А. Об иконопочитании 1. Доказательства истинности иконопочитания в православной церкви а) Первое доказательство: библейские свидетельства об иконопочитании. Священные предметы (под коими нужно разумет и св. иконы в православных храмах и жилищах) помещались в скинии и храме ветхозаветных: и сделай из золота двух херувимов; чеканной работы сделай их на обоих концах крышки (кивота завета) ( Ucx. XXV, 18 ). – И поставил он (т. е. царь Соломон) херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом (3цар. VI, 27). Поклонением до земли почитали св. предметы и изображения: и пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои и явилась им слава Господня ( Числ. ХХ, 6 ). Почитание священных предметов и изображений выражалось: а) в поддержке постоянного горения светильников пред св. изображением или предметом: прикажи (говорит Господь Моисею) сынам израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда. Это вечное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда ( Лeb. XXIV, 2, 3, 4 ). б) в каждении: на нем (т. е. на жертвеннике) Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им. И когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им. Это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши ( Исх. ХХХ, 7, 8 ). в) в хранении свящ. предметов в храмах:/тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром (2цар. VII, 2). г) в хранении свящ. предметов в домах: и оставался ковчег Господень в доме Аведдара, гефянина, три месяца; и благословил Господь Аведдара и весь дом его. Когда донесли царю Давиду, говоря: Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия; то пошел Давид, и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов (2цар. VI, 11, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» беседа с иереем Алексием Зайцевым, священником Свято-Троицкого храма г. Челябинска «Если у человека нет силы воли, то он не может сделать ничего… Человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Одно крыло — Свою волю — Бог навсегда приклеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, нам тоже нужно приклеить к другому плечу свое собственное крыло — волю человеческую. Если человек имеет сильную волю, то у него есть человеческое крыло, равнодействующее с крылом божественным, и он летит». (Старец Паисий Святогорец ) — Отец Алексий, что такое малодушие? — Со значением понятия «малодушие» очень важно разобраться в самом начале нашего разговора, так как оно не имеет столь ясного и однозначного выражения, как, к примеру, уныние, сребролюбие, ложь, тщеславие. «Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова определяет малодушие как «отсутствие твердости духа, решительности, мужества». Такого рода малодушие сводится к нерешительности, трусости и затрагивает, главным образом, душевные чувства и способности человека. В.И. Даль в своем толковом словаре пытается отразить более глубокую духовную природу малодушия, определяя его как «отчаяние, упадок духа». В этом случае малодушие оказывается следствием действия в человеке таких страстей, как печаль и уныние, и находится с ними в синонимической связи. Если мы попробуем заглянуть в другие словари, то найдем новые оттенки смысла данного слова, и все они будут иметь право на существование. Вот почему мне кажется оправданным дать в пределах нашей беседы понятию «малодушие» следующую расширенную трактовку. Малодушие — это немощь души человека, которому свойственно отсутствие твердости, решимости и последовательности в действиях, вплоть до трусости и предательства. Различные проявления малодушия чаще всего замечаются нами в сфере земной деятельности человека, однако они всегда являются следствием тех духовных слабостей и недостатков, которые сокрыты в глубине человеческого сердца. Развитие малодушия неизбежно приводит к упадку духа и отчаянию.

