирл. méin »металл» (с чередованием суффиксов типа рус. дроз-д/др.-чеш. droz-n, лтш. gl-d-a/pyc. гли-н-а и др.) и с др.-гр. σμλη «нож, резец». Следовательно, семантическое развитие могло идти здесь по двум линиям: 1) »резьба по дереву, камню и т.д.» → «резьба и чеканка по металлу (меди)» → »предмет из меди» → «медь» или же 2) »бить» → «ковать» → »предмет для ковки» → «металл», »медь» (ср. чеш. kouti «ковать» и kov »металл»). Изложенная этимология во многом гипотетична. Недостаточная достоверность этой этимологии позволяет с большим вниманием отнестись к сопоставлению, в осторожной форме предложенному Э. Бернекером: ст.-сл. мдь – к смдь «темный». Во-первых, названия металлов по цвету – весьма распространенное явление в языке: рус. олово – лат. albus »белый», золото восходит к значению «желтый», лат. argentum »серебро« – к значению »белый, блестящий» и т.д. Кроме того, как это отметил Б. Чоп (ор 1958: 27–28), образования с суффиксальным -d- были типичны для славянских прилагательных с «цветовыми» значениями: ст.-сл. блдъ, гндъ, смдъ, сдъ. Наконец, важным представляется то обстоятельство, что медь как металл наиболее широкое значение приобрела в качестве составной части бронзы. Как известно, бронза представляет собой сплав меди и олова (иногда с небольшой примесью других металлов). Слово олово этимологически означает «белый, светлый». В условиях выплавки бронзы название меди как «темного» металла (от прилагательного (с)мдъ »темный»), естественно, составляло пару в семантической оппозиции (светлый и темный компоненты бронзы). Начальное –с– в слове смдъ можно рассматривать как обычное «подвижное s-» (тип скора – кора), а образование слова мдь от прилагательного «темный» целиком совпадает с образованием названия сплава олова, меди, серебра и серы – чернь – от прилагательного чернъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Первоначально В. почитался как мученик и патрон Пражской кафедры. В «Легенде Кристиана» о нем говорится как о патроне Чешской земли и чехов, к-рый помогает чеш. воинам в битве. Вмешательству В. приписывалось освобождение Праги от польск. войск в 1004 г. На монетах чеш. князей 1-й пол. XI в. на одной стороне помещалось изображение правителя с мечом, на другой - изображение В. с крестом. Если на относившихся к нач. XI в. самых ранних изображениях (иллюстрированная ркп. «Легенды Гумпольда», 1006) В. представлен как мученик, то во 2-й пол. XI в. появляются его изображения как правителя, сидящего на троне со знаками власти (Вышеградский кодекс 1086 г.). День памяти В. (28 сент.) стал одним из главных праздников в Чехии, к этому дню все чеш. вельможи съезжались в Прагу, где после торжественного празднования для них устраивался 3-дневный пир. В XII в. В. также выступил защитником Чехии от врагов. С его чудесным вмешательством связывали победу чеш. кн. Собеслава I над войском нем. кор. Лотаря в 1126 г. Находившийся на поле битвы свящ. Вит увидел В. на белом коне, устремившегося на нем. войско. Позднее с чудесной помощью В. связывали и победу чеш. кор. Пржемысла II в битве с венг. войском у Кресенбрунна (ныне Гройсенбрунн, Австрия) в 1260 г. В этой битве В. выступал во главе сонма святых - покровителей Чехии. С сер. XII в. складывается представление о В. как о «вечном правителе Чехии», а тот, кто сидит на чеш. троне в тот или иной момент, является его наместником. На печатях чеш. правителей помещалась надпись: «Мир святого Вячеслава в руках князя имя рек». Особым почитанием пользовались копье В., чудесным образом обретенное накануне битвы в 1126 г. и сопутствовавшее в сражении чеш. войску, и его меч, к-рый в XIV в. во время коронации носили по Праге в торжественной процессии. Временем расцвета почитания В. стала сер.- 2-я пол. XIV в.- годы правления чеш. кор. и рим. имп. Карла IV. Изготовленная в это время чеш. королевская корона была отдана под защиту В. Над могилой В. соорудили надгробие из золота, украшенное драгоценными камнями, и капеллу, где в 1373 г. поставили статую святого. В 1358 г. имп. Карл IV составил свою редакцию Жития В.; текст был разделен на 2 части, к-рые должны были читаться в день памяти В. и на праздник перенесения его мощей. Почитание В. в РПЦ

