Соответственно такому расширению внутреннего пространства храма в его верхних частях, храм должен был расширяться и снаружи. По своим наружным формам храм напоминал корабль, расширяющийся вверху, или Ноев ковчег; Возвышавшиеся и раздвигавшиеся одна над другою внутренние платформы или боковые этажи выходили наружу из нижней основной части стены тремя выступами: нижний выступ на 5 локтей, средний выступ на 6 новых локтей дальше нижнего и верхний еще далее на 7 локтей. Такие огромные выступы из отвеса стены требовали для себя особых подпор, каковыми были три ряда каменных колонн с четвертым рядом кедровых пилястров; последние стояли при основной части стены. Пилястры имели 5 локтей высоты, колонны первого ряда 10 локтей, колонны второго ряда 15 локтей и колонны третьего или наружного ряда 20 локтей высоты. Соответственно высоте, колонны увеличивались и в диаметре: диаметр наружных колонн 3 локтя, в следующих рядах 275 и 175 локтя. Таким образом вдоль трех стен храма, северной, южной и западной, образовались колоннады или крытые аллеи среди рядов колонн, под широкими навесами выступавшей в верхних частях стены храма, наружная аллея высокая и постепенно понижающиеся внутренние. Рисунок 51. Внешний вид храма Соломона по Пэну Существование таких колоннад вокруг храма доказывается: а) самою необходимостию, потому что без них не на чем было бы опереться расширенной верхней части храма; б) свидетельством 3Цар.6:6 , что боковые расширения покоились не на стене храма; в) свидетельством 3Цар.6:36, 7:12 , что во внутреннем дворе, начиная от притвора храма, стояли три ряда каменных колонн и один ряд кедров (кедровых пилястров); г) свидетельством Иезекииля, Иез.42:6 , где о трех ярусах других камер внутреннего двора говорится, что они уже не опирались на колонны, чем ясно предполагается здесь же здание, стоявшее на колоннах; д) свидетельством LXX толковников в 3Цар.6:33 , предполагающим при корпусе храма галереи из четырех рядов колонн, στοα τετραπλς (в славянском: притворы четверогубо); е) аналогиею дворца Соломона, между прочим также предназначавшегося для хранения оружия ( Ис.22:8 ) и утверждавшегося на четырех рядах колонн и имевшего снаружи выступы из отвесной линии ( 3Цар.7:9 ); ж) свидетельством 1Ездр.5:8, 6:4 , что храм Зоровавеля, который не мог отличаться от Соломонова, имел в своих стенах три ряда круглых камней ( , колонн) и один ряд из дерева (деревянных пилястров или столбов); з) наконец следующим свидетельством мишны (Middoth IV, 4): «нижнее крыло или галерея имела 5 локтей, а ее деревянный навес (robad) 6 локтей; средняя галерея 6 локтей, а ее деревянный навес 7 локтей, и верхняя галерея 7 локтей». «Таким образом, заключает Пэн, после многовекового забвения истинного вида ветхозаветного храма, среди превратных представлений о нем, начинающихся с Иосифа Флавия, подлинный храм ныне снова воссиял миру, благодаря сделанным мною открытиям».