http://azbyka.ru/o-borbe-s-malodushiem

Реферат читанный 25 января 1902 года, в заседании Церковно-Археологического Отдела при Обществе Любителей Духовного Просвещения Прежде чем приступить к написанию сего реферата, мне необходимо нужно было изучить самую постройку второго Иерусалимского храма. Прочитав с большим вниманием Библию , «Историю Евреев» – Иосифа Флавия и соображаясь с евангельскими сказаниями и преданиями, я нашел, что описание видения пророка Иезекииля дает подробные и точные указания о втором Иерусалимском храме и об окружающих его постройках. Как Зоровавель, так и Ирод Великий и другие строители только постепенно дополняли эти постройки по указанному Господом плану и размерам. Составив по описанию прор. Иезекииля план, я надеюсь составить в свободное время фасад и разрез храма со всеми подробностями, которые определились теперь для меня более ясно, почему я и осмеливаюсь высказать свое предположение о том, как Пресвятая Богородица могла войти в храм и во Святое Святых. Около всего храма, т. е. дворов храма, была построена стена, которая изнутри двора была в 6 локтей вышины и такой же меры толщины; двор был длиной и шириной по 500 л. На этой стене могли стоять римские воины, наблюдавшие за находившимися в храме евреями, и другие язычники, и это место называлось «двором язычников», так как оно находилось не внутри ограды, а на ней самой. На стене этой была устроена Иродом галерея с крышей на колоннах и с фронтоном. На крышу галереи с западной стороны, или, как говорит евангелие, «на крыло храма», возводил диавол Господа Иисуса Христа для искушения; эта сторона была перед Кедронским потоком, заключавшим в себе очень много разного камня. Стена в этом месте доходила снаружи до 70 л., так что самый храм от потока был высотой в 120 л. Входов с этой стороны в ограду храма не было: входы находились с трех сторон, а именно: с северной и с южной стороны, где храм достигал до 60 локтей высоты, со входа восточной стороны, от оврага, где храм был в 100 л. высоты. Через овраг была устроена Иродом галерея с находившимся в ней музеем, по стенам которого были развешаны щиты и другие оружия, отбитые евреями у врагов. Галерея имела 400 л. длины и 50 л. шир. Из нее был подъем в 15 ступеней в притвор храма, устроенный башней, выступавшей из стены.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Fartuso...

Закрыть itemscope itemtype="" > Отец Григорий Из книги «Во Имя Твое...» 07.06.2022 1045 Время на чтение 40 минут   Рассказы из жизни о. Григория Пономарева, зауральского исповедника   О. Пономарева, Е. Кибирева. Отец Григорий. Рассказы из жизни о. Григория Пономарева (1914–1997), зауральского исповедника. — Иваново: «А-Гриф», 2021. — 48 с. ISBN 978-5-6046203-8-0   Книга «Во Имя Твое…» (главы из которой здесь представлены) написана по воспоминаниям дочери священника Григория Пономарева Ольги Пономаревой. О.Григорий был репрессирован в сталинские времена и находился в местах лишения свободы более 16 лет. Он и его супруга Нина Сергеевна родом из потомственного священства; их родители архим. Ардалион и прот. Сергий Увицкий причислены к сонму святых. О.Григорий—хранитель Царского Креста, принадлежавшего семье Государя HukoлaяII. Отец Григорий и матушка Нина прожили вместе 61 год и 2 дня и почили во Господе в один день, 25 октября 1997 года, явив своей смертью пример истинно христианской кончины.   Арест  В мокром палисаднике хозяйничала осень. Холодными ночами и утренними заморозками она подбирала забытые ею разноцветные опавшие листья, сворачивая их в серые, скучные трубочки, гасила последние живые краски в пожухлой траве, постукивала ночами оторвавшимся на крыше железом, жалобно подпевала у печной заслонки, словно предупреждая: «Это только начало…» Конец лета и осень 1937 года для молодой семьи Пономаревых выдались особенно напряженными. Сердце матушки Нины больно сжималось от тягостных предчувствий. События чередовались с такой быстротой, что трудно было реагировать на них адекватно. Радость и горе смешались вместе. С одной стороны—горечь по поводу повальных арестов близких людей, а с другой—рукоположение псаломщика Григория Пономарева в сан диакона. Ко всему пережитому добавилась новая радость: у молодой четы родилась дочка— их маленькая Леля. Ольга—семейное имя и Увицких, и Пономаревых, и теперь в роду появилась еще одна Ольга. Волна арестов нарастала повсеместно. Вот уже черное крыло беды накрыло и Вознесенскую церковь в Невьянске. Арестовали и куда-то увели настоятеля храма, благочинного невьянских церквей протоиерея Григория Ивановича Лобанова и священника Леонида Михайловича Коровина. Увели Николая Ивановича Иванова—протодиакона этой же церкви, а вскоре пришли за казначеем храма Ведуновым Иваном Ивановичем и секретарем Церковного совета Уткиной Анной Васильевной.

http://ruskline.ru/analitika/2022/06/07/...

