См. подробнее: Алымов С. С. Неслучайное село: советские этнографы и колхозники на пути «от старого к новому» » и обратно//Новое литературное обозрение. 2010. 1 (101). С. 109–129. Село Вирятино в прошлом и настоящем. Опыт этнографического изучения русской колхозной деревни/ред. П. И. Кушнер. М., 1958. См.: Там же. С. 278. Значительная часть полевых материалов не вошла в монографию. Полевые материалы хранятся в архиве ИЭА РАН: АИЭА. Ф. 32. Оп. 4. Современное сектантство и его преодоление (по материалам экспедиции в Тамбовскую область в 1959 г.)//Вопросы истории религии и атеизма. М., 1961. Вып. 9. С. 5. Лавров А. С. Колдовство и религия в России 1700–1740 гг. М., 2000. С. 17–18. Там же. Исследователи приходят к выводу, что почитание юродивых, блаженных остается уделом немногочисленных пожилых фанатиков. Митрохин Л. Н. Реакционная идеология «Истинно-православной церкви» на Тамбовщине//Вопросы истории религии и атеизма. М., 1961. Вып. 9. С. 158–159. См. подробнее: Воронцова Е. В., Елагина В. С. История блаженной Насти Вирятинской: прикрываясь религиозными предрассудками вела антисоветскую агитацию//Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2021. 3. С. 244–270. Никольская З. А. К характеристике течения так называемых истинно-православных христиан//Вопросы истории религии и атеизма. М., 1961. Вып. 9. С. 173. Итоги этой работы см.: Андрианов Н. П., Лопаткин Р. А., Павлюк В. В. Особенности современного религиозного сознания. М., 1966. См.: ОР РГБ Ф. 648-55-1. Демьянов А. И. Истинно православное христианство (ИПХ): Критика идеологии и деятельности. Воронеж, 1977. Морозов Е. А. Против религиозных заблуждений — во всеоружии знания. Воронеж, 1966. См., напр.: Беглов А. Л. Эсхатология в СССР как религиозная и политическая практика//Конфессиональная политика советского государства в 1920–1950-е годы: Материалы XI Международной научной конференции. Великий Новгород, 11–13 октября 2018 г. М., 2019 (История сталинизма. Дебаты). С. 17–30. Дерех — происходит, вероятно, от диалектного дерь — ветошь, рваная одежда, тряпье (Словарь русских народных говоров. Л., 1972. Вып. 8. С. 27).

http://bogoslov.ru/article/6193289

л. 56–231. Стихиры избранным Святым, бол. частию русским, нач. препод. Сергию и Никону радонежским. л. 232. Схихиры и светилны евангельския и богородичны, творение Лва царя премудраго. л. 276–324. Разные отрывки под крюками. л. 325. Имена столповаго знамяни. Нач. Параклит, змиица, кулизма. Далее, без надписи, также с начертаниями крюков: Рымза, цагоша, рутва, лацега, и проч. л. 328. Имена путного знамени, иже не обретаются в столповом знамени. Нач. Сокольице, два в челну, голубчик. л. 330. Розвод фитам знаменным, иже есть обретается во всех 8 гласех. Нач. Перелефть, златокрылая, утешителная, хабува. При каждом имени пример. Потом фиты из блаженных, из богородичнов, минейных. л. 356. Часы царские на Р. Хр., Крещение и в великий пяток. В конце ркп. разные отрывки под крюками. На третьем листе внизу подпись: Иоасафа Кирьякова сей Соборничек, повторенная и на следующих с прибавлением: келейной его, взять в казну 152 (1644) года июля в 27 день (по смерти его, см. синодик ризницы 2 л. 287, где на поле показан тот же день его кончины). 450. (1364.) Праздники нотные и крюковые, полууст., в скоропись переходящий, второй половины XVII века, в четверть, 371 лист, начальный и конечный утрачены. Крюковые ноты писаны под линейными между тектом. Образчик таких крюков с переводом на ноты издан г. Львовым 1858 г. в книге: О свободном ритме. Первая печатная книга с линейными нотами Ирмолог, изд. в Львове 1700 г. 451. (1366.) Праздники нотные, полууст., XVIII века, в четверть, 351 лист, с л. 224 стихиры Святым бденным. 452. (1367.) Праздишки нотные, скороп., XVIII века, в четверть, 311 листов. 