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

И после Ирода постройки в системе дворов продолжались еще долго, почти до самого его разрушения римлянами (до 64 года по Р. Хр. «Antiquitates Iudaicæ», XX, 9:7). В реставрации Ирода иерусалимский храм, по объему своей площади, достиг опять тех пределов, какие были указаны ему Соломоном. Если у Иосифа Флавия говорится о расширении храмовой площади при Ироде, то это нужно понимать только об его отношении к храму Зоровавеля. Мы уже видели, что вся площадь, занятая и приведенная в порядок Зоровавелем, была так незначительна, что совершенно терялась среди развалин обширных дворов Соломона. Мы видели также, что первосвященник Симон праведный обратил внимание на часть Соломоновой площади, не вошедшую в черту храма Зоровавеля. Но то, что было сделано здесь Симоном, было недостаточно для Ирода. Нужно думать, что при Ироде все вообще наружные стены храма были значительно исправлены, выровнены и во многих местах совершенно заменены новыми. От стены первого иерусалимского храма на месте остался только мол, т. е. нижняя часть стен до уровня земляной насыпи внешнего двора, так как вавилонские победители Иерусалима считали оконченным свое дело разрушения после того, как были снесены ими собственно стены или то, что возвышалось над уровнем Соломоновой насыпи. Кроме того, на восточной стороне, наиболее отдаленной от города, утомленные разрушением вавилоняне оставили нетронутою значительную часть стены внешнего двора во всю ее высоту. Она целиком вошла в перибол храма Иродов и продолжала в народе называться Соломоновою («Antiquitates Iudaicæ», XX, 9:7). На этой восточной наружной стене двора нужно полагать и упоминаемое в евангелиях крыло храма, πτεργιον το ερο ( Мф.4:5 ; Лк.4:9 ), с которым связана история искушения Иисуса Христа диаволом. О высоте этой стены, увеличивавшейся еще проходящим внизу ущельем, Иосиф Флавий говорит, что она могла вызвать головокружение у созерцавших ее сверху. Напрасно некоторые исследователи ищут крыла, указанного в евангелиях, во внутреннем дворе храма и даже на корпусе самого храма, на том основании, что в тексте говорится о крыле не двора, а храма, το ερο (Schegg, Matthaus, 1:443).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

(10) Так как уверовали многие, даже из властей, то иудеи пришли в смятение: книжники и фарисеи стали говорить, что так, пожалуй, весь народ будет ожидать в Иисусе Христа. Все вместе пошли к Иакову и сказали ему: „Просим тебя, удержи народ: он заблуждается, думая, что Иисус и есть Христос. Просим тебя: вразуми всех, кто придет в день Пасхи, относительно Иисуса; тебе мы все доверяем. Мы и весь народ свидетельствуем о тебе, что ты праведен и не взираешь на лица. Убеди толпу: пусть не заблуждаются об Иисусе (11), и весь народ, и все мы послушаем тебя. Стань на крыло храма, чтобы тебя видели и чтобы слова твои хорошо слышал весь народ. Ведь на Пасху собираются все колена, а с ними и язычники“. (12) Упомянутые книжники и фарисеи поставили Иакова на крыло храма и закричали: „Праведный! Мы все обязаны тебе доверять. Народ в заблуждении об Иисусе распятом; объяви нам, что это за „дверь Иисуса“. И ответил он громким голосом: „Что спрашиваете меня о Сыне Человеческом? Он восседает на небе одесную Великой Силы и придет на облаках небесных“. (14) Многие вполне убедились и прославили свидетельство Иакова, говоря: „Осанна Сыну Давидову“. Тогда книжники и фарисеи стали говорить друг другу: „Худо мы сделали, позволив дать такое свидетельство об Иисусе. Поднимемся и сбросим его, чтобы устрашились и не поверили ему“. (15) И они закричали: „О! И праведный в заблуждении!“ Они исполнили написанное у Исаии: „Уберем праведного, он для нас вреден; они вкусят плоды дел своих“. Они поднялись и сбросили праведника. (16) И говорили друг другу: „Побьем камнями Иакова Праведного“, и стали бросать в него камни, так как, сброшенный вниз, он не умер, но, повернувшись, стал на колени, говоря: „Господи Боже, Отче! Молю Тебя, отпусти им, ибо не знают, что делают“. (17) Когда в него так бросали камнями, один из священников и сыновей Рехава, сына Рехавима, о ком свидетельствовал пророк Иеремия, закричал: „Остановитесь! Что вы делаете? Молится за вас праведник!“ (18) Кто-то из них, какой-то суконщик, ударил праведника по голове скалкой, употребляемой в его деле. Иаков мученически скончался. Его похоронили на том же месте возле храма; стела эта и доныне возле храма. Он правдиво засвидетельствовал и иудеям, и грекам, что Иисус есть Христос. Вскоре Веспасиан осадил их“.

http://azbyka.ru/fiction/okean-very-rass...