Община Евангельских Христиан в Духе Апостольском (Vilniaus Krikscioniu Evangeliku Apastalu Dvasioje bendruomene) образовалась в Вильнюсе в 1950 году, когда объединились верующие, приехавшие в город на работу, преимущественно из белорусских деревень (Ошмяны, Гольшаны и др.). В 1957 году Павлом Пецевичем был рукоположен первый пастор общины – Николай Степаненко. Богослужения проходили по частным квартирам, т.к. община не была зарегистрирована. Через десять лет (1967), под влиянием проповедника Крыжановского, Степаненко уклоняется в ересь и его снимают с поста пастора. Следующие 15 лет церковь посещают приезжие пасторы, пока наконец в 1982 году, после двух лет проверки служением, все тот же Павел Павлович Пецевич пастором рукополагает нынешнего руководителя общины Ивана Станкевича. В 1979 году община регистрируется, но при этом не входит ни в какие союзы. И поныне она остается самостоятельной церковью, поддерживающей с братьями по вере только неформальные отношения (фактически материнской церковью, с мнением которой считаются, является Мостовская община). Через некоторое время после регистрации община получила разрешение проводить собрания в помещении клуба нового района Балтупяй. В 70-ых годах церковь уже насчитывала порядка 50 человек, она выросла за счет естественного прироста – рождения детей у первых верующих. В 1989 году церковь получила разрешение на строительство Дома Молитвы, а в 1990 был получен пустой участок на улице Дзуку. В 1992 году началось, собственно, само строительство по проекту архитектора Вишняускаса. Уже в декабре 1992 года было готово левое крыло храма, в котором начались проводиться регулярные богослужения. Строение храма шло долго и трудно, часто не хватало денег и здание возводилось усилиями верующих. Полностью закончено оно было только в 1999 году, и богослужения были перенесены в центральный зал. Ныне число верующих остается таким же, как и 30 лет назад – около 50 человек, большая часть потомственные члены церкви. Также молитвенные общины собираются в Клайпеде и Висагинасе.

http://religare.ru/2_32078.html

После восстановления в 2005 г. Крестовоздвиженского храма и возрождения КБМ (в статусе мужского) тема воссоздания его главного собора получила новое развитие, однако до принятия решения о конкретном воплощении столь масштабного проекта на протяжении последующего десятилетия дело не доходило. Вместе с тем, было восстановлено правое крыло Крестовоздвиженского корпуса и облагорожено место обретения КИБМ, с которого демонтирован надземный с. 9] Ситуация кардинально изменилась в 2015 г. в связи с продвижением руководством Татарстана плана создании Болгарской исламской академии, поддержанного Президентом России В.В. Путины м. С учётом местной этнорелигиозной специфики было принято решение об одновременной реализации двух проектов - мусульманского и православного (в качестве которого определено воссоздание собора КИБМ). 2 октября 2015 г. с целью ознакомления с историческим местом, на котором планируется возродить собор, КБМ посетил председатель Попечительского Совета Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры (РФВПиК) РТ, Государственный Советник РТ М.Ш. с. 67] Официальным началом реализации данных проектов следует считать 4 ноября 2015 г., когда Президентом РТ Р.Н. Миннихановым был подписан Указ УП-1066 «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери». Его издание в День народного единства и День празднования Казанской иконе Божией Матери имело важное символическое значение. О подписании указа Президент РТ Р.Н. Минниханов объявил в своём приветствии в адрес участников гала-концерта республиканского этнокультурного фестиваля «Наш дом - Татарстан-2015», прошедшего 4 ноября 2015 г. в г. Казани в Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени М. 27] В соответствии с указом, «в целях сохранения и развития традиционных духовных ценностей, укрепления межконфессионального и межнационального мира и согласия», было постановлено: поддержать инициативу Духовного управления мусульман (ДУМ) РФ, Центрального духовного управления мусульман России иДУМ РТ по созданию в г. Болгаре Спасского муниципального района РТ научно-образовательного и духовно-просветительского мусульманского центра «Болгарская исламская академия» (БИА), а также инициативу Татарстанской митрополии РПЦ и Мэрии г. Казани «о воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери в рамках комплекса Казанского Богородицкого монастыря».

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/10/...