http://pravenc.ru/text/161181.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУСИТСКОЕ ПЕНИЕ [чеш. Husitský zpv], муз. наследие чеш. реформационного движения гуситов (1-я треть XV в.) и происходящей от него Чешской утраквистской церкви (с 1436; см. Утраквисты ). К Г. п. восходят также певч. традиции радикальных последователей Я. Гуса - таборитов ; нек-рые составные части гуситского наследия более своеобразно развила община чешских братьев (1457-1621). Гуситская программа реформы Церкви и церковной жизни приводила в муз. области к полному противодействию светскому пению, танцу и инструментальной музыке (радикальные гуситские партии впосл. перешли даже к иконоборчеству и к уничтожению церквей и мон-рей). Из стремления к ликвидации любых преград между клириками и мирянами, следствием к-рых было также общее причащение из чаши, начали проводиться и гуситские реформы в богослужении. Гуситы ввели богослужение на национальном языке и совместное пение общины вместо литургического хорала, сложной полифонии и игры на органе. Гус, а после него часть гуситов-консерваторов сохраняли в неприкосновенности традиц. лат. репертуар богослужебного пения и органное исполнение в церкви. Чеш. язык начал проникать в богослужение после 1417 г.: сначала на нем звучали только Апостольские послания и Евангелие, затем - часть переведенных с латыни хоральных песнопений, и в итоге возникло богослужение, сопровождаемое исключительно чеш. литургическим хоралом и чеш. духовными песнопениями. Наряду с этой практикой в гуситской среде в 1420-1452 гг. существовало радикально упрощенное чеш. таборитское богослужение, к-рое сокращало мессу до общей молитвы, чтения Свящ. Писания, проповеди и формулы освящения Даров (kázání a konsekraci) с последующим всеобщим причащением под обоими видами. Вначале из таборитской мессы были исключены любые формы пения, впосл. было разрешено только пение общины. Гуситство является первым из реформационных движений в западнохрист. мире, создавших собственный обширный и самобытный певч. репертуар - литургический хорал и духовное пение на национальном языке. Это старейший сохранившийся пласт евангелической церковной музыки, возникший за 100 лет до европ. лютеран. и кальвинист. Реформации. Большая часть гуситских песнопений сохранилась в единственном рукописном кодексе - т. н. Йистебницком Канционале, созданном в 20-х гг. XV в. и названном по месту его нахождения уже в Новое время в г. Йистебнице (Юж. Чехия). Предположение о создании кодекса в этом месте доказать невозможно.

http://pravenc.ru/text/168418.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОВА Блáгова [чеш. Bláhová] Эмилия (13.06.1931, Прага), чеш. лингвист-палеославист, лексиколог, исследовательница древнейших памятников слав. письменности (в т. ч. древнерус.) и межслав. лит. связей древнейшего периода (не позднее XII в.). Окончила филологический фак-т Карлова ун-та (1955) по специальности «русский язык», ученица чеш. славистов Б. Гавранека и Й. Курца . В 1970 г. стала канд. филологических наук (дис. «Синтаксис древнейших старославянских гомилий»). В 1954-1959 гг. в качестве ассистента кафедры чеш. языка Ин-та русского языка и литературы Чехословацкой АН (Прага) преподавала старослав. язык. С 1959 г. и по наст. время бессменный сотрудник отдела «Словаря старославянского языка», существовавшего последовательно при Славянском ин-те, Кабинете иностранных языков Чехословацкой АН и (с 1989) Славянском уставе (ин-те) Чешской АН (Прага). При ее многолетнем активном участии составлен наиболее полный и авторитетный Словарь старославянского языка (т. н. «пражский») и однотомный «Старославянский словарь» (в наст. время в Праге Б. подготовлено к печати 3-е, испр. и доп. изд.). Уже в своих первых работах (ст. «К переводу греческих именных конструкций в Шестодневе Иоанна Экзарха», 1959, на чеш. языке) Б. обратилась к кирилло-мефодиевской проблематике. Основные интересы исследовательницы в 60-70-х гг. были сосредоточены на изучении языка древнейших переводов гомилетических текстов, сохранившихся в составе старослав. рукописей XI в. ( Клоцева сборника и Супрасльской рукописи), а также в более поздних памятниках древнерус. ( Успенский сборник ) и серб. (Гомилиарий Михановича, Хлудовский Златоуст) происхождения. Углубленный анализ лексики и синтаксиса слав. переводов гомилетики позволил исследовательнице сделать ряд важных выводов. Так, архаичный характер лексики и в особенности синтаксиса гомилий в глаголическом Сборнике Клоца заставляет относить их перевод к кирилло-мефодиевской эпохе.