Подчеркиваем — сверхъестественное , ибо и проделка, и чудо тут же теряют свою ценность, если только человек понимает, что в них действуют всего лишь природные силы. Ведь антихрист обольстит людей не тем, что продемонстрирует перед ними могущество природы, но тем, что он убедит людей принять его знамения как сверхъестественные, возникающие из потустороннего мира и, таким образом, свидетельствующие о миссии, данной ему свыше. Он предстанет перед миром как мессия, как избранный и призванный, и будет совершать великие знамения для того, чтобы убедить людей принять его и преклониться перед ним. Поэтому все его знамения должны будут переживаться людьми как сверхъестественные. Иначе они не будут чудесами, тем более великими и значимыми. Все это заставляет предположить, что в понимании антихристовых знамений как проделок и трюков, о чем говорилось выше, отсутствует разгадка той серьезности, которую придает им Откровение, и поэтому такое понимание не раскрывает их подлинного характера. Если, как обычно считают, чудо есть событие в природе, не имеющее в ней причины, то так понимаемое чудо может совершить и дьявол. Разве не было чудом, когда дьявол взял Христа из пустыни, перенес Его в святой город и поставил на крыле храма? Или когда он вознес Его на очень высокую гору и показал все царства мира и их великолепие? Это было действительно событие в природе: все это Христос видел не во сне, но Он действительно был вознесен на крыло храма и на вершину горы; Он действительно видел царства мира с их славой и богатством. Однако это событие в природе не имело в ней причины: Христос сам не взбирался ни на крыло храма, ни на гору; у Него не было ни телескопа, ни особо острого зрения, чтобы объять мир. Причина этого события была сверхъестественная. Правда, не божеская, но дьявольская. Однако это ее свойство нисколько не уничтожает ее сверхъестественности, ибо дьявол тоже существо сверхъестественное. И разве не было чудом обращение дьявола к Еве в раю? Змей не приснился Еве, она действительно видела и действительно слышала его речи.

http://predanie.ru/book/84483-tayna-bezz...