Смерть и вера на Донбассе Слово архиепископа Новоазовского Варсонофия к духовенству Псковской епархии      Ситуация, конечно, для духовенства нашей епархии такая — крестоношение. Когда мирная жизнь, и вдруг это все разрывается, снаряды падают возле храмов, в храм, а у тебя семья, дети, супруга, и… Конечно, сначала было недоумение, потом благословили и на епархиальном совете владыка (митрополит Иларион) благословил выехать на время, вывезти семью, а священник возвращался на место служения. У нас нет закрытых храмов. У нас есть разбитые храмы, есть сожженные храмы, но там все равно проходят богослужения — в подвалах, в приспособленных каких-то помещениях. У нас нет закрытых храмов. У нас есть разбитые храмы, есть сожженные храмы, но там все равно проходят богослужения Люди передвигаются тогда, когда нет обстрелов. Перерыв есть — совершается служба. Нет литургии — обедница, нет обедницы (нет возможности) — служится молебен, Причащение запасными Дарами. Но службы есть — каждый священник на своем месте. Но это еще не самое страшное, ведь епархия наша разделена фронтом. И в Донецкой епархии 70 приходов находятся на украинской стороне. И там за одно слово, за поминание Святейшего Патриарха — это тюрьма, это пытки. А священники служат, служат исповеднически. У них там немножко потише, таких обстрелов нет, как у нас, но опасность не меньше, чем у нас. Очень много было и задержаний, очень было избиений много, и в тюрьмах были. И вот, буквально, в Горловской епархии зимой обменяли священника одного, которого арестовали и пытали, и благодаря вмешательству Святейшего Патриарха его обменяли, и он сейчас здесь, в Москве, проходит реабилитацию. Вот такая ситуация у нас… Митрополит Тихон (Шевкунов): — Владыка, простите, а стреляют в Донецке у вас по жилым домам прямо, да? — Ну ситуация такая, владыка. Вот, сегодня у меня тоже престольный день — я тоже являюсь настоятелем храма Святой равноапостольной княгини Ольги. Он находился в Торгово-промышленной Палате, где-то метров 800 от Донецкого аэропорта. 24 июля 2014 года я служил там последнюю литургию. В августе этот храм уничтожили, то есть в Торгово-промышленной Палате 2 крыла — в одном крыле служебные помещения, в одном крыле храм. Это крыло уничтожили.

http://pravoslavie.ru/155195.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Подготовка к строительству Третьего храма? О возможных последствиях столкновений на Храмовой горе у мечети аль-Акса 11.05.2021 5680 Время на чтение 9 минут До вчерашнего дня результатом политики Нетаньяху было то, что еврейское государство смогло оказаться в намного более выигрышном, нежели прежде, положении: «больше нет арабо-израильского конфликта, есть только палестинско-израильский». Зато теперь, после столкновений на Храмовой горе, конфликт вновь может выйти на принципиально иной уровень: из палестино-израильского превратиться не просто в арабо-израильский, но в общеисламо-израильский. В Иерусалиме резко обострился израильско-палестинский конфликт. За последние двое суток в столкновениях между израильскими полицейскими и арабами пострадали более 300 человек. Вечером в понедельник военное крыло палестинского движения ХАМАС и запрещённая в РФ террористическая организация «Палестинский исламский джихад» выпустили по городам Израиля несколько ракет. По информации The Jerusalem Post, армия обороны Израиля перехватила семь ракет системой противоракетной обороны «Железный купол», выпущенных в сторону Иерусалима. Причиной нынешнего обострения стало решение выселить несколько арабских семей из домов, принадлежавших до 1948 года евреям. Палестинцы считают, что реституция утерянной израильтянами собственности несправедлива. Арабы забаррикадировались и начались стычки с полицией. Ситуация обострилась в ночь с 7 на 8 мая, когда полицейские начали операцию на Храмовой горе во время молитвы мусульман. Арабы вступили в драку с силовиками, используя всё, что попадалось под руку. В ответ на это полиция применила слезоточивый газ и резиновые пули. Политический курс Биби непоследователен Доктор исторических наук, политолог Алексей Малашенко в разговоре с «Газетой.Ru» отметил, что пока очень трудно судить, почему конфликт вспыхнул именно на Храмовой горе в священный месяц Рамадан. «Я почти уверен, что это частный случай, инициатива местных властей. Очень вряд ли на правительственном уровне сейчас был бы отдан приказ изгнать эти несколько палестинских семей. Пострадавших много, что вызвало возмущение далеко не только в Палестине, но и во всем мусульманском мире. Как сейчас Нетаньяху будет выкручиваться — непонятно. Он умный человек, и понимает, что ничего хорошего эта ситуация для его страны не сулит».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/11/po...