http://pravenc.ru/text/149257.html

[чеш. Beran] Йозеф (29.12. 1888, Пльзень, Чехия - 17.05.1969, Рим), кардинал, католич. архиеп. Праги, примас Богемии. Сын сельского учителя, закончил с отличием гимназию, после обучения в Коллегии пропаганды веры в Риме (1907-1911) был рукоположен во пресвитера (10 июня 1911). Защитил докт. дис. на богословском фак-те Карлова ун-та в Праге, где с 1928 г. начал академическую деятельность на фак-те пастырского богословия. С 1933 г. ректор пражской Высшей духовной семинарии. Во время фашистской оккупации Чехословакии за проповеди на чеш. языке и отпевание чеш. офицеров Б. был заключен в тюрьму Панкрац (6 мая 1942), оттуда депортирован в концентрационный лагерь в Терезин; в сент. 1942 г. переведен в Дахау; в мае 1945 г. освобожден вместе с др. узниками. В 1946 г. получил сан архиепископа Праги и стал примасом Богемии. С дек. 1946 по июнь 1949 г. по решению коммунистического правительства находился под домашним арестом за отказ заявить о своей лояльности и за осуждение нарушений религ. свобод и прав Церкви. С 19 июня 1949 по 7 марта 1951 г. фактически находился на положении заключенного в своей резиденции, а затем в мон-ре, был лишен возможности выполнять функции архиепископа и даже носить церковное облачение. Б. использовал это время для работы над книгой о св. Агнессе, основательнице первого жен. мон-ря в Праге. 3 окт. 1963 г. пресс-бюро Ватикана сообщило о его освобождении чеш. властями вместе с 4 др. епископами. Однако Б. не смог прибыть на первые сессии Ватиканского II Собора , несмотря на письма рим. понтификов Иоанна XXIII и Павла VI , обращенные к чеш. правительству. Переговоры зам. гос. секретаря (впосл. гос. секретаря) Ватикана А. Казароли с правительством Чехословакии о судьбе Б. увенчались успехом, и 19 февр. 1965 г. архиепископ Праги прибыл в Рим. 29 февр.1965 г. он был возведен в сан кардинала и 20 сент. 1965 г. выступил на последней сессии Собора. Исходя из личного опыта, он раскрыл тему религ. свободы, требуя свободы совести для всех людей Земли, а также выступил за освобождение священников и мирян, арестованных за веру. Приняв активное участие в работе 4-й сессии Собора, поддержал декларацию о религ. свободе «Dignitatis humanae» . В янв. 1969 г. Б. обратился по Ватиканскому радио к соотечественникам, призвав их к отказу от ненависти, согласию, труду, служению братьям ради процветания страны. Последние годы жизни провел в Риме. Похоронен в соборе св. Петра. В 1998 г. был начат процесс беатификации Б.