Ранний рассказ (ок. 93 г. н. э.) о смерти Иакова мы находим у Иосифа Флавия, который говорит, что его побили камнями (Иудейские древности, 20.9.1). Сообщение Иосифа Флавия в значительной степени согласуется с данными позднейшего церковного историка Егезиппа, писавшего в середине второго века. Оба довольно точно датируют это событие временем смерти Феста, наместника Иудеи, что позволяет отнести его к 62 году н. э. Оба согласны, что оно произошло тогда, когда для этого открылось «окно возможностей»: новый наместник Альбин был уже назначен, но еще не успел прибыть в Иудею и взять в свои руки управление. Рассказ Егезиппа более обстоятелен, и в нем Иаков гибнет, строго говоря, вследствие не одного лишь побивания камнями. Согласно Егезиппу, Иаков пользовался огромным уважением у евреев-нехристиан, прежде всего благодаря своим аскетическим подвигам и многочасовым молитвам. Он был широко известен как «Праведный», и его свидетельство об Иисусе как о Спасителе привело к обращению в христианство многих иудейских начальников. И вот, когда после смерти Феста область осталась на короткое время без наместника, иудейские власти решили, что с Иаковом пора что-то делать: Все вместе пошли к Иакову и сказали ему: «Просим тебя, удержи народ: он заблуждается, думая, что Иисус и есть Христос. Просим тебя: вразуми всех, кто придет в день Пасхи, относительно Иисуса; тебе мы все доверяем. Мы и весь народ свидетельствуем о тебе, что ты праведен и не взираешь на лица... Стань на крыло храма, чтобы тебя видели...» Упомянутые книжники и фарисеи поставили Иакова на крыло храма и закричали: «Праведный! Мы все обязаны тебе доверять. Народ в заблуждении об Иисусе распятом; объяви нам, что это за “дверь Иисуса”?». И ответил он громким голосом: «Что спрашиваете меня о Сыне Человеческом? Он восседает на небе одесную Великой Силы и придет на облаках небесных»... Тогда книжники и фарисеи стали говорить друг другу: «Худо мы сделали, позволив дать такое свидетельство об Иисусе. Поднимемся и сбросим его, чтобы устрашились и не поверили ему»... Они поднялись и сбросили праведника. И говорили друг другу: «Побьем камнями Иакова Праведного», и стали бросать в него камни, так как, сброшенный вниз, он не умер... Кто-то из них, какой-то суконщик, ударил праведника по голове скалкой, употребляемой в его деле. Иаков мученически скончался... (цит. у Евсевия 2.23, Maier 1999, рр. 81–83).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/nov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСР-ИБН-ВАРДАН монументальный комплекс визант. военно-адм. построек в Сирии. Находится в 62 км к северо-востоку от г. Хамы, над зап. склоном террасированного холма. Визант. название неизвестно. Комплекс состоит из дворца, храма и казарм. Очевидно, являлся резиденцией военного командира пров. Сирия Вторая. Согласно надписям, был построен в конце правления имп. Юстиниана I, в 561-564 гг. На капителях храма имеются монограммы имени Георгий, который был, вероятно, строителем и 1-м командиром гарнизона. Причиной постройки К.-и.-В. и соседних крепостей (Халабия, Русафа, Маскана) явилась необходимость укрепления границы провинции, в т. ч. после опустошительного рейда сасанидского царя Хосрова I на Антиохию в 540 г. Комплекс реставрирован Управлением древностей (под рук. К. Шехаде). Каср-ибн-Вардан. 561–564 гг. План комплекса: 1. Храм. 2. Дворец. 3. Казармы Каср-ибн-Вардан. 561–564 гг. План комплекса: 1. Храм. 2. Дворец. 3. Казармы Дворец расположен в сев. части комплекса и представляет собой здание квадратной формы (50×50 м) с помещениями вокруг центрального квадратного двора. В наиболее узком северном крыле, состоящем из анфилады помещений, находились главные ворота и конюшни. Вост. и зап. крылья шире и включают 2 ряда помещений, разделенных крестообразными в плане опорами: в зап. крыле предположительно располагались жилые помещения командира и службы, в восточном - баня. Лучше всего сохранилась главная часть дворца - 2-этажное юж. крыло сложного плана: по его оси находится зал с апсидой на юге и, вероятно, на севере, к к-рому с запада и востока примыкают 2 зала с одной апсидой и 4 боковыми помещениями у каждого; за ними располагалось еще по одному овальному залу с боковым помещением. Юж. крыло, очевидно, предназначалось для приемов, в т. ч. глав местных араб. племен. Вариации тетраконхиального (или триконхиального) зала характерны для рим. парадной архитектуры. Дворец сложен из чередующихся близких по высоте поясов известняковых блоков (по 3 ряда в поясе) и светлого кирпича (по 11 рядов в поясе). По типу строения напоминает епископский дворец в Бостре и в дальнейшем повлиял на планировку омейядских дворцов (напр., в Мшатте).