453. (1368) Праздники нотные, полууст., XVIII века, в четверть, 170 листов. Внизу по листам всей ркп. скорописью: Сия книга Живоначалныя Троицы Сергиева монастыря Празники и препод. отец наших Сергия и Никона радонежским и всеа Россин чудотворцов, церковная; а сии Празники никому не продать и ни отдать, ни в келье держать, ни взаклад не заложить, только с благословением ризнечего брать и понамарям объявя, понеже многие книги утрачиваются.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Калуга, 1891; Сперанский М. Н. Описание рукописей Тверского музея. М., 1891. Вып. 1. С. 213, 215, 216; Ковалевский И., свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Вост. и Рус. Церкви. М., 1895. С. 251-255; Голубинский. Канонизация святых. С. 153; Будовниц И. У. Словарь рус., укр., белорус. письменности и лит-ры до XVIII в. М., 1962. С. 298; Иванов В. А. Св. прав. Лаврентий Калужский и мон-рь его имени: (Нек-рые итоги и задачи изучения)//Мон-ри в жизни России. Калуга; Боровск, 1997. С. 221-230; Романова А. А. Чудеса Лаврентия Калужского//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 238-240; Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005. С. 261-262, 265; Руди Т. Р. О топике житий юродивых//ТОДРЛ. СПб., 2007. Т. 58. С. 457; Туминская О. А. Рукописные жития юродивых XVI-XIX вв.: (По мат-лам ОР РНБ)//Вестник САФУ: Гуманит. и соц. науки. Архангельск, 2013. 1. С. 110-113; она же. Образ юродивого во Христе в рус. искусстве кон. XV - нач. XX в.: АДД. СПб., 2014. С. 34, 39; Днепровский-Орбелиани А. С. Лаврентьев мон-рь, воссиявший в веках. Калуга, 2015. А. А. Романова Иконография Блж. Лаврентий Калужский. Икона. 3-я четв. XVII в. (ц. вмч. Георгия, «что за верхом», Калуга) Блж. Лаврентий Калужский. Икона. 3-я четв. XVII в. (ц. вмч. Георгия, «что за верхом», Калуга) Древнейшее известное изображение Л. находится в калужской соборной ц. вмч. Георгия «что за верхом» (1700-1701); В. Г. Пуцко датирует его 3-й четв. XVII в., но видит в нем особенности живописи середины века ( Пуцко. 1993. S. 531-534. Il. 6). Возможно, данный образ (91×47) является надгробным, появившимся после обновления раки в 50-х гг. XVII в. (стилистически близок к произведениям этого времени), или его повторением. По сведениям архим. Леонида (Кавелина), в 1750 г., при архим. Киприане, на надгробный образ был сделан серебряный кованый оклад (не сохр., надпись на окладе: «Построена сия окладная риза тшанием и старанием града Калуги купеческих людей и прочих вкладчиков, в лето 1750 месяца февраля 10 дня, при архимандрите Киприане, возобновлена 1786 года»; оклад поновлялся и позже).

http://pravenc.ru/text/2462449.html

Гарнер. Разсужд. III о вере бл. Феодорита: твор. бл. Феодорит. т. 5, стр. 490. Париж, 1649 г. 478 Св. Афанас. вел. Слов. 2 на ариан: твор. ч. 2, стр. 289. 290. Москва, 1852 г. Бл. Август. Об истин. вере, гл. 55, Вопрос. 61 на книг. Бытия, Слов. 273, гл. 6–7 и Прот. Фавста кн. 8, гл. 21: твор. т. 1, стр. 294. т. 3, ч. 1, стр. 294. 773. т. 8, стр. 247, Антверпен, 1700 г. Св. Андр. кесар. Толк. на апокал. стр. 200. Москва, 1768 г. 480 Св. Григор. двоесл. Бесед. на еванг. кн. 1, стр. 69–71. Спб. 1860 г. Нравств. прав. на Иов. кн. 27, гл. 15: твор. т. 1, стр. 866. Париж, 1705 г. 481 Тертулл. Прещен. прот. еретик. гл. 33: твор. ч. 1, стр. 180. Спб. 1847 г. Ориген . Прот. Цельса, кн. 5, чл. 12 и кн. 8, чл. 57: твор. т. 1, стр. 587. 785. Париж, 1733 г. Св. Афанас. велик. Слов. 2 на ариан: твор. ч. 2, стр. 290–291. Москва, 1852 г. Бл. Август. Об истин. вере, гл. 55 и Бесед. на псал. 96, чл. 12: твор. т. 1, стр. 588. т. 4, стр. 787. Антверпен, 1700 г. О св. Иоанне златоусте и бл. Феодорите, на которых также указывают в защиту себя лютеране, не говорим здесь, но скажем в §§ 257–258. 