http://pravenc.ru/text/78108.html

4-м крестовым походом против гуситов (1427) руководил курфюрст Бранденбурга Фридрих. Гуситские войска в качестве контрмеры вторглись в Австрию и нанесли у Тахова поражение армии австр. эрцгерцога. В 1428-1430 гг. гуситы неоднократно вторгались в Саксонию и Силезию, осаждали Вену. Решение об организации 5-го похода было принято в 1431 г. на имперском сейме в Нюрнберге. Армия крестоносцев из герм. княжеств под командованием Фридриха Бранденбургского собралась у чеш. границы и после внезапного нападения гуситов бежала, оставив врагу обоз и артиллерию. Позже гуситы разгромили при Тахове отряды из Саксонии и Баварии. В 1433 г. они совершили успешный рейд во владения Тевтонского ордена. В 1433 г. посольство во главе с гетманом таборитов Прокопием Голым прибыло на Базельский Собор ; спустя нек-рое время переговоры были перенесены в Прагу. В заключенных там Пражских компактатах (нояб. 1433) частично удовлетворялись требования гуситов: разрешалось причащение мирян хлебом и вином, проповедь могла вестись на чеш. языке. Однако разногласия между таборитами, не принявшими Пражских компактатов, и чашниками привели к вооруженным столкновениям. Одержав победу над таборитами в битве при Липанах (30 мая 1434), умеренные гуситы заключили мир с имп. Сигизмундом I и согласились признать его чеш. королем. 15 янв. 1437 г. Базельский Собор ратифицировал компромиссные условия договора, заключенного в 1436 г. в Иглау (Йиглаве) (Иглауские компактаты), согласно которому большая часть гуситов (умеренные чашники) вернулась в лоно католич. Церкви, получив от Рима ряд уступок, в первую очередь разрешение принятия причастия под двумя видами (папа Римский Пий II отменил компактаты в 1462). Своеобразным итогом гуситских войн стал крестовый поход венг. кор. Матвея Корвина (Матьяша Хуньяди) в 1468 г. ( Turnbull. 2004. P. 15). Папа Римский Павел II (1464-1471) в дек. 1466 г. отлучил от Церкви чеш. кор. Йиржи Подебрада и призвал к походу против него. Первоначально войска гуситов оказали серьезное сопротивление крестоносцам, однако после вмешательства в конфликт кор. Матвея Корвина Йиржи Подебрад потерял значительную часть Моравии. В 1469 г. Матвей Корвин провозгласил себя чеш. королем, но Йиржи Подебрад, заручившись поддержкой Польши и добившись примирения с католиками Моравии и Богемии (Чехии), назначил своим преемником наследника польск. престола Владислава II Ягеллона, что заставило Корвина отступить.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

Я. Яну Грушчинскому. В 1467 г. папская курия вопреки воле К. Я. назначила епископом Варминским сторонника ордена крестоносцев Миколая Тунгена. Это привело к «войне попов» (1468-1479), завершившейся компромиссом. Др. поводом для ухудшения отношений между К. Я. и Папским престолом стала реакция папы Римского Каллиста III (1455-1458) на восстание прусских сословий против Тевтонского ордена и их переход под власть польск. короля: в 1455 г. папа осудил мятеж и отлучил бунтовщиков от Церкви. В ходе Тринадцатилетней войны Папский престол принял сторону Тевтонского ордена, изменив свою позицию лишь к концу военных действий, вероятно, в расчете на то, что по окончании войны К. Я. выступит против конфликтовавшего с Римским папой и поддерживавшего гуситов чеш. кор. Йиржи Подебрада. Однако К. Я. предпочел сблизиться с чеш. королем и заключить с ним союзный договор. В результате после смерти Йиржи Подебрада в марте 1471 г. его преемником чеш. гуситы избрали старшего сына К. Я. Владислава (1471-1516). Это привело к длительной войне К. Я. и Владислава II с венг. кор. Матьяшем Хуньяди (Матвеем Корвином), претендовавшим на чеш. трон при поддержке чеш. католиков. В 1479 г. между претендентами на королевский престол был заключен Оломоуцкий мир, по к-рому Владислав II сохранил за собой Чехию, в то время как проч. земли Чешского королевства (Лужица (Лаузиц), Моравия, Силезия) оказались под властью Матьяша Хуньяди. В 70-х гг. XV в. советник короля Ян Остророг предложил прекратить отсылать деньги в Рим, ограничить возможности для судебной апелляции к папе Римскому и запретить епископам приносить присягу папе (проект реформ «Monumentum pro Reipublicae ordinatione»). Семья Ягеллонов. Портрет. Ок. 1554 г. Мастерская Лукаса Кранаха мл. (Национальный музей, Краков) Семья Ягеллонов. Портрет. Ок. 1554 г. Мастерская Лукаса Кранаха мл. (Национальный музей, Краков) Эти разногласия мало влияли на церковную политику К. Я. на восточнослав. землях Польского королевства и Великого княжества Литовского. Даже в период разногласий с Римом К. Я. проводил политику укрепления позиций католич. Церкви. К. Я. был заинтересован в деятельности католич. миссионеров на этих землях. В 1451 г. он пригласил в свои «русские» владения францисканца католич. св. Иоанна Капистранского , проповедовавшего гуситам, а позднее покровительствовал бернардинцам. К. Я. вначале отказал в поддержке бывш. Киевскому митр. Исидору как легату не признанного Базельским Собором папы Евгения IV. Однако после нормализации отношений с Папским престолом король предпринял шаги по осуществлению решений Ферраро-Флорентийского Собора . На территории входившей в состав Польского королевства Галицкой земли была восстановлена к 1450 г. некогда существовавшая здесь Галицкая митрополия (см. ст. Галицкая епархия ), во главе к-рой был поставлен сторонник церковной унии, бежавший из Молдавии митр. Иоаким.