http://pravenc.ru/text/1681235.html

Исходным пунктом для нас, в данном случае, может служить название юго-восточного угла харама Офелом или Офлою как в священных книгах, так и у Иосифа Флавия и раввинов. Даже те исследователи, которые на нынешнем юго-восточном углу харама помещают дворец Соломона (Варрен), продолжают называть его Офелом. В этом, без сомнения, заключается большое противоречие, так как в древних свидетельствах Офел не только не отождествляется с царским дворцом, но и прямо ему противополагается; о царском дворце и Иосиф Флавий не выражался бы так неопределенно: так называемая Офла. Следовательно, на юго-восточном углу харама нужно предполагать что-нибудь одно: или дворец или Офел. Посмотрим, однакож, какими именно чертами изображается Офел или Офла у древних писателей. Прежде всего нужно заметить, что самое слово Офел или Офла значит нечто вздымающееся и высокое. Вершина Офела, по свидетельству предания, была одним из высочайших пунктов древнего Иерусалима, и его высота была особенно заметна со стороны Кедрского потока. В талмуде (иерус. Taanith, III, 67:1) есть такое место: «позволительно-ли молиться о прекращении больших дождей? Позволительно было бы разве в таком случае, если бы человек, ставший на крыле Офела, keren ha-Ophel, мог омыть свои ноги в Кедрском потоке». Весьма вероятно, что этот рог или крыло Офела есть то высокое крыло храма, о котором говорится в Евангелии. Но башня Офела не была одиночная башня, но имела против себя башню другого имени. В книге Исаии ( Ис.32:14 ) читаем: «дворец будет покинут, шумный город будет оставлен, Офел и Бахан навсегда останутся простыми пещерами и будут служить убежищем для диких ослов». Из этого места открывается: а) что Офел по своему значению есть низшее место после царского дворца и всех вообще городских построек; б) что он состоит, между прочим, из каких-то подземелий, так как ему угрожается, что он обратится в пещеру для ослов, вместо того, чтобы быть населенным людьми; в) Офел есть нечто не самостоятельное, но стоящее в некоторой связи с другою башнею по имени Бахан.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

А предположение, что Христос был поставлен на крыле храма над (указываемою) глубокою долиною, находит прием из желания объяснить искусительную силу предложения диавола именно опасностью положения. Особенно наглядно это желание проявляется у Гримма. Полагая с уверенностью, что под крылом храма нужно разуметь во всяком случае выдающееся по высоте место на храмовой крыше, на которое нельзя было взойти естественно и с которого сойти можно было не иначе, как бросившись auf gut Glück, Гримм продолжает: вознесенный туда против воли насилием сатаны, утомленный физически и исполненный естественного желания отделаться от близкого и невыносимого присутствия богопротивника, Иисус был настолько в беспомощном и безысходном положении, что предложение диавола – в уповании на Бога броситься вниз – было действительно тяжелым искушением 112 . Но стараться объяснить силу искушения из физической безысходности положения значит отказаться от разумного понимания этой силы. Для объяснения силы искушения нет нужды предполагать, что Иисус Христос был поставлен на самом опасном месте храмовой крыши и разыскивать, где было такое опасное место. Достаточно предположить, что это было довольно высокое место, с которого, хотя можно было бы сойти естественно, однако броситься и не коснуться о камень ногою можно было бы только при помощи сверхъестественной силы. И прежде всего нет нужды предполагать, что Иисус Христос был поставлен на самой высокой части собственно храмовой крыши, т.е. на крыше собственно храма ( νας), которая, притом же, была уставлена гвоздями в предохранение от птиц; с другой стороны, нет нужды представлять дело так, что Христос был поставлен над пропастью, во-первых, потому, что, по сообщению Гегезиппа, фарисеи и книжники поставили Иакова праведного на крыло храма и затем, когда сбросили его, он не умер ( καταβληθες οκ πθανεν), так что его уже добили, и, во-вторых, потому, что по смыслу искушения его предметом было торжественное и чудесное, при помощи сверхъестественной силы, явление Христа с высоты пред дверями храма – ввиду народа, но для очевидности этой сверхъестественности явления достаточно было порядочной высоты и не было нужды в пропасти: с этой стороны не мог стоять и народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Довольно важное отличие изречения о „мерзости запустения” в 9от двух остальных параллельных мест книги Даниила заключается в прибавлении слов: (ве аль кенаф), и на крыле 174 . Именем крыла, полагают, означается крыло Иерусалимского храма, т. е. кровля, или скат кровли. Смысл пророчества при таком понимании слова канаф, можно думать, тот, что идолы, или другие явные признаки „мерзости запустения” будут поставлены даже на кровле храма, так что даже издали и всем будет видно осквернение его. Понимаемое в значении крыла храма, слово канаф сближает изречение 9с параллельным Евангельским изречением, потому что в последнем мерзость запустения определяется как стоящая на святом месте. Поэтому и можно предполагать, что Иисус Христос, ссылаясь в изречении о мерзости запустения на Даниила, имел в виду именно пророчество, находящееся в 9 главе, пророчество о седьминах. Но в словах Иисуса Христа молчаливо подразумеваются и пророчества о мерзости запустения, изложенные в 11 и в 12 главах книги Даниила. Ведь и в них речь идёт не о какой-то иной мерзости запустения, а именно об оскверняющей святыню, стоящей на святом месте. Говорится о прекращении ежедневной жертвы, а это не означает ли опустошения и даже искоренения святыни? В виду существенного сходства всех трёх предсказаний о „мерзости запустения” в книге Даниила самая мысль о том, что Иисус Христос имел в виду изречение о мерзости запустения именно в пророчестве о седьминах, есть не больше, как предположение, догадка. Да и как догадка она имеет силу только при понимании слова канаф в значении кровли или вообще какой-либо части храма. Между тем, есть и иное толкование этого слова в данном изречении Даниила, Так, гебраист Гезений переводит изречение Даниила следующим образом: и на крыльях мерзости опустошитель, т. е. явится; и изъясняет этот перевод так, что „враг Церкви, т. е. антихрист, представляется здесь носимым на крыльях мерзостного идола, подобно тому, как Иегова представляется носимым на Херувимах” 175 . Объяснение остроумное и не безосновательное, если припомним, что антихрист будет подражать действиям Бога и Христа, возмнивши себя Богом. Св. Ефрем Сирин говорит, что в те времена „самим змеем с великой властью будут совершаемы знамения и чудеса, когда в страшных призраках покажет он себя подобным Богу, будет летать по воздуху, и все бесы, подобно Ангелам, вознесутся пред мучителем” 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