487 «Цельс воображает, будто из того, что мы служим (ϑεραπευειν) Богу с Его Сыном, следует, будто мы думаем, что надобно служить (ϑεραπευειν) не единому Богу, но и слугам его. Если бы он, выразумев, кто, после Единородного Сына Божия, воистину суть слуги Божии, каковы: Гавриилт, Михаил и прочие ангелы и архангелы, сказал, что им надобно служить (ϑεραπευεσϑαι); то я, приняв во внимание различное значение слова служить (ϑεραπευειν), равно как и действий служащаго (ϑεραπευοντος), высказал бы здесь, ради важности предмета, что мог уразуметь о сем. Но как под именем слуг разумеет он демонов, которым покланялись (προσκυνουμενοις) язычники; то непоследовательно говорит, будто мы служим (ϑεραπευειν) тем, которые, по свящ. Писанию, суть слуги лукавого и князя века сего, отвращающего от Бога всякого, кого только может». Ориген . там же, чл. 13: – стр. 751. 491 «Что почитает (colit) ангел, то должен почитать (colendum est) и последний из людей. Самые ангелы желают, чтобы мы почитали (colamus) вместе с ними того единого Бога, созерцая которого онн блаженствуют; ибо и мы блаженны не от того, что видим ангелов, но потому, что видим истину, по которой и самых ангелов любим. Будем чтить (honoramus) их, но любовию, а не служением боголепным (servitute); ибо они не хотят, чтобы чтили (honorari) их так. Справедливо написано, что человек получил от ангела воспрещение кланяться ему и повеление покланяться единому Богу, которого он был слугою». Бл. Август. Об истин. вере гл. 55: твор. т. 1, стр. 588. Антверпен, 1700 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Иерарх Московского Патриархата принял участие в прошедших в Венгрии торжествах по случаю 1700-летия святителя Мартина Турского 29 декабря 2016 г. 13:09 27 декабря 2016 года управляющий Венгерской епархией епископ Подольский Тихон и архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий ( Православная Церковь Чешских земель и Словакии ) совершили в Успенском кафедральном соборе Будапешта Божественную литургию. За богослужением по случаю 1700-летия родившегося в Венгрии святителя Мартина Турского архипастырям сослужило духовенство Венгерской епархии, а также клирики Михаловско-Кошицкой епархии. В храме молилась православная молодежь венского кафедрального собора во имя святителя Николая, которая по благословению епископа Тихона совершает паломничество к святыням венгерской земли. После Литургии епископ Тихон и архиепископ Георгий совершили заупокойную литию по жертвам авиакатастрофы над Черным морем, которая произошла 25 декабря. В слове по окончании богослужения владыка Тихон тепло приветствовал архиепископа Михаловско-Кошицкого Георгия, поздравив его с  Рождеством Христовым и пожелав Божией помощи в архипастырских трудах по окормлению православных верующих Словакии. Со своей стороны владыка Георгий передал слова соболезнования Блаженнейшего митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава . Поблагодарив епископа Подольского Тихона за радость совместной молитвы, архиепископ Михаловско-Кошицкий Георгий поздравил всех присутствовавших с приближающимся праздником. Иерарх особо отметил важность примера святителя Мартина Турского Милостивого для православных христиан не только Венгрии и Словакии, но и всего мира, сообщает  сайт Северо-Восточного викариатства Москвы . Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

стр. 170. Кельн, 1617 г. снес. Толков. на псал. 131: – стр. 305. Бл. Августин. Обозр. своих сочин. кн. 1, гл. 21. твор. т. 1, стр. 23. Антверпен, 1700 г. снес. Бесед. 4 на пятидесятницу: твор. т. 5, ч. 1, стр. 764. Антверпен, 1700 г. Св. Кирил. александр. Толков. на еванг. от Иоанна: твор. т. 4, стр. 131. Париж 1638 г. снес. Разговор. 4 о свят. и единос. Троице: твор. т. 5, ч. 1, стр. 507–508. Париж, 1638 г. 457 Например: Ориген: «Если ты подумаешь, что на одном только Петре создал Бог всю Церковь ; то что скажешь ты об Иоанне, сыне громовом, и о каждом из апостолов? Неужели дерзнем сказать, что только Петра не одолеют врата адовы, а прочих апостолов одолеют? Разве не ко всем им и не к каждому из них относится сказанное: и врата адовы не одолеют ей, и: на сем камени созижду Церковь Мою? Разве также одному Петру даны Господом ключи царства небесного, а другой из блаженных никто не получил их? А ежели сказанное: дам ти ключи царства небеснаго обще всем им; то почему же не обще им всем и