http://pravenc.ru/text/1319876.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Остатки склепа при ц. св. Адальберта в Бржевнове. 2-я четв. XI в. [чеш. Bevnov], одно из ранних бенедиктинских аббатств в Чехии (к северо-западу от Праги). Основано в 992-994 гг. сщмч. Адальбертом , еп. Пражским, к-рый пытался создать в Праге центр миссионерской деятельности. Существует предположение, что Б. был основан как мон-рь с двойным (зап. и вост.) церковным обрядом (по аналогии с рим. мон-рем святых Алексия и Бонифация на Авентине) и с употреблением слав. языка наряду с лат. в богослужении ( Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М., 2002. С. 127-130). Данная гипотеза не находит прямых подтверждений в источниках, но не противоречит общей направленности церковной политики Пражского епископа. Буллой 993 г. папа Иоанн XV взял под свою защиту имущество и доходы мон-ря, предоставил монахам право самим выбирать аббата. В нач. XIII в. в тексте буллы были сделаны вставки, в к-рых Б. предоставлялось первенствующее место среди настоятелей чеш. мон-рей. Уже с первых дней основания Б. в числе братии наряду с итал. монахами-бенедиктинцами были и чеш. монахи (в т. ч. Кристиан, автор одного из ранних памятников чеш. церковной лит-ры - лат. Жития святых Вячеслава и Людмилы, т. н. Кристиановой легенды ). Первым аббатом Б. стал Анастасий, с 995 г. еще и аббат древнейшего венг. мон-ря в Паннонхальме . Временно в Б. был послушником Гауденций (Радим), сводный брат св. Адальберта. В XI в. в нем поселились монахи из Нидеральтайха . Вмц. Марина Антиохийская. Рисунок. Ок. 1400 г. (Музей изобразительных искусств. Будапешт) Вмц. Марина Антиохийская. Рисунок. Ок. 1400 г. (Музей изобразительных искусств. Будапешт) Первые строения Б. носили временный характер и были деревянными, каменное здание ц. во имя св. Адальберта было построено при аббате Мегинхарде († 1097?). Первоначальные постройки были сильно переделаны в эпоху готики. В ходе археологических раскопок ученым удалось обнаружить лишь остатки склепа и подземную часовню. В 1045 г. в Б. были перевезены мощи св. Гунтера, монаха из Нидеральтайха. В 1262 г. венг. кор. Бела IV даровал мон-рю мощи вмц. Марины (Маргариты) Антиохийской , в честь к-рой в 1545 г. была возведена церковь. В 1322 г. аббатом Баваром Нечтинским, на правление к-рого пришлось время расцвета Б., была основана дочерняя обитель аббатства в Броумове (нем. Браунау), где позднее укрылись аббат и монахи из разрушенного гуситами Б. (1420). Приор аббатства в Броумове с этого времени носил также титул аббата Б. С 1945 г. Б.- центр Славянской бенедиктинской конгрегации св. Адальберта и св. Маргариты.

http://pravenc.ru/text/153431.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010