«Стояла елка с огоньками, только жить не хотелось». Жена священника – о приемных детях и победе над депрессией Сейчас она с трудом понимает, как выжила – но работа дала шанс 13 декабря, 2019 Сейчас она с трудом понимает, как выжила – но работа дала шанс Девичьи мечты, скорое замужество, переезд в село и усыновление троих детей – как жила образцовая семья священника и какие трудности ее постигли. Что делать, если дети сводят с ума и нет сил провести расческой по волосам, и почему именно работа дала шанс на выздоровление после тяжелой депрессии, рассказывает супруга священника и мама троих приемных детей Ольга Тунская. На 4-5-м курсе университета я очень хотела замуж. Я уже много где поработала к тому времени, никакая работа мне особо не нравилась. К ужасу мамы, я с образованием, на которое ушло немало сил и нервов, ушла работать в… церковную лавку. И эта работа действительно мне приносила удовольствие. Я глубоко убеждена, что современным храмам и монастырям необходимы курсы работников свечных прилавков и церковных лавок. Это ведь тот человек, которого, переступая порог храма, люди видят первым. Кто-то пришел купить 40 свечек в 40 храмах, кто-то должен подать первый раз в жизни записку, а девушка в плюшевом костюме с заячьими ушками натурально испугалась великопостных облачений и с дрожью в голосе спросила, кто у нас умер. Тут важно не психануть, не разозлиться, потому что за день ты слышишь десятки однообразных глуповатых вопросов. Нужно с любовью, юмором и терпением отвечать, объяснять, помогать.  Так вот, я работала и была очень довольна своей жизнью, но все равно хотелось замуж. С этим вопросом я часто надоедала своему духовнику, на что он улыбался и советовал все-таки закончить учебу, получить диплом, а потом заниматься этим вопросом. Духовником у меня был схиархимандрит Павел (Судакевич), я его не выбирала, это был первый священник, которого я встретила на пути своего воцерковления и сразу попала под его крыло. Батюшка был стареньким, невероятно добрым и, как говорили люди, прозорливым. 

http://pravmir.ru/iz-pisma-u-nas-stoyala...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Зачем птицам клобучок? Недалеко от Московской кольцевой автодороги находится бывшая усадьба Трубецких - Знаменское-Садки. Своё название Знаменское она получила в честь деревянного храма Знамения, поставленного в 1687 году на землях прежнего хозяина - боярина Никиты Семёновича Урусова. На территории усадьбы в окружении столетних дубов и бархатных зелёных полян сейчас расположен НИИ охраны природы, а среди яблоневого сада усадьбы стоят вольеры с хищными птицами: соколами, орлами, ястребами и совами - это Русский соколиный центр. О птицах, что живут на ферме рассказал нам научный сотрудник Александр Иванович: " Это коршун, в него стрелял охотник, здесь его выхаживали, за три года он перенес множество сложных операций, одно крыло безнадежно повреждено, летать он не будет. А то наш филин Нафаня, лиса пыталась его съесть, пришлось сделать вольер. Сейчас там отложено три яйца. Скоро будут птенчики. Некоторых птиц держат даже за двойным ограждением, потому что они опасны для людей, нельзя подходить к клетке ближе, чем на метр. " Видели мы и орла-беркута. Такая птица может запросто поймать молодого волка. Он жил в городской квартире и однажды улетел от своего хозяина. Вызвали специалиста с Соколиной фермы. Пришлось с беркутом идти пешком, никто не хотел везти такого опасного " пассажира " . Кстати, беркуты - верные птицы, они выбирают себе пару на всю жизнь. Белоплечий орлан очень понравился нашим ребятам. История его появления здесь тоже невеселая. Его привезли из Московского зоопарка, мальчишки сломали ему лапу. Увидели и самого храброго, и вместе с тем самого маленького сокола-гербиона и пустельгу - наиболее распространённую хищную птицу Центральной Европы. По одной из версий, название " пустельга " птица получила от способа охоты на открытых пространствах (пастбищах) и происходит от основы " пас " (звучало примерно " пастельга " ) и имело значение " высматривающая " . Во время охоты пустельга висит в воздухе, часто трепеща крыльями, и высматривает добычу, а зрение у нее такое, что если бы умела пустельга читать, то прочитала бы всю таблицу для проверки зрения с расстояния 90 метров.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/136...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010