сказанное пред тем и после того якобы Петру»? Бл. Иероним: «Камень есть Христос, который даровал своим апостолам, чтобы и они назывались камнями. Ты скажешь, может быть, что Церковь основывается на Петре; но в другом месте показано, что она основывается на всех апостолах, которые все же приняли ключи царства небесного, так что крепость Церкви равно утверждается и на них». Св. Кирилл александрийский : «Твердыня и непоколебимое основание всех есть Христос, подъемлющий и содержащий в благосостоянии все назданное; ибо на Нем все зиждемся в дом духовный, счиневаемые Духом в храм святый, в жилище Ему: ибо Он обитает в сердцах наших чрез веру. Ближайшие же и сроднейшие основания суть апостолы и евангелисты, которые сначала были свидетелями – очевидцами Слова, а потом соделались основанием Веры». Ориген. Толков. на еванг. от Матфея: твор. т. 3, стр. 524–525. Париж, 1740 г. Бл. Иероним. Толков. на пр. Амоса: твор. т. 3, стр. 1430. Париж, 1704 г. Прот. Иовиниана кн. 1: твор. т. 4, ч. 2, стр. 168.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

3) Иные песнопения церковного осьмогласия. Троична на осемь гласов, с запевами: «Троице святая Боже наш слава Тебе»: «Едино триипостасное начало» и проч. Имеются только в ирмол. 1674 и 1709 г., в начальном их приложении. Киевского распева. Тоже в ирм. Головни (л. 21 об.) и у г. Малашкина (стр. 43) с некоторыми изменениями редакции. У г. Малашкина имеются еще Троичны дневные Св. Четырехдесятницы (ор. 50, стр.11). Блаженны на осмь гласов, с запевами – в ирмол. 1674 и 1709 г., при чем в первом из них на секунду выше со случайным бемолем на соль. У г. Малашкина (ор. 45, стр. 3) блаженны с запевами изложены речитативом в два колена. Напев составляет сокращение того же киевского распева (Срв. особенно концы в гласах 2 и 5-м) 11 . Тоже и в ирм. Головни (л.21 об.). Катавасия: «избави от бед», на осмь гласов; в ирмол. 1674 и 1700 г. – одного и того же киевского распева. Богородична (дневные) на осмь гласов: «Грешных молитвы приемлющей» и др. – На 6-й глас положены два, а на 8-й три богородична, – все знаменного распева, как и в Синод. Октоихе (см. после подобнов) с некоторыми разностями редакции. Имеются только в ирмол. 1674 и 1709 г. Тоже и у г. Малашкина, по одному на гласы 1, 2, 4, 6 и 8-й (ор. 46, стр.9). Но у г. Малашкина (Всен. бд., стр. 48) и в ирм. Головни имеется и другой напев тех же богородичных. В одном только ирм. 1709 г. изложены еще следующие песнопения: Стихира на постриг инокам: «Объятия отча», без означения гласов и распева. Тебе Бога хвалим. Напев в две мелодические строки неизвестного напева. Припевы, напеву болгарского: 1) «Слава ти, Троице Святая», 2) «Радуйся обрадованная» и 3) «Пречистая Богородице». У г. Малашкина имеются (ор.46) некоторые припевы на полиелей (величания) – все киевского распева% прочие же изложены в праздничных службах. V. Песнопения постной и цветной Триоди В неделю Блужного сына. Глас 1: «Да познаем братие тайны силу». Стихира распета в характере болгарского распева. Имеется в ирмол. 1674 и 1709 г. Тоже в ирм. Головни (л. 308) на кварту ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Arhiva Mitropolitul Kievului Vladimir a prezidat edina Consiliului Coordonator al efilor instituiilor sinodale ale Bisericii Ortodoxe Ucrainene 2 aprilie 2013 20:38 2 апреля 2013 года в Синодальном зале Киевской митрополии под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира состоялось заседание Координационного совета глав синодальных учреждений при Предстоятеле Украинской Православной Церкви. На заседании были рассмотрены вопросы церковной жизни , а также планы синодальных учреждений по празднованию в 2013 году 1025-летия Крещения Руси, 1700-летия издания Миланского эдикта, 1150-летия начала миссии равноапостольных Кирилла и Мефодия и 900-летия написания «Повести временных лет». В Координационный совет Украинской Православной Церкви входят: Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/2889155...