просветительское общество «Слово», которое возглавила прихожанка Всехсвятской церкви Лариса Афанасьевна Лукошявичене. Л.Лукошявичене выступила организовала так называемвый Православный дом . В его стенах несколько лет работала православная начальная школа, устраивались беседы, художественные выставки и концерты. Люди тянулись к храму и бескорыстно служили ему. Когда советские войска покидали Литву, некоторые бывшие военнослужащие после провозглашения независимой Республики остались в Клайпеде. Показательна судьба одного из таких людей – недавнего начальника клайпедского военного госпиталя, полковника медицинской службы. Отставной офицер стал прихожанином Всехсвятского храма. В церковном здании оборудовали медицинский кабинет, где бывший военврач консультировал прихожан, оказывал им первую необходимую врачебную помощь. Он помогал страждущим безвозмездно, врачуя тела богомольцев у храма, где излечивались и души... Община деятельно занялась преображением храма и территории вокруг него. Рядом находилось полуразвалившееся здание, на которое в условиях развернувшейся компании по приватизации нашелся покупатель, немедля оформивший строение на свое имя. Новый хозяин приступил было к ликвидации остатков дома с намерением возвести – буквально вплотную к храму – нечто по собственному проекту. Однако, благодаря активности прихожан, планы частника удалось расстроить. Представители общины стучались во все двери и в конце концов добились того, что мэрия отменила свое предыдущее решение, и передала этот участок Всехсвятской общине. Вскоре силами прихода здесь соорудили пристройку к основному зданию храма, поглотившую спорный «объект». В этом крыле ныне устроены жилые помещения для священнослужителей. Церковную территорию обнесли оградой, а перед ней оборудовали стоянку для автомобилей. Пристроили крыло и по другую сторону здания церкви. Люди верующие и не верующие, видя, что православные не сидят без дела, а благоукрашают храм, предлагали свои услуги. Поначалу в пристройке размещались только кухонька да небольшая комната, где проходили занятия воскресной школы. Постепенно ее расширяли, и вот уже три года, как здесь действуют крестильня, библиотека, а также специальные помещения для нуждающихся, где четыре раза в неделю кормят благотворительными обедами. Основные продукты питания поступают из подсобного хозяйства общины. Есть участок за городом, где выращиваются картофель, капуста, морковь, свекла, а в парниках – помидоры, огурцы.

http://sobory.ru/article/?object=06009

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010