6-е число Св. и праведного Иова многострадального, жившего между 2100 и 1700 г. до Р. Хр. в стране Уц или Авситидийской, на границах Аравии с Идумеей Жизнь Иова представляет величественнейшую картину человеческого страдания и сам он, «многострадальный», по истине изображает прообраз страдавшего на земле Богочеловека, как и представляется это в учении Церкви 118 . Поразительны сопоставления между страданиями человека Ветхого Завета и Человека Нового Завета. В том и другом поражены были испытаниями, искушениями и неизреченными страданиями не виновные люди, но чистейшие праведники. Тот и другой хотя и изливали в минуты изнеможения скорбь свою в потрясающих воплях: «Душа Моя скорбит смертельно!» «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия...» И наконец: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты оставил Меня!» взывал Иисус на кресте в минуты предсмертной истомы... И в сопоставлении с этими скорбными излияниями Христа – из глубины сорока веков поражают человеческий слух вопли Иова, другого страдальца, недоумевающего среди непосильного томления: «На что дан страдальцу свет, и жизнь – огорчённым душою, которые ждут смерти и нет её, которые восхитились бы, что нашли гроб» ... «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание моё, оно, верно, перетянуло бы песок морей! Оттого слова мои неистовы. Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьёт дух мой; ужасы Божии ополчились против меня»... Но не смотря на эти скорбные излияния Богочеловека и человека – Иова, который сам слова свои называет неистовыми, величие страдальцев не затмилось недостойным ропотом или недостатком веры в Того, Кто предначертал им прискорбнейший путь; и пребыла в них до конца и не поколебалась любовь и преданность воле Пославшего их, чтобы прославить имя Его... 119 . Но обратимся к началу истории Иова. Когда, по изволению Божию, допущен был дух злобы и зависти (в посрамление ему) искусить праведнейшего раба Божьего Иова 120 (только не касаясь души его), да явятся дела Божии на нём, устремился враг человеческий на жертву свою и внезапно подверг Иова всем испытаниям, которые могли бы смутить его и заставить хулить Бога своего... В один из мирных дней наслаждавшегося земным счастьем Иова, как громом поразили его вести одна за другой о потере всего богатого имущества его, о гибели всех детей его. Как же подействовали на праведника эти удары? Он «пал на землю, и поклонился, и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно!» «Во всём этом не согрешил Иов и не произнёс ничего неразумного о Боге».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По Суд.8:27 «из этого сделал Гедеон эфод» – из этого, очевидно, из золотых серег, которые были подарены ему израильтянами; следовательно, эфод был весь золотой; между тем из 39-й главы книги Исход и многих других мест закона Моисеева видно, что первосвященническая одежда того же имени была соткана из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона вместе с золотыми нитями. Вес материала, употребленного Гедеоном на изготовление эфода, не допускает мысли, чтобы это была одежда, сколько-нибудь удобная для ношения; весу в золотых серьгах, которые он выпросил, было 1700 золотых сиклей. Сикль золота, который по своему весу значительно превышал сикль серебра, в настоящее время определяют приблизительно в четыре русских золотника с небольшим, или, по Риму 272 , в 16,37 грамма. Вес 1700 сиклей или всего эфода в таком случае достигает 1 пуда 28 фунтов или 33 фунтов – такой тяжести одежду трудно себе представить. Далее, по переводу LXX, который в данном случае, говорят, нужно признать правильным, эфод был не положен в Офре, родном городе Гедеона (русск. «и положили его»), а доставлен: κα στησεν ατ (т. е. φιδ) ν τ πλει ατο, или в славянском переводе: «и постави его (ефудъ) во град своемъ». «Постави» неизбежно вызывает представление не об одежде, а об истукане, кумире. «И стали все израильтяне блудно ходить туда за ним», буквально вслед его, т. е. эфода. Блудом, блудным хождением на символическом языке Св. Писания называется преступное нарушение союза и завета с Иеговой и уклонение вслед чужих богов; напр., несколько ниже, в стихе 33-м, говорится: «когда умер Гедеон, сыны Израилевы опять стали блудно ходить вслед Ваалов, и поставили себе богом Ваалверифа»; то же и в бесчисленном множестве других мест. По 17-й главе книги Судей, Миха делает эфод из серебра и далее он упоминается наряду с истуканом, литым кумиром и терафимом; равным образом тесная связь эфода и терафима устанавливается у пророка Осии в словах: «долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя и без князя, без жертвы и без жертвенника, без эфода и терафима» ( Ос.3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010